Бюджетный потенциал и налоговый

Опубликовано: 17.05.2024

Деятельность государства направлена на создание стабильно развивающейся экономики. Для этого должны существовать источники формирования государственных финансовых ресурсов. Такими источниками выступают собираемые налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество юридических и физических лиц и другие).

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг (НДС, акцизы и таможенные пошлины).

Стабильное функционирование экономики страны зависит от того, насколько государство учитывает налоговый потенциал как экономическую категорию. Поскольку основным источником доходной части бюджета государства являются налоги [1], то показатель налогового потенциала позволит определить структуру доходной части бюджета страны. В мировой практике под налоговым потенциалом понимают потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный период времени при применении единых условий налогообложения.

В связи с тем, что состояние экономики регионов Российской Федерации сильно отличается, то у федерального центра возникает необходимость в механизме, позволяющим оценить уровень бюджетной обеспеченности регионов и их налоговые возможности.

Существующие определения налогового потенциала можно рассматривать тремя способами [2]:

1) фискальным – налоговый потенциал рассматривается как максимально возможная сумма поступлений налогов в бюджет в рамках действующего законодательства;

2) межбюджетным – налоговый потенциал основывается на формировании доходной части бюджетов отдельных территорий и выравнивании межрегионального различия;

3) ресурсно-результирующим – налоговый потенциал приравнивается к суммарной величине налоговых баз, либо к источникам уплаты налогов.

Рассмотрим представленные в экономической литературе определения налогового потенциала:

- способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений;

- совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов;

- оптимальная сумма налоговых сборов в условиях идеальной для конкретного субъекта налоговой системы.

В приведенных определениях выделяются два основных положения – ресурсы, подверженные налогообложению и возможный доход.

Если рассматривать только ресурсы, которые подлежат налогообложению, то максимальная величина «налогового потенциала» будет достигнута, если будут устранены имеющиеся налоговые льготы, не будет ситуаций уклонений от уплаты налогов. Если рассматривать не вовлеченные в законодательное налогообложение ресурсы, то речь пойдет о легализации теневой экономики, и об увеличении налогооблагаемых ресурсов.

Сегодня налоговый потенциал оценивается в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации [3]. В методике основным показателем, оценивающим налоговый потенциал, является индекс налогового потенциала. Индекс налогового потенциала - относительная оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации.

Кроме данной методики существуют следующие методы определения налогового потенциала: оценка на основании валового регионального продукта; метод совокупных налогооблагаемых ресурсов; оценка с использованием индекса налогового потенциала; оценка на основании показателя среднедушевых доходов населения; оценка фактически собранных налоговых доходов; метод индикативного анализа; метод регрессионного анализа; метод, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала; метод оценки скрываемой деятельности в промышленности. Данные методики не позволяют в полной мере оценить «налоговый потенциал» из-за отсутствия официальной статистики, характеризующей теневую сторону экономики.

В настоящее время налогообложение ориентировано на цену продукции (работ, услуг), а не на доходы от его производства. Это ведет к росту инфляции, так как производители компенсируют взыскиваемые налоги в ценах на продукцию (работы, услуги), а не увеличением производства. Давление НДС на производителей продукции (работ, услуг) крайне неравномерно, так как большое влияние на объем налогооблагаемой базы НДС продолжают оказывать налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы не снижают налоговое бремя, а перераспределяют его. Если налоговая политика государства направлена на пополнение федерального бюджета главным образом за счет НДС, то Министерство финансов Российской Федерации будет заинтересовано в росте инфляции, так как это база для пополнения доходов федерального бюджета.

С другой стороны, доходы, которые государство получает в виде инфляционной ценовой надбавки, являются недостаточными для удовлетворения потребностей и бюджет формируется с дефицитом средств. Это снижает уровень жизни покупателей продукции (работ, услуг), а следовательно, увеличивает социальную нагрузку на бюджет. Таким образом, сокращается внутренний потребительский спрос на продукцию (работы, услуги) и возможности для роста производства, работающего на внутренний рынок.

Налог на доходы физических лиц исчисляется в большинстве стран по прогрессивной шкале, что позволяет нивелировать резкие различия в уровне жизни отдельных категорий социальных групп. В налоговой системе Российской Федерации не используется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Ставка выражает собой постоянную величину (плоская шкала налогообложения) и составляет 13%. Это также ведет к росту неравенства социальных слоев населения и снижению уровня жизни населения.

Высокое давление налога на прибыль производителей продукции (работ, услуг), отрицательно отражается на их инвестиционной активности. Этим подавляется стремление производителей продукции (работ, услуг) к развитию и повышению эффективности производства, они стремятся получить налоговые льготы. Предоставление льгот и отсрочек приводит к тому, что проще получить льготы и отсрочки, а не увеличивать сбыт товаров продукции (работ, услуг) и развивать производство. Инвестиционная активность находится в первую очередь в зависимости от рентабельности производства. Сегодня налог на прибыль по ставке 20% платят и низкорентабельные, и высокорентабельные производители продукции (работ, услуг). Раньше проблему получения сверх доходов решал налог с оборота, который выплачивался только по той продукции (работам, услугам), рентабельность производства которых была больше 30%. Адаптировать этот налоговый механизм к современным условиям хозяйствования было бы более логичным, чем предоставлять налоговые льготы.

Таким образом, при расчете фактического показателя налогового потенциала необходимо учитывать и ресурсы теневой экономики. Основными проблемными вопросами являются определение масштабов теневой экономики.

Список литературы

1. Клюев Ю.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для бакалавров. - Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 128 с.

2. Симонов А. Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/archive/60/8675/ (дата обращения: 18.02.2020).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 г. N 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»

Не существует единой трактовки термина «налоговый потенциал», поскольку он не закреплен законодательно, а каждый автор предлагает свое определение, отличное от других, основанное на отношении дефиниции к определенному субъекту и актуальное для определенной текстовки.

Теоретическая и практическая характеристика экономической сущности налогового потенциала дана в трудах У.И. Алиева, Н.Г. Вараксы, Н.Г. Вишневской, А.С. Каратаева, М. Миллс, В.И. Мишина, Е.С. Осиповой, И.А. Перонко, С.Н. Сарановой, Е.В. Солдатовой, Р. Уоттса, О.Г. Фокиной и других экономистов. Но проблема заключается в том, что все специалисты рассматривают эту проблему однобоко – со стороны государства и налоговых поступлений в бюджетную систему, не уделяя должного внимания оценке налогового потенциала организации, и именно данная категория, на наш взгляд, заслуживает особого внимания и представляет значительный теоретический и практический интерес.

В ст. 8 НК РФ дано понятие налога, под которым понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В толковом словаре Ожегова одним из вариантов приведено следующее понятие потенциала: потенциал – это внутренние возможности. В Малом академическом словаре говорится, что потенциал – это степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции или же совокупность всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Большая Советская энциклопедия представляет потенциал в широком смысле в виде средств, запасов, источников, имеющихся в наличии и могущих быть мобилизованными, приведенными в действие, использованными для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области.

В российской экономической литературе широко обсуждаются два направления оценки налогового потенциала территории: субъектов Федерации и муниципальных образований, при этом налоговый потенциал организации почти не находит своего отражения в трудах экономистов. Содержащие в экономической литературе дефиниции можно охарактеризовать как достаточно поверхностные.

Согласно терминологии, принятой в деятельности Мирового банка еще в 1993 году, налоговый потенциал (tax capacity) – это способность (налогоспособность) базы налогообложения, закрепленной за какой-либо административной единицей, приносить в ее бюджет соответствующий объем налоговых поступлений.

В действующем российском законодательстве понятие «налоговый потенциал» не раскрывается. В Бюджетном кодексе РФ неоднократно (см. ст. 131, 137. 138, 142.1) пишется о налоговом потенциале, однако его содержание не определяется. В отечественном законодательстве определяются такие виды потенциала как: потенциал к трудоустройству, научно-технический потенциал, природно-ресурсный потенциал территории, рекреационный потенциал территории, рыночный потенциал и ряд других.

Архипцева Л.М., рассматривая налоговый потенциал как экономическую категорию, и как экономическое явление, считают, что налоговый потенциал — это прежде всего возможность налогов, используя налогооблагаемые ресурсы, приносить доходы в бюджет. Под налогооблагаемыми ресурсами при этом понимая ресурсы, которые согласно налоговому законодательству государства подпадают под объект налогообложения и являются основой для исчисления налоговой базы того или иного налога.

В широком смысле, по мнению Архипцевой Л.М., налоговый потенциал — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, средних трансакционных налоговых издержек. Это та часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Бородина А.С. считает, что налоговый потенциал предприятия следует определять, как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе у хозяйствующего субъекта в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период, что больше соответствует нашему представлению. При этом в качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Осипова Е.С. считает, что налоговый потенциал — это максимально возможные налоговые ресурсы общества для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированные при минимально допустимых изъятиях части доходов у хозяйствующих субъектов и физических лиц. В ней отражены противоположные интересы государства и налогоплательщиков (минимальность изъятий и полнота формирования бюджета).

Еще в литературе встречаются такие вариации определения налогового потенциала, как фактический налоговый потенциал, оптимальный налоговый потенциал, налоговый потенциал региона и т.д.

Согласно Архипцевой Л.М., понятие «налоговый потенциал региона» авторы используют для определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты и межбюджетного (финансового) выравнивания по регионам. В узком смысле «налоговый потенциал региона» представляет максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Рощупкина В.В. приводит определение налогового потенциала территории, принятого в мировой практике, под которым принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок). Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, говорят о налоговом потенциале бюджетов соответствующих уровней власти.

Аронов А.В. и Кашин В.А. считают, что в конкретной работе налоговых органов налоговый потенциал может применяться как аналог совокупных (общих) налоговых ресурсов, определяемых как максимально возможный размер налоговых сборов (для всей страны или по отдельному региону) — при заданных законодательством видах налогов, налоговых режимах и налоговых ставках. Такой налоговый потенциал нельзя увеличивать, его можно только использовать (одним из показателей его использования является собираемость налогов).

Фактический налоговый потенциал — это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры.

Оптимальный налоговый потенциал — это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ.

Также в целях прогнозирования налоговых доходов и налоговых поступлений используется понятие «налоговый потенциал» в узком смысле как экономический показатель — максимально возможная сумма мобилизации налоговых доходов в бюджетную систему.

Мы считаем все перечисленные термины не относящимися или же не полностью отражающими сущность понятия «налоговый потенциал организации», но влияющими на конечное понимание сущности данной дефиниции. Исходя из нашего понимания данной категории при теоретическом обосновании необходимо подчеркнуть, в первую очередь, не её отношение к государственным интересам и иным не имеющим первостепенное значение субъектам и объектам, а определить её место и роль в системе самого хозяйствующего субъекта.

Под налоговым потенциалом организации будем понимать максимальные внутренние возможности отдельно взятого хозяйствующего субъекта в виде совокупности объема финансовых ресурсов, имеющихся у него в наличии и возможных к использованию для оплаты налоговых и иных аналогичных обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Следует отметить, что налоговая нагрузка тесно связана с налоговым потенциалом. Если налоговая нагрузка выражает желание государства получить определенную сумму налоговых доходов, то налоговый потенциал характеризует возможности предприятия безболезненно платить налоги. Исследование налогового потенциала позволит обосновать уровень устанавливаемой налоговой нагрузки.

Также следует различать налоговый потенциал и налоговые ресурсы. Рощупкина В.В. на макроуровне под налоговыми ресурсами региона понимают совокупность налоговых баз применяемых в регионе налогов. Тогда налоговые ресурсы на микроуровне возможно определять, как совокупность налоговых баз тех налогов, по которым предприятие является налогоплательщиком. Налоговые ресурсы учитывают недоимки и льготы по налогам. Таким образом, налоговые ресурсы показывают ту часть финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, которая подлежит отчуждению в пользу государства в виде платежей налогового характера по состоянию на определенный момент времени. При этом термин «налоговый потенциал» предполагает включение в этот показатель максимально возможного числа налогооблагаемых ресурсов территории.

Приведенное определение отражает всю сущность категории «налоговый потенциал организации», а также определяет его роль и место по отношению к другим участникам экономических правоотношений, а также содержание самого объекта.

Оценка налогового потенциала организации имеет большое эмпирическое значение, поскольку его расчет и анализ позволяет оценить уровень налоговых платежей организации различными заинтересованными субъектами:

  1. Оценка налогового потенциала организации государственными органами в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность вынести обоснованное решение об увеличении или снижении налоговой нагрузки для данного сектора экономики, что позволит наиболее эффективно контролировать налоговое обременение по отраслям, а также повысит доходы бюджетов всех уровней за счет создания наиболее рациональной системы налогообложения в РФ;
  2. Оценка налогового потенциала организации государственными органами в совокупности всех хозяйствующих субъектов, а также в отраслевой проекции позволяют обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, в связи с чем в методологии прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему важная роль принадлежит налоговому потенциалу;
  3. Оценка налогового потенциала организации различными предприятиями в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность проанализировать уровень налогового обременения определенной организации в сравнении с её конкурентами, а также средними отраслевыми показателями, на основании чего делается вывод относительно эффективности выработанной и используемой налоговой политики и выделяются неэффективные с точки зрения налогообложения группы операций, требующих проведения налоговой оптимизации; такой анализ позволит снизить налоговые затраты хозяйствующего субъекта;
  4. Оценка налогового потенциала организации различными предприятиями в разрезе каждого хозяйствующего субъекта, сопоставление показателей конкурирующих фирм, а также выведение среднестатистических показателей по отраслям дает возможность еще на стадии зарождения организации оценить ее потенциал со стороны налоговой нагрузки и оптимальности соотношения её с возможным уровнем доходности.

Таким образом, в связи с незначительным изучением вопроса оценки налогового потенциала, он приобретает еще больший теоретический и практический интерес со стороны экономистов, организаций и государства в целом.

Налоговый потенциал организации находится под влиянием большого количества различных по содержанию факторов, что наглядно представлено на рис.1.

Налоговый потенциал организации

Стратегия организации, маркетинговая политика, бизнес-план

Рисунок 1. Группы факторов, определяющих налоговый потенциал организации

Воздействие на налоговый потенциал групп факторов можно определить с помощью конкретных экономических, финансовых и производственных факторов, к примеру:

— длительность эксплуатации и степень износа основных средств;

— ограничения в финансовых и материальных ресурсах;

— уровень квалификации производственного персонала;

— размер собственного капитала.

Оценку налогового потенциала организаций мы рассматриваем как этап планирования налоговых поступлений от организаций — крупнейших налогоплательщиков. Однако переход к такому планированию нуждается в разработке соответствующего методического обеспечения, к которому, по нашему мнению, следует отнести формирование и использование в практической деятельности Межрегиональных налоговых инспекций ФНС России критериев соответствия налогового потенциала налогоплательщика показателям налоговой отчетности, представленной в налоговые органы.

Налоговый потенциал как показатель, определяемый для фискальных целей, зависит от применяемых видов налогов, методики определения базы обложения этими налогами и налоговых ставок. Соответственно, задачи его увеличения обеспечиваются за счет применения новых, более эффективных форм и видов налогообложения, совершенствования методов расчета налоговой базы или за счет повышения ставок налогообложения (последнее, как уже отмечалось, имеет известные экономические и фискальные пределы).

Одним из способов определения показателя налогового потенциала является абсолютная налоговая нагрузка, начисленная с учетом максимально предусмотренных законодательством налоговых ставок и без учета налоговых льгот. При этом последующее сопоставление налоговой нагрузки предприятия с показателем налогового потенциала позволит оценить эффективность применяемых методов налоговой оптимизации. По данным статьи А.С.Бородиной, опросы экспертов говорят о разнице между этими показателями, которая не должна превышать 10 — 15% при условии применения законодательно закрепленных льгот. Если же разница составляет более 15%, это свидетельствует об использовании организацией незаконных методов оптимизации.

В общем случае под налоговым потенциалом муниципального образования понимается объективная возможность совокупности объектов муниципальной деятельности (обобщенного налогоплательщика) к формированию объектов налогообложения и уплате определенного объема налоговых платежей.

Понятие налогового потенциала в трактовке МНС России связано с полным контингентом налогов в конкретном регионе. Если говорить применительно к муниципальному образованию, то речь, в связи с расщеплением налоговых потоков, должна идти о части налогового потенциала, относящейся к местному бюджету. Налоговый потенциал, как обобщенный интегральный показатель налоговых возможностей налогообразующей системы муниципального образования, имеет ряд структурных и функциональных характеристик. Основными из них являются:

1. объектная структура потенциала;

2. налоговая структура потенциала;

3. бюджетная структура потенциала.

Объектная структура налогового потенциала представляет собой структуру его налогоплательщиков и их объектов налогообложения. Анализ состава налогоплательщиков городского промышленного муниципального образования показывает, что основой объектной структуры муниципального налогового потенциала является его промышленный комплекс – совокупность промышленных предприятий – налогоплательщиков различных отраслей экономики. По разным оценкам на долю промышленного комплекса городского промышленного муниципального образования приходится 90-95% контингента налоговых доходов.

Налогообразующая система городского промышленного муниципального образования и ее ядро – промышленный комплекс, как любая сложная система, требует управления как текущим функционированием, так и развитием. Управление развитием налогообразующей системы муниципального образования и, соответственно, развитием его промышленного комплекса, будет состоять в выборе наиболее эффективных направлений формирования новых объектов налогообложения и муниципальной поддержки этого процесса, в том числе бюджетными средствами. Таким образом, бюджетно-налоговый потенциал муниципального образования характеризует как налоговую ресурсную базу территории, так и совокупную бюджетную.

На величину налогового потенциала муниципального образования оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики муниципального образования, его отраслевая структура, динамика действующих цен и т.п. Ко вторым можно отнести состояние местной налоговой политики и т.п.

Оценка налогового потенциала обычно осуществляется как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, отражающих соотношение налогового потенциала муниципального образования к среднегрупповому показателю. Индексные показатели более объективно свидетельствуют о реальном положении дел, поскольку в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора. Для межмуниципальных сопоставлений величины налоговых потенциалов используются, как правило, соответствующие показатели в расчете на душу населения.

В зависимости от подходов к формированию содержания налогового потенциала можно выделить следующие группы методов, формирующие налоговый потенциал на основе:

1) концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов;

2) построения репрезентативной налоговой системы;

3) преобразования данных официальных форм налоговой отчетности;

4) корректировки суммы фактически собранных платежей в бюджет.

Метод оценки налогового потенциала на основе концепции экономического дохода как ресурса бюджетных доходов состоит в том, что он отражает реальную зависимость формирования бюджетов органов власти территории от уровня доходов проживающего там населения. Показатель применим для оценки налогового потенциала местных бюджетов, особенно в условиях, когда подоходный налог составляет преобладающий объем налоговых поступлений территории.

Суть репрезентативной налоговой системы в качестве меры налогового потенциала муниципального образования заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны на территории муниципального образования, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех муниципальных образованиях. Для применения этого метода необходимо иметь сведения по фактически собранным налогам и по налоговым базам по всем рассматриваемым налогам и муниципальным образованиям.

Эконометрические методы оценки налогового потенциала основываются на количественной оценке зависимости налоговых доходов местных бюджетов от факторов, характеризующих налоговую базу в муниципальном образовании, с помощью эконометрических методов. Другими словами, происходит усреднение значений налоговых обязательств местных бюджетов (которые определялись как сумма налоговых доходов и годового прироста задолженности по налогам и сборам в местный бюджет) в зависимости от избранных факторов. Теоретическое (среднее) значение налоговых обязательств в муниципальном образовании с данными (фактическими) значениями факторов считается налоговым потенциалом бюджета этого муниципального образования.

Согласно методам оценки налогового потенциала на основе преобразования данных форм официальной налоговой отчетности налоговый потенциал может выражаться в отчетном и плановом показателе.

Общая формула исчисления налогового потенциала, предлагаемая в экономической литературе рядом авторов, имеет вид:

НП – налоговый потенциал;

Нб – налоговая база по i-му налогу;

Нс – налоговая ставка по i-му налогу;

К12*…*Кi – коэффициенты, определяющие заданные условия[191].

Перечень коэффициентов, отражающих заданные условия, может быть различен в зависимости от факторов, оказывающих влияние на величину налогового потенциала.

Виды налогового потенциала классифицируются по различным критериям (по объему, по уровням бюджетной и налоговой системы, по группам налогов, по отраслям, по субъектам хозяйствования, по группам территорий, по времени). Основное значение в данной классификации имеет деление налогового потенциала на два вида: фактический и оптимальный. Фактический налоговый потенциал – это возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) при заданных условиях (качественных характеристиках) экономики, налогового законодательства, уровня налоговой культуры. Оптимальный налоговый потенциал – это потенциал с учетом эффективных налоговых усилий, предусматривающих оптимальное соотношение темпов экономического роста и выполнения социальных программ. Выявление оптимального налогового потенциала должно быть основано на построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы оптимальную налоговую нагрузку для всех субъектов экономической деятельности.

Размер налогового потенциала прямо пропорционально зависит от состояния экономики муниципального образования. Чем более развита экономика муниципального образования, тем больше размер налоговых поступлений. При этом чем более диверсифицирована по отраслям экономики структура налоговых поступлений в муниципальное образование, тем более очевиден их рост в перспективе. Указанная закономерность подтверждается наличием корреляционно-регрессионной зависимости между реализованной величиной налогового потенциала и уровнем развития экономики муниципального образования.

Уровень налогового потенциала, в числе других факторов, определяет размер инвестиций в развитие инфраструктуры территории, что способствует капитализации экономики муниципального образования. Уровень налогового потенциала определяет возможности трудоустройства работников в муниципальном образовании. Чем выше уровень налогового потенциала, тем выше уровень общественных потребностей его населения, а также объем производства общественных благ. Каждому муниципальному образованию присуща своя совокупность специфических факторов, оказывающих непосредственное влияние на размер налоговых поступлений как реализованной в доходах бюджета части налогового потенциала.

При анализе налогового потенциала муниципального образования следует исходить из подходов, отражающих преимущественную роль его производственного и финансового потенциалов, и учитывать следующие факторы:

· уровень экономического развития и отраслевая структура экономики муниципального образования (экономический потенциал);

· государственная налоговая политика;

· удельный вес рентабельных предприятий и средний уровень рентабельности предприятий, характеризующие общий рост экономической активности муниципального образования;

· меры, принимаемые налоговыми органами и органами местного самоуправления по сбору налогов.

При расчете налогового потенциала используются следующие инструменты:

· нормативные – содержат набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и налоговой ставки;

· экономические – аккумулируют параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой нагрузки;

· бюджетные – объединяют объемные показатели зачисления налоговых поступлений по уровням бюджетной системы.

При расчете налогового потенциала учитываются:

· показатели налоговых баз и ставок налогов в соответствии с законодательством и прогнозами по его изменению;

· показатели прогноза социально-экономического развития;

· индексы-дефляторы (индексы потребительских цен);

· показатели уровня собираемости налогов и сборов;

· показатели объемов недоимок налогов и сборов.

При определении налогооблагаемой базы на планируемый год применяются единые индексы-дефляторы, установленные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Прокрутить вверх


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


Функционирование государственного сектора в Российской Федерации в последние годы ставит акцент на эффективность и результативность использования бюджетных средств, программно-целевую ориентацию расходов, решение задач социально-экономического развития регионов и страны в целом, в связи с чем повышается значимость проведения анализа.

Цель исследования: разработка методики оценки бюджетного потенциала субъектов Российской Федерации (регионов) и выявление резервов их экономического роста.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования применялись такие методы, как наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, коэффициентный метод, выдвижение гипотез.

Вопросы оценки сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов, их финансовой самостоятельности, управления дефицитом бюджета, организации межбюджетных отношений и предоставления межбюджетных трансфертов, эффективности деятельности органов государственной власти при использовании бюджетных средств, рассматриваются в трудах российских авторов, среди которых М.Л. Васюнина [1], М.А. Зырянова [2], О.В. Изутова [3], Н.Ю. Коротина [4, 5], Е.В. Кузнецова [6], О.В. Макашина [7], Т.В. Максимова [8] и др. [9–11]. Этими авторами разработаны как отдельные направления в оценке финансового состояния регионов и муниципальных образований, так и комплексные методики. Но в составе методик одни и те же по своему смысловому содержанию показатели называются по-разному, то есть отсутствует единство в названиях бюджетных показателей. Кроме того, отсутствует понятие «финансовой самодостаточности» регионов, которое напрямую связано с их бюджетным потенциалом.

Финансовая самодостаточность регионального бюджета – это его обеспеченность бюджетным потенциалом в таких размерах, которые позволяют бюджету быть относительно независимым от финансовой помощи; это его обеспеченность налоговым и неналоговым потенциалом для финансирования текущих расходов. Но как показывает практика бюджетной деятельности в регионах, в основном бюджетного потенциала недостаточно для финансирования текущих расходов и большинство регионов являются дотационно зависимыми.

Оценка бюджетного потенциала региона и его самодостаточности должна включать расчет соответствия поступивших налоговых и неналоговых доходов общим расходам бюджета, исключая межбюджетные трансферты. В структуре бюджетного потенциала региона предлагается выделять три составляющие:

– общий налоговый потенциал;

– собственный налоговый потенциал;

Общий налоговый потенциал – это сумма налогов и сборов, зачисляемых полностью в бюджет региона, а также по дополнительным нормативам отчислений от федеральных налогов и сборов.

Собственный налоговый потенциал – это сумма налогов и сборов, зачисляемых полностью в бюджет региона в соответствии со ст. 14 первой части Налогового кодекса РФ.

Неналоговый потенциал – это сумма неналоговых доходов регионального бюджета, полученных от продажи или использования объектов государственного имущества, от платных услуг казенных учреждений, в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу – 40 %), от продажи земельных участков и др. (в соответствии со ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В связи с чем для оценки бюджетного потенциала региона предлагается расчет следующих коэффициентов (табл. 1):

Оценка обеспеченности региона бюджетным потенциалом и его самодостаточности

Формула для расчета показателя

Коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом (КБП)

glad01.wmf
(1)

где НД – налоговые доходы бюджета, руб.;

ННД – неналоговые доходы бюджета, руб.;

Р – общая сумма расходов бюджета, руб.;

МБТ – межбюджетные трансферты общего характера в составе расходов регионального бюджета, руб.

Коэффициент обеспеченности собственным налоговым потенциалом (КНП с)

glad02.wmf
(2)

где НДИО – налоговые доходы по налогу на имущество организаций, руб.;

НДТН – налоговые доходы по транспортному налогу, руб.;

НДНИБ – налоговые доходы по налогу на игорный бизнес, руб.

Коэффициент обеспеченности налоговым потенциалом (КНП)

glad03.wmf
(3)

где НДСОБ – собственные налоговые доходы по налогам, полностью зачисляемым в региональный бюджет (НИО, ТН, НИБ), руб.;

НДПРОЧИЕ – прочие налоговые доходы, зачисляемые в бюджет региона по нормативам от федеральных налогов, руб.

Индекс налогового потенциала региона (ИНП) [12]

glad04.wmf
(4)

где Ч – численность населения в регионе, чел.

Коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом (КННП)

glad05.wmf
(5)

Примечание. Источник: разработано автором исследования, кроме формулы (4).

– коэффициент обеспеченности бюджетным потенциалом, показывающий финансовую самодостаточность бюджета региона за счет его обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами для покрытия расходов (исключая межбюджетные трансферты). Чем выше значение коэффициента, тем выше его собственная финансовая самодостаточность и самостоятельность;

– коэффициент обеспеченности налоговым потенциалом, показывающий потенциал региона в части собираемости всех налогов (включая федеральные налоги, которые по нормативам частично «оседают» в региональном бюджете). Чем выше значение данного коэффициента, тем выше собираемость налогов в регионе;

– коэффициент обеспеченности собственным налоговым потенциалом, показывающий его потенциал в части собираемости только собственных, региональных налогов, которые по нормативам полностью зачисляются в бюджет региона. Чем выше значение данного коэффициента, тем выше собираемость собственных налогов в регионе;

– индекс налогового потенциала региона, показывающий сумму налоговых доходов (региональных налогов, полностью зачисляемых в бюджет региона, и налогов, зачисляемых по нормативам отчислений от федеральных налогов и сборов), приходящихся на одного жителя региона. Данный показатель в этой группе не случаен, он используется Министерством финансов РФ для расчета уровня расчетной бюджетной обеспеченности региона» до распределения дотаций (межбюджетных трансфертов), поэтому представляет значение не только с практической точки зрения, но и может иметь место в научном развитии методологии оценки финансового состояния регионов;

– коэффициент обеспеченности неналоговым потенциалом, показывающий уровень расходов бюджета, которые могут быть покрыты за счет неналоговых доходов. Чем выше значение коэффициента, тем результативнее осуществляются сделки с государственным имуществом, собирается плата за негативное воздействие на окружающую среду и иные неналоговые доходы.

В структуре доходной части регионального бюджета (в отличие от муниципального бюджета) значительно больше налоговая составляющая за счет налоговых баз и более высоких налоговых ставок в отличие от местных налогов. В составе неналоговых доходов бюджетов есть не менее социально значимые статьи, которые оказывают влияние на качество жизни населения, такие как плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках анализа бюджетного потенциала региона можно провести структурный анализ, разложив детально его налоговую и неналоговую составляющую следующим образом:

glad06.wmf

где НДННП – налоговые доходы регионального бюджета по налогу на прибыль организаций;

НДНДФЛ – доходы по налогу на доходы физических лиц;

НДАКЦ – доходы по акцизам (на спирт, бензин и др.);

НДНДПИ – доходы по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

НДСбВод – сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

НДСбЖив – сбор за пользование объектами животного мира;

НДУС – налоговые доходы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

ГП – государственная пошлина;

ДИспИм – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;

ДПрИм – доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;

ДПлУс – доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ;

ДПрУнПр – часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ;

ПлНегОкрСр – плата за негативное воздействие на окружающую среду;

ПлИспЛес – плата за использование лесов;

ПлДекл – декларационный платеж;

ДПрЗем – доходы от продажи земельных участков;

ДПрНедв – доходы от продажи объектов недвижимого имущества;

ПлВод – плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

ПлНедр – платежи за пользование недрами;

ДПр – прочие неналоговые доходы.

Проведение структурного анализа позволит спрогнозировать мероприятия точечного воздействия на перераспределение нормативов отчислений некоторых налогов в бюджет региона для повышения его финансовой самостоятельности.

Значимым в использовании бюджетных средств является их целевое и эффективное использование. В рамках оценки бюджетного потенциала невозможно провести проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, так как она проводится по данным бюджетного учета. Но существует возможность, используя материалы отчетов контрольно-счетных органов, провести оценку влияния выявленных нарушений на доходную составляющую регионального бюджета (например, потери бюджета от нецелевого использования бюджетных средств, пополнение бюджета по результатам выявленных финансовых нарушений) и как следствие, его бюджетный потенциал.

Состав коэффициентов для оценки будет следующий (табл. 2):

– коэффициент обнаружения финансовых нарушений в процессе исполнения регионального бюджета, который показывает долю контрольных мероприятий с выявленными финансовыми нарушениями в общей совокупности проведенных контрольных мероприятий;

– коэффициент устранения финансовых нарушений, который показывает долю сумм устраненных финансовых нарушений с региональными средствами в их общей стоимости. При этом в общую стоимость финансовых нарушений включаются нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств; нарушения законодательства о бухгалтерском учете и требований по составлению бюджетной отчетности; нарушения порядка управления и распоряжения государственным имуществом; нарушения, повлекшие снижение неналоговых доходов в бюджет региона; нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; несоблюдение установленных процедур и требований бюджетного законодательства при исполнении бюджетов;

– коэффициент нецелевого использования бюджетных средств, который показывает долю сумм нецелевого использования бюджетных средств региона, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в общей сумме расходов регионального бюджета;

– коэффициент роста неналогового потенциала по результатам внешнего контроля, который показывает увеличение неналоговых доходов в общей сумме доходов регионального бюджета по результатам контрольных мероприятий и характеризует их эффективность. Например, происходит сдача в аренду или продажа объектов государственного имущества по заниженным ценам, и именно контрольные мероприятия органов государственного независимого финансового контроля позволяют это выявить. Главное в том, что своевременное поступление этих доходов в бюджет региона в реальном объеме могло бы привести к снижению уровня зависимости бюджета от внешнего финансирования (в части дотационной поддержки или привлечения кредитов). Данный показатель сравнивают с показателем неналогового потенциала региона и отслеживают в динамике возможности роста неналоговых доходов по результатам контрольных мероприятий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведем апробацию разработанной методики оценки бюджетного потенциала регионов на примере шести субъектов Российской Федерации в составе Уральского федерального округа (далее – УрФО). Для оценки были использованы официальные данные об исполнении бюджетов за 2016 г., а также отчеты контрольно-счетных палат регионов о проведенных контрольных мероприятиях в бюджетной сфере. В табл. 3 представлены результаты оценки обеспеченности регионов бюджетным потенциалом и их самодостаточности.

Оценка использования бюджетных средств по целевому назначению

Формула для расчета показателя

Коэффициент обнаружения финансовых нарушений в процессе исполнения регионального бюджета (КФН)

glad07.wmf
(6)

где КМФН – количество контрольных мероприятий, по результатам которых выявлены финансовые нарушения;

КМ – общее количество проведенных контрольных мероприятий

Коэффициент устранения финансовых нарушений (КУФН)

glad08.wmf
(7)

где ФНУ – стоимость устраненных финансовых нарушений, выявленных в отчетном году, руб.;

ФН – общая стоимость выявленных финансовых нарушений в отчетном году, руб.

Коэффициент нецелевого использования бюджетных средств (КНЦ)

glad09.wmf
(8)

где НЦ – суммы нецелевого использования бюджетных средств региона, руб.

Коэффициент роста неналогового потенциала по результатам внешнего контроля (КРННД)

glad10.wmf
(9)

где ННДВ – выясненные по результатам контрольных мероприятий суммы не поступивших неналоговых доходов, возмещенные после контроля, руб.

Примечание. Источник: разработано автором исследования.

Показатели обеспеченности регионов в составе УрФО бюджетным потенциалом в 2016 г.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.12.2013 2013-12-14

Статья просмотрена: 7285 раз

Библиографическое описание:

Симонов, А. Ю. Налоговый потенциал / А. Ю. Симонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8675/ (дата обращения: 18.05.2021).

Теоретическое развитие налоговой политики во многом зависит от развития терминологии. В основе данного направления лежит понятие «налог», от которого образуются другие дефиниции. Одной из них является «налоговый потенциал» которую активно разрабатывают в последнее двадцатилетие.

Рассмотрим представленные в экономической литературе определения налогового потенциала:

1. Налоговый потенциал — совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории данного субъекта федерации.

Совокупная величина налогового потенциала определяет возможности правительства субъекта Федерации по формированию доходной части бюджета региона, а также потенциально возможную сумму доходов федерального бюджета, собираемую с данной территории.

В широком смысле «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. [8]

2. Налоговый потенциал — объекты обложения, сгруппированные по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку. [2, C. 17]

3. Налоговый потенциал — ресурсы бюджетных доходов территории или потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный период времени при применении на территории страны одинаковых условий налогообложения

Налоговый потенциал — потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения. [6]

В приведенных определениях выделяются два аспекта заложенных в «налоговом потенциале», это с одной стороны некая ресурсная база подверженная налогообложению, и с другой стороны возможный доход который в ходе налоговых сборов принесет эта база.

Некоторые авторы либо останавливают свое внимание либо на каком то одном аспекте, либо включают оба. Однако стоит заметить, что они имеют разные качественные характеристики, и не являются независимыми друг от друга. Так от величины «налогооблагаемых ресурсов» будет зависеть «возможная сумма поступлений налогов и сборов», а значит данные аспект имеет большее значение, и именно он нуждается в дальнейшей теоретической проработке.

Таким образом, определение, представленное в работе Прокопенко Р. А., наиболее полно отражает сущность данного понятия.

Налоговый потенциал имеет двойственный характер. Так исходя из определения потенциала как «совокупности всех имеющихся возможностей, средств в какой либо области, сфере» [4], и «источника, возможностей, средств, запасов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» [3], можно рассматривать два варианта включения налогооблагаемых ресурсов территории в ее налоговый потенциал.

С одной стороны если рассматривать только те ресурсы, которые на данный момент на законодательной основе подлежат налогообложению, то максимальная «совокупная величина налогового потенциала» будет достигнута, в случае если будут устранены имеющиеся налоговые льготы, не будет ситуаций уклонений от уплаты налогов, и других «потерь». То есть использовать все возможные ресурсы.

С другой стороны, если рассматривать не вовлеченные в законодательное налогообложение ресурсы, то мы расширим понятие потенциала. В данном случае речь пойдет о легализации неформальной и теневой экономики, и как следствие увеличении налогооблагаемых ресурсов территории.

Первый подход имеет больше негативных последствий воздействия на социальную, политическую и экономическую сторону деятельности субъектов, однако в теории позволяет решить некоторые текущие проблемы. Второй же подход более нацелен на достижение некоторых долгосрочных, «программных» целей. В связи с этим возникает новый фактор в категории «налоговый потенциал» — время выраженное в краткосрочных или долгосрочных периодах. Отсюда возможно выделение двух подкатегорий:

1. Функциональный налоговый потенциал — это возможные частично налогооблагаемые, или не налогооблагаемые субъекты, способные оперативно полностью войти в процесс налогообложения, и не требующие сильного изменения законодательства.

2. Стратегический налоговый потенциал — субъекты хозяйственной деятельности, которые не подвержены законодательному налогообложению, в силу неформального или незаконного характера деятельности. Требует введения новых законов или изменения старых. Позволяет увеличить будущие налоговые поступления для реализации каких либо программ, проектов.

Измерение и последующее наблюдение за изменением налогового потенциала региона позволяет более глубокого исследовать проблемы теории и практики региональной экономики, разрабатывать антикризисные меры, привлекать инвестиции в реальный сектор экономики, а также моделировать эффективные схемы формирования регионального бюджета.

Одним из методов оценки налогового потенциала региона является «репрезентативная налоговая система» (РНС), разработанная экспертной комиссией США по межбюджетным отношениям [7]. Суть РНС в качестве методики измерения налогового потенциала заключается в расчете суммы бюджетных платежей, которые могут быть собраны, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах. Исходя из данных о фактически собранных налогах и по налоговым базам, можно рассчитать совокупный объем поступлений — налоговый потенциал.

Основная заслуга метода РНС — возможность использовать регрессионный анализ. Его использование позволяет сократить количество данных используемых при измерении налогового потенциала; потребуется лишь информация о совокупных доходах по региону и небольшой набор переменных, используемых в качестве косвенных измерителей налоговых баз регионов. [5]

На сегодняшний день применяется методика оценки налогового потенциала, разработанная Министерством финансов Российской Федерации.

В методике основным показателем, характеризующим налоговый потенциал, является валовая добавленная стоимость в основных ценах, произведенная в регионе. Налоговый потенциал региона в методике — это сумма налоговых поступлений, которая поступила бы в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации при условии, что налоговая отдача в отраслях экономики региона будет такой же, как в среднем по России. Формулу расчета ВНР можно записать следующим образом [1]:


где ВНРi — валовые налоговые ресурсы региона,

ДCij — добавленная стоимость, произведенная в i-м регионе в отрасли j,

ДCj — добавленная стоимость, произведенная в Российской Федерации в отрасли j,

Тj — налоговые поступления из отрасли j в консолидированные региональные бюджеты (сумма по всем регионам Российской Федерации).

Двойственный характер налогового потенциала не позволяет максимально эффективно использовать вышеприведенные методики. Данные методики применимы только для «узкого» определения налогового потенциала, попытки же оценить «расширенный» потенциал затруднены отсутствием официальной статистики характеризующей неформальную и теневую сторону экономики. Использование «расширенной» трактовки актуально в случае решения масштабных социально-экономических проблем, решение которых требует совершенствования налоговой системы, а также при формировании долгосрочной бюджетной и кредитно-финансовой политики.

1. Анализ существующих методик оценки налогового потенциала региона и муниципального образования [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fer.ru/rftap/files/RFTAP_QCBS_2.3_Final_report_2.pdf

2. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: уч. Пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М.: Экономистъ, 2006. — 591с

Читайте также: