Обезопасить себя от налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Читатель Алексей спрашивает:

Я татуировщик, работаю в студии, но без договора. В месяц выходит примерно 50 000—70 000 рублей.

ИП у меня нет, налоги я не плачу и никаких чеков не выбиваю. Есть ли вероятность, что налоговая меня вычислит по переводам на карту или как-то еще?

Алексей, у налоговой много способов вычислить предпринимателя без ИП, мы расскажем об основных.

Налоговая может вычислить по движению денег на карте

Личные счета и карты контролируют налоговая, банки и Росфинмониторинг. Есть два инструмента контроля:

  • налоговая автоматически получает информацию об открытии всех счетов. Даже если вы не ИП или ООО, а обычный человек и заводите карту для себя, всё равно налоговая узнает об этом через 10 дней после открытия счета;
  • налоговая может запросить выписку по счету у банка.

Кроме налоговой за движением денег на картах следят банки и Росфинмониторинг. Банк анализирует поступления и расходы, смотрит на назначение платежей и может заблокировать счет по своей инициативе или указанию Росфинмониторинга.

После блокировки банк попросит документы для подтверждения дохода. Если подтвердить, счет разблокируют.

Суммы от 600 000 рублей проверяют в обязательном порядке, а до этой суммы анализируют характер платежей:

  • как часто приходят деньги;
  • что написано в назначении платежа. Одно дело комментарий «Подарок пупсику», другое «Возврат займа», «Платеж за товар»;
  • всегда ли владелец карты получал такие переводы или что-то изменилось;
  • не личная ли это карта директора ООО.

Банк анализирует всё автоматически, а налоговой для анализа сначала нужно запросить выписку. И банк в таком запросе не может отказать. При этом для банка запрос от налоговой — тоже сигнал: со счетом что-то не так.

Для налоговой важнее характер платежей, чем сумма. Сто тысяч рублей с комментарием «подарок» вызывают меньше подозрений, чем три перевода по пять тысяч с пометкой «оплата татуировки».

По дорогим покупкам без подтверждения дохода

Все покупки свыше 600 000 рублей попадают в Росфинмониторинг и анализируются: в рамках правового они поля или нет. Покупки можно отслеживать по бонусным картам магазинов, например «Баленсиага» или «Шанель», но это сложно. А вот с недвижимостью и автомобилями есть удобный инструмент — государственная регистрация сделок.

Кондитер без ИП накопил на квартиру и покупает ее за наличные. Сделка оформляется у нотариуса, и тот пишет в договоре: «Если деньги получены нелегальным путем, покупатель сам несет ответственность по 115-ФЗ». Когда одно ведомство узнает о нарушении, оно сразу передает информацию остальным. Поэтому кроме штрафа за незаконное предпринимательство можно получить штрафы за нарушение санпинов, использование чужого товарного знака и отсутствие маркировки на товарах.

Случайно

Налоговики, полицейские, сотрудники прокуратуры и Роспотребнадзора тоже покупают торты, ходят на маникюр и бьют татуировки. Невозможно знать наверняка, кто ваш заказчик.

Мужчина два раза подвез женщину, а она оказалась сотрудницей полиции и составила на него протокол: перевозка пассажиров без ИП и лицензии.

Суд не принял доводы мужчины о том, что он не таксовал и не брал плату с пассажирки, а подвез женщину бесплатно и вообще думал, что это жена его знакомого. В итоге мужчина получил штраф за предпринимательскую деятельность без лицензии — 2000 рублей.

Если вычислят, придется заплатить штраф

За бизнес без регистрации есть штраф — от 500 до 2000 рублей. Штраф придется заплатить, даже если дохода не было. Например, налоговая может решить, что человек предприниматель, если он закупил оптовую партию товара или разместил рекламу, но доход еще не получил.

Если же доход был, кроме штрафа придется заплатить налог на доход физического лица — 13%, еще могут начислить НДС — 20%. Налоговая рассуждает так: ИП не зарегистрирован, значит, он не подавал заявление о переходе на упрощенку, а раз так — пусть платит НДС, как на общем налоговом режиме.

Раньше, если человек иногда оказывал услуги или сдавал коммерческую недвижимость, об этих доходах он отчитывался через 3-НДФЛ и платил только 13% с дохода физического лица. Сейчас позиция налоговой и судов изменилась: считается, что раз был доход, значит, должен быть оплачен и НДС.

Физлицу пришлось заплатить НДС за сдачу здания в аренду 😱

Обычно налоговики в устной беседе говорят: «Декларируйте свой доход». Если вы соглашаетесь и сдаете 3-НДФЛ, налоговая может начислить и НДС. Решите сдавать — сдавайте декларацию за последний год, иначе насчитают НДС за все годы, о которых отчитываетесь.

Вы можете не согласиться сдавать декларацию, и тогда заплатите только штраф — от 500 до 2000 рублей, но всё зависит от доказательств налоговой. Если из доказательств только реклама в соцсетях или фото готовых работ, можете сказать:

  • все мои работы — это некоммерческое сотрудничество, я за них не получал деньги и не рассчитывал на систематическое получение прибыли;
  • рекламу только запустил, хочу проверить, каков спрос на такие услуги. Как только получу первую заявку, зарегистрирую ИП.

Но если есть свидетели или налоговая проводила контрольную закупку, налоги будут требовать через суд.

Model.Article.Title

Ошибки, которые допускают компании, часто свидетельствуют о недостаточной осмотрительности и недооценке рисков. Тем самым они только привлекают к себе внимание налоговой.

Несоответствие фактического, почтового и юридического адресов организации

Для начала ждите от ИФНС предупредительное письмо с требованием устранить нарушение. Если вы вдруг решите проигнорировать требования инспекции, будьте готовы к занесению в черный список недобросовестных налогоплательщиков. Согласно «антиотмывочному» закону, ИФНС может оперативно заблокировать счета недобросовестной компании.

Реализация товаров и услуг по нерыночным ценам

Отклонения более чем на 20% как в одну, так и в другую сторону, крайне нежелательны. Критическая цифра отклонений — 30%. Особенно обращайте внимание на взаимоотношения с аффилированными компаниями или членами холдинга. Это стало актуальным с 1 января 2012 года после вступления в силу закона о новых правилах контроля над трансфертным ценообразованием, который ввел понятие контролируемых и приравненных к ним сделок. Если не хотите получить доначисления по налогам, обращайтесь к опытным аудиторам и оценщикам.

Сотрудничество с банками, имеющими действующие санкции ЦБ РФ и оказывающими сомнительные финансовые услуги

Если вашему банку в ходе проверки ЦБ или налоговых инспекций предъявили санкции, это сигнал для вас. Клиенты таких банков подвергаются камеральным и встречным проверкам на предмет возможного сотрудничества с фирмами-однодневками, предоставленными банком для реализации незаконных схем. Информация о неблагонадежных финансово-кредитных организациях открыта и опубликована на сайте ЦБ.

Отсутствие внешних признаков хозяйственной деятельности при постоянном динамичном движении денег по расчетному счету

Если предприятие имеет денежный оборот 500 млн руб. в месяц, а в штате работают три человека, нет складов с товаром и технологического оборудования, полноценного офиса и производственных помещений, значит эта компания — либо посредник, либо агент чьей-то «бурной» деятельности. В любом случае для проверяющих оперативная информация о такой фирме — ключ к раскрытию возможных налоговых и экономических правонарушений.

Сотрудничество с компаниями, имеющими признаки фирм-однодневок

Ваша компания может являться вполне добросовестной и законопослушной, но, не проявив должной осмотрительности, не позаботившись об обеспечении «экономической целесообразности» и «деловой цели», может вступить в финансовые взаимоотношения с недобросовестными контрагентами и стать участником схемы по отмыванию денег. Это может повлечь за собой предпроверочные мероприятия ИФНС и впоследствии привести к выездной налоговой проверке (возможно, с представителями МВД).

Экономия на налогах при выплате зарплат

Даже если зарплатная схема в вашей компании юридически и финансово чисто организована, налоговики все равно признают ее незаконной. Даже если сотрудникам компании регулярно выплачиваются проценты по купонному доходу приобретенных акций — льготы на сумму дохода 250 000 руб. в год на человека, страховые выплаты, займы, все равно по суду данные выплаты признаются оплатой результатов труда работников. Главная причина — регулярность (1-2 раза в месяц) и постоянство этих выплат. Налоговики разработали целую систему выявления зарплатных схем, даже в тех случаях, когда все сотрудники организации стали ИП, заключившими договоры с организацией-работодателем. Хозяйственные договоры признаются в этом случае трудовыми — с обязанностью уплаты страховых взносов с пенями и штрафами. А организаторы и участники таких схем часто подпадают под уголовную ответственность.

Нехарактерные для предприятия хозяйственные и финансовые операции, непрофильные активы

Если ваша компания торгует стройматериалами и вдруг решила заняться куплей-продажей ценных бумаг, это сигнал для налоговой службы. Если производственная компания стала регулярно давать другим организациям займы — это также обратит на себя пристальное внимание, выделит ее из серой массы. Подобные операции часто свойственны фирмам, использующим незаконные методы оптимизации налогообложения.

Вывод: если уж вам захотелось поиграть на фондовом рынке, обращайтесь к профессиональному брокеру или организуйте для этого отдельное юрлицо, пусть даже и аффилированное с основным.

Организация использует нестандартные средства расчета по договорным обязательствам

Бартер, векселя и ценные бумаги, уступка прав требования, взаиморасчеты с третьими лицами или через третьих лиц, займы, «бумажные» кредиты (аккредитивы, банковские гарантии). По мнению налоговой службы, использование всех этих финансовых инструментов «на пустом месте» (то есть там, где в этом нет необходимости) – явный признак участия в незаконных схемах.

Компания не сдает (или сдает заниженные) декларации по налогу на НДС, прибыль, имущество

Организация, не показывающая налогооблагаемую базу по прибыли и имуществу, уклоняется от уплаты налогов, и для проверки соответствия уплаченных сумм налогов денежным оборотам могут запросить у банка информацию о движении средств по ее счетам.

Организация предъявила значительные суммы «экспортного» НДС к возврату в один отчетный период

В таких случаях я советую готовиться не только к сюрпризам со стороны ИФНС, но и от лица таможни и МВД. Проверять будут реальность сделок, а также всех контрагентов, в том числе и иностранных, чтобы выявить факты лжеэкспорта. В последние два года участились проверки встречных, импортно-экспортных контрактов, проводимых через одну и ту же компанию в один и тот же налоговый период. ИФНС в этом случае подозревает, что такая фирма может получать необоснованную налоговую выгоду, либо работать в пользу третьих лиц.

Как доказать налоговой, что вы «белый и пушистый»: 10 полезных советов

1. Работайте только с надежными банками

2. Не сотрудничайте с контрагентами и обслуживающими организациями с сомнительной репутацией.

Откажитесь от работы с компаниями, имеющими признаки «однодневок», являющимися недобросовестными налогоплательщиками, участвующими в отмывании денег и работающими с «неблагонадежными» банками. По возможности исключите прямые контракты с офшорными компаниями. Не следует также работать с аудиторскими и консалтинговыми компаниями, замешанными в скандалах в налоговой сфере, не прошедших процедуру контроля качества профессиональных СРО.

3. Старайтесь использовать только законные методы оптимизации налогообложения

Их довольно много:

  • малые предприятия;
  • компании на УСН;
  • ИП;
  • ЕНВД;
  • льготные условия налогообложения ряда видов деятельности (сельское хозяйство, капстроительство, участие в федеральных программах, работа в особых экономических зонах и т д.);
  • возможность проведения в одном налоговом периоде «прибыльных» и «убыточных» операций.

4. Соответствуйте отраслевым показателям, разработанным налоговиками:

  • суммам оборотов;
  • общим суммам уплаченных налогов;
  • уровню зарплаты сотрудников;
  • нормам прибыли;
  • рентабельности;
  • торговым и производственным наценкам.

Средние отраслевые цифры различных секторов экономики есть на сайтах ФНС России и УФНС по Москве. Рекомендуется придерживаться нижней границы показателей.

5. Выходите на встречные и камеральные налоговые проверки

Своевременно и в полном объеме предоставляйте запрашиваемые документы и другую информацию по встречным проверкам. Помните, что проверяют не вас, а от вас требуется только подтвердить факт деятельности. Камеральная проверка может пройти и без ведома проверяемого (запрашивают выписки в банке и документы у контрагентов). Но о факте такой проверки следует знать и подготовиться к визиту в ИФНС для дачи объяснений или допросу по деятельности организации-налогоплательщика. Игнорирование этих требований повышает вероятность выездной налоговой проверки.

6. Не показывайте убыток от коммерческой деятельности более двух отчетных периодов подряд.

Это вызовет подозрения налогоплательщика в недобросовестности и может спровоцировать проверку.

7. Остерегайтесь резкой (менее чем за 6 месяцев) смены рода деятельности вашего предприятия

Это привлекает внимание специалистов отдела предпроверочного анализа ИФНС, изучающих не только балансовые показатели, но и отслеживающих изменения вида деятельности.

8. Не допускайте грубого несоответствия размера уставного капитала (собственных средств) масштабам деятельности вашего предприятия

Организация, денежный оборот которой по расчетному счету составляет миллиард рублей в месяц при уставном капитале 50 000, вызовет подозрения. Но и оборот в 100 000 руб. при уставном капитале или заемных средствах в миллиард — тоже нежелателен. В первом случае вас заподозрят в «отмывочных» схемах, во втором — в незаконном заведении на счет значительных оборотных средств. Особенно опасно заведение средств через офшорные компании, так как внимание к ним сейчас самое пристальное.

9. Избегайте наличия у вашего предприятия трех и более признаков фирм-однодневок

Налоговики разработали 137 таких критериев (по состоянию на сентябрь 2013 года), и этот список постоянно пополняется.

10. Не допускайте ситуации, когда зарплата начисляется, но не выплачивается

Во-первых, выплатить зарплату (т.е. снять наличные в банке или перевести деньги на карточные счета сотрудникам) можно только после уплаты всех налогов и сборов с фонда заработной платы. А значит, невыплата начисленной зарплаты почти всегда в глазах налоговой службы означает и неуплату налогов. Во-вторых, это уголовно наказуемое деяние, к которому могут добавиться и «налоговые» статьи.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Алена

Дата публикации: 17.10.2019

Актуально на Май 2021 года

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Как обезопасить себя от внезапных визитов налоговой

Кроме этого рекомендуем открывать сразу несколько расчётных счетов, чтобы быстро перевести деньги с одного на другой, если один из них заблокируют. Удобнее всего выбрать банки с бесплатным обслуживанием счёта, чтобы не платить ежемесячных взносов. Сравнить банки можно, нажав на кнопку ниже.

Список выгодных банков для открытия счёта

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае — назначить выездную проверку.
Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки — это решение о ее проведении.
Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение — есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:
1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.
2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки — это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.
3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.
4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль.
5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.
6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.
Предельные показатели:
Для УСН:

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.

  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.

  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.
8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.
9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.
10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.
11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.


12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация — необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр — в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов — должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов — необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза — налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос — могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей — налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры — решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.
С того момента, как проверяемый получит этот документ — можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.
Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.
Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.
Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться — привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

  1. Обратитесь к Налоговому кодексу. Изучите права и обязанности проверяемого (статья 21, 23 НК РФ) и налогового органа (статья 31, 32 НК РФ).
  2. Приведите в порядок документацию. Убедитесь о наличии всех оригиналов учредительных, регистрационных, разрешительных документов. Проверьте на месте ли правоустанавливающие документы на имущество компании, документы об избрании, назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера. Не забудьте удостовериться в наличии договоров с контрагентами. Также обратите внимание на подписи первичных документов — они должны быть подписаны от руки.
  3. Проверьте контрагентов. Проведите проверку на сайте Федеральной налоговой службы: наличие регистрации в ЕГРЮЛ, наличие налоговой задолженности и сдачу отчетов. Кроме этого, у контрагента можно потребовать заверенные копии устава, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, решение о назначении руководителя, последней бухгалтерской отчетности.
  4. Подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности по отношению контрагентов, например, это может быть деловая переписка. Также проверьте наличие доказательств, которые подтверждают экономическую выгоду от сделки.
  5. Подготовьте помещение. Для проверяющих неплохо будет выбрать отдельное место. Тем самым, ограничив доступ к документам, которые не имеют отношения к данной проверке, и к сотрудникам, которые могут наговорить много «лишнего». Разумно также будет провести беседу с работниками. Поручите общение с налоговиками одному или нескольким сотрудникам. Напомните, что их высказывания должны основываться только на фактах. При этом необходимо отвечать кратко и только по делу.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый — крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.

В современных экономических реалиях проверки субъектов предпринимательской деятельности приобретают все более массовый и масштабный характер. Существует множество видов проверок – начиная от проверок противопожарной безопасности и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, заканчивая налоговыми и даже процессуальными проверками правоохранительных органов. Их цель и социальная значимость вполне очевидны.

Проводимые проверочные мероприятия могут сопровождаться рядом предусмотренных законом ограничений прав, а деятельность отдельно взятого должностного лица может быть обусловлена некими дополнительными факторами субъективного характера – начиная от элементарной некомпетентности и заканчивая коррупционной заинтересованностью. Полностью обезопасить себя от нарушений со стороны контролирующих органов или их должностных лиц, исключить эти нарушения, к сожалению, невозможно.

Правоприменительная и судебная практика постоянно меняется, а также меняются требования законодательства к ведению той или иной деятельности отнюдь не в пользу проверяемых лиц. Это те факторы, которые находятся за пределами нашего влияния. Но при этом надо понимать, что не каждое ограничение права является нарушением. Законом предусмотрена возможность заинтересованного лица обжаловать любое действие и решение государственного органа или должностного лица, с которым он не согласен.

Пожалуй, единственным законным, но не всегда эффективным способом защиты от нарушений (мнимых или реальных) является их обжалование в предусмотренном законом порядке. Ряд действий/бездействий или решений может быть обжалован непосредственно в суд в порядке административного судопроизводства. В отдельных случаях предусмотрен специальный порядок обжалования, предшествующий обращению в суд, такой порядок регулируется отраслевым законодательством (например, апелляционное обжалование в вышестоящий орган ФНС России при несогласии с ненормативными актами, принимаемыми налоговым органом в ходе различных налоговых проверок, в соответствии с НК РФ). Качество составления жалоб, подготовки документов в их обоснование во многом предопределяет перспективу их рассмотрения, хотя гарантированно обезопасить себя от нарушений невозможно и на этой стадии.

Модным трендом последнего времени становится практика доначисления таможенных платежей на основании вступивших в законную силу и своевременно не обжалованных в установленном порядке постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка таможенного декларирования. В ходе мероприятий таможенного контроля выявляется факт нарушения, составляется протокол об административном правонарушении, выносится решение о наложении незначительного штрафа, при этом доначисление таможенных платежей не производится. Зачастую декларанты не придают значения этим обстоятельствам, ориентируясь исключительно на отсутствие доначислений, производят оплату штрафа, предпочитая не ввергать себя в пучину судебных тяжб, независимо от того, является ли выявленное нарушение реальным или мнимым; постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу. Срок, в течение которого возможно произвести доначисление, значительно превышает срок обжалования постановления, в связи с этим на тот момент, когда декларант сталкивается с существенным доначислением таможенных платежей и обращается с жалобой в суд, его доводам противопоставляется фактически подтвержденный им же факт наличия нарушения. В подобном случае никакого нарушения со стороны таможенного органа нет, но декларант де-факто оказывается введенным в заблуждение и лишен возможности защищаться всеми средствами по причине собственной неосмотрительности.

Для минимизации рисков нарушений в ходе уже проводимых проверочных мероприятий, следует с надлежащей осмотрительностью относиться к реализации собственных прав, а также контролю действий проверяющих, своевременно делать заявления о допущенных нарушениях, обращаться с соответствующими жалобами, а также привлекать необходимых специалистов.

Также в ходе проверок встречаются нарушения процедуры изъятия документации, они могут быть выражены в не включении в опись изъятых предметов всех документов и электронных носителей информации, а также их содержания. На практике это приводило к частичной утрате документации, а в отдельных случаях – ее подмене. С такими нарушениями целесообразно бороться путем заявления соответствующих замечаний в акте обследования и последующего незамедлительного обжалования.

Нарушения со стороны лиц, которые проводят проверку, редко зависят от волеизъявления проверяемого лица. Активная позиция его представителей и своевременное указание на допускаемые нарушения могут стать решающими факторами для устранения их непосредственно на месте, что полностью или частично исключает наступление негативных последствий в ходе дальнейшего производства. Гораздо более уязвимыми в подобной ситуации оказываются те лица, которые сами не уделяют должного внимания качеству ведения собственного делопроизводства и в том числе бухгалтерской, финансово-хозяйственной документации. Также встречаются ситуации, при которых у проверяемого лица отсутствуют первичные документы, на основании которых совершены финансовые операции. Безусловно, такая безответственность становится поводом для самого пристального внимания проверяющих органов.

Вопрос выявления каких-либо нарушений – это скорее вопрос времени. Любой компетентный бухгалтер знаком с требованиями налоговых органов, разъяснениями о правилах ведения документации. Однако разъяснения действуют сегодня, в ходе проводимой проверки контролирующим органом проверяются уже имеющиеся документы за предыдущие три года, когда этих разъяснений еще не существовало. Правоприменительная и судебная практика постоянно меняется, и те действия и решения, которые ранее могли быть признаны судом нарушением, теперь могут быть признаны законными.

Наибольшего эффекта можно добиться не от обжалования уже принятых проверяющим органом решений и действий должностных лиц, а путем предупреждения выявления нарушений. В этих целях рекомендуется провести тщательный аудит собственного делопроизводства и документооборота на предмет его соответствия действующим требованиям и разъяснениям, не дожидаясь налоговой проверки. Провести такой аудит целесообразно как минимум за последние три года и в случае выявления каких-либо недочетов принять меры к их самостоятельному устранению, насколько это возможно в рамках, предусмотренных законом.

Устранение собственных недочетов, если же они есть – наиболее эффективный способ существенно сократить финансовые затраты и время, потраченное на разрешение подобных проверок. Если своевременно не придать этому значения, то результатом проверки может стать существенное увеличение налоговой нагрузки, привлечение к административной ответственности юридического лица, руководителя, а в некоторых случаях – и уголовная ответственность.

Не так давно ко мне обратилось за помощью акционерное общество (назовем его просто «Налогоплательщик»), в отношении которого налоговики проводили модные нынче контрольно-аналитические мероприятия (КАМ, или по-простому — предвыездная проверка).

ФНС требовала от компании, применявшей общую систему налогообложения, доплатить 50 млн руб. Предприятие с претензиями налоговой было не согласно, но не хотело нарываться на неприятности. Моей задачей было помочь доверителю выйти из ситуации с минимальными потерями.

Прежде, чем перейти к сути дела, необходимо дать читателям некоторые пояснения. Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о налогах и сборах не содержит определения контрольно-аналитических мероприятий. В реальности КАМ — это торг между налоговой и налогоплательщиком на этапе до назначения выездной налоговой проверки. Задача ФНС — увеличить налоговые сборы, задача компании — по возможности отбиться от доначислений и при этом не навлечь на себя более страшную кару — выездную налоговую проверку, которая обойдется дороже и по времени, и по деньгам.

Обычно КАМ возникают не на пустом месте. В первой половине календарного года налоговая по своим каналам собирает информацию, которая может свидетельствовать о неполной уплате налогов за три предшествующие года. Например, у одного налогоплательщика обнаруживаются признаки умышленного дробления бизнеса с целью минимизации налоговых платежей. У другого среди контрагентов находят «техническую» фирму. У третьего обязательства по сделке не могли быть исполнены контрагентом. Короче, налоговая копает…

После этого между налоговиками и компаниями начинается обмен письмами. Первые требуют, вторые оправдываются. Проводятся опросы должностных лиц налогоплательщика и встречи в налоговой. Длиться это может несколько месяцев.

В результате налогоплательщик «добровольно» доначисляет и уплачивает налоги и пени и представляет уточненные налоговые декларации.

Если не отвечать на требования налоговой, не сотрудничать с ней и не доплачивать налоги, то вероятность заполучить выездную проверку приблизится к 100%. Поэтому больше половины налогоплательщиков уточняются добровольно-принудительно на этапе КАМ.

Благодаря этому ФНС ежегодно снижает план налоговых проверок и при этом увеличивает поступления в бюджет. Таким образом, КАМ сегодня — это один из основных способов досудебного урегулирования налоговых споров.

Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку

Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.

И все бы хорошо, если бы не одно но. Так как ни самого понятия КАМ, ни порядка их проведения в законе нет, то отсутствует также и законодательное закрепление прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов в ходе этих мероприятий. Процедуры принятия решений по результатам КАМ и гарантий соблюдения договоренностей, достигнутых между налоговиками и налогоплательщиком в ходе мероприятий, тоже нет.

Это означает, что налогоплательщик после полугода переписки со своей налоговой инспекцией может в добровольно-принудительном порядке сдать уточненные налоговые декларации и доплатить согласованные с инспекцией налоги и пени, а после этого все равно получить выездную проверку. Если налоговая инспекция или вышестоящее управление ФНС решат, что сумма маловата.

На Налоговом конгрессе, состоявшемся в ТПП РФ в ноябре 2020 года, бизнес-сообщество и налоговые эксперты предлагали руководству ФНС закрепить в Налоговом кодексе нормы, регулирующие порядок и сроки проведения контрольно-аналитических мероприятий, а также права и обязанности сторон и порядок закрепления результатов КАМ (к примеру, в форме мирового соглашения).

Однако, представители ФНС полагают, что подобного правового регулирования не требуется. При этом они ссылаются на добровольный (!) характер взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом в ходе контрольно-аналитических мероприятий. По их мнению, вопросы истребования документов (информации) и вызова должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений урегулированы Налоговым кодексом РФ. Этого, мол, достаточно.

Вернемся теперь к нашему случаю. Налогоплательщик обратился ко мне на заключительном этапе препирательств с налоговиками. До этого он в течение пяти месяцев (с июля по ноябрь) самостоятельно участвовал в контрольно-аналитических мероприятиях. За это время налоговый орган направил в адрес компании три информационных письма с предложениями, а по сути требованиями, представить пояснения и документы в связи с возникшими расхождениями по суммам налогов, уплаченных в 2016–2018 годах.

Компания сотрудничала с налоговой и направляла ей соответствующие документы: счета-фактуры, договоры, акты выполненных работ, оборотно-сальдовые ведомости. Часть вопросов удалось снять, компания согласилась доплатить в казну порядка 25 млн рублей. Но оставались неурегулированными претензии по налогу на прибыль и НДС примерно на такую же сумму.

Проблема была в том, что налоговая раскопала два старых арбитражных дела, выигранных Налогоплательщиком. В первом случае компания обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг, во втором — о взыскании неосновательного обогащения (по ходу процесса предмет второго иска изменили также на взыскание задолженности). Налоговая посчитала, что решения арбитражных судов являются основанием для взыскания с компании дополнительных сумм по налогу на прибыль и НДС.

Это означало, что Налогоплательщику придется доплатить в бюджет еще примерно 24,5 млн, из них 10,5 млн руб. НДС и около 14 млн руб. налога на прибыль плюс набежавшие пени.

1. Клиент помогал работать
В компании был хорошо налажен бухгалтерский и налоговый учет. Клиент быстро давал пояснения и предоставлял нужные документы, поэтому мы могли оперативно прояснить все неясные моменты.

2. Диалог с налоговой
Налоговики вели себя корректно. Удалось наладить с ними диалог и детально обсудить каждый пункт требований.

1. Закон не писан
Отсутствует правовое регулирование контрольно-аналитических мероприятий и соблюдения договоренностей по их итогам. При частичном удовлетворении требований налогового органа налогоплательщик несет риски доначислений.

2. За примерами далеко ходить надо
Недостаток судебной практики по аналогичным спорам.

3. Дефицит времени
Клиент обратился ко мне всего за пять дней до заседания по результатам КАМ в налоговой.

Задача была не из легких. Мне нужно было быстро свести воедино материалы двух объемных и запутанных арбитражных дел с длинной предысторией и нормы Налогового кодекса РФ и найти ответ на главный вопрос: почему Налогоплательщик не должен доплачивать в бюджет?

Между тем, уже через пять рабочих дней после моего появления в компании генеральный директор должен был идти в налоговую на заседание комиссии для подведения итогов пятимесячных контрольно-аналитических мероприятий. Необходимо было выиграть время, и я решила обернуть недостаток КАМ себе на пользу.

Так как мероприятия — дело добровольное и регламента их проведения нет, я подготовила, а Налогоплательщик направил в налоговую, ходатайство о переносе срока проведения комиссии на две недели. Обоснование: необходимость подготовки аргументированных возражений на требования налоговой, содержащиеся в третьем информационном письме.

Ходатайство удовлетворили, мы получили отсрочку и за это время подготовили письменные пояснения. Требования налогового органа мы признали правомерными только частично.

Итак, у нас было два арбитражных дела, в которых Налогоплательщик выступал в роли истца и отсудил достаточно крупные суммы. И по каждому из них вырабатывалась отдельная позиция для переговоров с налоговой.

В первом случае требование моего клиента о взыскании задолженности за услуги по перевалке, складскому хранению и отпуску третьим лицам нефтепродуктов суд удовлетворил в полном объеме. В пользу Налогоплательщика были также взысканы судебные расходы, проценты за пользование чужими денежными средствами и государственная пошлина.

По этому делу налоговая предлагала компании:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 37 млн руб.;

— проценты за пользование чужими денежными средствами — 288,8 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 106,6 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 5,6 млн руб.

Изучив материалы этого дела (от первой инстанции до кассации), я обнаружила, что решение суда вступило в законную силу в 2015 году, то есть за пределами трехлетнего периода, который мог быть охвачен выездной налоговой проверкой. Нужно было тактично сообщить налоговой, что за этот период компания уточняться не обязана и не будет.

В пояснениях на предложение-требование налоговой мы указали, что во время камеральных проверок деклараций, в которые теперь предлагалось внести уточнения, фактов нарушений законодательства о налогах и сборах установлено не было.

Получилось, как в поговорке: «Кто не успел, тот опоздал». Это позволяло убрать из предполагаемых доначислений 5,6 млн руб. НДС + 7,4 млн руб. налога на прибыль организаций + соответствующие суммы пени.

Во втором деле была одна сложность: первоначально Налогоплательщик заявил в арбитражном суде требование о взыскании неосновательного обогащения, но затем изменил предмет иска на взыскание задолженности. И это было нам на руку.

По второму делу налоговая предлагала:

1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:

— задолженность — 32,4 млн руб.;

— судебные расходы — 188 тыс. руб.;

— государственную пошлину — 14,9 тыс. руб.;

2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 4,9 млн руб.

Я проанализировала материалы арбитражного дела и положения Налогового кодекса РФ и пришла к выводу, что требование налоговой в части судебных расходов и государственной пошлины было законным. Это означало, что Налогоплательщику нужно будет доплатить в бюджет всего 40,6 тыс. руб.

А вот с предложением включить в состав внереализационных доходов взысканную по решению суда задолженность в размере 32,4 млн руб. мы были не согласны. И вот почему. Для целей налого­обложения прибыли Налогоплательщик признавал доходы методом начисления, поэтому сумма, присужденная арбитражом, уже была отражена в составе доходов от реализации в предыдущем налоговом периоде (на дату подписания этими сторонами актов выполненных работ). А согласно Налоговому кодексу РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не могут быть включены в них повторно.

Для того, чтобы обосновать нашу позицию, нам нужно было поднять документы 5-ти и даже 7-летней давности. Работа оказалась непростой, но благодаря хорошо налаженному в компании учету мы справились.

Что касается предложения налоговой восстановить НДС, то мы пришли к выводу, что решение арбитражного суда не порождало ни одного из обстоятельств, установленных пп. 4 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Напомним, что в этом подпункте содержится закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее принятые к учету. Я решила сослаться на это обстоятельство и не лезть в дебри первичных документов.

Все это позволяло уменьшить предполагаемые доначисления еще на 4,9 млн руб. по НДС + 6,5 млн руб. по налогу на прибыль + не платить соответствующие суммы пени.

Согласованную с Налогоплательщиком позицию я оформила в виде письменных пояснений на информационное письмо, и компания направила их в налоговую.

После того, как наша позиция была сформирована, предстояло защитить ее в налоговой на заседании комиссии по подведению итогов контрольно-аналитических мероприятий. Эти заседания проводятся в очной форме, онлайн-формат не предусмотрен, хотя возможность такая обсуждается.

Это самый важный этап. На заседании детально рассматривается каждый пункт требований налогового органа, а налогоплательщику предоставляется возможность обосновать свою позицию.

Нам сравнительно легко удалось доказать свою правоту в вопросе об НДС. Были приняты и доводы по решению первого суда, вступившему в силу в 2015 году.

Труднее было с налогом на прибыль по второму делу. Пришлось убеждать налоговиков, что ранее спорная сумма была уже учтена в доходах. Для этого на комиссию привезли договоры, акты взаимозачетов, «древние» налоговые декларации и соответствующие выписки со счетов бухучета. Мы изложили всю последовательность рассмотрения дела в трех инстанциях и в итоге были услышаны.

Уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год компания представила 26 декабря 2019 года. К тому времени «добровольно» доначисленные налоги и соответствующие пени были фактически уплачены. Но, как мы помним, все договоренности, достигнутые в ходе КАМ носят джентльменский характер и никак не фиксируются, поэтому сохранялся риск, что налоговая организует камеральную проверку и все равно доначислит спорные суммы налогов.

Только в конце апреля 2020 года, после истечения срока, отведенного на составление и вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, мы вздохнули спокойно. Акт проверки налогоплательщику не поступил.

Уточненные декларации по НДС за 2016 год не представлялись. Формально это могло послужить поводом для назначения выездной или тематической налоговой проверки. Но этот риск был снят после истечения срока назначения выездной налоговой проверки, установленного п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Срок назначения ВНП за 2016 год истекал в последние рабочие дни 2019 года. Проверка не была назначена, и к середине января 2020 года инцидент можно было считать исчерпанным.

Читайте также: