Нсо налог с оборота

Опубликовано: 15.05.2024

С 2021 года ЕНВД отменят — плательщикам этого налога придётся выбрать другую систему налогообложения. На «стыке» лет можно сменить налоговый режим и тем, кто не применял ЕНВД или применял его не по всем видам деятельности. О том, как найти самую выгодную систему налогообложения, расскажем в этом материале.

  • Выбираем доступные системы налогообложения
  • Рассчитываем налоговую нагрузку
  • Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

Выбираем доступные системы налогообложения

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

При анализе нужно учесть и условия ведения бизнеса, которые не закреплены нормативно, но по факту обязательны. Например, если у фирмы один ключевой клиент, которому нужно предъявлять НДС, подойдёт только ОСНО.

По итогам этого шага остаётся закрытый и, как правило, небольшой список вариантов. Иногда остаётся только один режим налогообложения.

Рассчитываем налоговую нагрузку

Возьмите параметры бизнеса и рассчитайте совокупную налоговую нагрузку — сумму налогов и иных обязательных платежей (далее будем говорить просто «налоги»), подлежащих уплате.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, на УСН «доходы» и патенте на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Учитывайте не только суммы налогов по отдельности, но и их влияние друг на друга. Например, при УСН «доходы» на сумму страховых взносов за работников можно уменьшить налог или авансовый платёж, но не более чем на 50 %. При объекте «доходы минус расходы» взносы входят в состав расходов, причём без ограничения их суммы. А патент вообще не позволяет учесть страховые взносы.

Вот как считать совокупную налоговую нагрузку:

  1. Определите, какие налоги вы должны платить. Например, при ОСНО добавляется НДС, при наличии наёмных работников — страховые взносы с их зарплаты, если есть транспорт или недвижимость — транспортный налог, налог на имущество и (или) земельный налог.
  2. Соберите данные для расчёта каждого из налогов. Запланируйте суммы выручки, расходов, зарплаты и пр. Если есть фактические данные, возьмите их.
  3. Узнайте ставки по налогам. Какие-то ставки определены федеральным законодательством, какие-то региональными или даже местными нормативными актами. Узнать актуальные ставки для вашего региона поможет официальный сайт ФНС.
  4. Посмотрите, на какие льготы можете рассчитывать, какие условия для них установлены. Например, субъекты МСП с апреля 2020 года платят взносы по ставке 15 % с части зарплаты, превышающей МРОТ.
  5. Учтите, что в будущем условия бизнеса могут измениться. Например, если ООО планирует расширяться и более 25 % в его уставном капитале может получить другая организация, то продумайте план действий при утрате права на УСН.

По итогам расчёта можно выбрать систему налогообложения, которая наиболее выгодна с финансовой точки зрения.

Пример расчёта совокупной налоговой нагрузки

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

Вариант 1. Общая система налогообложения

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

Вариант 2. ОСНО с освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Вариант 3. УСН «доходы»

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

Вариант 4. УСН «доходы минус расходы»

Налоговая база по УСН в этом варианте составит 2 500 000 — 1 300 000 = 1 200 000 рублей, а сумма налога 15 % от неё — 180 000 рублей. Это больше, чем минимальный налог (1 % от выручки, т. е. 25 000 рублей), поэтому налог подлежит уплате в рассчитанном размере.

«Переменная» часть взносов составит 1 % х ((2 500 000 — 1 300 000) – 300 000) = 9 000 рублей, а совокупная налоговая нагрузка для этого варианта — 325 139,60 рубля.

Такой позиции уже довольно долго придерживаются суды (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017), утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017, определение КС РФ от 30.01.2020 № 10-О). Теперь эту позицию приняла и ФНС (письмо ФНС от 01.09.2020 № БС-4-11/14090).

Вариант 5. Патент

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Сводный расчёт совокупной налоговой нагрузки

СНО /Показатель Общая Общая с освобож­дением от НДС УСН «доходы» УСН «доходы минус расходы» Патент
Страховые взносы, всего 141 472,93 144 139,60 158 139,60 158 139,60 158 139,60
в т. ч.: за работника 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60 95 265,60
фиксированные «за себя» 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00 40 874,00
переменная часть «за себя» 5 333,33 8 000,00 22 000,00 22 000,00 22 000,00
НДС 266 667 0 0 0 0
База для основного налога 833 333 1 100 000 2 500 000 1 200 000 1 980 000
Ставка основного налога* 13 % 13 % 6 % 15 % 6 %
Основной налог 108 333 143 000 150 000 180 000 118 800
Основной налог к уплате 108 333 143 000 75 000 180 000 59 400
Совокупная налоговая нагрузка 516 472,93 287 139,60 233 139,60 338 139,60 217 539,60

* В примере рассматривается ИП, поэтому основной налог при ОСНО — НДФЛ со ставкой 13 %. Для организации это был бы налог на прибыль со ставкой 20 %.

В примере получилось, что самая выгодная система налогообложения для ИП — это патент. Всё благодаря новым правилам, которые разрешили налоговый вычет. Чуть менее выгодная — УСН «доходы». Ещё менее выгодны ОСНО с освобождением от НДС и УСН «доходы минус расходы». При «классической» ОСНО налоговая нагрузка больше, чем в самом выгодном варианте, более чем в 2 раза.

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
  • Совмещение спецрежимов в 2021 году

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, взимаемый с валового оборота. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки скидки( на цену в денежном выражении.

НАЛОГ С ОБОРОТА

Налог с оборота - налог в виде процента от цены товаров произведенных внутри страны, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. В некоторых случаях налог с оборота взимается с импортных товаров. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью Н. с о. стал налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

(sales tax) Налог, базой которого является цена реализации товара. В настоящее время такие налоги в целом расцениваются отрицательно, поскольку характеризуются каскадным эффектом. Это означает, что при перепродаже товара одним торговцем другому налог с оборота для конечного покупателя будет чрезмерно велик. Для устранения этого негативного явления и был в основном осуществлен переход к налогу на добавленную стоимость (value added tax, VAT).

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении. Широко применялся в отечественной хозяйственной практике до начала 1990-х гг., где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

налог, взимаемый в виде доли, процента от стоимости (цены) произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, изымаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. По сути представляет разновидность акцизного налога, относится к универсальным налогам. Широко использовался в бывшем Советском Союзе, где составлял основную долю поступлений в государственный бюджет. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

НАЛОГ С ОБОРОТА

(turnover tax) Налог, величина которого пропорциональна обороту фирмы. Он дает стимул к вертикальной интеграции (vertical integration), так как налог может сделать более дешевым производство промежуточных продуктов в рамках фирмы, чем покупку таких же продуктов, произведенных даже с большей эффективностью у внешних поставщиков. Налоги на добавленную стоимость (value added taxes) широко распространились вместо налогов с оборота по причине того, что они не вызывают такого искусственного стимулирования к вертикальной интеграции.

НАЛОГ С ОБОРОТА

англ. turnover tax) – один из основных видов косвенных налогов, взимаемый на конечной стадии производства со стоимости произведенных товаров народного потребления. В отличие от акциза, к-рый устанавливается на отд. товары и услуги, Н. с о. взимается со стоимости валового оборота пр-тия. Н. с о. облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги пр-тий сферы обслуживания. Н. с о. возник в период 1-й мировой войны в Германии и Франции и позднее получил широкое распространение в др. гос-вах. Рост поступлений этого налога обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен и в результате расширения объектов обложения. Разновидностью Н. с о. является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения выступают обороты в процессе произ-ва товара и реализации его оптовыми фирмами. Если пром. компании, минуя опт, непосредственно продают товары в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки. Эта форма обложения применяется в Великобритании с 1940, Швейцарии – с 1941, Португалии – с 1966. Н. с о. (независимо от названия и форм взимания) включается в цену товаров, услуг и уплачивается потребителем. В быв. СССР Н. с о. – налог, устанавливаемый в условиях гос. регулирования цен на нек-рые высокорентабельные изделия, введен налоговой реформой 1930– 32 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сент. 1930). При помощи Н. с о. распределялась и перераспределялась часть чистого дохода общества между отраслями нар. хоз-ва и экономич. регионами страны. Н. с о. применялся как экономич. инструмент регулирования рентабельности продукции. Плательщики Н. с о. – гос. производственные об-ния, пр-тия, орг-ции, пр-тия общественных и кооперативных (кроме колхозов) орг-ций. Осн. часть Н. с о. реализовалась в отраслях легкой и пищевой пром-сти. Н. с о. облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам пром-сти товаров собственного произ-ва или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отд. товаров внутри об-ния, пр-тия. Облагаемый оборот определялся исходя из прейскурантных цен на товары. Н. с о. исчислялся методом разницы в ценах и по ставкам в рублевом исчислении с единицы измерения (т, мз, штуки) или в процентах к выручке от реализации. Сроки уплаты Н. с о. устанавливались с таким расчетом, чтобы обеспечить регулярное поступление платежа в бюджет и не допустить сосредоточения на счетах пр-тий, орг-ций ден. сумм, подлежащих внесению в бюджет. Значительная часть Н. с о. поступала в бюджет в момент оплаты счета или на 3-й день после совершения оборота по реализации продукции. Н. с о. широко применялся в отечеств. хозяйственной практике до начала 90-х годов. Недостаток Н. с о. – он взимается не со всех товаров, а только с тех, к-рые находятся в конце технологической цепочки (т.е. этот вид налога взимается с холодильников и автомобилей, но не взимается с чугуна, хлопка, руды). Н. с о. называют «каскадным налогом»; он стимулирует вертикальную интеграцию промышленности и торговли. В последние годы в результате осознания неэффективности налогов такого типа во мн. странах они были заменены налогом на добавленную стоимость (напр., в России с 2001, Великобритании, Франции, ФРГ) и налогом с продаж (напр., в США), лишенными этого недостатка

НАЛОГ С ОБОРОТА

англ. Turnover Taxes) — группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Подразделяются на следующие виды: собственно налог с оборота, налог на добавленную стоимость (НДС). К данной группе налогов также относятся индивидуальные акцизы и налоги с оборота в розничной торговле (налоги с продаж). В подавляющем большинстве стран налоги с оборота взимаются со стоимости валового оборота предприятия. Налогом облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания. Налог с оборота получил широкое распространение в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения. Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 60-х гг.

Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, — взимание налога с оборота один раз — на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой стороны, стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается. Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использовать их для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров. Налог с оборота, взимавшийся в СССР, представлял собой особый вид платежа предприятий в бюджет, введенный налоговой реформой 1930—1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). Налогоплательщики — государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организации министерств торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы платежа) — метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3, штуки) и в процентах к выручке от реализации.

Министерство доходов и сборов готовит самую масштабную налоговую реформу с момента появления Налогового кодекса. В Украине может появиться налог с оборота, ставка которого составит 2% для импортеров и бизнеса внутри страны, а также 1% для экспортеров. Одновременно с этим снижается ставка НДС с нынешних 20% до 9%.

Налог с оборота и новая ставка НДС: чем обернется новая реформа

Изменения могут вступить в силу уже с начала 2014 года. При этом серьезность намерений властей не вызывает сомнений. «Дырки» в бюджете зияют все сильнее. Портал «Минфин» выяснил, чем могут обернуться новые налоговые инициативы Министерства доходов и сборов, кто выиграет, и кто проиграет от затеянной реформы.

Истоки реформаторства

Изобретательность фискальных органов в этом году просто зашкаливает. Контроль за трансфертным ценообразованием, повышение акцизов, спецпошлины на авто и налог на утилизацию, новые ограничения в законопроекте о внутренней торговле, и многое другое.

Все это лишь часть озвученных и реализованных инициатив властей. Однако, без всяких сомнений, налог с оборота и снижение ставки НДС — это самая громкая инициатива реформированной Налоговой. По расчетам Миндоходов, реформа принесет в бюджет дополнительно 22 млрд. гривен уже в 2014. Очевидно, что реформа в первую оче ред ь преследует цель наполнения госбюджета. Первое полугодие у фискальных органов явно не задалось: доходы общего фонда госбюджета выросли всего на 0,76% до 142,4 млрд. гривен, а у спецфонда они и вовсе упали на 6,35% до 20,3 млрд.

Александр Паращий

«Данная инициатива говорит о проблемах государственных финансов. При этом она обещает большие проблемы реальному сектору экономики. Если законопроект будет принят, то экономике грозит еще большая рецессия», - уверен руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий .

Для полноты картины стоит отметить, что общие доходы бюджета (общий фонд плюс спецфонд) в 2013 году определены в размере 363 млрд. гривен. Пока недобор налицо. И «дыра» в бюджете в размере 22,5 млрд. гривен, трижды превышающая итоги полугодия 2012, сильно беспокоит правительство.

Закрыть ее с помощью налога с оборота, само собой, проще всего. «Налог с оборота означает стабилизацию налоговых поступлений в бюджет. Они будут зависеть не от прибыльности бизнеса, а от деловой активности в целом», — объясняет замдиректора РА «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран, справедливо отмечая, что введение налога с оборота было бы более логичным при отмене налога на прибыль и в условиях растущей экономики.

Но альтернативы этой реформе, в Миндоходов, судя по всему, не видят. «Похоже, правительство не верит в успешность законодательно принятых или п ред ложенных дополнительных источников наполнения бюджета: пошлины на автомобили, налог с покупки валюты , налог на недвижимость и прочее», — рассуждает управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко.

Ожидания бизнеса

Переварить фискальную инициативу бизнес еще не успел. Это понятно, так как будущий механизм администрирования налогов пока малопонятен, а окончательная редакция законопроекта непредсказуема. Как следствие, мнения бизнеса разделяются.

«Если переложить инициативу по введению налога на оборот на нашу компанию, то при условии 2% налога наша налоговая нагрузка практически не изменится. Это при условии, что налог на оборот будет взиматься с оборота уже без НДС», — поделился с «Минфином» своими подсчетами гендиректор компании Promodo Александр Колб.

В то же время, признает бизнесмен, если налог с оборота будет администрироваться с учетом НДС, то налоговая нагрузка вырастет. Вторит ему и директор ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины Дмитрий Заруба: «Снижение НДС, конечно, позитивно, но главное, чтобы это не повлекло других сложностей для бизнеса».

От нововведений больше всего могут пострадать импортеры, производители высокотехнологичной продукции, а также компании, которые зарабатывают не на высокой марже, а за счет больших объемов продаж.

На неоднозначность новшеств указывает и президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе. «В целом идея хорошая (налог с оборота ред.), ведь многие компании у нас в стране не платят налоги. Вопрос в том, насколько грамотно оно будет реализована», — отмечает он.

В большей мере новшеством довольны те предприниматели, для которых головной болью является возмещение НДС. «9% НДС и 1% от оборота для нас будет означать снижение налоговой нагрузки. Как производитель бытовой техники и экспортер мы особенно заинтересованы в снижении ставки НДС», — говорит финдиректор ДП Електролюкс ЛЛС Андрей Солоп.

У кого точно нет причин для волнений, так это у предпринимателей-единщиков, которых новшества не затронут. Теоретически, если вырастет нагрузка на крупный бизнес и соответственно их цены, то малым предпринимателям будет даже легче конкурировать. Косвенным образом новшества могут задеть и отдельные отрасли, к примеру, банкиров.

Павел Крапивин

«Банкиры ощутят это лишь косвенно, через изменение финсостояния заемщиков. Что означают изменения для последних? Об однозначном позитиве можно было бы говорить лишь в случае полной отмены НДС. А так, все-таки, вводится дополнительный налог», — говорит первый зампред правления банка «Контракт» Павел Крапивин.

Абсолютно солидарен с этим старший партнер адвокатской комании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. «Если вводить налог с оборота, то нужно полностью отменять НДС. Пусть даже ставка первого в таком случае будет выше», — говорит юрист, добавляя, что в противном случае для бизнеса не упростится даже налоговое администрирование.

Реформы в Украине никогда не проходят безболезненно. Кто первым угодит под «колеса» фискального реформирования в этот раз? Ведь в Миндоходов уверены, что бизнес в результате новаций не пострадает. Эксперты считают, что все предпосылки для обратного имеются.

Помимо изменения ставок налогообложения НДС кардинально меняется принцип расчёта базы налогообложения. П редлагается ввести механизм метода начисления, который действует сегодня в налогообложении прибыли предприятия. Тем самым исключается метод «первого события», что означает отказ от влияния оплаты товаров (работ, услуг) на порядок налогообложения НДС, и переход к начислению налога только при переходе права собственности на товар или по факту выполнения работ (услуг).

«Наиболее болезненным такое нововведение будет для импортеров. Они уплачивают НДС при ввозе товара, исходя из таможенной стоимости товара, которая зачастую бывает выше, чем цена приобретения и даже последующая продажная стоимость такого товара», — рассказывает Дмитрий Сушко.

Опасаться новшеств стоит также высокотехнологичным компаниям. Как отмечает руководитель Института экономический исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, если производство завязано на добыче угля, то компания может даже выиграть от новшеств, но если в себестоимость продукции включена цепочка производства из 3 и более уровней, то это значительно повышает себестоимость товара.

«Налог на оборот выгоден предприятиям с небольшой затратной частью и небольшой себестоимостью работ и товаров. Это заведения общественного питания, например. В то же время, налог невыгоден предприятиям с высокой себестоимостью продукции, например ритейлу в сегменте электроники, где маржа на товаре не настолько велика, а налог будет платиться с оборота», — приводит пример Александр Колб.

Отдельно стоит выделить также и эффект новшеств на системообразующий для Украины аграрный сектор. Аграрии лишатся части своих преференций по НДС. 10 процентов от разницы между обязательствами по НДС и налоговым кредитом им придется отдавать в бюджет, если закон будет принят.

Неочевидные последствия

Исходя из экспертных мнений, сложно предположить, насколько эффективна и корректна будет политика Миндоходов при реализации своей инициативы. Ситуация может повернуть как в ту, так и в иную сторону.

Виталий Шапран

«Даже убыточным компаниям придется платить налог. Части из них придется просто закрыться. Хотя такую налоговую реформу в целом я бы поддержал – но при этом рекомендовал правительству сопроводить ее программой создания дополнительно 100 тыс . – 200 тыс . рабочих мест», — считает Виталий Шапран .

Как следствие закрытия компаний, усиливается тренд монополизации тех или иных сегментов бизнеса, предупреждает директор аналитической группы «Да Винчи АГ» Анатолий Баронин. «Это повлечет за собой ухудшение ситуации на рынке занятости, затормозит рост ВВП, снизит конкуренцию и приведет к росту инфляции. При это вряд ли предложенные меры компенсируют инициативы по снижению нагрузки на фонд заработной платы», — рассуждает он.

Как могут отреагировать те компании, которые останутся? Если возложенную налоговую нагрузку им будет сложно тянуть, то она будет переложена на плечи конечного потребителя. Поэтому эксперты уверены, что Миндоходов необходимо еще серьезно проработать свою инициативу.

Олег Сорочан, Ольга Левкович, Татьяна Кривенко

Андрей Шимкив: Интересы населения региона - в приоритете при утверждении бюджетных расходов. Фото: Татьяна Кравченко

На заседании комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности об основных трудностях при формировании законопроекта об областном бюджете депутатам сообщил министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко.

По его словам, негативные события 2020 года, вызванные пандемией коронавируса, сказались на макроэкономических показателях - снизилась собираемость налогов с предприятий и организаций и, как следствие, упали бюджетные доходы.

- Базовыми принципами баланса, наряду с исполнением социальных обязательств и указов президента РФ, стала оптимизация расходов, в частности, на обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений. В структуре приоритетных расходов, объем которых становится больше, - заработная плата работников бюджетной сферы, меры соцподдержки граждан пожилого возраста и семей с детьми, безработных граждан, - пояснил министр.

В будущем году вырастут расходы на обслуживание госдолга, потому что сам госдолг тоже увеличится. Но останутся защищенными статьи расходов, направленные на развитие потенциала региона. В бюджете-2021 предусмотрены средства на софинансирование национальных проектов, поддержку территорий опережающего социально-экономического развития, субъектов малого и среднего предпринимательства. Также заложены средства на строительство школ, детских садов, объектов здравоохранения и спорта.

Руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области Алексей Легостаев отметил, что все уровни власти должны быть заинтересованы в повышении доходной базы, а для этого необходимо усилить совместную работу по собираемости налогов и недоимки.

- От того, насколько полно будут уплачены налоги, в том числе имущественные, зависит, насколько полно города и районы смогут выполнять свои социальные обязательства, планы по развитию, - заявил на оперативном совещании в правительстве региона губернатор Андрей Травников.

Заместитель председателя профильного комитета заксобрания Ирина Диденко обратила внимание, что в бюджете 2021 года предусмотрено меньшее финансирование газификации. Первый заместитель председателя правительства области Владимир Знатков объяснил это тем, что сейчас нарабатывается практика по исполнению наказов избирателей в сфере газификации с привлечением инвестиций федеральных компаний.

На заседании комитета зак-собрания по строительству, ЖКХ и тарифам его руководитель Александр Морозов обратил внимание на то, что много вопросов поступает от глав муниципальных образований в процессе подготовки к отопительному сезону, по расчетам за поставленное топливо. Задолженность перед ресурсоснабжающими предприятиями составляет пятьдесят миллионов рублей. И это вызывает тревогу.

Также открытым остается вопрос финансирования расселения людей из ветхого и аварийного жилья и качество предоставляемого нового жилья. Как подчеркнул заместитель председателя комитета Евгений Покровский, от переселенцев поступают жалобы на новое жилье, которое оказывается непригодным для проживания. Таким образом, областной бюджет несет повторные потери, так как приходится людей снова переселять. По данным Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, четырнадцать миллионов рублей бюджетных средств потрачено на это неэффективно.

Депутаты решили создать рабочую комиссию по рассмотрению данного вопроса.

Между тем

Председатель заксобрания Андрей Шимкив подчеркнул, что необходимо строже подходить к формированию главного финансового документа региона. Также он предложил при решении о финансировании из облбюджета строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске учитывать позицию группы компаний "ВИС". Одна из компаний группы является концессионером строительства моста. Вторая - региональным оператором в сфере обращения с ТКО. Регоператор инициировал 40-процентный рост тарифа на свои услуги с 1 ноября. Депутаты считают это недопустимым. Председатель областного парламента направил обращение руководителю Федеральной антимонопольной службы с предложением отменить решение ФАС, касающееся роста тарифа.

от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ

О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области

(с изменениями на 25 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Законом НСО от 12.04.04 N 176-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»(Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 16, 16.04.04, Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения по налогу на имущество организаций, возникшие с первого января 2004 года.),

Законом НСО от 15.06.04 N 195-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области""(Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Настоящий Закон распространяет свое действие на правоотношения по транспортному налогу, возникшие с 1 января 2004 года. "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 27, 18.06.04),

Законом НСО от 29.09.04 N 219-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»"(Настоящий Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций, за исключением пункта 1 ст.6.3, аб.1 п.1 ст.7.2, аб.2 п.1 ст. 7.2, ст. 7.3, п4 ст. 8.11. Подпункт в) ст. 6.3 действует с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года. "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 44, 01.10.04),

Законом НСО от 25.11.04 N 235-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области"" (Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением абзаца 2 статьи 4.3 и пункта 4 статьи 8.11. Действие абзаца 2 статьи 4.3 и пункта 4 статьи 8.11 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.),

Законом НСО от 14.03.05 N 277-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области"("Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 11, 18.03.05, Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 2.4. пункта 2 статьи 5.3. главы 5, статьи 8.12. главы 8, абзаца 2 пункта 1 статьи 5.3 главы 5. Подпункт 2.4. пункта 2 статьи 5.3. главы 5, статья 8.12. главы 8, абзац 2 пункта 1 статьи 5.3 главы 5 распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.),

Законом НСО от 14.05.05 N 293-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области « О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»"("Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 20, 20.05.2005, Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, за исключением абзацев четвертого, пятого пункта 2.1 статьи 5.3.

Действие абзацев четвертого, пятого пункта 2.1 статьи 5.3 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2005 года, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.) ,

Законом НСО от 19.10.06 N 31-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»" (Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 48, 3.11.2006)

Законом НСО от 07.06.2007 N 108-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов", N 28, 15.06.2007)

Законом НСО от 15.10.2007 N 147-ОЗ (Закон вступает в силу c 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 2 статьи 1, которые вступают в силу через 10 дней после дня его официального опубликования)

Законом НСО от 02.11.2007 N 160-ОЗ; (Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)

Законом НСО от 02.11.2007 N 161-ОЗ; (Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования;"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 55, 23.11.2007)

Законом НСО от 02.11.2007 N 163-ОЗ; (Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования;"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" N 53, 9.11.2007)

Законом НСО от 13.10.2008 N 270 (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, и действует по 31 декабря 2008 года)

Законом НСО от 02.07.2009 N 370-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года);

Законом НСО от 26.11.2009 N 423-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)

Законом НСО от 30.11.2009 N 403-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования)

Законом НСО от 13.11.2010 N 2-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования);

Законом НСО от 13.11.2010 N 3-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования);

Законом НСО от 07.10.2011 N 122-ОЗ (Закон вступает в силу с 1 января 2012 года) ;

Законом НСО от 03.05.2012 N 204-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования);

Законом НСО от 04.07.2012 N 240-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года);

Законом НСО от 05.03.2013 N 299-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования);

Законом НСО от 08.04.2013 N 318-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования);

Законом НСО от 01.10.2013 N 363-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 30.06.2015 N 572-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 01.07.2015 N 562-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 02.03.2016 N 39-ОЗ; (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 29.06.2016 N 77-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 01.12.2016 N 100-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 19.12.2016 N 124-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 29.05.2017 N 166-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 года);

Законом НСО от 06.07.2018 N 270-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования);

Законом НСО от 02.11.2018 N 296-ОЗ (Закон имеет особый порядок вступления в силу);

Законом НСО от 30.11.2018 N 305-ОЗ (Закон имеет особый порядок вступления в силу);

Законом НСО от 25.12.2018 N 333-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2018);

Законом НСО от 01.07.2019 N 390-ОЗ (Закон имеет особый порядок вступления в силу; опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2019);

Законом НСО от 09.10.2019 N 403-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2019);

Законом НСО от 28.11.2019 N 429-ОЗ (Закон вступает в силу 01 января 2020);
Законом НСО от 28.11.2019 N 430-ОЗ (Закон имеет особый порядок вступления в силу; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2019);

Законом НСО от 10.11.2020 N 21-ОЗ (Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2020);

Законом НСО от 25.12.2020 N 47-ОЗ (Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2020);

Законом НСО от 25.02.2021 N 60-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, за исключением положений, вступающих в силу 01.01.2023г.; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2021)

Принят
областным Советом депутатов
02 октября 2003 года

Подписан
главой администрации области
16 октября 2003 года

Настоящий Закон в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, регулирует отношения по и введению региональных налогов на территории Новосибирской области, установлению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по ним, введению и применению специальных налоговых режимов, налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.(Преамбула в редакции, введенной Законом НСО от 01.10.2013 N 363-ОЗ , - см. предыдущую редакцию)

РАЗДЕЛ I. СТАВКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - Раздел исключен с 01.01.05 Законом НСО от 25.11.04 N 235-ОЗ - см. предыдущую редакцию

РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ,
УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ГЛАВА 2. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Статья 2.1. Общие положения

(Статья в редакции, водимой в действие с 01.01.2021 Законом НСО от 28.11.2019 N 430-ОЗ , - см. предыдущую редакцию)

Настоящей главой в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками на территории Новосибирской области. В отношении налогоплательщиков-организаций определяется порядок уплаты транспортного налога.

Статья 2.2. Налоговые ставки

Ставки транспортного налога устанавливаются в следующих размерах.

(В редакции, введенной в действие с 01.01.2020 Законом НСО от 28.11.2019 N 430-ОЗ , - см. предыдущую редакцию)

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка
(в руб.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:

- до 5 лет включительно

- от 5 до 10 лет включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:

- до 5 лет включительно

- от 5 до 10 лет включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт), с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства:

- до 5 лет включительно

- от 5 до 10 лет включительно

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 Квт) включительно

свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) включительно

свыше 40 л.с. (свыше 29,42 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

4.6.- Подпункт утратил силу с 01.01.2014 - Закон НСО от 28.11.2013 N 398-ОЗ- см. предыдущую редакцию

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Читайте также: