Периодичность налоговых проверок в рк

Опубликовано: 03.05.2024

Департамент государственных доходов по г. Нур-Султан сообщает, что одной из основных задач, возложенных на органы государственных доходов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и платежей в бюджет, при этом необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. К одной из форм налогового контроля относятся налоговые проверки.

Налоговая проверка представляет собой комплексное исследование первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности, любых других документов, имеющих отношение к вопросам исполнения налоговых обязательств, осмотр (обследование) имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы.

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) документальная проверка;

2) хронометражное обследование.

1. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

— комплексная проверка — проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

— тематическая проверка — проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;

— встречная проверка — проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Хронометражное обследование — проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.

Налоговые проверки подразделяются на следующие типы:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска — назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщика (налогового агента) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента);

2) внеплановые — налоговые проверки, не являющиеся проверкой по особому порядку на основе оценки степени риска, осуществляемые согласно перечню.

Внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период.

При этом внеплановые проверки за ранее проверенный период, за исключением налоговых проверок, проводимых по заявлению самого налогоплательщика (налогового агента), требованию о возврате превышения налога на добавленную стоимость, указанному в декларации по налогу на добавленную стоимость, по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан или в связи с жалобой налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводятся на основании решения уполномоченного органа.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения комплексной и (или) тематической проверок, проводимых по особому порядку на основе степени оценки риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом.

2. Извещение направляется или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных.

Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организации связи.

3. В случае отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки осуществляется без извещения.

4. В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика (налогового агента) при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

5. Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика (налогового агента) о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик (налоговый агент) может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Налоговый орган осуществляет налоговую проверку без извещения налогоплательщика на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.

Сроки проведения проверки

Срок проведения налоговых проверок не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Налоговым кодексом установлены максимальные сроки проведения налоговых проверок, которые могут быть продлены органами налоговой службы до 60 рабочих дней. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения и для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу срок проверки продлевается до ста восьмидесяти рабочих дней.

Течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться на период времени между датой вручения налогоплательщику требования органа налоговой службы о представлении сведений и документов и датой представления их налогоплательщиком. Также приостанавливается проверка при отправке запроса в иностранные государства о предоставлении информации.

По завершении налоговой проверки должностным лицом органа налоговой службы составляется акт налоговой проверки, в т.ч. если нарушения не были установлены, который закрепляется подписями участников налоговой проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. Акт считается врученным, если налогоплательщик поставил отметку о его получении.

Следует особо отметить, что налогоплательщик обязан подписать акт налоговой проверки, в т.ч. и в случаях имеющихся разногласий с выводами налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе при подписании указать соответствующую отметку о несогласии с результатами проверки в акте проверки.

Важно отметить, что в случаях уклонения налогоплательщиком от проведения налоговой проверки, а также от подписания акта проверки органом налоговой службы вправе инициировать принудительный привод органами финансовой полиции.

При невозможности вручения акта налогоплательщику проводится налоговое обследование. При этом сроком завершения налоговой проверки будет являться дата проведения налогового обследования.

Решение по результатам налоговой проверки

По результатам налоговой проверки в случае выявленных и начисленных суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени налогов и платежей органом налоговой службы выносится уведомление, которое направляется налогоплательщику. В случае, если по завершении налоговой проверки нарушения налогового законодательства Республики Казахстан не установлены, уведомление по результатам налоговой проверки не выносится.

В случае проводимой в рамках возбужденного уголовного дела налоговой проверки уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого возбуждено уголовное дело, выносится по завершении рассмотрения такого уголовного дела.

Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с доначисленными суммами по акту проверки сроки исполнения налогового обязательства по их уплате могут быть продлены на шестьдесят рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Не подлежит продлению срок исполнения налогового обязательства по уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней по результатам налоговой проверки после обжалования результатов проверки.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в подписи на предписании.

Должностные лица налогового органа, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику (налоговому агенту) свое служебное удостоверение.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вручает налогоплательщику (налоговому агенту) подлинник предписания. В копии предписания ставятся подпись налогоплательщика (налогового агента) об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами.

Комплексная проверка - проверка, проводимая налоговым органом в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

В комплексную проверку могут быть включены вопросы тематических проверок, в том числе вопросы:

исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим Кодексом, а также законами Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

правомерности применения положений международных договоров (соглашений);

государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;

иные вопросы по соблюдению законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы.

Налоговые проверки при ликвидации (прекращении деятельности) налогоплательщика (структурного подразделения юридического лица) проводятся исключительно в форме комплексной проверки (далее - ликвидационная налоговая проверка).

При снятии с учетной регистрации структурного подразделения юридического лица-резидента комплексная проверка не проводится, за исключением случаев представления налогоплательщиком заявления на проведение такой проверки.

Налоговые органы вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

Проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска

Налоговые проверки осуществляются в следующих формах:

комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления;

встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами;

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Внеплановые налоговые проверки осуществляются:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  • Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  • Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:

налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;

вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы за 30 календарных дней до начала проведения плановой комплексной и плановой тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику за исключением налоговых проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией, прекращением деятельности юридического лица, снятием с регистрационного учета на основании заявления налогоплательщика.

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Таким образом, налоговые органы могут и не направлять в адрес компании извещения о проведении налоговой проверки, мотивируя наличием риска сокрытия или уничтожения налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки. Данное обстоятельство служит дополнительным основанием для подготовки и предварительной проверки документации, не надеясь на возможность исправления ошибок в налоговой отчетности в течение 30 дней после получения извещения.

Согласно п.1 ст.148 Налогового кодекса налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения:

1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

4) идентификационный номер;

5) форма и вид проверки;

6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

наличия контрольно-кассовых машин;

наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

Место и дата составления.

Фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица налогового органа, составившего акт.

Фамилия, имя и отчество (при его наличии), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.

Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.

Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

предписание не оформлено в установленном порядке;

сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

данные лица не указаны в предписании;

должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Гл. 89 Налогового кодекса РК (далее — НК РК) устанавливает порядок и сроки проведения налоговых проверок, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, косвенным методом. Гл. 2—3 НК РК установлены перечень прав (ст. 13 НК РК) и обязанностей (ст. 14 НК РК) налогоплательщиков, прав (ст. 19 НК РК) и обязанностей (ст. 20 НК РК) налоговых органов.

Виды налоговых проверок:

  • документальная проверка (тематическая, комплексная, встречная);
  • хронометражное обследование.

Типы налоговых проверок (ст. 627 НК РК):

  • выборочные;
  • внеплановые.

В отношениях с органами налоговой службы во время налоговой проверки налогоплательщик вправе:

  • требовать предъявления служебного удостоверения налогового инспектора (ст. 633 НК РК) и предписания на проведение налоговой проверки (ст. 632 НК РК);
  • отказать в доступе в помещение в случае непредставления налоговым инспектором предписания на проверку (п. 5 ст. 636 НК РК);
  • представлять проверяющим налоговым инспекторам налоговую отчетность на бумажном носителе либо в электронной форме (ст. 68 НК РК);
  • представлять свои интересы во время проверки лично либо через своего представителя (адвоката) или с участием налогового консультанта (п/п. 2 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • требовать соблюдения налоговой тайны (п/п 11 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других платежей в бюджет по результатам налогового контроля (п/п. 6 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • письменно фиксировать вопросы, возникающие у должностного лица органов налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки, и согласовывать с ним документ, отражающий эти вопросы (п/п 13 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением (п/п 14 п. 1 ст. 13 НК РК);

После проведения налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать:

  • в суд либо вышестоящий налоговый орган уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление (гл. 93—94 НК РК);
  • в вышестоящий налоговый орган или суд действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы (гл. 95 НК РК).

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (п. 1 ст. 631 НК РК).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки производится без извещения.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты (ст. 632 НК РК):

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы.

Согласно п. 5 ст. 632 НК РК в случае продления сроков проведения проверки, изменения количества, замены лиц, проводящих проверку, изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, где должны указываться номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки.

Обратите внимание! На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку (за исключением тематической проверки), обязан предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение, вручить налогоплательщику подлинник предписания.

В копии предписания ставится подпись налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При проведении тематических проверок налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется для ознакомления подлинник предписания и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

При отказе налогоплательщика в подписи на предписании налоговым инспектором составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух).

Обратите внимание! Отказ налогоплательщика от получения предписания не отменяет налоговую проверку.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания означает недопуск должностных лиц налоговых органов к налоговой проверке.

При воспрепятствовании доступу налоговому инспектору на территорию местонахождения налогоплательщика и (или) в помещения (кроме жилых помещений) составляется акт о недопуске должностных лиц органов налоговой службы для проведения налоговой проверки. Акт подписывается налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку, и налогоплательщиком. При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик обязан дать письменные объяснения о причине отказа.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки налоговых инспекторов в случаях, если (п. 5 ст. 636 НК РК):

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски.

Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового инспектора документы, связанные с объектами налогообложения, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов. Налоговым законодательством установлен 30-дневный срок для исполнения требования налогового органа по предоставлению документов к налоговой проверке.

Согласно ст. 629 НК РК срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как указано в пп 2, 3 данной статьи, срок проведения налоговой проверки может быть продлен, например, для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, до 180 рабочих дней, для налогоплательщиков со структурными подразделениями — до 60 рабочих дней и др.

Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время направления запроса органа налоговой службы в иностранные государства, в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды и получения ответа от них (п. 4, 5 ст. 629 НК РК).

По завершении налоговой проверки налоговым инспектором составляется акт налоговой проверки. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы (п. 2 ст. 637 НК РК).

Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее 2 экземпляров и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае когда налоговая проверка проводится в рамках досудебного расследования налоговой проверки, уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится по завершении рассмотрения уголовного дела (п. 4 ст. 638 НК РК). При этом в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет не включается период времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу.

Обратите внимание! Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан уплатить доначисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов, других платежей, пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей, пеней могут быть продлены на 60 рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Актуальность информации: июль 2016 г.

калькулятор, очки, бумага

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налогового органа, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

  1. Налоговая проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска.
  2. Внеплановая налоговая проверка.

Сроки проведения налоговых проверок:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;
  • вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Основание для проведения налоговой проверки

Согласно 148 ст. Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
  • идентификационный номер;
  • форма и вид проверки;
  • фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
  • наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Начало проведения налоговой проверки

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

  1. Место и дата составления.
  2. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.
  4. Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.
  5. Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершение налоговой проверки

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

  • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
  • вида и формы проверки;
  • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
  • наименования налогового органа;
  • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
  • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
  • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
  • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
  • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
  • результатов проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Здравствуйте ! В 2020г нам назначена налоговая проверка за 3 года 2017-2019гг. Извещение о НП вручили 17.08.20г , извещение о приостановление-27.08.20 и 04.12.20г налоговую проверку возобновили. Налоговая проверка должна закончиться в 2020г? В 2021г истекает срок исковой давности за 2017г. Насколько дней НУ может продлевать проверку по НК РК

С 1 января 2020 года статья 48 Налогового кодекса устанавливает срок исковой давности 3 года. Исключение составляют налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, а также осуществляющие деятельность в соответствии с контрактом на недропользование для которых срок исковой давности составляет 5 лет.

Статья 146. Срок проведения налоговых проверок

  1. Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей.
  2. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта:

  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней;
  • вышестоящим налоговым органом - до шестидесяти рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу:

  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней;
  • вышестоящим налоговым органом - до ста восьмидесяти рабочих дней.
  1. Уполномоченный орган может продлить срок назначенной им налоговой проверки для налогоплательщиков, указанных:

1) в подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, - до шестидесяти рабочих дней;

2) в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи, - до ста восьмидесяти рабочих дней.

  1. Течение срока проведения налоговой проверки может приостанавливаться налоговыми органами на период:

вручения налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении сведений и (или) документов и представления налогоплательщиком (налоговым агентом) запрашиваемых при проведении налоговой проверки сведений и (или) документов;

направления запроса налогового органа в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и иные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, и получения сведений и (или) документов по указанному запросу;

направления в иностранные государства запроса о предоставлении информации и получения по нему сведений налоговыми органами в соответствии с международными соглашениями;

подготовки письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

  1. Срок приостановления по основаниям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, не включается в срок налоговой проверки:

1) налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу;

2) проводимой в связи с ликвидацией юридического лица-резидента, структурного подразделения юридического лица-нерезидента, прекращением юридическим лицом-нерезидентом деятельности, осуществляемой в Республике Казахстан через постоянное учреждение, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;

3) тематических проверок по вопросам:

подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;

проверок налоговых агентов по возврату подоходного налога из бюджета на основании заявления нерезидента;

изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки;

4) проводимой по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

5) в случае выставления налогоплательщику (налоговому агенту) требования налогового органа о представлении документов (сведений) в ходе проведения налоговых проверок в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса;

6) в случаях выставления налогоплательщику (налоговому агенту) предварительного акта налоговой проверки, а также рассмотрения налоговым органом письменного возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Для налоговых проверок, не указанных в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта, срок приостановления включается в срок налоговой проверки.

  1. Срок проведения комплексной или тематической проверки, с учетом сроков продления или приостановления, если иное не установлено пунктами 5 и 7 настоящей статьи, не должен превышать:

1) для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в Республике Казахстан, за исключением случаев, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, - шестьдесят рабочих дней;

2) для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в Республике Казахстан, а также для налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - сто восемьдесят рабочих дней.

  1. Срок проведения, продления и приостановления тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, устанавливается с соблюдением сроков, предусмотренных статьями 431 и 433 настоящего Кодекса.
  2. При проведении хронометражного обследования срок, указанный в предписании, не может превышать тридцать рабочих дней.

При этом хронометражное обследование может проводиться во внеурочное время (ночное время, выходные, праздничные дни), если проверяемое лицо в указанное время и дни осуществляет свою деятельность.

Так как 4 декабря 2020 года у вас возобновили налоговую проверку, в 2021 году они могу проверить 2017 год, так как проверка начата еще 2020 году, вне зависимости от срока исковой давности.

Читайте также: