О внесении изменений в главу 22 налогового кодекса

Опубликовано: 15.05.2024

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ГЛАВУ 22 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

11 июля 2001 года

20 июля 2001 года

Статья 1. Внести в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18) следующие изменения и дополнения:

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

подпункты 12 и 13 после слова "добытых" дополнить словом "(произведенных)";

подпункт 14 после слова "добытых" дополнить словом "(произведенных)", дополнить словами ", а также передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефти и стабильного газового конденсата собственнику указанного сырья либо другим лицам, в том числе получение указанных нефти и стабильного газового конденсата в собственность в счет оплаты услуг по производству нефти и стабильного газового конденсата из давальческого сырья;";

подпункты 15 и 16 после слова "добытых" дополнить словом "(произведенных)";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.".

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;

подпункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса;";

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.

абзацы второй - четвертый утратили силу. - Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ;

в абзаце третьем слово "уполномоченного" исключить;

в пункте 2 слово "уполномоченного" исключить.

5. Пункт 1 статьи 189 после слов "в виде финансовой помощи," дополнить словами "авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса,".

6. Пункт 1 статьи 193 изложить в следующей редакции:

"1. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

98 руб. 78 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин)

72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин)

50 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных)

41 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 58 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых)

3 руб. 52 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 процента включительно

1 руб. 12 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента

3 руб. 70 коп. за 1 литр

453 руб. 60 коп. за 1 кг

Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

185 руб. 92 коп. за 1 кг

11 руб. 20 коп. за 1 штуку

Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм

84 руб. за 1 000 штук

Сигареты с фильтром, за исключением сигарет с фильтром длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81

61 руб. 60 коп. за 1 000 штук

Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81

39 руб. 20 коп. за 1 000 штук

Сигареты без фильтра, папиросы

11 руб. 20 коп. за 1 000 штук

Нефть и стабильный газовый конденсат

73 руб. 92 коп. за 1 тонну

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно

0 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л.с.) и до 112,5 Квт (150 л.с.) включительно

11 руб. 20 коп. за 0,75 Квт (1 л.с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л.с.)

112 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

1 512 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

2 072 руб. за 1 тонну

616 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1 680 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации

Природный газ, реализуемый (переданный) в государства - участники Содружества Независимых Государств

Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств)

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ.

8. В пунктах 1 и 3 статьи 195 слова "8 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, за исключением бензина автомобильного с октановым числом свыше "80", подпунктах 9 и" исключить.

пункт 1 после слов "либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов)" дополнить словами ", либо реализующий алкогольную продукцию с акцизных складов организаций оптовой торговли,";

подпункты 3 и 4 пункта 6 изложить в следующей редакции:

"3) грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:

копия поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" с пограничной таможни Российской Федерации;

копия коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.".

10. Статью 200 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам и (или) подакцизному минеральному сырью, определенную в соответствии со статьями 188 и 194 настоящего Кодекса, на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.".

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;

в абзаце первом слова "подпунктах 1 - 4" заменить словами "подпунктах 1 - 7";

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;

в абзаце первом пункта 4 после слов "при реализации" дополнить словом "(передаче)", после слов "фактической реализации" дополнить словом "(передачи)", слова "а также прочих подакцизных товаров" исключить;

пункт 5 после слов "ее реализации" дополнить словом "(передаче)", после слов "за исключением реализации" дополнить словом "(передачи)", второе предложение исключить.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2002 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Налоговые ставки на нефть и стабильный газовый конденсат, установленные пунктом 6 статьи 1 настоящего Федерального закона, применяются до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".

7 августа 2001 года

Судебная практика и законодательство — 118-ФЗ О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

В целях реализации части первой Налогового кодекса Российской Федерации , части второй Налогового кодекса Российской Федерации , Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" , Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" , Федерального закона от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" , Таможенного кодекса Российской Федерации , Федерального закона от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99 N 1008 "Об акцизных марках" приказываю:

В связи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3421) Правительство Российской Федерации постановляет:

В связи с внесением изменений Федеральным законом N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части исключения из ст. 193 второй части Налогового кодекса табачного сырья временно, до издания новой редакции Приказа ГТК России от 22.12.97 N 750 "О таможенных органах, производящих таможенное оформление подакцизных товаров", не применять Приказ ГТК России от 03.08.2001 N 760 "О таможенных органах, производящих таможенное оформление подакцизных товаров, виноматериалов, табачного сырья и коньячных спиртов" в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 2401 ТН ВЭД России (табачное сырье, табачные отходы).

(с изменениями на 5 апреля 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 101-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050056) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 101-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
13 сентября 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 сентября 2013 года

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N 33, ст.3413, 3421, 3429; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 1, ст.6; N 28, ст.2886; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3222; 2005, N 1, ст.9; N 30, ст.3101, 3118; 2006, N 31, ст.3433, 3436; 2007, N 1, ст.31; N 21, ст.2461; N 45, ст.5417; 2008, N 30, ст.3598; 2009, N 48, ст.5732; 2010, N 31, ст.4198; N 48, ст.6247; 2011, N 30, ст.4566; N 49, ст.7016; 2012, N 27, ст.3588; N 49, ст.6748; N 53, ст.7584; 2013, N 30, ст.4081) следующие изменения:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Форма свидетельства, выдаваемого на каждый вид деятельности, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, форма заявления о выдаче свидетельства, представляемого налогоплательщиком, формы решений налогового органа о выдаче (об отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) действия свидетельства, об аннулировании свидетельства и административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

б) пункт 8 признать утратившим силу;

2) пункт 3 статьи 179_3 изложить в следующей редакции:

"3. Форма свидетельства, выдаваемого на каждый вид деятельности, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, форма заявления о выдаче свидетельства, представляемого налогоплательщиком, формы решений налогового органа о выдаче (об отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) действия свидетельства, об аннулировании свидетельства и административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

3) абзац первый подпункта 4 пункта 1 статьи 183 дополнить словами ", а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли)";

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, при представлении банковской гарантии в налоговый орган. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 настоящего Кодекса возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях настоящей статьи.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74_1 настоящего Кодекса требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74_1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить акциз в случае непредставления налогоплательщиком документов в порядке и сроки, которые установлены пунктами 7 и 7_1 статьи 198 настоящего Кодекса, и неуплаты налогоплательщиком соответствующей суммы акциза;

сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства по уплате в бюджет в полном объеме суммы акциза, исчисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 202 настоящего Кодекса по реализованным подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или ввозимым в портовую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны;

срок действия банковской гарантии, предоставляемой в целях освобождения от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза, обеспеченной банковской гарантией.

Налоговый орган обязан уведомить банк, выдавший банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза по подакцизным товарам, вывозимым за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта или ввозимым в портовую особую экономическую зону в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, об освобождении от обязательств по этой гарантии в случаях:

представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктами 7 и 7_1 статьи 198 настоящего Кодекса, в установленный срок - не позднее третьего дня, следующего за днем завершения проверки, подтвердившей полноту представления и достоверность указанных документов;

уплаты налогоплательщиком суммы акциза - не позднее третьего дня после представления в налоговый орган платежного поручения об уплате указанной суммы.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что Правительство РФ подготовило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части реализации отдельных направлений налоговой политики.

Объемный законопроект изменяет положения как части первой, так и второй НК РФ. Мы рассказываем о возможных изменениях в администрировании налогов, а также в налогообложении операций внутри страны.

Налоговое администрирование

Законопроект предусматривает, что при обнаружении налоговым органом арифметических ошибок в декларации (расчете), такие декларация (расчет) признаются непредставленными. Перечень арифметических ошибок будет утверждаться ФНС России по согласованию с Минфином России. Налогоплательщик обязан будет в пятидневный срок устранить выявленную ошибку, и тогда декларация будет считаться представленной в день её первоначального представления.

Причины ужесточения действующего более 20 лет правила о том, что налоговый орган не может возвратить декларацию, изложены в пояснительной записке: вводится упрощённая процедура исправления счётных ошибок без необходимости готовить объяснения и документы. Также указано на борьбу с «фирмами-однодневками», но как новая процедура позволяет достичь такой цели, неясно.

Доверенность для представления интересов организаций и физических лиц в налоговых органах должна будет составляться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, либо быть удостоверенной нотариально или в приравненном порядке.

Порядок удостоверения, приравненный к нотариальному, действует лишь для физических лиц в особых обстоятельствах, таких, как военная служба, лечение и т.п. (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ), к бизнесу этот порядок неприменим.

Ввиду сохранения возможности представлять интересы организации в суде на основе доверенности, заверенной подписью руководителя без указанных формальных требований, обоснованность ужесточения требований к «налоговым» доверенностям вызывает сомнения.

Упрощается порядок выплаты процентов, начисляемых на сумму излишне уплаченного налога. Такие проценты будут выплачиваться без заявления налогоплательщика – исключительно на основании решений налогового органа о возврате суммы излишне уплаченного налога и/или о возврате оставшейся суммы процентов.

НДС

Устраняется пробел закона, из-за которого невозможно было при вылове рыбы и добыче других морских живых ресурсов в исключительной экономической зоне применить нулевую ставку НДС. Статью 147 НК РФ планируется дополнить новым пунктом, устанавливающим случаи признания территории России местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне России, и (или) товаров, произведенных из таких ресурсов.

comment.jpg
Услуги по перевозке биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, по-прежнему не считаются оказанными на российской территории, что не отвечает принципам единого экономического пространства, экономического основания налога, равенства налогообложения и равной конкуренции.

Налог на прибыль

Устраняется неопределенность освобождения от налога при безвозмездной передаче между участником и дочерним обществом (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Помимо имущества, в освобождаемые объекты включены имущественные права (например, долговые требования).

С одной стороны, теперь будет освобождаться от налога передача прав требования к третьему лицу (например, права требовать оплаты по договору). Однако предложение оставляет неясной квалификацию передачи прав требования, если должником является само дочернее общество и при передаче права обязательство должно прекратиться совпадением кредитора и должника. Существует позиция, что такая передача с гражданско-правовой точки зрения невозможна, а происходит, в зависимости от подхода, зачёт с обязанностью внести денежный вклад, прощение долга или новация. Поправки не упоминают прощение долга как освобождаемую операцию.

Кроме того, в круг субъектов безналоговой передачи включен также и косвенный участник общества (в существующей редакции нормы это может быть только прямой участник). То есть теперь не будет облагаться получение имущества или имущественных прав от «бабушки» (в том числе иностранной). Такое изменение включено в законопроект по предложению бизнес-ассоциаций.

Поправка позволит избавить налогоплательщиков от гражданско-правового оформления нескольких последовательных операций по передаче между вертикально интегрированными компаниями. Однако привлекательность подобной меры не исключает рисков её применения: например, неясно, как передающая сторона будет учитывать стоимость переданного, ведь она с формальной точки зрения не может увеличить стоимость вложений в капитал получающей стороны.

По-прежнему нет ясности и с параллельным действием привычного правила о «безвозмездной» передаче и более нового освобождения для вкладов в имущество (подп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поправки позволяют отнести вклад в имущество на расходы при расчёте прибыли от продажи долей (акций), что выгодно отличает такой вклад от безвозмездной передачи.

Изменения имеют обратную силу – распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Если обратная сила для освобождения передачи имущественных прав может быть названа необходимым уточнением закона, то причины благожелательного отношения к передаче имущества между «бабушкой» и «внучатым» обществом пока неясны.

Предложены изменения в части амортизации:

  • исключена амортизация нематериальных активов, созданных в результате НИОКР, в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный налоговый вычет;
  • уточнено формирование остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с остаточной стоимостью основных средств.

Привычно для кризисных ситуаций смягчаются пороговые значения процентных ставок по рублевым и валютным займам (п. 1.2 ст. 269 НК РФ); также вновь вводятся временные особенности расчёта контролируемой задолженности.

Уточнена льгота при продаже акций российских компаний: нулевая ставка налога может быть применена при продаже акций российской организации, в активах которой доля недвижимого имущества не превышает 50%, либо обращающихся акций инновационного сектора экономики независимо от состава активов российского эмитента.

Расширена возможность применения инвестиционного налогового вычета – он может быть использован в отношении расходов на НИОКР.

НДФЛ

Уточняется перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от налогообложения, устанавливаются особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимости, приобретенных по договорам долевого участия в строительстве.

НДПИ

Определяются последствия прекращения статуса участников РИП и расторжения соглашений с налогоплательщиками-резидентами ТОСЭР по решению суда в связи с нарушением существенных условий соглашений.

Изменяется порядок оценки стоимости добытых драгоценных камней.

Имущественные налоги

  • устанавливается порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств: налог не исчисляется с 1-го числа месяца, когда транспортное средство было уничтожено;
  • совершенствуется процедура рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков;
  • налоговая база по налогу на имущество физически лиц определяется только по кадастровой стоимости.

Страховые взносы

  • синхронизируется перечень выплат, произведенных работодателем в пользу работников, не облагаемых НДФЛ – на такие выплаты также не начисляются страховые взносы;
  • уточняются условия освобождения от взносов выплат, связанных с компенсацией расходов физического лица по договору ГПХ.

О чем подумать, что сделать

Мы рекомендуем отслеживать дальнейшее движение законопроекта и полагаем, что в него могут быть внесены дополнительные поправки.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать содействие в анализе возможных последствий принятия планируемых поправок для вашего бизнеса и в подготовке позиции по законопроекту, которая может быть доведена до сведения участников законодательного процесса через деловые объединения.

29 сентября 2019 года был официально опубликован Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), вступающих в силу в 2020 году. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

1. Плательщики страховых взносов больше не должны сообщать в ИФНС об обособленных подразделениях, которые наделены полномочиями начислять вознаграждения работникам, но, у которых нет своего счета. Раньше сообщать надо было обо всех подразделениях, которые начисляли доходы физлицам (пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

2. Налоговые органы вправе будут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме (п. 7 ст. 31 НК РФ).

3. Проценты за отсрочку и рассрочку платежей ИФНС начисляет по ставке рефинансирования вместо 1/2 ставки рефинансирования, если в указанный в требовании срок организация не может единовременно заплатить доначисления по итогам проверки. При этом, организация сможет получить рассрочку на год, если ее долги перед бюджетом составят меньше 30 процентов прошлогодней выручки. Если больше 30 процентов, но меньше 70 процентов – срок рассрочки составит три года (п. 4 и 5.1 ст. 64 НК РФ).

4. Согласно пункту 3 статьи 43 новой редакции налогового кодекса РФ, фискалы не смогут блокировать счета организаций и ИП пока долги перед бюджетом не превысят 3000 руб. Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов будет приниматься в двухмесячный срок после того, как истечет срок требования об уплате налогов, если:

– долг перед бюджетом составляет больше 3000 руб.;
– общая сумма долгов по уплате налогов превысила 3000 руб.;
– прошло три года, на протяжении которых сумма долгов перед бюджетом так и не достигла 3000 руб.

5. Требование об уплате налога налоговая служба будет выставлять организациям и ИП в трехмесячный срок, если сумма больше 3000 руб., и в течение года, если сумма меньше 3000 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

6. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и о решениях о принятии обеспечительных мер, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений теперь будут размещаются на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение. Указанные сведения будут размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст.72 НК РФ, пп.4 п. 1 ст.102 НК РФ).

7. У налоговиков появится дополнительное основание обращать собственность налогоплательщиков в залог. Это будет возможно в случае, когда организация в месячный срок не погасит долги, исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом отчуждать имущество. При этом, залог не будет распространяется на деньги на счетах и во вкладах. Также, сохранится возможность добровольного залога, при которой налогоплательщик передаст имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение обязательств (пп.2, 2.1 ст.73 НК РФ).

8. По просьбе налогоплательщика арест имущества можно заменить банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (п. 12.1 ст.77 НК РФ).

10. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, если у таких сотрудников в России нет местожительства, места пребывания, недвижимости и транспорта. По таким сведениям инспекторы поставят иностранца на учет. ИФНС направит уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Далее работодатель должен передать инспекторам подтверждение того, что сотрудник получил уведомление. Иностранцев, сведения о доходах которых, работодатели не будут представлять на протяжении трех лет, инспекторы снимут с учета (п.7.4 ст. 83, п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

11. Абзацем 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ установлено право ФНС принимать дополнительные меры для взыскания недоимки свыше 1 млн руб. Так, если банк по инкассо не успеет списать задолженность в 10-дневный срок, инспекторы будут вправе:
– при наличии согласия организации осматривать ее территории, помещения, документы и предметы организации (не более одного раза по одному решению);
– истребовать вне рамок проверки документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах. Если организация не представит сведения об имуществе и имущественных правах, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

12. Плательщики торгового сбора в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли должны будут представить соответствующее уведомление в налоговый орган. В этом случае датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора будет является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Другими словами, если подать уведомление позже, с налогового учета по этому основанию вас снимут только с даты уведомления (абз.1 п. 4 ст. 416 НК РФ).

13. С 01.01.2020 раздел VII.1 Налогового кодекса РФ дополняется новой главой 20.3. Данная глава призвана разрешать споры о налогообложении доходов, прибыли и имущества в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения путем проведения взаимно согласительных процедур. Инициировать процедуру может налогоплательщик или компетентное ведомство иностранного государства. Порядок и сроки рассмотрения заявления утвердит Минфин с учетом положений международных договоров.

Организации и ИП будут обязаны восстанавливать НДС, если при совмещении общей системы с ЕНВД они начнут использовать во вмененной деятельности товары, работы и услуги, по которым заявляли вычет. Кроме того, обязанность восстановить НДС также появится, если после реорганизации налогоплательщик перейдет на УСН или ЕНВД.

1. С 1 января 2020 года налоговым агентам разрешили уплачивать НДФЛ за свой счет в случае, если налог был доначислен по результатам проверки. При этом НДФЛ, который налоговый агент заплатил за работника после доначислений по результатам налоговой проверки, не включается в состав доходов гражданина (ст. 208 НК РФ).

2. Новым сроком сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ теперь является 1 марта. Кроме того, до 10 человек сокращен лимит по численности получателей доходов для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ на бумаге (ст. 230 НК РФ).

3. Организации с несколькими обособленными подразделениями с 1 января больше не будут обязаны перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу в каждую ИФНС, где состоят на учете обособленные подразделения. Если подразделения или организация с обособленными подразделениями располагается на территории одного муниципального образования, отчитываться по НДФЛ и платить налог можно будет в одну инспекцию (ст. 226,230 НК РФ).

Налог на прибыль.

1. При расконсервации основного средства амортизацию теперь необходимо будет начислять как до консервации. Срок полезного использования основного средства при этом не продлевается (ст. 256 НК РФ).

2. В расходах по налогу на прибыль не учитывают амортизационные отчисления по основным средствам, которые организация передает в безвозмездное пользование. Исключением является ситуация, при которой передать имущество в безвозмездное пользование организация обязана по закону (ст. 270 НК РФ).

3. Убытки по некоторым видам деятельности, полученные в период применения нулевой ставки, не уменьшают налогооблагаемую базу. Такие убытки нельзя перенести на будущие налоговые периоды. Кроме того, еще на год продлено действие ограничения, в соответствии с которым налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем наполовину. Еще одним нововведением является то, что теперь правопреемник реорганизованной организации вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки предшественника до момента реорганизации. Однако, это правило не будет применяться, если в ходе налоговой проверки выяснится, что основной целью реорганизации являлось уменьшение налоговой базы на полученные до реорганизации убытки (283 НК РФ).

Специальные налоговые режимы.

1. Налогоплательщики, применяющие УСНО и ЕСХН, будут вправе:

- списывать расходы на приобретение недвижимости, не дожидаясь, когда документы будут поданы на регистрацию. Данный порядок будет применяется ко всем основным средствам, которые были приобретены в 2019 году, независимо от того, когда передали документы для регистрации права собственности (346.5 и 346.16 НК РФ);

- отражать в доходах все субсидии, полученные в рамках господдержки малого и среднего предпринимательства и на содействие самозанятости безработных граждан, не единовременно и в полной сумме, а пропорционально расходам (346.5 и 346.17 НК РФ).

2. Впервые зарегистрированные ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку налога при предоставлении клиентам помещения для временного проживания. Однако, данная норма сможет заработать только после того, как субъекты РФ внесут соответствующие поправки в региональные законы, и коснется физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП после вступления в силу этих поправок (статья 346.20 НК РФ).

3. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в статье 346.43 НК РФ закреплено право при расчете лимита сотрудников не учитывать тех, кто занят в деятельности на других режимах. Кроме того, региональные власти получили право:

· Устанавливать дополнительные ограничения для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, а именно:
- в зависимости от площади сдаваемой в аренду недвижимости;
- общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и их общей площади.

· Устанавливать размер потенциально возможного годового дохода на одну единицу параметра:
- единицу средней численности наемных работников;
- единицу автотранспортных средств;
- 1 т грузоподъемности;
- 1 кв. м площади;
- один объект торговой сети, общепита и т. д.

4. Индивидуальный предприниматель, находящийся на патентной системе налогообложения и досрочно прекративший деятельность, должен теперь будет доплатить налог в течение 20 дней после того, как снят с учета как плательщик. Если же предприниматель заплатил больше, чем пересчитанный налог, переплату ему вернут по общим правилам, предусмотренным статьей 78 НК (ст. 346.51 НК РФ).

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения, с 1 января 2020 года не вправе будут реализовывать лекарства, обувь, одежду и изделия из натурального меха.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций, рассчитываемый по кадастровой стоимости, нужно будет начислять по всей недвижимости, если кадастровая стоимость у нее определена. При этом, не будет иметь значения включение недвижимости в соответствующий региональный перечень (ст.378.2 НК РФ).

Органы государственного земельного надзора теперь обязаны будт сообщать в ИФНС о сельскохозяйственных землях, которые используются не по назначению. Земельный налог по таким участкам будет рассчитываться по повышенным ставкам (ст.396 НК РФ)

2. Госпошлина больше не будет уплачивается в случаях, предусмотренных статьей 333.35 НК РФ, а именно:

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости в связи с внесением поправок в законодательство;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости, которые должны были внести уполномоченные государственные органы, но по каким-то причинам не сделали этого;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о возражениях или правах требования по зарегистрированному праву на объект.


Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»

Каждый бухгалтер привык, что налоговое законодательство динамично меняется. В 2021 году налогоплательщиков ждут очередные изменения по специальным налоговым режимам. Чтобы вы могли подготовиться к ним заранее, Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант, ответила на распространённые вопросы и подробно рассказала о новом для плательщиков ЕНВД, УСН и ПСН.

Приближается конец 2020 года, и мы предлагаем вам начать знакомиться с грядущими налоговыми нововведениями. В этой статье мы расскажем об изменениях по специальным налоговым режимам с 2021 года.

Напомним, что к специальным налоговым режимам согласно пункту 2 части 2 статьи 18 НК РФ[1] относятся:

1) СНО для с/х (далее ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее ‒ УСН или, как называют в народе, упрощёнка);

3) СНО в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ‒ ЕНВД или, как называют в народе, вменёнка);

Итак, посмотрим, что же подготовили законодатели для ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН. Обратите внимание, в этой статье не будут рассмотрены СНО при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход. Предупреждаем, что мы смогли описать только те изменения, о которых было известно на момент подготовки статьи.

  1. ЕСХН

На момент подготовки статьи об изменениях для плательщиков ЕСХН в 2021 году известно не было.

  1. УСН – самый «любимый» спецрежим как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь хотелось бы ответить на пару волнующих вопросов: отменят ли сам спецрежим УСН и отменят ли декларацию УСН?

Многие уже слышали или читали, что какой-то спецрежим отменяют. Успокоим наших читателей: в 2021 году УСН точно не отменят, так как на 2021 год упрощенцев ждут некоторые изменения. К тому же считаем, что УСН будет действовать как минимум до 2024 года. Этот вывод следует из того, что период действия налоговых каникул для ИП на УСН продлили[2] до 1 января 2024 года.

Также в 2019 году появилась информация о том, что налогоплательщики на УСН с объектом «Доходы» смогут перейти на бездекларационный режим, при котором ИФНС будет сама за налогоплательщика исчислять налог на основе данных, полученных от онлайн-ККТ. В Госдуму РФ был внесён соответствующий проект федерального закона № 875583-7, и соответствующий законопроект Госдума РФ приняла в первом чтении. Сейчас на сайте Федеральной налоговой службы размещена информация, как реализовать эту возможность ( https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/9611398/ ).

Но согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 13.04.2020 № 259[3], принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 14 апреля 2020 года на более поздний срок. Таким образом, на сегодня законопроект не принят.

А теперь переходим к самим изменениям для упрощенцев. Опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ[4] «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ"» (далее – Закон № 266-ФЗ).

Этот закон вносит в НК РФ ряд изменений в пользу упрощенцев.

  • Лимит и ставки изменятся

Начиная с 2021 года упрощенец «слетит» с этого режима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ[5]) если:

- доход свыше 200 млн рублей (ранее было 150 млн руб.);

- средняя численность сотрудников (работников) превысила 130 человек (ранее было 100).

Последствия такой утраты те же.

Также упомянутым Законом уточнено, что в случае совмещения режимов упрощёнки и патента при определении размера доходов (абз. 1 п. 4 ст. 346.13[6]) учитываются доходы по обоим спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ[7]).

Плательщики УСН, которые на конец отчётного (налогового) периода имеют более ста, но менее 130 сотрудников или получили за отчётный (налоговый) период доход более 150, но менее 200 млн руб., не «слетят» с применения этого спецрежима (см. будущую редакцию кодекса п. 4.1 ст. 346.13[8]). Однако для них изменится порядок расчёта налоговых обязательств. Их нужно будет рассчитать с применением новых, повышенных ставок. Если случится превышение (более 150 млн руб. по доходам и (или) 100 человек по средней численности), то, начиная с квартала, в котором произошло превышение и до окончания налогового периода, упрощённый налог (или авансовые платежи по налогу) нужно будет заплатить по ставкам (ст. 346.20 НК РФ[9]):

- 8 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы» (новый п. 1.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[10]);

- 20 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы минус расходы» (п. 2.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[11]).

Обратите внимание, что при допущении превышения в первом квартале календарного года налоговая ставка 8 % (или 20 %) устанавливается на весь налоговый период. Если превышение было во 2-м, или 3-м, или 4-м квартале, то к налоговой базе, посчитанной за отчётный период до квартала, в котором допущено превышение, нужно будет применять обычные ставки. Новые, увеличенные, ставки нужно применять к разнице между налоговой базой, определённой за отчётный (налоговый) период, и налоговой базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение.

Например, если доходы организации на УСН с объектом «Доходы» во втором квартале 2021 года превысят 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.), налог за 2021 год нужно сложить из двух величин, которые по новым правилам нужно определить так:

- база за первый квартал 2021 г. × 6 %;

- (база за 2021 г. – база за первый квартал 2021 г.) × 8 %.

По аналогичному принципу упрощенцы с 2021 года будут считать авансовые платежи.

И самое главное, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы упрощенца не превысят новый лимит в 200 млн руб., а средняя численность работников будет не более 130 человек, то право на применение упрощёнки сохранится и в следующем году при соблюдении прочих условий применения УСНО, установленных в главе 26.2 НК РФ[12].

  • Налоговые каникулы для ИП

Продлено до 1 января 2024 года право регионов устанавливать налоговые каникулы, то есть нулевую ставку по налогу на УСН для ИП, зарегистрированных впервые (ст. 2 Законом № 266-ФЗ[13]).

  • Нулевая база

Законом № 266-ФЗ в пункт 2 статьи 346.18 НК РФ добавлен абзац 2[14], в котором указано, что если по итогам отчётного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к данному отчётному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. В то же время за упрощенцем, выбравшим объект налогообложения «Доходы-расходы», сохранена обязанность уплатить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ[15]) и сохранено право перенести убыток, полученный в текущем году, на следующие периоды (7 ст. 346.18 НК РФ[16]). Официальных комментариев ФНС России или Минфина России на настоящий момент нами не обнаружено. Остаётся ждать их разъяснения.

  1. ЕНВД

С 1 января 2021 года ЕНВД не будет (ч. 8 ст. 5 Закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ[17]).

ФНС России разъяснила налогоплательщикамёвмененки, что им нужно сделать до конца 2021 года (ответ подготовлен на основе Информация ФНС России от 27.08.2020[18] с сайта https://www.nalog.ru ):

  • подавать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика вменёнки не нужно ‒ снятие с учёта будет автоматическое;
  • нужно выбрать новую СНО;

ФНС отметила, что если налогоплательщики ЕНВД до конца 2021 года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то «молчунов» переведут на ОСНО.

Если решите перейти на упрощёнку, то для перехода на этот режим необходимо подать уведомление до 31.12.2020[19]. Не стоит забывать, что для применения этого режима нужно учесть некоторые ограничения.

ИП может выбрать патент. Этот режим допускается при схожих с ЕНВД видах деятельности. Имеются ограничения для перехода ‒ на уплату патента нужно подать заявление, оно подаётся не менее чем за 10 дней [20] до начала действия патента.

Для физлиц и ИП без наёмных работников и с годовым доходом не превышающим 2,4 млн рублей может подойти НДП.

  1. ПСН

Кратко опишем суть изменений.

  • Налоговые каникулы для ИП продлили до 01.01.2024 (ст. 2 Закона № 266-ФЗ[21]).

Также в главе 26.5[22] «Патентная система налогообложения» НК РФ внесены поправки Федеральным законом от 06.02.2020 № 8-ФЗ[23] «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 8-ФЗ), которые вступят в силу с 2021 года.

Рассмотрим, что ждёт индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, в следующем году:

Сравнение приведено в таблице.

Как будет с 2021 г.

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

Услуги в области фотографии

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

Услуги по приготовлению и поставке блюд для торжественных мероприятий или иных событий

Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота

Оказание услуг по забою и транспортировке скота

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав

Растениеводство, услуги в области растениеводства

Действующий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, дополняется подпунктом 64[29] ‒ «Животноводство, услуги в области животноводства».

Также регионам РФ будут предоставлены полномочия объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 5 п. 8 ст. 346.43 НК[30] РФ).

  • Дополнительное основание для утраты права на применение патента

Основания, при которых налогоплательщик патента утрачивает право на его применение, перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ[31].

К этому пункту добавлен пункт 6 статьи 346.43 НК РФ[32], в котором обозначено, что патент не применяется в отношении указанных видов предпринимательской деятельности в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Это означает, что если ИП является участником договора простого товарищества (или остальных указанных договоров), то он не вправе применять этот режим.

В этой статье мы постарались охватить все грядущие изменения налогового законодательства для спецрежимов, о которых известно в настоящее время. Как видим, законодатели не намерены «задушить» малый бизнес, а предоставляют возможность развивать экономику в новых условиях.

Читайте также:

Copyright © Налоговый консультант