Объективные предпосылки возникновения налогового учета в системе финансовых отношений рф

Опубликовано: 15.05.2024

Билет 1

Понятие и сущность налогового учета

Одним из новшеств связанных с ведением гл.25 НК РФ явл.-ся ведение в орг.-х НУ. С 1 января 2005 г. орг.-ии обязаны вести БУ для определения результата фин.-во – хоз.-ой деятельности и составления отчетности и НУ с целью определения НБ для расчета налога на прибыль. Однако ведение НУ необходимо также при определение НБ и по др. налогам. В соответствии со ст.167 НК РФ, орг.- Ии обязаны разрабатывать учетную политику в целях исчисления НДС. Гл.24 НК РФ не предусматривает обезательного ведения НУ при определение НБ по ЕСН. Однако он не будет лишним в виду особенностей формирования НБ и необходимости вести раздельный учет по ЕСН и отчислений в пенсионный фонд, ФОМС, ФСС и категориям страхования. ГЛ.23 НК РФ также не устанавливает правил обезательного ведения НУ в отношении НДФЛ. Однако особенности исчисления НДФЛ обуславливают необходимость учета отдельных операций по разному отражаемых или не отраж.-х в БУ.Можно сделать вывод: что НУ должен вестись приминительно к тем налогам НБ которых не может быть определена на основаниях данных БУ. В ст.313 определено что НУ- это система обобщения информации для определения НБ по налогу на основе первичных данных и первичных докум.-х с группированных в соответствии с порядком предусмотренных НК РФ. НУ осуществляется в целях формирования полной и достоверной инф.-ии о порядке учета для целей нал./обл. хоз.-х операцийосуществляющих нал./пл. в течение отчетного(нал.) периода, а также обеспечение инф.-ии внутр.-х и внешн.-х пользователей для контроля за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога. В соответствии со ст. 313 НК РФ система НУ орг.-ся нал./пл. самостоятельно. Изходя из принципа последовательности применения норм и правил НУ, т.е. применение последовательности от одного нал. Периода к другому. Порядок ведения НУ устан.-ся нал./ пл. в учетной политике для целей нал./обл. утвержденной приказом руководителя. Принципы НУ отличаются от принципов БУ. Так принцип БУ двойная запись в НУ как правило неприменяется.

Регистры НУ

В основе любой модели НУ лежат регистры учета инф.-ии в которых системат.-ся с целью формирования НБ по налогу на прибыль. Для ведения НУ могут быть использованы как бух.-е , так и аналит.-е регистры НУ. Требования к аналит. Регистрам НУ установ.-ы ст.313,314 НК РФ. К бух. Регистрам в ст. 10 ФЗ «ОБУ». Эти требования во многом схожи (хоз. операции должны отражаться в хронолог. Порядке, правильность отражения операций в регистрах обеспечивают лица составившие и подписавшие их, при хранении должна быть обеспечена защита от несанкц.-х исправлений, ошибок должно быть обосновано, подписано и может быть осущ. только одним из 3-х способов, содержание регистров явл.-ся коммерческой тайной). Но в отличии от регистров БУ системат.-е данных первичных учетных док.-ов в регистрах НУ производ.-ся на основе их группировки без отражения на счетах БУ. Это главная отлич.-я особенность регистров НУ. Формы указан.-х регистров разраб.-ся нал./пл. самостоятельно. Регистры НУ могут вестись в виде спец. Форм на бумаж. Носителях, в электрон.-м виде и (или) на любых машин.-х носителях.Формы регистров НУ порядок отражения в них аналит. Данных НУ и данных первич.-х учетн.-х док.-ов устанавл.-ся в приложениях к учетной политике для целей нал./обл. В ст.319 НК РФ приведен перечень обезательных реквизитов регистров для опред. НБ:-наименование регистра, -период(дата составления), - измерители операций( в натур.или денежном выражении), -наим.-е хоз. операций, -подпись лица ответст.-го за составление регистра. В соответствии с нормами гл.25 НК РФ все регистры подразделены на группы: 1) Рег. промежуточных расчетов.- предназначены для отражения и хранения инф.-ии о порядке проведения нал./пл. расчетов промеж.-х показателей, кот. Необходимы для формирования нал./обл. прибыли.2)Рег. учета состояния ед-ц НУ- в них систем.-ся инф.-я о состоянии показателей обьектов учета кот. использ.-ся более 1 отчетного (нал) периода. 3)Рег. учета хоз. операций, 4)Рег. формир.-я отчетных данных-для получения значений показ.-й конкретных строк нал. документации.5)Рег. учета целевых средств неком. орг.-ми- данные рег.-ры составл.-ся некоммерч.-ми бюджет-ми орг.-ми. Данный перечень не явл.-ся исчерп. Орг-я- нал/пл. могут расширять, дополнять их с учетом специфики деятельности и изменений в закон.-ве.

Билет 2

Объективные предпосылки возникновения налогового учета)

Развитие рыночных отношений в России поставило перед системой учета и контроля в налоговой сфере ряд проблем.До 01.01.2002 налоговый учет представлял собой процедуру гос. регистрации и учета налогоплательщиков. С 01.01.2002 после введения гл.25 НК РФ порядок уплаты налога на прибыль и появилось новое определение налогового учета.Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы налога на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренном НК РФ(ст.313).

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога в бюджет.




В целях начисления налога на прибыль параллельно бух.учету ведется налоговый учет, т.е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы. Аналитические регистры – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бух.учета.

Система налогового учета на предприятии организуется налогоплательщиками самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике предприятия для целей налогообложения, в которой также устанавливаются сами регистры налогового учета.

Формы регистров и их заполнение на основании ст.314 НК разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и прилагается к учетной политике предприятия.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок распределения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, суммы остатков расходов, подлежащих отнесению на арсходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчету с бюджетом.

Подтверждение данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы; налоговые декларации.

date image
2015-08-12 views image
1892

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1.1. Понятие и сущность налогового учета

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Аналитические регистры − это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Первичные учетные документы − это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам).

В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать следующие реквизиты: наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйственной операции, подпись ответственного лица. Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения регистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовыми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Министерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке рекомендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 НК РФ. Тем не менее, налоговый учет должен обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации.

Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т. е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, − сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.




Организация налогового учета нашла отражение в информационном сообщении МНС России от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом сообщении предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы по прибыли. Разработанные регистры могут быть произвольно расширены, дополнены, разделены или иным способом приспособлены для отражения деятельности данного предприятия.

Отсутствие регистра в числе предложенных, а также наличие собственного регистра не может служить основанием для применения налоговых санкций. Наказуемым является неправильное исчисление налога на прибыль.

Как уже было указано, характерной чертой учетно-налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во многом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) специализированных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогового и бухгалтерского учета можно в регистрах бухгалтерского учета выделять дополнительные субсчета либо к каждой записи добавлять информацию, необходимую для исчисления налоговой базы. Регистры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информацию для использования данных в целях исчисления прибыли по правилам главы 25 НК РФ, будут признаваться регистрами налогового учета (согласно ст. 313 НК РФ). В частности, большинство предприятий использует данные бухгалтерского учета для формирования выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения. В то же время, как показывает практика, существуют отдельные виды операций, по которым использование данных бухгалтерского учета в целях налогового учета не представляется возможным. Такие операции могут быть определены только в системе налогового учета с использованием налоговых регистров.

1.2. Этапы развития налогового учета в РФ

Налоговый учет имеет относительно недавнюю историю.

Первый этапразвития и становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета, введенное в действие. Кроме того, уже в этот период для целей налогообложения и для целей бухгалтерской отчетности стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 «Отчеты о финансовых результатах и их использовании» (форма №2), имел наименование «Балансовая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное наименование − «Валовая прибыль». Согласно приложению № 4 к инструкции ГНС РФ от 6 марта 1992 г. №4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций», валовая прибыль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому учету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.

Второй этапначался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г. согласно п. 14 Положения о составе затрат к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 №54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Смысл Закона заключался в том, что в целях налогообложения по прибыли валовая выручка предприятий уменьшалась на сумму положительных курсовых разниц. То есть по бухгалтерскому учету из-за курсовой разницы возникала прибыль, а по налоговому учету она отсутствовала. Согласно этому Закону впервые конфликт между бухгалтерским и налоговым учетом был разрешен в пользу последнего, т. е. было принято решение о том, что налоговый учет имеет преимущество перед бухгалтерским учетом для целей налогообложения. В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения. Так, показатель балансовой прибыли предприятия, отражаемый по строке 090 формы №2 «Отчета о финансовых результатах и их использовании», мог не соответствовать показателю строки «Расчет налога от фактической прибыли».

Третий этапформирования и развития налогового учета начался с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления №661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться: затраты на содержание автотранспорта; компенсации за использование личного транспорта в служебных целях; командировочные расходы; представительские расходы; затраты на обучение; расходы на рекламу; уплаченные банку проценты за кредиты.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.

Четвертый этапстановления налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ №115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.

Метод начисления налогов по отгрузке всегда был предпочтительнее для интересов государства. Государство всегда пыталось перевести налоговый учет предприятий на учетную политику согласно отгрузке. Для целей ведения финансового учета все предприятия должны были определять выручку на момент отгрузки, а точнее, на момент перехода права собственности. Как только возникло понятие отгрузки (перехода права собственности), потребовался нормативный документ, который регламентировал бы это понятие. Эту функцию выполнил Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Переход права собственности на момент оплаты должен оговариваться отдельным пунктом договора поставки.

Пятый этап.Наступление 5-го этапа было связано с принятием части первой НК РФ. Тем самым вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. При этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 1 января 2001 г. В данной части НК РФ было определено описание порядка исчисления и взимания конкретных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН и др.). Принятые позже главы части второй НК РФ описывают конкретный механизм взимания по соответствующему налогу.

В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнения и изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствии законодательства о налогах и сборах.

• Получил официальное закрепление термин «учетная политика для целей налогообложения». С 1 января 2007 г. «учетная политика для целей налогообложения − это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

• Введены в нормативный оборот определения лицевых счетов − счетов, открытых в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То же самое произошло в отношении счетов Федерального казначейства − счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществления зачета сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. В случае, если предусмотренные п. 10 ст. 78 НК РФ проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и о сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым указанного пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование предпосылок возникновения налогового учета в системе финансовых отношений, понятия налогового учета и его функций.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений;
- исследовать функции налогового учета в системе финансовых отношений на примере ООО «АСТЛайн»;
- выявить проблемы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений и пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1Теоретические основы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений…………………………………………………………..5
1.1 Понятие системы финансовых отношений………………………………….5
1.2 Понятие налогового учета……………………………………………………9
1.3 Предпосылки возникновения налогового учета в системе финансовых отношений………………………………………………………………………..12
2 Функции налогового учета в системе финансовых отношений на примере ООО «АСТЛайн»………………………………………………………………. 16
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………. 16
2.2 Анализ финансовых отношений предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………19
3 Проблемы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений………………………………………………………………………..29
3.1Проблемы функционирования налогового учета…………………………..29
3.2 Пути совершенствования налогового учета в системе финансовых отношений………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ.doc

1Теоретические основы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений……………………………………………………… …..5

1.1 Понятие системы финансовых отношений………………………………….5

1.2 Понятие налогового учета……………………………………………………9

1.3 Предпосылки возникновения налогового учета в системе финансовых отношений………………………… ……………………………………………..12

2 Функции налогового учета в системе финансовых отношений на примере ООО «АСТЛайн»……………… ………………………………………………. 16

2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………. 16

2.2 Анализ финансовых отношений предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………19

3 Проблемы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений………………………… ……………………………………………..29

3.1Проблемы функционирования налогового учета…………………………..29

3.2 Пути совершенствования налогового учета в системе финансовых отношений……………………………………………………… ………………..30

Налоговый учет, являющийся составной частью налоговой политики, обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых обязательств. Его целью является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, а также установление отсроченных налогов для определения их связи с будущими последствиями для финансового состояния налогоплательщика. Из этого определения следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Способы и методы ведения налогового учета должны использоваться в течение всего года с поправкой на изменения в законодательстве. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации.

Актуальность данной работы обусловлена существующими проблемами в финансовых отношениях между предприятиями и бюджетом.

Целью данной работы является исследование предпосылок возникновения налогового учета в системе финансовых отношений, понятия налогового учета и его функций.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы возникнов ения налогового учета в системе финансовых отношений;

- исследовать функции налогового учета в системе финансовых отношений на примере ООО «АСТЛайн»;

- выявить проблемы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений и пути их решения.

Предметом данной работы является система финансовых отношений. Объектом в работе выступает ООО «АСТЛайн».

Методами исследования послужили анализ, наблюдение. Информационной базой послужила бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия.

Методологическую базу исследования составляют Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет и журналов.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно- правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых. В основе проведенного исследования лежат труды Александрова И.М., Беспалова М.В., Филиной Ф.Н., и других авторов.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении проблем и перспектив развития налогового учета.

1Теоретические основы возникновения налогового учета в системе финансовых отношений

1.1 Понятие системы финансовых отношений

Основой рыночных отношений являются деньги. Они связывают интересы продавца и покупателя. Покупатель платит деньги продавцу, рассчитывая затем продать результаты своего труда и получить за это деньги. Часть из них он отдает банку в погашение кредита и бюджетам разных уровней в виде налогов, а остальное использует на собственные нужды. Рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды [26, с. 88].

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.

Финансы - объективная экономическая категория рыночной экономики. Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Опыт последних лет проведения экономических реформ в России подтвердил это положение. Задача государства состоит в том, чтобы оценить роль финансовых отношений в тот или иной период развития. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать самостоятельность предприятий и регионов с государственным регулированием экономики и финансов.

Финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы. Это отношения:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри объединений предприятий: с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

- с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это - самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.

Финансовые отношения внутри предприятия охватывают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д.; отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При этом очень важно, чтобы работники подразделений получали именно то, что они зарабатывают [27, с. 42].

Финансовые отношения внутри объединений предприятий подразделяются на финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями, отношения внутри финансово-промышленных групп и отношения между предприятиями в условиях холдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

В условиях приватизации собственности, когда в руках государства остается значительная часть акций приватизированных предприятий, большую роль играет мировой опыт: во многих странах основная доля (до 90%) средств от приватизации поступает в специальные фонды поддержки приватизируемых предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь.

Особенности холдинговых отношений состоят в том, что они строятся на экономической основе, когда головному предприятию принадлежат контрольные пакеты акций дочерних предприятий. Последнее же позволяет осуществлять стратегическое управление дочерними предприятиями. Следовательно, финансовые отношения внутри холдинга предполагают значительную финансовую самостоятельность его участников в пределах единой стратегии.

Отношения с финансово-кредитной системой многообразны [27, с. 43].

Прежде всего это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.

Налоговая система России несовершенна и не способствует нормальной производственной деятельности. Мировой опыт показывает, что снизить высокие темпы инфляции можно только через поддержку производства и развитие инвестиций. На это должна быть направлена в основном налоговая, а также кредитная и таможенная политика. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается, Это выгодно и предприятию, и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме, а через год они резко увеличиваются.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций.

В настоящее время в отношениях предприятий с банками существует ряд проблем. Практика безналичных расчетов примитивна: предоплата, бартер, наличные деньги, большие неплатежи. Кредит очень дорогой, поэтому его удельный вес при формировании оборотных средств предприятий очень низкий (в среднем не более 10%)[26, с. 89]. Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не применяется. Нетрадиционные банковские услуги также не получили развития.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.

1.2 Понятие налогового учета

Налоговый учет в широком смысле слова представляет собой систему фиксации имущества налогоплательщика, совершаемых им хозяйственных операций и их результатов для определения показателей, необходимых для исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. Изучая налоговый учет с этих позиций, можно утверждать, что в качестве такового можно рассматривать любой учет, осуществляемый на предприятии, в том числе статистический и бухгалтерский, если он, так или иначе, связан с налогообложением [18, с. 28].

Воронова Инесса Эдуардовна – магистрант института заочного образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются цели бухгалтерского и налогового учета, определены различия между бухгалтерским и налоговым учетом, предложены способы сближения бухгалтерского и налогового учета для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков, а также выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.

Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.

Эволюция современных рыночных отношений в России, возрастающие бюджетные расходы приводят к необходимости создания новой точки зрения на отношения между бизнесом и государством, задачи налогового учета, планирования и контроля. В подобных условиях налогоплательщики несут огромную ответственность при исполнении обязанности по уплате налогов. Перед переходом страны к рыночным отношениям расчет налогов и сборов в организациях осуществлялся посредством ведения бухгалтерского учета, который в полной мере выполнял налоговые и расчетные функции. Вместе с тем данные функции не соответствуют задачам и целям бухгалтерского учета, что стало противоречием между бухгалтерским и налоговым учетом.

Эволюция двух систем учета стала причиной того, что налоговый учет стал иметь всё больше различий с бухгалтерским. У данных систем разные пользователи, цели, подходы к установлению принципов учета и правовая природа регулирующих их норм.

Общая сфера, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учет не разделились сразу же – это источник получения информации, то есть факты хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, имеются объективные предпосылки для подобного разделения, так как единая система не позволяет полностью соответствовать интересам тех, кому она служит.

Цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках организации, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности организации.

Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными органами. Сопоставление этих формулировок позволяет хорошо видеть, что разделение двух учетов является объективным. Их совпадение может быть только на уровне решения общих задач.

Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [1].

В 2020 году вступила в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в соответствие с МФСО (IAS)12 «Налоги и прибыль» [2, с. 152]. При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.

  1. Установление одинаковых способов амортизации.

Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.

Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных финансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки впервые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [3].

Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.

  1. Установление единого способа списания сырья и материалов.

Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [4, с. 157].

  1. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.

  1. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки – сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
  2. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит.

Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть – увеличит объём работы.

Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия. В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [5].

Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощенной и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.

Таблица 1. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета.

Способ сближения

Организации, применяющие ОСНО

Организации, применяющие УСНО

Применять одинаковый способ амортизации основных средств

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Читайте также: