Начисление налога на имущество проводки в бюджетном учреждении в 2020 году

Опубликовано: 24.04.2024

Дайджест разъяснений Минфина России по учету объектов активов и обязательств: II полугодие 2020 года
belchonock / Depositphotos.com

Инструкции по бухгалтерскому/ бюджетному учету далеко не всегда содержат прямые нормы о порядке учета тех или иных объектов. Да это и невозможно, учитывая специфику деятельности учреждений и широкий спектр проводимых ими операций. И тогда на помощь приходят разъяснения Минфина России. На днях в новостной ленте мы знакомили вас с подборкой писем за 1 полугодие 2020 года, в которых специалисты министерства ответили на целый ряд вопросов по учету отдельных объектов активов и обязательств на балансовых и забалансовых счетах. В очередном выпуске дайджеста – ведомственные разъяснения этой же направленности за 2 полугодие 2020 года. Реорганизация и безвозмездные передачи, выбор ОКОФ и разукомплектация, капвложения и имущество казны – вот лишь малая доля освещенных здесь тематик. Проверьте, все ли правильно учтено в вашем учреждении, ведь исправив ошибки в учете до прихода ревизоров, можно избежать штрафа по ст. 15.15.6 КоАП.

1. Учет основных средств

Нормативно-правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского/ бюджетного учета, не предусмотрена возможность отражения передачи объектов основных средств с балансовых счетов бухгалтерского учета на забалансовые счета. Учреждение-получатель принимает к учету безвозмездно полученные объекты основных средств по сформированной стоимости с отражением по дебету счета 0 101 ХХ 310 "Основные средства" и кредиту счета 0 304 04 310 или 0 401 10 1ХХ с одновременным отражением суммы накопленной амортизации и убытка от обесценения актива. Дальнейшее отражение имущества на забалансовом счете, например, 21 "Основные средства в эксплуатации" осуществляется при вводе в эксплуатацию объекта ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно одновременно со списанием с балансового учета его первоначальной стоимости (Письмо Минфина России от 6 августа 2020 г. № 02-07-05/69107).

После окончания ремонтных работ, при приеме объекта в эксплуатацию, созданные в процессе ремонтных работ объекты НФА, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными Инструкцией № 157н и Стандартом "Основные средства", должны быть учтены на счетах учета основных средств. При этом следует учитывать, что обособление вложений, произведенных при строительстве или создании единого комплекса объектов НФА, сформированных в общем объеме затрат на весь этот комплекс, включающий недвижимое, движимое имущество, нематериальные, непроизведенные активы, материальные запасы, предусмотренных сметой, осуществляется на основании акта о разукомплектации единого комплекса объектов нефинансовых активов, подготовленного комиссией по поступлению и выбытию активов (Письмо Минфина России от 30 сентября 2020 г. № 02-05-10/86082).

Согласно положениям Стандарта "Основные средства" и в соответствии с действующим ОКОФ воздушная ЛЭП соответствует критериям самостоятельного инвентарного объекта и при условии владения указанным объектом на праве оперативного управления подлежит признанию в бюджетном учете в составе основных средств. Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов, включая ЛЭП, является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной/балансовой стоимости ЛЭП, как и других основных средств, производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, иных случаях, предусмотренных Стандартом "Основные средства" (Письмо Минфина России от 10 ноября 2020 г. № 02-07-05/97998).

Положения Стандарта "Основные средства" не предусматривают отражения недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в виде детских игровых и спортивных площадок на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Согласно ОКОФ сооружения, не относящиеся к обрабатывающим производствам, такие как спортивные сооружения разного рода аттракционы; сооружения спортивных и детских площадок учитываются как сооружения, включая фундаменты и все оборудование, являющееся их неотъемлемой частью (Письмо Минфина России от 23 декабря 2020 г. № 02-07-10/113337).

Исходя из критериев признания активов в составе основных средств, определенных Стандартом "Основные средства", и в соответствии с действующим ОКОФ автомобильные дороги, а также их элементы обстановки соответствует критериям самостоятельного инвентарного объекта и при условии владения указанным объектом на праве оперативного управления подлежит признанию в бюджетном учете в составе основных средств. При этом определение способа принятия автомобильных дорог и их элементов обстановки к бухгалтерскому учету по группе инвентарного объекта или в качестве самостоятельных объектов находится в компетенции субъекта учета и устанавливается правовым актом, принятым в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина России от 24 декабря 2020 г. № 02-07-05/113650).

Согласно действующему ОКОФ моторные лодки относятся к группе 310.00.00.00.000 "Транспортные средства". Моторные лодки соответствуют критериям самостоятельного инвентарного объекта и при условии владения указанными объектами, подлежащими государственной регистрации, на праве оперативного управления и их соответствия критериям, определенным Стандартом "Основные средства", подлежат признанию в составе основных средств в качестве недвижимого имущества на счете 0 101 15 000 "Транспортные средства – недвижимое имущество учреждения" (Письмо Минфина России от 28 декабря 2020 г. № 02-07-10/115217).

Согласно действующему ОКОФ нежилое здание – производственно-служебный корпус – относится к группе 210.00.00.00.000 "Здания (кроме жилых)". Производственно-служебный корпус соответствуют критериям самостоятельного инвентарного объекта и при условии владения указанными объектами, подлежащими государственной регистрации, на праве оперативного управления и их соответствия критериям, определенным Стандартом "Основные средства", подлежат признанию в составе основных средств в качестве недвижимого имущества на счете 0 101 12 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения" (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-04-10/115951).

В случае осуществления фактически произведенных капитальных вложений за счет средств от приносящей доход деятельности, признание таких объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на соответствующих счетах учета, содержащих КФО 2, т.е. на счете 2 101 00 000. При этом учреждение вправе использовать такой объект в рамках любой деятельности учреждения, в том числе и для целей исполнения государственного задания.

На счетах учета объектов основных средств, содержащих КФО 4, отражается имущество, приобретенное за счет предоставленных из бюджета целевых субсидий, субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного/ муниципального задания, а также имущество, закрепленное за учреждением собственником этого имущества для целей выполнения задания (Письмо Минфина России от 29 декабря 2020 г. № 02-07-07/115950).

В случае если основное средство относится к недвижимому имуществу, то его принятие к учету и выбытие из учета осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. В соответствии с нормами Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН. Регистрации подлежит, в частности, право оперативного управления. Поэтому признанию в учете учреждения в составе основных средств в качестве недвижимого имущества нежилое здание подлежит только при условии его соответствия критериям самостоятельного инвентарного объекта, а также владения указанным объектом на праве оперативного управления, т.е. при наличии государственной регистрации такого права (Письмо Минфина России от 30 декабря 2020 г. № 02-07-10/116423).

2. Учет имущества казны

Согласно Инструкции № 162н, объекты недвижимого имущества, составляющие государственную/ муниципальную казну, отражаются в бюджетном учете уполномоченного органа на счете 0 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны". При этом отражение в учете учреждения на счете 0 10 60 0000 объемов капитальных вложений в объект имущества, принадлежащий на праве собственности субъекту РФ, Минфин России полагает необоснованным (Письмо Минфина России от 6 августа 2020 г. № 02-07-05/69105).

В случае регистрации в отношении объектов недвижимости права собственности муниципального образования и до момента регистрации права оперативного управления и закрепления за правообладателем, объекты недвижимости подлежат учету на счете 0 108 51 000 "Недвижимое имущество, составляющее казну". Принятие к учету объектов недвижимости, составляющих имущество казны, отражается в сумме произведённых капитальных вложений корреспонденцией:

Дебет 1 108 51 310 "Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну"

Кредит 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество".

Обратите внимание: с 2021 года счет 106 31 для этих целей не применяется, т.к. в Инструкцию № 157н добавлена самостоятельная группа счетов для учета капвложений в НФА, составляющих казну, – это счет 106 5Х. Подробности – здесь.

Если расходы по эксплуатации объекта недвижимости, введенного в эксплуатацию, осуществляется учреждением-застройщиком без закрепления за ним права оперативного управления, объект подлежит отражению на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (Письмо Минфина России от 15 октября 2020 г. № 02-07-10/90154).

Поступление по сформированной стоимости безвозмездно полученных НФА имущества казны отражается корреспонденцией:

Дебет 0 108 50 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну"

Кредит 0 401 10 19Х "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления",

а начисленная ранее по ним амортизация – проводкой:

Дебет 0 401 10 19Х "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления"

Кредит 0 104 50 000 "Амортизация имущества, составляющего казну"

Объекты нефинансовых активов, поступающие в казну, в бюджетном учете уполномоченного органа отражаются в оценке, определенной передающей стороной по сформированной стоимости, отраженной в передаточных документах (Письмо Минфина России от 19 ноября 2020 г. № 02-07-10/101644).

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего, поступление средств от реализации товаров, осуществляемой на основании договора комиссии, не является доходами бюджетного учреждения. Операции по принятию к учету обязательств перед прочими кредиторами, в том числе по средствам, полученным от реализации по договорам комиссии товаров, предоставленных комитентом, оформляются на счете 2 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Начисление комиссионного вознаграждения комиссионером отражается корреспонденцией:

Дебет . 130 2 205 31 56Х "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)"

Кредит 2 401 10 131 "Доходы экономического субъекта от оказания платных услуг (работ)" (Письмо Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 02-06-10/80922).

Когда исполнитель контракта оспаривает требования заказчика по предъявленным санкциям за ненадлежащее исполнение условий государственных контрактов, признание дебиторской задолженности исполнителя контракта отражается в условной оценке рассматриваемого в рамках досудебного (судебного) иска по счету 401 40 "Доходы будущих периодов". До завершения процессуальных действий в отношении предъявленных заказчиком исковых требований (вступление в силу судебного акта, определяющего обязательство по уплате санкций исполнителем контракта) и/или признания требований со стороны ответчика определить размер ожидаемых доходов и сроки исполнения денежных требований, т.е. объем дебиторской задолженности, не представляется возможным. Поэтому такая задолженность по указанным исковым требованиям в целях не рассматривается как просроченная. Вместе с тем, если на отчетную дату по доходам от штрафных санкций за нарушение условий договоров в учете числится дебиторская задолженность заказчиков, по которой имеется вступившее в силу решение суда, информация о такой задолженности раскрывается в бюджетной отчетности как просроченная. При этом указанная задолженность подлежит отражению на счете 401 10 "Доходы текущего финансового года" (Письмо Минфина России от 9 ноября 2020 г. № 02-07-10/97562).

Суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контрактов, в том числе по результатам претензионной работы или по решению суда, отражаются корреспонденцией

Дебет 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат"

Кредит 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам".

Поступление средств на восстановление авансовых платежей, выраженных в иностранной валюте, произведенных в текущем финансовом году, отражается:

Дебет 0 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации"

Кредит 020930000 "Расчеты по компенсации затрат", 020600000 "Расчеты по выданным авансам".

Поступление средств на восстановление авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые года, учитывается проводкой:

Дебет 1 201 27 510 "Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте. "

Кредит 1 209 36 66Х "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет".

Указанные операции осуществляются в суммовой величине дебиторской задолженности, пересчитанной с учетом изменения курса иностранной валюты, в которой произведены платежи аванса (Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 02-04-10/109027).

4. Учет на счетах санкционирования

Согласно положениям Инструкции № 157н остатки и обороты по счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответствующих годов. Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.

Для отражения показателей утвержденных ЛБО на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода Инструкцией № 157н и Инструкцией № 162н предусмотрены счета 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств" по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам. Перенос лимитов бюджетных обязательств отражается по дебету и кредиту соответствующих счетов (Письмо Минфина России от 28 августа 2020 г. № 02-06-05/76035).

Операции, возникающие в рамках реализации положений Правил № 565 осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета, не порождают формирование дебиторской и кредиторской задолженности на балансовых счетах бюджетного учета. При этом, операции по распределению бюджетных ассигнований/ЛБО между федеральными ГРБС должны быть отражены в бюджетном учете всеми субъектами взаимных расчетов на основании первичных учетных документов по соответствующим корреспонденциям счетов, предусмотренных разделом 5 "Санкционирование расходов бюджета" Инструкции № 162н (Письмо Минфина России от 9 октября 2020 г. № 02-06-10/89009)

5. Учет прочих активов и обязательств

При реорганизации учреждений в форме присоединения, по мнению Минфина России, передачу активов возможно отразить с применением счета 0 304 06 730 "Увеличение расчетов с прочими кредиторами". Передачу показателей активов, обязательств, результата кассового исполнения бюджета и внутренних расчетов по поступлениям и выбытия средств бюджета, сформированные реорганизуемым учреждением, целесообразно отразить в учете у передающей стороны со знаком "минус", у принимающей – со знаком "плюс" (Письмо Минфина России от 10 августа 2020 г. № 02-06-10/73586).

В соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета наиболее значимые федеральные учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения осуществляют отдельные бюджетные полномочия ГРБС, в частности полномочие по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности. Особенностей отражения в бюджетном учете органов-учредителей наиболее значимых учреждений операций по счету 1 204 33 000 Инструкциями № 157н, № 162н не установлено. До внесения изменений в Инструкции по учету и отчетности, определяющих особый порядок отражения показателя участия государства в бюджетных/автономных учреждениях в отношении особо значимых учреждений, ведение бюджетного учета указанного показателя по счету 1 204 33 000 следует осуществлять в рамках бюджетных полномочий, осуществляемых наиболее значимым федеральным учреждением (Письмо Минфина России от 6 ноября 2020 г. № 02-07-10/98002).

Cогласно положениям Стандарта "Основные средства", к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Инструкция № 157н определяет определяет закрытый перечень материальных ценностей, относящихся к материальным запасам независимо от их стоимости и срока службы. Указанный перечень не содержит положений относительно канцелярских и хозяйственных товаров. В настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не содержат положений, устанавливающих содержание термина "канцелярские товары" и "хозяйственные товары" (Письмо Минфина России от 16 декабря 2020 г. № 02-07-10/110345, Письмо Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 02-07-05/99252).

Для отражения операций по перечислению остатка денежных средств с лицевого счета, предназначенного для отражения операций ПБС со средствами, поступающими во временное распоряжение, на лицевой счет бюджетного учреждения в случае создания бюджетного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года следует применять счет 0 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (Письмо Минфина России от 4 декабря 2020 г. № 02-06-10/106492).

Автор: Морозова Л., эксперт журнала

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры. Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н[1], п. 10.9.1 Порядка № 209н[2]).

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства»[3].

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

* Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен налог в бюджет

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 "Нематериальные активы", не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Месяц года

Остаточная стоимость на начало месяца

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

Изменения в Инструкцию № 157н с 2020 года: последние новости. И другие нововведения для бухгалтера госсектора

  • В статье найдете обзор поправок в Инструкцию № 157н, которые нужно учесть уже в 2020 году, а также все изменения учета с 2021 года.
  • Расскажем о новых выплатах для медиков, штрафах за неправильное хранение документов, как изменилось госзадание и за что учреждениям положено допфинансирование.
  • Бонус — новая таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год.

Скорректировали правила учета и добавили новые счета в Инструкцию № 157н

Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н

  • Вступил в силу с 17 октября 2020 года, часть изменений применяется с 2021 года

Главная новость октября для бюджетной сферы — правки и дополнения в Инструкцию № 157н. Большинство из них применяются с 2021 года. Но в части аналитического учета к счетам учреждения должны учесть корректировки уже при формировании отчетности на 1 января. А если закрепят эти изменения в своей учетной политике, то уже в течение 2020 года. Теперь подробнее.

Что меняется с отчетности за 2020 год

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91 – 106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

Что меняется с учета 2021 года

  1. По счетам 102 00, 104 00, 106 00, 111 00 и 114 00 утвердили единые аналитические буквенные коды счетов:
    • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
    • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
    • I — программное обеспечение и базы данных;
    • D — иные объекты интеллектуальной собственности.
  2. Операции с нематериальными активами перевели на баланс на счета:
    • забалансовый счет 01 больше для этого использовать не нужно.
  3. Добавили новые балансовые счета по резервам и исправлению ошибок прошлых лет:
    • 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
    • 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров»;
    • 304 66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 304 76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
  4. Исключили счета 304 84 и 304 94 для ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам.
  5. Для ЕКС (единого казначейского счета) добавили новые балансовые счета:
    • 24 00, 225 00, 324 00 и 421 00, а также забалансовый счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС».

Минфин опубликовал новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год

Информация Минфина России от 22.10.2020 (б/н)

С 2021 года финансисты скорректировали Порядок № 85н и Порядок № 209н. Поэтому Минфин России также подготовил сопоставительную таблицу видов расходов и КОСГУ на следующий год. В ней учли все изменения, а также новые коды:

  • например, новому КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» соответствует только КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

А вот КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» в таблице нет, так как их не применяют для кассовых поступлений и выбытий.

Скачайте новую таблицу увязки КВР и КОСГУ на 2021 год и используйте в работе.

В конце статьи есть шпаргалка

Правительство утвердило новые соцвыплаты сотрудникам медучреждений, которые контактируют с больными COVID-19

Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762

Законодатели добавили еще одну меру социальной поддержки для работников здравоохранения, которые контактируют с больными коронавирусной инфекцией и оказывают им помощь. Новую соцвыплату назначают с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Деньги работникам будет выплачивать ФСС по информации от работодателей. Для этого учреждения должны ежемесячно направлять в территориальный орган ФСС электронный реестр работников для выплат:

  • за ноябрь — до 14 декабря;
  • декабрь — до 25 декабря.

В течение 7 рабочих дней ФСС перечислит деньги на банковскую карту или счет сотрудника. Размеры новых выплат за одну нормативную смену варьируются следующим образом.

Направление Врачи и медработники Средний медперсонал Младший медперсонал
Скорая медицинская помощь 2430 руб. 1215 руб. 950 руб.
Специализированная медпомощь в стационарных условиях 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Работники, которые не оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактируют с зараженными 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Патологоанатомические бюро и отделения, которые проводят патологоанатомические исследования по COVID-19 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.

Водители машин скорой медпомощи, члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации получают за смену по 1215 руб., а фельдшеры (медсестры) по вызовам скорой помощи — 600 руб. за смену.

Изменения в КоАП: новый штраф за нарушение правил использования архивных документов

Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ

За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов могут вынести предупреждение или наложить административный штраф:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на учреждение — от 5 000 до 10 000 руб.

Поправки в бюджетный кодекс и другие нормативные акты из-за ситуации с COVID-19

Федеральный закон от 15.10.2020 № 327-ФЗ

  1. Государственное или муниципальное задание на 2020 год будет считаться выполненным, даже если учреждение не смогло достичь его показателей или превысило допустимые отклонения, но только если учреждение полностью или частично приостанавливало свою деятельность в текущем году из-за COVID-19.
  2. В 2021 году бюджетное или автономное учреждение сможет получить субсидию из бюджета субъекта РФ, даже если не является подведомственным данному субъекту или муниципальному образованию. Такие субсидии направлены на обеспечение мероприятий по улучшению экономической ситуации, профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции.
  3. На 2021 год продлили основания, по которым регионы могут вносить изменения в бюджетную роспись без изменений в Закон о бюджете, перераспределять межбюджетные трансферты муниципалитетам. Также законодатели продлили действие оснований для изменений в сводную бюджетную роспись, когда нужно вносить правки в федеральный закон о бюджете.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

Читайте также: