Общие условия установления налогов и сборов презентация

Опубликовано: 14.05.2024

Стариков Юрий Сергеевич

Презентация ученицы к уроку "Правовые основы системы налогов и сборов" Руководитель : Стариков Ю.С.

ВложениеРазмер
pravovye_osnovy_sistemy_nalogov_i_sborov_gladkova_alina.pptx 750.25 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правовые основы системы налогов и сборов Презентация Алины Гладковой Учитель: Стариков Юрий Сергеевич

Система принципов налогообложения Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Принципы построения налоговой системы: 1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах. – принцип единства системы налогов и сборов. – принцип трехуровневого построения налоговой системы России. – принцип определенности системы налогов и сборов. – принцип стабильности системы налогов и сборов. – принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах. – принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов. – принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов. – принцип оптимальности построения системы налогов и сборов. – принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

В ст. 3 НК РФ дан исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой политики государства: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Видовое многообразие налогов способствует их классификации по различным основаниям:

1) в зависимости от плательщика: – налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.). – налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных законом случаях (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц); – общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса, и определяется наличием какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, водный налог);

2) в зависимости от формы обложения: а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником: – личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); – реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог); б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость).

3) по территориальному уровню: а) к федеральным налогам и сборам относятся: – налог на добавленную стоимость; – акцизы; – налог на доходы физических лиц; – единый социальный налог; – налог на прибыль организаций; – налог на добычу полезных ископаемых; – налог на наследование и дарение; – водный налог; – сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; – государственная пошлина. б) к региональных налогов и сборов: – налог на имущество организаций; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог. в) к местным налогам относятся: – земельный налог; – налог на имущество физических лиц.

4) в зависимости от канала поступления: – государственные налоги – полностью зачисляемые в государственные бюджеты; – местные налоги – полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты; – пропорциональные налоги – распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам; – внебюджетные налоги – поступающие в определенные внебюджетные фонды;

5) в зависимости от характера использования: – налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретных мероприятий или затрат, на которые они расходуются; – целевые налоги – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий;

6) в зависимости от периодичности взимания: – разовые налоги – уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий; – регулярные налоги – взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика.

Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы (п. « з » ст. 71 Конституции РФ). Способ установления налога, включая процедуру принятия (опубликования), является конституционным принципом. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, по общему правилу акты вступают в силу при одновременном соблюдении двух условий: – истечении одного месяца со дня их официального опубликования; – наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Также в ст. 5 НК РФ допускается возможность придания вступившим в указанном порядке в законную силу актам обратной силы , т. е. распространения действия содержащихся в них норм на правоотношения, возникшие до введения этих актов в действие.

Во-первых , имеют обратную силу независимо от специального указания на это (п.3 ст. 5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах: – устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства; – устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Во-вторых , могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п.4 ст.5 НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах: – отменяющие налоги и (или) сборы; – снижающие размеры ставок налогов (сборов); – устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; – иным образом улучшающие их положение.

При этом согласно п.2 ст.5 НК РФ обратной силы не имеют акты налогового законодательства: – устанавливающие новые налоги и (или) сборы; – повышающие налоговые ставки, размеры сборов; – устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; – устанавливающие новые обязанности; – иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников налоговых правоотношений.

Таким образом, по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу, т. е. влекут юридические последствия для участников налоговых правоотношений, по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и при наступлении 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

При этом действие содержащихся в них правовых норм в строго определенных Кодексом случаях может распространяться на правоотношения, возникшие до этого момента. Данные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Понятие установления налогов и сборов

Принято считать, что введение в действие налогов и сборов связано лишь с процессом их будущего взимания, а государство обладает правомочиями и не несет каких-либо обязанностей, за исключением процессуальных.

Однако такое мнение ошибочно, поскольку существует определенный порядок установления налогов и сборов. Обязанность по их внесению возникает у граждан и организаций только после того, как государство, а в некоторых случаях и муниципалитеты, соблюли эти правила.

Прямое понятие установления налогов и сборов в Федеральных законах отсутствует. Однако можно использовать особенности, присущие ему. Общие условия установления налогов и сборов определены в ст. 17 НК и, наряду с другими базовыми нормами служат основой для определения понятия установления обязательных платежей. Раскроем следующие принципы установления налогов:

1. Происходит на основании принятых решений уполномоченными органами. Они устанавливаются законодательными органами Российской Федерации, а также субъектами РФ. Наряду с ними, решения принимают представительные муниципальные органы. При этом, субъекты Федерации и местные власти имеют производные полномочия.

2. Конституция РФ и НК предполагают введение налогов и сборов при условии, если каждое действие, входящее в процесс, соответствует определенным правилам. Их несоблюдение служит одним из доказательств для признания таких норм противоречащими Основному закону. Необходимость повышенных требований связана с соблюдением баланса интересов частных и публичных лиц и образований.

3. Принятое решение, предполагающее введение налогов или сборов, должно соответствовать требованиям правовой формы. Она определена в НК РФ. Это сделано в целях обеспечения единства законодательства.

4. К содержанию решения тоже предусмотрены определенные требования. Оно должно содержать все необходимые части налога или сбора. В противном случае, оно даже не потребует отмены, поскольку отсутствие хотя бы одной обязательной части влечет автоматическую недействительность акта и не потребует доказательств в суде. Методы расчетов должны позволить исчислить сумму обязательств.

Исходя из указанных характеристик, условия установления налогов и сборов, можно определить, как особый процесс принятия решений уполномоченными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципалитетов, итогом которого становится принятие соответствующего всем требованиям акта, содержащего все необходимые элементы обязательного платежа.

Юридический состав налогов и сборов

Элементы налогов и сборов делятся на обязательные и необязательные. В соответствии со ст. 17 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены следующие элементы: объект налогообложения, его база, налоговый период, ставка налога, порядок его исчисления, а также порядок и сроки уплат налога.

Особенности таких платежей связаны с необходимостью максимально четко определить обязанности субъектов налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из них создаст правовую неопределенность. Поэтому оно послужит основанием для отмены или изменения акта, устанавливающего налог. При установлении налогов учитывается фактическая способность вовлеченных в их расчет и уплату лиц исполнить все необходимые обязанности.

В случае со сборами, их юридический состав значительно меньше. Должен быть определен круг субъектов налогообложения (в случае с госпошлиной плательщиком средств выступает лицо, обращающееся за получением госуслуг), а остальные элементы зависят от предмета платежа.

Если речь идет о том, чтобы получить сведения из ЕГРП или ЕГРЮЛ, то пошлина предусматривает размер, не требующий порядка исчисления. В случаях, когда лицо обращается в суд, присутствует как размер, так и порядок исчисления. Используется как один из этих элементов, так и оба.

Другой особенностью является то, то уплата пошлины предшествует появлению объекта налогообложения. Без доказательств первого, не может возникнуть второй.

Особенности обязательных элементов налога и сбора

Методы формирования законодательства выразились в том, что каждый обязательный элемент того или иного налога выделен в самостоятельную статью НК РФ. В качестве примера, можно рассмотреть положения 2-й части этого документа, регулирующие НДФЛ.

Под ними понимаются все юридические и физические лица. В случае с НДФЛ речь идет только о последних.

2. Объект налогообложения.

Он состоит из юридических фактов, с возникновением которых закон связывает обязанность уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. В случае с НДФЛ таким основанием является получение дохода, в частности, от продажи недвижимости или автомобилей.

3. Налоговая база.

Под ней понимаются стоимостные характеристики объекта налогообложения, выраженные в рублях. В ситуации с НДФЛ, ей является размер заработной платы. А при определении налога на имущество – кадастровая стоимость недвижимости, принадлежащей налогоплательщику.

4. Налоговый период.

В качестве него рассматривается календарный год, либо иной промежуток времени, в рамках которого определяется показатель налоговой базы. В случае с НДФЛ, речь идет о календарном годе, а в ситуации уплаты акцизов – 1 месяц.

5. Налоговая ставка.

Она представляет собой величину отчислений по налогам на единицу измерения налоговой базы. Она может быть, как фиксированной в рублях, так и выражаться в процентах. Первый случай встречается при транспортном налоге, а второй при уплате НДФЛ. Комбинированный тип ставки предусмотрен при подаче судебных исков, где предусматривается твердая сумма платежа и процент от суммы исковых требований.

Если этот элемент выражается в процентах, то выделяют пропорциональный (стабильный), прогрессивный (возрастающую с увеличением налоговой базы ставку), а также регрессивный (уменьшающуюся ставку, если база растет) метод регулирования ставки.

6. Порядок исчисления налога.

Это набор правил, который определяет то, на кого возложена обязанность расчета, подлежащего уплате денежных обязательств в бюджет. Сведения об этом порядке содержат соответствующие нормы НК. По общему правилу, налогоплательщик самостоятельно исчисляет количество подлежащих уплате денежных средств. Правила могут отличаться даже в рамках 1-го вида платежей. В случае с получением оплаты по трудовому договору, это делает работодатель, а при продаже недвижимости или автомобиля исчисление НДФЛ проводится самим субъектом налогообложения.

Возможны и случаи, когда размер подлежащих оплате денежных средств определяется налоговой инспекцией. Примером служит транспортный налог, квитанции об уплате которого она присылает.

7. Порядок и срок уплаты налога.

Что касается сроков внесения налога, то они могут быть указаны в виде календарной даты, либо исчисляться временными периодами (год, квартал, месяц). В НК представлены все варианты.

Помимо сроков, необходимо наличие порядка уплаты налога. Он состоит из характера действий, которые могут состоять во внесении нескольких платежей авансового типа, либо единовременной оплате всей суммы. Также должен указываться способ уплаты. Под ним понимается внесение наличных денежных или безналичных средств и учреждение, через которое происходит оплата.

Необязательные элементы налогов и сборов

В число этих элементов входят налоговые льготы и основания для их применения.

В качестве примера можно рассмотреть случаи опеки или утраты трудоспособности. Для граждан, осуществляющих ее над детьми, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ. При этом, речь не идет об автоматическом их применении.

Установление налоговых льгот предполагает представление налогоплательщиком соответствующих доказательств.

Также потребуется заявление. В качестве таковых могут выступать договоры опеки. В случае утраты трудоспособности потребуются документы уполномоченного органа. Только после изучения предусмотренных документов инспекция примет решение об применении льгот.

Помимо опеки, можно рассмотреть случаи льгот при взимании сборов. Примером служат дела, рассматриваемые судами по вопросам установления алиментов. В этих случаях, заявление не требует оплаты госпошлины.

Особенности процедуры установления налогов и сборов

Федеральные налоги устанавливаются законами, принимаемые Государственной Думой в форме поправок или дополнений в НК и действуют на всей российской территории. Региональные и местные налоги действуют на части российской территории, находящейся в пределах их административных границ. Последние могут приниматься по вопросам, находящимися в их ведении.

Согласно ст. 12 НК РФ, происходит разграничение полномочий при установлении местных налогов, а также при установлении региональных налогов. Согласно этим правилам, все указанные платежи должны быть составной частью НК. При этом, регулированию на местах подлежат налоговые ставки а также порядок и сроки уплаты налогов. Примером служит транспортный налог, ставка которого в каждом регионе своя.

Также к числу вопросов, решающихся на региональном и муниципальном уровнях относятся особенности определения налоговой базы, а также льготы, включая основания и порядок их использования (заявление или автоматическое применение), если такие вопросы находятся в ведении регионов и муниципалитетов.

Законодательными органами субъектов РФ принимаются решения об установлении налогов в форме законов. При установлении местного налога представительными органами муниципалитета, используется форма акта, предусмотренная его уставом.

Сведения о новом акте, включая его текст, должны публиковаться в официальных изданиях.

Порядок вступления в действие таких актов предполагает определенные сроки. Они не могут применяться ранее следующего налогового периода. Другим ограничением служит невозможность вступления в действие даже в следующем налоговом периоде, в случаях, когда сведения об акте, включая его текст, были опубликованы менее, чем за месяц до его начала.

Налоговая система РФ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Налоговая система РФ

Налог - обязательный, индивидуально-без-возмездный платёж, взимаемый с организа-ций и граждан в форме отчуждения принад-лежащих им на праве собственности денеж-ных средств, в целях финансирования обес-печения деятельности государства (п. 2 ст. 8 НК РФ). Сбор - обязательный взнос, взимаемый с ор-ганизаций и физических лиц, уплата которо-го является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госоргана-ми, органами местного самоуправления юри-дически значимых действий, включая пре-доставление определённых прав на выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Необходимость налогов: Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и исполь-зуются им для выполнения политиче-ских, экономических, внешнеэкономиче-ских, оборонных, социальных и других функций. С помощью налогов государство дости-гает относительного равновесия между общественными потребностями и ресур-сами для их удовлетворения.

Функции налогов: Фискальная; Регулирующая; Стимулирующая; Распределительная; Контрольная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимы-ми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством её образуется центральный денежный фонд государст-ва. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрас-тает.

Регулирующая функция Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. регулирование развития народного хо-зяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующем в обществе, является закон стоимости.

Стимулирующая функция С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический процесс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.

Распределительная (пере- распределительная) функция Посредством налогов в бюджете концент-рируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проб-лем, как производственных, так и социаль-ных, финансирование крупных межотрас-левых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Контрольная функция способствует количественному и качест-венному отражению хода распредели-тельного процесса, позволяет контроли-ровать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счёте позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения).

Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой: Налоговый механизм Налоговое планирование и прогнозирование Управление налогообложением и налоговый контроль Налоговое регулирование

Налоговое планирование и прогнозирование это оценка хозяйственно-воспроизвод-ственных ситуаций за истекший период, оценка перспектив хозяйственного раз-вития и на основе этого выработка кон-цепции налогообложения, законодатель-ное закрепление процедуры налогообло-жения и утверждение бюджета по налогам. Налоговое прогнозирование – определе-ние экономически обоснованного разме-ра поступлений налогов, подлежащих уплате конкретным налогоплательщиком.

Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздей-ствие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегули-рование внутри отчислений. Система налогового регулирования представляет собой комплекс меропри-ятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурса-ми в рамках налоговой системы.

Управление налогообложением и налоговый контроль осуществляются аппаратом специалистов с помощью особых приёмов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны – льготы и санкции. Налоговый контроль осуществляется за правильностью отчисления, своевремен-ностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фон-ды от юридических и физических лиц. Контроль налоговых органов начинается с постановки налогоплательщиков на учёт в налоговых органах.

Основные элементы налога объект; субъект; источник налога; ставка налога; налоговая льгота; срок уплаты; налоговый оклад и др.

объект налога – имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект – налогоплательщик, т.е. физиче-ское или юридическое лицо, которое обя-зано в соответствие с законодательством уплатить налог; источник налога – доход, из которого вы-плачивается налог; ставка налога – важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.);

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговарива-ется в законодательстве, а за его наруше-ние, независимо от вины налогоплатель-щика, взимается пеня в зависимости от просроченного срока; налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогопла-тельщиком с одного объекта обложения.

Классификация налогов и сборов По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на виды: налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); налоги с имущества (предприятий и граждан); налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на опера-ции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организа-ций; на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги,взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость и др. Они взимаются с конкретного физиче-ского и юридического лица.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услугу); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоговая система это совокупность налогов, пошлин и сбо-ров, установленных государством и взи-маемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансо-вых ресурсов, а также совокупность прин-ципов, способов, форм и методов их взимания.

Элементы налоговой системы: совокупность налогов и сборов; налоговое законодательство; формы осуществления налогового контроля; принципы построения налоговой системы.

Виды налогов Федеральные налоги и сборы, порядок их зачисления в бюджет или внебюджет-ный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, налоговые льготы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с действую-щим Налоговым кодексом и взимаются на всей ее территории. К ним относят: налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, страховые взносы и др.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относят: налог на имущество организаций, транспортный налог, единый налог на вменённый доход, налог на игорный бизнес. Виды налогов

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответ-ствии с Налоговым кодексом и норма-тивными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных обра-зований о налогах. К ним относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Виды налогов




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Рожкова Наталья ВикторовнаНаписать 18626 09.12.2015

Номер материала: ДВ-243320

  • Другое
  • Презентации
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    09.12.2015 9550
    09.12.2015 2735
    09.12.2015 340
    09.12.2015 806
    09.12.2015 730
    09.12.2015 426
    09.12.2015 804

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 3 ст. 17 Кодекса при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, а именно:

  • плательщики сборов;
  • объекты обложения сборами;
  • ставки сборов;
  • порядок исчисления сборов;
  • порядок и сроки уплаты сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ).

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ (специальные налоговые режимы).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Что такое налог: Видео

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает обязанность уплаты налогов и сборов. Согласно положениям указанной статьи, фискальные платежи должны быть установлены в законодательном порядке.

Общие условия установления налогов и сборов

Основным законом, регулирующим налоговую систему РФ, является Налоговый кодекс. В статье 17 НК РФ прописан порядок установления налогов и сборов.

Для того чтобы налог был признан установленным, по нему должны быть определены:

Элемент Характеристика
Налогоплательщик Лицо, на которое возложена обязанность уплаты фискального платежа.
Объект налогообложения То, что подлежит обложению: доходы, имущество.
База налогообложения Количественное или денежное выражение объекта обложения.
Налоговый период Временной промежуток, по истечении которого налогоплательщик рассчитывает сумму платежа и перечисляет его в бюджет (квартал, год).
Ставка Тариф, установленный в относительном выражении (в процентах) или денежном эквиваленте, на основании которого рассчитывается сумма фискального сбора.
Порядок исчисления Применяемый порядок расчета суммы к уплате.
Порядок и сроки уплаты Законодательством может быть установлена единовременная уплата или, например, равными долями в течение периода. Также по различным фискальным платежам устанавливаются различные сроки уплаты.

Кроме того, по налоговому платежу могут устанавливаться льготы, вычеты и иные преференции.

Чтобы признать иные фискальные сборы законными, необходимо, чтобы устанавливающий их орган установил по ним:

  • плательщика;
  • необходимые для взыскания элементы обложения.

Например, по некоторым неналоговым перечислениям в бюджет может не устанавливаться база обложения. К таким платежам относится госпошлина за регистрацию юридического лица. Размер ее установлен в фиксированной сумме — 4000 руб. и не привязан к какой-либо базе.

Виды и уровни установленных бюджетных перечислений в РФ

Установление и введение налогов и сборов зависит от их уровня. В РФ существуют следующие виды фискальных платежей:

Вид налога Перечень относящихся к уровню налоговых перечислений
Федеральные НДС, акцизы, НДФЛ, на прибыль, НДПИ, водный, госпошлина, сбор за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов
Региональные На имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный
Местные Земельный, на имущество физических лиц, торговый сбор

Кто имеет полномочия введения в действие новых фискальных платежей

Правила уплаты перечислений в бюджет и их введение в действие осуществляются в определенном порядке.

Федеральные устанавливаются НК РФ. Они действуют на всей территории России. Правила их начисления устанавливаются Кодексом и не могут быть изменены региональными или местными властями.

Региональные устанавливаются не только НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Они действуют на территории региона, законодательная власть которого ввела его в действие. Несмотря на то, что основные правила налогообложения прописаны в НК РФ, региональным властям в определенных кодексом пределах делегируется право установления: ставок, сроков уплаты и порядка начисления.

Местные действуют только на территории муниципального образования, представительные органы которого ввели его в действие нормативным правовым актом. Местным органам власти НК РФ также может предоставляться право установления ставок, сроков уплаты и порядка начисления. Если право упорядочивания взимания налога не делегировано, то правила исчисления применяются в соответствии с НК РФ.

Читайте также: