Нужно ли отвечать на уведомление о погашении налоговой задолженности в рк

Опубликовано: 12.05.2024

Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности

В случаях неуплаты или неполной уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в установленные сроки образуется задолженность по платежам и налогам. Задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет взыскивается налоговыми органами с налогоплательщиков в порядке, определенной главой 13-14 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее- Налоговый кодекс).Необходимо отметить, что Главой Государства 25 декабря 2017 года были внесены ряд изменении в Законодательство Республики Казахстан. Одним из них является Налоговый Кодекс РК, где главы 13-14 «Способы и меры принудительного взыскания» дополнены пунктами, применяющие по мере степени риска.Однако, согласно Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №121-VI, действие изменении приостановлены до 1 января 2019-2020 года. То есть, способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания налоговой задолженности будут применятся в 2018 году по действующему кодексу.

При образований задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет у налогоплательщика, налоговыми органами применяются следующие способы и меры принудительного взыскания.1) налогоплательщику выставляется уведомление о погашений налоговой задолженности в порядке, предусмотренном статьей 114 Налогового кодекса.Согласно статьи 114 Налогового кодекса, уведомлением о погашении налоговой задолженности, признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.

А также, согласно статьи 116 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами:

1) начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним; При возникновении задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет налогоплательщиком уплачивается пеня. Пеней признается установленный пунктом 2 настоящей статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.Кроме того, пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

2) приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) В соответствии со статьей 118 Налогового кодекса, в случае непогашения налоговой задолженности в бюджет налогоплательщиком, налоговый орган по истечении десяти рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, выносит распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам плательщика.

Распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам.

3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента)В случае непогашения налогоплательщиком налоговой задолженности и других обязательных платежей в бюджет, согласно статьи 119 налоговый орган по истечении десяти рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, производит приостановление расходных операций по кассе налогоплательщика. Распоряжение налогового органа о приостановлении расходных операций по кассе отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком задолженности в бюджет.

4) ограничением в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) Решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика выносится налоговым органом по форме, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан, в случае непогашения налоговой задолженности и других обязательных платежей в бюджет – по истечении пятнадцати рабочих дней, следующих за днем вручения уведомления;

Решение об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) составляется по форме, установленной уполномоченным органом, и принимается налоговым органом на сумму:

— налоговой задолженности по данным, имеющимся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) на дату вынесения такого решения,

— налогов, платежей в бюджет и пени, обжалуемых налогоплательщиком

Не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения об ограничении в распоряжении имуществом налоговый орган направляет копию такого решения в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации, либо имущества, подлежащего государственной регистрации.По истечении десяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) решения, об ограничении в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента), налоговым органом производится опись ограниченного в распоряжении имущества в присутствии налогоплательщика (налогового агента) путем составления акта описи имущества по форме, установленной уполномоченным органом.Опись ограниченного в распоряжении имущества производится с указанием в акте описи имущества балансовой стоимости, определяемой на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), или рыночной стоимости. Рыночной стоимостью является стоимость, определенная в отчете об оценке, проведенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.В случае непогашения налоговой задолженности и нереализации ограниченного в распоряжении имущества после проведения двух аукционов налоговый орган вправе подвергнуть описи другое имущество налогоплательщика (налогового агента) путем отмены первоначального акта описи и составления нового акта описи имущества с учетом имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату составления нового акта описи имущества.Налоговый орган отменяет решение об ограничении в распоряжении имуществом и акт описи имущества, составленный на основании такого решения, по форме, установленной уполномоченным органом, в случаях:-погашения налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налоговой задолженности — не позднее одного рабочего дня со дня погашения такой задолженности;-вынесения решения уполномоченным органом или вступления в законную силу судебного акта, отменяющих в обжалуемой части уведомление о результатах проверки, — не позднее одного рабочего дня со дня вынесения такого решения или вступления в силу такого судебного акта;-отзыва налогоплательщиком (налоговым агентом) своей жалобы на уведомление о результатах проверки — не позднее одного рабочего дня со дня отзыва такой жалобы.Налоговый орган направляет сообщение в уполномоченные государственные органы для прекращения обременения прав на имущество:-не указанное в акте описи, — не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта описи имущества с приложением копии такого акта;-решение об ограничении в распоряжении которым отменено в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, — не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отмене решения об ограничении в распоряжении имуществом с приложением копии такого решения;-реализованное уполномоченным юридическим лицом, в том числе в счет задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, — не позднее пяти рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи имущества с приложением копии такого договора.А также, применяется меры принудительного взыскания задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в следующем порядке:

1) за счет денег, находящихся на банковских счетах: Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента), открытых в банке второго уровня или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, производится на основании инкассового распоряжения налогового органа, за исключением суммы денег, являющихся обеспечением по займам, выданным таким банком второго уровня или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в размере непогашенного основного долга указанного займа.Инкассовое распоряжение составляется налоговым органом на основе данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления.Инкассовые распоряжения отзываются налоговым органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем погашения налоговой задолженности.

2) со счетов дебиторов:Отсутствия денег на банковских счетах и наличных денег у налогоплательщика налоговому органу даёт право в пределах образовавшихся задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обращать взыскание на деньги на банковских счетах третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщикомплательщиком.Не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности Налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить в налоговый орган, направивший такое уведомление, список дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности. На основании представленного налогоплательщиком (налоговым агентом) списка дебиторов и (или) сведений о дебиторах, полученных из информационных систем налоговых органов, и (или) акта проверки налогоплательщика (налогового агента), подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности.Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления. На основании акта сверки взаиморасчетов или акта проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента).В случае погашения дебиторской задолженности, указанной в акте сверки взаиморасчетов между дебитором и налогоплательщиком (налоговым агентом), инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента), выставленные на банковские счета дебитора, подлежат отзыву в течение одного рабочего дня, следующего за днем представления дебитором или налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган акта сверки взаиморасчетов с приложением документов, подтверждающих погашение такой задолженности3) За счет реализации ограниченного в распоряжении имущества: Реализация ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности осуществляется уполномоченным юридическим лицом путем проведения торгов.Порядок реализации имущества, заложенного налогоплательщиком и (или) третьим лицом, а также ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) определяется уполномоченным органом. В случае реализации уполномоченным юридическим лицом ограниченного в распоряжении имущества, на которое наложен арест судебным исполнителем, сумма денег от реализации такого имущества распределяется в соответствии с очередностью удовлетворения требований за счет имущества должника, предусмотренной Гражданским кодексом Республики Казахстан.4) В виде принудительного выпуска объявленных акций:В случае непогашения сумм налоговой задолженности налогоплательщиком (налоговым агентом) — акционерным обществом с участием государства в уставном капитале после принятия всех мер, предусмотренных подпунктам 1), 2) и 3) пункта 3 статьи 121 настоящего Кодекса, уполномоченный орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пени, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.Вместе с тем, в соответствии со статьей 126, в случае непогашения налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы задолженности в бюджет после принятия всех мер, предусмотренных статьей 121 налогового кодекса, налоговый орган вправе принять меры по признанию его банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.Порядок ликвидации налогоплательщика (налогового агента), признанного банкротом, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.А также, в случаях неуплаты или неполной уплаты физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, налоговой задолженности в размере более 1-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, по истечении тридцати рабочих дней со дня вручения уведомления о налоговой задолженности физических лиц налоговый орган выносит налоговый приказ о взыскании задолженности физического лица (далее — налоговый приказ) по форме, установленной уполномоченным органом, и не позднее пяти рабочих дней со дня его вынесения направляет физическому лицу.При непогашении физическим лицом налоговой задолженности налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогового приказа физическому лицу направляет такой налоговый приказ в органы исполнительного производства для принудительного исполнения в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.Налоговый приказ отменяется вынесшим его налоговым органом не позднее одного рабочего дня со дня погашения физическим лицом налоговой задолженности.А также, согласно статьи 127 налогового кодекса, налоговые органы публикуют в средствах массовой информации список налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность, не погашенную в течение четырех месяцев со дня ее возникновения:-индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, — более 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;-юридических лиц, их структурных подразделений — более 150-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.При этом в списках указываются фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо наименование налогоплательщика (налогового агента), вид экономической деятельности, идентификационный номер, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя налогоплательщика (налогового агента) и общая сумма налоговой задолженности.Список налогоплательщиков (налоговых агентов), размещенный на интернет-ресурсе уполномоченного органа, обновляется ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, путем включения налогоплательщиков (налоговых агентов), соответствующих указанным в настоящей статье критериям, а также исключения налогоплательщиков (налоговых агентов), которые погасили налоговую задолженность или у которых прекращены налоговые обязательства.

После того, как срок исполнения требования об уплате имущественных налогов физлиц истек, налоговики могут проинформировать об этом их работодателей. Такое право инспекторам предоставили еще в 2015 году. И, хотя работодателям не предоставлено никаких прав, чтобы взыскать эту задолженность, цель данной акции ясна. Инспекторы всеми силами стараются обеспечить как можно большую собираемость налогов.

Передача сведений о долгах работника не нарушает его права

После того, как срок уплаты имущественных налогов физлиц истек, налоговики вправе проинформировать работодателя о возникшей у его сотрудника задолженности.

На это им отведен 1 месяц с момента истечения срока уплаты налога в бюджет (п. 6 письма ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@).

При этом налоговики обязаны соблюдать требования:

  • Налогового кодекса, устанавливающего режим налоговой тайны в отношении ряда сведений;
  • Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Для тех, кто считает, что их права будут тем самым нарушены, чиновники пояснили.

Присылая информацию о долгах по налогам физлица его работодателю, налоговики не нарушают ни тех, ни других требований законодательства.

В первом случае нарушения не будет, так как сведения о задолженности конкретного лица по налогам, согласно выводам чиновников, теряют режим отнесения к налоговой тайне.

Во втором случае инспекторы также не видят, в чем они могут нарушить требования законодательства о персданных. Ведь они, также как работодатели, отнесены к операторам персональных данных.

При поступлении на работу будущий сотрудник фирмы сообщает ей сведения о себе. Такие, как: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные.

Обработка этих данных работодателем относится к обязанностям, которые возлагает на него закон. Передавая такие сведения о сотруднике в ИФНС и фонды, фирме не надо получать согласие сотрудника.

Поэтому, получение работодателем от ИФНС таких персданных, как фамилия, имя и отчество лица – должника по налогам, не является неправомерным раскрытием его персональных данных.

Для чего налоговики проинформируют работодателя о долгах его сотрудников по налогам

Сообщение о налоговых долгах работников не влечет для фирмы никаких обязанностей. Права на взыскание этой задолженности у нее нет.

Таким сообщением налоговики лишь доводят до организаций, а с их помощью, – и до работников, информацию о размере задолженности по налогу.

Поэтому, действия ИФНС, прежде всего, направлены на сокращение и досудебное урегулирование взыскания долгов по налогам.

Но если налоги лицо так и не уплатит, налоговики могут обратиться в суд.

При этом, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении недоимки, сумма задолженности:

  • превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня превышения этой суммы задолженности;
  • не превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.

В таком случае у них появится исполнительный лист.

И, если сумма налогового долга не превысит 100 тыс. рублей, инспекторы направят исполнительный лист на фирму. А, уже получив такой документ, работодатель обязан удержать деньги из зарплаты сотрудника.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Создано 15.02.2017 17:29

Виды уведомлений ограничиваются нижеперечисленными видами и направляются налогоплательщику (налоговому агенту) в следующие сроки:

2) о результатах налоговой проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки;

3) о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности до даты завершения ликвидационной налоговой проверки - не позднее пяти рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта ликвидационной налоговой проверки;

4) о непредставлении налоговой отчетности в срок, установленный налоговым законодательством Республики Казахстан, - со дня выявления нарушения, за исключением налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость, срок направления уведомления по которым производится не позднее десяти рабочих дней с установленного настоящим Кодексом срока ее представления.

В случае нарушения срока направления уведомления, указанного в настоящем подпункте, по причине возникновения технических ошибок в программном обеспечении, подтвержденных уполномоченным органом, данное уведомление считается направленным в срок. При этом налоговое обязательство и (или) обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений по такому уведомлению подлежат исполнению налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 2 статьи 608 настоящего Кодекса.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении налогоплательщика, признанного бездействующим, в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса;

5) о погашении налоговой задолженности - не позднее десяти рабочих дней до начала применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства.

7) об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, - не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности;

8) об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, - не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения по жалобе;

10) о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика - не позднее трех рабочих дней со дня составления должностными лицами органов налоговой службы акта налогового обследования.

В уведомлении указывается обязательно:

1) идентификационный номер;

2) фамилия, имя, отчество (при его наличии) или полное наименование налогоплательщика;

3) наименование органа налоговой службы;

4) дата уведомления;

5) сумма налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений - в случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательными актами Республики Казахстан;

6) требование об исполнении налогового обязательства и (или) обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;

7) основание для направления уведомления;

8) порядок обжалования.

Уведомление должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения, если иное не установлено настоящей статьей.

При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;

2) электронным способом - с даты доставки уведомления органом налоговой службы в веб-приложение. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика..

Согласно нормам Налогового кодекса уведомления считаются исполненными: представлением налоговой отчетности либо пояснения, погашением налоговой задолженности, исполнением требований указанные в уведомлении.

Напоминаем, неисполнение в установленный срок Уведомления влечет:

- приостановление расходных операций по банковским счетам и кассе налогоплательщика;

- ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика;

- взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах;

- взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов его

- снятие с регистрационного учета по НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 571 НК;

- назначение внеплановой налоговой проверки в соответствии со статьей 627 НК;

- применение административных мер в соответствии со статьей 288 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц.

После того, как срок исполнения требования об уплате имущественных налогов физлиц истек, налоговики могут проинформировать об этом их работодателей. Такое право инспекторам предоставили еще в 2015 году. И, хотя работодателям не предоставлено никаких прав, чтобы взыскать эту задолженность, цель данной акции ясна. Инспекторы всеми силами стараются обеспечить как можно большую собираемость налогов.

Передача сведений о долгах работника не нарушает его права

После того, как срок уплаты имущественных налогов физлиц истек, налоговики вправе проинформировать работодателя о возникшей у его сотрудника задолженности.

На это им отведен 1 месяц с момента истечения срока уплаты налога в бюджет (п. 6 письма ФНС России от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@).

При этом налоговики обязаны соблюдать требования:

  • Налогового кодекса, устанавливающего режим налоговой тайны в отношении ряда сведений;
  • Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Для тех, кто считает, что их права будут тем самым нарушены, чиновники пояснили.

Присылая информацию о долгах по налогам физлица его работодателю, налоговики не нарушают ни тех, ни других требований законодательства.

В первом случае нарушения не будет, так как сведения о задолженности конкретного лица по налогам, согласно выводам чиновников, теряют режим отнесения к налоговой тайне.

Во втором случае инспекторы также не видят, в чем они могут нарушить требования законодательства о персданных. Ведь они, также как работодатели, отнесены к операторам персональных данных.

При поступлении на работу будущий сотрудник фирмы сообщает ей сведения о себе. Такие, как: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные.

Обработка этих данных работодателем относится к обязанностям, которые возлагает на него закон. Передавая такие сведения о сотруднике в ИФНС и фонды, фирме не надо получать согласие сотрудника.

Поэтому, получение работодателем от ИФНС таких персданных, как фамилия, имя и отчество лица – должника по налогам, не является неправомерным раскрытием его персональных данных.

Для чего налоговики проинформируют работодателя о долгах его сотрудников по налогам

Сообщение о налоговых долгах работников не влечет для фирмы никаких обязанностей. Права на взыскание этой задолженности у нее нет.

Таким сообщением налоговики лишь доводят до организаций, а с их помощью, – и до работников, информацию о размере задолженности по налогу.

Поэтому, действия ИФНС, прежде всего, направлены на сокращение и досудебное урегулирование взыскания долгов по налогам.

Но если налоги лицо так и не уплатит, налоговики могут обратиться в суд.

При этом, если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении недоимки, сумма задолженности:

  • превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня превышения этой суммы задолженности;
  • не превысит 10 тыс. руб., налоговики обратятся в суд с заявлением в течение 6-ти месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.

В таком случае у них появится исполнительный лист.

И, если сумма налогового долга не превысит 100 тыс. рублей, инспекторы направят исполнительный лист на фирму. А, уже получив такой документ, работодатель обязан удержать деньги из зарплаты сотрудника.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz

1,8 млн казахстанцев получили уведомление о налоговой задолженности на общую сумму свыше 41 млрд тенге. Больше всех должны автовладельцы – 39 млрд тенге.

Осенью казахстанцы получили уведомление о задолженности по налогам на имущество, землю и транспорт, хотя раньше извещения рассылали весной. В этом году из-за пандемии коронавируса сроки оповещения сдвинули, а саму систему начисления так и не наладили: граждане, давно продавшие квартиру или машину, оказываются должниками. Как результат – арест банковского счёта и запрет на выезд за границу.

Разбираем, почему налоговые органы выставляют некорректные долги и что делать в такой ситуации.

"Почему люди должны тратить время и нервы, чтобы доказывать свою правоту?"

Казахстанцы в очередной раз начали массово получать уведомления о налоговой задолженности на авто, уже не принадлежащим им. Об этом на пленарном заседании мажилиса заявил депутат Шакир Хахазов. В результате в налоговых органах образуются очереди.

@talgar_akimat

Публикация от _ (@krispi_almaty) 15 Сен 2020 в 4:15 PDT

Вопрос некорректного начисления налогов депутат поднимал ещё в 2018 году, когда казахстанцы получили уведомления о задолженности по налогу на транспорт, хотя никогда не были автовладельцами.

"В 2018 году министр финансов (Алихан Смаилов. – Авт.) заверял, что будет запущен единый сервис, а также обеспечена сверка баз данных. Но, как видим, история повторяется и уполномоченные ведомства не извлекли уроков из ошибок прошлого. Почему люди должны тратить время и нервы, чтобы доказывать свою правоту? Выглядит так, словно государство, которое является гарантом прав, пытается обобрать своих же граждан", – сказал Шакир Хахазов.

Тогда минфин заявлял, что причин несколько:

  • отсутствие интеграции информационных систем;
  • нестыковки в датах;
  • упущения в работе спецЦОНов;
  • продажи автомобилей по доверенности;
  • человеческий фактор.

Министерство обещало до конца 2018 года запустить программу APAI, которая должна была включать в себя данные о налоговой задолженности, предстоящих платежах и оплате налогов.

Прошло два года, но ничего не изменилось – жалобы те же:

  • начисление налоговой задолженности за снятую с учёта машину;
  • ошибочно начисленный долг, уже оспоренный в суде;
  • начисление налоговой задолженности на давно проданные квартиру и землю;
  • начисление налогов на изъятое государством имущество.

В результате 1,8 млн казахстанцев должны государству в виде налогов 41 млрд тенге. Основная масса должников – автовладельцы (прежние и нынешние), которые задолжали больше 39 млрд.

Данные о задолженности физлиц по налогам

Чем Минфин объясняет некорректное начисление налогов

В Министерстве финансов объясняют некорректное начисление налогов двумя причинами. Первая – в интегрированной базе данных (ИБД), которую запустили в тестовом режиме. Её должны были ввести в промышленную эксплуатацию в этом году, но не успели из-за пандемии. Старт перенесли на середину 2021 года.

"С начала 2000-х годов использовалась система РНиОН (регистр налогоплательщиков и объектов налогообложения. – Авт.). У каждого региона своя локальная база РНиОН, у спецЦОНов – своя. Они обменивались информацией на дисках. Интегрированная база данных должна была заменить РНиОН, но пока мы запустили её в опытную эксплуатацию. В переходный период возникают сложности", – поясняет Informburo.kz вице-министр юстиции Руслан Енсебаев.

В некоторых регионах фискалы до сих пор используют устаревшие локальные базы РНиОН, а филиалы "Правительства для граждан" (ЦОНы) вносят новые данные в централизованную базу. Налоговые органы не видят изменений, поэтому часто долги начисляют прежнему хозяину, а не новому владельцу.

Вторая причина – человеческий фактор, когда в локальные базы изначально вносились неверные сведения. В прошлом году проверили более 25 млн данных и нашли свыше 3,6 млн ошибочных данных:

  • по недвижимости – 2,6 млн;
  • по транспорту – 943 тысячи;
  • по земельным участкам – 116 тысяч.

Несмотря на чистку базы данных, в системе остались ошибочные сведения.

"Мы в процессе доведения работы базы данных до совершенства. Так не бывает, что щелчком пальца всё становится идеальным. Ошибки могут быть. Может, при интеграции произошёл сбой при передаче данных конкретного физлица. Может, сотрудник бумаги переделал, а в системе кнопку не нажал", – допускает Руслан Енсебаев.

Почему после снятия авто с учёта долги по налогам за прошлые годы придётся погасить

Основная масса жалоб казахстанцев касается ошибочно начисленного налога на транспорт. В Минфине говорят, что уведомления о налоговой задолженности могут получать те, кто продал машину по доверенности. Согласно Гражданскому кодексу передача права собственности по доверенности не является отчуждением, поэтому налоги начисляют владельцу авто.

Для таких случаев в правилах регистрации транспорта предусмотрен упрощённый режим снятия авто с учёта. Экс-владельцу нужно подать заявление в административную полицию о том, что машиной фактически не владеет более трёх лет. Если информация подтвердится по базе данных, то заявление удовлетворят. После снятия с учёта налоги впредь начислять не будут, но задолженность за предыдущие годы придётся погасить.

"Снятие будет произведено на текущую дату. Поскольку автомобиль был зарегистрирован за вами, то вам необходимо будет исполнить налоговые обязательства за предыдущий период либо в судебном порядке искать того человека, которому вы передали авто по доверенности и взыскать с него сумму через суд", – объяснил во время прямого эфира на странице КГД в Facebook руководитель управления администрирования активов и задолженности физических лиц КГД Даулет Жарылгасинов.

Уведомления о задолженности по налогам получают и те, кто в этом году продал машину.

"В настоящее время налоговые органы уведомляют о налоговой задолженности за 2019 год и прошлые периоды, в том числе по проданным транспортным средствам в 2020 году. Таким образом, в адрес физических лиц, продавших транспортное средство в этом году и при этом не уплативших налог за 2019 год, будут приходить уведомления о задолженности", – сообщили в Минфине на запрос Informburo.kz.

Совершить сделку купли-продажи авто без уплаты налога невозможно. Но проблема в том, что обычно органы госдоходов делают расчёт по налогам на транспорт один раз в год – в марте, а в этом году – в сентябре. При продаже машины ранее этого срока сторонам сделки приходится рассчитывать налог самостоятельно.

Что делать, если вам ошибочно начислили налог

Что нужно сделать:

Можно оспорить начисление налогов в суде, но это долгая и затратная процедура. До конца года в Казахстане действует налоговая амнистия для физлиц, когда можно погасить основную задолженность без начисления пени.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Читайте также: