Налоговое право европейское право

Опубликовано: 01.05.2024

1. Из перечисленных форм государственной помощи частным компаниям законными являются:
• прямые субвенции

2. Из перечисленного свободными таможенными зонами не являются:
• г. Глазго (Англия)

3. Способами борьбы с демпингом (несправедливой практикой международной торговли) не являются:
• акцизные сборы

4. Отчисление в бюджет ЕС государствами-членами процента от НДС осуществляется в размере до .
• 1,4%

5. Третью составляющую европейского права представляют нормы
• ЕС по правам человека

6. Ставка специфической таможенной пошлины устанавливается в зависимости от:
• веса товара

7. В систему собственных средств бюджета ЕС не входят:
• налоги на табачные изделия и алкогольные напитки

8. Импортные и экспортные пошлины, согласно таможенному праву ЕС, не исчисляются на основе
• качества товаров

9. Институтом Европейского валютного союза не является:
• Экономический и социальный комитет

10. Основные нормы первичного права ЕС о конкуренции содержатся в ____________________ разделе Договора о ЕС.
• 4

11. Из перечисленных отношений не регулируются(-ется) европейским налоговым правом:
• фискальная политика государств-членов в отношении своей территории

12. Понятием «товары Сообщества» не охватываются товары:
• стран вне ЕС

13. Заседания Европейского Совета проводятся не реже
• двух раз в год

14. Председатель Европейского парламента избирается на срок
• 2,5 года

15. Амстердамский договор заключен на срок
• неограниченный

16. Таможенный кодекс ЕС вступил в силу с:
• 1994 г

17. Контрольные полномочия Европейского парламента состоят в:
• возможности создания комиссий по расследованию

18. Третий этап в развитии европейского права и европейской интеграции связан с:
• заключением Единого Европейского акта

19. Предложения по формированию бюджета ЕС вносят:
• Все органы Евросоюза

20. Внешнюю границу Евросоюза составляют:
• границы государств-членов с третьими государствами

21. Применительно к Суду ЕС, гефье — это:
• постоянный секретарь

22. Исполнение решений Суда ЕС осуществляется:
• по законодательству страны, где будет осуществляться исполнение

23. Резиденция Совета Европейского Союза находится в городе
• Брюсселе

24. Экономический и социальный комитет насчитывает:
• 221 члена

25. В европейском праве конкуренции под публичными предприятиями понимаются:
• подразделения государственных органов, занимающихся экономической деятельностью

26. В рамках Европейской Комиссии решения принимаются:
• коллегиально

27. Генеральное соглашение ЕС по тарифам и торговле было заключено в:
• 1947 г

28. Нормативными актами Евросоюза являются:
• регламенты, директивы

29. Срок полномочий омбудсмена составляет:
• пять лет

30. В структуру системы собственных финансовых ресурсов ЕС не входят:
• налоги на недвижимость

31. Участниками Парижского договора о ЕОУС 1952 г. были ____________________ государств.
• шесть

32. Судьи Суда ЕС
• не вправе выступать со своим особым мнением

33. Действительность и правомерность схемы о слиянии корпораций определяется:
• Европейской Комиссией

34. Срок подачи постановки под таможенный режим для товаров, перевезенных морским транспортом, составляет:
• 45 суток

35. Счетная палата ЕС является органом
• финансового контроля

36. Европол (Европейская полицейская организация) — это:
• координационный и информационный орган

37. Члены Счетной палаты ЕС получают свои полномочия путем
• выдвижения государствами-членами

38. Налоговая система ЕС представляет собой .
• совокупность обязательных платежей

39. Нормы вторичного права в системе источников европейского права — это:
• акты институтов Евросоюза

40. В случае подачи жалобы на решение таможенного органа ЕС в суд данное решение:
• автоматически приостанавливается

41. Полномочиями Европейского парламента не являются полномочия
• распорядительные

42. Из перечисленных отношений не составляют предмет таможенного права ЕС отношения, связанные с:
• перемещением товаров между границами государств-членов ЕС

43. Правовая доктрина в рамках налогового права ЕС
• играет опосредованную роль

44. Применение Регламента о слияниях ЕС в части ответственности компаний возможно, если их годовой суммарный мировой оборот превышает:
• 500 млн. евро

45. Процесс принятия бюджета заканчивается:
• 31 декабря

46. Предмет налогового права ЕС не составляют:
• акцизы

47. Основанием для определения стоимости импортируемого товара не служит:
• себестоимость производства

48. Величина взносов государств-членов ЕС в бюджет Сообщества
• зависит от экономического и политического положения стран-членов

49. Европейский парламент — это орган .
• представительный

50. Безусловные исключения в европейском праве конкуренции — это:
• виды государственной помощи, не совместимые с принципами «общего рынка»

51. Налог на добавленную стоимость в ЕС взимается с товара по месту страны
• куда он ввезен

52. Исполнительная функция Евросоюза возлагается преимущественно на:
• Европейскую Комиссию

53. При ввозе подакцизного товара из одной страны ЕС в другую акцизный сбор
• не взимается

54. Лица, домицилированные в Сообществе, — это:
• физические и юридические лица, проживающие или зарегистрированные в Сообществе

55. Члены Европейской Комиссии именуются в официальных документах как:
• комиссары

56. Процедура рассмотрения дел в Суде ЕС состоит из ____________________ стадий.
• двух

57. Председатель Суда ЕС избирается на срок
• три года

58. Таможенная стоимость облагаемых товаров, ввозимых в результате импортной сделки, не может быть определена по:
• биржевой котировке

59. Олигополия в праве конкуренции ЕС — это:
• разновидность монополистической деятельности

60. Принятие политических решений в рамках Евросоюза — это полномочия .
• Европейского Совета

61. Консультативный комитет ЕОУС действует:
• в рамках всего ЕС

62. Принцип субсидиарности Сообщества означает:
• любое частное дело государства-члена — дело всего Союза

63. Председательствующий в Европейском Совете получает свой пост
• в порядке очереди по учредительным актам

64. Учредительная функция Евросоюза предполагает право на:
• создание публичной власти

65. Решения Суда первой инстанции ЕС могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС в срок
• два месяца

66. Актами Европейской Комиссии являются:
• регламенты

67. Европейский парламент является органом
• однопалатным

68. Председатель Счетной палаты назначается на должность на срок
• 3 года

69. Счетная палата ЕС не имеет права
• арестовывать счета физических лиц

70. Таможенные пошлины могут налагаться:
• на импорт и на экспорт

По общему правилу, большая часть налоговых поступлений, которые взимаются со своих граждан или подданных поступают в центральную часть бюджета, если государство федеративное, то 80-90% взимаемых налогов попадают в федеральный бюджет. Стоит обратить внимание и на то, что во всех наиболее развитых государствах с рыночной экономикой взимается 7-10 налогов. Данные поступления являются основой любой налоговой системы, в том числе и англосаксонской, которую мы рассмотрим более подробно.

Англосаксонская система налогообложения функционирует в таких государствах как США, Великобритания, Австралия, Канада.

Данная система обладает некоторыми отличительными признаками:

во-первых, в рамках англосаксонской системы налогообложения значительно преобладают прямые налоги;
во-вторых, косвенные налоги составляют лишь незначительную долю;
в-третьих, основным субъектом налогообложения являются физические лица [1].

Более того, самая ортодоксальная налоговая англосаксонская налоговая модель функционирует в Великобритании. На ней стоит и заострить внимание.

Функционирующая в Британии налоговая система является одной из наиболее направленных на налоговые поступления со стороны физических. Данный тезис применим и к таким государствам как Канада, США, Австралия, так как в них действует схожая система налогов и сборов. Это связано с тем, что данные государства являются капиталистическими, что в свою очередь подразумевает свободный и конкурентный рынок, который невозможно реализовать при высоком налогообложении предприятий, так как мелкие предприятия не способны существовать с таким налоговым бременем. Соответственно, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать о том, что юридические лица играют ключевую роль в функционировании англосаксонской налоговой системы [2].

Диаметрально противоположная ситуация сложилась в отношении физических лиц. Как правило, именно налоговые поступления со стороны физических лиц являются базисом при формировании бюджетов всех уровней. Это подтверждается и цифрами. В странах с англосаксонской налоговой моделью налоговые поступления занимают около 80-90% бюджета. Цифры варьируются в зависимости от государства. Более того, 60-70% всех налоговых поступлений занимает налог на доходы физических лиц или же подоходный налог. Если же говорить о юридических лицах, то налоговые поступления с их стороны зачастую не превышают и 15%. Но некоторые экономисты и эксперты в сфере налогового права считают, что сегодня данная налоговая система постепенно подвергается реформированию, обосновывая свою позицию тем, что подоходный налог в государствах с подобной налоговой моделью постепенно уменьшается. В частности, личный подоходный налог с британских подданных сегодня составляет 20%. Эта цифра может показаться высокой лишь на первый взгляд. Для наглядности можно произвести сравнение с налоговой системой в РФ. Основная ставка НДФЛ в России составляет 13% и планируется её повышение до 15%, несмотря на то, что бюджет Российской Федерации имеет меньшую привязку к налоговым поступлениям, так как в РФ существуют иные источники финансирования.

Разумеется, юридические лица в данной налоговой системе также нельзя назвать полностью освобождёнными от уплаты налогов. Во всех государствах, где функционирует подобная налоговая система, предусмотрен и подоходный налог с организаций, который в быту принято называть «корпоративным налогом». Его ставка варьируется от 20 до 35% в зависимости от государства. Если же говорить конкретно о Великобритании, то в ней предусмотрены две ставки по данному виду налога, которые составляют 24 и 33%.

Если же говорить о Канаде, то в ней в свою очередь также предусмотрен налог с корпораций и организаций. Основная Налоговая ставка по данному налогу составляет 38%, что считается достаточно высокой цифрой. Однако, в Канаде предусматривается множество налоговых вычетов, и реальная налоговая ставка становится значительно меньшей. Она может снижена вплоть до 10%, но основной является ставка в 25%.

Касательно ставок подоходного налога в Канаде, то следует отметить, что она также носит прогрессивный характер. В Канаде предусмотрены 4 налоговые ставки: 15%, 22%, 26% и 29%. Как видно, числа не слишком сильно рознятся со ставками в других странах.

Стоит обратить внимание и на то, что в данных государствах присутствует классификация налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов. Их существенное отличие кроется в том, что доходы резидента подлежат обложению без привязки к источнику получения. Нерезидент же уплачивает налоги только в том случае, если доход был получен на территории данного государства [3].

Немалую роль в рамках данной налоговой системы имеет и налог на добавленную стоимость. Ставка данного налога не слишком сильно рознится со ставкой в государствах с иными налоговыми моделями. В частности в Британии предусмотрены три ставки НДС: 0%, 8%, 17,5%. Но необходимо обратить внимание на то, что НДС в рамках англосаксонской налоговой системы имеет куда меньшую привязку к бюджету всех уровней. Это обусловлено тем, что в государствах с этой налоговой моделью косвенное налогообложение играет меньшую роль.

В итоге можно сделать вывод, что англосаксонская налоговая модель не лишена как недостатков, так и положительных моментом. Безусловно, относительно низкое налогообложение организаций можно расценить как плюс, так как это является преградой для появления монополистов на рынке. Минусом же является то, что значимость налогов с физических лиц слишком сильно превалирует над иными источниками финансирования бюджетов всех уровней.

Евроконтинентальная налоговая модель

Отличительным признаком евроконтинентальной модели налогообложения является значительное косвенное налогообложение и высокая доля отчислений на социальное страхование. Такого рода вариации налоговых систем функционируют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии.

Евроконтинентальная налоговая система характеризуется относительно высокой долей косвенных налогов, среди которых ключевую роль играет налог на добавленную стоимость.

Также стоит помнить и о том, что в рамках данной системы ключевое место занимают выплаты на социальное страхование, отчисляемые из фонда заработной платы.

Стоит отметить и то, что несмотря на высокую степень косвенного налогообложения в странах с евроконтинентальной моделью, прямое налогообложение в них крайне низкое.

В государствах с подобной системой налогообложения чаще всего функционирует социально-ориентированная модель экономики.

Основными налогами в государствах с подобной системой налогообложения являются:

- налог на добавленную стоимость;
- налог на прибыль или доход;
- налог на собственность;
- земельный налог;
- налог на фонд заработной платы;
- налог на доход от капитала;
- подоходный налог с физических лиц.

В рамках данной системы существуют два уровня налогообложения:

Необходимо заметить и то, что характер подоходного налогообложения в данных государствах носит прогрессивный характер.

В государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения существуют 4 ставки налога на добавленную стоимость:

- нормальная;
- сокращённая;
- промежуточная;
- повышенная.

Нормальная ставка применима для всех операций, кроме тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применима, когда оказываются услуги в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная может применяться для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов, аппаратуры, табака и т.д.

На данный момент наблюдается такая тенденция, что страны, в которых функционирует евроконтинентальная модель налогообложения, всячески пытаются координировать налоговую политику иных государств.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что на сегодняшний день в мире наблюдается процесс всем налоговым системам единообразного характера. А так как государства с евроконтитентальной налоговой системой являются гегемонами в мировой политики, именно они задают планку, к которой стремятся другие государства.

Стоит отметить и то, что несмотря на желания европейских государств гармонизировать налоговые системы, на данный момент это не представляется возможным. В первую очередь это обусловлено причинами материального характера. Страны с латиноамериканской налоговой моделью, о которых речь пойдёт дальше или же Африканские страны не могут позволить себе подобные налоговые ставки в отношении физических лиц, что обусловлено их низким уровнем дохода. Также содержание органов системы налогов и сборов, которые существуют в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, является весьма затратным. Из этого следует, что полная гармонизация налоговых систем на сегодняшний день не представляется возможной, чего нельзя сказать о постепенной интеграции некоторых элементов из евроконтинентальной налоговой модели [4].

Стоит обратить внимание и на то, что данная система также не лишена недостатков. В частности, в государствах с евроконтинентальной моделью налогообложения, несмотря на и так достаточно высокую долю страховых отчислений, наблюдается их дальнейший рост. В частности, на данный момент именно страховые взносы составляют 46% всех поступлений в центральный бюджет. Соответственно, данная ситуация может присти в дальнейшем к росту прямого налогообложения, что сегодня весьма специфично для государств с подобной налоговой системой.

Латиноамериканская налоговая модель

Латиноамериканская налоговая модель традиционно применяется в странах третьего мира, которые принято называть «развивающимися». Подобная налоговая модель функционирует в странах Южной Америки (Чили, Боливия) а также в государствах, которые находятся в пределах карибского бассейна.

В государствах с латиноамериканской налоговой моделью также предусмотрена классификация налогов и сборов по уровням. В частности, существуют налоги, поступающие в национальный бюджет (аналог федерального), а также существует муниципальное налогообложение и налогообложение на уровне департаментов [5].

Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной налоговой системы значительная роль уделена налогообложению организаций. Если же говорить о прямом и косвенном налогообложении в этих государствах, то ставки по данным налогам значительно меньше, чем странах с иными налоговыми моделями. Исключение из правил составляют лишь большинство стран Африки и некоторые страны Азии, но они не составляют полностью самостоятельную налоговую модель, а представляют собой лишь адаптацию латиноамериканской налоговой системы.

Косвенные налоги составляют около четверти бюджета латиноамериканских стран. Ключевую роль среди них играют акцизы, образующие около 20% налоговых поступлений среди всех налоговых поступлений.

Латиноамериканская система налогообложения является первой ступенью к экономическому росту государства. Именно поэтому она так широко применяется в странах третьего мира.

Ярким примером сильного экономического роста при переходе на подобную модель налогообложения является такое государство как Чили времён Аугусто Пиночета в период с 1973г по 2011г. Данный временной промежуток вошёл в история как «чилийское чудо». Это обусловлено тем, что после перехода на нынешнюю модель налогообложения ВВП на душу населения Чили вырос в 2,8 раза [6].

Стоит отменить и весьма низкие налоговые ставки по индивидуальному подоходному налогу в данных государствах. В частности, в Перу ставка по подоходному налогу на данный момент составляет 4%, В Перу - 3,9%, а в Колумбии – 13,5%, что в рамках этой системы является достаточно высоким показателем.

Совершенно иная ситуация обстоит с корпоративными налогами. Их ставка значительно больше, чем в государствах с иными налоговыми моделями. В частности, ставка по корпоративному налогу в Венесуэле составляет 56%. Но есть и положительные исключения. Например, Бразилии ставка по корпоративному налогу составляет 7,5%, но это компенсируется высоким уровнем косвенного налогообложения, которое в латиноамериканских странах традиционно высокое. В частности, акцизы обеспечивают 30% всех налоговых поступлений в Бразилии. Подобная ситуация сложилась и в Перу. В этом государстве налог на добавленную стоимость обеспечивает 25% всех налоговых поступлений.

В итоге можно сделать вывод, что данная налоговая модель оптимальна для бедных стран, так как государство практически не рассчитывает на прямые налоги с физических лиц при формировании бюджета. Но в то же время очевидным недостатком является то, что высокий уровень налогообложения предприятий, как правило, приводит к появлению монополистов на рынке.

Смешанная модель налогообложения

Смешанная модель налогообложения сочетает в себе все основные параметры, которые присущи иным моделям налогообложения. После развала СССР успешно у себя интегрировала данную систему и Российская Федерация. Если же говорить о зарубежных государствах, то ярким примером государства со смешанной моделью налогообложения является современная Япония.

Отличительным признаком Японии является то, что значительную часть бюджета Японии составляют неналоговые поступления. Схожая ситуация сложилась и в Российской Федерации. Процент неналоговых поступлений в Японии на федеральном уровне составляет 15%, а на местном уровне может достигать и 25%, что считается достаточно высоким показателем.

Также одной из особенностей Японской модели налогообложения является множественность налогов. Право взимать налоги имеет каждый орган территориального управления. Все налоги установлены на законодательном уровне и зарегламентированы в соответствующих НПА. В соответствии с текущими законами, на сегодняшниий день в Японии взимается около 25 государственных и 30 местных налогов, которые классифицированы на следующие группы:

- прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
- прямые имущественные налоги (налоги на имущество); потребительские налоги.

Разумеется, предпочтение отдается прямым налогам. Это связано с тем, что они составляют основу бюджета любого уровня.

Основную часть бюджета в Японии, как и во всех государствах составляют прямые налоги.

Наиболее высокий доход бюджету приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 58% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают из прибыли следующие налоги:

- государственный подоходный налог в размере 33,48%;
- префектурный подоходный налог – 5% от государственного, что дает ставку 1,68% от прибыли;
- городской (поселковый, районный) подоходный налог – 12,6% от государственного, или 4,12% от прибыли.

В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Прибыль в свою очередь является источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40; 50%. Кроме того, действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10; 15%, а также существуют местные подоходные налоги.

Весьма значимым недостатком смешанной налоговой системы, на мой взгляд, является слишком сильная дифференциация налогов и сборов, что ведет к значительному уровню бюрократизации. Также минусом подобной системы справедливо считается необходимость содержания разветвлённой системы налогов и сборов, что является финансово затратным и ведёт к повышению налогообложения физических, а также юридических лиц. Если же говорить о плюсах данной системы, то они, безусловно, тоже присутствуют. Главным, на мой взгляд, является то, что в данных государствах нет чёткой привязки к какой-либо налоговой системе. Из этого следует, что странам со смешанной налоговой системой не составит труда интегрировать некоторые положительные моменты из других налоговых систем.

Список литературы
1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник. / И. М. Александров. - 8-е изд., прераб и доп. – Москва: Дашков и К, 2018. –
С. 260 – 305.
2. Белоусов А. В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США / А. В. Белоусов. – Москва, 2018. – 120 с
3. Бобоев М. Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств: учеб. пособ. / М. Р. Бобоев, Н. Т. Мамбеталиев, Н. Н. Тютюрюков. – М., 2020.
4. Богорад Л. М. О роли налоговых поступлений в структуре местных бюджетов современной Франции / Л. М. Богорад // Право и политика. – 2018. – № 10. – С. 2386–2389.
5. Болтенко, О. А. Налогообложение физических лиц в Великобритании – конец налоговой гавани / О. А. Болтенко // Налоговед. – 2018. – № 9.
– С. 25–27.
6. Бурукина О. А. Налоговая администрация Великобритании: реформы и тенденции / О. А. Бурукина // Финансовое право. – 2018. – № 10. – С. 27–31.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

Налоговое право ЕС – совокупность налоговых положений учредительных договоров и нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, и решений Суда ЕС по налоговым вопросам.

Источники налогового права ЕС

1. Учредительные договоры – выполняют функцию конституционных актов ЕС. Основополагающим является Договор о ЕС, который закрепляет:

1) правовые принципы , применимые к регулированию налоговых отношений:

а) запрет на введение какихлибо обязательных платежей, заменяющих таможенную пошлину;

б) запрет на дискриминацию товаров и услуг одного государства-члена на территории другого государства-члена путем дополнительного (по сравнению с местным) налогообложения;

2) правовые положения , на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

2. Общие принципы права – правовая материя, в которой создаются и применяются нормы права, регулирующие различные виды общественных отношений. Выделяют:

1) принцип демократизма – решения по налоговым вопросам принимаются в той юридической форме и в соответствии с той правовой процедурой, которые обеспечивают оптимальное соотношение экономических интересов ЕС и государствчленов;

2) принцип правового плюрализма – при принятии налоговых решений учитываются правовые традиции и особенности правовой культуры государствчленов;

3) принцип приоритета прав и свобод человека – взимание налога должно осуществляться на законных основаниях, принятие налогового решения и разрешение налогового спора должно происходить с учетом приоритета прав и свобод человека.

3. Нормативные акты вторичного права:

1) регламент – избирается для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС. Путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога;

2) директива – правовая форма, особенности которой позволяют добиваться желаемого результата сближения национальных правовых норм в установленные сроки;

3) решения – принимаются по специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, и по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств (например, Решение Совета № 70/243 о замене финансовых взносов государствчленов собственными доходами).

4. Решения Суда ЕС – являются обязательными для государств – членов ЕС. Рассматривает две категории дел:

1) дающие разъяснения норм интеграционного права, но не содержащие запретительных положений;

2) дающие разъяснения норм интеграционного права и содержащие запретительные положения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 5. Налоговое право и налоговое производство

Глава 5. Налоговое право и налоговое производство 5.1. Понятие налогового права. Налоговое правоотношение и его субъектыНалоговое право является частью финансового права. Вместе с тем налоговое право имеет специфические признаки, обусловленные особенностями

§ 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

§ 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы,

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

47. Налоговое право России. Налоги и сборы Налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. В предмет налогового права

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Понятия «европейское право», «право Евросоюза» и «право Европейских сообществ»– не тождественные, и их следует отличать друг от друга . Термин «европейское право» используется для обозначения той части

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

ИСТОЧНИКИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ЕВРОСОЮЗА

ИСТОЧНИКИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ЕВРОСОЮЗА Учредительные договоры Европейского союза. Основным источником корпоративного права ЕС являются учредительные договоры ЕС. В соответствии с положениями данных документов всем гражданам ЕС гарантированы четыре основные

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит

§ 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане все яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

В юридической литературе термин "европейское пр.'ню" имеет широкое распространение. Он употреб­ят-1ся для обозначения национальных правовых сис­тем европейских государств, для обособления догово­ров и соглашений, посредством которых регулируют­ся их международные отношения, а также опредс-ifieT совокупность правовых норм Европейских Сооб­ществ, Европейского Союза и Совета Европы. Столь щедрое разнообразие приводит к неточностям в при­менении терминологии и вводит в заблуждение чита­теля. Поэтому прежде всего следует определиться с понятием "европейское право". Думается, что наибо­лее точным можно считать определение, которое ох­ватывает национальные правовые системы и между­народно-правовые соглашения европейских госу­дарств, право Европейских Сообществ, право Евро­пейского Союза и положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. То есть вес то, что содержит "европейский элемент" и имеет правовое отношение к европейским государствам. При этом следует различать понятия "право Европейских Сообществ" и "право Европейского Союза". Хотя в

6 Глава 1. Европейское налоговое право: основные понятия

аббревиатуре на русском языке они и обозначаются одним словосочетанием "право ЕС"1, но имеют зна­чительные различия. Прежде всего это связано с тем, что понятие Европейского Союза шире понятия Европейских Сообществ, которые являются лишь ча­стью Союза, дополняемой организационно-правовыми формами взаимодействия государств во внешней по­литике и в политике безопасности, а также сотруд­ничеством полиций и судов в уголовно-правовой сфе­ре. Маастрихтский договор установил, что "в Союзе действует единая институционная структура, с опо­рой на достигнутый в Сообществе уровень интегра­ции" (ст. С / н.н. ст. 3) (курсив мой. — Г. Т.). В связи с этим с 1992 г. деятельность в рамках Сообществ стала обозначаться термином "первая опора", а сотрудни­чество в других направлениях общей политики госу­дарств-членов получило название второй и третьей опор Европейского Союза. При этом, несмотря на еди­ную институционную структуру, правовое регулиро­вание отношений в рамках Сообществ и второй и тре­тьей опор Союза существенно различается.

Право Европейских Сообществ представляет со­бой правовую систему sui generis, источники кото­рой интегрированы в национальный правопорядок и подлежат обязательному применению национальны­ми судебными учреждениями. Обязательства, нала­гаемые на государства-члены правом Сообществ, порождают одновременно и юридические права, ко­торыми пользуются частные лица. Таким образом, субъектами права Сообществ являются не только го-

1 В английском языке эти понятия имеют разную аббревиатуру: European Community Law — ЕС Law, European Union Law — EU Law. Такое же различие существует во французском язы­ке и в других европейских языках.

право и европейское налоговое право 7

•Удорства, но и их физические и юридические лица, Мторыс имеют право на возмещение ущерба, нане-ttmioro им по вине государства, нарушающего за­конодательство ЕС.

Право Европейского Союза, применяемое в рам-Я*х второй и третьей опор, в значительной мере но­сит международно-правовой характер, не имеет пря­мого действия и не подлежит прямому применению судебными учреждениями государств-членов. Оно непосредственно не создает прав юридических и фи-аичсских лиц и обычно не входит в юрисдикцию Суда ЕС. Субъектами правоотношений в рамках второй и третьей опор являются лишь государства-члены и институты Союза1.

Среди многих дефиниций европейского права, •стречающихся в юридической литературе, следует обратить внимание на те из них, которые существен­но отличает подход к его юридической природе. Так, академик Б. Н. Топорнин отмечает, что в науке наи­более широко распространено понимание европей­ского права в двух смыслах — широком и узком. "Лод европейским правом в широком смысле понима­ется, как правило, правовое регулирование отно­шений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических. отношений. Речь, таким образом, идет о регио-г-г налъном праве, являющемся в своей основе не чем иным, как международным правом".

1 Подробнее о различиях права Европейских Сообществ и пра­ва Европейского Союза см.: Европейское право: Учебник / Под род, проф. Л. М. Эптина. М., 2000. С. 38—41; 50—53.

8 Глава 1. Европейское налоговое право: основные понятия

"Европейское право в узком смысле, как право сооб­ществ. гилеет. свою собственную npiLpody. Оно является новым правом, существенно от­личающимся от традиционного международно­го права. Тот факт, что сообщества со своим правом входят в Европейский союз, служат его главной опорой, не меняет сути дела: ведь право­вое регулирование, которое дополняет в рамках Европейского союза право сообществ, это право иного характера. по своей природе. не что иное, как международное право"'. Иной подход к юридической природе европей­ского права можно встретить у проф. А. Я. Капусти­на, который утверждает, что ". право Европейского Союза в настоящее время состоит из двух элемен­тов: международно-правовых норм и принципов, оп­ределяющих цели и содержание сотрудничества го­сударств-членов в сферах ОВПБ и ПВД. И междуна­родно-правовых норм и принципов, имеющих особый характер и получивших в науке и практике обоб­щенное наименование "право Сообщества"; "Тот факт, что право Союза состоит из двух категорий право­вых норм, свидетельствует о том, что они имеют единую правовую природу"2.

Отличия в подходах к определению права ЕС оз­начают и различное понимание правовой природы Сообществ и Союза. Характеристика права Сообществ как особой разновидности международного права оз­начает, что ЕС является международной межправи­тельственной организацией (ММПО)3, а будущее Ев-

1 См.: ТопорнмпБ. Н.Европейское право: Учебник.М., 1998.С. 19.

2 См.: Капустин А. Я Европейский Союз: интеграция и право.

§ |. Европейское право и европейское налоговое право 9

ромйского Союза в качестве объединения государств, имеющего перспективу федерализации, рассматри­вается как история европейской интеграции1. Думает­ся, что столь суровый приговор идее федерализации Европы не имеет безупречных оснований, а функцио­нирование права и институтов ЕС дает немало при­меров действия принципов федерализма. Поэтому в пиГюрс определения следует, видимо, ориентироваться на смешанный характер права ЕС, который удачно передается понятием sui generis2.

Наиболее гибким, на наш взгляд, является оп­ределение, предложенное проф. Л. М. Энтиным, с точ­ки зрения которого под европейским правом понима­ется "система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских Сообществ и Европейского Союза и действующих и применяемых в пределах их юрисдикции на основе и в соответствии с учредительными договорами и об­щими принципами права"3.

Особенно следует обратить внимание на завер­шающую часть определения, где говорится об общих принципах права, в соответствии с которыми (наряду с учредительными договорами) действуют и применя­ются нормы европейского права. Согласно ст. F (н.н. ст б) Договора 1992 г.

"Союз уважает основные права личности, как они га­рантированы Европейской конвенцией защите прав человека и основных свобод. и как они

гКапустин А Я. Указ. соч. С . 234.

1 Подробнее см .: Lasok D., Bridge J. W. Introduction to the Law

end Institutions o£ the European Communities. L. Butter-worth,

* См . Энтин, Л. М. Европейское право. С. 43.

10 Глава 1. Европейское налоговое право: основные понятия

вытекают из общих конституционных тра­диций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества".

Таким образом, в основу общих принципов права ЕС положен приоритет прав личности, закрепленный в Европейской конвенции и вытекающий из конститу­ционных традиций европейских государств. Эти же традиции определяют развитие национального права и, в частности, налогового законодательства госу­дарств — членов Европейских Сообществ.

На этом можно было бы поставить точку и с не­которыми оговорками согласиться с последним опре­делением, исходя из которого и рассматривать воп­росы правового регулирования налогов в ЕС. Однако определение европейского права как особой, само­стоятельной системы, существующей "наряду с на­циональными правовыми системами и системой меж­дународно-правовой"1, требует дополнительных уточ­нений понятия "европейское право", используемого в настоящей работе. Дело в том, что налоги в госу­дарствах — членах ЕС регулируются одновременно и правом Европейских Сообществ, и национальным за­конодательством, поэтому разделить их на две систе­мы не представляется возможным. Тем не менее оп­ределение, предложенное проф. Л. М. Энтиным, мож­но взять за основу подхода к европейскому праву, потому что система юридических норм, создаваемых в связи с образованием и функционированием Евро­пейских Сообществ, охватывает и нормы националь­ного налогового права, которые были приняты или изменены в силу обязательств государств-членов, вытекающих из учредительных договоров, актов ин-

См.: Энтин Л. М. Указ. соч. С. 41.

пейское право и европейское налоговое право 11

и ЕС или решений Европейского Суда. Таким i, под европейским правом в данной работе «i M,: Farmer P., Lyal R. EC Tax Law. Oxford, 1994; Berlin D. Droll fiscal communautaire. Paris, 1988; Williams D. EC Tax Law. IxiiuUm—New York, 1998.

12 Глава 1. Европейское налоговое право: основные понятия

тивно-правовых актов институтов ЕС и решений Ев­ропейского Суда. Другие исследователи налогового права Сообществ, проф. Б. Терра (В. Terra) и проф. П. Ваттел (P. Wattel), рассматривая ту же правовую материю, созданную договорами и институтами ЕС, определяют ее как европейское налоговое право1.

С тем чтобы избежать путаницы, целесообразно использовать два понятия для определения права, регулирующего налоговые отношения в Европе: ин­теграционное налоговое право и европейское налоговое право.

Интеграционное налоговое право представляет собой совокупность налоговых положений учредитель­ных договоров и нормативно-правовых актов, приня­тых институтами ЕС, а также общих принципов пра­ва, применяемых к налоговым отношениям, решений Суда ЕС по налоговым вопросам и доктрины ЕС.

Такой подход к определению понятия "интегра­ционное налоговое право" является производным от соответствующих дефиниций права в доктрине госу­дарств-членов. Для Сообществ этот подход вполне применим, учитывая то влияние, которое оказывает Суд и доктрина на развитие европейского права.

Европейское налоговое право — это совокуп­ность интеграционного налогового права и налогово­го права государств-членов При этом следует иметь в виду, что национальное налоговое право является равноценной составляющей европейского права, по­скольку охватывает своим регулированием значитель­ный сектор налоговых отношений в государствах — членах ЕС.

1 См .: Terra В ., Wattel P. Еш opean Tax Law. London—Boston The Hague, 1997.

некое право и европейское налоговое право


ч опальное налоговое право представляет со­

фт . \.упность принятых в государстве норм нало-

(« i конов и подзаконных актов, а также общих

|i цшшв права, применяемых к налоговым отноше-I' , принципов налогового права, закрепляемых в i итуции; прецедентов и решений высших судеб-t

Европейский союз является одним из наиболее крупных интеграционных образований, проводящим общую экономическую политику, в том числе и в сфере налогообложения. Создание единого европейского рынка, конкурентоспособного в мировом масштабе, подразумевает обеспечение равных условий трансграничной торговли для всех субъектов хозяйствования. С этой целью в Евросоюзе на сегодняшний момент полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры, запрещены количественные ограничения при ввозе зарубежных товаров, ограничена государственная помощь отечественным производителям.

Однако для успешной реализации идеи общего рынка необходимо устранить все препятствия, в том числе и налоговые. Для того, чтобы полностью преодолеть разницу в условиях хозяйствования для субъектов из разных государств-членов Евросоюза необходимо гармонизировать законодательство в области налогообложения. Европейские законодательные органы предоставляют государствам-членам права на сбор на своей территории налогов и формирование собственного бюджета.

В соответствии с первыми регламентами по унификации во всех государствах-членах была установлена единая система НДС с той целью, чтобы механизм исчисления и уплаты налогов был одинаковым для всех субъектов хозяйствования и легко сопоставимым для целей бюджетирования ЕС. Конечно, переход на новую систему налогообложения потребовал для некоторых государств определенных организационных и временных затрат и происходил постепенно, пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах – членах не ввели единую систему взимания НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся к ЕС государства обязаны были привести свою систему исчисления данного налога в соответствие с регламентами. Унификация НДС была не только необходимым первым шагом на пути устранения налоговых границ, но и основной предпосылкой замены членских взносов государств-участников средствами, поступающими в общий бюджет ЕС в виде процента от сборов по НДС на территории государств-членов.

Однако развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем, стоящих на пути принятия совместных решений на уровне наднациональных органов. Наиболее серьезной проблемой стал рост мошенничества с возмещением НДС, что привело к изменению регламента ЕС и установлению новых правил с обязательной регистрацией плательщиков НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В 2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной информационной сети для борьбы с нарастающими схемами мошенничества с НДС. В связи с этим механизм исчисления НДС и его коррекция на сегодняшний день являются основным направлением деятельности наднациональных органов по унификации налогового режима.

Однако государства-члены противятся установлению единого НДС, активно используя дифференциацию ставок как инструмент внутрифискальной политики.

Ставки НДС в государствах-членах Евросоюза существенно различаются, поэтому рассмотрим и сравним их уровень:

Ставки НДС в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

За последние годы, несмотря на стратегию унификации НДС, страны-члены ЕС на национальном уровне создали систему пониженных и «сверхпониженных» ставок налога для отдельных операций. Финансовый и экономический кризис привел к необходимости проведения достаточно агрессивной фискальной политики. Практически во всех государствах ЕС отмечается увеличение ставок НДС и резкий рост потребительских налогов. Это связано с необходимостью формирования национальных бюджетов, которые значительно понизили свои доходы из-за кризисных явлений в реальном секторе и увеличили налоговую нагрузку на потребителя.

В последние годы ЕС проводит осторожную налоговую политику в сфере «насильственной унификации». Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с отсутствием необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств–членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам–членам ЕС при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми органами государств-членов ЕС.

Последние действия Европейской комиссии направлены на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, и сосредоточены на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижение поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

В целом, прямое налогообложение в ЕС отличается разнообразием применяемых ставок:

Ставки прямых налогов в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

Четко прослеживаются тенденции изменения прямого налогообложения: существенное сокращение ставок налога на прибыль корпораций (в отдельных странах ЕС практически в 2 раза) при одновременном возрастании ставок подоходного налога. Исключение составляют недавно присоединившиеся страны бывшего социалистического блока и бывшие республики СССР, которые демонстрируют существенное снижение ставок по обоим налогам. Тенденции выражают политику привлечения инвестиций налоговыми методами, переориентацию налогообложения с доходов от капитала на личные доходы.

Подводя итог исследованию проводимой в ЕС согласованной налоговой политики, следует отметить, что она сместилась в сторону взаимосогласованных действий в области координации общей фискальной политики, направленной на предотвращение уклонения и ухода от налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и на поиск новых источников пополнения общего бюджета ЕС. Проводимая политика оставляет полные права на проведение внутреннего налогового законодательства исходя из национальных фискальных интересов. Направления общей налоговой политики ЕС предусматривают рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

  • перспективы налоговой консолидации стран ЕС;
  • создание более простых и удобных налоговых структур;
  • способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

Проведенный анализ согласованной налоговой политики ЕС еще раз подтвердил вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. В современных условиях возникновение экономических угроз ориентирует государства – члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Интеграционный опыт ЕС, особенно в области регулирования экономики посредством налоговых инструментов, представляет определенный теоретический и практический интерес не только для стран-членов Союза, но и для государств, лишь приступающих к интеграционным процессам в условиях становления рыночных экономик, таких как Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

Читайте также: