О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле

Опубликовано: 15.05.2024

Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 459
"О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 2000 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить в качестве основы для переговоров представленный Министерством финансов Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством государства - участника Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (прилагается).

Поручить Министерству финансов Российской Федерации проводить с участием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации переговоры о подписании межправительственных соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и по достижении договоренности подписывать от имени Правительства Российской Федерации указанные соглашения, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г. N 594 в настоящий проект внесены изменения

Проект Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Правительством

налогов во взаимной торговле

С изменениями и дополнениями от:

12 августа 2000 г.

Правительство Российской Федерации и Правительство _________________(государство - участник СНГ), именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.,

стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции,

принимая во внимание общепризнанные нормы и правила международной торговли, согласились о нижеследующем:

Статья 1
Общие определения

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

"нулевая ставка" - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого товары ввозятся для потребления;

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Статья 2
Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Статья 3
Принцип налогообложения при вывозе товаров

Товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядком, устанавливаемым Стороной, с таможенной территории которой вывозятся товары.

Настоящее правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат.

Статья 4
Принцип налогообложения при ввозе товаров

Ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны товары, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

Статья 5
Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядком, устанавливаемым Сторонами.

Статья 6
Контроль за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

2. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы.

Информация об изменениях:

Статья 7
Исполнение Соглашения

1. Настоящее Соглашение не препятствует праву Сторон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка.

2. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

3. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Информация об изменениях:

Статья 8
Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Статья 9
Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу одновременно с вступлением в силу Протокола об изъятиях из режима свободной торговли, предусмотренного Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г. ___________________ 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и ___________________ языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство Российской Федерации

За Правительство _________________________

Российской Федерации и Правительством

(государство - участник СНГ)

о принципах взимания косвенных налогов

во взаимной торговле

Порядок
взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон

Настоящий Порядок является неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ____________________(государство - участник СНГ)

о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (далее именуется - Соглашение).

Статья 1
Порядок взимания налога на добавленную стоимость в стране вывоза товаров (оказания услуг) по принципу страны назначения

1. Поставка товаров (оказание услуг) на таможенную территорию государств Сторон облагается налогом на добавленную стоимость (далее именуется - НДС) в соответствии со статьями 3 и 5 Соглашения.

2. Поставщик товаров (услуг) исчисляет НДС по ставкам, установленным национальным законодательством, и уплачивает НДС в бюджет своего государства независимо от учетной политики.

3. При поставке товаров (оказании услуг) в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, на товары, ввезенные на территорию государства другой Стороны (оказанные услуги), указывается стоимость отгруженных товаров (оказанных услуг) с НДС.

4. В целях подтверждения факта вывоза товаров (оказания услуг) и уплаты по ним НДС в стране назначения для последующего получения зачета в счет предстоящих платежей или возмещения уплаченного НДС поставщик представляет в национальный компетентный орган документы, указанные в статье 3 настоящего Порядка.

5. При отсутствии подтверждения поставщиком факта вывоза товаров (оказания услуг) с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты по ним НДС на таможенной территории государства другой Стороны сумма НДС зачету или возмещению не подлежит.

6. В случае представления поставщиком документов, подтверждающих факт вывоза товаров (оказания услуг) с таможенной территории государства одной Стороны, и уплаты НДС на таможенной территории государства другой Стороны, сумма уплаченного НДС засчитывается ему в счет предстоящих платежей или возмещается в порядке, установленном национальным законодательством.

Статья 2
Порядок взимания акцизов при поставке товаров

1. Поставка товаров на таможенную территорию государств Сторон облагается акцизами в соответствии со статьей 3 Соглашения.

2. При поставке товаров на таможенную территорию государства другой Стороны в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, указывается стоимость товаров без акцизов. Расчеты между продавцом и покупателем производятся без учета акцизов.

3. Производитель, поставляющий произведенный им товар, начисляет и уплачивает акцизы на отгруженные товары по национальным ставкам в порядке и сроки, установленные для товаров, реализуемых на внутреннем рынке.

4. В целях подтверждения факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты акциза на таможенной территории государства другой Стороны для последующего получения зачета в счет предстоящих платежей или возмещения уплаченного акциза производитель представляет в национальный компетентный орган документы, указанные в статье 3 настоящего Порядка.

5. При отсутствии подтверждения производителем факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты акциза на таможенной территории государства другой Стороны уплаченный в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи акциз зачету или возмещению не подлежит.

6. В случае представления производителем документов, подтверждающих факт вывоза товаров и уплату акциза в стране назначения, уплаченный акциз засчитывается ему в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.

Статья 3
Документальное подтверждение факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты налога на таможенной территории государства другой Стороны

1. Факт вывоза товаров и уплаты по ним налога подтверждается продавцом или производителем путем представления в национальный компетентный орган следующих документов:

а) контракт купли-продажи или мены (копия контракта) продавца с покупателем;

б) копии транспортных и товаросопроводительных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-продавца (производителя), с отметками таможенного органа государства покупателя товаров, подтверждающими факт ввоза товара через пограничный пост государства покупателя;

в) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара на счет продавца (производителя), а в случае товарообменных (бартерных) сделок - справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации-продавца (производителя), об оприходовании на соответствующих счетах бухгалтерского учета ввезенного товара, эквивалентного стоимости вывезенного товара;

г) копии платежных поручений покупателя, подтверждающих уплату НДС и акцизов в бюджет государства покупателя товаров, с отметкой банка о произведенных платежах;

д) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации - продавца (производителя), с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории государства продавца товаров;

е) контракт (копия контракта) производителя с покупателем на поставку подакцизных товаров, в котором предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю не ранее пересечения грузом границы государства продавца товаров.

2. В случае, если поставка товаров осуществляется по договору комиссии (поручения), производитель (собственник) этих товаров представляет в компетентные органы также договор комиссии (поручения) (или его копию) между комиссионером и производителем (собственником) товара.

Статья 4
Документальное подтверждение факта оказания услуг

Факт оказания услуг подтверждается продавцом путем представления в национальный компетентный орган следующих документов:

а) контракт (копия контракта) на оказание услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а" и "б" пункта 1 статьи 5 Соглашения);

б) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за оказанные услуги (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения);

в) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз грузов за пределы территории государства продавца услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а" и "б" статьи 5 Соглашения);

г) копии единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, остающихся в распоряжении организации, выполняющей указанные услуги (по услугам, предусмотренным в подпункте "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения);

д) документы, подтверждающие уплату НДС в государстве покупателя услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения).

Статья 5
Исполнение Порядка

Стороны могут применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка.

Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 459 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г., N 26, ст. 2777

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. N 594

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

от 9 октября 2000 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРИНЦИПАХ

ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.,

стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции,

принимая во внимание общепризнанные нормы и правила международной торговли,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз;

"нулевая ставка" - означает освобождение от акцизов и ставку налога на добавленную стоимость, равную нулю процентов, при вывозе товаров (услуг). Применение нулевой ставки предоставляет право налогоплательщику на зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, а также на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого осуществляется ввоз товаров (услуг);

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Принцип налогообложения при вывозе товаров

1. Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

2. Положение пункта 1 настоящей статьи не распространяется на природный газ, нефть, включая стабильный газовый конденсат.

Принцип налогообложения при ввозе товаров

1. Товары, за исключением перечисленных в пункте 2 статьи 3 настоящего Соглашения, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

2. Товары, перечисленные в пункте 2 статьи 3 настоящего Соглашения и происходящие из государства одной Стороны, при ввозе на таможенную территорию государства другой Стороны с таможенной территории государства, не являющегося участником настоящего Соглашения, облагаются косвенными налогами на таможенной территории государства этой другой Стороны в соответствии с его национальным законодательством.

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами.

Контроль за перемещением товаров

и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

2. Взимание и контроль по уплате косвенных налогов при ввозе (вывозе) товаров с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны осуществляют таможенные и налоговые органы государств - участников настоящего Соглашения.

1. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

2. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 июля 2001 года, после последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г. Астане 9 октября 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Ратифицировано Федеральным Собранием (Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 155-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 7).

Соглашение вступило в силу 1 июля 2001 года.

Судебная практика и законодательство — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле"

Ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года, подписанный в городе Астане 15 сентября 2004 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан в соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года (далее - Соглашение), именуемые далее Сторонами,

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года.

4. Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации обеспечить опубликование настоящего Решения в официальных изданиях в соответствии с национальным законодательством.

С 1 июля 2001 года вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, подписанное 9 октября 2000 года. В настоящее время вопрос о взимании НДС в отношении нестабильного газового конденсата, происходящего и ввозимого из Республики Казахстан в Российскую Федерацию, находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации по данному вопросу будет доведено ГТК России до сведения таможенных органов в установленном порядке.

(с изменениями на 15 сентября 2004 года)

Документ с изменениями, внесенными:

________________
* Соглашение вступило в силу 1 июля 2001 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции,

принимая во внимание общепризнанные нормы и правила международной торговли,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

"косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз;

"нулевая ставка" - означает освобождение от акцизов и ставку налога на добавленную стоимость, равную нулю процентов, при вывозе товаров (услуг). Применение нулевой ставки предоставляет право налогоплательщику на зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, а также на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение;

"страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого осуществляется ввоз товаров (услуг);

"хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон.

Статья 2

Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон.

Статья 3

Принцип налогообложения при вывозе товаров

Товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с национальным законодательством Сторон (статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2005 года международным договором от 15 сентября 2004 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4

Принцип налогообложения при ввозе товаров

Товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством (статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2005 года международным договором от 15 сентября 2004 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 5

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг

1. Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении.

2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами.

Статья 6

Контроль за перемещением товаров
и уплатой косвенных налогов

1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

2. Взимание и контроль по уплате косвенных налогов при ввозе (вывозе) товаров с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны осуществляют таможенные и налоговые органы государств - участников настоящего Соглашения.

Статья 7

1. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров.

2. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений.

Статья 8

Внесение изменений и дополнений в Соглашение

Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

Статья 9

Срок действия Соглашения

1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 июля 2001 года, после последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г.Астане, 9 октября 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

— принцип взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), который применяется во взаимной торговле в большинстве стран мира. Этот принцип предусматривает применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Комментарий

Принцип страны назначения при взимании косвенных налогов (НДС, акцизы) — это принцип взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), который применяется во взаимной торговле в большинстве стран мира. Этот принцип предусматривает применение ставки 0% НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Принцип страны назначения применяется, к примеру, во взаимной торговле между странами Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения) и закреплен в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) :

"1. Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте."

Принцип страны назначения применяется в России и по отношении к другим странам мира. Так, в случае реализации товаров на экспорт, предусмотрено применение ставки НДС 0% (п. 1 ст. 164, ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Пример

Российская организация реализует товар на экспорт в Евросоюз. В этой ситуации российский экспортер применяет ставку НДС 0%, которая предусмотрена статьей 164 Налогового кодекса. Импортер из Евросоюза уплачивает НДС при ввозе товара на территорию Евросоюза.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации (импорт) облагается НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ)

Пример

Российская организация приобретает товар у организации из Евросоюза. В этой ситуации европейский экспортер применяет ставку НДС 0%. Российская же организация уплачивает НДС таможенным органам при ввозе товара на территорию России.

Разъяснения и практика

В пункте 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 31-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании "Gazprom Neft Trading GmbH" разъяснено:

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, по общему правилу, обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров осуществляется в стране назначения (принцип страны назначения). Данный принцип предполагает взимание налога на добавленную стоимость со всех товаров (работ, услуг), которые ввозятся в страну для конечного потребления вне зависимости от места их производства (определения от 15 мая 2007 года N 372-О-П, от 5 февраля 2009 года N 367-О-О, от 2 апреля 2009 года N 475-О-О и др.). Взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения с одновременным предоставлением права на применение налоговой ставки 0 процентов к экспортным операциям направлено в том числе на поддержание экспорта и усиление конкурентоспособности товаров, экспортируемых из Российской Федерации. При этом установление нулевой ставки налога создает фикцию обложения налогом (без его уплаты) и у налогоплательщика возникает право на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам.

Нарушение принципа взимания налога на добавленную стоимость в стране назначения в тех случаях, когда единая экспортная хозяйственная операция по транспортировке груза за пределы территории Российской Федерации разбивается в результате обстоятельств непреодолимой силы на несколько составляющих (этапов), в частности когда транспортировка груза на внутрироссийском этапе перевозки облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов, создает неблагоприятные условия для ценовой конкуренции для российских товаров на международных рынках, что не может соответствовать конституционному требованию поддержки конкуренции (статья 8, часть 1, Конституции Российской Федерации).

При этом взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения не только обусловлено целью поддержания конкуренции, избежания двойного налогообложения операции в стране происхождения и в стране назначения, но и предопределяется правовой природой указанного налога как налога на потребление, поскольку потребление экспортируемых товаров происходит именно в стране назначения.

Верховный суд России в Определении от 13.11.2015 № 307-КГ15-7495 разъяснил принцип страны назначения:

Применение данного принципа подразумевает, что юрисдикцией по взиманию налога обладает то государство, в котором происходит потребление товара (страна ввоза), а не страна его изготовления (страна вывоза). Соответственно, исключается уплата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в другие страны, но одновременно разрешается взимание налога при импорте товаров, ввозимых из третьих стран.

При этом по общему правилу налоговое бремя в виде «входящего» налога, оплаченного экспортером в цене приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, не должно возлагаться на такого налогоплательщика, который не является лицом, осуществившим потребление товаров, но в силу взимания налога по принципу страны назначения не имеет возможности переложить бремя уплаты налога на иностранного покупателя в цене реализуемых товаров, как это имело бы место во внутренней торговле. В этих целях за налогоплательщиком-экспортером сохраняется право на вычет сумм «входящего» налога и его возмещение из бюджета.

В развитие принципа страны назначения положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов при налогообложении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. В свою очередь сохранение за налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов при совершении таких операций прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса.

Рубрики:

Советуем прочитать

Ввозной НДС — НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Внутренний НДС — НДС, уплачиваемый при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Акциз — налог, который уплачивается при производстве некоторых товаров (подакцизные товары). Акциз является косвенным налогом. Акциз федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, который установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса России. НДС является федеральным налогом.

НДС при импорте (ввозной НДС, таможенный НДС) — НДС, который уплачивается при ввозе товаров на территорию России.

Ставка НДС 0% — применяется при реализации товаров на экспорт и оказании услуг (выполнении работ), связанных с экспортом товаров.

В статье рассмотрены особенности обложения косвенными налогами товаров (работ, услуг), импортируемых и экспортируемых на территории ЕАЭС.

С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС, который ориентирован на безбумажный документооборот и использование современных программно-технических средств на всех этапах – от подачи декларации до выпуска товаров.

В настоящее время в рамках ЕАЭС обеспечиваются «четыре свободы рынков»:

– свобода движения услуг;

– свобода движения товаров;

– свобода движения трудовых ресурсов;

– свобода движения капитала.

Именно свобода движения товаров и услуг дала огромный толчок развитию ЕАЭС и интеграции законодательных норм союзных стран, благодаря чему уже достигнуты такие цели:

– упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних границах государств – членов ЕАЭС и осуществлен их перенос на внешний периметр;

– определен единый регламент налогового администрирования взаимной торговли государств – членов ЕАЭС;

– организована работа по устранению налоговых барьеров, ограничений и изъятий во внутренней торговле;

– налажен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов ЕАЭС для осуществления налогового администрирования, обеспечивающий контроль над своевременностью и полнотой уплаты косвенных налогов в бюджеты государств – членов ЕАЭС.

Принципы

Статьей 72 Договора о ЕАЭС установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Регулирующие НПА

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг установлены приложением 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол), а также главой 50 Налогового кодекса.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

– по импорту – все импортеры товаров на территорию РК из стран – участниц ЕАЭС, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет;

– по работам, услугам – плательщики НДС по работам, услугам, местом реализации которых признана территория РК;

– по экспорту – плательщики НДС (применяют нулевую ставку налога) и неплательщики НДС (не уплачивают налог).

Особенности обложения НДС по импорту из стран ЕАЭС

Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортеры товаров в целях исчисления НДС должны:

– определить дату оборота по импорту;

– определить размер облагаемого импорта;

– исчислить налоговую базу по НДС;

– исчислить и уплатить НДС;

– представить в налоговые органы налоговую отчетность.

Определение даты оборота по импорту

Датой совершения облагаемого импорта согласно пункту 2 статьи 442 Налогового кодекса является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договорам (контрактам) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту), предусматривающему предоставление займа в виде вещей, товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья.

Если иное не установлено пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса, для целей главы 50 Налогового кодекса датой принятия на учет импортированных товаров является:

1) наиболее ранняя из дат признания (отражения) таких товаров в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) дата ввоза таких товаров на территорию РК.

При наличии у налогоплательщика обеих дат, указанных в подпунктах 1 и 2 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса, датой принятия на учет импортированных товаров признается наиболее поздняя из указанных дат.

Для указанных целей датой ввоза товаров на территорию РК является:

– при перевозке товаров воздушными или морскими судами – дата ввоза в аэропорт или порт, расположенные на территории РК;

– при перевозке товаров в международном автомобильном сообщении – дата пересечения Государственной границы РК.

При этом дата пересечения Государственной границы РК определяется на основании талона о прохождении государственного контроля (либо копии талона о прохождении государственного контроля), выдаваемого территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, форма и порядок представления которого устанавливаются совместно уполномоченным органом и Комитетом национальной безопасности РК.

При отсутствии сведений о дате ввоза товаров на территорию РК датой принятия на учет импортированных товаров является дата, указанная в подпункте 1 части второй пункта 2 статьи 442 Налогового кодекса.

ПРИМЕР 1

ТОО «А» импортирует товар ООО «А» (РФ).

Договором предусмотрены условия поставки по Инкотермс 2010 DDP, права собственности от продавца к покупателю переходят в момент получения товара на складе покупателя. Известно, что:

– поставщик товара передал перевозчику товар 25 февраля 2020 года;

– пересечение Государственной границы РК, согласно талону о прохождении государственного контроля, произошло 29 .

Читайте также: