О внесении изменений в налоговый кодекс

Опубликовано: 02.05.2024

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 сентября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 сентября 2019 года

(В редакции Федерального закона от 26.03.2020 № 68-ФЗ)

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2001, № 53, ст. 5016; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 6, ст. 636; № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; № 22, ст. 2563, 2564; 2008, № 26, ст. 3022; № 30, ст. 3616; № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 29, ст. 3632; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5733; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6450; 2010, № 1, ст. 4; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575, 4593; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 26, ст. 3447; № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2866; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3445; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5037, 5038; № 44, ст. 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2924; № 26, ст. 3372, 3404; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1419; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 1, ст. 6; № 7, ст. 920; № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2486, 2506, 2510; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177; № 49, ст. 6842, 6844; 2017, № 1, ст. 16; № 30, ст. 4453; № 47, ст. 6848, 6849; № 49, ст. 7307, 7312, 7313, 7315; 2018, № 1, ст. 20, 50; № 9, ст. 1291; № 30, ст. 4534; № 31, ст. 4819, 4821; № 32, ст. 5072, 5087, 5095, 5127; № 45, ст. 6828; № 49, ст. 7496, 7519; № 53, ст. 8416, 8419, 8472; 2019, № 18, ст. 2225; № 22, ст. 2667; № 23, ст. 2908) следующие изменения:

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Инвестиционный проект" - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.";

б) в пункте 5 слова "государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" заменить словами "государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ";

2) статью 21 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Налогоплательщики - физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику - физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).";

а) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в отношении соответствующего объекта налогообложения.";

б) в подпункте 7 пункта 34 слова "полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений" заменить словами "которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения";

в абзаце первом подпункта 4 слова "вложений в соответствии" заменить словами "вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта, в соответствии";

в абзаце первом подпункта 41 слова "вложений, осуществленных" заменить словами "вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта и осуществленных";

подпункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров участником регионального инвестиционного проекта в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации.

Единым технологическим процессом для целей настоящего подпункта признается совокупность взаимосвязанных технологических операций, необходимых для производства товаров при реализации регионального инвестиционного проекта с использованием имущества, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, расходы на которое составляют объем капитальных вложений, осуществленных участником регионального инвестиционного проекта;";

в подпункте 2 слова "указанных в подпункте 1 или 11 пункта 1" заменить словами "указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 11 пункта 1";

в) дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

"3) региональный инвестиционный проект, направленный на добычу драгоценных металлов, предусматривает их последующий аффинаж в специализированных организациях, перечень которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".";

5) в абзаце третьем пункта 1 статьи 2515 слова "доходы в виде дивидендов" заменить словами "доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса";

6) пункт 4 статьи 30 после слов "внебюджетными фондами" дополнить словами ", а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг";

абзац второй после слов "непосредственно под расписку" дополнить словами ", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";

дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.";

б) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7. Налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

8. Взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Документы (сведения), представляемые в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не позднее дня, следующего за днем их приема, направляются многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в налоговый орган в форме электронных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и требования к формированию электронных документов, используемых при таком взаимодействии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок передачи документов (сведений), принятых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в налоговые органы на бумажном носителе, порядок передачи по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) налоговыми органами документов на бумажном носителе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг определяются соглашением взаимодействующих сторон.

В случае представления физическим лицом в налоговый орган документов (сведений), за исключением налоговых деклараций, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по просьбе этого физического лица, выраженной в письменной форме, о получении по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа документа через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг налоговый орган обязан в срок, не превышающий двух дней после подготовки соответствующего документа, передать такой документ в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для его получения физическим лицом на бумажном носителе.

Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.";

8) пункт 1 статьи 32 дополнить подпунктом 17 следующего содержания:

"17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.";

9) пункт 3 статьи 45 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом со счета налогового агента в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.";

10) в статье 451:

а) пункт 1 после слова "уплате" дополнить словами "налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса,";

в абзаце первом слова "в установленные сроки уплаты таких налогов" заменить словами "не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов";

в абзаце втором слова "наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи" заменить словами "его принятия";

11) в пункте 3 статьи 46:

а) абзац первый после слов "исполнению не подлежит" дополнить словами ", если иное не установлено настоящим пунктом";

б) дополнить новыми абзацами вторым и третьим и абзацем четвертым следующего содержания:

"Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.";

в) абзацы второй и третий считать соответственно абзацами пятым и шестым;

а) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.";

абзац первый после слов "под расписку" дополнить словами "на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";

в абзаце втором слово "устанавливаются" заменить словами ", форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются";

13) пункт 4 статьи 55 изложить в следующей редакции:

"4. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 34 настоящей статьи, не применяются в отношении налогов, уплачиваемых в соответствии со специальными налоговыми режимами, предусмотренными главами 261, 262, 263 и 265 настоящего Кодекса.";

14) в пункте 2 статьи 59:

а) подпункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);";

б) подпункт 2 признать утратившим силу;

подпункт 1 после слова "взносам" дополнить словами ", а также в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 11 настоящей статьи,";

подпункт 2 после слова "налогам" дополнить словами ", а также в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 11 настоящей статьи,";

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, являются:

1) при наличии условий, установленных абзацем пятнадцатым пункта 51 статьи 64 настоящего Кодекса, - налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;

2) при наличии условий, установленных абзацем шестнадцатым пункта 51 статьи 64 настоящего Кодекса, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

а) абзац второй пункта 1 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящей статьей";

в абзаце первом слова "а также если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи," исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае, если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период рассрочки, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.";

абзац девятый признать утратившим силу;

дополнить абзацами следующего содержания:

"Рассрочка по уплате налога в пределах срока, установленного абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, может быть предоставлена заинтересованному лицу на срок, не превышающий:

одного года - при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки;

трех лет - при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составля

В 2020 году в Налоговый кодекс РФ внесено более 20 изменений. В последний день сентября официально опубликованы Федеральные законы № 321-ФЗ, № 322-ФЗ, №323-ФЗ, № 324-ФЗ, № 325-ФЗ, №326-ФЗ, № 327-ФЗ. Всего семь законов, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в 2020 году. Изменения внесены как в первую часть Налогового кодекса РФ, так и во вторую часть НК РФ.

В 2020 году в Налоговый кодекс РФ внесено более 20 изменений. В последний день сентября официально опубликованы Федеральные законы № 321-ФЗ, № 322-ФЗ, №323-ФЗ, № 324-ФЗ, № 325-ФЗ, №326-ФЗ, № 327-ФЗ. Всего семь законов, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в 2020 году. Изменения внесены как в первую часть Налогового кодекса РФ, так и во вторую часть НК РФ.

Самый значимый для бухгалтера закон, внесший изменения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» от 29.09.2029 г -№ 325. Именно этот Закон имеет прямое отношение к работе бухгалтера. Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесена большая часть изменений, которые касаются юрлиц. Закон опубликован официально 29 сентября 2019 года.

В статье мы рассмотрим изменения, которые внесены федеральными законами с №321-ФЗ по № 327-ФЗ, кроме: Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ, который освободил от налога на прибыль плату дачников, садоводов в товарищество без вступления в члены товарищества и Федерального закона от 29.09.2019 N 326-ФЗ, урегулировавшего ряд вопросов по винным акцизам.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ в 2020 году, вступают поэтапно: часть изменений в НК РФ вступит с 1 января 2020 года, часть изменений в НК РФ вступит с апреля по октябрь 2020 года.

Изменения в бухгалтерской и налоговой отчетности с 2020 года

Компании обязаны сообщать о своем транспорте и земле

В отчетности за 2019 год бухгалтеры будут в последний раз сдавать налоговую декларацию по транспортному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу.

С 2020 года налоговая служба будет самостоятельно, на основании имеющихся у них данных из ГИБДД и реестра на землю, рассчитывать налоги и высылать в компании сообщения о начисленном и подлежащем уплате налоге.

Такое правило уже много лет работает в отношении граждан России. Теперь этот опыт будет распространен и на юридические лица. По большому счету, это можно расценивать, как облегчение работы бухгалтера. Главное, чтобы базы ИФНС работали без сбоев.

Если компания владеет транспортом или землей, но ИФНС ей не высылает сообщение о необходимости уплатить налоги, компания обязана сама уведомить налоговую о наличие у неё транспортных средств и земельных участков, которые являются объектами налогообложения и не подпадают под льготы. Эта новая обязанность появится в 2021 году.

Вместе с сообщением о том, что у компании есть объект налогообложения, нужно представить в налоговую инспекцию копии документов, которые подтверждают регистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если вы проигнорируете эту обязанность и не сообщите налоговикам о наличии у вашей компании таких объектов налогообложения, как транспорт и земельный участок, компанию могут оштрафовать на сумму размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Новая обязанность сообщать о владении транспортом и земельным участком у организаций появится с 2021 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Нужно сообщать об обособленных подразделениях с расчетным счетом

Сообщать о наделении либо лишении обособленного подразделения полномочиями начислять зарплату нужно только в том случае, если него есть расчетный счет в банке.

Обособленное подразделение будет отчитываться и перечислять взносы по его месту нахождения, а не по месту нахождения головной организации, как было раньше.

Изменение вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Списание налоговой недоимки, зачет переплаты и возврат переплаты: изменения в Налоговом кодексе РФ на 2020 год

Небольшие недоимки налоговики спишут без суда

Небольшие недоимки налоговики будут списывать без суда. С 1 апреля 2020 года меняются правила взыскания недоимки за счет денежных средств компании или ИП. Если общая сумма задолженности более 3000 руб., налоговая инспекция действует по общему правилу: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.

С апреля 2020 года, если недоимка компании меньше 3 000 рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3000 рублей;
  • прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

Изменения в НК РФ о списании небольших сумм недоимки вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Зачесть переплату в 2020 году станет проще

Снимается ограничение, по которому переплату можно зачесть только в счет налога того же вида. То есть, федеральный налог - в счет федерального; региональный налог - в счет регионального, местный налог - в счет местного.

Изменения НК РФ о зачете переплаты между разными видами налогов вступают в силу с 1 октября 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Вернуть налог в 2020 году станет сложнее

Компания сможет вернуть переплаченный налог, только в том случае, если у нее не будет недоимки по любому другому налогу, а также пеням и штрафам.

Изменение в НК РФ вступить в силу с 1 октября 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Решение о возврате переплаты зависит от срока камеральной проверки

Срок принятия решения о зачете или возврате переплаты будет зависеть от срока окончания камеральной проверки либо вступления в силу решения по ней. Речь идет о тех случаях, когда камералка по налогу проводится.

Срок принятия решения будет начинаться:

  • по истечение 10 дней после дня окончания проверки,
  • со дня, следующего за днем, когда вступили в силу решение по проверке.

Изменение в НК РФ вступает в силу через месяц после официального опубликования закона – 29 сентября 2019 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Изменения в коммуникации с ИФНС с 2020 года

Налоговики будут слать вам СМС

Налоговикам разрешат рассылать вам СМС с сообщениями о неуплаченном налоге, задолженности по пеням, штрафам, процентам. Такие сообщения ИФНС будет рассылать вам по электронной почте или иными способами. Пока неясно какими именно «иными».

Правда, вы должны дать свое письменное согласие на получение таких сообщений. А у налоговиков будет ограничение: рассылать вам «письма счастья» не чаще одного раза в квартал.

Изменение в НК РФ о рассылке СМС налогоплательщикам вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Решения об обеспечительных мерах будут обнародованы

С 1 апреля 2020 года в сети интернет появятся решения об обеспечительных мерах.

На сайте налоговой службы будут публиковаться решения о принятии и об отмене обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества. С указанием имущества, в отношении которого действует запрет. Перечень сведений, которые будут размещаться на сайте, налоговая служба утвердить позднее.

Информация о решениях будет публиковаться на сайте налоговой в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

Изменение НК РФ вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Изменения по НДС в 2020 году

Восстановление НДС после реорганизации

Если компания перейдет на УСН или ЕНВД, она должна будет восстановить НДС, который приняла ранее к вычету, в период работы на ОСНО.

Такое же правило действует и в отношении любого правоприемника. Если правопреемник начнет использовать товары, ОС, НМА, работы, услуги в деятельности, не облагаемой НДС, ему нужно восстановить НДС, который принял к вычету правопредшественник. Ранее по этому вопросу возникало множество споров между предпринимателями и налоговой.

Изменение в НК РФ о восстановлении НДС после реорганизации вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Применить нулевую ставку НДС смогут перевозчики

Ставка НДС 0 процентов смогут применять компании, которые оказывают услуги, осуществляют работы по перевозке, транспортировке не только товаров, но и порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, которое не является членом ЕАЭС. Стоимость работ или услуг должна быть указана в перевозочных документах.

Воспользоваться нулевой ставкой можно с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 322-ФЗ.

Авиационные двигатели можно ввозить в Россию без НДС

Освобожден от НДС ввоз в Россию авиационных двигателей и гражданских самолетов. Для того, чтобы получить освобождение от НДС нужно предоставить на таможне копию свидетельства о регистрации в Госреестре гражданских воздушных судов РФ либо обязательства о представлении копии свидетельства в течение 90 календарных дней.

Не платить НДС за ввоз авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих, печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей можно будет при условии предоставления документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара.

Изменение вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 324-ФЗ.

Изменения по НДФЛ и страховым взносам в 2020 году

6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдать на месяц раньше

Это, пожалуй, самое простое по-сути и, одновременно, самое проблематичное изменение для бухгалтеров. Придется перестроить работу бухгалтерии над подготовкой годовой отчетности, и сдать расчеты 6-НДФЛ и 2-НДФЛ на месяц раньше. Не до 1 апреля, как было раньше, а до 1 марта 2020 года.

В 2020 году 1 марта выпадает на воскресенье, поэтому последний день сдачи отчетов переносится на первый рабочий день. Значит, сдать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2019 год нужно не позднее 2 марта 2020 года.

Изменение в НК РФ о сдаче 6-НДФЛ и 2-НДФЛ до 1 марта 2020 года вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Меньше фирм смогут отчитаться на бумаге

Уменьшится число тех компаний, кто сможет сдать 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ на бумаге.

С 2020 года всем, у кого работает более 10 сотрудников, запрещено сдавать отчетность на бумаге. Отчитаться нужно в электронном виде.

Бумажные отчеты налоговики будут принимать только от компаний, у которых численность работником менее 10 человек.

Изменения НК РФ по ужесточению формата сдачи отчетности начнут действовать с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Вместо двух расчетов 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, будет один

С отчета за 2021 год сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ.

Изменение в НК РФ вступит в силу с отечности за 2021 год.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

6-НДФЛ и 2-НДФЛ по обособленным подразделениям

Компании, у которых головной офис расположен в одном муниципальном округе, а обособленные подразделения - в другом, могут выбрать одну инспекцию, куда сдавать отчетность и платить НДФЛ по обособленному подразделению.

Если головная организация и обособленное подразделение располагаются в одном муниципальном округе, отчитываться и платить НДФЛ можно по месту регистрации головного офиса.

О своем выборе нужно уведомить налоговые инспекции, в которых зарегистрированы «обособки», не позднее 1-го числа налогового периода. Изменить свое решение в течение года нельзя.

Изменения в НК РФ начнут действовать с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Пострадавшие от стихийных бедствий не платят НДФЛ

Любые доходы, полученные пострадавшими от стихийных бедствий или теракта, освобождены от НДФЛ.

Не облагаются НДФЛ не только доходы, полученные в денежной форме, но и доходы, полученные в натуральной форме, в виде материальной выгоды. Причем, доходы полученные, как самими пострадавшими, так и членами их

Если граждане будут сдавать жилье пострадавшим, доходы от сдачи жилья также не облагаются НДФЛ. Правда, при условии, что оплата жилья произведена в пределах сумм, полученных на эти цели из госбюджета.

Изменения в НК РФ вступают в силу со дня официального опубликования Закона – 29 сентября 2019 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ.

Изменения в налоге на прибыль в 2020 году

Интеллектуальная собственность до 100 000 руб. не амортизируется

С 1 января 2020 года интеллектуальная собственность первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не относится к амортизируемому имуществу.

Изменение НК РФ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Перенос убытков ограничен

Период, в течение которого налогооблагаемую базу по прибыли можно уменьшить на убытки прошлого периода не более чем на 50%, продлен на год.

Правопреемнику запрещается учитывать убытки правопредшественника, если налоговая инспекция выявит и докажет, что реорганизация была проведена с целью учесть убытки.

Изменение НК РФ начнет действовать с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Расконсервация объектов

Срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации.

Изменение в НК РФ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Ограничено право переходить с линейного метода на нелинейный.

Изменять метод начисления амортизации можно только один раз в пять лет.

Изменения вступят в силу 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Доходы акционеров иностранных компаний

Выплаты, которые иностранная фирма при распределении прибыли после налогообложения осуществляет в адрес российской компании, являющейся акционером или участником отнесены к дивидендам. А стало быть, к облагаемым доходам, и с них придется заплатить налоги.

Изменение в НК РФ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Изменения по транспортному налогу и земельному налогу в 2020 году

Новые сроки уплаты транспортного налога в 2021 году и земельного налога в 2021 году

Регионы не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями.

А муниципалитеты не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями.

Организации должны перечислять транспортный налог и земельный налог не позднее 1 марта следующего года.

Изменения в НК РФ вступят в силу с 1 января 2021 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Изменения по налогу на имущество организаций в 2020 году

Объекты налогообложения по кадастровой стоимости

По кадастровой стоимости налогом будут облагаться в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения.

Будут внесены поправки в перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Вместо жилых домов и помещений, которые не учитываются на балансе как основные средства, теперь будут объекты обложения налогом на имущество физлиц. В результате, организации по кадастровой стоимости будут платить налог:

  • за жилые дома;
  • квартиры, комнаты;
  • гаражи и машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Изменения вступают в силу 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Федеральные законы, которыми внесены изменения в Налоговый кодекс РФ с 2020 года, читайте на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»

Каждый бухгалтер привык, что налоговое законодательство динамично меняется. В 2021 году налогоплательщиков ждут очередные изменения по специальным налоговым режимам. Чтобы вы могли подготовиться к ним заранее, Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант, ответила на распространённые вопросы и подробно рассказала о новом для плательщиков ЕНВД, УСН и ПСН.

Приближается конец 2020 года, и мы предлагаем вам начать знакомиться с грядущими налоговыми нововведениями. В этой статье мы расскажем об изменениях по специальным налоговым режимам с 2021 года.

Напомним, что к специальным налоговым режимам согласно пункту 2 части 2 статьи 18 НК РФ[1] относятся:

1) СНО для с/х (далее ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее ‒ УСН или, как называют в народе, упрощёнка);

3) СНО в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ‒ ЕНВД или, как называют в народе, вменёнка);

Итак, посмотрим, что же подготовили законодатели для ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН. Обратите внимание, в этой статье не будут рассмотрены СНО при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход. Предупреждаем, что мы смогли описать только те изменения, о которых было известно на момент подготовки статьи.

  1. ЕСХН

На момент подготовки статьи об изменениях для плательщиков ЕСХН в 2021 году известно не было.

  1. УСН – самый «любимый» спецрежим как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь хотелось бы ответить на пару волнующих вопросов: отменят ли сам спецрежим УСН и отменят ли декларацию УСН?

Многие уже слышали или читали, что какой-то спецрежим отменяют. Успокоим наших читателей: в 2021 году УСН точно не отменят, так как на 2021 год упрощенцев ждут некоторые изменения. К тому же считаем, что УСН будет действовать как минимум до 2024 года. Этот вывод следует из того, что период действия налоговых каникул для ИП на УСН продлили[2] до 1 января 2024 года.

Также в 2019 году появилась информация о том, что налогоплательщики на УСН с объектом «Доходы» смогут перейти на бездекларационный режим, при котором ИФНС будет сама за налогоплательщика исчислять налог на основе данных, полученных от онлайн-ККТ. В Госдуму РФ был внесён соответствующий проект федерального закона № 875583-7, и соответствующий законопроект Госдума РФ приняла в первом чтении. Сейчас на сайте Федеральной налоговой службы размещена информация, как реализовать эту возможность ( https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/9611398/ ).

Но согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 13.04.2020 № 259[3], принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 14 апреля 2020 года на более поздний срок. Таким образом, на сегодня законопроект не принят.

А теперь переходим к самим изменениям для упрощенцев. Опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ[4] «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ"» (далее – Закон № 266-ФЗ).

Этот закон вносит в НК РФ ряд изменений в пользу упрощенцев.

  • Лимит и ставки изменятся

Начиная с 2021 года упрощенец «слетит» с этого режима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ[5]) если:

- доход свыше 200 млн рублей (ранее было 150 млн руб.);

- средняя численность сотрудников (работников) превысила 130 человек (ранее было 100).

Последствия такой утраты те же.

Также упомянутым Законом уточнено, что в случае совмещения режимов упрощёнки и патента при определении размера доходов (абз. 1 п. 4 ст. 346.13[6]) учитываются доходы по обоим спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ[7]).

Плательщики УСН, которые на конец отчётного (налогового) периода имеют более ста, но менее 130 сотрудников или получили за отчётный (налоговый) период доход более 150, но менее 200 млн руб., не «слетят» с применения этого спецрежима (см. будущую редакцию кодекса п. 4.1 ст. 346.13[8]). Однако для них изменится порядок расчёта налоговых обязательств. Их нужно будет рассчитать с применением новых, повышенных ставок. Если случится превышение (более 150 млн руб. по доходам и (или) 100 человек по средней численности), то, начиная с квартала, в котором произошло превышение и до окончания налогового периода, упрощённый налог (или авансовые платежи по налогу) нужно будет заплатить по ставкам (ст. 346.20 НК РФ[9]):

- 8 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы» (новый п. 1.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[10]);

- 20 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы минус расходы» (п. 2.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[11]).

Обратите внимание, что при допущении превышения в первом квартале календарного года налоговая ставка 8 % (или 20 %) устанавливается на весь налоговый период. Если превышение было во 2-м, или 3-м, или 4-м квартале, то к налоговой базе, посчитанной за отчётный период до квартала, в котором допущено превышение, нужно будет применять обычные ставки. Новые, увеличенные, ставки нужно применять к разнице между налоговой базой, определённой за отчётный (налоговый) период, и налоговой базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение.

Например, если доходы организации на УСН с объектом «Доходы» во втором квартале 2021 года превысят 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.), налог за 2021 год нужно сложить из двух величин, которые по новым правилам нужно определить так:

- база за первый квартал 2021 г. × 6 %;

- (база за 2021 г. – база за первый квартал 2021 г.) × 8 %.

По аналогичному принципу упрощенцы с 2021 года будут считать авансовые платежи.

И самое главное, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы упрощенца не превысят новый лимит в 200 млн руб., а средняя численность работников будет не более 130 человек, то право на применение упрощёнки сохранится и в следующем году при соблюдении прочих условий применения УСНО, установленных в главе 26.2 НК РФ[12].

  • Налоговые каникулы для ИП

Продлено до 1 января 2024 года право регионов устанавливать налоговые каникулы, то есть нулевую ставку по налогу на УСН для ИП, зарегистрированных впервые (ст. 2 Законом № 266-ФЗ[13]).

  • Нулевая база

Законом № 266-ФЗ в пункт 2 статьи 346.18 НК РФ добавлен абзац 2[14], в котором указано, что если по итогам отчётного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к данному отчётному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. В то же время за упрощенцем, выбравшим объект налогообложения «Доходы-расходы», сохранена обязанность уплатить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ[15]) и сохранено право перенести убыток, полученный в текущем году, на следующие периоды (7 ст. 346.18 НК РФ[16]). Официальных комментариев ФНС России или Минфина России на настоящий момент нами не обнаружено. Остаётся ждать их разъяснения.

  1. ЕНВД

С 1 января 2021 года ЕНВД не будет (ч. 8 ст. 5 Закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ[17]).

ФНС России разъяснила налогоплательщикамёвмененки, что им нужно сделать до конца 2021 года (ответ подготовлен на основе Информация ФНС России от 27.08.2020[18] с сайта https://www.nalog.ru ):

  • подавать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика вменёнки не нужно ‒ снятие с учёта будет автоматическое;
  • нужно выбрать новую СНО;

ФНС отметила, что если налогоплательщики ЕНВД до конца 2021 года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то «молчунов» переведут на ОСНО.

Если решите перейти на упрощёнку, то для перехода на этот режим необходимо подать уведомление до 31.12.2020[19]. Не стоит забывать, что для применения этого режима нужно учесть некоторые ограничения.

ИП может выбрать патент. Этот режим допускается при схожих с ЕНВД видах деятельности. Имеются ограничения для перехода ‒ на уплату патента нужно подать заявление, оно подаётся не менее чем за 10 дней [20] до начала действия патента.

Для физлиц и ИП без наёмных работников и с годовым доходом не превышающим 2,4 млн рублей может подойти НДП.

  1. ПСН

Кратко опишем суть изменений.

  • Налоговые каникулы для ИП продлили до 01.01.2024 (ст. 2 Закона № 266-ФЗ[21]).

Также в главе 26.5[22] «Патентная система налогообложения» НК РФ внесены поправки Федеральным законом от 06.02.2020 № 8-ФЗ[23] «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 8-ФЗ), которые вступят в силу с 2021 года.

Рассмотрим, что ждёт индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, в следующем году:

Сравнение приведено в таблице.

Как будет с 2021 г.

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

Услуги в области фотографии

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

Услуги по приготовлению и поставке блюд для торжественных мероприятий или иных событий

Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота

Оказание услуг по забою и транспортировке скота

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав

Растениеводство, услуги в области растениеводства

Действующий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, дополняется подпунктом 64[29] ‒ «Животноводство, услуги в области животноводства».

Также регионам РФ будут предоставлены полномочия объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 5 п. 8 ст. 346.43 НК[30] РФ).

  • Дополнительное основание для утраты права на применение патента

Основания, при которых налогоплательщик патента утрачивает право на его применение, перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ[31].

К этому пункту добавлен пункт 6 статьи 346.43 НК РФ[32], в котором обозначено, что патент не применяется в отношении указанных видов предпринимательской деятельности в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Это означает, что если ИП является участником договора простого товарищества (или остальных указанных договоров), то он не вправе применять этот режим.

В этой статье мы постарались охватить все грядущие изменения налогового законодательства для спецрежимов, о которых известно в настоящее время. Как видим, законодатели не намерены «задушить» малый бизнес, а предоставляют возможность развивать экономику в новых условиях.

29 сентября 2019 года был официально опубликован Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), вступающих в силу в 2020 году. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

1. Плательщики страховых взносов больше не должны сообщать в ИФНС об обособленных подразделениях, которые наделены полномочиями начислять вознаграждения работникам, но, у которых нет своего счета. Раньше сообщать надо было обо всех подразделениях, которые начисляли доходы физлицам (пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

2. Налоговые органы вправе будут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме (п. 7 ст. 31 НК РФ).

3. Проценты за отсрочку и рассрочку платежей ИФНС начисляет по ставке рефинансирования вместо 1/2 ставки рефинансирования, если в указанный в требовании срок организация не может единовременно заплатить доначисления по итогам проверки. При этом, организация сможет получить рассрочку на год, если ее долги перед бюджетом составят меньше 30 процентов прошлогодней выручки. Если больше 30 процентов, но меньше 70 процентов – срок рассрочки составит три года (п. 4 и 5.1 ст. 64 НК РФ).

4. Согласно пункту 3 статьи 43 новой редакции налогового кодекса РФ, фискалы не смогут блокировать счета организаций и ИП пока долги перед бюджетом не превысят 3000 руб. Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов будет приниматься в двухмесячный срок после того, как истечет срок требования об уплате налогов, если:

– долг перед бюджетом составляет больше 3000 руб.;
– общая сумма долгов по уплате налогов превысила 3000 руб.;
– прошло три года, на протяжении которых сумма долгов перед бюджетом так и не достигла 3000 руб.

5. Требование об уплате налога налоговая служба будет выставлять организациям и ИП в трехмесячный срок, если сумма больше 3000 руб., и в течение года, если сумма меньше 3000 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

6. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и о решениях о принятии обеспечительных мер, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений теперь будут размещаются на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение. Указанные сведения будут размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст.72 НК РФ, пп.4 п. 1 ст.102 НК РФ).

7. У налоговиков появится дополнительное основание обращать собственность налогоплательщиков в залог. Это будет возможно в случае, когда организация в месячный срок не погасит долги, исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом отчуждать имущество. При этом, залог не будет распространяется на деньги на счетах и во вкладах. Также, сохранится возможность добровольного залога, при которой налогоплательщик передаст имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение обязательств (пп.2, 2.1 ст.73 НК РФ).

8. По просьбе налогоплательщика арест имущества можно заменить банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (п. 12.1 ст.77 НК РФ).

10. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, если у таких сотрудников в России нет местожительства, места пребывания, недвижимости и транспорта. По таким сведениям инспекторы поставят иностранца на учет. ИФНС направит уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Далее работодатель должен передать инспекторам подтверждение того, что сотрудник получил уведомление. Иностранцев, сведения о доходах которых, работодатели не будут представлять на протяжении трех лет, инспекторы снимут с учета (п.7.4 ст. 83, п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

11. Абзацем 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ установлено право ФНС принимать дополнительные меры для взыскания недоимки свыше 1 млн руб. Так, если банк по инкассо не успеет списать задолженность в 10-дневный срок, инспекторы будут вправе:
– при наличии согласия организации осматривать ее территории, помещения, документы и предметы организации (не более одного раза по одному решению);
– истребовать вне рамок проверки документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах. Если организация не представит сведения об имуществе и имущественных правах, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

12. Плательщики торгового сбора в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли должны будут представить соответствующее уведомление в налоговый орган. В этом случае датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора будет является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Другими словами, если подать уведомление позже, с налогового учета по этому основанию вас снимут только с даты уведомления (абз.1 п. 4 ст. 416 НК РФ).

13. С 01.01.2020 раздел VII.1 Налогового кодекса РФ дополняется новой главой 20.3. Данная глава призвана разрешать споры о налогообложении доходов, прибыли и имущества в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения путем проведения взаимно согласительных процедур. Инициировать процедуру может налогоплательщик или компетентное ведомство иностранного государства. Порядок и сроки рассмотрения заявления утвердит Минфин с учетом положений международных договоров.

Организации и ИП будут обязаны восстанавливать НДС, если при совмещении общей системы с ЕНВД они начнут использовать во вмененной деятельности товары, работы и услуги, по которым заявляли вычет. Кроме того, обязанность восстановить НДС также появится, если после реорганизации налогоплательщик перейдет на УСН или ЕНВД.

1. С 1 января 2020 года налоговым агентам разрешили уплачивать НДФЛ за свой счет в случае, если налог был доначислен по результатам проверки. При этом НДФЛ, который налоговый агент заплатил за работника после доначислений по результатам налоговой проверки, не включается в состав доходов гражданина (ст. 208 НК РФ).

2. Новым сроком сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ теперь является 1 марта. Кроме того, до 10 человек сокращен лимит по численности получателей доходов для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ на бумаге (ст. 230 НК РФ).

3. Организации с несколькими обособленными подразделениями с 1 января больше не будут обязаны перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу в каждую ИФНС, где состоят на учете обособленные подразделения. Если подразделения или организация с обособленными подразделениями располагается на территории одного муниципального образования, отчитываться по НДФЛ и платить налог можно будет в одну инспекцию (ст. 226,230 НК РФ).

Налог на прибыль.

1. При расконсервации основного средства амортизацию теперь необходимо будет начислять как до консервации. Срок полезного использования основного средства при этом не продлевается (ст. 256 НК РФ).

2. В расходах по налогу на прибыль не учитывают амортизационные отчисления по основным средствам, которые организация передает в безвозмездное пользование. Исключением является ситуация, при которой передать имущество в безвозмездное пользование организация обязана по закону (ст. 270 НК РФ).

3. Убытки по некоторым видам деятельности, полученные в период применения нулевой ставки, не уменьшают налогооблагаемую базу. Такие убытки нельзя перенести на будущие налоговые периоды. Кроме того, еще на год продлено действие ограничения, в соответствии с которым налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем наполовину. Еще одним нововведением является то, что теперь правопреемник реорганизованной организации вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки предшественника до момента реорганизации. Однако, это правило не будет применяться, если в ходе налоговой проверки выяснится, что основной целью реорганизации являлось уменьшение налоговой базы на полученные до реорганизации убытки (283 НК РФ).

Специальные налоговые режимы.

1. Налогоплательщики, применяющие УСНО и ЕСХН, будут вправе:

- списывать расходы на приобретение недвижимости, не дожидаясь, когда документы будут поданы на регистрацию. Данный порядок будет применяется ко всем основным средствам, которые были приобретены в 2019 году, независимо от того, когда передали документы для регистрации права собственности (346.5 и 346.16 НК РФ);

- отражать в доходах все субсидии, полученные в рамках господдержки малого и среднего предпринимательства и на содействие самозанятости безработных граждан, не единовременно и в полной сумме, а пропорционально расходам (346.5 и 346.17 НК РФ).

2. Впервые зарегистрированные ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку налога при предоставлении клиентам помещения для временного проживания. Однако, данная норма сможет заработать только после того, как субъекты РФ внесут соответствующие поправки в региональные законы, и коснется физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП после вступления в силу этих поправок (статья 346.20 НК РФ).

3. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в статье 346.43 НК РФ закреплено право при расчете лимита сотрудников не учитывать тех, кто занят в деятельности на других режимах. Кроме того, региональные власти получили право:

· Устанавливать дополнительные ограничения для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, а именно:
- в зависимости от площади сдаваемой в аренду недвижимости;
- общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и их общей площади.

· Устанавливать размер потенциально возможного годового дохода на одну единицу параметра:
- единицу средней численности наемных работников;
- единицу автотранспортных средств;
- 1 т грузоподъемности;
- 1 кв. м площади;
- один объект торговой сети, общепита и т. д.

4. Индивидуальный предприниматель, находящийся на патентной системе налогообложения и досрочно прекративший деятельность, должен теперь будет доплатить налог в течение 20 дней после того, как снят с учета как плательщик. Если же предприниматель заплатил больше, чем пересчитанный налог, переплату ему вернут по общим правилам, предусмотренным статьей 78 НК (ст. 346.51 НК РФ).

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения, с 1 января 2020 года не вправе будут реализовывать лекарства, обувь, одежду и изделия из натурального меха.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций, рассчитываемый по кадастровой стоимости, нужно будет начислять по всей недвижимости, если кадастровая стоимость у нее определена. При этом, не будет иметь значения включение недвижимости в соответствующий региональный перечень (ст.378.2 НК РФ).

Органы государственного земельного надзора теперь обязаны будт сообщать в ИФНС о сельскохозяйственных землях, которые используются не по назначению. Земельный налог по таким участкам будет рассчитываться по повышенным ставкам (ст.396 НК РФ)

2. Госпошлина больше не будет уплачивается в случаях, предусмотренных статьей 333.35 НК РФ, а именно:

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости в связи с внесением поправок в законодательство;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости, которые должны были внести уполномоченные государственные органы, но по каким-то причинам не сделали этого;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о возражениях или правах требования по зарегистрированному праву на объект.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

21 октября 2020 года

3 ноября 2020 года

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 52, ст. 5037; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 48, ст. 5519; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; 2011, N 27, ст. 3873; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 40, ст. 5037; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6657; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 15, ст. 2063; N 18, ст. 2506; N 27, ст. 4173, 4176, 4177; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307, 7313; 2018, N 32, ст. 5095; N 49, ст. 7519; 2019, N 39, ст. 5375) следующие изменения:

1) статью 23 дополнить пунктом 2.3 следующего содержания:

"2.3. Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - товары, подлежащие прослеживаемости), обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

а) абзац четвертый пункта 3 после слов "указанных пояснений" дополнить словами "не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или";

б) дополнить пунктом 8.9 следующего содержания:

"8.9. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с пунктом 2 статьи 80, главами 21 и 26.2 настоящего Кодекса, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса (за исключением указанной декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

1) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 и главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

2) между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий, указанных в настоящем пункте, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

3) в пункте 1 статьи 91 слова "по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88" заменить словами ", о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 и 8.9 статьи 88 настоящего Кодекса";

4) в абзаце первом пункта 1 статьи 92 слова "по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88" заменить словами ", в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 и 8.9 статьи 88".

Внести в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 30, ст. 3130; 2008, N 48, ст. 5519; 2009, N 51, ст. 6155; 2010, N 31, ст. 4198; 2011, N 27, ст. 3881; N 30, ст. 4593; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7619; 2013, N 14, ст. 1647; N 23, ст. 2889; N 26, ст. 3207; N 52, ст. 6985; 2014, N 16, ст. 1838; N 30, ст. 4239; N 48, ст. 6663; 2016, N 22, ст. 3098; N 27, ст. 4177; 2017, N 15, ст. 2131; N 49, ст. 7307; 2018, N 32, ст. 5095) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 1 после слов "для приема и обработки этих счетов-фактур" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящей статьей,";

2) дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:

"1.1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

1) реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

2) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

3) реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.

1.2. Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

3) в абзаце втором пункта 2 слова "а также" исключить, после слов "предъявленную покупателю," дополнить словами "а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных подпунктами 16 - 18 пункта 5 настоящей статьи,";

4) подпункт 1 пункта 3 после слов "имущественных прав" дополнить словами ", за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости,";

а) в подпункте 4 слова "авансовых или" заменить словами "оплаты, частичной оплаты или", дополнить словами ", передачи имущественных прав, реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав";

б) подпункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания);";

в) подпункт 14 изложить в следующей редакции:

"14) регистрационный номер декларации на товары;";

г) дополнить подпунктами 16 - 18 следующего содержания:

"16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.";

д) абзац девятнадцатый считать абзацем двадцать вторым и в нем слова "подпунктами 13 и 14" заменить словами "подпунктом 13", дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Сведения, предусмотренные подпунктом 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства - члены Евразийского экономического союза.";

е) дополнить абзацем следующего содержания:

"Сведения, предусмотренные подпунктами 16 - 18 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.";

а) подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);";

б) дополнить подпунктами 14 - 18 следующего содержания:

"14) страна происхождения товара;

15) регистрационный номер декларации на товары;

16) регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

17) количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

18) количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.".

Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3484; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 21, ст. 1957; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3436; 2009, N 29, ст. 3599; 2010, N 48, ст. 6247; 2011, N 27, ст. 3873; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207; 2014, N 14, ст. 1544; 2016, N 27, ст. 4183, 4223; 2020, N 13, ст. 1857) дополнить статьей 6.2 следующего содержания:

"Статья 6.2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий уполномоченного органа в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает:

создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;

сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;

обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;

контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством Российской Федерации.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1 и 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2021 года.

Читайте также: