Нужно ли уведомлять налоговую

Опубликовано: 04.05.2024

Расчетный счет предприятия можно назвать главной финансовой артерией, связывающей его с другими организациями, государственными органами и банковскими структурами. Он является важнейшей частью внутреннего и внешнего функционирования предприятия. Именно поэтому работа с расчетным счетом на всех этапах существования предприятия должна вестись самым безупречным образом.

Открытие расчетного счета: поиск подходящего банка

Большинство предпринимателей сразу после сбора документов для открытия предприятия, прохождения этой непростой процедуры, и изготовления печати начинают искать подходящий банк для открытия в нем расчетного счета. В России зарегистрировано несколько сотен банков, часть из них именно работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ставят во главу угла. Сориентироваться в этом банковском многообразии начинающим бизнесменам подчас очень непросто. Для того, чтобы выбрать оптимальный банк необходимо провести тщательный мониторинг. Главные пункты в данном исследовании:

  • территориальная доступность банка
  • стоимость открытия и ведения расчетного счета
  • размер взимаемых комиссий за всевозможные финансовые платежи и операции
  • надежность и стабильность на рынке

Особенно важен последний пункт. Реализуемая в последние годы политика «чистки» банковской системы ставит предприятия, особенно юридически лица, под серьезные финансовые риски. В случае закрытия банка, расчетные счета всех организаций, обслуживающихся в этом банке, автоматически блокируются, и в дальнейшем получить финансовую компенсацию будет очень непросто. Возможно, именно поэтому, сложилась такая практика, что чем выше надежность банка, чем стабильнее его положение на рынке, тем дороже открытие счета и стоимость обслуживания в нем расчетного счета. Правда, иногда банки проводят специальные акции для привлечения новых клиентов, благодаря которым имеется реальная возможность открыть счет бесплатно или на очевидно выгодных условиях. С банком определились, следующий вопрос, с которым сталкиваются предприниматели – нужно ли ставить в известность об открытии расчетного счета в банке налоговую инспекцию.

Как сообщить в налоговую инспекцию об открытии расчётного счёта

Радостное событие произошло 1 мая 2014 года –

Ни юридические лица, ни индивидуальные предприниматели отныне не обязаны извещать налоговую инспекцию ни об открытии, ни о закрытии банковского счёта.

Эти позитивные изменения стали возможны благодаря вхождению в силу Федерального закона от 2 апреля 2014 года под. № 59-ФЗ (вступил в силу 1 мая этого же года). Суть вышеозначенного закона сводится к тому, что в связи с важностью сокращения сроков регистрации ЮЛ и ИП в органах гос власти, нужно избавить их от тех действий, которые не являются строго необходимыми, в том числе письменных уведомлений налоговых инспекций об открытии-закрытии расчетных счетов.

Надо отметить, что до мая 2014 года закон требовал от предприятий и организаций всех форм собственности, извещать налоговую инспекцию не только о всех своих действиях с расчетными банковскими счетами, но и об операциях с корпоративными электронными кошельками.

И юридические лица и индивидуальные предприниматели были поставлены перед необходимостью точно так же как с расчетным счетом извещать налоговые структуры об открытии и закрытии электронных кошельков. В свое время эта обязанность неприятно поразила многих представителей малого и среднего бизнеса, посчитавших ее серьезным ограничением своих прав.

Историческая справка

Сегодня уведомление налоговых органов об открытии-закрытии расчетных счетов в банках можно смело назвать явлением, ушедшим в историю. Многие предприниматели вздохнули посвободнее – хотя бы в такой небольшой части, но стратегия поддержки малого и среднего бизнеса, постоянно озвучиваемая правительством, постепенно реализуется.

Порядок извещения налоговой инспекции об открытии-закрытии расчетного счета до 1 мая 2014 года

До 1 мая 2014 года граждане – индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, будучи налогоплательщиками, были обязаны в семидневный рабочий срок в строгом порядке уведомлять налоговые органы о своих взаимоотношениях с банковским сектором, а именно – открытии и закрытии расчетных счетов. Порядок подачи документов был строжайшим образом регламентирован и выглядел следующим образом.

После открытия или закрытия расчетного счета в любом банке РФ, представители предприятия должны были строго в семидневный срок с момента заключения договора с банком известить об этом налоговую инспекцию по месту своей государственной регистрации.

Раньше было необходимо доставить извещение в налоговый орган и получить «штампик»

В качестве извещения выступало письменное сообщение по определенной форме в двух экземплярах. В нем в обязательном порядке содержалось название банка, наименования предприятия-налогоплательщика со всеми государственными регистрационными номерами, а также номер расчётного счёта. При личной подаче извещения об открытии-закрытии счета в банке, представитель организации должен был получить штампик налоговой инспекции о времени и дате приема. Это нужно было для избежания всевозможных недоразумений и споров на предмет сроков подачи заявления.

Можно было и почтой

Оправлять подобные уведомления каким-либо иным способом, в частности, через электронные средства связи, предприятия и организации не имели права.

Самым важным в подаче уведомления об открытии-закрытии расчетных счетов было соблюдение сроков. Нарушение их каралось внушительными штрафами в 5000 рублей. Совместно с отменой обязательного уведомления налоговой о действиях с расчетными счетами, штрафы также были упразднены.

Но! Как показывает практика предпринимательской деятельности в нашей стране, в отношении малого и среднего бизнеса, со стороны государственных органов претворяется модель кнута и пряника. Если что-то отменили, кому-то где-то дали послабление, значит, в скором времени непременно в какой-то части последует ужесточение законов и правил. Почти одновременно с разрешением юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не сообщать в налоговые инспекции об открытии-закрытии расчетных счетов в банках, налоговые органы получили новые полномочия.

Теперь налоговики имеют полное законное право требовать и получать в банках справки с информацией о движении денежных средств на предприятиях и организациях, а также личных счетах физических лиц.

В таких справках должна содержаться информация о всех переводах, операциях и остатках средств на счетах. При этом банки не могут тянуть с предоставление таких сведений, ибо опять же поставлены в строгие временные рамки: в течение трех рабочих дней вся запрашиваемая информация должна быть предоставлена, иначе теперь уже банки подпадают под финансовые и административные санкции. И поверьте, они сделают всё возможное, чтобы этого избежать!

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Нужно ли сообщать в налоговую об открытии расчетного счета

Если организация или индивидуальный предприниматель открывают расчетный счет для ведения бизнеса, этот факт обязательно сообщается Налоговой Службе. Но если ранее уведомление об открытии счета предоставлял сам банковский клиент в течение 7 дней после подписания договора на обслуживание, то теперь ситуация изменилась.

Что изменилось с 2014 года

В апреле 2014 года в Федеральный Закон были внесены изменения, после которых жизнь представителей бизнеса стала проще. Ранее они самостоятельно сообщали в налоговую об открытии реквизитов в течение 7 дней после заключения договора на банковские обслуживание. Неисполнение этого требования вело к наложению штрафа. Если сообщение об открытии счета в ФНС приходило не вовремя, нарушитель платил 5000 рублей.

В 2019 году таких сложностей нет. Бизнесмену не следует думать о том, нужно ли сообщать в налоговую службу об открытии расчетного счета в 2019 году, ответственность за передачу данных возложена на банк. Именно он взаимодействует с ИФНС и направит ей сообщение об открытии счета.

Обязанность банка - передать сведения об открытии реквизитов

Теперь именно банки законодательно обязаны доставлять сведения об открытии в ФНС, и законом установлен порядок отправления информации. На уведомление налоговой об открытии расчетного счета отводится 5 дней.

Важно! При определении срока учитываются только рабочие дни. То есть банк передает в ФНС информацию в течение 5 дней за исключением выходных и праздников.

Как банк подает уведомление об открытии расчетного счета:

  1. Организация или ИП обращается в офис, где заключается договор на РКО.
  2. Запись об открытом счете появляется в Книге регистрации. В ней отражается название клиента (фирмы, ИП), дата заключения документа, его номер, цель получения реквизитов. После в этой же Книге появится запись о дате передачи сведений в ИФНС.
  3. Сообщение об открытии счета в налоговую направляется через интернет. Банк отправляет его в налоговый орган по месту своей регистрации. Если счет регистрируется в филиале, то предварительно филиал сообщает об этом головному офису, а после тот направляет данные в ФНС. Вне зависимости от места заключения договора информация все равно должна быть передана в пятидневный срок.

Что содержит уведомление об открытии счета

Законом предусмотрена форма передачи сведений. Как такового бланка об открытии компанией расчетного счета нет, бухгалтер кредитной организации заполняет электронную форму Excel, внося в нее следующую информацию:

  • код налогового органа, куда направляется уведомление об открытии расчетного счета;
  • наименование банка или его филиала, куда обратился клиент;
  • точный адрес нахождения филиала, где был заключен договор, или его филиала;
  • регистрационный номер банка, его БИК, ИНН, КПП, ОГРН;
  • наименование клиента: компании или индивидуального предпринимателя;
  • серия и номер свидетельства клиента о постановке не учет ФНС;
  • дата заключения договора на обслуживание, его номер;
  • дата формирования счета, его номер;
  • сведения о представителе банка с указанием телефона и должности.

Теперь клиенту не нужно заполнять бланк самостоятельно, законодательно эта обязанность возложена на кредитные организации. Они сообщают в ИФНС об открытии расчетного счета в 2019 и несут ответственность за своевременность или актуальность переданной информации.

Важно! Если уведомление налоговой об открытии расчетного счета не было отправлено в установленный законом срок в 5 дней, ответственность несет сотрудник банка, отвечающий за отправку информации. На него накладывается штраф 1000-2000 рублей.

Кроме того, за несвоевременную подачу сообщения об открытии счета штрафуется и банк. Согласно НК РФ Статья 132 размер штрафа - 20000 руб.

Нужно ли сообщать в налоговую о прекращении обслуживания

Принцип точно такой же - в 2019 году и в последующие годы клиенты все также не передают информацию самостоятельно. Уведомление о закрытии счета любого гражданина, компании или индивидуального предпринимателя направляет финансовая организация.

До 2014 года представители бизнеса передавали сведения о прекращении банковского обслуживания самостоятельно, после эта обязанность законодательно возложена на банки. Уведомление о закрытии счета должно поступить в ФНС в течение 5-ти рабочих дней после расторжения договора, соответствующая запись появляется в Книге регистраций. То есть срок сообщения банком об открытии счета и его закрытии идентичен

Если за несвоевременное сообщение в налоговую об открытии реквизитов полагается штраф в 20000 рублей, то штраф за неподачу сведений о закрытии или изменении реквизитов - 40000 рублей. Так что, банки стремятся сообщать в налоговую информацию в положенный период, нарушения встречаются редко.

Нужно ли передавать сведения об открытии расчетного счета в другой стране

Уведомление налоговой об открытии расчетного счета в иностранном банке должен передать в ИФНС РФ сам предприниматель или компания. Бланк отчетной документации можно найти в интернете или скачать с сайта налоговой. Если информация об открытии расчетного счета в 2019 году в зарубежном банке не передается вовремя, на юрлицо налагается штраф до 1 млн. рублей. Передать сведения можно лично, почтой или в электронном виде. После этого необходимо регулярно отчитываться о проводимых операциях.

В начале августа президент подписал изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе много нового, но сегодня поговорим только о счетах у зарубежных брокеров и документах для налоговой.

Если вы не резидент России или у вас нет счетов в иностранных финансовых организациях и вы не планируете их открывать, для вас ничего не изменилось. Если вы находитесь на территории России 183 дня в году и более, у вас есть брокерский счет за рубежом или вы собираетесь его открыть, прочитайте, чтобы быть в курсе.

Коротко самое важное

С 1 января 2020 года появится новое требование: уведомлять налоговую о счетах, открытых в зарубежных финансовых организациях. Раньше это касалось только счетов в иностранных банках. Еще надо будет отчитываться о движении денежных средств по таким счетам, но есть исключения. Срок — до 1 июня следующего календарного года.

Декларация 3-НДФЛ, уведомление об открытии счета и отчет о движении средств — три разных документа. Декларация требовалась и раньше, если у инвестора был доход от вложений, а вот уведомление и отчет — нововведения.

Ответственности за непредставление документов сейчас нет, но она может появиться, если КоАП обновят. Вероятно, штрафы будут такие же, как сейчас за непредставление данных о счетах в иностранных банках: от 300 до 20 000 Р — смотря что нарушить.

Что случилось

Раньше физические лица — резиденты должны были сообщать в российскую налоговую только о счетах, открытых в зарубежных банках. Если брокер и банк были одной организацией, сообщать тоже было нужно. О счетах в брокерских компаниях и других организациях речи не было.

Теперь речь в законе идет о счетах не только в банках, но и в других организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. К ним закон относит организации, которые привлекают деньги для хранения, управления, инвестирования и других сделок. Мы разберем закон на примере брокерских счетов: их это точно касается.

Если вы резидент России и у вас есть счет у зарубежного брокера, налоговая хочет об этом знать. Если закроете счет или изменятся его реквизиты, об этом тоже надо будет сообщить. Кроме того, нужно отчитываться о движении средств по счету за прошедший год. Правда, не во всех случаях: есть исключения.

Новые положения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Обратите внимание: речь не о декларации 3-НДФЛ. Владельцы зарубежных брокерских счетов и так должны были ее подавать, когда фиксировали доход от инвестиций, получали купоны или дивиденды. Тут ничего не изменилось.

Какие документы нужны и когда

Уведомление об открытии счета. Сообщать в налоговую о счетах, открытых у иностранных брокеров, нужно в течение месяца с даты открытия. Если закроете счет или изменятся его реквизиты — все аналогично.

Пока непонятно, надо ли уведомлять налоговую о брокерских счетах, открытых до 1 января 2020 года — до вступления закона в силу. Возможно, налоговая это разъяснит.

Для уведомления есть специальная форма. Пока что она старая: в ней сказано только о банках. Вероятно, к началу 2020 года налоговая обновит форму с учетом изменившегося закона или разрешит использовать старый вариант не только для счетов в банках.

Старая форма для уведомления налоговойPDF, 555 КБ

Отчет о движении денежных средств по счету надо подавать до 1 июня следующего календарного года. В этом документе надо указать, какая сумма была на счете в начале года, сколько денег поступило за год, сколько списано, сколько осталось на конец года.

Как и в случае с уведомлением, новой формы еще нет, а старая относится только к счетам в банках. Нужно ждать обновленный вариант или комментарии ФНС.

Старая форма отчета о движении средствXLS, 63 КБ

О движении денежных средств не надо отчитываться, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. Финансовая организация находится на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и автоматически обменивается финансовой информацией с Россией. Суммарно в этих списках 46 стран.
  2. За год изменения по счету — пополнения или списания — не превышают 600 000 Р или средства не зачислялись и не списывались, а остаток на счете не более 600 000 Р . Валюта пересчитывается в рубли по курсу на 31 декабря отчетного года.

Если у инвестора открыт счет у американского брокера, надо отчитываться о движении денежных средств независимо от сумм. Дело в том, что США входит в ОЭСР и ФАТФ, но не обменивается с Россией финансовыми данными.

Уведомить ИФНС об открытом или закрытом счете и о движении средств можно через личный кабинет на сайте налоговой, бумажной почтой или при личном посещении ведомства.

Что будет, если ничего не сообщать

Банк, через который инвестор отправляет деньги на счет у иностранного брокера, может попросить у клиента подтверждение того, что он уведомил налоговую о счете. Без этого документа банк может отказать в переводе.

п. 7 ч. 4 ст. 23 закона о валютном регулировании. Редакция с изменениями, не вступившими в силу

Не сообщать в налоговую о счетах и не отчитываться о движении средств незаконно. Правда, ответственность по КоАП пока предусмотрена только в случае со счетом в банке: если уведомить налоговую о счете в иностранном банке с опозданием или вообще не уведомить, можно получить штраф 1000—1500 Р в первом случае и 4000—5000 Р во втором. Про счета в других финансовых организациях в кодексе об административных правонарушениях пока не сказано.

Не уведомлять налоговую о движении средств по счетам у иностранного брокера — это тоже нарушение, за которое пока нет ответственности. КоАП говорит только о счетах в банках: если сообщить с опозданием — штраф от 300 до 3000 Р , если не сообщить о движении средств — от 2000 до 3000 Р , а за повторные нарушения — до 20 000 Р .

Скорее всего, в КоАП появятся поправки и штрафы будут касаться счетов в любых иностранных финансовых организациях.



Ничерта не смешная картинка в шапке статьи.


Alex, так это не юмористический журнал


Основные новые обязанности изложены верно, но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Итак, что упустил автор.
Во-первых, в соответствии с последним абзацем п.4 ст. 12 ФЗ № 173, денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
На сегодня ЦБ РФ не выпустил никаких инструкций, как будут зачисляться или списываться средства на счета в иных организациях финансового рынка (то бишь брокеров). Более того, пока нет никаких комментариев, когда такой порядок будет опубликован. Поэтому есть риск, что данный вопрос будет оставаться открытым и после вступления закона в силу, что несет риск признания незаконными операции по зачислению/списанию средств со счетов иностранных брокеров. Штраф может составить от 75 до 100% от суммы операции в соответствии с п.1 статьи 15.25 КОАП РФ.
Во-вторых, как известно, закон о валютном регулировании запрещает расчеты в валюте по всем операциям, кроме тех, которые разрешены законом. Об этом написано в пункте 4 статьи 14 ФЗ № 173: «Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Обратите внимание на то, что в данной статье не упомянуты иные финансовые организации. Таким образом, либо законодатели забыли(!) вписать сюда эти самые организации, либо намеренно заставляют все расчеты по брокерским операциям производить через банки. Практически это значит, что на счета в банках необходимо зачислять все полученные доходы от продажи ценных бумаг, обмена валюты, дивиденды и т.п., что, де-факто, делает слишком сложным использование брокерских счетов, открытых не в банках. Штраф, смотрите выше, 75-100% от суммы операции.
В третьих, если обратится к самой статье 12, где прописаны разрешенные операции, то можно увидеть, что в пунктах 5 и 6, которые разрешают получение на счета процентов, купонного дохода, средств от отчуждения ценных бумаг, и т.п., то можно увидеть, что все эти средства могут быть зачислены на счета именно БАНКОВ. Иные финансовые организации никак не упомянуты и, соответственно, любое получение средств на эти счета от валютных операций вне рамок, разрешенных законом. Данный вывод также подтверждается абзацем 2 п.6 ст. 12: «Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».
Т.к. если принятой редакцией закона прямо не оговорены, какие средства могут быть зачислены на брокерские счета, то и операции с такими средствами незаконны.
Все это опять-таки предоставляет налоговым органам широкое поле для деятельности. Мое предположение, что законодатель забыл добавить во всех пунктах «и иных организациях финансового рынка», подтвердит только время и внесение дополнений в закон.
Исходя из выводов выше, по закону, который начнет действовать с 01/01/2020, вы можете без ограничений открывать счета у брокеров, при этом порядок зачисления и списания средств будет регулировать ЦБ (как – пока не ясно). А перечень разрешенных операций по счетам в настоящее время не определен, т.е. формально невозможно осуществлять операции со средствами, зачисленными на счет, в том числе за счет средств, полученных от операций по такому счету.
Далее, по срокам уведомления об открытии счетов. Пункт 2 статьи 12 требует информировать налоговую не позднее одного месяца с даты открытия, закрытия, изменения реквизитов счетов. Т.е. о вновь открытых счетах надо будет уведомить именно в течение 1 месяца, а не до 1 июня следующего года.
Срок предоставления уведомления об открытых ранее счетах в иных организациях финансового рынка можно «выудить», изучив пункт 8 статьи 12 ФЗ 173. Пункт говорит: «Физические лица - резиденты ….. которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, ….. обязаны: уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом."
Т.е. по открытым до 01/01/20 года брокерским счетам необходимо уведомить до 01 июня 2021 года. Но я бы перестраховался и уведомил бы до 01/02/20. Ах да, форма уведомления еще не доработана и будем надеяться появится к концу года.
О том, что включать в отчет о движении денежных средств по брокерским счетам, тоже интересная история. Да, они будут подаваться до 1 июня года, следующего за отчетным. Первый год, за который нужно будет податься – за 2020 до 01/06/21 (хотя и тут законодатель не сообщил точной даты). Но при этом представители налоговых органов должны еще доработать форму и сообщить, должен ли резидент указывать именно движение денежных средств или всех активов. В кулуарах налоговики говорили, что интересно смотреть на стоимость и движение всех активов. А это уже другая история, т.к. встает вопрос оценки активов.
И пусть пока вас не успокаивает небольшие или отсутствующие санкции за непредставление отчетов. Штрафы 75-100% за нарушение нашего несовершенного законодательства с лихвой покрывают этот пробел.

Все юридические лица при регистрации компании должны открыть расчетный счет в банке. Ведение деятельности юрлицом без счета запрещено. Работать без расчетного счета могут только ИП при соблюдении ряда условий. Расчетный счет является не только платежным инструментом, но и средством мониторинга доходов, законности операций и уплаты налогов компаниями. Поэтому сразу за заключением договора банковского обслуживания — ДБО — следует уведомление налогового органа об открытии нового счета компании. Рассмотрим, как подается сообщении об открытии и кто его подает — клиент или банк.

Кто сообщает об открытии счета

До апреля 2014 года в России уведомление об открытии расчетного счета возлагалось на владельца — ИП или организацию.

По федеральному закону № уведомление ФНС и ПФР об открытии счета в российском банке теперь возложено на сам банк, владельцу счета ничего делать не нужно. Если в пятидневный срок в инспекцию не поступит сообщение о вновь созданном РС, штраф для должностного лица банка составит 1000–2000 рублей, а сам банк будет оштрафован на 20 000 рублей.

Владельцы счетов в иностранных банках уведомляют налоговую и пенсионный фонд самостоятельно. В течение месяца с даты открытия счета необходимо:

За нарушение требований ФНС о передачи сведений о счетах в иностранных банках владелец может быть оштрафован на 1 000 000 рублей.

Как подается уведомление

О счетах, открытых в российских банках, налоговая должна быть уведомлена в течение пяти рабочих дней — выходные и праздники, в которые кредитные организации официально не работают, не учитываются. Срок отсчитывают от даты подписания договора на обслуживание (РКО) с банком и внесения соответствующих записей в регистрационную книгу. В ней указывается название предприятия или ФИО физлица, номер документа и отметка о передаче сведений в налоговую с подписью ответственного лица.

Данные передаются онлайн в ИФНС по месту регистрации кредитной организации. Если счета открываются в банковском филиале, он уведомляет головной офис, который и направляет информацию налоговикам. Это можно сделать по почте, заказным письмом, отправкой уведомления по . Также банк вправе составить доверенность на стороннее лицо, которое лично посетит инспекцию и сдаст документы.

В сведениях об открытии счета указывается:

  • код налогового подразделения, получающего данные;
  • реквизиты банка — название, КПП/ИНН, БИК, ОГРН, корреспондентский счет;
  • данные о владельце счета — наименование, ИНН Идентификационный номер налогоплательщика ;
  • данные договора РКО — дата, номер;
  • информация о сотруднике, направляющем уведомление — должность, контакты.

Уведомление составляют в двух экземплярах, по одному для банка и налогового органа. Утвержденного бланка нет, данные заносят, как правило, в . При заполнении от руки следуют правилу «одна клетка — один знак» и пишут шариковой ручкой с синей пастой.

Нужно ли сообщать о закрытии и изменении РС

Если необходимость в счетах отпала, их важно вовремя закрыть, чтобы избежать сложностей с обязательными сборами ПФР и ФНС. Обязанности информировать о закрытии РС тоже возложены на банки.

На подачу уведомления в налоговую и пенсионный о закрытии счета отведено 5 рабочих дней, за нарушение сроков штрафы такие же, как при подаче уведомления об открытии.

Если клиент меняет РС и переходит в другую организацию, данные об открытии и закрытии тоже передают ФНС сами банковские структуры — предыдущая и новая. При изменении реквизитов финансовая организация подает пакет документов фискальному органу, иначе она получит штраф 40 000 рублей. Все эти правила касаются только российского расчетного счета — РС в зарубежных банках должен заниматься сам владелец.

В Райффайзенбанке при открытии счетов онлайн для подачи уведомления в налоговую дополнительных заявлений от владельца не требуется. После подписания договора банковского обслуживания в отделении или на встрече с личным менеджером уведомление контролирующих органов — ответственность банка.

Читайте также: