Общественная организация налогообложение и отчетность

Опубликовано: 16.05.2024

Какую отчетность должна представлять общественная организация, не ведущая никакой коммерческой деятельности?

Ответ на этот вопрос подготовлен Инспекцией ФНС России по г. Зеленогорску Красноярского края и опубликован в «Налоговых вестях Красноярского края» № 11, июнь 2012.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств.

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2013 года будет действовать другой закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

При представлении некоммерческими организациями налоговой отчетности (деклараций) необходимо иметь в виду следующее.

Налог на прибыль . Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

Статьями 285, 286 и 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

титульный лист декларации;

лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" (без приложений);

лист 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".

НДС . Аналогичная ситуация по НДС (ст. ст. 143, 174 НК РФ). Поэтому по истечении налогового периода некоммерческая организация представляет декларацию по НДС. Титульный лист и раздел 1 заполняются в обязательном порядке. Заполнение других разделов и приложения к декларации зависит от наличия у организации операций, подлежащих отражению в этих разделах и приложении к декларации. Так, организация, осуществляющая за налоговый период только деятельность, операции по которой освобождены от налогообложения, помимо титульного листа и раздела 1 заполняет раздел 7.

Налог на имущество организаций . Некоммерческие организации, имеющие имущество, исчисляют и уплачивают налог на имущество организаций в том же порядке и сроки, что и коммерческие (ст. ст. 373, 386 НК РФ). Специальных правил для подачи налоговой декларации также не предусмотрено. При этом не имеет значения, ведет организация коммерческую деятельность или нет.

НДФЛ . Некоммерческая организация, которая является источником получения дохода для физического лица — плательщика НДФЛ, признается налоговым агентом. Следовательно, она исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает сумму налога в бюджет. По итогам налогового периода налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующие сведения.

Транспортный налог . Плательщиками транспортного налога на основании ст. 357 НК РФ являются только лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. В соответствии со ст. 363 НК РФ, если организация имеет транспорт, то она обязана представлять налоговую декларацию в установленном порядке, независимо от того в какой деятельности транспортные средства используются.

Земельный налог . Некоммерческие организации, обладающие землей на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, уплачивают земельный налог (ст. 388 НК РФ). Поэтому по итогам налогового периода они подают в налоговый орган налоговые декларации по месту нахождения земельного участка.

Кроме того, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, согласно п.3 ст.80 НК РФ, представляются всеми налогоплательщиками.

Таким образом, по действующему налоговому законодательству некоммерческие организации обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту учета независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

орган общественной самодеятельности;

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Порядок регистрации общественных организаций (объединений)

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

- операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.

Какую отчетность сдают НКО

НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.

Бухгалтерская отчетность НКО

Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.

Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.

При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.

НКО на ОСНО

Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.

НКО на УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.

Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.

Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.

При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.

Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.

Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.

В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.

Отчетность НКО в Минюст РФ

НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).

Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:

  • в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
  • в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.

Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.

НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.

Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.

Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.

О порядке представления отчетности некоммерческими организациями

Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.

Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.

Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.

Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Способы передачи отчетов:

  • личный визит;
  • почтовое отправление;
  • через оператора электронного документооборота;
  • по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
  • публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
  • публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.

Ответственность НКО за непредставление отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.

Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Необходимо ли сдавать бухгалтерскую отчетность общественной организации (субъект малого предпринимательства, применяющий УСН) в налоговую инспекцию при численности работников организации до 100 человек?


Согласно п. 1 ст. 117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. При этом общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями (п. 2 ст. 117 ГК РФ).
Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии с Законом N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но только если это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Организации, применяющие УСН (перешедшие на УСН), освобождены от ведения полноценного бухгалтерского учета нормой п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ. Указанные организации ведут только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, в соответствии с действующим на текущий момент законодательством организации, применяющие УСН, не обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. Аналогичное мнение нашло отражение в письмах Федеральной налоговой службы от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ и УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 N 18-11/118639@. В первом из писем сказано также, что налоговые органы не вправе привлекать эти организации к налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ и частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В Информации УФНС России по Саратовской области "Какую отчетность сдают некоммерческие организации", в частности, разъяснено: "Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Они признают доходы и расходы в порядке, установленном в гл. 26.2 Налогового кодекса. Следовательно, у них отсутствует обязанность составлять и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность".
В то же время, по мнению Минфина России, независимо от режима налогообложения положения п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ не освобождают НКО от необходимости ведения бухгалтерского учета. Такой вывод может быть сделан на основании письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67 - в нем хотя и были даны разъяснения, касающиеся обществ с ограниченной ответственностью, полагаем, что данная логика может быть распространена и на другие организации. В частности, было сообщено, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц. Федеральные законы являются специальными для соответствующих организаций. Соответственно, такие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно указанным федеральным законам, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке (независимо от наличия в Законе N 129-ФЗ нормы об освобождении этих организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А в письме Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/2/98 такое мнение было высказано в отношении акционерных обществ, применяющих УСН. По мнению ведомства, они обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Вместе с тем п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указывает, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Пунктом 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ определено, что к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится, в частности, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
Следовательно, у общественной организации существует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности своим учредителям и органам государственной статистики. При этом, повторим, в настоящее время общественная организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не обязана представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о целевом использовании полученных средств;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 16-15/083119@).
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со ст. 15 Закона N 129-ФЗ (письма УФНС России по г. Москве от 22.06.2010 N 16-15/065028@, от 26.08.2011 N 16-15/083119@). Пунктом 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ определено, что общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет о целевом использовании полученных средств.
Действующие в настоящее время формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н). Приказом N 66н утверждена также форма отчета о целевом использовании полученных средств. Вместе с тем, как следует из п. 2 Приказа N 66н, отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Иным некоммерческим организациям п. 4 Приказа N 66н рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.
При этом согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Аналогичное мнение нашло отражение в информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)".
Из пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что средняя численность работников организаций, применяющих УСН, не должна превышать 100 человек. Данное положение согласуется с нормой пп. "б" п. 2 части 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", по которой средняя численность работников малых предприятий не должна превышать 100 человек.
Таким образом, получается, что в рассматриваемой ситуации общественная организация, применяющая УСН, является субъектом малого предпринимательства. В этом случае бухгалтерскую отчетность некоммерческая организация вправе составить в сокращенном объеме.
Так, на основании п. 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).
Дополнительно в Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности (п. 18 Информации). Кроме того, субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, не представлять информацию по сегментам, не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 19 Информации).
Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).
В п. 17 Информации также указано, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В письме УФНС России по Иркутской области от 10.02.2012 N 16-26/002187@ сообщено, что некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.
Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность общественной организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Кроме того, в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, то в составе годовой бухгалтерской отчетности учредителям представляется и аудиторское заключение*(1). Повторим, в настоящее время организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, в связи с чем у указанных организаций отсутствует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган.
Статьей 32 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусмотрено вступление в силу указанного закона с 1 января 2013 года.
Согласно пп. 1 части 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ коммерческие и некоммерческие организации признаются экономическими субъектами.
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, установлен частью 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не включены в вышеуказанный перечень лиц.
Таким образом, с 1 января 2013 года они должны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46, от 23.10.2012 N 03-11-09/80).
При этом Законом N 402-ФЗ не предусмотрены переходные положения для организаций, применяющих УСН, при переходе к ведению бухгалтерского учета. Иными словами, остается непонятным, на основании каких данных будут заполняться в бухгалтерском балансе входящие остатки по активам и обязательствам на начало 2011-2012 годов (например, в том случае, если в эти периоды организация-упрощенец не вела бухгалтерский учет в добровольном порядке).
По мнению некоторых авторов, организации, применяющие УСН, должны будут сдавать бухгалтерскую отчетность уже за 2012 год. Так, например, эксперт журнала "Российский бухгалтер" В. Семенихин придерживается мнения, что, так как в Федеральном законе N 402-ФЗ не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2013 года, то организации, применяющие УСН, в 2013 году будут сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Для этого организациям необходимо уже в 2012 году начать ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона N 402-ФЗ. При этом те организации, которые уже вели бухгалтерский учет в полном объеме, должны продолжать вести его и дальше, но с учетом требований Федерального закона N 402-ФЗ. Те же организации, которые не вели учет, должны перед его началом произвести инвентаризацию всех активов и обязательств, для того чтобы выявить их входящие остатки на 1 января 2012 года (Годовой отчет 2011: изменения в бухгалтерском учете и отчетности с 2012 года (В.Семенихин, "Российский бухгалтер", N 1, январь 2012 г.)).
К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось.*(2). Мы полагаем, что они должны появиться в ближайшее время.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона N 402-ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2013 года на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ организации должны будут представлять в налоговые органы по месту своего нахождения только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

5 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В силу пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.
*(2) Проект федерального закона N 174312-6 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" предлагает внести в ст. 6 Закона N 402-ФЗ изменения в части освобождения от ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих УСН. На сегодняшний день данный законопроект направлен в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в некоммерческих организациях


Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.

Отчетность в Минюст РФ

НКО в России разделены на три группы:

  • общественные объединения (общественные организации и движения);
  • НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • иные НКО (ассоциации, союзы, фонды, частные учреждения, автономные НКО).
Разберем подробнее особенности подготовки отчетности в Минюст РФ для каждой группы.

Общественные объединения

1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.

2. Уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.

нко1

НКО, выполняющие функции иностранного агента

НКО2

Иные НКО

1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;

2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.

Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.

Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».

Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.

НКО3

Ответственность за непредставление отчетности

При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:

Бухгалтерская отчетность

Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.

Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

НКО4

Статистическая отчетность

НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.

Читайте также: