Цели задачи и принципы проведения аудита налогообложения в строительных организациях

Опубликовано: 16.05.2024

Специфика и правовое регулирование строительной деятельности. Характеристика учетной политики. Цели и задачи аудита. Оценка системы внутреннего контроля. Получение аудиторских доказательств. Последовательность процедур при поведении аудиторской проверки.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.01.2016
Размер файла 90,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Аудит

На тему: Особенности аудита строительных организаций

ВВЕДЕНИЕ

К строительству как отрасли материального производства относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы. Оно оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей материального производства. Строительство как отрасль экономики подразумевает и строительство новых объектов, и восстановление уже существующих путем их текущего и капитального ремонта, а также работ по реконструкции.

Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты.

Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения.

Так, строительство отличается от других отраслей тем, что конечный продукт его всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию.

Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве. К наиболее существенным из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный, даже при серийном строительстве, характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обуславливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости.

Эффективная организация системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных организаций, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на капитальное строительство наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, повышает требования к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений. Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы.[38]

В настоящее время правовое регулирование договорных отношений участников строительства и, как следствие, особенности бухгалтерского и налогового учета приобрели особое значение для субъектов хозяйственной деятельности.

Выше перечисленные проблемы, а также необходимость подтверждения достоверности показателей деятельности хозяйствующего субъекта, являющихся индикатором эффективности деятельности организации, и на основании которых принимаются пользователями управленческие решения, подтверждается аудиторами, что, в свою очередь, обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы - теоретическое исследование вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и аудитом операций в строительных организациях, а также разработка практических рекомендаций по направлениям совершенствования учета и аудита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить особенности ведения бухгалтерского учета в строительных организациях;

- ознакомиться с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита в данной отрасли;

- описать порядок организации бухгалтерского учета и аудита в строительной организации по объектам учета;

- определить состав и содержание бухгалтерской отчетности в строительных организациях;

- рассмотреть теоретические аспекты планирования аудиторской проверки операций в строительных организациях;

1. Бухгалтерский учет в строительных организацияХ

1.1 Понятие и специфика строительной деятельности

Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.

В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.

Строительная деятельность в узком смысле - это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

1.2 Правовое регулирование строительной деятельности

Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер, для него характерен большой объем нормативного материала коммерческого права. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода - СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПах есть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.

Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 295

В нынешних условиях эти акты нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике.

Примером такого рода актов являются официально отменные Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.

При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует прежде всего иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами - это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ, Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.

Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса.

Это законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 г., № 89-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от4 июля 1991 г. № 1545-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федеральным законом от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ, «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ, «Об основах градостроительства в РФ» от 14 июля 1992 г. № 3295-1 (в ред. Закона от 19 июля 1995 г. № 112-ФЗ).

Кроме того, важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ и особенно параграфа 3 этой главы, посвященного строительному подряду.

Среди иных правовых актов, содержание которых не должно противоречить названным законодательным актам, следует отметить такие документы, как утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 11 декабря 1997 г. № 1542, Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации от 21 марта 1994 г. и Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации от 14 августа 1993г.

Среди ведомственных нормативных актов, имеющих важное значение в качестве источников, регулирующих отношения в строительном комплексе, назовем прежде всего Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993 г., Письмо Минфина РФ- от 30 декабря 1993 г. «О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ», Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. «О методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов», Письмо Минстроя РФ от 6 июля 1995 г. «О законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства».

Ряд юридически важных положений содержится в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом России 24 сентября 1993 г. Постановлением № 185. В этом документе даны определения таких важных и широко используемых в строительном законодательстве и договорной практике понятий, как «стройка», «очередь строительства», «пусковой комплекс», «объект строительства».

1.3 Характеристика учетной политики в строитеных организациях

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» организации самостоятельно формируют свою учетную политику. При этом организациям необходимо руководствоваться законодательством о бухгалтерском учете, законодательством о налогах и сборах, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, и учитывать свою структуру и специфику.

Основы формирования и раскрытия учетной политики в целях бухгалтерского учета для организаций установлены Инструкцией о бухгалтерском учете «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 .

Основное требование к организациям при составлении учетной политики - выбор и закрепление в данном локальном документе одного из вариантов способа ведения бухгалтерского и налогового учета. При этом оговаривать в учетной политике нормы, которые предусмотрены законодательством и обязательны к применению без вариантов, не обязательно.

Что касается вопроса формирования учетной политики в строительной деятельности, то данным организациям необходимо закрепить наиболее важные, основные способы (в т.ч. варианты) учета. Такие как:

- определение метода учета выручки от реализации работ;

- оценка материально-производственных запасов при поступлении;

- оценка материально-производственных запасов при списании;

- расходы на оплату труда рабочих .

Основной нормой, которая должна быть отражена в учетной политике любого предприятия, в т.ч. и строительной организации, является определение метода бухгалтерского учета выручки от реализации работ:

1) по мере оплаты;

2) по мере отгрузки.

Что касается оценки материально-производственных запасов при их поступлении, то в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, а также Инструкцией о порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РФ от 24.01.2008 № 4, при поступлении допускаются следующие варианты оценки материалов:

1) по фактической себестоимости приобретения (заготовления) (с использованием счета 10 «Материалы»);

2) по учетным ценам (с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница между фактической себестоимостью приобретаемых материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам).

При этом строительным организациям, учитывающим строительные материалы по счету 10 «Материалы» по учетным ценам, необходимо оговорить в учетной политике порядок определения учетных цен. В качестве учетной цены может применяться цена поставщика (покупная цена).

При списании строительных материалов на производство и ином выбытии их оценка материально-производственных запасов производится по одному из следующих методов:

1) по себестоимости каждой единицы. Оценка строительных материалов по себестоимости каждой единицы производится путем деления общей стоимости материалов по каждой учетной позиции на их количество;

2) по средней себестоимости каждого наименования материалов. Оценка строительных материалов по средней себестоимости производится по каждому виду материала путем деления общей стоимости материалов каждого вида на их количество, складывающихся соответственно из стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших материалов в течение месяца;

3) по учетной цене с учетом отклонений. Оценка строительных материалов по учетным ценам с учетом отклонений предполагает списание материалов с учета по установленным учетным ценам с одновременным списанием отклонений в стоимости материальных ценностей. Величина отклонений распределяется пропорционально стоимости материалов, списанных по учетным ценам.

В разделе учетной политики учет затрат в строительной организации с учетом специфики своей деятельности, а также требований Методических рекомендаций по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 11.01.2000 № 3, необходимо определить перечень статей затрат, их состав и методы распределения по объектам строительства.

Применяются следующие предусмотренные законодательством методы учета затрат:

Суть позаказного метода заключается в том, что все затраты, произведенные организацией при выполнении строительных работ, в бухгалтерском учете включаются в себестоимость конкретного объекта строительства. При этом часть затрат включается в себестоимость объекта по прямому признаку (прямые расходы), а часть - путем распределения на основании специальных расчетов (накладные расходы).

При котловом методе учета все затраты, произведенные организацией при выполнении строительных работ, собираются в целом по организации без распределения по объектам строительства. Котловой метод учета затрат могут применять только организации, выполняющие однородные специальные виды строительных работ с незначительной продолжительностью их выполнения (до одного-двух месяцев). К таким работам относятся электромонтажные, сантехнические, работы по монтажу приборов охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля, локальных вычислительных сетей и др.

Перечень основных статей затрат предусмотрен вышеуказанными Методическими рекомендациями. Данный перечень не является закрытым, и с учетом специфики и сложившейся практики организации могут оговаривать свой перечень статей затрат.

Варианты распределения затрат по объектам строительства в законодательстве не оговорены, следовательно, организации самостоятельно определяют базу и метод распределения и данное положение закрепляют в учетной политике.

Наиболее распространенный метод распределения затрат - пропорционально сметной стоимости строительства. Напоминаем, что при данном способе распределения затрат между объектами строительства в качестве базы принимается стоимость строительства объекта в ценах 1996 г., указанная в итоге сводного сметного расчета по строке «Итого стоимость строительства».

Расходы на оплату труда рабочих включают повременную оплату по тарифным ставкам и окладам, премиальные доплаты, оплату по сдельным расценкам в зависимости от количества выполненных работ, различные доплаты и надбавки (например, за работу в особых условиях отдаленности, с особыми климатическими условиями, во вредных или опасных условиях; при совмещении профессий и выполнении обязанностей отсутствующих работников, за сверхурочное время, за вахтовый метод работы, за работу в праздничные дни и в ночное время и др.).

1.4 Особенности бухгалтерского и налогового учета

Налоговый и бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику. Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть и инвесторами, и заказчиками, и подрядчиками.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Одной из особенностей в строительной сфере деятельности является то, что строительные объекты, принадлежащие одной и той же компании, могут быть расположены в различных регионах. Поэтому у предприятия могут возникать обособленные подразделения по месту нахождения строительных площадок.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

- определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;

- определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;

- установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.

В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель - численность работников или расходы на оплату их труда - будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Налоги в настоящее время являются одним из основных вопросов государственной политики. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности. В этой связи налоговый аудит является одной из наиболее востребованных услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Налоговый аудит – это инструмент, который обеспечивает заинтересованных пользователей достоверной, полной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты обязательств по налогам в соответствии с нормами налогового законодательства. В настоящее время налоговый аудит как сегмент аудиторской деятельности имеет большой спрос и развивается очень стремительно. Это в первую очередь обусловлено экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями. Отсюда и вытекает необходимость разработки и внедрения металогических подходов к технологии и стандартизации налогового аудита как самостоятельной деятельности.

Налоговый аудит проводится с целью подготовки предприятия к предстоящей налоговой проверке, а также оптимизации существующей системы налогообложения и системы внутреннего контроля на предприятии. Данная процедура подразумевает тщательно спрограммированный анализ как налоговых, так и бухгалтерских отчетов компании для подтверждения их достоверности, полноты уплаты предприятием налогов и других обязательным платежей, а также соответствие законодательству и иным установленным нормативным актам.

В качестве основных организационных и методологических вопросов является определение сущности, цели, задач и принципов налогового аудита. В качестве основы проведения налогового аудита должна быть методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения, специфику и особенности сферы деятельности аудируемого субъекта.

Целевой налоговый аудит проводится в первую очередь с целью налогового планирования предполагаемых, анализа совершенных и находящихся на стадии реализации операций. При налоговом аудите особое внимание уделяется операциям, связанным с внешнеэкономическими сделками, которые требуют знания и понимания не только национального налогового законодательства, но и международного.

Налоговый аудит – проверка правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством, своевременности, полноты и правильности формирования и представления в налоговые органы всех форм налоговой отчетности. Основной задачей налогового аудита является своевременная оценка налоговых рисков предприятия и в сведении их к минимуму. Конечным результатом налогового аудита заключается в составлении экспертного мнения о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов, и об организации налогового учета в целом. По итогам налогового аудита предприятие может проанализировать эффективность налогового планирования эффективность управления налоговыми платежами. Основной целью налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. Налоговый аудит проверяет правильность исчисления и уплаты налогов и сбором, а также обоснованность применения тех или иных налоговых льгот. Все мероприятия, проводимые в ходе налогового аудита, дают возможность минимизации налоговых рисков.

В настоящее время многие организации проводят налоговый аудит в комплексе общего аудита, указывая в договорах объем работ по налоговому аудиту. Но если предприятие действительно хочет снизить свои налоговые риски необходимо проводить полный налоговый аудит. Стоит отметить, что проверка налоговой отчетности и налогового учета должна проводиться сплошным методом, в отличие от общего аудита.

Налоговый аудит может включать проверку и оценку обоснованности затрат для целей налогообложения; сделок с взаимосвязанными лицами; соответствия рыночного уровня применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам; наличия, правильности отражения в учете расходных документов; регистрации и ведения учета по обособленным подразделениям; обоснованности выплат по трудовым договорам; правильности расчета и уплаты налогов и сборов.

Различают три этапа проведения налогового аудита. Первый этап называется «Планирование налогового аудита». Сущность данного этапа заключается в ознакомлении с бизнесом клиента, оценке системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля, оценке аудиторского риска, определение уровня существенности и разработка плана и программы аудита.

Второй этап проведения налогового аудита называется «Оценка фактов относительно критериев». Сущность второго этапа заключается в выявлении признаков искажений с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов.

Третий этап заключается в завершении аудиторской проверки и формирования аудитором информации для руководства и проверяемой организации. Это проводится на основании обзора аудиторских доказательств, формировании и оценке конечных данных, обобщении результатов аудиторской проверки, составлении аудиторского заключения.

Налоговый аудит является необязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке установленными в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. Налоговый аудит пользуется спросом у крупных и средних организаций, которые осуществляют несколько видов деятельности и имеют большие обороты. С целью повышения качества налогового аудита возникает необходимость дальнейшего развития его методов. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать теоретические и методологические подходы формирования системы налогового аудита, т.к. налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90% всех поступлений в бюджет государства.

Для принятия определенных решений, касающихся управления организацией, важно, чтобы информация, на основе которой делаются выводы, была своевременной и достоверной. Это значит, что на всех уровнях хоздеятельности необходимо ее собирать и периодически обновлять, то есть проводить аудит.

В финансовой, налоговой и бухгалтерской сферах аудит давно и прочно занял свое место в управленческой деятельности организаций. Однако меняющиеся задачи современной экономики расширили его функции от проверочных и консультационных, затрагивая широкий круг вопросов предпринимательства, в том числе и кадровую политику.

Аудит в вопросах кадровой эффективности в настоящее время проходит этап становления, постепенно распространяясь в отечественной предпринимательской практике.

Рассмотрим, как именно он применяется для повышения эффективности управлении персоналом.

Суть кадрового аудита

Само слово «аудит», происходящее от латинского корня «audieus» – «выслушивать», подразумевает проверку в основном бумажной отчетности, касающейся той или иной сферы деятельности компании. Цель аудита – не только установить возможные нарушения, но и предупредить их, а также провести консультации, благодаря которым возможно повышение эффективности в проверяемой области. В настоящее время деятельность аудиторов существенно расширилась, захватив и область кадрового управления.

Аудитом персонала можно назвать консультационную деятельность, экспертным путем устанавливающую кадровый потенциал организации и его эффективность. Аудитор изучает документацию, имеющую отношения к вопросам подбора, оформления, перемещения и освобождения от должности сотрудников организации на предмет соответствия бумаг требованиям законодательных актов Российской Федерации.

ВАЖНО! Аудит персонала – это не только способ осуществления проверки, то есть констатации фактов, но и инструмент для преодоления существующих проблем, конечной целью применения которого является повышение рентабельности (прибыльности) организации.

Задачи проводимого аудита

Выясняя степень правильности ведения кадровой документации и изучая дополнительные факторы, отраженные в ней, аудитор может сделать выводы относительно:

  • эффективности кадровой политики, принятой в данной организации, по отношению к ее главной цели;
  • правильности применения законодательной базы;
  • оценки оперативности кадровой службы и системы управления ею;
  • изыскания резервов усовершенствования кадрового управления;
  • выявления отрицательных моментов, тормозящих кадровую эффективность, анализа возможных путей устранения.

Целесообразность аудита персонала

В каких случаях организации стоит обратить внимание на изучение кадровой ситуации путем проведения аудита персонала? Можно провести эту процедуру в любой момент, но наибольшую пользу она принесет в таких ситуациях, как:

  • смена руководства в организации;
  • передача кадровых дел в ведение неспециалиста по вопросам персонала (например, бухгалтера, секретаря и др.);
  • освобождение от должности руководителя отдела кадров;
  • подготовка к внешней ревизии со стороны органов контроля;
  • формирование базы кадровых документов для архивного хранения;
  • инновации в законодательной сфере, касающиеся трудоустройства и увольнения;
  • непредвиденная резкая динамика кадров, например, локаут (массовое увольнение) и т.п.

Объекты аудита персонала

В рамках проведения кадрового аудита анализу подвергаются три главные сферы деятельности фирмы, касающиеся кадров:

  1. Кадровые процессы анализируются в сопоставлении со стратегическими задачами компании. Оценке подлежат:
    • планирование кадровых ресурсов – изучение соответствия наличия кадров основным потребностям фирмы, а также перспективного развития кадрового планирования;
    • система набора сотрудников и отбора из потенциальных претендентов – изучаются источники кандидатов на должности, требования к кандидатам и способы организации трудоустройства;
    • вопросы адаптации сотрудников на новом месте – насколько эффективен действующий подход, можно ли его улучшить, за счет чего;
    • аттестация и обучение работников – разработка и апробирование программ обучения, анализ уже существующих;
    • система поощрения персонала – поиск самых удобных и действенных способов стимулирования работоспособности и высоких показателей, оценка плодотворности действующих льгот и дополнительных выплат;
    • социально-психологический климат в коллективе – мониторинг корпоративной культуры, измерение степени социальной напряженности и ее влияния на кадровые процессы, разработка специальных корпоративных программ.
  2. Кадровые структуры – их эффективность, актуальность для бизнес-процессов данной организации. Оценке подлежат структурные подразделения, отвечающие за набор, отбор, обучение, перемещение и увольнение персонала, а также за подготовку будущих руководителей разных уровней.
  3. Персонал – анализируется с позиции количества штатных единиц, занятости вакансий, «текучки» кадров, наличия резерва и его использования, а также квалификационной характеристики сотрудников.

Типы кадрового аудита

В зависимости от особенностей подготовки и проведения аудит персонала можно классифицировать по различным основаниям:

  1. Частота проведения:
    • плановый – проводящийся по заранее определенным периодам в соответствии с принятым перспективным планом;
    • оперативный – организовывается по специальному приказу руководства;
    • постоянный – устраивается регулярно;
    • «панельный» – используется одна и та же методика, применяющаяся на «фокусную» группу, то есть одних и тех же людей.
  2. Охват объектов аудита:
    • полный – максимальный анализ процессов, структур и персонала;
    • локализованный – анализ выбранного объекта.
  3. Способ анализа:
    • предметный – изучаются все объекты, в которых выделяется интересующая тематика;
    • системный – используется весь комплекс доступных методов;
    • частичный – анализируется не весь персонал, а выборка работников.
  4. Уровень исследования:
    • стратегический аудит – оценка высшим руководящим звеном;
    • управленческий анализ – уровень начальства структурных подразделений;
    • тактический – проводится кадровыми службами.
  5. По отношению к компании:
    • внутренний – организовывается собственными силами;
    • внешний – привлекаются сторонние специалисты.

Аудит персонала поэтапно

1 этап – подготовка. Необходимо четко установить цель аудита и определить задачи. Проясняются главные факторы будущего исследования: кто будет его проводить, в какие сроки, на какой выборке и какими методиками. Руководством издается приказ или распоряжение.

2 этап – сбор данных. Накапливается информация путем изучения документов, наблюдения за персоналом, проведения опросов, анкетирования и др. На этом этапе происходит первичная обработка полученных сведений.

3 этап – интерпретация полученных сведений. Сведение данных в удобную для анализа форму (списки, таблицы, графики, диаграммы и т.д.), выводы на основании используемых методик обработки и сравнения с предыдущими показателями или данными других организаций.

4 этап – итоговый. Формирование аудиторского отчета, итоги и рекомендательные предложения.

Методы проведения аудита

Для исследования кадрового потенциала аудиторы применяют:

  • аналитические методы – изучение документации и статистических показателей эффективности;
  • социально-психологические методы – наблюдение, опросы, анкетирования, беседы;
  • экономические методы – сравнение финансовых показателей с социальными факторами.

Результаты кадрового аудита

По итогам анализа кадровой деятельности организации можно сделать выводы относительно:

  • кадровой обеспеченности организации;
  • качества управления персоналом на фирме;
  • преобладающего руководящего стиля;
  • внутреннего климата в коллективе;
  • возможностей внедрения новшеств;
  • потребности в улучшении квалификации персонала;
  • потенциала для построения карьеры на разных должностных уровнях;
  • причин выявленных негативных факторов и пути их преодоления.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО “Вологодский государственный технический университет”

Кафедра экономической теории, учета и анализа

по дисциплине “Аудит”

Сущность аудита, его цели и принципы

Выполнил студентка Слободская А.И.

Проверил: Чекавинская Г.А.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Сущность аудита
  • 1.1 Цели аудита
  • 1.2 Принципы аудита
  • 2. Практическая часть
  • Список использованной литературы

Введение

В давние времена в школах учитель, объяснив урок, поручал старшему ученику перед началом следующего урока проверить, как младшие выучили задание. Этот ученик назывался “аудитор” – выслушивающий.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между нею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

Цель аудитора (как посредника) – высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации. При этом аудиторы совершают определенные действия, регламентированные Правилами (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Целью настоящей работы является изучение аналитических процедур в аудите. В ходе выполнения работы будет рассмотрена сущность аудита, цели проведения аналитических процедур, принципы выполнения аналитических процедур.

1. Сущность аудита

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ст.1 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”).

Аудит – это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего, в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией. Результатом аудита при этом является выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники – акционеры, пайщики, – а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходи­мо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтвержде­ния достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Кроме проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности аудиторские фирмы (аудиторы) могут осуществлять иные услуги:

постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

анализ финансово-хозяйственной деятельности;

оценку активов и пассивов экономического субъекта;

консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

обучение, в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и др.

1.1 Цели аудита

Цель проверки финансовых отчетов:

– подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;

– контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;

– подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности активов, обязательств, собственных средств, затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

аудит бухгалтерский учет контроль

– выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет ква­лифицированному пользователю информации отчетности делать на основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемых организаций и принимать соответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.

1) общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

2) обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

3) законченность: включены ли в отчетность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании;

4) оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

5) классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

6) разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были произведены;

7) аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге;

8) раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях к ним.

1.2 Принципы аудита

История развития аудита выявила ряд профессиональных принципов, без соблюдения которых аудит теряет всякий смысл.

К таким принципам относятся:

2) честность, объективность, добросовестность;

3) профессиональная компетентность;

5) профессионализм поведения.

Независимость – основной принцип. Соблюдение именно этого принципа является необходимым условием аудита. Очевидно, что аудит теряет всякий смысл, если пользователи информации не будут доверять мнению аудитора. Не вызывает доверия аудитор зависимый, формирующий свое мнение под чьим-то влиянием. Независимость предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц.

Независимость обеспечивается рядом законодательно установленных ограничений в аудиторской деятельности:

а) аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней;

б) аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права проверять организации, с которыми они связаны финансовыми или иными имущественными интересами, с руководством которых они находятся в служебных отношениях, в родстве или свойстве.

Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Добросовестность – это обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Объективность предполагает беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов, заключений. Честность аудитора заключается в приверженности профессиональному долгу, добросовестность – в выполнении аудитором своих профессиональных услуг с должной тщательностью, усердием, вниманием, надлежащим использованием своих способностей. Принцип объективности отчасти обеспечивается законодательно установленным ограничением на аудиторскую деятельность: аудиторы и аудиторские фирмы не имеют права проверять организации, на которых они восстанавливали или вели учет, составляли бухгалтерскую отчетность.

Профессиональная компетентность. Аудитор должен быть профессионально подготовлен лучше, чем главный бухгалтер, составляющий отчетность проверяемой организации. Аудитор должен обладать достаточным объемом знаний, умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуации. Профессиональная компетентность аудитора обеспечивается законодательно установленными требованиями к образованию и стажу работы специалиста, решившего стать аудитором, системой подготовки и повышения квалификации аудиторов, системой аттестации и лицензирования.

При проведении аудиторской проверки аудитору может стать известна информация, содержащаяся практически в любом документе организации, в том числе и в тех, содержание которых составляет коммерческую тайну.

Принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, как получаемых, так и составляемых в ходе аудита, обязаны не передавать эти документы каким-либо третьим лицам, не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия проверяемого субъекта. Этот принцип может быть нарушен только в случае, прямо предусмотренном действующим законодательством. Принцип конфиденциальности не имеет ограничения во времени, т.е. он должен соблюдаться аудитором независимо от того, продолжаются или прекращены отношения с клиентом.

Профессионализм поведения – принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, воздерживаться от совершения поступков, способных (особенно в глазах потенциальных клиентов и пользователей аудиторской информации) подорвать доверие и уважение к аудитору, доверие и уважение к аудиторской профессии.

2. Практическая часть

Рассчитаем общий уровень существенности (табл.1).

Расчет общего уровня существенности организации по итогам года

ГОСТ Р 57194.3-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Technologies transfer. Technological audit

Дата введения 2017-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского", Союзом авиапроизводителей России (САП), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ") и АНО "Международный менеджмент, качество и сертификация" (АНО "ММКС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1544-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распределяется на базовые принципы технологического аудита, терминологию, используемую в сфере технологического аудита, основные цели и задачи проведения технологических аудитов, принципы проведения технологического аудита, а также определяет порядок организации подготовки и проведения технологических аудитов, полномочия участников, их обязанности, порядок взаимодействия, порядок оформления, представления и приемки отчетной документации по технологическим аудитам.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера, формы собственности, масштаба и поставляемой продукции (оказываемых услуг).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO/IEC 17000 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы

ГОСТ Р 57194.1 Трансфер технологий. Общие положения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 19011, ГОСТ ISO/IEC 17000, ГОСТ Р 57194.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аудиторский отчет (отчет о проведенном технологическом аудите): Результаты технологического аудита, представленные заказчику технологического аудита и оформленные в порядке, установленном в настоящем стандарте.

3.2 беспристрастность: Фактическое и воспринимаемое наличие объективности.

3.3 выводы технологического аудита: Результаты оценки соответствия собранных свидетельств технологического аудита критериям технологического аудита.

3.4 данные (свидетельства) технологического аудита: Информация, записи или заявления, касающиеся оцениваемого факта, которые могут быть качественными или количественными и используются технологическим аудитором для определения соответствия критериям аудита.

Примечание - Основываются на опросах, изучении документов, наблюдении за деятельностью и условиями, на имеющихся результатах измерений и испытаний или на других методах в объеме технического задания на проведение технологического аудита.

3.5 заказчик технологического аудита: Юридическое лицо, заключившее договор на проведение технологического аудита.

3.6 инновация: Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

3.7 критерии технологического аудита: Совокупность требований и показателей, которые должны содержаться в техническом задании на аудит, на соответствие которым собирают и оценивают данные технологического аудита в области проведения технологического аудита.

3.8 область проведения технологического аудита: Содержание и границы технологического аудита, установленные техническим заданием на его проведение и определяющие, какие вопросы и в каких частях организационно-технологической структуры проверяемой организации подлежат и/или не подлежат изучению и оценке.

3.9 организационно-технологическая структура организации: Описание организации, которое включает в себя состав и размеры производственных подразделений, формы их взаимосвязей между собой, соотношение подразделений по производственной мощности, численности работников, а также размещение подразделений на территории организации.

3.10 проверяемая организация: Организация, в которой проводят технологический аудит.

3.11 производственно-технологическая база организации: Совокупность технологического, контрольно-измерительного, контрольно-проверочного и испытательного оборудования, систем управления производством и технологическими процессами, инфраструктуры и производственной среды, основного и вспомогательного производственного персонала и других составляющих, интегрированных в организационно-технологическую структуру и предназначенных для разработки и производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

3.12 рабочая документация технологического аудита: Совокупность документации, создаваемой в ходе и по завершении технологического аудита для подготовки отчетной документации по технологическому аудиту.

3.13 техническое задание на технологический аудит: Документ, устанавливающий цели, задачи, область проведения, сроки и критерии технологического аудита.

3.14 технологический аудит: Комплекс работ по оценке состояния и возможностей производственно-технологической базы организации, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с техническим заданием на проведение аудита, в том числе для разработки предложений по модернизации производственно-технологической базы.

3.15 технологическое оборудование: Средства технологического оснащения для выполнения определенной части технологического процесса.

4 Цели и задачи технологического аудита

4.1 Цели технологического аудита

4.1.1 Технологический аудит применяют в качестве метода оценки технологического состояния проверяемой организации для выявления ее сильных и слабых сторон, формулирования технологической политики и/или плана мероприятий, в том числе технологического перевооружения, направленных на повышение ее эффективности, а также для оценки результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых при осуществлении трансфера технологий.

4.1.2 Основной целью технологического аудита является оценка способности организации разрабатывать и/или внедрять новые технологии, работать с технологическими партнерами, формировать направления развития предприятия для наиболее успешной интеграции или передачи новых технологий либо оценка результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для передачи принимающей стороне при осуществлении трансфера технологий.

4.1.3 Технологический аудит должен характеризовать потребности и возможности организации либо отдельные результаты интеллектуальной деятельности в инновационном отношении с разных точек зрения, в том числе:

а) позиционирование продуктов, определение рынков, которые способствовали бы конкурентоспособному и устойчивому развитию организации;

б) технологические сферы, требующие первоочередного внимания (автоматизация, информационные технологии, химические препараты, упаковка и т.п.);

в) применимые к конкретному продукту (технологии) уровни готовности технологий, производства, системной интеграции технологий, технологической готовности систем;

г) проблемы общего характера, требующие решений (производительность, контроль качества, энергетика, экология, гибкость и т.п.);

д) средства передачи технологии - обучение, технологическое партнерство (на национальном или международном уровне), техническая помощь, права интеллектуальной собственности, финансы и пр.;

е) источники и каналы инноваций, отношения, которые нужно развивать с заказчиками, поставщиками, техническими центрами, научными организациями.

4.2 Задачи технологического аудита

4.2.1 Технологический аудит в проверяемой организации проводят в целях решения следующих задач:

а) анализ соответствия производственно-технологической базы организации конструктивно-технологической сложности производимой, осваиваемой или планируемой к производству продукции по точности, производительности, трудоемкости, объемам производства, обеспечению эксплуатационных и иных свойств;

б) разработка предложений для подготовки проектов технологического перевооружения в интересах реализации программы развития организации, а также независимая экспертиза проектов технологического перевооружения, ремонта, модернизации и замены технологического оборудования и/или оценка их результативности;

в) оценка возможности и целесообразности внедрения в организации передовых (в том числе ресурсосберегающих и инновационных) технологий;

г) оценка технологических возможностей организации по производству перспективных видов высокотехнологичной, инновационной продукции;

д) оценка результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых при осуществлении трансфера технологий, и/или возможности их использования в принимающей организации;

е) анализ эффективности системы управления производством и технологическими процессами в части структуры и функций подсистем, применяемых средств автоматизации, планирования и мониторинга производственных процессов, прохождения заказа на изготовление продукции и др., а также технологий информационного сопровождения на этапах жизненного цикла изделий;

ж) разработка и обоснование рекомендаций по оптимизации технологических процессов и систем управления ими, планов размещения технологического оборудования, компоновок рабочих мест и логистических потоков в интересах повышения качества, конкурентоспособности и безопасности продукции, снижения ее энерго- и материалоемкости, повышения производительности труда и производственной эффективности организации;

и) анализ производственно-кооперационных связей, в том числе по поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий для производственных нужд; разработка и обоснование рекомендаций по их совершенствованию;

к) совершенствование систем менеджмента предприятия применительно к технологическим процессам и контролю качества выпускаемой продукции в части оценки технологической дисциплины и результатов периодической оценки точности, настроенности и стабильности технологических процессов;

л) оценка достаточности и квалификации основного и вспомогательного персонала, инженерно-технических работников, занятых в производственном процессе для выполнения перспективной производственной программы;

м) анализ существующей системы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, а также разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию систем эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования организации;

н) получение объективной независимой информации о состоянии производственно-технологической базы организации и разработка предложений по ее оптимизации;

п) анализ полноты и качества внутренней нормативно-технической документации.

5 Принципы проведения технологического аудита

5.1 Процесс проведения технологического аудита основан на принципах, соблюдение которых является необходимым условием для предоставления объективных и достаточных заключений по результатам технологического аудита и позволяет аудиторам, работающим независимо друг от друга, приходить к аналогичным заключениям при одних и тех же обстоятельствах.

5.2 Принципами проведения технологического аудита являются:

1) Профессиональное поведение, компетентность и добросовестность аудиторов.

- выполнять свою работу старательно и ответственно;

- соблюдать требования действующего законодательства;

- быть компетентным в вопросах своей работы;

- выполнять свою работу беспристрастно, оставаться честными и непредвзятыми во всех своих действиях;

- быть объективным и не поддаваться каким-либо влияниям, которые другие заинтересованные стороны могут оказывать на их суждения или выводы.

2) Беспристрастность - обязательство собирать достоверные и точные данные технологического аудита.

Заключения, выводы и рекомендации по результатам технологического аудита должны достоверно и точно отражать проведенную работу по технологическому аудиту.

3) Профессиональная осмотрительность - умение принимать правильные решения при проведении технологического аудита.

Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчика технологического аудита и других заинтересованных сторон. Важным фактором при выполнении аудиторами своей работы с профессиональной осмотрительностью является способность принимать обоснованные решения в любых ситуациях в ходе выполнения аудита.

4) Конфиденциальность - соблюдение в процессе проведения технологического аудита требований по защите информации, составляющей государственную и коммерческую тайну проверяемой организации.

Читайте также: