Обнуление пошлин на ввоз

Опубликовано: 15.05.2024

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Среди адресатов письма — 21 крупнейшее отраслевое объединение, в том числе Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), Национальная мясная ассоциация, Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), Национальный союз свиноводов, Национальный союз производителей плодов и овощей, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Союз сахаропроизводителей России, Союз участников рынка картофеля и овощей.

Михаил Мишустин

Рассмотреть возможность обнуления пошлин Минсельхоз предлагает в рамках утвержденного премьер-министром Михаилом Мишустиным плана мероприятий по поддержанию экономики в условиях распространения коронавируса. По мнению министерства, этот шаг поможет обеспечить стабильность функционирования продовольственного рынка и предотвратит рост цен на товары. Свои предложения объединения должны были предоставить до 24 марта.

В пресс-службе Минсельхоза РБК подтвердили, что министерство для сдерживания цен на социально значимые продукты «рассматривает возможность инициирования вопроса об обнулении импортных пошлин на отдельные группы товаров и сырья для производства продукции АПК». Однако в министерстве подчеркнули, что окончательные решения по предложениям об актуализации тарифной и нетарифной политики в области внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции принимаются на площадке соответствующей подкомиссии Евразийской экономической комиссии.

Что думают производители

Обнуление ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно по тем позициям, где у России сохраняется зависимость от импорта, считает гендиректор Союзмолока Артем Белов. Например, это детское питание, ветеринарные препараты, племенной материал, оборудование, упаковка, запчасти для импортной техники. Он напоминает, что в молочном производстве есть валютная составляющая (10–20%, если речь идет об операционном производстве), и девальвация рубля ведет к росту себестоимости производства, что сказывается на ценах и потребительском спросе — сейчас ситуация в этом смысле не очень благоприятная. «По этим позициям, которые чувствительны к курсу валют и не производятся в России, было бы правильно обнулить таможенные пошлины для того, чтобы сдержать рост цен», — считает Белов. Список таких позиций Союзмолоко формирует и в ближайшее время направит в Минсельхоз. Белов подчеркивает, что при обнулении ставок ввозных пошлин нужно учитывать прежде всего интересы отечественных производителей, чтобы они не пострадали.

Производители мяса, рыбы и овощей в целесообразности предложенной Минсельхозом меры сомневаются. Ее применение лишь поддержит иностранных рыбодобытчиков и приведет к негативным финансовым последствиям для рыбодобывающих предприятий России, считает президент ВАРПЭ Герман Зверев. По его словам, 80% рыбы и рыбной продукции на российском рынке — отечественного производства. Во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса, российские производители смогут обеспечить и внутренний спрос, и сектор переработки, и ретейлеров. Введение временной нулевой ставки ввозной таможенной пошлины не поддержит потребительский спрос и не приведет к снижению потребительских цен на рыбу и рыбную продукцию, но создаст преференции для импортеров, у которых они и так уже есть, отмечает Зверев. Например, есть преференции на ввоз на территорию ЕАЭС тунца, живой рыбы и некоторых видов моллюсков, которых не добывают российские рыбаки. По мнению ВАРПЭ, снижение импортных поставок, наоборот, может дать положительный импульс российским рыбодобывающим предприятиям. Например, за счет снижения поставок атлантической сельди и лосося с Фарерских островов могут вырасти поставки тихоокеанской сельди и лосося, добытых российскими рыбаками.

Россия полностью обеспечивает себя мясом птицы и свинины. Более того, экспортирует его за рубеж, напоминает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Речи о резком росте цен нет. По прогнозам Юшина, в этом году цены на самые потребляемые в России виды мяса — птицу и свинину — не вырастут и останутся на уровне прошлого года. Доля импортного мяса на российском рынке крайне маленькая, и значительная его часть и так поступает практически без пошлин либо по сниженным ставкам пошлин, отмечает Юшин. Например, в 2019 году Россия ввезла 227,3 тыс. т мяса птицы, из них 140 тыс. т — из Белоруссии и Казахстана без пошлин. Значительный объем мяса птицы ввозила Калининградская область в режиме особой экономической зоны, также без пошлин.

По полной ставке ввозной таможенной пошлины (25% от стоимости 1 кг товара) Россия импортировала только около 1% от всего потребления — 40 тыс. т мяса птицы в год при общем потреблении мяса птицы около 5 млн т, отмечает Юшин. «Обнуление ставки на небольшой объем не повлияет на рынок. Более того, это будет крайне негативный сигнал для тех немногих фермеров, которые хотят заниматься мясным скотоводством, где сроки окупаемости проектов в среднем 10–12 лет», — уверяет он. Национальная мясная ассоциация выступает за отмену тарифных преференций при ввозе мяса в Россию, например говядины, которую страны Латинской Америки импортируют по сниженным пошлинам.

Директор Национального союза производителей плодов и овощей Михаил Глушков считает целесообразным обнулить пошлины на «импортные материально-технические ресурсы, которые производители используют для выращивания продукции», но необходимости обнулять их на овощи и фрукты не видит, потому что «никакого дефицита по данной продукции не наблюдается». Таможенные ставки на ввоз в Россию большей части овощей невелики, и их обнуление ничего не даст рынку. Напротив, обнуление пошлин создаст неблагоприятные условия для отечественных производителей, которые вложили средства в строительство собственных хранилищ для овощей. Они уже понесли затраты на хранение и только сейчас начинают реализацию продукции, отмечает Глушков. В некоторых случаях отечественным производителям, наоборот, было бы выгодно увеличение таможенных ставок на импорт, например осенью, когда страна собирает собственный урожай, резюмировал Глушков.


Кризис — не война, не всё спишет

Ситуация с импортозамещением в России в условиях пандемии и повальной самоизоляции до боли напоминает бородатый анекдот:

— Милый, что тебе привезти из-за границы?

— Привози что хочешь. Сейчас всё лечат.

В середине марта, когда карантин в России ещё не объявили, Минсельхоз РФ выступил с предложением временно (до конца сентября) обнулить пошлины на ввоз сельхозпродукции, сырья и готового продовольствия в Россию. Но «временность», сообразно с нашими традициями, слишком часто оборачивается постоянством. Тем более что об импортозамещении сельхозсырья и готового продовольствия уже давно не говорится с официальных трибун.

Но позвольте, о какой географии импорта продуктов идет речь сегодня, когда едва ли не вся товарная продукция в мире прямо или косвенно подвержена COVID-19? Увы, география возможного импорта не разъясняется. А кроме того, разве не означает ли отмена пошлин фактического упразднения продуктового эмбарго для Запада?

Письмо с предложением по отмене пошлин ведомство направило в 21 отраслевую ассоциацию. Обосновывается же такая «новация» тем, что отмена тех пошлин предложена «в целях сдерживания роста цен на социально значимую продукцию». Не потому ли Минсельхоз рассматривает «возможность инициирования обнуления импортных пошлин на отдельные группы товаров и сырья для производства продукции АПК»?

Заметим, что предлагаемое решение будет распространено на все страны ЕАЭС ввиду предписанной странам-участницам союза единой таможенно-тарифной политики стран-участниц. Ну а как же тогда быть с заявленными не так давно интеграционными аграрными проектами в ЕАЭС? Значит, они так и останутся декларативными? Кризис всё спишет?

Это не навсегда, это хуже — надолго

Впрочем, речь идёт, похоже, не только о продовольственном ассортименте. Скажем, глава «Союзмолока» Артём Белов считает «целесообразной отмену пошлин на целый ряд товаров, которые серьезно влияют на себестоимость молочной продукции». По мнению А. Белова, которое разделяют многие аграрии, товарами, ввоз которых должен быть беспошлинным, должны быть, например, «оборудование этой подотрасли и запчасти для него, упаковочные материалы, ветеринарные препараты, племенной скот, генетический материал и многое другое».

И это неудивительно, поскольку при производстве российской молочной продукции (включая сыры), даже по официальным данным, доля технологического оборудования из дальнего зарубежья по-прежнему превышает 60%. По другим упомянутым позициям вклад заграницы составляет как минимум те же 60%.

Очевидно, что весомое импортозамещение по сельхозсырью и по готовому продовольствию едва ли возможно без самодостаточной национальной производственно-технологической базы. Но в этом сегменте реальное финансирование, государственное и частное, в целом не дотягивает 40% от реальных потребностей. И, естественно, сократится в связи не только с пандемией и её последствиями, но и с фактическим обвалом рубля.

Увы, в сложившихся экономических условиях (когда прежде всего мировые цены на нефть определяют цену рубля) бизнес, да и государство не рискуют полноценно вкладываться в индустриальный базис АПК. Оно и понятно: такие затраты длительны по времени и куда более значительны в сравнении с вложениями в производство сельхозсырья. А ведь цены на нефть, как известно, надолго не задерживаются…

Так или иначе, но фактические объемы поставок сельхозсырья и готового продовольствия из дальнего зарубежья в РФ за последние четыре года, по оценкам аналитиков из Тимирязевской академии, снизились в целом не более чем на 15%. Причем сохраняются крупные объемы реэкспорта в страну (через другие страны ЕАЭС) продовольствия и сельхозсырья из стран, включённых в российские контрсанкции.

Поскольку жёстких мер против такого реэкспорта не предпринимается и поныне, резонно предположить, что реальная ситуация с импортозамещением по сельхозсырью и готовому продовольствию не столь благозвучна, как её официально преподносили до недавнего времени Минсельхоз, Минэкономразвития, Минпромторг.

Тем временем проблемы с материально-технической базой сохраняются и в плодоовощной подотрасли. Потому в Плодоовощном союзе РФ считают возможным рассмотреть временное обнуление пошлин не на готовую продукцию отрасли, а на материально-технические ресурсы, используемые при возделывании и переработке овощей и фруктов. «Это задел на будущее, — отмечает глава союза Михаил Глушков. — Такой подход более важен, чем временно обнулять пошлину на ввоз, например, картофеля».

Похоже, Минсельхоз предлагает также беспошлинный импорт говядины, свинины и субпродуктов. Ибо против отмены пошлин на эти товары выступает Национальная мясная ассоциация. По оценкам которой, мощности в мясной подотрасли российского АПК способны обеспечивать преобладающую часть внутрироссийского спроса.

Та же позиция у Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) насчет возможной отмены пошлин на рыбную продукцию. Как считает глава ВАРПЭ Герман Зверев, это решение «с учетом ситуации с рублём не приведёт к снижению розничных цен на продукты, зато создаст дополнительную выгоду для иностранных поставщиков».

Ничего временного, только бизнес

Несмотря на эмбарго и все контрсанкции, доля импорта из дальнего зарубежья в технологическом обеспечении российского АПК, включая пищепром, сохраняется на уровне в 65-70%. Такую оценку делают практически все профильные структуры, вплоть до Росстата. Но они, конечно, не обязаны приводить данные Минсельхоза США, который оценивает этот уровень как минимум в 75%, что и делает российский рынок таким привлекательным для технологического импорта.

Понятно, что такой импорт тоже не подешевеет, даже из-за коронавируса. Поэтому Г. Зверев абсолютно прав в своих сомнениях насчёт «удешевления» импортных продуктов. Опять же ввиду более высокой стоимости импорта из-за нынешнего курса российских денег. Слабеет рубль, а значит, растёт стоимость импорта сельхозоборудования и других технологических составляющих для АПК.

Поэтому в перечень предлагаемого беспошлинного импорта вполне могут включить и товары ресурно-технологического сегмента АПК. За это сейчас выступает целый ряд отраслевых союзов. Но это, разумеется, надолго, если не навсегда отсрочит импортозамещение в материально-технической базе АПК всего ЕАЭС.

По оценке журнала «Forbes» (6 декабря 2019 г.), реальная ситуация с импортозамещением в России, в том числе в АПК, обусловлена тем, что

Даже в переводе конструкция аналитиков «Forbes» читается непросто, но суть ясна. Для того чтобы обеспечить требуемые объемы российского производства аналогов оборудования и комплектующих, которые ввозятся из дальнего зарубежья, нужны время и крупные инвестиции, а их нет. Нужно также и долговременное оживление внутреннего спроса. Но этого в современных условиях тем более не предвидится. К тому же и условия эти, как выясняется, увы, отнюдь не кратковременные.

Вместо постскриптума. Процитируем Андрея Слепнева, министра Евразийской экономической комиссии по торговле:

ЦБ РФ: USD 73.68
EUR 90.1


С 1 сентября 2015 г. Россия отменяет таможенные пошлины на ввоз в страну радиоэлектронных компонентов. Однако еще не всем участникам российского рынка удалось ознакомиться с этим документом Минпромторга. По оценкам игроков отрасли, подобная отмена пошлин поможет российским производителям техники стать более конкурентоспособными, но одновременно негативно отразится на отечественных производителях компонентов. В то же время эксперты утверждают, что компонентов для построения высокотехнологичного оборудования в России, по сути, не производится.

Как сообщили репортеру ComNews участники рынка, Минпромторг с 1 сентября 2015 г. обнулит ввозные пошлины практически на все основные группы электронных компонентов - микросхемы, дискретные полупроводники, резисторы, конденсаторы, соединители. Как сообщил начальник отдела рекламы и PR ООО "Т8" (российский разработчик и производитель DWDM- и CWDM-систем) Кирилл Шишков, компания принимала участие в обсуждении проекта документа. К отмене пошлин на компоненты там относятся положительно: без них современное телекоммуникационное оборудование производить невозможно, а отечественное производство радиоэлектронных компонентов находится далеко не в лучшем состоянии. "Компонентов для построения высокотехнологичного оборудования, по сути, в России нет. Мы вынуждены закупать импортные комплектующие. При этом готовое оборудование ввозится без пошлин. Получается, что мы сразу же начинаем проигрывать в цене зарубежным вендорам. Отмена пошлин - это всего лишь маленький шаг к формированию честной конкуренции", - заявил Кирилл Шишков.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский пояснил ComNews, что от отмены пошлин выиграют все добросовестные импортеры компонентов, а проиграют, потеряв преимущества, "серые" поставщики. По его словам, цены у добросовестных импортеров снизятся на несколько процентов, а у "серых" поставщиков не изменятся. Но для рынка важнее не снижение цен на 2-3%, а упрощение процедуры импорта. "Ноль процентов на все компоненты - нет вопросов, касающихся правильной идентификации компонентов и связанных с этим задержек грузов. Это особенно чувствительно не при массовом производстве бытовой техники, а при мелкосерийном производстве сложного оборудования. Когда требуется широкая номенклатура компонентов малыми партиями, удельный вклад транзакционных издержек возрастает многократно", - заявил эксперт.

Как сообщила ComNews председатель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова, ей с документом ознакомиться до сих пор не удалось. Она считает, что очень важно то, как именно в нем прописаны обнуления по группам компонентов. "Если по широким группам - это одно. Если точечно, то каждую позицию импортерам придется долго обосновывать, что именно она проходит по нулевой ставке. Дистрибьюторы компонентов говорят, что зачастую дешевле получается заплатить максимальную пошлину по группе, чем доказать, что конкретная позиция должна проходить по сниженной или нулевой ставке. В этом случае необходимо собирать большой объем документов, подтверждающих право не платить пошлину. И велика вероятность задержки на таможне, что обходится производству дороже", - пояснила Светлана Аппалонова.

Сейчас значимая часть закупаемой за рубежом промышленной и бытовой техники и радиоэлектроники при ввозе на территорию РФ таможенными пошлинами не облагается. При этом практически все импортируемые электронные компоненты облагаются пошлинами в размере от 5% до 17,5%, что, как утверждает директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, делает невыгодным производство на территории России высокотехнологичной промышленной и бытовой техники и электроники.

В то же время, по словам Андрея Безрукова, предприятия в составе "Технополиса GS" уже имеют преференции в соответствии с ФЗ №16 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе нулевые пошлины на компоненты при условии обоснования степени "достаточности" переработки. Для производителей региона существующие преференции позволяют компенсировать высокую стоимость доставки готовой продукции на территорию РФ. Обнуление ввозных пошлин на электронную компонентную базу сделает производителей области менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными отечественными производствами. "Калининградская область рискует потерять статус инвестиционно привлекательного региона для размещения производств радиоэлектронной промышленности", - опасается Андрей Безруков.

Кирилл Шишков полагает, что на бизнесе компаний, которые производят готовую продукцию, отмена пошлин отразится позитивно, а на отечественных производителях компонентов - отрицательно: им будет сложно конкурировать с подешевевшим импортом. Но в итоге, как утверждает он, и они могут оказаться в выигрыше. "Российский рынок электронных компонентов потерян давно. И первая причина - это не конкуренция с импортом, а банальное отсутствие спроса. У нас нет главных потребителей - производителей массовой продукции, бытовой техники. Не нужно стимулировать производителей компонентов, стимулировать нужно спрос на эти компоненты. Отечественные производители справятся с зарубежной конкуренцией, было бы кому предлагать продукцию", - заявил Кирилл Шишков.

Как уверяет Иван Покровский, российским производителям компонентов планируемое изменение пошлин никакой угрозы не несет. По его словам, компоненты российского производства дороже импортных аналогов в несколько раз и применяются на закрытых для импорта рынках (в основном это рынок военной аппаратуры). "Девальвация рубля дала ценовое преимущество в десятки процентов, но и его мало. Несколько процентов пошлин не играют роли на фоне таких разрывов в ценах и уровне технологий. Российские микроэлектронные фабрики выпускают продукцию, которая соответствует передовому мировому уровню 20-летней давности. Пошлины на импортные компоненты никак не помогут сократить этот разрыв", - пояснил генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники. По выражению Ивана Покровского, заставить сейчас российского производителя коммерческого оборудования применять отечественные компоненты - это все равно что надеть тонущему на ноги тяжелые кандалы, чтобы он точно не выплыл.

Как считает Андрей Безруков, в изделиях потребительской электроники стоимость электронных компонентов составляет более 30%, и отмена пошлин на эти компоненты благоприятно отразится на развитии отрасли в целом. "С точки зрения ценообразования, затраты производителей сократятся, это позволит снизить цены на готовую продукцию, что благоприятно отразится на потребителях", - пояснил он.

По словам Светланы Аппалоновой, лоббированием обнуления пошлин уже не первый год занимаются такие компании, как LG, Samsung, а также организаторы контрактного производства Jabil и Foxconn через ассоциацию РАТЕК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники). Она уверена, что нововведение не отразится на ценах на конечную продукцию в России. Отмена пошлин снизит стоимость компонентов на 3-5%, но это будет иметь существенное значение только при массовом производстве бытовой аппаратуры. Для российских производителей бытовой техники главная проблема - не пошлина, а скорость оборота денег. "Таможня всегда была непредсказуема в отношении новшеств и процедур. Если хотя бы одна позиция застревает на таможне - встает все производство. То есть нетарифные барьеры гораздо серьезнее", - считает Светлана Аппалонова.

Как уточняет Светлана Аппалонова, в инфраструктурном телекоммуникационном оборудовании суммарная доля компонентов составляет от 5% до 10%. В случае пошлин, речь идет, соответственно, о 3-7% от этих 5-10%. "Основную долю в структуре цены занимает ПО и связанные с ним позиции. Для производителей инфраструктурного оборудования большее влияние на цену оказывают НДС, высокие проценты по кредиту, социальные отчисления с фонда заработной платы и т.д.", - утверждает она. Для производителей инфраструктурного оборудования гораздо важнее меры по формированию рынка отечественной продукции, а в том, что касается таможни, по словам Аппалоновой, больший эффект могли бы дать заградительные пошлины.

По мнению Андрея Безрукова, для развития российской электроники нужно не только обнулить пошлины на электронные компоненты, но и установить таможенные пошлины на ввоз конечной продукции бытовой техники и электроники при условии наличия аналогов, производимых на территории России. В качестве успешного примера Андрей Безруков привел Бразилию, где ввоз готовой продукции радиоэлектронной промышленности облагается ввозной пошлиной в 40% при нулевой ставке ввозной пошлины на электронные компоненты. В результате на бразильском рынке эффективно развивается национальное радиоэлектронное производство, а глобальные компании вынуждены размещать на территории страны производства с высоким уровнем локализации. Аналогичные модели господдержки применялись также в Польше, Китае и других странах.

Иван Покровский утверждает, что, устраняя одну проблему, власти создают другую, которая перекрывает выгоды от обнуления пошлин. Он сообщил, что в этом году все поставщики и потребители компонентов столкнулись с необходимостью сертифицировать продукцию на соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования". "Импортерам предлагается доказать безопасность компонентов для конечного потребителя. Однако эта продукция имеет производственное назначение, она не может применяться самостоятельно, вне оборудования. Абсурдные требования открывают новые возможности для изъятия средств в пользу стяжателей", - пояснил он. По словам Ивана Покровского, в итоге российские производители электронного оборудования оплачивают услуги множества быстро расплодившихся сертификационных и испытательных центров. Кроме финансовых издержек сертификация компонентов и декларирование соответствия приводят к значительным задержкам в производственных поставках.

ЦБ РФ: USD 73.68
EUR 90.1


С 1 сентября 2015 г. Россия отменяет таможенные пошлины на ввоз в страну радиоэлектронных компонентов. Однако еще не всем участникам российского рынка удалось ознакомиться с этим документом Минпромторга. По оценкам игроков отрасли, подобная отмена пошлин поможет российским производителям техники стать более конкурентоспособными, но одновременно негативно отразится на отечественных производителях компонентов. В то же время эксперты утверждают, что компонентов для построения высокотехнологичного оборудования в России, по сути, не производится.

Как сообщили репортеру ComNews участники рынка, Минпромторг с 1 сентября 2015 г. обнулит ввозные пошлины практически на все основные группы электронных компонентов - микросхемы, дискретные полупроводники, резисторы, конденсаторы, соединители. Как сообщил начальник отдела рекламы и PR ООО "Т8" (российский разработчик и производитель DWDM- и CWDM-систем) Кирилл Шишков, компания принимала участие в обсуждении проекта документа. К отмене пошлин на компоненты там относятся положительно: без них современное телекоммуникационное оборудование производить невозможно, а отечественное производство радиоэлектронных компонентов находится далеко не в лучшем состоянии. "Компонентов для построения высокотехнологичного оборудования, по сути, в России нет. Мы вынуждены закупать импортные комплектующие. При этом готовое оборудование ввозится без пошлин. Получается, что мы сразу же начинаем проигрывать в цене зарубежным вендорам. Отмена пошлин - это всего лишь маленький шаг к формированию честной конкуренции", - заявил Кирилл Шишков.

Генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники Иван Покровский пояснил ComNews, что от отмены пошлин выиграют все добросовестные импортеры компонентов, а проиграют, потеряв преимущества, "серые" поставщики. По его словам, цены у добросовестных импортеров снизятся на несколько процентов, а у "серых" поставщиков не изменятся. Но для рынка важнее не снижение цен на 2-3%, а упрощение процедуры импорта. "Ноль процентов на все компоненты - нет вопросов, касающихся правильной идентификации компонентов и связанных с этим задержек грузов. Это особенно чувствительно не при массовом производстве бытовой техники, а при мелкосерийном производстве сложного оборудования. Когда требуется широкая номенклатура компонентов малыми партиями, удельный вклад транзакционных издержек возрастает многократно", - заявил эксперт.

Как сообщила ComNews председатель Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова, ей с документом ознакомиться до сих пор не удалось. Она считает, что очень важно то, как именно в нем прописаны обнуления по группам компонентов. "Если по широким группам - это одно. Если точечно, то каждую позицию импортерам придется долго обосновывать, что именно она проходит по нулевой ставке. Дистрибьюторы компонентов говорят, что зачастую дешевле получается заплатить максимальную пошлину по группе, чем доказать, что конкретная позиция должна проходить по сниженной или нулевой ставке. В этом случае необходимо собирать большой объем документов, подтверждающих право не платить пошлину. И велика вероятность задержки на таможне, что обходится производству дороже", - пояснила Светлана Аппалонова.

Сейчас значимая часть закупаемой за рубежом промышленной и бытовой техники и радиоэлектроники при ввозе на территорию РФ таможенными пошлинами не облагается. При этом практически все импортируемые электронные компоненты облагаются пошлинами в размере от 5% до 17,5%, что, как утверждает директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков, делает невыгодным производство на территории России высокотехнологичной промышленной и бытовой техники и электроники.

В то же время, по словам Андрея Безрукова, предприятия в составе "Технополиса GS" уже имеют преференции в соответствии с ФЗ №16 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в том числе нулевые пошлины на компоненты при условии обоснования степени "достаточности" переработки. Для производителей региона существующие преференции позволяют компенсировать высокую стоимость доставки готовой продукции на территорию РФ. Обнуление ввозных пошлин на электронную компонентную базу сделает производителей области менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными отечественными производствами. "Калининградская область рискует потерять статус инвестиционно привлекательного региона для размещения производств радиоэлектронной промышленности", - опасается Андрей Безруков.

Кирилл Шишков полагает, что на бизнесе компаний, которые производят готовую продукцию, отмена пошлин отразится позитивно, а на отечественных производителях компонентов - отрицательно: им будет сложно конкурировать с подешевевшим импортом. Но в итоге, как утверждает он, и они могут оказаться в выигрыше. "Российский рынок электронных компонентов потерян давно. И первая причина - это не конкуренция с импортом, а банальное отсутствие спроса. У нас нет главных потребителей - производителей массовой продукции, бытовой техники. Не нужно стимулировать производителей компонентов, стимулировать нужно спрос на эти компоненты. Отечественные производители справятся с зарубежной конкуренцией, было бы кому предлагать продукцию", - заявил Кирилл Шишков.

Как уверяет Иван Покровский, российским производителям компонентов планируемое изменение пошлин никакой угрозы не несет. По его словам, компоненты российского производства дороже импортных аналогов в несколько раз и применяются на закрытых для импорта рынках (в основном это рынок военной аппаратуры). "Девальвация рубля дала ценовое преимущество в десятки процентов, но и его мало. Несколько процентов пошлин не играют роли на фоне таких разрывов в ценах и уровне технологий. Российские микроэлектронные фабрики выпускают продукцию, которая соответствует передовому мировому уровню 20-летней давности. Пошлины на импортные компоненты никак не помогут сократить этот разрыв", - пояснил генеральный директор Информационно-аналитического центра современной электроники. По выражению Ивана Покровского, заставить сейчас российского производителя коммерческого оборудования применять отечественные компоненты - это все равно что надеть тонущему на ноги тяжелые кандалы, чтобы он точно не выплыл.

Как считает Андрей Безруков, в изделиях потребительской электроники стоимость электронных компонентов составляет более 30%, и отмена пошлин на эти компоненты благоприятно отразится на развитии отрасли в целом. "С точки зрения ценообразования, затраты производителей сократятся, это позволит снизить цены на готовую продукцию, что благоприятно отразится на потребителях", - пояснил он.

По словам Светланы Аппалоновой, лоббированием обнуления пошлин уже не первый год занимаются такие компании, как LG, Samsung, а также организаторы контрактного производства Jabil и Foxconn через ассоциацию РАТЕК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники). Она уверена, что нововведение не отразится на ценах на конечную продукцию в России. Отмена пошлин снизит стоимость компонентов на 3-5%, но это будет иметь существенное значение только при массовом производстве бытовой аппаратуры. Для российских производителей бытовой техники главная проблема - не пошлина, а скорость оборота денег. "Таможня всегда была непредсказуема в отношении новшеств и процедур. Если хотя бы одна позиция застревает на таможне - встает все производство. То есть нетарифные барьеры гораздо серьезнее", - считает Светлана Аппалонова.

Как уточняет Светлана Аппалонова, в инфраструктурном телекоммуникационном оборудовании суммарная доля компонентов составляет от 5% до 10%. В случае пошлин, речь идет, соответственно, о 3-7% от этих 5-10%. "Основную долю в структуре цены занимает ПО и связанные с ним позиции. Для производителей инфраструктурного оборудования большее влияние на цену оказывают НДС, высокие проценты по кредиту, социальные отчисления с фонда заработной платы и т.д.", - утверждает она. Для производителей инфраструктурного оборудования гораздо важнее меры по формированию рынка отечественной продукции, а в том, что касается таможни, по словам Аппалоновой, больший эффект могли бы дать заградительные пошлины.

По мнению Андрея Безрукова, для развития российской электроники нужно не только обнулить пошлины на электронные компоненты, но и установить таможенные пошлины на ввоз конечной продукции бытовой техники и электроники при условии наличия аналогов, производимых на территории России. В качестве успешного примера Андрей Безруков привел Бразилию, где ввоз готовой продукции радиоэлектронной промышленности облагается ввозной пошлиной в 40% при нулевой ставке ввозной пошлины на электронные компоненты. В результате на бразильском рынке эффективно развивается национальное радиоэлектронное производство, а глобальные компании вынуждены размещать на территории страны производства с высоким уровнем локализации. Аналогичные модели господдержки применялись также в Польше, Китае и других странах.

Иван Покровский утверждает, что, устраняя одну проблему, власти создают другую, которая перекрывает выгоды от обнуления пошлин. Он сообщил, что в этом году все поставщики и потребители компонентов столкнулись с необходимостью сертифицировать продукцию на соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования". "Импортерам предлагается доказать безопасность компонентов для конечного потребителя. Однако эта продукция имеет производственное назначение, она не может применяться самостоятельно, вне оборудования. Абсурдные требования открывают новые возможности для изъятия средств в пользу стяжателей", - пояснил он. По словам Ивана Покровского, в итоге российские производители электронного оборудования оплачивают услуги множества быстро расплодившихся сертификационных и испытательных центров. Кроме финансовых издержек сертификация компонентов и декларирование соответствия приводят к значительным задержкам в производственных поставках.

Обнуление пошлин на импортную технику при вступлении в ВТО.

ВТО - утвердила требования для вступления России в ее ряды.

Среди прочих Россия должна будет убрать ввозные пошлины на высокотехнологичную продукцию, которые сейчас составляют, в среднем, 5, 4%. Соответствующей перечь продукции перечислен в Правительственном соглашении о торговли в сфере информационных технологий (ITA), подписанном странами-членами ВТО в Сингапуре в 1996 г.

Обнуление пошлин на импортную технику при вступлении в ВТО

Россия согласились присоединиться к соглашению и должна представить соответствующий график обнуления таможенных пошлин. ITA не разрешает иметь пошлины на компьютеры (включая КПК), комплектующие к ним (платы, жесткие диски, дисководы, CD - DVD- приводы, устройства ввода-вывода, PCMCA-устройства), мониторы (включая плоские и проекционные панели), стационарные телефоны, оборудование для локальных и глобальных компьютерных сетей (концентраторы, адаптеры, роутеры и др), усилители телефонного сигнала, телевизионные приставки с доступом в интернет и другое компьютерное и телекоммуникационное оборудование.

В России и так отсутствуют пошлины на многие товары из перечня ITA: готовые компьютеры, дисководы различных типов и жесткие диски, цифровые фотокамеры, микроскопы, телефонные коммутаторы, большинство оборудования для электронной промышленности и др.

Некоторые устройства, обозначенные в перечне 1996 г., к настоящему моменту уже устарели: комплекты мультимедиа для модернизации ПК (звуковая карта + колонки/микрофон), устройства чтения проприетарных форматов данных (Iomega ZIP, Syquest, Bernoulli Box и др), пейджеры, пишущие машинки и т.д.

Из устройств, на которые теперь должна быть отменена пошлина, массовому потребителю прежде всего интересны: мониторы, компакт-диски и носители компьютерной информации, стационарные телефоны, копировальные и факсимильные аппараты, компьютерные микросхемы, смарт-карты, интерактивные теле-приставки, оборудование для локальных сетей, калькуляторы, электронные словари и переводчики, ТВ- и радио-антенны.

Товары для массового и корпоративного потребителя

Товар, на который будет обнулена пошлинаСуществующая ввозная пошлина
Мониторы (исключая устройства с приемом ТВ-сигнала)10% (на ЭЛТ-мониторы – 0%)
Компакт-диски (не для музыки и изображений в аналоговом виде), магнитные носители (дискеты), компьютерные носители10%
Маршрутизаторы и другое оборудование для локальных и глобальных компьютерных сетей5%
Телеприставки с возможностью доступа в интернет и интерактивного обмена информацией20%
Стационарные телефонные аппараты, включая телефоны с беспроводной трубкой (радиотелефоны)10%
Автоответчики15%
Микрофоны, громкоговорители и наушники для телефонов (hands-free), проводные телефонные трубки10%
Микрокалькуляторы, карманные устройства для записи и воспроизведения данных с вычислительными функциями и комплектующие к ним15%
Счетные машины (в том числе с функцией печати), кассовые аппараты, билетные аппараты и комплектующие к ним15%
Копировальные аппараты, факсы5%
Смарт-карты0 - 15%
Пишущие машинки и комплектующие к ним5%
Пейджеры и комплектующие к ним5%
Плоттеры15%
Наборы мультимедиа для модернизации ПК (звуковая карта + колонки/микрофон)5%
ТВ- и радио-антенны10%
Электронные словари и переводчики5%

Источник: WTO, CNews Analytics

Для корпоративных и промышленных потребителей интерес может представлять отмена пошлин на плотеры, кассовые аппараты, интегральные и печатные схемы, диоды, транзисторы, резисторы, конденсаторы, электронные предохранители, кремний, оптоволоконный кабель, устройства для передачи и контроля сигнала в телекоммуникационных сетях, ЖК-индикаторы и др.

Кроме того, Россия пообещала ВТО упростить ввоз криптографического оборудования. С начала 2010 г., когда Россия вступила в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, для ввоза оборудования с элементами шифрования стало необходимо получать лицензию от ФСБ. Теперь же для товаров из определенного перечня, включая беспроводные радиоустройства, смарт-карты, устройства с ЭЦП и др., лицензий не потребуется, также Россия не сможет вводить в дальнейшем какие-либо ограничения на их ввоз.

Промышленные товары

Товар, на который будет обнулена пошлинаСуществующая ввозная пошлина
Устройства для передачи сигналов, отличного от ТВ- и радио; ТВ-и радио-передатчики с приемной аппаратурой10%
Индикативные жидкокристаллические панели и комплектующие к ним10%
Печатные схемы15%
Диоды, транзисторы10%
Интегральные схемы0-10%
Конденсаторы5%
Резисторы5 - 10%
Электронные переключатели и предохранители15%
Электронные соединители10%
Электрические проводники для телекоммуникаций15 – 20%
Оптоволоконный кабель15%
Хронографы, спектрометры и измерительные приборы для телекоммуникаций5%
Оборудования для контроля состояния и измерения давления жидкостей и газов0-10%
Кремний и другие химические легированные элементы для электроники5%
Зонды для проверки полупроводников10%
Измерительное оборудование для полупроводников и комплектующие к нему5%
Посуда из плавленого кварца10%

Источник: WTO, CNews Analytics

Правда, для ввоза большинства абонентского оборудования с элементами криптографии лицензии и так не были нужны: достаточно было пройти процедуру нотификации. Останется ли она в будущем, в сообщение ВТО не уточняется. Что касается устройств, лицензирование которых осталось обязательным (например, базовые станции сотовой связи), то для них лицензии достаточно будет получать один раз. Сейчас же лицензия требуется на каждую партию.

Еще одно требование ВТО — в течении четырех лет снять ограничения на владение не более чем 49% акций телекоммуникационных компаний. Впрочем, такого ограничения в России и так нет: иностранцы должны лишь согласовывать приобретение крупных пакетов акций сотовых операторов «большой тройки».

Обнуление пошлин на импортную технику при вступлении в ВТО.

Читайте также: