Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах

Опубликовано: 23.04.2024

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №193 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах"

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах

Состояние законности в налоговой сфере свидетельствует о распространенном характере нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов в налоговой сфере и установления незаконных налогов и сборов. Налоговыми органами не в полной мере осуществляются функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимаются адекватные меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускаются нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Кредитными организациями (банками) несвоевременно исполняются либо не исполняются поручения налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Имеют также место факты коррупционных проявлений и совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Существуют недостатки и в организации прокурорского надзора на данном направлении. Не всегда обеспечиваются системный подход к проводимой работе, качество надзорных мероприятий и адекватное реагирование на факты нарушений.

В целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",


П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению уровня прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

1.2. Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков; за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью по делам и материалам соответствующей направленности.

Обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.

1.3. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, обратив внимание на случаи превышения ими предоставленных полномочий.

При проверке таких актов при необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы; регулярно проверять на коррупциогенность практику правоприменения.

Исключить случаи несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты. При наличии оснований направлять в суды заявления о признании нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью или в части.

1.4. Обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также на исполнении ими обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.

1.5. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и соборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст. 77 НК РФ.

Принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности.

При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска.

1.6. При наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями налогового законодательства, в первую очередь - соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды, не подменяя при этом уполномоченные государственные органы контроля.

1.7. Регулярно проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

1.8. Повысить качество и эффективность прокурорского надзора за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях эффективного предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также качественного расследования уголовных дел в налоговой сфере. Предъявлять иски к физическим и юридическим лицам, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный преступлениями.

1.9. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.

В случаях выявления фактов противоправных действий, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.10. В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях, заседаниях совместных рабочих групп и коллегий.

1.11. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на этом участке работы. Активнее использовать возможности средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:

2.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в налоговой сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования работы.

2.2. О результатах надзорной деятельности на указанном направлении по итогам работы за год, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. При организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо настоящего приказа руководствоваться положениями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

4. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.02.2003 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов в сфере закупок.

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны различных участников закупки Генпрокуратура России подготовила проект приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» (далее – «Приказ»).

Данным Приказом предлагается ряд мер по усилению контроля за соблюдением федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «44-ФЗ») и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ) в связи с тем, что продолжают иметь место факты принятия незаконных правовых актов, несоблюдения условий для добросовестной конкуренции, неразмещения в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений.

Кроме того, многочисленными являются случаи неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен контрактов, ненадлежащего исполнения контрактных обязательств и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления. Отмечается, что органы контроля не в полной мере исполняют возложенные на них функции, поскольку постоянно фиксируются факты хищения бюджетных средств, «откатов» и иных неправомерных действий уголовно наказуемого характера.

Приведем наиболее важные, на наш взгляд, положения Приказа, в соответствии с которым прокурорам различных уровней и подразделений Генпрокуратуры России требуется:

1) Усилить прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок путем принятия дополнительных мер по укреплению законности и координации борьбы с преступностью в сфере закупок с помощью:

  • обеспечения профилактической направленности надзорных мероприятий, в том числе путем размещения сведений об их результатах в СМИ в установленном порядке;
  • обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства при размещении в ЕИС в сфере закупок обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, осуществлении процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении государственных и муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним и т. п.;
  • надзора за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы;
  • обязательной проверки законности закупок при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства;
  • контроля за исполнением законов, регулирующих применение типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также осуществлению закупок на сумму свыше 1 млрд руб.;
  • контроля за исполнением законов при осуществлении закупок в рамках реализации нацпроектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа.

При этом отмечается, что особое внимание следует обратить на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.

Заметим, что конкретного плана соответствующих мероприятий или целевых показателей документ не содержит.

2) Для своевременного выявления и пресечения нарушений принять исчерпывающие меры реагирования по фактам:

  • несоблюдения заказчиками национального режима при осуществлении закупок;
  • заключения соглашений хозсубъектов, ограничивших конкуренцию;
  • неправомерных закупок у единственного поставщика;
  • завышения цен и незаконного изменения условий контрактов;
  • поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг);
  • нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств;
  • неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).

Предусмотрены и другие меры контроля, связанные с необходимостью осуществления следующих действий, направленных на соблюдение требований по исполнению обязательств по контрактам:

  • проверка соблюдения заказчиками требований к ценообразованию, нормированию закупаемых товаров, работ и услуг с целью пресечения средствами прокурорского надзора закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами, а также являющихся предметами роскоши;
  • тщательная проверка реальности исполнения заключенных и оплаченных государственных и муниципальных контрактов;
  • обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок, в том числе в части их совокупного годового объема, а также сокращенных сроков оплаты исполненных контрактов.

К примеру, при наличии предусмотренных законом оснований будут проводиться проверки соблюдения прав хозсубъектов на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Вопрос о возбуждении административных дел за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок будет рассматриваться безотлагательно.

Также предлагается обязать прокуроров субъектов РФ во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС, ФАС, МВД и ФСБ России:

  • устанавливать схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов;

выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.

Представляется, что совместное сотрудничество между государственными органами позволит лучше выполнять функции, связанные с обеспечением соответствия закупочных процедур законодательству.

3) Иные меры, принимаемые во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:

По мнению Генпрокурора РФ, массовые нарушения закона при проведении закупок государственными структурами привели к необходимости ужесточения механизмов контроля над закупками для пресечения действий коррупционного характера.

В связи с этим, Приказом предусматривается осуществление мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере закупок, в том числе на установление нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Необходимо акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.

При наличии оснований следует выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Также Приказом предусматривается требование по систематическому проведению прокурорских проверок и осуществлению анализа исполнения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступных деяний, совершенных в сфере закупок.

В рамках процессуальных процедур также надлежит обеспечить:

  • системный и качественный надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере закупок и проведением процессуальных проверок;
  • соблюдение законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • незамедлительную отмену незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении предварительного следствия.
  • активное использование возможности обращения в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок и привлечение виновных лиц к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел.

Кроме того, согласно Приказу, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные прокуроры должны будут дважды в год отчитываться перед Генпрокуратурой РФ о результатах надзорной деятельности в сфере закупок. В свою очередь различные подразделения и структуры Генпрокуратуры РФ также два раза в год должны будут представлять обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере закупок.

Введение мер по осуществлению прокурорского контроля в сфере закупок будет способствовать исключению участия в закупочных процедурах недобросовестных заказчиков и более тщательному соблюдению требований законодательства.

О чем подумать, что сделать

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
  • Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика и выполнении государственных и муниципальных контрактов, во избежание нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок.
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
  • при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 ноября 2005 г. N 37

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Имеющиеся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации материалы свидетельствуют о том, что не везде надзор за исполнением законов в сфере внешнеэкономической деятельности организован надлежащим образом.

Прокуроры не в полной мере реализуют предоставленные им полномочия по выявлению и устранению причин, способствующих правонарушениям и преступлениям в таможенной сфере, по защите прав граждан, интересов государства и общества. Расследование уголовных дел о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, других преступлениях, производство по делам об административных правонарушениях зачастую ведется неоперативно, с отступлением от требований процессуального законодательства.

Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иным прокурорам специализированных прокуратур усилить надзор за исполнением таможенного законодательства, принять дополнительные меры, направленные на выявление, пресечение, предупреждение и расследование преступлений и правонарушений в таможенной сфере.

1.1. Основные усилия сосредоточить на надзоре за исполнением законодательства, регламентирующего применение таможенных процедур; таможенный и валютный контроль; исчисление, уплату и взыскание таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности; производство по делам об административных таможенных правонарушениях; рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях в таможенной сфере; возбуждение и расследование уголовных дел; проведение оперативно-розыскной деятельности; деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в таможенных органах.

1.2. Обеспечить тесное взаимодействие между транспортными прокуратурами, надзирающими за процессуальной деятельностью таможенных органов, и районными территориальными прокуратурами, осуществляющими надзор за расследованием уголовных дел, возбужденных таможенными органами.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

2.1. Систематически, учитывая состояние законности, проводить проверки исполнения таможенного законодательства, обращая особое внимание на соблюдение требований закона, регламентирующего порядок проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств и их выпуска; применение таможенных режимов; взыскание пошлин, налогов и сборов; правомерность решений таможенных органов, связанных с проведением таможенных операций, непринятием от участников внешнеэкономической деятельности и граждан таможенных документов, а также отказом в применении специальных процедур, выдачей разрешений на внутренний транзит, включением в реестры таможенных перевозчиков и брокеров, владельцев таможенных складов и складов временного хранения.

2.2. Средствами прокурорского надзора добиваться от таможенных органов своевременного выявления и пресечения контрабанды, случаев уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений в таможенной сфере, установления лиц, их совершивших.

Для выявления преступлений, сокрытых от учета, практиковать проверки в подразделениях, производящих таможенное оформление товаров, начисление и взыскание таможенных платежей, инспектирование нижестоящих таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.

Регулярно сопоставлять сведения о направленных таможенными органами в другие правоохранительные органы материалах, содержащих сообщения о преступлении, добиваться, чтобы по каждому материалу принималось своевременное и законное процессуальное решение.

2.3. Осуществляя надзор за расследованием уголовных дел, первостепенное значение уделять выяснению вопросов о том, насколько полно и своевременно в ходе расследования принимались меры по возмещению причиненного государству ущерба. В обязательном порядке проверять соблюдение требований закона, регламентирующих изъятие товаров, признание их вещественными доказательствами, а также правил их реализации организациями, уполномоченными на осуществление такой деятельности и перечисление денежных средств в федеральный бюджет.

Функции по надзору за расследованием уголовных дел о контрабанде и других преступлениях в таможенной сфере возложить на подразделения, осуществляющее прокурорский надзор за процессуальной деятельностью правоохранительных органов.

2.4. При проверках исполнения таможенными органами Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" изучать законность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета, остро реагировать на факты бездеятельности оперативно-розыскных подразделений.

2.5. Наладить координацию деятельности органов прокуратуры, ФСБ, МВД, ФСКН, ФТС по борьбе с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов, незаконным возмещением налога на добавленную стоимость и коррупцией в таможенной сфере. В решении этих вопросов тесно взаимодействовать с органами исполнительной власти, налоговыми органами, пограничными войсками, органами управления транспортом.

2.6. Проведение предварительного следствия по делам о взяточничестве и оказании сотрудниками таможенных органов преступного содействия участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам в совершении нарушений таможенного законодательства поручать наиболее квалифицированным следователям. Ход расследования таких дел держать под особым контролем.

2.7. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях акцентировать внимание на законности и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях, качестве составления протоколов о совершенном правонарушении, обоснованности освобождения от наказания лиц, привлекаемых к административной ответственности, и прекращения производства по делам.

При обнаружении в материале дела об административном правонарушении сведений, указывающих на признаки контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и других преступлений, незамедлительно возбуждать уголовные дела и виновных должностных лиц таможенных органов привлекать к предусмотренной законом ответственности.

2.8. Регулярно через средства массовой информации информировать общественность о принимаемых органами прокуратуры мерах по устранению нарушений таможенного законодательства, разъяснять правовые последствия уклонения от уплаты таможенных платежей и других нарушений закона.

3. Главному управлению по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции:

3.1. Взять под неослабный надзор законность деятельности подразделений центрального аппарата ФТС России, прежде всего соблюдения требований закона о регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении, проведении дознания и неотложных следственных действий, законодательства об административных правонарушениях.

3.2. При осуществлении надзора за организацией на местах дознания и предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях в таможенной сфере принимать исчерпывающие меры для исключения случаев волокиты при возбуждении и расследовании уголовных дел, неполноты и некачественного расследования преступлений указанной категории.

3.3. Систематически анализировать состояние законности в таможенной сфере, обобщать прокурорско-следственную практику по уголовным делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей, а также о преступлениях по службе, совершенных должностными лицами таможенных органов.

5. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".

6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.04.2001 N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах" применять в части, не противоречащей настоящему Приказу.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 февраля 2003 года N 9

О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за
исполнением законодательства о налогах и сборах

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 9 июня 2009 года N 193
____________________________________________________________________

В условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации возросли требования к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах. Важнейшими задачами прокуроров при этом являются обеспечение законности при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, защита экономических интересов государства и прав налогоплательщиков, своевременное выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения, привлечение виновных к ответственности, неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования.

Вместе с тем многие прокуроры должным образом не организовали надзор за соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации: редко планировали и проводили соответствующие проверки, не обеспечили надлежащего анализа причин и условий, способствовавших совершению правонарушений в этой области. Малоэффективным был и надзор за законностью деятельности должностных лиц налоговых органов, органов налоговой полиции и финансового контроля.

В целях совершенствования практики прокурорского надзора, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять решительные меры к укреплению законности в налоговой сфере, усилению борьбы с нарушениями экономических интересов государства и прав налогоплательщиков, повышению уровня прокурорского надзора в этой области.

1.1. Основными направлениями в работе считать надзор за законностью правовых актов в сфере налогообложения, за исполнением законов налоговыми органами, органами финансового и иного контроля, за законностью осуществления уголовного преследования и оперативно-разыскной деятельности, за соблюдением конституционных прав и законных интересов налогоплательщиков.

1.2. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения; обеспечить постоянное взаимодействие с этими органами на стадии подготовки и правовой оценки проектов таких актов. Особое внимание следует обратить на выявление и предупреждение фактов незаконного предоставления налоговых льгот.

В случае несоответствия принятых правовых актов федеральному законодательству и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности добиваться их фактической отмены путем принесения протестов или обращения с заявлениями об оспаривании данных правовых актов в суд (общей юрисдикции, арбитражный).

1.3. Наладить действенную систему надзора за законностью использования налоговыми органами предоставленных законом полномочий по обеспечению налогового учета и государственной регистрации юридических лиц и граждан, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, привлечению виновных в уклонении от уплаты налогов и сборов к ответственности, обращению в суд с исковыми заявлениями о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, ликвидации организации, а также в лицензирующие органы с ходатайствами об аннулировании их лицензий.

Мерами прокурорского надзора добиваться неукоснительного исполнения налоговыми органами требований п.3 ст.32 НК РФ о направлении в десятидневный срок в органы налоговой полиции материалов о налоговых нарушениях, содержащих признаки преступления, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

1.4. Систематически проверять в кредитно-финансовых организациях соблюдение установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов плательщиков в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды. Тщательно выяснять причины непоступления платежей по назначению. При наличии оснований применять к виновным руководителям и работникам этих организаций меры правового воздействия.

1.5. Регулярно проводить проверки законности деятельности финансовых органов в части обоснованности предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налоговых платежей, а также службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

1.6. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и сборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества должников в соответствии со ст.77 НК РФ.

1.7. Повысить качество надзора за исполнением законов органами налоговой полиции, акцентировать внимание на строгом соответствии их деятельности требованиям УПК РФ, Федерального закона "Об оперативно-разыскной деятельности", своевременном выявлении, пресечении и предупреждении в налоговой сфере преступлений и фактов коррупции.

Ежемесячно проверять исполнение закона при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о налоговых преступлениях, законность и обоснованность принятых по ним процессуальных решений; требовать своевременного проведения налоговыми органами и органами налоговой полиции сверок переданных и поступивших материалов.

При решении вопросов о согласии на возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях принципиально оценивать полноту материалов налоговых проверок, устанавливать причины неуплаты налогов и сборов. Исключить возбуждение уголовных дел лишь по факту задолженности налогоплательщика.

1.8. При осуществлении надзора за законностью предварительного расследования преступлений принимать предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, защиты интересов государства, прав физических и юридических лиц, выявления и пресечения фактов коррупции, злоупотреблений полномочиями должностных лиц.

При расследовании уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.199 УК РФ, добиваться установления движения денежных средств, не уплаченных в качестве налогов или страховых платежей, фактов их использования для личных нужд работниками предприятий и организаций или нужд других лиц.

1.9. Изучать прекращенные и приостановленные производством уголовные дела в срок не позднее месяца с момента вынесения соответствующего постановления, давать всестороннюю правовую оценку процессуальным решениям и безотлагательно принимать меры к их отмене при выявлении нарушений закона.

При решении вопроса в порядке ст.28 УПК РФ о даче согласия на прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием строго учитывать как полное возмещение ущерба государству, включая налоги и пени, так и иные обстоятельства, свидетельствующие о раскаянии обвиняемых (подозреваемых) и их помощи в раскрытии налоговых преступлений.

1.10. Мерами прокурорского реагирования добиваться безусловного выполнения органами налоговой полиции требований п.3 ст.36 НК РФ* о направлении в десятидневный срок материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения отнесенных к их полномочиям действий.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "п.2 ст. 36 НК РФ". - Примечание "КОДЕКС".

1.11. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона, наказания конкретных виновных должностных лиц. В случае бездействия контролирующих и правоохранительных органов ставить вопрос об ответственности их руководителей.

1.12. В целях обеспечения эффективного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с нарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях руководителей этих органов, на заседаниях совместных коллегий.

1.13. Активнее использовать возможности средств массовой информации для освещения деятельности прокуратуры в борьбе с налоговыми правонарушениями и злоупотреблениями должностных лиц для профилактического воздействия на налогоплательщиков.

2. Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:

2.1. Наладить систему своевременного и полного сбора данных о соблюдении налоговой дисциплины, привлечении виновных к ответственности, не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности в налоговой сфере и прокурорского надзора на этом направлении, добиваться повышения эффективности принимаемых мер.

О проделанной работе информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации по итогам работы за год.

3. Управлению по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

3.1. Повысить эффективность надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах федеральными министерствами и ведомствами, их должностными лицами, за соответствием федеральным законам принимаемых ими правовых актов, а также соблюдением законности при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

3.2. Совершенствовать методы руководства и контроля за деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации при организации прокурорского надзора, всемерно оказывать им помощь в разрешении практических проблем.

3.3. Систематически анализировать состояние законности в сфере налогообложения и эффективность прокурорского надзора в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.Устинов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Российской Федерации. Сборник основных

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 августа 2014 г.

Регистрационный N 33432

В целях обеспечения неукоснительного исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях, эффективной реализации поставленных перед уполномоченными органами задач приказываем:

1. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, а также нижестоящим руководителям территориальных органов на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в соответствии с распределением обязанностей:

1.1. Обеспечить неукоснительное исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

1.2. Принять неотложные меры к повышению персональной ответственности руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 1 (далее - УПК) и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, за несоблюдение порядка их рассмотрения и вынесение процессуальных решений, не соответствующих законодательству Российской Федерации.

1.3. Организовать систематический анализ состояния этой работы в подчиненных органах дознания и органах предварительного следствия. Безотлагательно принимать исчерпывающие меры к устранению выявленных недостатков и нарушений закона при разрешении сообщений о преступлениях, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.

1.4. При вынесении по результатам разрешения сообщений о преступлениях незаконных или необоснованных постановлений, несоблюдении учетно-регистрационной дисциплины уполномоченными подразделениями заслушивать руководителей, а также иных должностных лиц этих подразделений на совещаниях либо проводить служебные проверки и по их результатам решать вопрос о привлечении виновных к предусмотренной законом ответственности.

2. Начальникам органов (подразделений) 2 дознания и руководителям следственных органов:

2.1. В целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях и своевременного принятия соответствующих закону решений организовать систематический упреждающий процессуальный контроль за их проведением до истечения предусмотренного статьей 144 УПК срока.

Изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.

2.2. Принимать исчерпывающие меры к надлежащей организации проверок сообщений о преступлениях и вынесению по ним процессуальных решений не позднее установленных законом сроков.

Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 144 УПК, осуществлять при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

2.3. Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательно изучать материалы всех проверок сообщений о преступлениях, устанавливать полноту и своевременность их проведения. В необходимых случаях лично получать объяснения от заинтересованных лиц и специалистов, а равно заявителей, изменивших свою первоначальную позицию, с приобщением результатов опросов к материалам проверок.

При даче согласия руководителем следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, непосредственно изучать собранные материалы, проверяя их полноту и соответствие выводов об отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки сообщения о преступлении.

2.4. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК.

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК, - в указанный им срок.

При невозможности направления материалов проверки по объективным причинам (например, в случае их утраты либо нахождения в удаленном месте) безотлагательно информировать об этом прокурора и одновременно принимать исчерпывающие меры к незамедлительному представлению ему всех необходимых для разрешения жалобы материалов, используя любые виды доступной связи.

За своевременность направления и представления прокурору всех материалов проверок, а также копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела начальники органов дознания и руководители следственных органов несут персональную ответственность.

2.5. При отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поручать проведение дополнительной проверки незамедлительно, а в случае принятия такого решения прокурором - с момента поступления проверочных материалов, не допуская нарушения разумного срока 3 .

В целях предупреждения вынесения незаконных, необоснованных и немотивированных постановлений по результатам дополнительных проверок их проведение брать под личный контроль, исключив факты принятия процессуальных решений без исполнения данных указаний в полном объеме.

3. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям, старшим помощникам и помощникам по указанному направлению деятельности:

3.1. Организовать регистрацию и постоянно проводить единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях отдельно по органу предварительного расследования согласно порядковому номеру, присвоенному каждому зарегистрированному сообщению о преступлении.

Во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующих книгах учета раздельно по ведомствам отражать решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий.

3.2. Обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях.

В этих целях незамедлительно направлять (при необходимости - с помощью факсимильной или иных видов связи) начальникам органов дознания и руководителям следственных органов мотивированные письменные запросы о представлении проверочных материалов для изучения в связи с поступлением соответствующих копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" 4 и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия.

3.3. При возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и мотивированного постановления.

Признав решение об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения законодательства об уголовном судопроизводстве.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по которым постановление об отказе в возбуждении уголовного дела признано законным и обоснованным, возвращать по принадлежности в срок до 5 суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с выводами об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

4. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК, незаконными или необоснованными.

В докладных записках указывать причины неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей в ходе проверки принятых на данной досудебной стадии уголовного судопроизводства решений (об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК, об отказе в приеме сообщения о преступлении и др.), способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иным лицам, чьи права и законные интересы нарушены, либо затруднить доступ граждан к правосудию, а также сообщать о принятых к их устранению мерах.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обобщать результаты деятельности на данном направлении и анализировать ее состояние не реже двух раз в год. В случае выявления упущений в осуществлении надзорных полномочий на указанной стадии уголовного процесса при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Направлять в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру докладные записки о результатах анализа состояния работы по надзору за законностью процессуальных действий и принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях и мерах прокурорского реагирования в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующим деятельность по организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия.

В докладных записках отдельно отражать наиболее характерные примеры нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также информировать об установленных фактах отказа в приеме сообщений о преступлениях и эффективности принятых прокурорами мер реагирования.

6. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием, каждое полугодие тщательно и всесторонне проверять, обобщать и анализировать сведения об исполнении требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном названным в пункте 5 настоящего приказа организационно-распорядительным документом.

7. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом и обеспечить контроль за его исполнением.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка

Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Бортников

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин

Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю зa оборотом наркотиков В. Иванов

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Г. Корниенко

Министр обороны Российской Федерации С. Шойгу

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А. Парфенчиков

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. Пучков

Читайте также: