Фискальный чек налоговый кодекс 2020

Опубликовано: 19.05.2024

С 1 февраля 2021 года для ИП изменится список обязательных реквизитов кассового чека

С 1 февраля 2021 года все предприниматели обязаны отражать номенклатуру товаров и услуг в чеке и БСО. За отсутствие этого реквизита или ошибки в чеке будут штрафовать.

Организации и предприниматели на ОСНО и предприниматели, торгующие подакцизными товарами, выполняют эти правила уже сейчас. А вот у предпринимателей, которые ведут деятельность на специальных режимах - ЕНВД (будет отменен с 1.01.2021), ПСН, УСН, ЕСХН, была отсрочка. Они могли реализовывать товары и услуги без расшифровки номенклатуры, указывая только конечную цену.

Что прописываем в чеке

Согласно п. 17 ст. 7 ФЗ-290 от 03.07.2016 г. с февраля 2021 года фискальный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование товара, работы либо услуги;
  • количество товаров, работ, услуг;
  • порядковый номер документа, сформированного в пределах смены (с каждой новой сменой отсчет начинается сначала);
  • ИНН;
  • режим налогообложения;
  • признак расчета;
  • сумма расчета;
  • форма расчета;
  • номер ФН, присвоенный на заводе изготовителя;
  • фискальный признак;
  • QR-код;
  • номер ККТ, полученный при регистрации, и др.

Правила отображения номенклатуры в чеке

Любой реквизит чека должен содержать не более 128 символов вместе с пробелами. Это единое требование для ИП и ООО.

Если вы не знаете, как верно сформировать наименование товара, то допускается приписка “в ассортименте”. Допустим, у вас магазин игрушек. Будет верным указать в кассовом документе “игрушка в ассортименте” или “игрушка мягкая в ассортименте”.

Также законодатели предлагают воспользоваться Общероссийским классификатором продукции по видам деятельности либо техническим регламентом ТР ТС 022/2011 в отношении маркированных товаров. Но стоит понимать, что это не прямое руководство или требование, а скорее рекомендация для упрощения работы по новым правилам.

Для отображения номенклатуры подойдет специализированное ПО на платформе 1С. Компании, которые предлагают сотни и тысячи наименований товаров, смогут создать товарную базу, выгрузив позиции из таблицы, учетной программы или облачного сервиса, в котором ведется товарный учет.

Что делать, если у меня автономная касса?

До нововведений достаточно было пробить в чеке цену товара или услуги. Многие предприниматели, тем более из сферы услуг, используют автономную (кнопочную) ККТ. По факту в кассе была занесена 1 позиция с наименованием “Товар”, и при продаже кассир просто указывал нужную сумму. Учитывая новые требования, предпринимателям придется изменить привычный порядок работы. Можно выбрать один из двух вариантов:

С помощью специальной программы или личного кабинета онлайн-кассы занести всю номенклатуру в кассовый аппарат. Надо понимать, что работать с обширной номенклатурой на автономных кассах не удобно.

Заменить кассовый аппарат на более современный. Можно приобрести фискальный регистратор (понадобятся товароучетная программа и компьютер) или смарт-терминал со встроенной системой учета.

Вообще смарт-терминалы - это кассовые аппараты, которые в ближайшем будущем вытеснят “автономки”. Смарт-терминалы относятся к онлайн-кассам, которые являются новой ступенью эволюции ККТ. “Смарты” оснащены ярким сенсорным дисплеем, разъемами для подключения периферийного оборудования, а также отличаются интуитивно понятным интерфейсом (не нужно запоминать комбинации кнопок как на автономной кассе). Для установки обновлений и ПО на смарт-терминале не обязательно подключаться к ПК. Такая касса работает через интернет.

В интернет-магазине ДЕНВИК представлены самые современные модели, бюджетные кассовые аппараты и другое оборудование для автоматизации торговли.

Штрафов не избежать

С 1 февраля 2021 года за нарушение отображения номенклатуры товарной позиции в чеке предусмотрены штрафы. Так, штраф для должностных лиц за чек без номенклатуры составляет от полутора до трех тысяч рублей, а для организаций - от пяти до десяти тысяч рублей.

Закончился мораторий на выездной контроль, и шквал проверок буквально захлестнул многие регионы страны. И это понятно, поскольку необходимо выполнить все запланированные мероприятия, да и «прилично исхудавший» бюджет страны нужно пополнять. Расскажем, каковы требования ФНС к налогоплательщикам и с чем можно столкнуться в ходе фискального контроля и оперативных проверок.

Ох, уж эти требования!

Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки». В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

В этом случае есть два варианта действий:

  • постараться предоставить все документы в срок,
  • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн. документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности. Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020). Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения. Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019).

И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам. Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются. Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов». Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

Портрет добросовестного налогоплательщика

Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «добросовестный налогоплательщик», оно не первый год звучит в инспекциях и залах судов. Картину идеального налогоплательщика «рисуют» инспекторы по-своему и по-разному. Недавно на официальном сайте ФНС появился портрет добросовестного налогоплательщика. Отметим важные его черты:

  • средняя заработная плата сотрудников не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • имеется всё необходимое для достижения результатов соответствующей экономической деятельности: наличие технического или управленческого персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений;
  • совершенные сделки с контрагентами имеют логичную экономическую цель;
  • реальность осуществления операций производится с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • результат любой сделки — получение прибыли;
  • к оформлению финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами подходит ответственно;
  • не осуществляет операции с компаниями, в отношении которых возбуждены уголовные, административные судопроизводства;
  • нет транзитных платежей с организациями-участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • присутствует осмотрительность (в том числе, с использованием сети Интернет, СМИ и официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента), сформированная в виде досье на каждого контрагента.

Многие черты перекликаются с положениями статьи 54.1 НК РФ, посвященной пределам осуществления прав налогоплательщиками по исчислению налоговой базы или, проще говоря, — основаниям для учета расходов и вычетов.

Так, что ориентиры фискального органа в целом понятны, для минимизации налоговых рисков стоит учитывать их в своей деятельности и надеяться на отсутствие формализма со стороны инспекторов при проведении поверок, который не поддерживается судами. Например, в делах, посвященных «налоговой реконструкции» указано на недопустимость формального подхода инспекторов в случаях исполнения обязательств по договору третьей стороной, а не заявленным контрагентом и необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика (учет реально понесенных расходов) (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 № Ф04-611/2020, Постановление 7 ААС от 13.07.2020 № А27-14675/2019).

Разумная коммерческая осмотрительность

Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций. Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет. Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

То есть, налоговый орган должен учитывать:

Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  • Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.
  • Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

    Оперативные налоговые проверки

    Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

    Отметим важные изменения для бизнеса:

    • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
    • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
    • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
    • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
    • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
    • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
    • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
    • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

    Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

    Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

    Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.


    И. Г. Володькина
    автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Вопрос

    До конца 2020 года действовал мораторий на проверки применения ККТ. Будут ли привлекать к ответственности за ошибки, совершенные в 2020 году, но выявленные в 2021 году, а именно: нужно ли пробивать чек коррекции в 2021 за прошлый год, если налогоплательщик только узнал о своей обязанности применять кассовый аппарат (например, при получении оплат на р/счет от физлица)? Не даст ли это повода для проверки? Какой срок давности по нарушениям применения ККМ?

    Ответ

    Контроль и надзор за соблюдением порядка применения ККТ организациями и ИП осуществляют налоговые органы. Срок моратория на проведение проверок порядка применения ККТ истек 31.12.2020. В этой связи с 01.01.2021 налоговыми органами возобновлены проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

    ФНС довела до сведения, что информация, поступившая в налоговые органы, будет использована при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.

    Наказания можно избежать. Для этого нужно добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении либо сформировать кассовый чек коррекции.

    При введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. нормативные правовые акты РФ, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не изменялись.

    Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

    Обоснование

    Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

    Инспекторы имеют полномочия, в частности (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н):

    1. получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
    2. получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
    3. получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
    4. проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчета с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путем контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
    5. получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
    6. взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
    7. привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.

    Штраф могут наложить за следующие правонарушения:

    1. неприменение ККТ;
    2. применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
    3. непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
    4. ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.

    Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

    Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

    Исходя из п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и п. 5 Приказа ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@, проверки соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники в 2020 году не проводятся.

    Но, как сказано в Письме ФНС России от 01.06.2020 N АБ-3-20/4178@, информация, поступившая в налоговый орган, будет использована налоговыми органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок.

    Вместе с тем при введении моратория на осуществление проверок в 2020 г. внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, связанные с корректировкой правил течения сроков давности, не принималось.

    В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

    Налоговые органы не будут штрафовать юридических лиц и ИП, если пользователи онлайн-касс сформировали чек коррекции до того, как налоговым органам стало известно о нарушении. Такой чек станет одновременно и подтверждением исполнения обязанности по исправлению, и уведомлением о нарушении со стороны пользователя кассы.


    И. Г. Володькина
    автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Очередное мероприятие по разъяснению состоялось 15-16 апреля с участием представителей Комитета государственных доходов Минфина РК.

    У предпринимателей была возможность задать вопросы касательно новых требований, предъявляемых налоговым законодательством к сведениям в чеке контрольно-кассовых машин.

    Также предпринимателями поднимался вопрос возможности уменьшения налоговой нагрузки по онлайн-ККМ, приобретенным в 2016-2018 годах. Однако Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента и упрощенной декларации, по приобретению онлайн-ККМ только в 2019 году.

    Это связано с тем, что ранее требование по применению онлайн-ККМ распространялось в значительной мере на предпринимателей, осуществляющих реализацию подакцизной продукции (бензин, дизельное топливо, алкоголь), а также по конкретному перечню видов деятельности. С 2019 и 2020 года под указанное требование подпадают предприниматели, осуществляющие деятельность на нестационарных торговых объектах, а также применяющие патент, то есть основная часть бизнесменов страны. Поскольку значительная часть предпринимателей будет переведена на обязательное применение онлайн-ККМ именно в период 2019 года, им и была адресована данная возможность по уменьшению налоговой нагрузки.

    Ответы на вопросы по ККМ онлайн с новыми требования

    Ответ КГД МФ РК

    КГД на круглом столе сообщили о возможности обобщения группы товаров (например, «молоко», «хлеб»). Каким НПА предусмотрены положения о возможности предпринимателю обобщить группы товаров? Чем руководствоваться при обобщении групп/категорий товаров? Согласно новым требованиям к содержанию чека, чек ККМ должен содержать «наименования товара, работы, услуги».

    Налогоплательщикам рекомендуем самостоятельно составить перечень наименования товаров, работ, услуг.

    Например, налогоплательщик реализует товар «хлеб». При этом считаем необходимым определить наименование «хлеб», «хлеб ржаной», «батон нарезной», «баурсаки» и т.д.

    Учитывая неготовность ЦТО и производителей ККМ к новым требованиям к чеку ККМ, предусмотрен ли переходный период для исполнения новых требований? Предусмотрены ли административные санкции за неисполнение данных требований? На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (ККМ) вне зависимости от вида ККМ (ККМ – аппаратно-программный комплекс или «классическая» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.

    Переходный период по обновлению содержания чека для исполнения новых требований не предусмотрен.

    В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административная ответственность по неотражению новых требований к содержанию чека ККМ отсутствует.

    Наличие единой номенклатуры товаров? Каким образом вводить номенклатуру товаров/работ/услуг в ККМ? На сегодняшний день отсутствует единая номенклатура товаров/работ/услуг, что позволяет налогоплательщикам использовать собственную номенклатуру товаров либо вводить наименование товаров/работ/услуг в ККМ в произвольной форме.

    Требование по наличию QR-кода, в котором «зашита» вся информация по чеку. Куда ведет ссылка, «зашитая» в QR-код? «Зашита» ли в нем информация по новым требованиям к чеку ККМ? Отображение штрихового кода на чеке ККМ будет осуществляться путем автоматической передачи кода от ОФД на ККМ с ФПД.

    Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса).

    В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу.

    Компания занимается сдачей в аренду недвижимости. Согласно разным договорам предусмотрены разные оплаты у арендаторов (оплата, которая включает услуги уборки; оплата без доп.услуг; оплата, предусматривающая неустойку и др.). Какова единица измерения по таким услугам? Просто «услуга»? При этом «пробивать» чек на разные суммы по одной и той же единице измерения? Согласно новым требованиям к содержанию чека, чек ККМ должен содержать «наименования товара, работы, услуги».

    Налогоплательщикам требуется самостоятельно составить перечень наименования товаров, работ, услуг и обратиться в центры технического обслуживания ККМ.

    Например, налогоплательщик оказывает клининговые услуги. При этом требуется определить наименование «услуги», «уборка квартир» с указанием единицы измерения, количество оказанных услуг.

    Переходный период для возможности исполнения новых требований законодательства – на какой период? Разъяснение для регионов? В настоящий момент административных мер по новым требованиям к дополнительным содержаниям чека в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» не предусмотрено.

    Какова целесообразность установки онлайн-ККМ, поскольку фактически себестоимость онлайн-ККМ – это в районе 70.000 тенге + ежемесячное обслуживание, тогда как денежные расчеты, проходящие через этот онлайн-ККМ – в районе 2.000 тенге в год.

    Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.

    Например, налогоплательщик реализует товар «конфеты». При этом считаем необходимым определить наименование «конфеты» и единицу измерения.

    В магазине стоят несколько ККМ, при вводе новой позиции в ассортимент, предпринимателю придется снимать все ККМ и везти в ЦТО для ввода новой позиции в ККМ? Это же означает, что торговля остановится на несколько дней, что приведет к дополнительным финансовым затратам. Принимая во внимание, что со стороны КГД отмечено о возможности самостоятельно ввода ассортимента в ККМ, самостоятельно предприниматель вводить новые позиции в ККМ не будет, поскольку пользуется услугами ЦТО. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (ККМ) вне зависимости от вида ККМ (ККМ – аппаратно-программный комплекс или «классическая» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.

    В связи со сжатыми сроками введения в действие норм по реквизитам чека ККМ и длительными сроками изменения программного обеспечения, предлагается определить переходный период для приведения в соответствие с требованиями законодательства, на период 6 месяцев. На сегодняшний день все контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных (ККМ) вне зависимости от вида ККМ (ККМ – аппаратно-программный комплекс или «классическая» ККМ) имеют возможность реализации новых требований по содержанию чека ККМ.

    При получении наличной предоплаты (аванса) за товар, предприниматель еще не может вбить товары (услуги) по наименованиям, т.к. неизвестно, что впоследствии будет приобретать клиент. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ.

    Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса).

    В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу.

    При реализации товаров оптом: клиент приобретает товар на складе компании на 500.000 тенге, оплачивает наличными, после чего ему выписывается накладная на 100 и более наименований товаров. В чеке ККМ также должно быть 100 и более наименований товаров? В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением ККМ.

    Следует отметить, что под денежными расчетами понимаются расчеты, осуществляемые за приобретение товара, выполнение работ, оказание услуг посредством наличных денег и (или) расчетов с использованием платежных карточек (подпункт 1) статьи 165 Налогового кодекса).

    В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 статьи 166 Налогового кодекса при применении ККМ осуществляется выдача чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу.

    от 21 марта 2017 года N ММВ-7-20/229@

    Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию

    (с изменениями на 29 августа 2019 года)

    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с 21 декабря 2020 года на основании
    приказа ФНС России от 14 сентября 2020 года N ЕД-7-20/662@
    ____________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом ФНС России от 9 апреля 2018 года N ММВ-7-20/207@ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2018, N 0001201807260013);

    приказом ФНС России от 22 октября 2018 года N ММВ-7-20/605@ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.11.2018, N 0001201811200019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа ФНС России от 22 октября 2018 года N ММВ-7-20/605@);

    приказом ФНС России от 29 августа 2019 года N ММВ-7-20/434@ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2019, N 0001201912260015) (вступил в силу с 1 марта 2020 года).

    С 1 января 2019 года в настоящий документ внесены изменения - пункт 2 настоящего Приказа.

    В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4, абзацем шестым пункта 5 статьи 4_1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст.1957; 2009, N 23, ст.2776; N 29, ст.3599; 2010, N 31, ст.4161; 2011, N 27, ст.3873; 2012, N 26, ст.3447; 2013, N 19, ст.2316; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2014, N 19, ст.2316; 2015, N 10, ст.1421; 2016, N 27, ст.4223)

    дополнительные реквизиты фискальных документов согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

    форматы фискальных документов, обязательных к использованию, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

    2. Установить, что пункт 1 Таблицы 3 приложения N 2 к настоящему приказу утрачивает силу с 1 января 2019 года.

    3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического обеспечения и координации работы налоговых органов по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в части соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также за соблюдением законодательства о национальной платежной системе в части компетенции налоговых органов.

    Руководитель
    Федеральной налоговой службы
    М.В.Мишустин

    в Министерстве юстиции

    13 апреля 2017 года,

    регистрационный N 46361

    Приложение N 1
    к приказу ФНС России
    от 21 марта 2017 года
    N ММВ-7-20/229@

    Дополнительные реквизиты фискальных документов

    I. Общие положения

    1. Настоящий Документ определяет дополнительные реквизиты фискальных документов, обязательные к использованию, в случаях, предусмотренных форматами фискальных документов, обязательных к использованию.

    2. Необходимость для указания в фискальных документах дополнительных реквизитов определяется в соответствии с версией форматов фискальных документов.

    II. Дополнительные реквизиты фискальных документов

    3. Дополнительные реквизиты отчета о регистрации и отчета об изменении параметров регистрации:

    а) версия форматов фискальных документов;

    б) система налогообложения;

    в) признак применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;

    г) признак установки принтера в автоматическом устройстве для расчетов;

    д) признак автоматизированной системы для бланков строгой отчетности;

    е) признак шифрования;

    ж) признак осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя;

    з) признак применения контрольно-кассовой техники только при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

    и) номер автоматического устройства для расчетов (далее - номер автомата);

    к) продажа подакцизного товара;

    л) признак расчетов при оказании услуг;

    м) признак проведения азартных игр;

    н) признак проведения лотереи;

    о) признак банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), поверенного, комиссионера;

    п) заводской номер контрольно-кассовой техники;

    р) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

    с) идентификационный номер налогоплательщика оператора фискальных данных;

    т) наименование оператора фискальных данных;

    у) версия модели контрольно-кассовой техники, указанная изготовителем контрольно-кассовой техники в программных средствах версии модели контрольно-кассовой техники;

    ф) версия форматов фискальных документов контрольно-кассовой техники, записанная в контрольно-кассовую технику при ее изготовлении и при изменении программного обеспечения контрольно-кассовой техники;

    х) версия форматов фискальных документов фискального накопителя, записанная в фискальный накопитель при его изготовлении;

    ц) срок действия (ресурс) ключа фискального признака;

    ч) номер фискального документа.

    4. Дополнительные реквизиты отчета об открытии смены:

    а) код формы фискального документа;

    б) версия форматов фискальных документов;

    в) должность и фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, уполномоченного пользователем на формирование фискального документа;

    г) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

    е) признак превышения времени ожидания ответа оператора фискальных данных;

    ж) признак необходимости срочной замены фискального накопителя;

    з) признак переполнения памяти фискального накопителя;

    и) признак истечения срока действия (ресурса) ключа фискального признака;

    к) сообщение оператора, поступившее от оператора фискальных данных в составе подтверждений оператора с момента формирования отчета о закрытии смены до момента формирования отчета об открытии смены;

    л) версия модели контрольно-кассовой техники, указанная изготовителем контрольно-кассовой техники в программных средствах версии модели контрольно-кассовой техники.

    5. Дополнительные реквизиты кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции):

    а) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

    б) тип коррекции;

    в) основание для коррекции;

    г) фискальный признак сообщения для архива (сообщения долговременного хранения, хранящегося в архиве фискального накопителя).

    6. Дополнительные реквизиты отчета о закрытии смены:

    а) версия форматов фискальных документов;

    б) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

    г) количество кассовых чеков (бланков строгой отчетности) за смену;

    д) общее количество фискальных документов за смену;

    е) количество непереданных фискальных документов;

    ж) дата и время формирования первого из непереданных фискальных документов;

    з) признак превышения времени ожидания ответа оператора фискальных данных;

    и) признак необходимости срочной замены фискального накопителя;

    к) признак переполнения памяти фискального накопителя;

    л) признак истечения срока действия (ресурса) ключа фискального признака;

    м) сообщение оператора, поступившее от оператора фискальных данных в составе подтверждений оператора с момента формирования отчета о закрытии смены до момента формирования отчета об открытии смены;

    н) итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) и кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов смены;

    о) итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) или в кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов фискального накопителя;

    п) срок действия (ресурс) ключа фискального признака.

    7. Дополнительные реквизиты отчета о закрытии фискального накопителя:

    а) версия форматов фискальных документов;

    б) идентификационный номер налогоплательщика кассира;

    г) итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) или в кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов фискального накопителя.

    8. Дополнительные реквизиты отчета о текущем состоянии расчетов:

    а) версия форматов фискальных документов;

    в) признак применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;

    г) номер первого непереданного документа;

    д) количество непереданных фискальных документов;

    е) дата и время формирования первого из непереданных фискальных документов;

    ж) итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) или в кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов фискального накопителя;

    з) итоговые суммы расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) или в кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), зафиксированные в счетчиках итогов фискального накопителя и непереданных фискальных документов.

    Читайте также: