Объекты налогообложения для определения начисления налогов в бюджет и внебюджетные фонды

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    418-основа.jpg

    Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

    По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

    Что такое страховые взносы?

    Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

    Виды страховых взносов: какие бывают?

    Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

    — на пенсионное (ОПС);

    — на медицинское (ОМС);

    — на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

    — на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

    СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

    — отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

    — материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

    Плательщики страховых взносов: кто они?

    СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

    Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

    Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

    Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

    Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

    Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

    Выплаты, не подлежащие обложению

    Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

    — Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

    — Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

    — Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

    — Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

    — Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

    — Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

    — Прочие виды выплат компенсационного характера.

    Предельная база страховых взносов

    При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

    — на ОПС – 1 292 000 руб.

    — на ВНиМ – 912 000 руб.

    Ставки страховых взносов

    В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

    Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

    Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

    Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

    А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

    Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

    Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

    Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

    Класс профессионального риска

    Ставка СВ на травматизм

    Порядок и сроки начисления и уплаты

    СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

    Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

    Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

    Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

    Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

    Отчётность по страховым взносам

    Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

    Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

    С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

    Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

    Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

    Сроки сдачи отчётности

    Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

    Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

    Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

    Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

    Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

    Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

    418-1.jpg

    Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

    418-2.jpg

    Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

    В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

    У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

    А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

    Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

    Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

    Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

    Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

    • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
    • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

    ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

    В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

    Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

    База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

    По взносам действуют фиксированные ставки:

    • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
    • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
    • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

    В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

    Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

    ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

    В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

    При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

    Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

    1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
    2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
    3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
    4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
    5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

    По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

    Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

    Счета и проводки

    Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

    • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
    • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
    • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
    • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

    К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

    Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

    • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
    • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
    • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
    • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
    • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
    • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
    • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Отчетность в ФСС

    В.Г. Рольгайзер,

    судья Федерального арбитражного суда
    Западно-Сибирского округа

    ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММЫ НАЛОГОВ РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

    До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) определение налоговым органом суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем регламентировалось Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (далее — Указ).

    Во исполнение данного Указа письмом ГНС РФ, Минфина РФ и ЦБ РФ от 13, 16.08.94 № ВГ-4-13/94н, 104, 104 был утвержден Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.09.94 за № 682) (далее — Порядок).

    C 01.01.99, то есть с момента введения в действие части первой Кодекса, право налогового органа по определению суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем закреплено в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

    В первоначальной редакции указанным подпунктом было установлено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании данных по иным аналогичным организациям. Такое право применяется в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

    Однако, просуществовав менее года, нормы рассматриваемой статьи законодателем были дополнены (Федеральный закон от 09.07.99 № 154-ФЗ) двумя существенными положениями, которые, с одной стороны, расширили возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем, а с другой стороны, конкретизировали случаи его применения.

    Во-первых, в действующей в настоящее время редакции подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривается возможность определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем не только на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках, но и с использованием имеющейся у него информации о проверяемом налогоплательщике.

    Указанное дополнение важно при практическом применении в случаях, когда утрачены документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный налоговый период.

    Пример. На протяжении нескольких налоговых периодов предприятие имело стабильные показатели хозяйственной деятельности.

    Но, в силу причин, от него не зависящих (пожар, кража и т. д.), были безвозвратно утеряны документы бухгалтерского учета и отчетности за определенный (последний) налоговый период.

    В этой ситуации налоговый орган при расчете сумм налогов вправе по такому периоду воспользоваться имеющимися у него данными о налогоплательщике за предшествующие налоговые периоды.

    Во-вторых, теперь определение налоговым органом суммы налогов расчетным путем возможно не просто в случае непредставления налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, как это было изложено в первоначальной редакции.

    Ныне налоговый орган может приступить к реализации данного права, только если налогоплательщик не представил такие документы в течение более двух месяцев.

    Закрепление такого срока, как устанавливающего момент возникновения права налогового органа на определение суммы налогов расчетным путем, не требует комментария.

    Единственное, что хотелось бы отметить по данному законодательному дополнению, это то, что в силу универсальности воли законодателя, выраженной в статье 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» Кодекса, право налогового органа на исчисление суммы налогов расчетным путем на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках возникает в случае непредставления налогоплательщиком в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, которые должны представляться в сроки, установленные как для бухгалтерской отчетности, так и законодательством о налогах и сборах.

    Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусматривает четыре случая, когда налоговый орган вправе применить расчетный метод определения суммы налогов на основании данных иных аналогичных налогоплательщиков:
    1) при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
    2) при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
    3) при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
    4) при ведении учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

    Анализируя указанную норму, следует отметить, что приведенньй перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Следовательно, если налоговый орган при проведении камеральной или выездной налоговой проверки хозяйствующего субъекта применит расчетный метод определения суммы налогов в случаях, не предусмотренных указанной нормой Кодекса, то решение по результатам такой проверки судом может быть признано недействительным.

    Из вышеизложенного вытекает и другой вывод. При разрешении арбитражными судами споров, связанных с применением рассматриваемой нормы, в силу статей 65 и 200 действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на соответствующий орган. Поэтому налоговый орган должен в акте проверки не только отразить, в связи с чем им применяется расчетный метод определения суммы налогов, но и обосновать его. В случае привлечения предпринимателя или юридического лица к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налогов (сборов), исчисленных налоговым органом расчетным путем в соответствии со статьей 108 Кодекса, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговый орган.

    _____________
    Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами, должностными лицами оспариваемых актов или решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (прим. ред.).

    Статья определяет процедуру и условия судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (прим. ред.).

    Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. (Прим. ред.)

    О ПРИМЕНЕНИИ ПОРЯДКА

    Представляется ошибочным довод некоторых налогоплательщиков, которые, обращаясь в суд с иском о признании недействительными решений налоговых органов, связанных с применением расчетного метода определения суммы налогов, в качестве основания заявленного предмета указывают только на неправомерность использования ответчиком Порядка.

    По их мнению, данный Порядок не должен применяться, так как пункт 6 Указа, предоставляющий налоговому органу право определения суммы налогов расчетным путем, в связи с введением в действие части первой Кодекса был отменен.

    По существу право налогового органа на применение расчетного метода, ранее предусмотренное названным Указом, теперь законодательно закреплено Кодексом.

    Кодекс как основной законодательный акт, определяющий в соответствии со статьей 1 принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налоговых органов, и предоставляющий последним право определения суммы налогов расчетным путем, не должен и не может устанавливать методику такого исчисления.

    Не случайно совместно разработанный и утвержденный ГНС РФ, Минфином РФ и ЦБ РФ Порядок продолжает действовать в настоящее время.

    Не пересказывая содержание данного Порядка, уместно выделить положение о том, что выбор аналогичных предприятий осуществляется на основании таких критериев, как отраслевая принадлежность, конкретный вид деятельности, размер выручки, численность производственного персонала.

    Конечно, налоговый орган вправе применить и другие критерии, которые, по его мнению, позволят правильно определить суммы налогов расчетным путем.

    Поскольку облагаемая база по различным налогам не всегда идентична, не может существовать единого универсального расчетного метода так же, как и критерия выбора аналогичного предприятия.

    Главное при определении аналогичных предприятий заключается в установлении при исчислении конкретного налога необходимого набора экономических показателей, обычных при осуществлении сходной хозяйственной деятельности. Такой подход, по моему мнению, вытекает из анализа положения абзаца второго пункта 10 статьи 40 НК РФ.

    _____________
    При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. (Прим. ред.)

    ОБ ОБЯЗАННОСТИ ДОКАЗЫВАНИЯ

    Если налогоплательщик не согласен с методикой применения налоговым органом расчета суммы налогов, он вправе обратиться с соответствующим иском (заявлением) в арбитражный суд.

    В случае, если налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, как указывалось выше, обязанность доказывания возлагается на налоговый орган .

    Однако это не означает, что налогоплательщик не должен аргументировать свою позицию. Для правильного разрешения заявленного спора по существу суд уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что стало возможно с введением в действие с 01.09.02 нового АПК РФ, с учетом позиций сторон может предложить последним выполнить определенные действия. А именно: представить дополнительные расчеты, документы, оценка которых впоследствии даже если и не приведет к сближению позиций сторон, но будет способствовать принятию в установленный процессуальный срок правильного судебного акта.

    ОБ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ

    При подготовке настоящей статьи мной была проанализирована сложившая в окружных арбитражных судах практика рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.

    Однако, учитывая несхожесть рассматриваемых правовых ситуаций, вследствие отсутствия законодательного закрепления методики определения суммы налогов расчетным путем и чисто оценочных выводов суда об обоснованности применения его налоговым органом, полагаю излишним ссылаться на конкретные постановления судов кассационной инстанции.

    Единственное, что прослеживается по результатам рассмотренных кассационных жалоб, это то, что почти в половине случаев суд не соглашается с методиками применения налоговым органом расчета суммы налогов .

    Из сказанного следует вывод о необходимости разработки и принятия нового более детального порядка определения налоговыми органами суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об аналогичных налогоплательщиках. Это должно быть сделано с учетом общих принципов налогообложения в Российской Федерации, установленных Кодексом.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    от 23 января 2019 года N ММВ-7-1/25@

    В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 года N 23-02-06/306 о согласовании Методики прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в целях реализации полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части прогнозирования доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой,

    1. Утвердить Методику прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 23 ноября 2017 года N ММВ-7-1/975@ "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период".

    3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 февраля 2019 года.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.Н.Батуркина.

    Руководитель Федеральной
    налоговой службы
    М.В.Мишустин

    УТВЕРЖДЕНА
    приказом ФНС России
    от 23 января 2019 года N ММВ-7-1/25@

    Методика прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

    1. Общие положения

    Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - Методика) разработана в целях реализации ФНС России полномочий главного администратора доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в части прогнозирования поступлений доходов, администрируемых ФНС России, а также направлена на обеспечение полноты поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период.

    При расчете параметров доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации применяются следующие методы прогнозирования:

    прямой расчет, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений объемных показателей, уровней тарифов и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;

    усреднение - расчет, осуществляемый на основании усреднения годовых объемов доходов не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года;

    индексация - расчет с применением коэффициента, характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов;

    экстраполяция - расчет, осуществляемый на основании имеющихся данных о тенденциях изменений поступлений в прошлых периодах;

    иной способ, который описывается в Методике.

    При прогнозировании доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации используются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации.

    Для расчета прогнозируемых поступлений доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации используются показатели форм статистической налоговой отчетности, материалы органов государственной статистики и т.д.

    2. Алгоритмы расчета прогнозов поступлений в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    2.1 Прогнозирование поступлений доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам

    Расчет доходов в ПФР от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Для расчета поступлений страховых взносов на пенсионное страхование используются:

    - показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемые Минэкономразвития Российской Федерации;

    - динамика облагаемой страховыми взносами на пенсионное страхование базы по данным отчета по форме 8-СВ "Отчет о базе для исчисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам", сложившаяся за предыдущие периоды;

    - динамика фактических поступлений страховых взносов по форме N 1-НМ "О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", а также сведения о задолженности, сложившейся за предыдущие периоды;

    - тарифы, льготы и преференции, предусмотренные главой 34 Налогового Кодекса Российской Федерации "Страховые взносы" и др. нормативно-правовыми актами.

    Прогнозный объем доходов в ПФР рассчитывается с учетом выпадающих доходов в связи с применением льгот, освобождений и преференций, предоставляемых в рамках действующего законодательства о налогах и сборах, в виде пониженных тарифов, а также других льгот и преференций.

    Объем выпадающих доходов определяется в рамках прописанного алгоритма расчета прогнозного объема поступлений страховых взносов на пенсионное страхование.

    Расчет доходов в ПФР от уплаты страховых взносов на пенсионное страхование осуществляется отдельно по следующим кодам бюджетной классификации.

    1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

    (182 1 02 02010 06 0000 160).

    Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, основывается на прямом методе расчета элементов базы для исчисления страховых взносов с использованием методов экстраполяции и индексации отдельных элементов базы для исчисления страховых взносов.

    Сумма страховых взносов плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (СВюр), рассчитывается по формуле:

    СВюр = (БНдо порога Тдо порога + БНсверх порога
    Тсверх порога + СВпон. тариф) Ксб* (+/-) F,

    БНдо порога - база для исчисления страховых взносов в пределах установленной ее предельной величины (в соответствии с п.6 ст.421 гл.34 Налогового Кодекса Российской Федерации и за исключением базы для исчисления страховых взносов по плательщикам, применяющим пониженные тарифы страховых взносов), определяется путем применения к фонду заработной платы (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемым Минэкономразвития Российской Федерации) коэффициента корректировки базы для исчисления страховых взносов в пределах ее предельной величины.

    Коэффициент корректировки базы для исчисления страховых взносов в пределах ее предельной величины определяется на основании данных единовременного обследования Росстата по распределению численности работников по размерам заработной платы "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы" и данных отчета по форме 8-СВ.

    Тдо порога - тариф страхового взноса в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов в соответствии со ст.425 гл.34 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    БНсверх порога - база для исчисления страховых взносов свыше установленной предельной ее величины за исключением базы для исчисления страховых взносов по плательщикам, применяющим пониженные тарифы страховых взносов, определяется путем применения к фонду заработной платы (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, разрабатываемым Минэкономразвития Российской Федерации) коэффициента корректировки свыше установленной предельной ее величины.

    Коэффициент корректировки базы для исчисления страховых взносов свыше установленной предельной ее величины определяется на основании данных единовременного обследования Росстата по распределению численности работников по размерам заработной платы "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы" и данных отчета по форме 8-СВ.

    Тсверх порога - тариф страхового взноса с базы для исчисления страховых взносов свыше установленной предельной ее величины в соответствии со ст.425 гл.34 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Ксб* - расчетный уровень собираемости, с учетом динамики показателя собираемости по данному виду страховых взносов за предыдущие периоды.

    Коэффициент собираемости рассчитывается, как отношение поступлений страховых взносов (по данным отчета по форме N 1-НМ "О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации") к начисленной к уплате сумме страховых взносов по форме 8-СВ "Отчет о базе для исчисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам" (с учетом лага в поступлениях в 1 месяц в связи с установленным сроком уплаты страховых взносов - 15-го числа месяца, следующего за отчетным).

    СВпон. тариф - сумма страховых взносов по категориям плательщиков взносов, применяющих пониженный тариф, определяется по формуле:


    ,

    БНпон. тариф - база для исчисления страховых взносов для плательщиков взносов, применяющих пониженные тарифы (отдельно по каждой льготной категории).

    БНпон. тариф = Бпон. тариф пп ТФЗП,

    Бпон. тариф пп - база для исчисления страховых взносов за предыдущий период по данным отчета по форме 8-СВ "Отчет о базе для исчисления страховых взносов и структуре начислений по страховым взносам";

    ТФЗП - темп роста ФЗП в расчетном периоде исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (фонд заработной платы), разрабатываемого Минэкономразвития Российской Федерации.

    Тпон. тариф - пониженный тариф страхового взноса для соответствующей льготной категории в соответствии со ст.427 гл.34 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    F - корректирующая сумма поступлений, учитывающая изменения законодательства Российской Федерации, а также разовые операции (поступления, возвраты и т.д.).

    2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

    (182 1 02 02020 06 0000 160).

    3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

    (182 1 02 02150 06 0000 160).

    Таким образом поступление по указанным КБК прогнозируется с учетом динамики поступлений за прошлые периоды.

    4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

    Читайте также: