Общее название совокупности налогов податей и иных повинностей населения московского государства это

Опубликовано: 25.04.2024

В развитии феодализма в России и странах Европы много общего, но есть и существенные различия. Эти различия проявились и в налогообложении. Причем связи здесь прямые и обратные. Система налогообложения определялась, с одной стороны, властными отношениями, с другой стороны, влияла на развитие общественных отношений. Каковы результаты этого взаимодействия, и какие альтернативы существовали? Рассмотрим этот вопрос на примере становления Московского государства на рубеже XV / XVI вв.

Государство средних веков – это армия плюс налоги. Внешние угрозы требуют мобилизации, для развертывания и содержания армии нужны налоги. Эти факторы сыграли свою роль и в становлении Московского государства. Даннические отношения с Золотой Ордой прошли такой путь: набеги и разорение; сбор дани баскаками и откупщиками; ярлык на великое княжение плюс сбор дани; дань без ярлыка. Начало последнему этапу положил Дмитрий Донской (1359−1389), правление которого знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе. После Куликовской битвы дань была уже другая. Выплата дани или, так называемого «выхода», заставляла удельных князей собирать налоги на своей территории, и как-то договариваться между собой. Хотя личные потребности северно-русского князя и его двора, по мнению А.С. Лаппо-Данилевского, удовлетворялись силами и средствами его двора, а не сбором налогов [5, 1]. Тем не менее, появился источник обогащения, а история показывает, что налоги, однажды введенные, редко отменяются. В 1389 г. в договоре между князьями встречается условие: если Бог переменит Орду, то дань идет в собственную казну каждого из договаривающихся князей [6, 14]. Конечно, не налоги явились главным фактором возвышения Москвы, но этому способствовали. Московский князь нес ответственность за сбор и уплату «выхода» Золотой Орде.

Тягло в Московской Руси – это подати, натуральные налоги и повинности неслужилого населения [9, 574]. В удельных княжествах складывается своя система налогообложения. Первоначально преобладала натуральная форма уплаты, к концу XV в. ей на смену приходит денежный оброк. Д.П. Маковский предполагает, «что величина и тип повинностей (оброка) устанавливались писцами, видимо, с учетом «старины», старых повинностей, известной договоренности с крестьянами и степени сопротивления их увеличению оброка» [8, 81]. Члены патриархальных общин, помимо обработки общинных полей, несли и другие повинности трудом для общины, которые были узурпированы государственной властью и феодалами.

Крестьянская среда являла собой пеструю картину. Здесь и свободный хлебопашец, и половники, и бобыли, и другие лица. Крестьян собственников было не так много. В Новгородской земле их называли своеземческими людьми, в Смоленской земле − земцами. Источниками собственности были разработка новых мест и разделы общинных пашен. Количество их постепенно сокращается, в суде было трудно отстоять право собственности. Конфликты возникали часто с монастырями, расширяющими свою деятельность. Чтобы сохранить за собой участок, крестьянину приходилось утверждать, что это земля, хотя и лично им разработанная, или доставшаяся по наследству, является землей Великого князя. (Если он настаивал, что земля его личной собственности, то суд мог склониться в пользу монастыря).

В свое время получила активное обсуждение проблема русской общины. Особенно большой интерес к ней проявляли славянофилы. Существуют разные точки зрения на этот счет. Ряд ученых (Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич и др.) полагают, что крестьянская община порождена государственной властью исключительно в фискальных целях. П.Н.Милюков также создание сельской общины связывал с податной тяглой организацией, необходимой для уплаты дани [2, 17]. А.С. Лаппо-Данилевский прослеживает трансформацию общины в Северной и Южной Руси. Он показывает, что условия формирования общин были разные, даже на территории Северной Руси процесс шел по-разному. Принципы государственного деления, формы собственности оказали свое влияние на процессы образования и трансформации общин. Для выполнения великокняжеских повинностей, сбора «выхода», мелкие общины объединяли в волости. Объединение земель мелких собственников приобретало также форму складничества. Б.Д. Греков считает, что русская община выполняла фискальные функции, поскольку власть не имела достаточного для сбора налогов аппарата не только в Киевское время, но и в более поздние времена [3, 283].

В земледельческой стране основным прямым налогом является земельный налог. Практика налогообложения пришла к идее и способам реализации земельного кадастра. В России своеобразно был решен этот вопрос – посредством описания земель. Переписи населения в целях обложения его данью практиковались еще в XIII в. Ранние переписи совмещались со сбором дани. Сошное письмо учитывает качеству земель и устанавливает различное давление налогов на категории плательщиков (Табл.1).

Таблица 1 Соотношение разрядов земель по уровню налогообложения (в четвертях пашни)

Разряды поземельных владений

В черных волостях

В монастырских вотчинах

В мирских поместьях и вотчинах,

в дворцовых землях

Источник: Лаппо-Данилевский А.С., 2010. С. 226.

Московская соха – счетная единица, используемая для оценки налогоспособности земель и установления оклада налога. Более высокий уровень налогообложения установлен для черных земель. Власть ослабляет налоговое давление на монастырские и боярские земли, создавая возможность получения дохода феодалом. Неравномерность налогообложения это «родимое пятно» налоговой системы Московской Руси.

Процесс присоединения уделов к Москве меняет назначение переписи. Сохраняется назначение писцовых книг − перепись тяглого населения с целью распределить тягло. Называются также такие функции: освоение вновь присоединенных областей, верстания поместьями служилых людей [1, 12]. В Новгороде, например, первая перепись, совершаемая великокняжескими писцами, была проведена в 1476−1478 гг. После 1478 г. часть государственных оброчных земель раздавались в поместья, часть снова была конфискована. С середины 1490-х проводится новая, генеральная перепись, которая продолжалась 10 лет. Новое письмо учитывало не только дворы и обжи, в которые были положены деревни и волости-владения. В книгах указывается количество высеваемых каждым двором коробей ржи, сенокосных угодий, размеры доходов феодалов. Население обычно старается скрыть информацию об объектах налогообложения, но писцовые книги были не только кадастровыми документами, а фиксировали объем земледельческих прав и доходы, которые были обязаны вносить крестьяне помещику. Поэтому, помещики, как правило, не были заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения [1, 16].

Первоначальное оформление система условного землевладения получила в Новгородской и Псковской землях. Поместная система возникла из обычаев, существовавших еще в уделах. Первое упоминание о «служилом землепользовании» находится в духовной грамоте Ивана Калиты (ок. 1328 г.). Великий князь не спешит предоставлять землю в собственность дворянам, оставляет за собой рычаг управления. В Литовско- Русском княжестве дворяне-шляхта получили многие привилегии и освобождения от налогов. Русский царь крепостное право не ввел, но союз был заключен. Дворяне-помещики получили освобождение от налогов в обмен на утрату личных свобод и звание слуг царских. Пока политика Московской власти выгодно отличается от зарубежной практики. Эта политика близка к той, которую проводила Византия в восьмом веке. В то время в Византии были проведены ряд реформ под флагом иконоборчества, земли монастырей с их привилегиями передавались сельским общинам, которые своими налогами создали источник, позволивший содержать армию. Земли не могли отчуждаться. Феодалы наделяются землей на условиях несения военной службы. В результате Лев III создал армию, способную противостоять арабской коннице. Но сама система наделения служилых людей землей появилась впервые, видимо, в государстве Франков, в VII веке. Дружинники короля получали землю в полную наследственную собственность (аллоды или жребий), но это истощало земельный фонд. Поэтому часть земель король стал передавать в виде бенефициев тем, кто принимал на себя обязанность постоянной придворной и военной службы. Бенефициары стали делать нечто подобное в своих владениях. Возникла так называемая ленная система [4, 68].

В России округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державное право, пожалованное привилегированным вотчинникам, никогда не присваивались ими наследственно, указывает В.О. Ключевский. Вольный слуга удельных веков искал опоры своей вольности в договоре на время, в сохранении права отъехать на службу в другой удел. С другой стороны, Московский князь, чтобы привлечь слуг, в договор включает формулу: «а боярам и слугам вольным воля» [8. 61]. В России возникли отношения, которые являются не сходными с феодальными порядками Западной Европы, а, по выражению В.О.Ключевского, «параллельными». Не доставало двух основных феодальных черт: 1) соединения служебных отношений с поземельными, 2) наследственности тех и других [5, 237]. Помещик за свою службу получал доход-оброк. Этот доход-оброк напоминает жалование Киевским князем своих бояр правом брать дань. К.Маркс эту практику называет «вассалитетом без ленов, или ленами, состоящими только из дани» [8. 65].

Оклад помещика зависел от чина (выбор, городовые и др.). Люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне получали от 800 до 2000 четвертей. Какова финансовая нагрузка на помещика? Понятно, что дворяне, обязанные военной службой, рискуют своей жизнью, а человеческая жизнь не имеет выражения в деньгах, вопрос касается именно экономической стороны дела. Согласно Уложению о службе (1556 г.) один вооруженный всадник выставлялся со 100 четвертей земли. Стоимость боевого коня в конце XV в. составляла 3−4 московских рубля, стоимость доспехов − 3 московских рубля. Доход помещика, как показывают расчеты по Новгородской земле, с такого участка составляет в среднем 12 московских рублей [1, 336]. Значит, выполнение обязанности военной службы составляет около половины доходов помещика. Каково положение крестьянства? Оказывается, оно различалось по видам земель. В Табл.2 приведены результаты исследования положения крестьян близ Великого Новгорода. Из графы 4 Табл.2 следует, что только дворы с посевом 2,5 коробьи и выше могли собранным зерном прокормить своих едоков и рабочий скот (в части зерновых продуктов).

Таблица 2 Уровень налогообложения крестьян поместных и оброчных земель Деревской пятины в начале XVI в. (в деньгах новгородских)

Посевы на двор (в коро- бьях ржи)

Чистый зерновой доход

Расходы зерна в хозяйстве

Остаток зер-на до уплаты податей

Остаток зерна после всех платежей в :

Источник : Аграрная история Северо-запада России. Л., «Наука», 1971.

При меньших посевах, а это 40% дворов помещичьих крестьян, не хватало даже на хозяйственные нужды. На оброчных землях уже при посеве в три коробьи своего зерна хватала и на пищу, и на платежи (гр. 6 Табл.2). На поместных землях для этого требовалось высевать 5 и более коробьи (гр. 5 Табл.2). Коробьи соответствовали примерно 7 пудам ржи. Поскольку на десятину (1.09 га) высевалось 2 четверти ржи (по 3,5 пуда в четверти), то принято считать, что 1 коробья ржи высевалась на целой десятине [1, 29]. Сравнение экономического положения крестьянина и помещика позволяет говорить о «ножницах» доходов, недостатке доходов у крестьянина и достаточности доходов у помещика. В то же время дополнительная нагрузка на помещичьих крестьян в виде оброка такова, что получаемого дохода недостаточно для нормального воспроизводства факторов производства. Но дело не только в его экономической стороне. С.Ф.Платонов указывает, что во времена Ивана IV Грозного существовало различие между Севером и Югом. Общины Севера оставались самостоятельными и сохраняли непосредственные отношения к правительству через выборных представителей власти. С.Ф. Платонов пишет о том, что поместная система предпочитает интересы служилого человека, жившего чужим трудом, интересам тяглого работника. Такого порабощения не было на Севере, где земли принадлежали тяглому миру [10, 247]. На Севере сохранились черные земли, были и крестьяне собственники.

Напрашивается вывод, что эти обычаи надо было сохранять и развивать. На практике произошло обратное. Царь Иван IV Грозный (1533−1584) действовал в обычаях удельного князя, направив свой удар против князей удельных. Межи мелкопоместных владений дробили волость, прежде единую, на множество частных разобщенных хозяйств, и старое тягловое устройство исчезло. Если раньше приходцы заключали договор со «старожильцами», то теперь – непосредственно с помещиком. Помещики получили право облагать крестьян сборами и повинностями в свою пользу, кроме того, он был обязан собирать с них государевы подати [10, 235]. Грозный открыл дорогу к крепостному праву. Результатом правления Ивана IV Грозного стал экономический кризис, причиной экономического кризиса было разрушение привычных связей в крестьянском мире, запустение во многих областях, этому способствовало и неравномерность налогообложения. Переход земель из рук в руки, переселение крестьян на новые земли, разрушение общин и т.д. привели к разрухе. Вот характерный пример. Правительственная комиссия искала причины запустения в Новгородской земле в 1564 – 1571 гг. Всего было обследовано 1295 хозяйств. Было обнаружено, что почти половина причин – это причины, порождаемые, так или иначе, самим государственным управлением: 33,4% − «от царских податей», 7,6% − «от немца запустение», 3,4% − от опричнины. Другими причинами назывались такие, как голод, мор, неплодородие земли, «одолжали» разбежались, «ушли в монастыри». При этом следует отметить, что из 1296 запустевших дворов 941 (73%) относятся к черным дворам [8, 156].

Иван IV Грозный, разрушив экономику, не решил проблему земельного фонда. В планах Ивана III (1462−1505) было проведение секуляризации монастырских земель, но он встретил мощное сопротивление со стороны иосифлян. Сам Великий князь симпатизировал нестяжателям, но «молча отступил». Секуляризация церковных земель была проведенная много позже, в 1764 г. в правление Екатерине II Великой (1762−1796) , но она не имела того эффекта, который мог быть получен ранее. Данное мероприятие должен был проводить Иван IV Грозный вместо того, чтобы, как он изволил выразиться, «перебирать людишек». Секуляризация монастырских (не всех церковных) земель могла быть успешной на фоне развернувшегося движения Реформации в Европе. В реальной жизни податные льготы (тарханы) в церковных вотчинах были отменены только в 1584 г. Между тем, две пятых (37%) пашенной земли вокруг Москвы принадлежало духовенству. Из оставшихся трех пятых хозяйство поддерживалось только на одной трети части (23%), остальные же (40%) было «запустошено служилыми владельцами» [10, 239].

Споры историков о специфике русской общины создают картину разнообразия форм организации общественной жизни. Были и общины, и хутора, были свободные хлебопашцы, имевшие и не имевшие в личной собственности земли, были крупные земельные собственники и в Киевской Руси, и в удельной России. Такое исходное разнообразие форм собственности создает возможность разнообразия форм общественной жизни в будущем.

Правительство знало о том, что распределение тягла может осуществляться на других принципах, принципах всеобщности. В Московской Руси процесс окняжения земель привел к государственной собственности на землю. Это создавало основу самобытного исторического пути Руси, общества свободных людей. Эта важная особенность русского общества на тот момент, свобода воли была присуща и хлебопашескому населению, и боярином, и служивым людям. Лаппо-Данилевский отмечает, что народные переписи, проводимые в Московском государстве в ХV и до второй половины ХVII вв. «едва ли имели равные им правительственные предприятия в Западной Европе за тот же период времени» [5, 214]. Перепись была нужна на первоначальном этапе, но потом нужно было переходить не к подворной подати, а к налогообложению чистого дохода от земли на основе земельного кадастра, что будет сделано спустя два столетия.

Наделение служилого человека землей не только решает проблему выплаты дохода, но и является инструментом государственного регулирования экономики. Это регулирование было начато в правильном направлении. Однако на каком-то этапе произошел поворот к сословному обществу и закабалению одних слоев населения другим. Свобода была утрачена. Принцип государственной собственности на землю был нарушен, возможность создания смешанной экономики также была утрачена. Земля в собственность помещикам была передана в эпоху после Петра I.

Получив право самим взимать оброк, некоторые помещики его увеличили, изменили форму, но долгое время оброк/доход, как показывает Д.П.Маковский, взимался по писцовым книгам. Барщина пришла не сразу, так что путь к крепостному праву не был запрограммирован. Первоначально многие помещики получали доход по писцовым книгам. Это период порядка 80 лет, с 80-х гг. XV в. до 60-х гг. XVI в. [8, 63]. Даже в 1571/1572 гг. в обыскных книгах часто встречается запись: «а доход с тех обж хлебной и денежный и всякий мелкий доход по писцовым книгам». Поэтому иной путь развития общества реально был возможен.

1. Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV− начала XVI в. Руководитель авторского коллектива Шапиро А.Л. – Л., Наука, 1871. 400 с.

2. Александров В.А. Сельская община в России (XVII−начало XIX в.). − М., Издательство «Наука», 1976. 322 с.

3. Греков Б.Д. Помещичье хозяйство в XIV − XVI вв. М., 1954.

4. Егер Оскар. Всемирная история в четырех томах. Т.2. Средние века. – СПб.: «Издательство АСТ». 2000. 692 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. – М.: Издательство «АЛБФА- КНИГА», 2011. 1197 с.

6. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Мочковском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. Издание 2. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 568 с.

7. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. – СПб.: Питер, 2003. 283 с.

8. Маковский Д.П. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. – Смоленск, Издательство СПИ, 1960 240 с.

9. Ожегос С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова – 24 издание, -- М.: Оникс, 2007. 640 с.

10. Платонов С.И. Сочинения в 2-х томах // СПб, 1993. ИНТФ «Стройлеспечать», 736 с.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

date image
2015-03-20 views image
3366

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Начавшийся во второй половине 16 в. процесс объединения удельных княжеств вокруг Москвы в конце 15 в. завершился созданием централизованного Московского государства и освобождением страны в 1480 г. от татаро- монгольского ига. Это создало предпосылки для ускорения темпов хозяйственного развития. В сельском хозяйстве был достигнут домонгольский уровень производства. Быстро росли новые города. Развивались ремесла. Все это способствовало расширению торговли не только внутри страны, но и с зарубежными странами.

Необходимость обустройства земель Московского государства, защиты их от постоянной угрозы нападения с юга и запада требовали увеличения средств, направляемых в виде налогов в государственную казну.

С освобождением Руси от татаро- монгольского ига прекратилась уплата ордынского выхода и начала складываться налоговая система Московского государства. Взимаются старые пошлины- мыт, танга, весче, восмничее. Вводится пятно- пошлина с купли- продажи лошадей. В конце 15 в. прямым налогом стала подать. Условной единицей податного обложения стала соха, которая измерялась в четях (около 0,5 десятины).

Размер сохи зависел от качества земли и социального положения плательщика. Сельская соха была определена для служилых людей в 800 четей «доброй» земли, 1000 четей «средней» земли и 1200 четей «худоти». Для церквей и монастырей- 600, 700, 800 четей, для земель, обрабатываемых крестьянами,- 500, 600, 700 четей.

В единицу сохи для городской земли включалось 40 дворов «лучших торговых людей» и 320 «слободских людей». Размер подати достигал- 20 руб. в год.

В 1679 г. вместо посошного обложения вводится подворный налог. Сумма налога определялась властями, а крестьянская община и посад раскладывали сумму налога между отдельными дворами.

С середины 16 в. в Московском государстве взимался налог полоняничые деньги. Он имел целевое назначение- для выкупа пленных и помощи им в обустройстве хозяйства после возвращения из плена. В 1679 г. этот налог был заменен на стрелецкие деньги-налог, предназначенный для содержания стрелецких полков.

В 17 в. нередко взимались чрезвычайные налоги, которые назывались деньга пятая, деньга десятая, деньга пятнадцатая. Эти налоги взимались на военные нужды в размере 20%, 10% и 7% с доходов торговых людей.

Вошедшие в состав России народы Поволжья (с 15 в.), а затем и Сибири (с 17 в.) платили подать в казну- ясак.До 17 в. этот налог уплачивался мехами, а затем деньгами. Налог взимался с мужского населения 18- 50 лет (позже 16- 60). Этот налог взимался до 1917г.

Косвенные налоги собирались с ряда товаров, главным образом вина, соли. Нередко в поисках дополнительных доходов власти существенно повышали косвенные налоги. Так, в 1646 г. налог на соль вырос с 5 до 20 коп. за пуд. Для населения стало невозможным заготавливать на зиму в достаточном количестве важнейший продукт питания- рыбу, что привело к Соляному бунту, следствием которого стало снижение этого налога.

За сотни лет существования винной монополии в России накопился большой опыт. В рамках монополии изготовление и продажа винно- водочных изделий находились в ведении государства, а доходы от этой деятельности поступали в казну. Уже в 10 в. была введена медовая дань. При Иване 3 (15 в.) государство взяло на себя право варить мед, пиво. Важным источником бюджетных доходов со второй половины 16 в. стали винные откупа, т. е. доходы от продажи алкогольных напитков. С откупщиком заключался на торгах контракт на продажу в питейном заведении (кабаке) алкогольных напитков. При этом определялись цена напитков и время их продажи. Доход от продажи поступал в казну. Откупщик же получал доход от продажи алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда) и продажи еды.

В 15 в. в России действовали следующие монополии: соляная (производство соли), винная (производство алкогольных напитков), монетная (изготовление денег), почтовая (связь), звериная (право на добычу пушнины), поташная (производство растительной щелочи). Эти монополии были крупнейшим источником доходов государственной казны. В 1680 г. общая сумма доходов, поступивших в казну, составила 243 123 руб., в их числе косвенные налоги достигали 55%.




Специальным органом по управлению государственными финансами был Казенный приказ, созданный в конце 15 в., во главе его стоял казначей. Однако сбором государственных доходов занимались и другие учреждения: Приказ большого дворца облагал налогом царские земли; Печатный приказ взимал пошлины за скрепление актов государственной печатью; приказы, ведавшие территориями (Казанский, Сибирский и другие), собирали налоги на соответствующих территориях. Естественно, это отрицательно отражалось на качестве управления государственными финансами.

Для податей московского периода характерно сочетание их взимания денежными средствами и натурой (например, мехами), хотя уже отмечается тенденция к более частому изъятию публичной властью денежных средств как наиболее удобного для использования в обороте средства платежа, особенно во второй половине XVI в. и первой половине XVII в.. Подати, часто представлявшие собой конкретные чрезвычайные налоги, в то время по-прежнему собирали и в натуральной форме, если у государства не было особой потребности именно в деньгах. Наряду с чрезвычайными налогами в Московском государстве продолжала существовать личная повинность - речь шла об участии в постройке городских укреплений.

Особенностью взимания налогов в Московском государстве стало обложение не земли и угодий, а людей. Правильность данного вывода подтверждает то обстоятельство, что полное отсутствие пашни у человека не освобождало его от несения обязанностей в виде налогов. В связи с этим государство определяло способность именно каждого лица платить налоги, т. е. оценивалась реальная возможность плательщика отдать определенную часть своего имущества в пользу властного субъекта. На селе размер налога зависел от количества рабочих рук, величины участка земли, принадлежащего хозяину, урожайности этого надела, в городах - от площади двора субъекта, места расположения этого двора, количества дворов у лица, торгового оборота и т.д.

Основным принципом распределения налогов среди подвластного московскому государю населения считалась их раскладка на всех подданных, в основном по сохам или дворам.

С XV в. посошная система налогообложения стала всеобщей. Соха, ставшая основанием для исчисления налога при посошной системе, представляла собой условную окладную единицу. Она никогда не имела точно установленной величины и менялась в зависимости от времени и места. Соха включала в себя: в поместьях и вотчинах - 800 четвертей хорошей земли, 1000 четвертей средней и 1200 четвертей бедной земли; на черных (податных) землях - от 500 до 700 четвертей; на монастырских землях - от 600 до 900 четвертей. Данный вид сохи за ее размер получил название большой московской сохи*(31).

В городах для определения сохи - в силу отсутствия обрабатываемой земли - исходили из особенностей дворов. Кроме того, некоторые разновидности промыслов также приравнивались к сохе (например, солеваренная сковорода, рыболовная перегородка в реке*).

Существовавшая в Московском государстве система посошного обложения, несмотря на изначально предполагаемую ее эффективность, себя далеко не оправдала. Выбранный объект обложения (соха) не стал всеобщим в связи с тем, что его установление, основанное на записях в писцовых книгах и ориентированное в первую очередь на лиц, обладавших достаточным имуществом или доходом, не учитывало фактическую способность проживающих на податной земле людей платить такой налог. Неблагоприятно складывавшиеся обстоятельства часто заставляли податных субъектов, на которых лежала обязанность уплаты, уходить с сельских земель в города, где разыскать их было крайне сложно.

В тех местностях Московского государства, где проживающих было немного, такая условная единица, как соха, была неприемлема изначально. Здесь система налогообложения основывалась на количестве проживающих лиц, что привело к образованию новой податной единицы, именуемой "двор", и соответственно подворного налога.

Наряду с отмеченными разновидностями единиц налогообложения в XVII в. появился и чрезвычайный подоходный налог (5-я, 10-я, 15-я деньга), взимаемый для удовлетворения военных нужд Московского государства вследствие отсутствия государственного кредита. Продолжала активно использоваться такая разновидность публично-правовых платежей, напоминающая своими основными чертами прямые налоги, как судебная пошлина.

Таким образом, платежи, собранные в виде подати с тяглых черносошных крестьян и посадских (городских) людей с определенных единиц налогообложения - сохи и двора, стали главными прямыми налогами в период Московского государства.

Так называемые налоги на потребление (косвенные налоги), начали развиваться позже, так как их отсутствие легко возмещалось благодаря изобилию государственных монополий.

Одним из первых косвенных налогов, взимаемых в Московском государстве и в России в целом, стали акцизы на соль (соляная пошлина), призванные заменить такие подати, как стрелецкие деньги (введены при Иване Грозном на содержание войска), проезжие мыти и некоторые другие. Уплата названного акциза производилась в местах добывания соли. Косвенными налогами, изначально существовавшими в Московском государстве, можно признать вес, меру и мыт.

Общая совокупность уплачиваемых государству обязательных платежей в виде прямых и косвенных налогов в период Московского государства именуется тяглом. Тягло взималось с тяглых людей, проживающих на тяглой земле. Фактически все население русского государства рассматриваемого времени следует признать тяглым. Тягло - это личная финансовая служба совершеннолетнего населения низших классов в пользу государства.

Налогоплательщиками тягла стали посадский люд и черные (т.е. подлежащие налогообложению) земли. Основой налогообложения служила круговая порука.

Обязанность платить государству налоги в период Московского государства настолько усилилась, что даже изменение социального статуса конкретного лица не освобождало его от несения тягла в пользу государевой казны. Данное обстоятельство приводило к побегам тяглых людей с мест их проживания, причем это явление стало настолько распространенным, что в 1658 г. за уклонение от тягла пришлось ввести высшую меру наказания - смертную казнь. Эта мера оказалась действенной, так как из-за угрозы серьезных санкций со стороны государства мало кто соглашался укрывать беглых тяглых людей, кроме того, в случае неуплаты тяглым лицом разнообразных налогов принадлежащее ему имущество могло быть изъято в доход великого государя.

Одной из особенностей взимания налогов в то время является сохранение ряда исключений, позволявших определенным лицам не уплачивать посошные (подворные) налоги. Так, от всех налогов в пользу князя были освобождены служилые люди, занятые ратным делом (военнослужащие), равно как и приближенные государя, входящие в "государево дворище" (чиновничий аппарат). От тягла освобождались также определенные купцы – гости. В результате всю тяжесть налогов в России в то время несли крестьяне и городские жители.

Система тарханов (освобождений от налогов) подвергалась пересмотру. В ст.43 Судебника 1550 г. было закреплено распоряжение "тарханных впредь не давати никому, а старые тарханные грамоты поимати у всех", однако они просуществовали еще более века, до 1672 г.

Примерно с конца XIV в. усложнившаяся система податей потребовала формирования специального аппарата служилых людей, состоявшего из казначеев, дъяков и подъячих, в обязанности которым вменялся сбор различных пошлин за совершение определенных государственных действий. Эти чиновники первоначально действовали при наместниках, а впоследствии - при воеводах, сменивших наместников. Именно с момента появления такой налоговой администрации различные публичные повинности в пользу государства начинают приурочиваться к определенному времени, производится их денежная оценка. По мнению ученого, на данном этапе подати окончательно превращаются из вознаграждения служилому человеку за его заслуги (в том числе князю) в государственный налог


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: