Акциз на нефтяное сырье

Опубликовано: 07.05.2024

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3240 просмотров | 784 загрузок


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2020 г. N 03-13-12/23662 Об определении ставки акциза на нефтяное сырье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел проект ответа ФНС России на письмо ООО по вопросу определения ставки акциза на нефтяное сырье и сообщает.

Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.

В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 );

Согласно пункту 8 статьи 193 Кодекса, если иное не установлено в данном пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (А НС ) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

где - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья.

При этом определяется по формуле:

где - количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;

- количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах.

Как следует из обращения, организация, имеющая свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина, производит продукты (полупродукты) из собственного нефтяного сырья, в том числе прямогонный бензин. В дальнейшем произведенный прямогонный бензин передается в структуре предприятия на переработку в компоненты автомобильного бензина и смесь ксилолов. Произведенная смесь ксилолов, а также полученные при ее производстве побочная продукция и отходы, будут признаваться продукцией нефтехимии.

Таким образом, при переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается, в том числе ксилол, учитывается в величине .

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин указал, по какой формуле рассчитывается ставка акциза на нефтяное сырье (Анс). Учитывается в т. ч. удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. При его определении применяется показатель Vпб - выраженное в тоннах количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол.

При переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается в т. ч. ксилол, учитывается в величине Vпб.

Письмо Минфина России

от 25.01.2019 № 06-04-11/4503

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 28.01.2019

Дата изменения: 28.01.2019

Прикрепленный файл: pdf, 220.57 кБ

Руководителям финансовых органов субъектов
Российской Федерации
(схема 2)

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее – акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 № 456-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году – по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента .

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон № 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 12,6% от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону № 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации .

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону № 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации .

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

исп. Плюснин С.А. 8-495-983-38-88 (доб. 0663)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

В перечень подакцизных нефтепродуктов (статья 181 НК РФ) входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой же фракцией считается смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

С 1 января 2003 года введена в действие новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами:

- оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов);

- получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельства (датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции. Получением при этом признается:

  • приобретение нефтепродуктов в собственность;
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
- передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, а также иному лицу по поручению собственника (датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов).

Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам и определение объекта налогообложения зависит от того, есть ли у них свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются на следующие виды деятельности:

  • производство нефтепродуктов;
  • оптовая реализация нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
  • розничная реализация нефтепродуктов.
Организация и индивидуальный предприниматель могут и не получать свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку дело это добровольное. Но следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акциза, а это дает ему право приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельство не будет получено, нефтепродукты придется приобретать по ценам, в состав которых включается сумма акциза.

Налоговая база для исчисления акциза определяется следующим образом:

  1. налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, - как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении;
  2. налогоплательщиком, имеющим свидетельство, - как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении, а при передаче нефтепродуктов - как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
На нефтепродукты установлены следующие налоговые ставки:

  • бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно – 2190 руб. за 1 тонну;
  • бензин автомобильный с иными октановыми числами – 3000 руб. за 1 тонну;
  • дизельное топливо – 890 руб. за 1 тонну;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 2440 руб. за 1 тонну;
  • прямогонный бензин – 0 руб. за 1 тонну.
Как видно из приведенного перечня в отношении всех нефтепродуктов установлены специфические (твердые) налоговые ставки. Для прямогонного бензина установлена ставка 0 руб. за 1 тонну. Таким образом, лица, совершающие операции с прямогонным бензином, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками акциза, поэтому они обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, несмотря на то, что сумма акциза на прямогонный бензин будет равна нулю. Включение прямогонного бензина в состав подакцизных нефтепродуктов позволит наладить контроль над его производством и оборотом.

Сумма акциза на нефтепродукты исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьями 187–191 НК РФ.

Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельства на производство, и (или) оптовую реализацию, и (или) оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях налогообложения реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.

Данные вычеты производятся при условии представления налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

  • копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
  • реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором на учете стоит покупатель (получатель) нефтепродуктов. Указанная отметка проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур, не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации. Порядок проставления отметки определяет МНС РФ.
Вычетам также подлежат суммы акциза, начисленные по операциям с нефтепродуктами, признаваемым объектом обложения акцизом, если эти нефтепродукты в дальнейшем были использованы для производства других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении.

Данные налоговые вычеты предоставляются при представлении налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактическую передачу нефтепродуктов в производство. Такими документами могут быть накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и другие документы.

При ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию РФ вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельства, при представлении следующих документов:

  • контракта на приобретение импортируемых нефтепродуктов либо копии контракта;
  • грузовой таможенной декларации либо ее копии;
  • платежных документов, подтверждающих уплату акциза при выпуске в свободное обращение на территории РФ ввезенных нефтепродуктов.
Внимание! Начисленная сумма акциза и сумма акциза, предъявляемая к вычету, скорее всего, будут отражаться в налоговых декларациях разных периодов, поскольку для представления документов покупателем нефтепродуктов потребуется время.

Уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами, признаваемых объектом налогообложения, производится не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом:

налогоплательщики, имеющие свидетельство только на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщики, имеющие свидетельство только на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата суммы налога производится по месту нахождения налогоплательщика, а при наличии обособленных подразделений также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налога, которая приходится на эти обособленные подразделения. Доля налога, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов в натуральном выражении данного подразделения в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

В целях осуществления контроля над производством и реализацией (передачей) подакцизных нефтепродуктов по решению руководителя налогового органа у налогоплательщика может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Функции налоговых постов определены в статье 197.1 НК РФ, они состоят в следующем:

  • обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
  • обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным в налоговых декларациях;
  • проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
  • проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
  • проверка свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов.
Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС РФ, однако сотрудники налоговых органов, выполняя свои функции, не имеют права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика.

1868

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

Читайте также: