Налоговая дискриминация в спорте

Опубликовано: 15.05.2024

Резолюция 40/64G Генеральной Ассамблеи ООН

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ
ПРОТИВ АПАРТЕИДА В СПОРТЕ

10 декабря 1985 г.

По состоянию на 1 января 1989 г. 37 участников. СССР подписал 16 мая 1986 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 7 мая 1987 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 11 июня 1987 г. Вступила в силу для СССР 3 апреля 1988 г.

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на положения Устава Организации Объединенных Наций, в которых все государства-члены обязуются принимать совместные и раздельные меры в сотрудничестве с Организацией в целях достижения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии,

учитывая, что Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи или национального происхождения,

отмечая, что в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, государства-участники Конвенции особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера во всех областях,

отмечая, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла ряд резолюций, осуждающих практику апартеида в спорте, и подтвердила свою безусловную поддержку олимпийского принципа о недопустимости какой-либо дискриминации на основе расы, религии или политической принадлежности и о том, что единственным критерием участия в спортивных мероприятиях должны быть спортивные показатели,

учитывая, что в Международной декларации против апартеида в спорте, которая была принята Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1977 года, торжественно подтверждается необходимость скорейшей ликвидации апартеида в спорте,

ссылаясь на положения Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него и, в частности, признавая, что участие в спортивных обменах с командами, отобранными на основе апартеида, прямо подстрекает и поощряет к совершению преступления апартеида, как оно определено в упомянутой Конвенции,

полные решимости принять все необходимые меры для искоренения практики апартеида в спорте и способствовать международным спортивным контактам, основанным на олимпийском принципе,

признавая, что спортивные контакты с любой страной, проводящей политику апартеида в спорте, поощряют и укрепляют апартеид в нарушение этого олимпийского принципа и тем самым вызывают законную обеспокоенность всех правительств,

стремясь осуществлять принципы, воплощенные в Международной декларации против апартеида в спорте, и обеспечить скорейшее принятие практических мер в этих целях,

будучи убежденными в том, что принятие Международной конвенции претив апартеида в спорте приведет к более эффективным мерам на международном и национальном уровнях в целях ликвидации апартеида в спорте,

согласились о следующем:

Для целей настоящей Конвенции:

а) выражение "апартеид" означает такую систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой людей и ее систематического угнетения, которая проводится в Южной Африке, а оапартеид в спортеп означает осуществление политики и практики такой системы в спортивной деятельности как среди профессионалов, так и среди любителей;

b) выражение "национальные спортивные сооружения" означает любые спортивные сооружения, которые функционируют в рамках спортивной программы, проводимой под эгидой национального правительства;

с) выражение "олимпийский принцип" означает принцип, согласно которому не допускается никакая дискриминация на основе расы, религии или политической принадлежности;

d) выражение "спортивные контракты" означает любые контракты, заключаемые для организации и проведения любых спортивных мероприятий и выступления в них или для осуществления связанных с ними прав, включая обслуживание;

е) выражение "спортивные организации" означает любые организации, созданные для проведения спортивных мероприятий на национальном уровне, включая национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации или национальные руководящие спортивные комитеты;

f) выражение "команда" означает группу спортсменов, организованных для участия в спортивных мероприятиях для проведения соревнований с другими такими организованными группами;

g) выражение "спортсмены" означает мужчин и женщин, которые участвуют в спортивных мероприятиях индивидуально или в составе команд, а также администраторов, тренеров, инструкторов и других официальных лиц, которые выполняют важные для команды функции.

Государства-участники решительно осуждают апартеид и обязуются немедленно всеми соответствующими средствами проводить политику ликвидации практики апартеида в спорте во всех ее формах.

Государства-участники не допускают спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и принимают соответствующие меры для обеспечения того, чтобы их спортивные организации, команды и отдельные спортсмены не вступали в такие контакты.

Государства-участники принимают все возможные меры для недопущения спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и обеспечивают функционирование эффективного механизма для осуществлении таких мер.

Государства-участники отказываются предоставлять финансовую или другую помощь, позволяющую их спортивным организациям, командами отдельным спортсменам участвовать в спортивных мероприятиях в стране, проводящей политику апартеида, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида.

Каждое Государство-участник принимает соответствующие меры в отношении своих спортивных организаций, команд и отдельных спортсменов, которые участвуют в спортивных мероприятиях в стране, практикующей апартеид, или с « командами, представляющими страну, практикующую апартеид. Такие меры, в частности, включают:

а) отказ предоставлять финансовую или другую помощь в каких бы то ни было целях таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;

b) ограничение доступа к национальным спортивным сооружениям таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;

с) невыполнение всех спортивных контрактов, которые предусматривают проведение спортивных мероприятий в стране, практикующей апартеид, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида;

d) отказ оказывать национальные спортивные почести или вручать спортивные награды таким командам или отдельным спортсменам и лишение их этих почестей и наград;

е) отказ проводить официальные приемы в честь таких команд или спортсменов.

Государства-участники отказываются выдавать визы и/или разрешать въезд представителям спортивных организаций, командам и отдельным спортсменам, представляющим страну, практикующую апартеид.

Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения исключения страны, практикующей апартеид, из международных и региональных спортивных организаций.

Государства-участники принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы международные спортивные организации налагали финансовые штрафы или иные меры взыскания на входящие в их состав организации, которые в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций, положениями настоящей Конвенции и духом олимпийского принципа отказываются участвовать, в спортивных мероприятиях со страной, практикующей апартеид.

1. Государства-участники прилагают максимальные усилия для обеспечения универсального соблюдения олимпийского принципа недискриминации и положений настоящей Конвенции.

2. В этих целях Государства-участники запрещают въезд в свои страны членам команд и отдельным спортсменам, которые участвуют или участвовали в спортивных соревнованиях в Южной Африке, и запрещают въезд в свой страны представителям спортивных организаций, членам команд и отдельным спортсменам, которые по своей собственной инициативе приглашают спортивные организации, команды и спортсменов, официально представляющих страну, практикующую апартеид, и участвующих в соревнованиях под ее флагом. Государства-участники могут также запретить въезд в страну представителям спортивных организаций, членам команд или отдельным спортсменам, которые поддерживают спортивные контакты со спортивными организациями, командами или спортсменами, представляющими. Страну, практикующую апартеид, и участвующими в соревнованиях под ее флагом. Запрещение въезда не должно нарушать положений соответствующих спортивных федераций, которые выступают за ликвидацию апартеида в спорте, и применяется только в отношении участия в спортивных мероприятиях.

3. Государства-участники рекомендуют своим национальным представителям в международных спортивных федерациях принимать все возможные и практические меры в целях недопущения участия спортивных организаций, команд и спортсменов, о которых говорится в пункте 2, выше, в международных спортивных соревнованиях, и, через своих представителей в международных спортивных организациях, принимают все возможные меры для того, чтобы:

а) обеспечить исключение Южной Африки из всех федераций, в которых она все еще состоит членом, а также не допускать восстановления членства Южной Африки в любой федерации, из которой она была исключена; и

b) в случае если какие-либо национальные федерации допускают спортивные обмены со страной, практикующей апартеид, принимать санкции против таких национальных федераций, включающие, когда необходимо, исключение из соответствующих международных спортивных организаций и недопущение участия их представителей в международных спортивных соревнованиях.

4. В случае грубых нарушений, положений настоящей Конвенции Государства-участники принимают по своему усмотрению соответствующие меры, включая, когда необходимо, меры, направленные на исключение ответственных национальных спортивных руководящих организаций, национальных спортивных федераций или спортсменов соответствующих стран из международных спортивных соревнований.

5. Положения настоящей статьи, конкретно касающиеся Южной Африки, прекратят свое действие, когда в этой стране будет ликвидирована система апартеида.

1. Учреждается Комиссия против апартеида в спорте (именуемая далее оКомиссияп) в составе пятнадцати членов, обладающих высокими моральными качествами и приверженных делу борьбы против апартеида, причем особое внимание уделяется участию лиц, имеющих опыт в области спортивной администрации, избранных Государствами-участниками из числа своих граждан, с учетом наиболее справедливого географического распределения и представительства основных правовых систем.

2. Члены Комиссии избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых Государствами-участниками. Каждое Государство-участник может выдвинуть одну кандидатуру из числа своих граждан.

3. Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев с даты вступления в силу настоящей Конвенции. По крайней мере за три месяца до даты очередных выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет Государствам-участникам письма с предложением представить их кандидатуры в двухмесячный срок. Генеральный секретарь готовит список, в который в алфавитном порядке вносятся все выдвинутые таким образом лица с указанием Государств-участников, которые их выдвинули, и представляет этот список Государствам-участникам.

4. Выборы членов Комиссии проводятся на совещаниях Государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, кворум которых составляют две трети Государств-участников, избранными в Комиссию лицами являются кандидаты, получившие наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей Государств-участников.

5. Члены Комиссии избираются сроком на четыре года. Однако срок полномочий девяти членов, избранных на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; сразу же после первых выборов имена этих девяти членов определяются по жребию Председателем Комиссии.

6. Для заполнения непредвиденных вакансий Государство-участник, гражданин которого перестает исполнять обязанности члена Комиссии, назначает другое лицо из числа своих граждан при условии утверждения Комиссией.

7. Государства-участники берут на себя покрытие расходов членов Комиссии в период выполнения ими обязанностей в Комиссии.

1. Государства-участники обязуются представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комиссией доклад о законодательных, юридических, административных или прочих мерах принятых ими в целях осуществления положений настоящей Конвенции в течение одного года с даты вступления ее в силу и затем каждые два года. Комиссия может запрашивать у Государств-участников дополнительную информацию.

2. Комиссия ежегодно сообщает Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций через Генерального секретаря о своей деятельности и может делать предложения и рекомендации общего характера на основе рассмотрения докладов и информации, полученных от Государств-участников. Такие предложения и рекомендации сообщаются Генеральной Ассамблее вместе с замечаниями, если таковые имеются, соответствующих Государств-участников.

3. Комиссия рассматривает, в частности, осуществление положений статьи 10 настоящей Конвенции и выносит рекомендации относительно принятия мер.

4. По просьбе большинства Государств-участников Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников для рассмотрения дальнейших мер в отношении осуществления положений статьи 10 настоящей Конвенции. В случае грубых нарушений положений настоящей Конвенции Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников по просьбе Комиссии.

1. Любое Государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комиссии получать и рассматривать жалобы о нарушениях положений настоящей Конвенции, представленные Государствами-участниками, которые также сделали такое заявление. Комиссия может выносить решение о соответствующих мерах, которые должны быть приняты в отношении нарушений.

1. Комиссия заседает не менее одного раза в год.

2. Комиссия принимает свои правила процедуры.

3. Секретариатское обслуживание Комиссии обеспечивается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

4. Заседания Комиссии проводятся, как правило, в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь созывает первое заседание Комиссии.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций является депозитарием настоящей Конвенции.

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Центральных Учреждениях Организации Объединенных Наций всеми государствами До вступления ее в силу.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или Утверждению государствами, подписавшими Конвенцию.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств.

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать седьмого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после ее вступления в силу. Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение соответствующего документа.

Любой спор между Государствами-участниками в отношении толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров, передается по просьбе и взаимному согласию государств-сторон в этом споре в Международный Суд, за исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином способе его урегулирования.

1. Любое Государство-участник может предложить поправку или изменение к настоящей Конвенции и представлять их депозитарию. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций затем препровождает предложенную поправку или изменение Государствам-участникам с просьбой сообщить ему, высказываются ли они за созыв конференции Государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если по крайней мере одна треть Государств-участников выскажется за такую конференцию. Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка или изменение, принятые большинством Государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправки или изменения вступают в силу по утверждении их Генеральной Ассамблеей и принятии их большинством в две трети Государств-участников согласно их соответствующим конституционным процедурам.

3. Когда поправки или изменения вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а для других Государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки или изменения, которые были ими приняты.

Государство-участник может выйти из настоящей Конвенции путем письменного уведомления депозитария. Такой выход вступает в силу через один год со дня получения этого уведомления депозитарием.

Настоящая Конвенция составлена на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.

Одинаковые призовые, дисциплины и равное количество участников – вот чего хотят женщины

50/50 — такое соотношение мужчин и женщин среди атлетов хочет видеть МОК на ближайших Олимпийских играх в Токио. Для этого создаются специальные программы и документы, призванные указать путь, по которому можно достигнуть гендерного равенства. Пока получается с переменным успехом: отдельные виды спорта экономят на женских призовых, в других — женщин просто мало. Ситуация усугубляется и тем, что поводов для обвинения спортивного руководства в дискриминации до сих пор предостаточно.

За последние 30 лет спорт стал крупнейшей площадкой для обсуждения ситуации с гендерным равенством и правами женщин. Локомотивом борьбы за равноправие среди атлетов выступает Международный олимпийский комитет. МОК уже несколько лет активно подталкивает международные федерации и национальные олимпийские комитеты (НОК), чтобы те занялись решением вопроса присутствия женщин в спорте.

Первые результаты этих усилий можно будет оценить уже через год — на Олимпиаде в Японии.

МОК презентовал свой проект рассмотрения гендерного равенства с пятью различными блоками — «Спорт», «Финансы», «Медиа», «Руководство» и «Мониторинг» 8 марта 2018 года. В нем были прописаны 25 рекомендаций, с помощью которых федерации смогут улучшить «гендерную ситуацию» в каждом конкретном виде спорта. И не только балансом с точки зрения количества атлетов, но и присутствием женщин на руководящих ролях в олимпийском движении.

МОК очень хочет увидеть равное число мужчин и женщин уже на Олимпийских играх в Токио-2020, поэтому руководство рабочей группы по гендерному равенству призывает действовать вовлеченные стороны без промедления.

Но добиться желаемого результата получается не всегда.

Когда речь заходит о призовых, женщин в большом спорте совсем не обижают.

Согласно исследованию Би-би-си, которое проводилось уже дважды, на соревнованиях в 86% видов спорта платят совершенно одинаковые призовые. Это касается практически всех крупных турниров как в зимних видах спорта, так и во многих летних. Например, турниров Большого шлема в теннисе: на проходящем в эти дни Ролан Гаррос победитель, будь то мужчина или женщина, получит 2,3 миллиона евро.


Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Более того, в олимпийской программе даже есть своеобразный пример для подражания — это конный спорт, где мужчины и женщины не только получают равное вознаграждение, но и выступают в одном зачете.

Вопрос с гендерным финансовым неравенством можно было бы считать решенным, если бы не футбол.

В 2015 году призовой фонд чемпионата мира по футболу среди женщин составлял всего 15 миллионов долларов. Спустя три года Международная федерация футбола (FIFA) решила пересмотреть финансовую политику и значительно увеличить призовые. В конце октября 2018 года стало известно , что на женском ЧМ во Франции, который стартует уже 7 июня, общий призовой фонд составит 30 миллионов долларов. Помимо этого, FIFA потратит еще 20 миллионов на покрытие расходов, связанных с транспортом, тренировками и компенсациями клубам, за которые играют девушки.

Вопреки ожиданиям, такой шаг навстречу женскому футболу был очень холодно воспринят игроками.

Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) раскритиковала FIFA за это решение, указав на то, что такое увеличение лишь подчеркнет огромную пропасть между мужскими и женскими призовыми.

И беспокойство FIFPro нельзя назвать беспочвенным, особенно если взглянуть на цифры с прошедшего чемпионата мира 2018 года в России: год назад общий призовой фонд составил 400 миллионов долларов, из которых победитель турнира, сборная Франции, получила 38 миллионов. Это очевидно больше, чем весь женский «бюджет».

Профсоюзы игроков из Австралии, Норвегии, Швеции и Новой Зеландии направили в FIFA официальный письменный протест и прошение об увеличении призовых до 57 миллионов. «Неужели мы так много просим?» — вопрошают футболистки.

Для сравнения, мужская сборная команда Австралии увезла из России восемь миллионов долларов, в то время как во Франции девушки-футболистки с Зеленого континента получат порядка 750 тысяч долларов на всех.


Женская сборная Австралии по футболу
Женская сборная Австралии по футболу Фото: © Википедия

Чемпионки мира образца 1995 года — команда Норвегии — по-другому разобрались с проблемой маленьких зарплат. Еще в 2017 году Норвежская футбольная ассоциация уравняла оба зарплатных фонда, который составляет порядка 750 тысяч долларов, забрав при этом около 60 тысяч у мужчин. Вот только одна из лучших игроков мира среди женщин — Ада Хегерберг на чемпионат мира все равно не поедет, объясняя это тем, что дело вовсе и не в деньгах, а в подходе в целом.

Футболистки сборной США вообще собрались судиться с родной федерацией. Претензии не только в маленькой зарплате (за сезон каждая девушка получает порядка 99 тысяч долларов, в то время как мужчины зарабатывают около 263 тысяч), но и в условиях труда. Женские команды, как правило, играют на искусственном покрытии, которое считается гораздо более травмоопасным. А вот мужчины в США играли на синтетике только лишь раз за прошлый сезон, да и тренировки у них проходят в гораздо лучших условиях, по мнению представительниц женской сборной.

Американки обратили внимание на проблему гендерного равенства не только в футболе, но и в хоккее, где в январе 2019 года произошел один примечательный случай.

На мастер-шоу матча всех звезд НХЛ игрок национальной сборной США Брианна Декер показала лучший результат в одном из конкурсов, обойдя всех мужчин и установив новый рекорд. Однако победителем так и не стала — ее результат просто не был официально зафиксирован. Таким образом, 25 тысяч долларов призовых получил игрок Эдмонтон Ойлерз Леон Драйзайтль.

Согласно статистике МОК с последних Олимпийских зимних игр в Пхенчхане-2018, только три федерации достигли нужного баланса по количеству мужчин и женщин среди атлетов — это были Международный союз конькобежцев, Международный союз биатлонистов и Всемирная федерация керлинга.

Хуже всего дела обстоят у Международной федерации санного спорта (FIL) и Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF).

В бобслее проблему участия женщин решают уже давно, еще с сезона 2015/16, где даже на этапах Кубка мира участие было совершенно никудышным — в среднем девять женских экипажей. На протяжении последних четырех сезонов число участниц было очень нестабильным, а IBSF пыталась придумать всевозможные способы стимулирования интереса к бобслею у девушек.

Делали это даже законодательными методами, путем изменения минимально допустимого веса боба-двойки без экипажа, то делая его легче на пять килограмм, чтобы девушкам было немного легче, то снова возвращая на прежнюю отметку в 170 килограмм — общую для женщин и мужчин.

Параллельно с чехардой с весом было принято решение дать женщинам возможность попробовать себя в соревнованиях бобов-четверок, правда, не отдельно (не набиралось достаточное количество экипажей), а наравне с мужчинами. За женскую четверку активнее всех выступала двукратная олимпийская чемпионка из Канады Кейли Хамфрис, но особой поддержки в женском бобслее идея не снискала: время от времени собиралось три-четыре экипажа, в основном североамериканских, разбавленных румынками или бельгийками.

С учетом того, что на соревнования женских четверок смотрели и с точки зрения потенциального включения в программу Олимпийских игр, то идея фактически провалилась. Понятно, что такого уровня вовлеченности недостаточно для того, чтобы стать частью Игр, даже несмотря на то что исполком IBSF до последнего продвигал эту идею и от женских четверок глобально не отказались и по сей день.

По большому счету, с таким процентом женского участия и невыполнением требования МОК по гендерному равенству бобслей уже находился бы под вопросом с точки зрения сохранения в олимпийской программе. Но на помощь пришла новая для бобслея дисциплина — монобоб, которая до этого существовала исключительно в рамках юношеских соревнований и пара-бобслея.

Особенность его в том, что разгоняет спортивный снаряд и управляет им всего лишь один атлет. С точки зрения подготовки новых молодых пилотов монобоб уже проявил себя достойно, к тому же участие в этой дисциплине избавляет от ряда денежных трат.

Такая история МОКу понравилась гораздо больше. И в 2018 году было принято решение включить соревнования женщин в монобобах в программу зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году. Участвовать в этих состязаниях будут не те самые атлеты, что катаются в женских двойках. Поэтому IBSF решил сразу два вопроса: гендерного баланса (девушек стало еще больше) и укрепления позиций в рамках Игр (добавился новый вид).

Пока у новой дисциплины нет своего собственного тура, но через сезон женский монобоб будут проводить уже в рамках Кубков мира наряду с женскими двойками.

«Я подчеркну, что теперь это именно олимпийская дисциплина, и она способна привлечь какое-то количество новых спортсменов-женщин, что идет в корреляции с директивой МОК о гендерном равенстве», — заявил Daily Storm генеральный секретарь Федерации бобслея России Сергей Пархоменко.


Кейли Хамфрис (слева)
Кейли Хамфрис (слева) Фото: © GLOBAL LOOK press / Bai Xuefei

По его словам, можно по-разному относиться к женскому монобобу, но новая дисциплина — это дополнительная олимпийская медаль и потенциальная возможность для развития вида спорта.

«А медали — это еще и финансирование, и новые спортсмены», — объяснил Пархоменко.

Опыты на молодых

Родственный бобслею санный спорт решил задачу похожим образом, но там решили все обкатать на молодом поколении. В программ у Юношеских Олимпийских игр — 2020 (с перспективой включения и во «взрослые» Игры в 2026 году) добавили соревнования женских двоек. Раньше такое было очень сложно представить.

Проблема в том, что состязания в санях-двойках считаются самыми травматичными, да и нужно еще найти подходящих спортсменок, где первый номер должен быть обязательно выше, а второй напротив — небольшого роста.

Старший тренер молодежной сборной по санному спорту Вера Бардина рассказала Daily Storm, что сначала новость о включении новой дисциплины повергла всех в шок, но результаты превзошли все ожидания.

«Восприняли поначалу очень в штыки, мол, это нереально, несерьезно, это травмы. Но ценой больших усилий собрали-таки первые двойки», — комментирует Бардина.

«Мы как-то на тренировке спросили у девочек, кто хочет кататься в двойках, и вы не поверите, но руки подняли практически все! Оказывается, девочки давно этого ждали, мечтали», — вспоминает Бардина.

Сейчас в сборной России есть два женских экипажа — на большее пока нет финансовых и организационных возможностей, но девушки уже активно соревнуются в программе Кубка мира в возрастной категории «юноши и девушки».

С точки зрения квалификации на Юношеские Олимпийские игры — 2020, уже сейчас понятно, что девушек будет больше: 15-16 женских экипажей против 13 мужских.

Еще одной возможностью для НОКов и федераций достичь гендерного баланса может быть включение в программу смешанных командных соревнований. С таким предложением выступил олимпийский чемпион по шорт-треку Самюэль Жирар, который очень рад появлению смешанной эстафеты в родном виде спорта.


Скриншот: © youtube.com / IZ RU
Скриншот: © youtube.com / IZ RU

В том же санном спорте смешанная эстафета давно уже доказала, что такой формат может быть крайне интересным и динамичным. Сейчас там участвует один мужчина на одноместных санях, женщина на одноместных санях и мужская двойка. С появлением женских двоек они также смогут в перспективе войти и в состав эстафеты, что сделает соревнования еще более зрелищными.

«Международная федерация должна рассмотреть вопрос о включении женского экипажа в состав эстафеты. Вот тогда будет 100 процентов гендерное равенство, потому что пока в эстафете получается три мальчика и только одна девочка», — заключает Бардина.

Не только МОК диктует правила своим подопечным в части гендерного равенства. Атлеты и юристы тоже оказывают давление на руководящие спортивные органы.

Так, в апреле этого года Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) пригрозили судом, если в программу Игр-2020 в Токио не будет включена спортивная ходьба на дистанции 50 км у женщин. Спортивное сообщество давит на то, что отсутствие данной дистанции можно расценивать как дискриминацию по половому признаку, а учитывая, что высшее спортивное руководство так ратует за равноправие, то это вообще ни в какие рамки уже не вписывается.

Не то чтобы в IAAF были принципиально против — 50-километровая дистанция у женщин была в программе чемпионата мира 2017 года, но заявка оставляла желать лучшего: только семь участниц тогда вышли на дистанцию, из которых лишь четверо дошли до финиша.

Исходя из этого опыта, комитет IAAF по спортивной ходьбе дал понять, что дистанции не будет в программе Игр, пока качество соревнований среди женщин на этой дистанции не достигнет должного уровня.

Однако все идет к тому, что зачет в 50 километров и у мужчин после Токио-2020 может исчезнуть из программы, превратившись в «тридцатку». Это планируется сделать для того, чтобы привлечь больше молодых атлетов в спортивную ходьбу. Вероятно, еще и поэтому IAAF не торопится с предложением к МОК относительно участия женщин в соревнованиях на дистанции 50 километров.


Фото: © GLOBAL LOOK press / Alfredas Pliadis
Фото: © GLOBAL LOOK press / Alfredas Pliadis

Некоторые атлеты также указывают на дискриминацию и в том, что касается правил квалификации на грядущие Олимпийские игры.

В конце апреля японская велогонщица обратилась в спортивный арбитражный суд у себя в стране, так как, по ее мнению, квалификационные правила для мужчин оказались гораздо более лояльными. Все дело в том, что женщины начали свой путь на Игры в Токио с 1 июня, а мужчины стартовали уже 1 января. При этом окончание квалификационного периода придется на 31 мая 2020 года, и этот дедлайн для всех един, соответственно, у женщин остается гораздо меньше времени на то, чтобы попасть на главные старты четырехлетия.

Федерация велоспорта Японии (JCF) объясняет это тем, что мужчин-велогонщиков больше и им нужно принять участие в большем количестве соревнований, чтобы квалифицироваться на Игры, чем женщинам. Тем не менее, JCF будет готова принять рекомендации от арбитражного суда, если таковые последуют.

Помимо этого, у велогонщиц есть и другие вопросы к реализации принципа гендерного равенства.

Тогда же, в апреле, организаторы Игр в Токио раскрыли, как будут выглядеть олимпийские трассы для велогонщиков. У мужчин протяженность составляет 234 километра, а у женщин — 137 километров за счет того, что из женской дистанции были убраны некоторые сложные участки.

Этот факт очень возмущает велогонщиц и заставляет их снова говорить о дискриминации и о том, что это вовсе не соответствует тем гендерным целям, к которым стремится МОК.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Чеботарев Александр

Ситуация с допингом в отечественном спорте продолжает оставаться сложной, несмотря на то что Российскому антидопинговому агентству (РУСАДА) восстановлена аккредитация со стороны ВАДА. При этом главной причиной восстановления стала передача за рубеж российской стороной в начале 2019 г. электронных баз данных по допинг-пробам в отношении более 1000 спортсменов, включая титулованных.

Официальной информации о результатах рассмотрения комиссарами ВАДА полученных сведений пока нет, но можно предположить, что их детальное изучение может обернуться для России новым витком скандала с упоминанием самых громких имен в спорте и политике.

Что касается исключительно правовой стороны «антидопингового» вопроса, отмечу несколько ключевых моментов. Во-первых, впервые в истории российского спорта были возбуждены уголовные дела за склонение спортсмена к употреблению допинга (ст. 230.1 УК РФ), которые, по словам министра спорта Павла Колобкова, «развалились в суде».

Во-вторых, в Архангельской области одно из подобных дел находится в суде и рассматривается по существу. Данное дело было возбуждено в отношении тренера по культуризму за склонение своих подопечных к употреблению запрещенного вещества – тестостерона. Перспективы рассмотрения дела представляются весьма туманными, но, учитывая огромное желание чиновников показать, что нововведения в УК работают, это может привести к тому, что тренер будет признан виновным и осужден.

В-третьих, законодатель продолжает вносить изменения в нормативные акты в части усиления ответственности за допинг. Так, 11 апреля в третьем чтении были приняты поправки в ст. 3.5 и 6.18 КоАП в части установления ответственности за нарушение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физкультуры и спорта антидопинговых правил.

В частности, ст. 6.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о физкультуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. В качестве наказания установлена дисквалификация на срок от года до двух лет (ч. 1) и на 3 года (ч. 2). Важно отметить, что субъектом ответственности по данной статье спортсмен ранее не являлся.

Принятые поправки впервые в истории российского спорта вводят административную ответственность спортсмена за применение запрещенного вещества. В связи с этим их можно назвать революционными, поскольку КоАП практически разрушает «административный допинговый иммунитет» спортсмена и устанавливает его юридическую ответственность за применение допинга. Если ранее спортсмены несли исключительно спортивную ответственность, заключавшуюся в отстранении от соревнований и тренировок, то сейчас в качестве административного наказания установлен штраф от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1) либо – за распространение запрещенной субстанции (ч. 2) – от 40 до 80 тыс. руб.

Однако такая ответственность может наступать лишь за умышленное использование или попытку использования спортсменом запрещенной субстанции или метода. Следует обратить внимание, что объективная сторона данного правонарушения характеризуется именно использованием запрещенного вещества или, соответственно, попыткой.

Характерно, что законодатель не употребляет обычную для такого рода норм формулировку о нарушении антидопинговых правил. Тем самым значительно сокращаются формы совершения правонарушения. То есть из 10 составов допинговых нарушений, установленных в Кодексе ВАДА и Российских антидопинговых правилах, под административную ответственность подпадает лишь один – использование (попытка использования) запрещенного вещества. Из этого можно сделать вывод, что иные нарушения спортсменом антидопинговых правил – например, часто встречающееся в практике неинформирование о месте своего нахождения или запрещенное сотрудничество, – не подпадают под действие новаций.

Особо отмечу, что новый вариант редакции ч. 2 ст. 6.18 КоАП является, на мой взгляд, предвестником предстоящих изменений в УК, о которых официально пока не сообщается. Речь идет исключительно о распространении запрещенной субстанции, но не о попытке такого распространения, что представляется нелогичным, так как ст. 2.7 Кодекса ВАДА устанавливает также ответственность за попытку ее распространения. Конструкция новой редакции объективной стороны ч. 2 ст. 6.18 КоАП следующая – «Распространение спортсменом, тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта запрещенной субстанции или метода, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния…», что подразумевает наличие уголовной ответственности в том числе за распространение запрещенного вещества. Поскольку подобных статей в УК нет, думается, что в скором времени они появятся.

Также изменению подверглась ст. 3.5 КоАП, что логично в данной ситуации, так как указанная норма устанавливает в качестве административного наказания штраф, который в общем порядке не может превышать 5000 руб. для физических лиц, и перечень составов, где допускается превышение указанного размера санкции. В связи с этим включение ст. 6.18 в перечень статей, допускающих наказание в виде штрафа в размере 40, 50 и 80 тыс. руб., представляется обоснованным.

В то же время недоумение вызывает тот факт, что законодатель не предусмотрел в новой редакции КоАП ответственность спортсмена за использование запрещенной субстанции в отношении животных, участвующих в соревнованиях. Такой пробел невольно создает почву для возникновения вопроса о дискриминации, поскольку может оказаться, что спортсмены, которые участвуют в соревнованиях лично, и те, кто выступает с использованием животных, с точки зрения Закона о физической культуре и спорте имеют одинаковый статус, но несут различную ответственность за использование запрещенных субстанций.

С точки зрения влияния изменений в КоАП на правоприменительную практику следует отметить, что в ближайшее время адвокаты могут столкнуться с особой категорией дел об административных правонарушениях, по которым спортсменов будут привлекать к ответственности. Настороженность адвокатского сообщества в связи с этим вызывает возможное возникновение намерения правоохранителей показать жизнеспособность указанных выше норм, «поголовно» привлекая спортсменов к ответственности, а, поскольку с точки зрения доказывания на практике административное производство проще уголовного, спортсменов-нарушителей могут оказаться десятки.

Кроме того, осмелюсь предположить, что в скором времени мы столкнемся и с инициативой введения уголовной ответственности за использование запрещенной субстанции спортсменом, который уже ранее привлекался к административной ответственности, чего бы очень не хотелось.

Таким образом, курс на ужесточение ответственности за допинг продолжает сохраняться. При этом, как показывает практика, особых успехов в урегулировании допингового скандала на международном уровне он не обеспечил. Статус Всероссийской федерации легкой атлетики и аккредитация антидопинговой лаборатории России не восстановлены, дискриминационные требования по допинг-контролю в отношении отечественных спортсменов перед участием в международных соревнованиях сохраняются. В связи с этим уместны слова генерального директора РУСАДА Юрия Гануса из открытого обращения к Президенту России Владимиру Путину о том, что российский профессиональный спорт «находится на грани краха» и непринятие мер может погубить его.

Данное обращение, на мой взгляд, как нельзя лучше показывает, что решение допинговой проблемы в России лежит за рамками правового поля и нуждается в принятии политико-административных мер на самом высоком уровне.

Международная конвенция против апартеида в спорте

Принята резолюцией 40/64 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1985 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на положения Устава Организации Объединенных Наций, в которых все государства-члены обязуются принимать совместные и раздельные меры в сотрудничестве с Организацией в целях достижения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии,

учитывая, что Всеобщая декларация прав человека 1 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи или национального происхождения,

отмечая, что в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 2 государства — участники Конвенции особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера во всех областях,

отмечая, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла ряд резолюций, осуждающих практику апартеида в спорте, и подтвердила свою безусловную поддержку олимпийского принципа о недопустимости какой-либо дискриминации на основе расы, религии или политической принадлежности и о том, что единственным критерием участия в спортивных мероприятиях должны быть спортивные показатели,

учитывая, что в Международной декларации против апартеида в спорте 3 , которая была принята Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1977 года, торжественно подтверждается необходимость скорейшей ликвидации апартеида в спорте,

ссылаясь на положения Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 4 и, в частности, признавая, что участие в спортивных обменах с командами, отобранными на основе апартеида, прямо подстрекает и поощряет к совершению преступления апартеида, как оно определено в упомянутой Конвенции,

полные решимости принять все необходимые меры для искоренения практики апартеида в спорте и способствовать международным спортивным контактам, основанным на олимпийском принципе,

признавая, что спортивные контакты с любой страной, проводящей политику апартеида в спорте, поощряют и укрепляют апартеид в нарушение этого олимпийского принципа и тем самым вызывают законную обеспокоенность всех правительств,

стремясь осуществлять принципы, воплощенные в Международной декларации против апартеида в спорте, и обеспечить скорейшее принятие практических мер в этих целях,

будучи убежденными в том, что принятие Международной конвенции против апартеида в спорте приведет к более эффективным мерам на международном и национальном уровнях в целях ликвидации апартеида в спорте,

согласились о следующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

а) выражение «апартеид» означает такую систему узаконенной расовой сегрегации и дискриминации с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над другой расовой группой людей и ее систематического угнетения, которая проводится в Южной Африке, а «апартеид в спорте» означает осуществление политики и практики такой системы в спортивной деятельности как среди профессионалов, так и среди любителей;

b) выражение «национальные спортивные сооружения» означает любые спортивные сооружения, которые функционируют в рамках спортивной программы, проводимой под эгидой национального правительства;

c) выражение «олимпийский принцип» означает принцип, согласно которому не допускается никакая дискриминация на основе расы, религии или политической принадлежности;

d) выражение «спортивные контракты» означает любые контракты, заключаемые для организации и проведения любых спортивных мероприятий и выступления в них или для осуществления связанных с ними прав, включая обслуживание;

e) выражение «спортивные организации» означает любые организации, созданные для проведения спортивных мероприятий на национальном уровне, включая национальные олимпийские комитеты, национальные спортивные федерации или национальные руководящие спортивные комитеты;

f) выражение «команда» означает группу спортсменов, организованных для участия в спортивных мероприятиях для проведения соревнований с другими такими организованными группами;

g) выражение «спортсмены» означает мужчин и женщин, которые участвуют в спортивных мероприятиях индивидуально или в составе команд, а также администраторов, тренеров, инструкторов и других официальных лиц, которые выполняют важные для команды функции.

Статья 2

Государства-участники решительно осуждают апартеид и обязуются немедленно всеми соответствующими средствами проводить политику ликвидации практики апартеида в спорте во всех ее формах.

Статья 3

Государства-участники не допускают спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и принимают соответствующие меры для обеспечения того, чтобы их спортивные организации, команды и отдельные спортсмены не вступали в такие контакты.

Статья 4

Государства-участники принимают все возможные меры для недопущения спортивных контактов со страной, практикующей апартеид, и обеспечивают функционирование эффективного механизма для осуществления таких мер.

Статья 5

Государства-участники отказываются предоставлять финансовую или другую помощь, позволяющую их спортивным организациям, командам и отдельным спортсменам участвовать в спортивных мероприятиях в стране, проводящей политику апартеида, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида.

Статья 6

Каждое Государство-участник принимает соответствующие меры в отношении своих спортивных организаций, команд и отдельных спортсменов, которые участвуют в спортивных мероприятиях в стране, практикующей апартеид, или с командами, представляющими страну, практикующую апартеид. Такие меры, в частности, включают:

а) отказ предоставлять финансовую или другую помощь в каких бы то ни было целях таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;

b) ограничение доступа к национальным спортивным сооружениям таким спортивным организациям, командам или отдельным спортсменам;

с) невыполнение всех спортивных контрактов, которые предусматривают проведение спортивных мероприятий в стране, практикующей апартеид, или с командами или отдельными спортсменами, отобранными на основе апартеида;

d) отказ оказывать национальные спортивные почести или вручать спортивные награды таким командам или отдельным спортсменам и лишение их этих почестей и наград;

e) отказ проводить официальные приемы в честь таких команд или спортсменов.

Статья 7

Государства-участники отказываются выдавать визы и/или разрешать въезд представителям спортивных организаций, командам и отдельным спортсменам, представляющим страну, практикующую апартеид.

Статья 8

Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения исключения страны, практикующей апартеид, из международных и региональных спортивных организаций.

Статья 9

Государства-участники принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы международные спортивные организации налагали финансовые штрафы или иные меры взыскания на входящие в их состав организации, которые в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций, положениями настоящей Конвенции и духом олимпийского принципа отказываются участвовать в спортивных мероприятиях со страной, практикующей апартеид.

Статья 10

1. Государства-участники прилагают максимальные усилия для обеспечения универсального соблюдения олимпийского принципа недискриминации и положений настоящей Конвенции.

2. В этих целях Государства-участники запрещают въезд в свои страны членам команд и отдельным спортсменам, которые участвуют или участвовали в спортивных соревнованиях в Южной Африке, и запрещают въезд в свои страны представителям спортивных организаций, членам команд и отдельным спортсменам, которые по своей собственной инициативе приглашают спортивные организации, команды и спортсменов, официально представляющих страну, практикующую апартеид, и участвующих в соревнованиях под ее флагом. Государства-участники могут также запретить въезд в страну представителям спортивных организаций, членам команд или отдельным спортсменам, которые поддерживают спортивные контакты со спортивными организациями, командами или спортсменами, представляющими страну, практикующую апартеид, и участвующими в соревнованиях под ее флагом. Запрещение въезда не должно нарушать положений соответствующих спортивных федераций, которые выступают за ликвидацию апартеида в спорте, и применяется только в отношении участия в спортивных мероприятиях.

3. Государства-участники рекомендуют своим национальным представителям в международных спортивных федерациях принимать все возможные и практические меры в целях недопущения участия спортивных организаций, команд и спортсменов, о которых говорится в пункте 2, выше, в международных спортивных соревнованиях, и, через своих представителей в международных спортивных организациях, принимают все возможные меры для того, чтобы:

а) обеспечить исключение Южной Африки из всех федераций, в которых она все еще состоит членом, а также не допускать восстановления членства Южной Африки в любой федерации, из которой она была исключена; и

b) в случае, если какие-либо национальные федерации допускают спортивные обмены со страной, практикующей апартеид, принимать санкции против таких национальных федераций, включающие, когда необходимо, исключение из соответствующих международных спортивных организаций и недопущение участия их представителей в международных спортивных соревнованиях.

4. В случаях грубых нарушений положений настоящей Конвенции Государства-участники принимают по своему усмотрению соответствующие меры, включая, когда необходимо, меры, направленные на исключение ответственных национальных спортивных руководящих организаций, национальных спортивных федераций или спортсменов соответствующих стран из международных спортивных соревнований.

5. Положения настоящей статьи, конкретно касающиеся Южной Африки, прекратят свое действие, когда в этой стране будет ликвидирована система апартеида.

Статья 11

1. Учреждается Комиссия против апартеида в спорте (именуемая далее «Комиссия») в составе пятнадцати членов, обладающих высокими моральными качествами и приверженных делу борьбы против апартеида, причем особое внимание уделяется участию лиц, имеющих опыт в области спортивной администрации, избранных Государствами-участниками из числа своих граждан, с учетом наиболее справедливого географического распределения и представительства основных правовых систем.

2. Члены Комиссии избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых Государствами-участниками. Каждое Государство-участник может выдвинуть одну кандидатуру из числа своих граждан.

3. Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев с даты вступления в силу настоящей Конвенции. По крайней мере за три месяца до даты очередных выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет Государствам-участникам письма с предложением представить их кандидатуры в двухмесячный срок. Генеральный секретарь готовит список, в который в алфавитном порядке вносятся все выдвинутые таким образом лица с указанием Государств-участников, которые их выдвинули, и представляет этот список Государствам-участникам.

4. Выборы членов Комиссии проводятся на совещаниях Государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, кворум которых составляют две трети Государств-участников, избранными в Комиссию лицами являются кандидаты, получившие наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей Государств-участников.

5. Члены Комиссии избираются сроком на четыре года. Однако срок полномочий девяти членов, избранных на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; сразу же после первых выборов имена этих девяти членов определяются по жребию Председателем Комиссии.

6. Для заполнения непредвиденных вакансий Государство-участник, гражданин которого перестает исполнять обязанности члена Комиссии, назначает другое лицо из числа своих граждан при условии утверждения Комиссией.

7. Государства-участники берут на себя покрытие расходов членов Комиссии в период выполнения ими обязанностей в Комиссии.

Статья 12

1. Государства-участники обязуются представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комиссией доклад о законодательных, юридических, административных или прочих мерах, принятых ими в целях осуществления положений настоящей Конвенции в течение одного года с даты вступления ее в силу и затем каждые два года. Комиссия может запрашивать у Государств-участников дополнительную информацию.

2. Комиссия ежегодно сообщает Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций через Генерального секретаря о своей деятельности и может делать предложения и рекомендации общего характера на основе рассмотрения докладов и информации, полученных от Государств-участников. Такие предложения и рекомендации сообщаются Генеральной Ассамблее вместе с замечаниями, если таковые имеются, соответствующих Государств-участников.

3. Комиссия рассматривает, в частности, осуществление положений статьи 10 настоящей Конвенции и выносит рекомендации относительно принятия мер.

4. По просьбе большинства Государств-участников Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников для рассмотрения дальнейших мер в отношении осуществления положений статьи 10 настоящей Конвенции. В случае грубых нарушений положений настоящей Конвенции Генеральным секретарем созывается совещание Государств-участников по просьбе Комиссии.

Статья 13

1. Любое Государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комиссии получать и рассматривать жалобы о нарушениях положений настоящей Конвенции, представленные Государствами-участниками, которые также сделали такое заявление. Комиссия может выносить решение о соответствующих мерах, которые должны быть приняты в отношении нарушений.

Статья 14

1. Комиссия заседает не менее одного раза в год.

2. Комиссия принимает свои правила процедуры.

3. Секретариатское обслуживание Комиссии обеспечивается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

4. Заседания Комиссии проводятся, как правило, в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь созывает первое заседание Комиссии.

Статья 15

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций является депозитарием настоящей Конвенции.

Статья 16

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций всеми государствами до вступления ее в силу.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или утверждению государствами, подписавшими Конвенцию.

Статья 17

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней всех государств.

Статья 18

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать седьмого документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует, принимает или утверждает настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после ее вступления в силу, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение соответствующего документа.

Статья 19

Любой спор между Государствами-участниками в отношении толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров, передается по просьбе и взаимному согласию государств-сторон в этом споре в Международный Суд, за исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином способе его урегулирования.

Статья 20

1. Любое Государство-участник может предложить поправку или изменение к настоящей Конвенции и представить их депозитарию. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций затем препровождает предложенную поправку или изменение Государствам-участникам с просьбой сообщить ему, высказываются ли они за созыв конференции Государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если по крайней мере одна треть Государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка или изменение, принятые большинством Государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправки или изменения вступают в силу по утверждении их Генеральной Ассамблеей и принятии их большинством в две трети Государств-участников согласно их соответствующим конституционным процедурам.

3. Когда поправки или изменения вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а для других Государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки или изменения, которые были ими приняты.

Статья 21

Государство-участник может выйти из настоящей Конвенции путем письменного уведомления депозитария. Такой выход вступает в силу через один год со дня получения этого уведомления депозитарием.

Статья 22

Настоящая Конвенция составлена на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.

Марина Крицкая

Несмотря на то, что в Трудовом кодексе прямо говорится о равных возможностях каждого для реализации своих трудовых прав, на практике нередко возникают спорные и рискованные для работодателей ситуации, связанные с дискриминацией.

В ст. 3 ТК РФ дается четкое определение дискриминации в рамках трудовых отношений: «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».

При этом нельзя путать дискриминацию с законодательно установленными исключениями, предпочтениями и ограничениями. Например, Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 утверждает перечень работ, к которым нельзя привлекать женщин. В частности, речь идет о работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений и т.д.

Кроме того, есть еще один очень важный документ, о существовании которого некоторые работодатели забывают, — Федеральный закон от 02.07.2013 №162-ФЗ. Он запрещает распространение информации о вакансиях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

За нарушение этих условий предусматривается административная ответственность. Штраф на граждан составляет от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.; на юрлиц — от 10 000 до 15 000 руб. (ст. 13.11.1 КоАП РФ).

Работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора. Сделать это он должен в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, также вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Дискриминация в вакансиях: судебная практика

Давайте посмотрим на судебную практику, чтобы разобраться, какие ошибки совершают работодатели.

Работодатель распространил на региональном самарском сайте информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях. В описании вакансий на должность «Тур-менеджер», «Менеджер по туризму», «Ученик-стажер», «Помощник менеджера» он указал общие условия: «девушка, возраст 18-35 лет, хорошее воспитание, уважительное отношение к себе, коллегам и клиентам, привлекательная внешность, презентабельность коммуникабельность, обучаемость, высокий коэффициент интеллекта, отсутствие вредных привычек».

Суд посчитал, что эта информация содержит ограничения дискриминационного характера по признаку пола, возраста и относится к обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Работодатель, опубликовавший вакансию, не оспаривал факт наличия правонарушения, но пояснил, что о наличии указанного объявления он забыл, поскольку оно было размещено на сайте около пяти лет назад.

Результат судебного разбирательства: информация о вакансии с сайта была удалена, а работодателю пришлось заплатить штраф в размере 3 000 руб.

Директор на официальном сайте компании разместил вакансию массажиста. В описании на должность было указано условие «Женщина», что, по мнению суда, является дискриминацией по признаку пола и относится к обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. На должность «Уборщица, а точнее помощница по хозяйству» было указано условие «Без вредных привычек», что также было расценено как дискриминация и требование, которое относится к обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Результат судебного разбирательства: информация о вакансии с сайта была удалена, а работодателю пришлось заплатить штраф в размере 3 000 руб.

Отдельного обсуждения заслуживают вакансии, которые работодатели публикуют в социальных сетях. Пока считается, что социальные сети, в отличие от рекрутинговых ресурсов и официальных сайтов, — это некая «территория свободы», куда законы «не дотягивается». Поэтому периодически там появляются удивительные по формулировке вакансии. Они вызывают шквал недовольства пользователей и даже привлекают внимание СМИ, как это недавно случилось с вакансией от предпринимателя Германа Стерлигова. Но Facebook, например, такие вакансии не блокирует, а юристы часто говорят о сложности привлечения работодателя к ответственности в таких случаях — именно потому, что информация размещена в социальной сети.

Единственный совет, который можно дать компаниям, использующим социальные ресурсы для поиска персонала: помните о своей репутации! HR-бренд сегодня — это не просто красивое слово, а инструмент, который позволяет привлекать лучших специалистов. Создавать его очень сложно и долго, а испортить можно благодаря одной нелепо опубликованной вакансии.

Необоснованный отказ в приеме на работу

Ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. К необоснованным причинам относятся причины дискриминационного характера, которые уже упоминались выше: пол, раса, цвет кожи, национальность, возраст, отношение к религии, семейное положение и т.д. Даже место жительства может считаться необоснованным отказом в заключении трудового договора. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином РФ, по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, так как нарушает право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ.

Также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 говорится о том, что работодатель под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, в том числе подбор, и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

«Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора».

Отказ признается обоснованным в том случае, если судом устанавливается, что работодатель руководствовался обстоятельствами, связанным с деловыми качествами работника. Деловые качества работника — это способность выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся профессионально-квалификационных качеств (наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Вступивший в силу Федеральный закон от 29.06.15 № 200-ФЗ установил определенный срок для предоставления лицу, обратившемуся к работодателю, причин отказа в заключении трудового договора — 7 дней. Причем причины должны быть изложены в письменной форме. На основании зафиксированного отказа кандидат может воспользоваться правом на обжалование отказа в приеме на работу в суд.

Читайте также: