Объект налогообложения выбыл в течение налогового периода

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговый период является обязательным элементом налогообложения.

Понятие налогового периода

Наличие налогового периода свидетельствует о том, что налог установлен. Это правило закреплено в статье 17 НК РФ. Без налогового периода налог не может существовать, что обуславливает актуальность правильного установления и использования периодов при исчислении налогов. В статье рассмотрим особенности налогового регулирования налоговых периодов.

Налоговым периодом признается календарный год либо прочий период применительно к конкретному налогу, по окончанию которого исчисляется налог, подлежащий к уплате.

При этом, основной налоговый период может состоять из подпериодов, к примеру: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Статья 52 НКРФ не относится к какому-либо одному налогу. Она имеет универсальный характер и устанавливает правила, которые распространяются на определение налоговых периодов для различных налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период устанавливается по Федеральному закону № 107 «Исчисление времени». По данному закону налоговый период исчисляется по григорианскому календарю, который принят в Российской Федерации и представляет собой такую вычислительную систему, которая основана на циклах обращения Земли, где один цикл равен 365 дней или 2425 суток.

Статья 190 определяет календарную дату или период времени, как год, месяц, неделя, день и час. В течение налогового периода налогоплательщик обязан вносит авансовые платежи, общая сумма которых вычитается из годового платежа.

Помимо этого, исчисление сроков уплаты налогов может начинаться с наступления юридических фактов, которые означают начало или окончание срока. Например, среди таких фактов современное законодательство выделяет реорганизацию и ликвидацию компании.

Исчисление начала и конца налогового периода

Обязанность по уплате налогов начинается с начала нового налогового периода. Конкретные налоги имеют налоговый период, который состоит из отчётных подпериодов. В конце каждого подпериода компания обязана выплачивать авансовые платежи.

Рассмотрим пример. Для организации, которая создана в декабре 2015 года, отчётным периодом является период с 01 декабря по 31 марта 2016 года. Если ООО является плательщиком прибыльного налога, то авансовые платежи перечисляются ежемесячно, а отчетный период закончится 31 января 2016 года.

Организация оплатит прибыльный налог в сумме, начисленной за один месяц, а затем будет вносит авансовые платежи каждый квартал. По итогам налогового периода компания вносит конечный платеж.

Определение налогового периода при создании организации

Налоговый период определяется следующим образом, если компании (ООО, ОАО или ЗАО) являются вновь созданными. Если компания создается после начала отчетного годового периода, то уплачивает налоги по итогам налогового периода – календарного года.

Днем создания организации является день, когда она зарегистрирована в налоговых органах.

При этом если организация зарегистрирована в налоговой в период 1—31 декабря, то это время учитывается налоговом периоде следующего отчетного года.

Квартальный налоговый период определяется при создании компании с 1 января текущего года. При этом данный период является основным по уплате большей части налогов по НК РФ.

Определение налогового периода при ликвидации (реорганизации) налогового периода

При ликвидации компании до конца года последним отчетным отрезком времени для нее будет являться период от начала текущего года до окончания процесса ликвидации, то есть до того момента, когда компания получает свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

Если компания создана в период с 1 по 31 декабря текущего года, и ликвидируется также в декабре этого года, то налоговым периодом для нее является период с начала ее деятельности до дня ликвидации. Данное правило не относится к компаниям, которые выделяют из своего состава или присоединяют к себе прочие организации.

В течение налогового периода компания может находиться в процессе ликвидации и реорганизации, так как это достаточно длительный процесс. Все это время налогоплательщик имеет обязательства по уплате основных налогов.

Определение налогового периода при самостоятельном признании себя иностранной организацией

Иностранная организация – это компания, регистрация которой осуществлена налоговыми органами любой другой страны мира. Ряд Федеральных законов устанавливает список компаний, которые могут стать резидентами РФ.

Основным правилом признания компании резидентом является осуществление деятельности на территории Российской Федерации в сроки, установленные законодательством.

Если компания самостоятельно признаёт себя иностранной организацией, то налоговый период по уплате налога на прибыль определяется в соответствии с налоговым законодательством, таким же образом, как и для российских организаций. Данные правила устанавливаются Федеральным Законом №32 от 15 февраля 2016 года.

Определение налогового периода при самостоятельном признании иностранной организации налоговым резидентом РФ

Налоговое законодательство Российской Федерации закрепляет за иностранными организациями право самостоятельно признавать себя российскими резидентами.

Если иностранное общество признало себя резидентом по итогам налогового периода (то есть когда она предоставила заявление в налоговую инспекцию), то первым отчетным периодом по прибыльному налогу для нее станет период времени с момента регистрации заявления в налоговой инспекции до конца календарного года, в котором данное заявление было предоставлено.

Если иностранная компания, предоставила заявление о постановке на учет в период с 1 по 31 декабря текущего года, то показатель налогового периода для нее по налогу на прибыль будет определяться с даты предоставления заявления до конца следующего отчетного года.

Данное правило распространяется только на ООО и прочие общества, самостоятельно признавшие себя резидентами России.

Здесь стоит отметить, что понятие «календарный год» не всегда составляет 365 дней. По налоговому законодательству периоды уплаты различных налогов устанавливаются от 360 до 366 дней.

По итогам налогового периода, вне зависимости от уплачиваемого налога, компания обязана предоставить в налоговые органы декларацию. В бланке декларации указывается последний налоговый период. Каждый период имеет цифровой код, который можно уточнить у специалистов налоговых органов или на сайте Налоговой инспекции конкретного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при определении налогового периода необходимо руководствоваться правилами статьи 52 НК РФ. После изучения основных правил определения налоговых периодов можно обратиться к частным налогам для осуществления оплаты.

Последний налоговый период сумму оплаты всегда имеет меньшую, нежели авансовые платежи, поскольку уплачивается исходя из разницы между всей суммой налога и авансов.

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку увеличение количества игрового поля на одном игровом столе ведет к увеличению и ставки налога, является спорным вопрос относительно того, подлежит ли уплате налог на игорный бизнес на объект налогообложения (игровой стол), который имеет две стороны, на одной стороне находится одно игровое поле, на обратной стороне другое. Но одновременно оба игровых поля данного игрового стола использоваться не могут.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.04.2006 N 15563/05 указал, что согласно статье 364 НК РФ под игровым полем принято понимать специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Он пришел к выводу, что для целей определения налоговой ставки имеет значение не только количество игровых полей, но и их расположение на игровом столе, а также наличие возможности их одновременного использования для извлечения прибыли. А также указал, что сам факт наличия двух или более игровых полей на игровом столе не является основанием для применения абзаца 2 пункта 1 статьи 370 НК РФ.

Данная позиция, изложенная Президиумом ВАС РФ, является актуальной, так как правовое регулирование данного вопроса не изменилось.

Соответственно, если конструкция игрового стола не позволяет одновременно использовать обе стороны крышки стола для проведения азартных игр, ставка по налогу на игорный бизнес не подлежит увеличению кратно количеству игровых полей.

В соответствии с Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ (далее - Закон N 319-ФЗ) в главу 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ был внесен ряд изменений, в частности уточнен и расширен перечень объектов налогообложения по налогу. В этой связи форма налоговой декларации по налогу на игорный бизнес была приведена в соответствие с новыми положениями главы 29 Кодекса Приказом ФНС России от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@ (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2012 N 23148).

Данные положения также отражены в письме Минфина России от 26 апреля 2013 г. N ЕД-3-3/1542@.

Приказ ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, Порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде" утверждает форму налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, формат представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде, порядок заполнения налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.

Пункт 2 комментируемой статьи также отражает сроки подачи налоговой декларации.

Но необходимо отметить, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для привлечения к ответственности, указанной в пункте 1 статьи 119 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Пунктом 1 статьи 83 НК РФ закрепляется, что Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, на основании Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н.

Пункты 3 и 4 комментируемой статьи устанавливают особенности исчисления налога на игорный бизнес, связанные с установкой, а также выбытием объектов налогообложения на игорный бизнес, до и после 15 числа текущего налогового периода.

Организация-налогоплательщик установила один игровой автомат до 15 марта, а два других игровых автомата после 15 числа.

Соответственно, при исчислении суммы налога в отношении игрового автомата, установленного до 15-го марта, используется полная ставка налога, а в отношении кассы, установленной после 15 марта, - одна вторая ставки налога.

То есть сумма налога на игорный бизнес, подлежащего уплате в региональный бюджет, будет рассчитываться так: 1500 + (1/2 x 1500) + (1500 x 1/2) = 3000.

Аналогичные расчеты ведутся и при выбытии (закрытии) объекта налогообложения. Соответственно, если объект налогообложения выбыл до 15 марта, то используется одна вторая ставки, а если после 15 марта, то полная ставка.

При осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр необходимо установить, применяется ли контрольно-кассовая техника организатором азартных игр.

Как разъяснено в письме Минфина России от 12 сентября 2013 г. N 03-01-15/37750, Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (далее - Закон N 198-ФЗ) внесены изменения в НК РФ, которыми из определения понятия "игорный бизнес" исключены положения о том, что соответствующая деятельность не является реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Вместе с тем указанное понятие используется для целей налогообложения налогом на игорный бизнес.

Изменениями в Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), внесенными Законом N 198-ФЗ, деятельность по организации проведения азартных игр определена как деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В целях реализации положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организаторы азартных игр обязаны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр с 21 января 2014 г., то есть с даты вступления в силу изменений в Закон N 244-ФЗ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 29 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС"
Ю.М. Лермонтов, 2013

Налогоплательщик обязан исчислять налог на игорный бизнес по каждому установленному игровому автомату с учетом требований пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку каждый игровой автомат является отдельным объектом налогообложения.

Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции применил положения статей 366, 370 Налогового кодекса Российской Федерации информационное письмо от 16.01.2007 № 116 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и пришел к выводу о том, что налог следует исчислять не с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения, а с даты их установки.

Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора ссылаясь на неправильное применение судами норм права, в частности статей 366 и 370 Налогового кодекса Российской Федерации и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора в случаях, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В каких случаях невыгодно платить авансовые платежи

Как избежать переплаты при выбытии имущества посреди года

Почему досрочная уплата налога выгоднее его уплаты по частям

  • Оптимизация налога на имущество
  • Примеры налогового планирования

Одним из спорных вопросов уплаты налога на имущество является его исчисление в ситуации, когда в течение года у компании выбыли все объекты, по которым она уплачивает налог. Если приобретение иных объектов в этом году не планируется, то очевидны два варианта. Компания может начислять налог на имущество в общеустановленном порядке или же после выбытия всех объектов подать декларацию за налоговый период и уплатить сумму налога досрочно. Как ни странно, финансовый результат по этим вариантам отличается. Рассмотрим оба варианта и сравним последствия.

Расчет налога на имущество за налоговый период не зависит от количества месяцев в нем

Для определения суммы налога на имущество среднегодовая стоимость имущества умножается на ставку налога (п. 1 ст. 382 НК РФ). Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период установлен статьей 376 НК РФ. Согласно абзацу 2 пункта 4 данной статьи, рассчитывается суммарная величина остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода. Полученная сумма делится на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенном на единицу. Таким образом, среднегодовой стоимостью имущества является частное от деления полученной суммарной величины остаточной стоимости на 13 (12 + 1).

Предположим, что у компании в собственности есть автомобиль, введенный в эксплуатацию в 2012 году. Он учтен в составе основных средств, а значит, являлся объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Компания продала этот автомобиль своему работнику и тут же купила новую машину. Поскольку объект движимого имущества введен в эксплуатацию после 1 января 2014 года, то он уже не облагается налогом на имущество (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Других облагаемых объектов у компании нет.

на цифрах

Остаточная стоимость автомобиля по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля соответственно равна 840 тыс. рублей, 810 тыс., 780 тыс. и 750 тыс. рублей. Автомобиль продан 1 апреля, поэтому по состоянию на 1 мая остаточная стоимость равна 0. Компания уплачивает налог на имущество организаций по ставке 2,2 процента. Сумма налога на имущество за год равна 5382 рубля ((840 тыс. + 810 тыс. + 780 тыс. + 750 тыс. + 0 × 9) : (12 + 1) × 2,2%).

Уплата всех авансовых платежей приводит к переплате по итогам года

Рассмотрим вариант уплаты налога на имущество в общем случае. Компания по итогам каждого отчетного периода (I квартал, полугодие и 9 месяцев) уплачивает авансовые платежи. Они рассчитываются в порядке, аналогичном исчислению налога на имущество. Сумма, исходя из которой рассчитываются авансовые платежи, названа в пункте 4 статьи 376 НК РФ средней стоимостью имущества. Она исчисляется путем деления суммы остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего месяца на количество месяцев в этом периоде (соответственно три, шесть и девять месяцев), увеличенное на 1. Полученная величина (средняя стоимость имущества) умножается на ¼ и на ставку налога на имущество (п. 4 ст. 382 НК РФ).

По итогам налогового периода налог уплачивается с учетом авансовых платежей. Для этого из исчисленной суммы налога вычитаются суммы авансовых платежей, уплаченных по итогам отчетных периодов (п. 2 ст. 382 НК РФ).

на цифрах

Воспользуемся данными примера. С мая 2014 года остаточная стоимость равна 0. Однако суммарная стоимость считается за весь отчетный период, при этом каждый раз учитывается остаточная стоимость первых четырех месяцев. Как видно из расчета (см. таблицу), налоговая база уменьшается по мере того, как возрастает число месяцев, в которых остаточная стоимость равна 0. Сумма авансовых платежей, уплаченных за три отчетных периода, составляет 8621 рубль (4373 + 2499 + 1749). Она превышает исчисленную сумму налога на имущество за год.

Как видно из приведенного расчета, на конец налогового периода у компании наличествует переплата. Причем очевидно, что она образовалась уже по итогам уплаты авансового платежа за полугодие, а авансовый платеж за 9 месяцев еще больше увеличил ее.

Однако, чтобы возместить эту сумму из бюджета, придется ждать окончания налогового периода, представить декларацию, дождаться окончания камеральной проверки, и только потом можно будет получить средства обратно. Таким образом, на значительное время из оборота компании изъяты денежные средства для уплаты авансовых платежей по налогу на имущество. В случае если налог исчисляется в отношении имущества большей стоимости, убытки компании могут быть существеннее.

Представление декларации в середине года не запрещено

ФНС России в письме от 30.07.13 № БС-4-11/13835 разъяснила, что налогоплательщики вправе исполнить обязанность по представлению декларации и уплате налога досрочно. Это не противоречит требованиям, установленным в абзаце 2 пункта 1 статьи 45 НК РФ о своевременной уплате налога.

С этой точки зрения порядок исчисления налога на имущество очень удобен, в нем не предусмотрены отдельные положения для расчета среднегодовой или средней стоимости имущества в зависимости от количества месяцев, фактически отработанных компанией в отчетном или налоговом периоде, а также месяцев, в течение которых имущество являлось объектом налогообложения. На основании этого при определении среднегодовой и средней стоимости имущества применяется общий порядок (п. 4 ст. 376 НК РФ). При расчете суммы среднегодовой и средней стоимости имущества учитывается фиксированное число месяцев в отчетном и налоговом периодах — три, шесть, девять и двенадцать соответственно (ст. 379 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 24.02.12 № 07-02-06/28). Поэтому в случае выбытия всех объектов основных средств в течение налогового периода компания может рассчитать итоговую сумму налога. И вправе представить налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении выбывающего объекта в течение календарного года до срока ее представления, установленного в пункте 3 статьи 386 НК РФ, и уплатить сумму налога.

на цифрах

Воспользуемся данными примера. За I квартал авансовые платежи уплачиваются в общем порядке. Но поскольку в апреле объект выбыл, а приобретения других основных средств, которые могут стать объектами обложения по налогу, компания не планирует, то по итогам полугодия она вправе досрочно представить налоговую декларацию. Сумма налога исчисляется в общем порядке, а уплачивается с учетом перечисленного по итогам I квартала авансового платежа. По итогам полугодия уплачивается налог в сумме 1,01 тыс. рублей (см. таблицу).

Сравнительная таблица вариантов уплаты авансовых платежей, тыс. рублей

Отчетный/ налоговый период Уплата за все кварталы Уплата за период владения
Налоговая база К уплате Налоговая база К уплате
По итогам I квартала 795 ((840 + 810 + 780 + 750) : (3 + 1)) 4,37 (795 × 2,2% × 1/4) 795 ((840 + 810 + 780 + 750) : (3 + 1)) 4,37 (795 × 2,2% × 1/4)
По итогам полугодия 454,29 ((840 + 810 + 780 + +750 + 0 × 3) : (6 + 1)) 2,5 (454,29 × 2,2% × 1/4) 244,62 ((840 + 810 + 780 + 750 + 0 × 9) : (12 + 1)) 1,01 (244,62 × 2,2% – 4,37)
По итогам 9 месяцев 318 ((840 + 810 + 780 + 750 + 0 × 6) : (9 + 1)) 1,75 (318 × 2,2% × 1/4) 0 0
По итогам налогового периода 244,62 ((840 + 810 + 780 + 750 + 0 × 9) / (12 + 1)) –3,24 (244,62 × 2,2% – 5,38 – 4,37 – 2,5 – 1,75) 0 0

Как видно из таблицы, если декларация будет представлена досрочно, компания уплатит по итогам полугодия сумму, значительно меньшую, чем уплатила бы в качестве авансового платежа. А за 9 месяцев авансовые платежи уже не уплачиваются, и у компании не возникает переплаты. Очевидна налоговая выгода от такого способа представления отчетности.

ФНС России только предупреждает о рискованности такого шага в случае, если компания до окончания налогового периода приобретет новые основные средства, которые будут являться объектами налогообложения. Тогда ей придется пересдать расчеты по налогу за ранние отчетные периоды (ст. 81 НК РФ), исчисляя налоговую базу в отношении всех, даже выбывших объектов, поскольку исключений из порядка расчета для таких ситуаций не предусмотрено. А значит, у компании возникнет недоимка по налогу на имущество. Вместе с ней возникнет обязанность и по уплате пени (ст. 75 НК РФ). Кроме того, за просрочку представления расчета на компанию наложат штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ). Но отметим, что данные риски могут быть отчасти оправданны, если компания экономит существенные суммы (в случае выбытия в начале или середине года дорогостоящего имущества), а приобретение иных налогооблагаемых объектов планируется, например, уже в конце года.

(Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Со 2 мая 2014 года налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели не обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

– об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов);

– о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Также не обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления профессиональной деятельности, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии или о закрытии счетов инвестиционного товарищества не обязан и управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Соответственно, утрачивает силу ст. 118 НК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

С 1 января 2015 года налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии указанных объектов налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

С 1 января 2015 года налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ).

В указанном случае с 1 января 2015 года при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по сообщению налоговому органу физическим лицом о наличии у него объектов недвижимости и (или) транспортных средств исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

Данное правило действует до 1 января 2017 года.

С 1 января 2017 года неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ (новый п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Со 2 мая 2014 года в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.

При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Со 2 мая 2014 года религиозная организация, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не обязана представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Соответствующее дополнение внесено в п.п. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

С 1 января 2015 года органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), не обязаны сообщать в налоговые органы о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента.

Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, будут обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства.

С 1 января 2015 года на органы опеки и попечительства возлагается обязанность сообщать в налоговые органы о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.

Кроме того, со 2 мая 2014 года сведения, предусмотренные ст. 85 НК РФ, представляются также указанными органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Со 2 мая 2014 года вводится новая ст. 85.1 НК РФ, устанавливающая обязанность федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ) сообщить об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Со 2 мая 2014 года введена ответственность банков за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в виде штрафа в размере 40 000 рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

Ст. 105.16 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Со 2 мая 2014 года в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Специальные налоговые режимы и налог на имущество организаций

В настоящее время применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Уплата организациями единого налога на вмененный доход также предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Указанные организации будут уплачивать налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.

В Свердловской области перечень имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, на 2014 год не утвержден.
Поэтому свердловские налогоплательщики ЕНВД в 2014 году налог на имущество организаций по-прежнему не платят.

Напомним, что с 1 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Именно по таким объектам организации на УСН и ЕНВД будут признаваться налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 и 2, должны быть установлены законом субъекта РФ.

При этом такой закон может быть принят только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении указанных объектов недвижимого имущества как их среднегодовой стоимости не допускается.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу должен:

– определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

– разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» не только бюджетными, но и автономными научными учреждениями, не только хозяйственные общества, но и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

С 2015 года устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями (ст. 356 НК РФ).

Законами субъектов РФ устанавливаются порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу только для налогоплательщиков—организаций (ст. 363 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

С 1 января 2015 года в случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 НК РФ определяется без учета таких затрат.

П. 10 ст. 378.2 НК РФ установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период.

С 1 января 2015 года в случае, если объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень.

С 1 января 2015 года объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

То есть указанное имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании.

Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» с началом действия с 01.01.2015 г. Одновременно утрачивает силу Закон РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

- жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

- жилое помещение (квартира, комната);

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

Налогоплательщики, налоговый период

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в следующем порядке:

1) в общем случае – исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости:

- по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

- по объектам, образованным в течение налогового периода, - на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет;

2) до установления в субъекте РФ единой даты начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы – исходя из инвентаризационной стоимости объекта, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 5 закона № 284-ФЗ, начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится;

3) по объектам недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании принятого в субъекте РФ закона в перечень объектов, размещаемых на официальной сайте в порядке, установленном п. 7 ст. 378.2 НК РФ, - исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы), помещения в них, а также с 01.01.2015 г. – жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Примечание. В настоящее время в Красноярском крае такой закон не принят.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты применяются в случаях, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Для целей налогообложения кадастровая стоимость каждого объекта налогообложения уменьшается на:

- величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры;

- величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади комнаты;

- величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома;

- на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы (после применения вычетов) налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений, установленных ст. 406 НКРФ (см. таблицу 1).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

- вида объекта налогообложения;

- места нахождения объекта налогообложения;

- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Предельные размеры налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц

1. При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта

(в процентах от налоговой базы)

Жилые дома, жилые помещения

Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Гаражи и машино-места

Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

* Примечание. Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.

Объекты, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ

2. При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

(в процентах от налоговой базы)

До 300 000 руб. включительно

до 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно

с выше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 руб.

свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности:

- квартиры или комнаты;

- гаража или машино-места.

Перечень лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, приведен в п. 1 ст. 407 НК РФ. В частности, к таким лицам относятся пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Льготы также предоставляются:

- физическим лицам - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

- физическим лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.

При этом налоговая льгота не предоставляется в отношении:

- объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

- административно-деловых и торговых центров и помещений в них, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При этом лица, которым по состоянию на 31.12.2014 была предоставлена льгота в рамках Закона РФ № 2003-1, вправе не предоставлять в налоговый орган повторно заявление и документы (п. 4 ст. 3 закона № 284-ФЗ).

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Определение суммы налога

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По объектам, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. По объектам, находящимся в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Читайте также: