Образец заявления в налоговую о неприменении ккт

Опубликовано: 15.05.2024

В период эпидемии переносят штрафы и смягчают ответственность. Более того, сейчас рассматривают поправку в статью 14.5 КоАП о том, как проще освободиться от ответственности за неприменение ККТ.

За что штрафуют по статье 14.5 КоАП

По части 2 статьи 14.5 КоАП РФ штрафуют за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг:

  • без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин;
  • с применением не соответствующей установленным требованиям контрольно-кассовой техники;
  • с нарушением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники, установленных законодательством РФ.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

На сколько штрафуют за неприменение ККТ

Размеры штрафов за неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях зависят от выручки, которая не была зафиксирована через кассу (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Они таковы:

  • на должностных лиц в размере от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • на юрлиц - от ¾ до 1 размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.

При повторном нарушении, если сумма расчетов без применения ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 000 000 рублей и более:

  • должностные лица подлежат дисквалификации на срок от одного года до двух лет;
  • ИП и юрлица - приостановлению деятельности на срок до 90 суток.

За применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка регистрации:

  • предупреждение или штраф на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на юрлиц.

Срок, в течение которого могут оштрафовать за нарушение порядка применения ККТ, составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Когда освободиться от ответственности станет легче

В каких случаях можно рассчитывать на освобождение от административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, говорится в примечаниях к этой статье. Нужно, чтобы:

  • заявление в налоговую инспекцию о неприменении ККТ было добровольным и в письменной форме;
  • на момент его обращения налоговики не знали о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Третье требование предполагает готовить отдельный пакет документов по каждому нарушению. Это трудоемко и небыстро.

Поэтому законодатели придумали свести его к минимуму.

Госдума рассматривает законопроект № 818206-7 «О внесении изменений в статью 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части упрощения процедуры самостоятельного исправления допущенных налогоплательщиками ошибок в целях освобождения от административной ответственности).

Если вы формируете чек коррекции в отношении расчета, по которому не был пробит чек, помимо обязательных реквизитов самого чека коррекции укажите реквизиты «непробитого» расчета. В частности – дату расчета, наименование товара (работы, услуги), адрес расчета и др.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Кому перенесли сроки привлечения к ответственности за ККТ-нарушения

Организации ЖКХ и общественного транспорта были освобождены от административной ответственности за нарушение правил работы с кассовыми аппаратами до 1 июля 2020 года (Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 171-ФЗ). Их не вправе были до этой даты штрафовать за отсутствие ККТ, ее непригодность или за невыдачу кассового чека.

Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 184-ФЗ продлил организациям из этих отраслей период освобождения от административной ответственности по статье 14.5 КоАП до 1 октября 2020 года.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Чек ККМ

Как действовать в случае, когда допущено принятие выручки без применения ККТ? Такое случается вследствие поломки техники, глобального сбоя, отключения электроэнергии, человеческого фактора. Другими словами, произойти это может с каждым. Главное — правильно выйти из этой ситуации, чтобы не последовало штрафа. Сегодня разберем на примере, что для этого нужно сделать.

О чеке коррекции

В Налоговой службе подтверждают — если пользователь сообщит о своем нарушение в ФНС добровольно, а также исправит ошибку, штраф к нему применяться не будет (письмо от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899). Под исправлением понимается формирование чека коррекции.

Сформировать корректирующий фискальный документ необходимо в двух случаях:

  • реализация проведена без применения ККТ;
  • чек при продаже выбит, но его сумма неверна.

Что делать, если касса вышла из строя?

Ниже представлена схема действий продавца в ситуации, когда что-то не так с кассовым аппаратом. Также рекомендуем ознакомиться с материалом Сломалась касса: что делать?, в котором рассмотрены разные сценарии поломки ККТ.

ККТ вышла из строя: что делать?

Схема действий при поломке ККТ

Далее разберем ситуацию, когда выручка не отразилась в фискальном накопителе.

Продажа мимо кассы: пример исправления

Процесс отражения неучтенной выручки рассмотрим на примере фермерского хозяйства. Вводные данные — в следующей таблице.

Таблица 1. Информация об обстоятельствах неприменения ККТ

Организация КФХ «Ферма»
Период неприменения ККТ 1-2 февраля 2018 года
Причина Технический сбой
Сумма неучтенной выручки 100 000 рублей
В том числе:
наличными 70 000 рублей
электронными 30 000 рублей
Реализация продукции с НДС 18% 60 000 рублей
в том числе НДС 9152,54 рубля
Реализация продукции с НДС 10% 40 000 рублей
в том числе НДС 3636,36 рублей

Далее распишем алгоритм исправления ситуации.

Шаг 1. Составление акта

Первое, что следует сделать, — составить акт, в котором описать произошедшую ситуацию. В нем рекомендуется указать:

  • дату и время совершения правонарушения;
  • причины, которые к этому привели;
  • параметры кассового аппарата, который вышел из строя либо по какой-то иной причине не выбил чек;
  • сумму выручки, неучтенной ККТ, а также тип оплаты — наличными или электронными деньгами (картой);
  • ставку НДС и размер налога в сумме выручки (если применимо).

Акт составляется в произвольной форме. Вот такой акт следует составить организации из нашего примера:

Акт для чека коррекции

Шаг 2. Формирование чека коррекции

На кассе, которая работает в режиме передачи данных, чек коррекции формируется программными средствами, а не аппаратом. Другими словами, создать его нужно в кассовой программе на ПК или планшете. Как именно это делается, зависит от того, какая программа используется для работы с кассой. Окно формирования чека коррекции может выглядеть так:


Что касается автономных ККТ, то формирование чека коррекции производится в меню аппарата.

Особенности формирования чека коррекции:

  1. Неучтенную выручку можно провести одной суммой, то есть составить один чек коррекции. Это связано с тем, что выручка учитывается налоговым органом в целом по организации (обособленные подразделения проводят коррекцию самостоятельно).
  2. Помимо обязательных реквизитов, чек коррекции должен включать:
    • ссылку на документ-основание — акт коррекции;
    • тип корректировки — самостоятельная или по предписанию ФНС;
    • направление движения денежных средств — приход или расход.

Далее представлен чек коррекции, который организация из нашего примера выбила для корректировки неучтенной выручки.

Чек коррекции

Дадим пояснения по некоторым реквизитам этого чека:

  1. В верхней строке отражено направление корректировки — приход.
  2. Тип коррекции — «Самостоятельно» (ошибка найдена и исправлена компанией без предписания налогового органа).
  3. Основание для корректировки — номер и дата акта, составленного на шаге 1.
  4. Акт коррекции — тип документа, на основании которого сформирован чек коррекции.
  5. Сумма 100 000 рублей — общая сумма неучтенный выручки.
  6. В следующих нескольких строках указывается сумма НДС по различным ставкам (см. таблицу 1).
  7. Далее указано, что 70 000 рублей получено наличными деньгами, и еще 30 000 — электронными, то есть оплачено картой.

Затем следует остальная информация — такая же, как и в обычном чеке.

Шаг 3. Заявление в ФНС о неприменении ККТ

По действующему сегодня порядку продавец должен самостоятельно сообщить в налоговую о том, что сначала не применил кассу, но затем исправил свою ошибку. Сейчас рассматриваются поправки об отмене обязательного информирования ФНС, так что, возможно, вскоре порядок изменится.

Сообщить в налоговую о неприменении ККТ целесообразно сразу же после проведения корректировки. Необходимо все сделать как можно раньше, то есть до того, как налоговики узнают о допущенном нарушении. В этом случае штрафа можно будет избежать.

Ниже представлен образец заявления в налоговый орган применительно к нашему примеру.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Онлайн-кассы


В 2021 году в части назначения ответственности за неприменение ККТ и отсутствие онлайн-кассы произошел ряд изменений. Это и возможность замены штрафа предупреждением для некоммерческих организаций и субъектов МСБ, и упрощение процедуры исправления кассовых нарушений путем отправки чека коррекции. Ознакомиться с новшествами и узнать, как освободиться от штрафов в 2021 году, поможет наша статья.

Штраф за неприменение ККТ

Ответственность за неприменение кассовых аппаратов установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно названной норме, неиспользование ККТ грозит наложением административного штрафа:

  • на должностных лиц в сумме от ¼ до 1/2 величины расчета, произведенного без кассового аппарата. При этом размер штрафа не может быть менее 10 тыс. рублей. Указанная ответственность распространяется и на индивидуальных предпринимателей (ИП). Дело в том, что, согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, ИП отвечают так же, как должностные лица, если кодексом не установлено иное;
  • на юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования ККТ. Сумма штрафа при этом не может быть ниже 30 тыс. рублей.

Повторное неиспользование ККТ при условии, что сумма расчетов составляет в совокупности 1 млн рублей и более, наказывается согласно ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностным лицам грозит дисквалификация от одного года до двух лет;
  • ИП и юрлицам — приостановление деятельности до 90 суток.

А вот ответственность за аналогичные нарушения, допущенные некоммерческими компаниями и субъектами малого и среднего бизнеса, законодатель смягчил. Начиная с 19.12.2020 Законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ для указанных категорий пользователей ККТ предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Смягчить наказание можно и в тех случаях, когда предупреждение не прописано в особенной части КоАП РФ как мера ответственности за допущенное правонарушение. Аналогичный подход будет применяться и по региональным административным штрафам.

Поправки в КоАП РФ распространяются на нарушения, выявленные в ходе госконтроля, госнадзора или муниципального контроля.

Замена штрафа на предупреждение возможна лишь в случае, если работа без кассы произошла впервые, а также соблюдены условия, изложенные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно когда отсутствуют:

  • угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, представителям флоры и фауны, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  • угроза ЧС природного и техногенного характера;
  • имущественный ущерб.

Штраф за отсутствие ККТ

Отсутствие ККТ само по себе нарушением не является. В КоАП РФ не содержатся меры ответственности за неустановку кассового аппарата. А вот за отсутствие кассового аппарата, отвечающего требованиям закона № 54-ФЗ, наказать могут. В этом случае штраф для юрлиц составит 30 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Кассовая техника обязательна при любых расчетах с физическими лицами за товары, работы или услуги. Если расчеты производятся с юрлицами и ИП — только при платежах наличными, по карте или через смартфон посредством POS-терминала (письмо Минфина РФ от 30.06.2020 № 03-01-15/56464).

Не применять кассовые аппараты организации могут только в случаях, указанных в ст. 2 закона о ККТ № 54-ФЗ. Если речь идет о расчетах с физлицами, то таких случаев совсем немного, к примеру, это продажа мороженого в киосках.

Штрафы за нарушение применения ККТ

Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:

1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.

2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.

3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
  • для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.

Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».

В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:

  • «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
  • «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.

Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.

Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:

  • оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
  • мониторинг.

Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:

  • заморозка операций по банковским счетам;
  • ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
  • приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.

Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.

Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.

Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:

Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ:

— для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;

— для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей

Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»:

— для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей;

— для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей

Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

— для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей;

— для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей

Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»:

— для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей;

— для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей

Законодатель предлагает ввести в НК РФ два новых понятия — «мнимый и притворный расчет». За их осуществление планируют ввести штраф:

  • для ИП — 50 процентов от суммы выявленного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. рублей;
  • для юрлица — вся сумма обнаруженного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. рублей.

Крупные санкции последуют за отсутствие в чеке наименования маркированного товара или указание искаженного наименования. С ИП будут взыскивать 50 тыс. рублей, с юрлица — 100 тыс. рублей.

Штраф за непробитие чека на онлайн-кассе

Понятие онлайн-касс введено редакцией закона № 54-ФЗ, применяемой с 15.07.2016. От кассовых аппаратов предыдущего поколения они отличаются возможностью автоматической передачи фискальных данных в ИФНС. Согласно пункту 6 ст. 7 закона № 290-ФЗ, регистрация и перерегистрация кассовой техники, не обеспечивающей электронную передачу фискальных данных налоговикам, с 01.02.2017 не осуществляется. Поэтому штраф за работу на старом аппарате приравнивается к работе без кассы. Таким образом, санкции будут назначены как за неприменение ККТ (непробитие чека), то есть по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, по минимуму юрлицо могут наказать на 30 тыс. рублей.

Допустим, у ООО нет онлайн-кассы, хотя оно обязано ее иметь. Всего пробито три чека, каждый на сумму 50 тыс. рублей. Общая сумма — 150 тыс. рублей. Штраф назначат в сумме не менее 112, 5 тыс. рублей (3/4 от 150 тыс. рублей), но не более 150 тыс. рублей.

Повторное нарушение, в случае если сумма расчета мимо кассы составит 1 млн рублей и более, повлечет ответственность по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностное лицо могут дисквалифицировать от одного года до двух лет;
  • деятельность ООО приостановить на 90 суток.

Если речь идет о невыдаче чека покупателю, к ИП или организации могут применить меры воздействия в виде предупреждения либо штрафа по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • на должностных лиц — 2 тыс. рублей;
  • на юрлиц — 10 тыс. рублей.

По закону продавцы обязаны предоставлять покупателям бумажные чеки либо их электронные копии на почту или номер телефона.

Как избежать штрафа за неприменение ККТ

Чтобы не платить штраф за неприменение кассовой техники, за непробитый чек, за использование ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо за применение кассовых аппаратов с нарушением порядка регистрации, перерегистрации, а также за невыдачу покупателю кассового чека, необходимо придерживаться следующего алгоритма (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрено наложение штрафа. Причем сделать это необходимо до вынесения постановления об административном правонарушении;
  • пробить чек коррекции. Согласно поправкам к КоАП РФ, вступившим в силу 31.07.2020 по Закону от 20.07.2020 № 240-ФЗ, заявлять в инспекцию о допущенном нарушении в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности через кабинет ККТ больше не нужно.

Одновременно должны быть соблюдены условия:

  • на момент получения заявления налоговики не знали о допущенном административном нарушении;
  • отправленная информация подтверждает факт нарушения.

Что нужно сделать для того чтобы избежать административную ответственность за неприменение ККТ мы уже писали в нашей статье.

Как именно пробить чек коррекции достаточно подробно расписано в Письме ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции».

В нашей сегодняшней статье мы хотели бы сделать упор на документы, которые должны вместе с чеком коррекции обязательно быть отправлены в ФНС.

Ведь согласно Примечанию статьи 14.5 КоАП РФ юридическое лицо или ИП будут освобождены от ответственности за неприменение ККТ если:

  1. во-первых, обратятся в налоговый орган раньше, чем сам налоговый орган обнаружит правонарушение и,
  2. во-вторых, по представленным документам можно будет точно установить событие правонарушения.

Итак, если при поступлении денежных средств от покупателя наличными или безналичным путем не был пробит своевременно кассовый чек, то формируем чек коррекции и составляем к нему следующие документы:

  1. Акт или служебная записка, в которой кассир подробно поясняет причину непробития чека. Пример служебной записки приведен ниже;
  2. Заявление, в котором организация или ИП добровольно сообщает о неприменении ККТ. Такое заявление, согласно Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@ должно быть предоставлено в срок не позднее трех рабочих дней с момента составления чека коррекции до момента вынесения постановление об административном правонарушении со стороны налоговой инспекции. Пример заявление также приведен ниже.

Пример служебной записки о неприменении ККТ

Генеральному директору
ООО «Василек»
Гречишному П. Г.
от кассира Володиной Наталии
Андреевны

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА №1

02 июля 2018 года на расчетный счет организации ООО «Василек» поступили денежные средства от покупателя (клиента) в безналичном порядке:
ФИО покупателя: Рассомахин Николай Андреевич
Сумма: 5 000,00 руб.
Назначение платежа: ЗА КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ; ФИО: Рассомахин Николай Андреевич; АДРЕС: г. Пермь, ул. Садовая, д.5, кв.30; ДОП_ИНФ: Оплата по счету 34 от 02.07.2018;
Номер документа: 744124
Дата документа: 02.07.2018

02 июля 2018 года, а также в течение следующего рабочего дня не был пробит кассовый чек на контрольно-кассовом аппарате ________, заводской номер __________, регистрационный номер _________________ в режиме передачи фискальных данных (формат 1.05). Это обусловлено технической невозможностью кассового аппарата и незнанием внесенных изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

07 ноября 2018 года на указанном контрольно-кассовом аппарате был сформирован чек коррекции (с признаком «приход») на сумму 5 000,00 руб.

Одновременно был направлен кассовый чек на электронный адрес покупателя: email.

Копию распечатанного чека коррекции прилагаю к настоящей служебной записке.

07.11.2018 г. __________________ Володина Наталия Андреевна

Пример Заявления в ИФНС о неприменении ККТ

Фирменный бланк организации

В ИФНС № 7 по г. Москве
От ООО «Василек»
ИНН 77000000
КПП 770000

Исх. № 7 от 06.11.2018 г.

о допущенном нарушении применения ККТ и его исправлении

Общество с ограниченной ответственностью «Василек» использует контрольно-кассовую технику ___________ с регистрационным номером ККТ _______________ и заводским номером экземпляра фискального накопителя ______________________ в режиме передачи фискальных данных (формат 1.05).

Для освобождения от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 статьи 14.5 КоАП РФ, добровольно заявляем о неприменении нами контрольно-кассовой техники при поступлении денежных средств от покупателя в безналичном порядке на расчетный счет организации и ненаправлении этому покупателю кассового чека в электронной форме или на бумажном носителе.

02 июля 2018 г. было поступления от покупателя на расчетный счет организации в сумме 5 000 руб.

При поступлении денежных средств от покупателя в безналичном порядке на расчетный счет организации не был сформирован и выдан этому покупателю кассовый чек по причине технической невозможности кассового аппарата и незнания внесенных изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При обнаружении ошибки кассиром 07.11.2018 г. была составлена соответствующая служебная записка и сформирован кассовый чек коррекции (с признаком «приход»).

Одновременно был направлен кассовый чек на электронный адрес покупателя.

В случае необходимости готовы предоставить дополнительные пояснения.

Генеральный директор _____________ /Гречишный П. Г./

Звоните по тел. (495) 661-35-70, рассчитаем стоимость бухгалтерского обслуживания вашей компании, окажем бухгалтерские услуги.


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

До конца 2020 года действовал мораторий на проверки применения ККТ. Будут ли привлекать к ответственности за ошибки, совершенные в 2020 году, но выявленные в 2021 году, а именно: нужно ли пробивать чек коррекции в 2021 за прошлый год, если налогоплательщик только узнал о своей обязанности применять кассовый аппарат (например, при получении оплат на р/счет от физлица)? Не даст ли это повода для проверки? Какой срок давности по нарушениям применения ККМ?

Ответ

Контроль и надзор за соблюдением порядка применения ККТ организациями и ИП осуществляют налоговые органы. Срок моратория на проведение проверок порядка применения ККТ истек 31.12.2020. В этой связи с 01.01.2021 налоговыми органами возобновлены проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

ФНС довела до сведения, что информация, поступившая в налоговые органы, будет использована при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.

Наказания можно избежать. Для этого нужно добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении либо сформировать кассовый чек коррекции.

При введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. нормативные правовые акты РФ, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не изменялись.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Обоснование

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

Инспекторы имеют полномочия, в частности (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н):

  1. получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
  2. получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
  3. получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
  4. проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчета с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путем контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
  5. получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
  6. взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  7. привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.

Штраф могут наложить за следующие правонарушения:

  1. неприменение ККТ;
  2. применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
  3. непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
  4. ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.

Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Исходя из п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и п. 5 Приказа ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@, проверки соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники в 2020 году не проводятся.

Но, как сказано в Письме ФНС России от 01.06.2020 N АБ-3-20/4178@, информация, поступившая в налоговый орган, будет использована налоговыми органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.

Вместе с тем при введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не принималось.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Налоговые органы не будут штрафовать юридических лиц и ИП, если пользователи онлайн-касс сформировали чек коррекции до того, как налоговым органам стало известно о нарушении. Такой чек станет одновременно и подтверждением исполнения обязанности по исправлению, и уведомлением о нарушении со стороны пользователя кассы.


И. Г. Володькина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: