Экономический смысл сделки для налоговой

Опубликовано: 30.04.2024

Виды методов

Оценочные критерии для налогового контроля цен в сделках между взаимосвязанными лицами были введены в действие Законом № 227-ФЗ в 2012 году.

Данный нормативный акт существенно поменял методологический подход к процедуре доказывания соответствия цен, используемых в контролируемых сделках, рыночному уровню, что стало поводом для многочисленных споров.

В настоящей статье рассмотрим наиболее сложные вопросы, возникающее при определении рыночных цен, в целях налогообложения по сделкам, находящимся под контролем государства

С введением новых правил, используемых в ценообразовании, в Налоговом кодексе (ст. 105.14) появилась новое понятие – контролируемая сделка. Такой является сделка, осуществленная между взаимосвязанными лицами.

Закрытый перечень взаимосвязанных лиц приводит статья 105.1 НК РФ. Законодатель определяет их как лиц, взаимоотношения которых оказывают влияние на результат экономической деятельности сторон сделки.

Следует учесть, что компании, осуществившие контролируемую сделку, должны самостоятельно уведомить о ее проведении налоговую инспекцию (ст. 105.16 НК РФ). Срок уведомления до 20 мая следующего за отчётным годом. Сведения о контролируемых сделках аккумулируются в ФНС РФ, которая занимается анализом рыночных цен в целях контроля за правильностью налогообложения.

Для этой цели используется соответствующая методология. Статья 105.7 НК РФ определяет методы, которые могут использоваться для определения выручки в целях налогообложения в контролируемых сделках. Таких методов существует пять. Они имеют определенный приоритет использования:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Данные методы должны использоваться налоговыми органами в том случае, если это не ведет к уменьшению налогов, подлежащих перечислению в бюджет у проверяемой стороны сделки (гл. 14.3 НК РФ).

Особенности методов

Каждый из методов обладает своими особенностями, и применяется строго при определенных обстоятельствах, регламентированных налоговым законодательством.

Суть метода сопоставимых рыночных цен заключается сопоставление цены контролируемой сделки с однородными сделками, которые заключались другими независимыми участниками рынка. Участники сопоставимой сделки могут не являться взаимозависимыми лицами, а предметом сделки может быть идентичный товар.

Этот метод является наиболее точным и приоритетным. Однако для его реализации необходимо чтобы контролируемая сделка была сопоставима хотя бы с одной сделкой, совершенной независимыми предприятиями.

Расчет цены с помощью данного метода производится следующим способом:

  • делается выборка рыночных цен по однородным сделкам;
  • устанавливается интервал рыночных цен (определяется минимальные и максимальные их значения);
  • проводится анализ соответствия цены контролируемой сделки установленному интервалу.

Если цена контролируемой сделки находится в пределах интервала рыночных цен, то доходы компании признаются соответствующими рыночным.

Это не приводит ни к каким негативным последствиям.

Применять метод цены последующей реализации можно в двух случаях:

  • если применение предыдущего метода по тем или иным причинам невозможно;
  • если товар, приобретенный в результате контролируемые сделки, продан другим лицам (не взаимозависимым) без проведения его переработки.

Метод основан на анализе цены приобретения товара и цены его последующей продажи.

Применение затратного метода основано на анализе расходов, связанных с изготовлением товара или продукции, которая являлась предметом контролируемые сделки. Использование такого метода наиболее подходит для анализа сделок, связанных со следующим:

  • услуги по управлению деньгами;
  • реализация сырья или полуфабрикатов;
  • услуги, предоставляемые по долгосрочным договорам.

При анализе контролируемой сделки по методу сопоставимой рентабельности за основу берется показатель валовой рентабельности. Определение данного показателя производится на основе данных бухгалтерского учета, при этом во внимание не берутся акцизы и НДС. Алгоритм расчета аналогичен методу сопоставления рыночных цен, единственное отличие заключается в том, что вместо сопоставимых цен за основу берутся показатели валовой рентабельности.

Метод сравнения прибыли основывается на сравнении величины прибыли, которую получили в результате совершения контролируемой сделки стороны, с прибылью, получаемой независимыми компаниями по однородным сделкам. Использование данного метода целесообразно для компаний, имеющих в собственности права на нематериальные активы, влияющие на уровень налогооблагаемой прибыли компании.

Цели применения методов

С помощью перечисленных методов можно достоверно определить соответствует ли выручка, полученная в результате контролируемой сделки рыночной цене или нет.

Если цена реализации отличается от уровня рыночных цен существенно (более чем на 30%), налоговая инспекция производит доначисление налога на прибыль, обосновывая при этом правильность своих выводов.

С целью обоснования произведенных расчетов используются методы ценообразования, предусмотренные налоговым законодательством.

Использование иных методов прямо запрещено законом.

Использовать данные методы могут не только налоговые органы, но и, в первую очередь, непосредственно сами налогоплательщики, осуществляющие сделки с взаимозависимыми лицами. Предварительный расчет цены поможет компаниям обосновать размер полученной выручки в случае налоговой проверки и сократить риски признания ценовой политики не соответствующей рыночному уровню.

Если компания не может должным образом обосновать используемые цены, у налоговиков появляется возможность доначисления налога на прибыль.

Однородные сделки

Определение однородных сделок дает статья 105. 7 НК РФ. Это сделки, предметом которых являются товары идентичные предмету контролируемой сделки. Однородные сделки должны быть совершены в условиях сопоставимых с условиями проведения контролируемых сделок. В соответствии с положениями статьи 105.5 сопоставимость сделки определяется по следующим критериям:

  • характеристики товаров, являющихся предметом сопоставимой и контролируемой сделки;
  • характеристика функций, которые выполняются сторонами в ходе проведения сделки с учетом обычаев делового оборота. Оцениваются риски сторон договора, порядок распределения ответственности между ними, используемые активы;
  • анализ условий договора, влияющих на цену товара;
  • анализ экономических условий, в которых проходит сделка.

В учет берутся также такие факторы:

  • географическое положение;
  • конкурентоспособность;
  • покупательская способность;
  • уровень развития инфраструктуры (транспортной производственной), если она оказывает влияние на цену договора.

Для того чтобы обеспечить необходимую степень сопоставимости условий, в которых совершена сделка, налоговой инспекцией могут применяться корректировки, правила проведения которых также устанавливает Налоговый кодекс.

Налоговым законодательством устанавливаются также требования к источникам информации, используемым для сопоставления условий сделок.

Сделки, которые совершаются не в реальности, а на бумаге, – предмет деятельности фирм-однодневок, с которыми постоянно сражается налоговая служба. Если контрагент будет заподозрен в «проблемности», налоговики в ходе проверки могут попытаться доказать, что хозяйственная операция не имела места в действительности, а только значится таковой по документам. И даже если в настоящий момент все хорошо, в будущем контрагент может быть взят проверяющими органами на заметку. Поэтому всегда лучше иметь на руках доказательства чистоты и добросовестности совершения сделки в тот момент, когда это происходило.

Вопрос: Как в целях соблюдения требований п. 2 ст. 54.1 НК РФ подтвердить реальность исполнения сделки именно контрагентом (какими документами)? В течение какого времени нужно хранить документы, подтверждающие выполнение мероприятий по должной осмотрительности?
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как можно противодействовать попыткам налоговиков признать сделку не имевшей места в действительности.

Кто и что должен доказывать

Если контрагент, с которым фирма имела финансовые дела, признан недобросовестным (иными словами, относится к числу «однодневок»), проверок налоговых органов не избежать. Инспекторы будут рассматривать каждую сделку на предмет получения неправомерной налоговой выгоды. При этом они изучают:

  • движение денежных и товарных потоков (ведет ли фирма деятельность или только «пропускает» через себя деньги и товары);
  • возможную взаимозависимость участников сделки;
  • вероятность налоговой выгоды.

Каждое из этих положений в отдельности еще не является доказательством ненадежности контрагента. Поэтому, несмотря на то что бремя доказательств законодательно лежит на налоговой, в интересах фирмы подтверждать реальность своих сделок самостоятельно. При установлении фиктивности договоров фирма, совершившая сделку с однодневкой, может быть лишена вычета по НДС и/или списания расходов по налогу на прибыль.

ВАЖНО! Налоговая инспекция должна доказать, что сделок с недобросовестным партнером в действительности НЕ БЫЛО, а фирма-налогоплательщик – опровергнуть это утверждение, доказав реальность сделок.

На что «смотрит» налоговая

Что именно вменено в обязанность налоговикам в качестве поиска доказательств:

    Подконтрольность недобросовестного партнера налогоплательщику. Если будет выявлена финансовая или иная зависимость контрагента от фирмы, с которой он заключил сделку, то совершенно ясно, что это сделано с целью получения налоговой выгоды. Создавать фирмы-однодневки запрещено законом, а в этой ситуации налогоплательщик не мог не знать, что он сотрудничает с такого рода контрагентом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Такого рода нарушение встречается не так часто, добросовестные фирмы предпочитают не идти на сознательное нарушение закона и не создавать собственных однодневок.

Почему именно этот партнер. Чаще встречается ситуация, когда контрагенты не связаны между собой. Если один из них оказался недобросовестным, налоговая будет исследовать вопрос, почему он был выбран для сотрудничества. Причины выбора контрагента очень важны в доказательстве реальности сделки. Вот почему крайне важно уделять внимание проверке благонадежности потенциального партнера до совершения сделок.

Подписи на документах. Все документы, подписанные от имени контрагентов, должны иметь подписи лиц, имеющих на это соответствующие полномочия. Если окажется, что таковых полномочий подписавшее лицо не имело либо оно вообще не установлено, сделка может быть признана фиктивной.

К СВЕДЕНИЮ! Несовпадающие подписи не могут служить единственным доказательством, особенно в суде, ведь в реальной жизни у партнеров редко имеются возможности производить сличение подписей в паспортах уполномоченных лиц и на документах при заключении сделки.

  • Оценка достаточности и разумности проверки контрагента. Если налогоплательщик не позаботился о проверке добросовестности будущего партнера, он сам виноват, если тот окажется однодневкой. Необходимо предпринимать ряд мер, устанавливающих «адекватность» партнеров, и пренебрежение ими недопустимо. Налоговики будут исследовать следующие моменты:
    • существует ли установленный порядок отбора контрагентов;
    • если существует, был ли он нарушен в случае выбора данного контрагента;
    • имел ли налогоплательщик дело с другими недобросовестными агентами раньше;
    • как именно проверялась платежеспособность потенциального партнера, его деловая репутация, наличие необходимых условий для выполнения сделки;
    • как оценивалась коммерческая составляющая сделки.
  • Формирование доказательной базы

    Чтобы сформировать доказательства фиктивности сделки, сотрудники налоговой будут обращать внимание на такие обстоятельства и подробно их анализировать:

    1. Предварительный контакт. Были ли предварительные встречи или звонки между руководством или уполномоченными лицами налогоплательщика и потенциального партнера? Отсутствие личных контактов – почти гарантия нереальности сделки.
    2. Доказательства обсуждений. Обговаривались ли условия сделки? Если да, то, значит, она имела место в действительности. Подтверждения могут быть документальные (например, проект договора) и свидетельские.
    3. Осведомленность налогоплательщика. Знает ли контрагент, где именно находятся, к примеру, склады или торговые площади партнера? Если сделка имела место, он не может быть не осведомлен о таких важных моментах.
    4. Как получили информацию о контрагенте? Налоговая заинтересуется, откуда налогоплательщик получил сведения о партнере, если у того нет своего сайта, он не размещал рекламу в СМИ, не имеет рекомендаций от других партнеров и т.п.
    5. Проверяли ли лицензию? Если для осуществления деятельности контрагенту была необходима лицензия, а он ее не имеет, то налицо недостаточная проверка его добросовестности.

    Рекомендации добросовестным налогоплательщикам

    Самым простым способом избежать неприятностей с налоговой был бы совет не сотрудничать с однодневками. Однако от столкновения с ними никто не застрахован. Даже самая тщательная предварительная проверка может не дать негативных результатов, и при этом в контрагентах окажется недобросовестный партнер.

    Например, фирма давно работает с данным контрагентом, не сомневается в нем, заказывает товар или услугу, и слышит ответ: «Это мы делаем через такую-то компанию». Товар получен, но потом выясняется, что «такая-то» компания оказалась однодневкой, и вот у добросовестного налогоплательщика появляются проблемы. Если он сможет доказать, что сделка была реальной, недобросовестность контрагента в данном контексте не будет иметь значения – он получит свой вычет НДС и включение расходов в базу налога на прибыль. Поэтому нужно позаботиться о своевременной фиксации доказательств, которые будут признаны налоговиками или судом.

    ВНИМАНИЕ! Если фирма получила запрос из налоговой о предоставлении документов, касающихся взаимоотношений с тем или иным агентом, это повод не ждать налоговой проверки, а исчерпывающе оказать свою добросовестность.

    Доказательства предварительной проверки контрагента

    Необходимо сохранять все данные проверки будущего партнера в виде бумажных документов или их сканов или скринов в электронном виде. Проверка должна проводиться не столько, «чтобы быть спокойным самому», сколько для того, чтобы обелить налогоплательщика в случае претензий к контрагенту. Среди этих документов могут числиться:

    • данные из открытых источников (реестры Минюса, ФНС, плательщиков НДС и т.п.);
    • дополнительные документы (не только учредительные, но и доказывающие наличие материально-технической базы, необходимой для оказания услуги или поставки товара).

    Регламент заключения договоров

    С юристом или самостоятельно руководству следует разработать и утвердить внутренний нормативный документ, регламентирующий способ отбора контрагентов, и в дальнейшем не нарушать эту процедуру при отборе новых потенциальных партнеров.

    Аккуратная первичка

    Следует составить перечень основных хозяйственных операций, которыми занимается фирма, и соответствующий им набор обязательных первичных платежных документов:

    • накладные;
    • акты выполненных работ или оказанных услуг;
    • отчеты о выполненной работе;
    • счета-фактуры;
    • счета на оплату;
    • технические заявки и др.

    Набор первичной документации, доказывающей реальность сделки, будет отличаться в зависимости от предмета конкретной сделки: поставка товара, оказание услуги, выполнение работы.

    Обязателен контроль составления всей первичной документации, сопровождающей сделку, и ее непременное сохранение. Чем больше корректной первичной документации, тем меньше вопросов у налоговой по поводу реальности сделки.

    Дополнительные доказательства

    Приведенные выше рекомендации должны стать частью повседневной деятельности компании. Но иногда можно применить и дополнительные доказательства, уже прошедшие «обкатку» судебной практикой:

    1. Прозрачная дальнейшая судьба предмета сделки. Если налоговые органы сомневаются в реальности сделки с материальными объектами либо правом на имущество, их может убедить отслеживание пути этого товара. Если фирма-налогоплательщик использует их в производстве, продала третьим лицам или они имеются в наличии, сделка не может быть фиктивной.
    2. Налог на имущество платится только с реальных товаров! Если налоговая признала объект спорной сделки базой налога на имущество, значит, сделка была действительной либо налог на имущество окажется переплаченным. Это может быть дополнительным аргументом против налоговой в суде.
    3. «От противного». Фирма может обратиться в третейский суд с иском о признании сделки недействительной и взыскании расходов по ней с контрагента. Тогда доказательства реальности сделки будут подтверждены другой инстанцией. Если сделка была реальна, это будет несложно, тем более истец сам в этом заинтересован. Третейское решение – сильный аргумент, хотя формально оно не имеет законодательной силы для арбитражного суда.
    4. Заключение стороннего эксперта. Закон разрешает налогоплательщику самостоятельно проводить экспертизу по существу дела. Это затратный способ для ответчика, но в случае выигрыша дела расходы возместит налоговая. Экспертиза будет особенно уместна, если налоговики обвиняют в завышении указанных расходов.
    5. Свидетельские показания. Налоговики могут вызывать свидетелей по своему усмотрению, но если дело доходит до суда, там это право есть и у налогоплательщика. Он подает ходатайство о заслушивании свидетеля, отмечая в нем, какие обстоятельства дела он может прояснить (например, видел, как разгружали привезенный товар и т.п.). Реальность сделки может быть подтверждена свидетельскими показаниями, и чем их больше, тем лучше.

    Гораздо лучше и эффективнее не собирать доказательства по факту налоговых требований, а иметь их наготове всегда и по любой сделке, особенно с высоким суммовым порогом или увеличенной степенью риска.

    Статья 54.1 установила запрет на уменьшение налогоплательщиками налоговой базы и (или) сумм подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и/или объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога только при одновременном соблюдении следующих условий:

    1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
    2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

    Принятие данной статьи в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

    Налоговые органы выпустили конкретные разъяснения по вопросам применения ст. 54.1 НК РФ (см. перечень писем).

    Несоблюдение требований ст. 54.1 НК РФ грозит налогоплательщикам повышенным штрафом по п.3 ст.122 НК РФ в размере 40% и возможной уголовной ответственностью, если занижение можно будет считать крупным или особо крупным (см. таблицу 1). В связи с этим мы настоятельно рекомендуем при заключении договоров:

    • фиксировать в переписке или во внутренних документах информацию о деловых целях сделки, доказательств и подтверждений реальности сделок;
    • осуществлять проверку и сохранять результаты таких проверок поставщиков и исполнителей на добросовестность, включая проверку на наличие ресурсной базы (наличие сотрудников, материальной, финансовой базы и т.п., то есть ресурсов, позволяющих подрядчику исполнять обязательства по договору);
    • в случае привлечения субподрядчиков по возможности требовать указания их подрядчиком прямо в договоре, в ином случае запрашивать у подрядчика подтверждение добросовестности и наличие ресурсной базы субподрядчиков, а также копию договора между ними;

    Отсутствие в компании организованных и исполняемых процедур по подтверждению наличия деловых целей при заключении сделок и проверке контрагентов, направленных на доказательство отсутствия намерений в получении необоснованной налоговой выгоды, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск менеджмента компании.

    В этих условиях риски возможных претензий налоговых органов в занижении компанией налоговой базы путем совершения не реальных и не имеющих деловой цели сделок лежат полностью на менеджменте компании.

    Обзор положений ст. 54.1 НК РФ и подходов налоговых органов к их реализации

    Статья 54.1 НК РФ выделяет два главных обстоятельства, при которых уменьшать налоговую базу недопустимо.

    1. Запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни.

    Это ситуация, когда заявленный факт в реальности не существует. Примером может быть отражение расходов на маркетинговые или консультационные услуги, которые в реальности не оказывались.

    В разъяснениях налоговых органов в этой связи фигурируют понятия реальности сделки и деловой цели. Это означает, что формального документального подтверждения добросовестности контрагента недостаточно, при проверке налогоплательщик должен доказать, что сделка была не на бумаге, а на деле.

    Реальность сделки и наличие деловой цели при ее заключении может быть обоснована путем:

    • предоставления расчета экономического эффекта или обоснования экономических выгод от осуществления сделки;
    • предоставления обоснования целесообразности заключения договора с определенным контрагентом. Например, если критерием выбора контрагента была цена, то лучше заручиться предложениями других поставщиков либо фиксировать проведение тендера. Если критерием выбора контрагента было качество, рекомендуется зафиксировать параметры, по которым был выбран поставщик;
    • предоставления информации о наличии у контрагента ресурсов для исполнения сделки.

    Статья 54.1 НК РФ не раскрывает критериев реальности и специальных полномочий налоговых органов в связи с ее проверкой. Однако ФНС выразила свое видение ситуации в письме, которым должны руководствоваться при проверках налоговые инспекторы. В отношении мероприятий контроля, в частности, отмечается, что:

    1. налоговые органы должны опровергать реальность спорной сделки (операции) посредством доказывания фактов исполнения обязательств по сделке (операции) иным лицом, чем лицо, являющееся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону, и (или) доказывания фактов, свидетельствующих о том, что исполнение, предусмотренное спорной сделкой (операцией), выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
    2. Налоговые органы должны эффективно использовать такие механизмы как:

    • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.); этот пункт можно отметить особо, как призывающий инспекторов к комплексной оценке обстоятельств их влияния на общую картину деятельности компании или группы компаний;
    • сопоставление объёма поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
    • инвентаризация имущества;
    • получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); в части пояснений инспекторы сейчас (как и ранее) имеют право вызвать любых сотрудников (или даже бывших сотрудников) компании для опроса;
    • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств;
    • истребование документов (информации), проведение выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

    2. Сделка реально существует, но по имевшей место операции не соблюдается хотя бы одно из двух условий:

    - основной целью совершения сделки не является неуплата или занижение налога.

    В качестве примера можно привести операцию увеличения иностранным участником уставного капитала накануне принятия решения о выплате дивидендов до величины, позволяющей применять пониженную ставку налога. В отсутствие обоснования необходимости срочного финансирования налоговики расценят такой шаг как умышленное занижение налога.

    - обязательство по сделке исполнено контрагентом или лицом, которому исполнение сделки передано по договору.

    Данным условием в статье 54.1 НК РФ заложена серьезная основа для претензий со стороны налоговых органов и будущих налоговых споров, поскольку у юристов пока нет ясности в вопросе, кто понимается в этой фразе под лицом, которому исполнение сделки передано по договору.

    Для выполнения этого условия недостаточно проявить формальную должную осмотрительность, упор должен быть на наличие ресурсной базы (материальной, персонала и т.п.) у контрагента, то есть на подтверждение реальности сделки. В договор эксперты рекомендуют включать условие о том, что обязательство должно быть исполнено непосредственно контрагентом, а в случае если привлекается третье лицо, то налогоплательщик должен быть поставлен в известность о привлекаемом подрядчике. Тем не менее, в случае наличия в цепочке субподрядчиков недобросовестного контрагента возможность налогоплательщика доказать отсутствие у него прямого умысла представляется весьма ограниченной.

    Дополнительная информация:

    1. В настоящее время электронный документоооборот с ИФНС позволяет сотрудникам департамента предпроверочного анализа ИФНС видеть не только прохождение поставок «день-в-день» и ценовые условия таких поставок, но и начальных поставщиков, конечных покупателей и грузополучателей, сопоставлять условия сделок, делать выводы о применяемых наценках, вовлечении в оборот сомнительных фирм и «лишних» ИП (для наращивания расходной части в том или ином юр.лице), получении конечными бенефициарами необоснованной налоговой выгоды. Прочие ресурсы ИФНС позволяют выявить основания проведенных платежей (посредством доступа к банковским счетам), факторы, свидетельства согласованности действий налогоплательщиков при совершении комплекса сделок, что помогает сотрудником ИФНС, в совокупности с допросами свидетелей (например, бывших сотрудников компаний) выявить (самостоятельно или при содействии правоохранительных органов, сотрудники которых включаются в состав группы проверяющих при выездных налоговых проверках) фактическую схему движения товара, доказать умысел руководящих работников или конечных бенефициаров в совершении налогового правонарушения. Доказывание умысла налоговыми органами состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). При этом к прямым доказательствам умысла относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы "черной бухгалтерии"), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.
    2. В случае, если операции налогоплательщика проверяющими будут расцениваться по статье 54.1 НК РФ, расчетный метод для расчета реальных налоговых обязательств не будет использоваться. Это означает, что если ранее налоговый орган обязан был определить действительный размер налоговых обязательств расчетным путем, то теперь понесенные расходы и вычет НДС должны полностью сниматься (см. письмо 1). Например, при наличии сомнительного подрядчика налоговики смогут полностью снимать расходы. Несмотря на то, что объект строительства существует, а застройщик явно понес расходы, никакого пересчета исходя из действительного размера затрат не будет.

    Таблица 1.

    Санкции, применимые к налогоплательщикам в случае нарушения требований ст. 54.1 НК РФ

    То же деяние, что и в п.2, но совершенное:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    б) в особо крупном размере*.

    * Крупным размером в статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    ** Крупным размером в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЕМ

    1. Письмо ФНС России от 16.08.2017 №СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального Закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации»
    2. Письмо ФНС России от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
    3. Письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

    Время чтения: 10 минут

    Нет времени читать? Оставьте почту — пришлём ссылку на статью.

    У предпринимателя есть пять способов, чтобы сэкономить на налогах. Но инспекторы внимательно следят за компаниями и могут признать налоговую выгоду необоснованной. Чтобы этого не случилось, нужно быть начеку. Мы разобрались, как законно уменьшить налоги, за что предпринимателя могут обвинить в необоснованности налоговой выгоды, как избежать штрафа и что делать, если его уже выписали.

    Пять способов получить налоговую выгоду

    Налоговая выгода — это уменьшение налогов, которые предприниматель должен заплатить.

    Перейти на более выгодный налоговый режим. Компании и ИП имеют право применять специальный налоговый режим, если они вписываются в его требования и ограничения. Всего в России пять специальных налоговых режимов:

    • УСН — упрощённая система налогообложения, работает во всех регионах;
    • ЕНВД — единый налог на вменённый доход, работает в некоторых регионах для некоторых видов бизнеса;
    • патент, работает во всех регионах для некоторых видов бизнеса;
    • налог на профессиональный доход, он же налог для самозанятых, работает в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане;
    • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог, работает во всех регионах для тех, кто производит товары сельского хозяйства.

    Использовать более низкую налоговую ставку. Например, некоторые бизнесмены, которые ведут бизнес в особой экономическое зоне, могут получить ставку 0% по налогу на прибыль (п. 1.7 ст. 284 НК РФ). Узнайте, нет ли льгот для вашего бизнеса и региона.

    Воспользоваться налоговыми льготами. Например, новые ИП на упрощёнке могут уйти на налоговые каникулы. Их устанавливают местные власти для некоторых видов бизнеса (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Узнайте про налоговые льготы для своего бизнеса в вашем регионе.

    Получить налоговый вычет. Например, если предприниматель использует общую систему налогообложения, то платит НДФЛ. Он может получить профессиональный налоговый вычет — уменьшить доход, с которого платит налог, на сумму расходов. Для этого нужна декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают расходы. Если он не может подтвердить расходы документами, то сможет уменьшить доходы только на 20% (ст. 221 НК РФ). Узнайте, нет ли налоговых вычетов для вашего налога.

    Уменьшить налоговую базу. Налоговая база — это сумма, с которой предприниматель платит налоги. Например, налог на УСН 15% платят с разницы между доходами и расходами. Если бизнесмен купил форму сотрудникам и включил в расходы, налоговая база уменьшится, а вместе с ней и налог. Чтобы включить затраты на бизнес в расходы, следите, чтобы у вас были все подтверждающие документы.

    Есть льготы, которые работают по всей России, и те, которые действуют только в регионе. Проверьте, какие есть льготы для вашего бизнеса — просмотрите федеральные законы и документы местных органов власти. Если не знаете, с чего начать, проконсультируйтесь у бухгалтера.

    Как избежать штрафов за необоснованную налоговую выгоду

    Если предприниматель уменьшает налоги законно и у него всё в порядке с документами, проблем не будет. Но невнимательность или желание схитрить могут привести к тому, что налоговая признает выгоду необоснованной. Чтобы избежать проблем, нужно правильно экономить на налогах.

    Чтобы законно уменьшить налоги, нужно выполнить три условия: все документы должны быть без искажений, сделка — экономически полезной для бизнеса, а бизнес-партнёр — реальным (ст. 54.1 НК РФ).

    1. Не искажайте информацию в документах

    Чтобы вас не обвинили в необоснованности налоговой выгоды, не искажайте информацию в документах. Искажение — это когда на бумаге одно, а в реальности другое. Например, чтобы заплатить меньше налогов, предприниматель продаёт товар по одной цене, а в документах её занижает. Если налоговая такое обнаружит, предпринимателя оштрафуют и заставят доплатить налоги.

    Бизнесмен продавал мясную продукцию партнёрам. Он представил документы налоговой: счета-фактуры, товарные и транспортные накладные, договор поставки и дополнительное соглашение, доверенности, отчёт по продажам, карточку счёта и оборотно-сальдовую ведомость. Его компания получила вычет по НДС.

    Во время выездной проверки инспекторы обнаружили ошибки и противоречия в документах. Они проверили движение денег в банке. Оказалось, что предприниматель в документах указывал разных покупателей, а поставлял товар всегда одним и тем же индивидуальным предпринимателям. Теперь бизнесмен должен доплатить в бюджет налоги, штрафы и пени на сумму 23 664 526 ₽.

    2. Следите, чтобы сделка имела экономический смысл

    Чтобы вас не заподозрили в незаконном уменьшении налогов, не проводите бессмысленных сделок. Это сделки, которые не имеют экономического смысла и не приносят пользу бизнесу, кроме уменьшения налогов. Например, чтобы работать на упрощёнке, бизнесмен вместо одной крупной компании создаёт несколько маленьких. Если в сделке нет экономического смысла, это насторожит налоговую.

    Убедитесь, что ваши действия не похожи на незаконные схемы для уменьшения налогов.

    Бизнесмен торговал электроникой оптом и работал на общей системе налогообложения. Он создал вторую компанию на упрощёнке — утверждал, что это нужно для расширения территории сбыта. Но налоговая с ним не согласилась.

    Инспекторы выяснили, что обе компании находятся в одном офисе, имеют общие склады, расчётный счёт и бухгалтерию, там работают одни и те же сотрудники, продают товар на одной территории. Покупатели не различают компании — для них это один продавец. Предпринимателя обвинили в дроблении бизнеса, чтобы платить меньше налогов.

    Налоговая посчитала реальные доходы и расходы предпринимателя, невыплаченные налоги, штраф и пени. Теперь он должен доплатить в бюджет 15 045 888 ₽.

    3. Проверяйте бизнес-партнёров

    Обязательства по сделке должен выполнить тот, с кем её заключили. Налоговая наказывает предпринимателей за схемы с фиктивными партнёрами и фирмами-однодневками, даже если они случайно связались с мошенниками. Чтобы не попасть в неприятности, проверяйте своих бизнес-партнёров, прежде чем заключать с ними сделку.

    Вероятно, вы столкнулись с фирмой-однодневкой, если (приказ налоговой):

    • руководитель фирмы не хочет общаться с вами лично, даже когда подписываете договор;
    • руководитель отказывается показывать устав или другой учредительный документ, который подтверждает, что он руководит фирмой;
    • руководитель отказывается показывать паспорт или загранпаспорт — не хочет подтверждать свою личность;
    • у фирмы нет адреса: неизвестно, где она находится, где ее производство и склады;
    • фирма никому не известна, в интернете и СМИ о ней ничего нет. Тем более это подозрительно, если другие аналогичные компании активно себя рекламируют в интернете, на телевидении и баннерах;
    • фирма не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц;
    • сотрудник фирмы отказывается показать стандартные для бизнеса документы: свидетельства, лицензии, документы на имущество.

    Бизнесмен купил автозапчасти и получил вычет по НДС. Но его партнёры вообще не занимались поставкой запчастей. Товара у них не было и продать его они не могли — сделка оказалась фиктивной.

    Деньги за товар переходили по сложной цепочке от одного контрагента к другому. Налоговая проверила всех контрагентов и нашла нарушение. Она обязала бизнесмена заплатить налог, выписала штраф и пени. Теперь предприниматель должен доплатить в бюджет 2 285 208 ₽.

    Признаки необоснованной налоговой выгоды — в постановлении № 56 Пленума ВАС РФ

    Вот признаки, которые могут насторожить налоговую:

    • партнёры предпринимателя не платят налоги,
    • бизнесмен имеет долю в компании партнёра,
    • документы подписаны неизвестным человеком,
    • у предпринимателя была возможность заключить другую сделку, но пришлось бы заплатить больший налог,
    • бизнесмен совершил сделку, которая не характерна для его вида бизнеса,
    • предприниматель зарегистрировал бизнес прямо перед сделкой,
    • бизнесмен использует посредников,
    • предприниматель проводит через свой счёт нестандартные операции.

    Сами по себе эти признаки ещё не означают, что предприниматель что-то нарушил, но это повод для проверки.

    Как налоговая ищет нарушителей

    Проверяет документы удалённо

    Инспектор проверяет декларации и отчётность, которые предприниматель регулярно сдаёт в налоговую. Если инспектора что-то насторожит или он найдёт нестыковки в декларации, то попросит прислать дополнительные документы и написать объяснение. Если после этого у него останутся вопросы, к предпринимателю могут прийти с проверкой.

    Особенно внимательно налоговая проверяет декларации с пониженной налоговой ставкой, налоговыми льготами и вычетами. Например, у предпринимателя, который воспользовался налоговыми каникулами, инспектор запросит КУДИР — книгу учёта доходов и расходов. Если предприниматель прислал декларацию с вычетом по НДС, в которой нашли противоречия, инспектор запросит счета-фактуры, платёжные поручения, товарные и транспортные накладные. По каждой льготе список документов будет разным, но все они должны относиться к налогу, по которому возникли вопросы.

    Приезжает с плановой проверкой

    Налоговая отбирает бизнесменов для плана проверок по 12 критериям. В первую очередь приходят к предпринимателям, которые за год заплатили меньше налогов, чем в среднем по отрасли. Это основной показатель — уровень налоговой нагрузки. Чем больше показателей не выполняет бизнесмен, тем выше вероятность того, что к нему придут с проверкой. Если все показатели в норме, предприниматель вряд ли попадёт в план проверок.

    Приезжает с внеплановой проверкой

    К бизнесмену могут прийти с внеплановой проверкой, если он не смог объяснить нестыковки в документах во время проверки декларации или у инспекторов остались подозрения, что бизнесмен нарушил закон. А ещё предпринимателя могут проверить, если кто-то на него пожаловался — конкурент, обиженный бывший сотрудник или просто неравнодушный гражданин.

    Что делать, если обвиняют в получении необоснованной выгоды

    1. Снимите копии материалов проверки

    После налоговой проверки инспектор должен составить акт — в нём он описывает все нарушения. К акту инспектор прикрепляет документы, которые подтверждают необоснованность налоговой выгоды. Предприниматель имеет право изучить материалы проверки и снять копии. Это поможет найти аргументы в свою защиту и подготовить документы для суда.

    2. Отправьте возражение в налоговую

    После того, как бизнесмен получил решение налоговой, у него есть месяц, чтобы подать письменные возражения. К нему нужно приложить заверенные копии документов, которые подтверждают аргументы предпринимателя. Если они не убедят налоговую, она потребует новые документы, опросит свидетелей или проведёт экспертизу. Тогда бизнесмен может подать возражения ещё раз.

    3. Придите на заседание по делу или пришлите представителя

    Руководитель инспекции или его заместитель рассматривает собранные материалы. Предпринимателю должны сообщить, когда и где пройдёт заседание. Бизнесмен может присутствовать сам или прислать представителя. На основе всех материалов руководитель принимает решение: назначить штраф или закрыть дело.

    4. Подайте апелляционную жалобу в налоговую

    Если бизнесмена оштрафовали, но он считает, что ничего не нарушил, можно подать апелляционную жалобу. На это у предпринимателя есть месяц после того, как ему вручили решение. Жаловаться нужно в налоговую более высокого уровня, но через инспекцию, которая проводила проверку. На налоговую инспекцию нужно жаловаться в управление, на управление — в федеральную налоговую (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

    Если предприниматель вовремя не подал на апелляцию, у него есть год, чтобы подать обычную жалобу (п. 2 ст. 139 НК РФ).

    5. Подайте иск в суд.

    Если на жалобу ответили отказом, предприниматель может подать иск в арбитражный суд. Его можно подать на бумаге или через сайт арбитражного суда. Чтобы подать иск в электронном виде, нужно зарегистрироваться на Госуслугах. Чтобы подать в суд на налоговую, у бизнесмена есть три месяца после того, как он узнал ответ на свою жалобу (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

    Что будет, если не удастся обосновать налоговую выгоду

    Если ни налоговая, ни суд не отменили решение, предпринимателю придётся заплатить (ст. 122 НК РФ):

    1. Налоги, которые он не доплатил.

    2. Пени за пропущенные сроки.

    • если предприниматель недоплатил налог из-за ошибки в расчётах — 20% от суммы неуплаченного налога;
    • если предприниматель умышленно уменьшил налоговую базу — 40% от суммы неуплаченного налога.

    Если предприниматель уже не первый раз нарушает налоговое законодательство, штраф вырастет вдвое (ст. 114 НК РФ).

    Налоговая может уменьшить наказание, если есть смягчающие обстоятельства (ст. 112 НК РФ):

    1. У предпринимателя проблемы со здоровьем. Например, инвалидность, серьёзная болезнь у него или члена его семьи.
    2. Предпринимателя заставили нарушить закон из-за нужды. Например, кредитор угрожал должнику расправой и требовал деньги.
    3. Предприниматель нищий и весь в долгах. Например, компания обанкротилась или у бизнесмена много кредитов, которые нечем отдавать.

    Это только часть факторов, которые могут повлиять на наказание — в законе нет полного перечня. Например, нарушение закона впервые, признание вины, благотворительность. Смягчающие обстоятельства могут снизить размер штрафа в два раза и больше.

    Памятка

    Пять законных способов сэкономить на налогах:

    1. Добиться более выгодного налогового режима.
    2. Использовать более низкую налоговую ставку.
    3. Воспользоваться налоговыми льготами.
    4. Получить налоговый вычет.
    5. Уменьшить налоговую базу, с которой предприниматель платит налоги.

    Чтобы не попасть на штраф:

    1. Не искажайте информацию в документах.
    2. Следите, чтобы сделка имела экономический смысл.
    3. Тщательно проверяйте бизнес-партнёров.

    Если обвинили в получении необоснованной налоговой выгоды:

    1. Снимите копии материалов проверки.
    2. Отправьте возражение в налоговую.
    3. Придите на заседание по делу или пришлите представителя.
    4. Подайте апелляционную жалобу в налоговую.
    5. Подайте иск в суд.


    Право инспектора

    С огласно ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговые органы вправе в определенных ситуациях контролировать цены сделок и, при несоответствии цен рыночным, доначислить налоги исходя из рыночных ставок. В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ речь идет о:

    • сделках между взаимозависимыми лицами;
    • товарообменных (бартерных) операциях;
    • внешнеторговых сделках;
    • сделках, цены по которым отклоняются более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам ­(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

    Соответственно, если цена по сделке более чем на 20 процентов отклоняется в сторону повышения или понижения относительно рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган имеет ­право доначислить налоги из расчета рыночной цены (п. 3 ст. 40 НК РФ).

    В п. 2 ст. 40 НК РФ нет прямого указания на то, что факт продажи по цене ниже себестоимости является основанием для проверки. Однако такие продажи не могут считаться рядовыми, поскольку противоречат основам предпринимательской деятельности. А отсутствие экономической целесообразности является одним из 109 признаков недобросовестности налогоплательщика, разработанных Федеральной налоговой службой. Таким образом, даже если цена убыточной сделки не отклоняется более чем на 20% от обычных цен, применяемых компанией, проблемы ­во взаимоотношениях с налоговыми органами все равно возможны.

    Критерии недобросовестности налогоплательщика были разработаны Федеральной налоговой службой еще в начале 2007 года. В приказе под грифом «Для служебного пользования» собраны 109 признаков, по которым ­инспекторам предписано выявлять налоговые правонарушения. Приведем некоторые из них:

    1. Адрес регистрации компании является адресом «массовой» регистрации (то есть по нему зарегистрированы 10 и более фирм). При этом есть заявление ­владельца помещения о том, что площади в аренду никому не предоставлялись…

    4. В заявлении на регистрацию указан недействительный документ, ­удостоверяющий личность заявителя, учредителя или руководителя…

    14. Физическое лицо является учредителем 10 и более компаний («массовый» учредитель)

    38. Компания представляет «нулевую» налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов.

    Все имеющиеся у налоговиков сведения о налогоплательщиках вносятся в специальную федеральную электронную базу «Юридические лица, контролируемые в первую очередь», сокращенно – ЮЛ-КПО.

    Предвидеть убыток

    Какие причины могут вынудить компанию начать торговать в убыток. Приведем лишь наиболее распространенные:

    • низкий спрос на товар,
    • общее снижение цен на рынке,
    • просчеты в определении закупочной цены, приведшие ­к невозможности получить прибыль при последующей реализации товара.

    Указанные обстоятельства призваны подтвердить наличие условий, при которых продажа в убыток оправдана. Каждый из названных факторов может рассматриваться в качестве самостоятельного основания, однако их совместная доказательственная сила значительно возрастает. Документальным подтверждением может служить анализ рынка, проведенный собственными силами либо заказанный на стороне. Результаты исследования необходимо оформить в виде отчета, на основании которого составляется служебная записка (см. Пример 1), в которой объясняется необходимость продажи в убыток. В самой служебной записке или в приложении к ней целесообразно привести расчеты, показывающие, что такая продажа позволит избежать дальнейших потерь. Решение о снижении цены утверждается приказом руководителя (Пример 2).



    Помимо случаев, когда низкая цена реализации обусловлена конъюнктурой рынка, возможны ситуации, когда продажи создают убыток в текущем периоде, но в итоге приводят к положительному финансовому результату в будущем. Например, если компания ожидает от покупателя встречной закупки, обусловленной текущей поставкой. Однако необходимо учитывать, что подобная схема может быть расценена налоговыми органами как сговор, направленный на уменьшение налоговых обязательств.

    Впрочем, как указывают суды, налоговое законодательство не предусматривает определения финансового результата по отдельным сделкам для целей налогообложения, и если по итогам отчетного (налогового) периода получена прибыль, то говорить о наличии «схемы» нет оснований (см. Пример 3).

    Согласно постановлению ФАС МО от 29.06.2007 г. № КА-А40/5388-07-А, Б налоговая инспекция не вправе делать выводы о намеренном снижении налоговой базы исходя из финансового результата конкретной сделки. Кроме того, если инспекторы вынесли решение о доначислении налогов, так как, по их мнению, сумма сделки не соответствовала реальной, они должны предоставить суду доказательства проведенного исследования рыночных цен и их несоответствия цене конкретной сделки.

    Тем не менее приведенная позиция суда не означает, что можно пренебрегать документальным обоснованием цены по подобным сделкам. Как минимум, оно позволит снизить риск возникновения налоговых споров. Обоснование должно подтвердить, что будущая экономическая выгода не может быть достигнута иными способами, кроме продажи по сниженной цене. Как и в предыдущем случае, обоснование целесообразно оформить в виде служебной записки и соответствующих расчетов.

    Существуют дополнительные механизмы, которые традиционно облегчают обоснование низких цен, – это скидки и премии. Но применительно ­к убыточным сделкам использование скидок и премий имеет свои особенности.

    Скидки и премии

    По своему экономическому смыслу скидка – это сумма, на которую уменьшается ранее заявленная цена. Аналогичной позиции ­придерживаются и арбитражные суды.

    Как указал ФАС ЗСО в постановлении от 21.08.2006 № Ф04-3446/2006(25284-А27-33), в действующем налоговом законодательстве отсутствует понятие «скидка». При этом в договорных отношениях под скидкой подразумевается сумма, на которую снижается цена товаров при выполнении покупателем определенных условий.

    Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены ­учитываются скидки, вызванные:

    • сезонными или иными колебаниями потребительского спроса,
    • потерей товарами качества или иных потребительских свойств,
    • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров,
    • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ, услуг на новые рынки,
    • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ­ознакомления с ними потребителей.

    В принципе каждое из этих условий в той или иной мере может ­являться основанием для продажи товара по цене ниже себестоимости.

    Однако не все случаи продажи в убыток охватываются ­обстоятельствами, указанными в п. 3 ст. 40. Они касаются только следующих случаев:

    • а) продажа в убыток приведет к получению дохода в будущем ­(продвижение товара, реализация опытных моделей и образцов),
    • б) продажа по низкой цене носит кратковременный характер ­(колебания спроса, потеря качества, истечение сроков годности товара).

    Вряд ли падение спроса в условиях кризиса может быть однозначно квалифицировано как сезонные или иные колебания потребительского спроса. Такая позиция, по меньшей мере, весьма сомнительна и поэтому сопряжена со значительными налоговыми рисками.

    В этой связи нельзя рекомендовать использование скидок в качестве основного механизма установления низкой, убыточной цены в условиях кризиса и падения спроса. Ее следует подтверждать прежде всего отчетом по результатам исследования рынка и иными документами, о которых говорилось выше. Скидки помогают только облегчить обоснование низкой цены.

    Скидки, которые не уменьшают цену, включаются, согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли как скидки за выполнение определенных условий договора. Они не являются частью цены, в их отношении правила ст. 40 НК РФ не действуют. В то же время они проверяются налоговыми органами на предмет обоснованности включения в состав расходов ­по правилам, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ.

    Чтобы избежать противоречий, компании целесообразно использовать в своих документах термин «скидка» только в отношении уменьшения цены товара, а суммы, которые за выполнение определенных условий договора выплачиваются покупателю или уменьшают его задолженность, именовать премией. Тем самым будут соблюдены нормы ­законодательства и, в то же время, сохранится экономический смысл скидки.

    В договоре (или в дополнительном соглашении к нему) должны быть сформулированы условия, выполнение которых дает покупателю право на получение премии, например, объем закупок, досрочная оплата и т.п.

    Выполнение этих условий целесообразно зафиксировать в двустороннем акте, в котором следует не просто констатировать факт выполнения условий, но указать, когда и какие условия выполнены, какими первичными документами (накладными и т.п.) это подтверждается, когда и в какой сумме будет предоставлена премия. Акт позволяет в случае налоговой проверки четче и нагляднее обосновать экономическую целесообразность ­предоставления конкретных сумм премий.

    Премия может как выплачиваться, так и предоставляться без выплаты, путем уменьшения задолженности покупателя по оплате. В последнем случае вместо двустороннего акта можно ограничиться кредит-нотой со стороны поставщика. На это указано в письме УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 г. № 19-11/25335.

    В отличие от скидок, в отношении премий в Налоговом кодексе отсутствует упоминание о маркетинговой политике. Однако закрепление методики премирования в ней следует признать целесообразным. На это же указывают и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 03.07.2006 г. № 19-11/58863).

    Что касается применимости премии как основного инструмента установления низкой, убыточной цены, необходимо учесть следующее. Цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Предоставление премий осуществляется в рамках этой деятельности, поэтому не должно противоречить данной цели. Сомнительно, что премия, перекрывающая экономические выгоды от реализации товара, соответствует цели извлечения прибыли. Исключением может быть только взаимосвязь предоставления премии и планируемых доходов от взаимоотношений с данным покупателем, например, обусловленность премии встречными закупками по низкой цене. Но для остальных ситуаций премия как механизм установления убыточной цены вряд ли приемлема. Тем более что способ предоставления премии – выплата или уменьшение задолженности – плохо стыкуется с убыточностью сделки.

    Читайте также: