Нормативно правовое регулирование учета расчетов по налогам и сборам

Опубликовано: 14.05.2024

Постановка и ведение бухгалтерского учета на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности осуществляется в соответствии с нор­мативно-правовыми документами. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней, одни из которых являются обяза­тельными к применению, другие носят рекомендательный характер.

Основным документом первого уровня является Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. В законе определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, прежде всего в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, регламентация бухгалтерской отчетности и определена ответственность за нарушение действующего законодательства по бухгалтерскому учету .

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, введено в действие с 01.01.99) устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц, кроме банков, включая организации с иностранными инвестициями и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета .

К первому уровню документов относят также Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая и Налоговый кодекс РФ, часть вторая.

В части первой Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваются принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В соответствии с счастью первой ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Второй уровень - Система национальных бухгалтерских стандартов – Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). В ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” отражаются основные моменты, которые необходимо раскрыть в учетной политике для достоверности бухгалтерского учета .

В Положении по бухгалтерскому учету 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” раскрываются основные требования, предъявляемые к составлению и предоставлению отчетности.

Большую роль в организации учета расчетов по налогам и сборам играют Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Доходы и расходы по обычным видам деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут включаться в себестоимость проданных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности .

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Третий уровень – различного рода методические рекомендации, указания в основном Министерства финансов РФ, учитывающие в том числе отраслевую специфику. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (утвержден Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н и дополнен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н), для учета расчетов по налогам и сборам применяется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет. Дебетоваться при этом может множество счетов в зависимости от видов уплачиваемых налогов и сборов.

Четвертый уровень – внутренние рабочие документы организации.Формы документов, применяемые для оформления операций по учету реализации работ и услуг, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены учетной политикой организации в соответствии с ПБУ 1/98 .

Однако при всем многообразии нормативных актов зачастую нарушается их иерархия, не соблюдаются требования по их оформлению и механизму утверждения.

1.2 Актуальные вопросы учета реализации работ и услуг

Многие авторы рассматривают различные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при расчете налогов и сборов.

Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Объектом налогообложения могут быть доходы, полученные как на территории РФ, так и за ее пределами.

И.А. Баймакова в своей статьи пишет, что в соответствии со статьей 212 НК РФ к доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по НДФЛ, относится материальная выгода, в том числе полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. В отношении данного вида материальной выгоды подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ предусмотрен ряд исключений.

Например, рассматриваемой статьей предусмотрено, что не образуются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы по НДФЛ, в части материальной выгоды в отношении процентов по кредитным (заемным) средствам, предоставленным на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Внесенными изменениям законодателями предусмотрено, что "исключения" распространяются также на проценты по кредитам, предоставленным для индивидуального строительства, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них. Данное изменение является важным, так как стоимость земельного участка в "престижных" районах зачастую превышает стоимость строений на нем .

А.А. Куликов пишет о том, что в соответствии со статьей 218 НК РФ с учетом положений статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на уменьшение исчисленной налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, в том числе на сумму стандартных налоговых вычетов. Среди таковых подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ выделяется стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей на каждого ребенка, который предоставляется родителям или супругам родителей.

Необходимо отметить, что НК РФ непосредственно не предусматривает перечень документов, обязательных к представлению для подтверждения права на получение указанного налогового вычета. Одновременно НК РФ связывает право на получение стандартного налогового вычета "на детей" только с юридическим фактом материнства (отцовства) либо фактом состояния в зарегистрированном браке с родителем ребенка .

Согласно ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" бухгалтерский учет расчетов с работниками по налогу на доходы физических лиц ведется "методом начисления", поэтому бухгалтерские проводки по НДФЛ формируются на основании сумм исчисленного налога (возможно, не дожидаясь собственно момента удержания налога). Сумма же удержанного налога отражается только в Налоговой карточке сотрудника и не отражается в проводках, выгружаемых в типовые "бухгалтерские" конфигурации .

Одним из важнейших вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, является порядок начисления амортизации по основным средствам. Срок полезного использования для целей начисления амортизации по транспортному средству в налоговом учете не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства .

В состав налоговой декларации по налогу на прибыль организаций обязательно включаются: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения № 1 и № 2 к Листу 02. Прочие листы и разделы включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки, или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, или в его состав входят обособленные подразделения.

При подготовке декларации в "1С: Предприятии 8" необходимо помнить, что при открытии новой декларации для заполнения выдается полный состав разделов и бухгалтеру необходимо самостоятельно определить, какие разделы ему следует заполнять и представить с соответствии с требованиями Порядка заполнения декларации .

О.И.Шапошникова повествует о том, что когда Российская организация осуществляет работы и услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, суммы НДС по товарам (работам, услугам), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Поэтому если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял только вышеуказанные операции, раздельный учет сумм НДС, в том числе по общехозяйственным расходам, вести не требуется.

Если в течение налогового периода наряду с вышеуказанными операциями осуществлялись операции, подлежащие обложению НДС, но при этом расходы на операции, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, составили менее 5%, раздельный учет сумм НДС по общехозяйственным расходам на основании п. 4 ст. 170 НК РФ не производится .

С. Виряскин так же пишет , что в процессе своей хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с необходимостью уплаты обязательных платежей в виде разнообразных налогов и сборов. Поэтому, наряду с бухгалтерским учётом имущества, финансовых обязательств и хозяйственных операций, предприятия для целей налогообложения обязаны вести ещё и налоговый учёт. Основными налогами, обязанность по уплате которых лежит на подавляющем большинстве отечественных организаций, осуществляющих реализационную деятельность, являются налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость. Кроме того, в некоторых случаях при осуществлении хозяйственных операций с работниками предприятия, у последнего возникает необходимость по учёту НДФЛ и единого социального налога.

Однако, Н.Гридина пишет о том, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысит 2 млн. руб. При этом организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров в течение указанных месяцев, а также в течение всего последующего периода, когда действует право на освобождение от обложения НДС. Если сумма выручки за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца превысит 2 млн. руб., то она утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1-го числа месяца, в котором произошло такое превышение (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Начиная с 2004 года проблема применения положений главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" была предметом рассмотрения многих специалистов. Поводом для данных дискуссий явились не совсем четкие положения НК РФ и коррелирующие им нормы бухгалтерского учета, которые в совокупности должны определять объект налогообложения по налогу на имущество.

Куликов в своей статьи говорит, что "Краеугольным камнем" главы 30 НК РФ стал вопрос о правомерности включения в состав объекта налогообложения налогом на имущество активов, которые принимаются налогоплательщиками к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности (то есть отражаемые на бухгалтерском счете 03). Пунктом 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения "признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность),учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.

Также Минфин напоминает, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов.

Шишкоедова Н.Н. в совей статьи повествует, что в 2011 году строительным организациям больше не надо сдавать авансовые расчеты по транспортному и земельному налогам. Отчетность должна представляться всеми компаниями раз в год – по итогам налогового периода.

Федеральным законом № 307-ФЗ установлены новые ставки транспортного налога. Они уменьшены по сравнению с прежними в два раза и начнут действовать с 1 января 2011 года.

Хотя субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз. Однако теперь ограничение размера уменьшения ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт).

Нормативные документы, регулирующие расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

Налоговая система Российской Федерации является важной составной частью государственной системы Российской Федерации в целом. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.[1]

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных разрешений.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему Российской Федерации. Согласно законодательству о налогах и сборах, налоги и сборы в зависимости от уровня взимания и распоряжения классифицируются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и обязательны на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и др.

Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ. К нам относятся: налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.[2]

Согласно ПБУ 18/ 02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (Утверждено приказом Минфина РФ от 11.02.2008 №23н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанный в порядке, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.[3]

Также к нормативным документам, регулирующим расчеты с бюджетом по налогам и сборам относится План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003№38н, 18.09.2006 №115н).[4]

Документальное оформление учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Юридические и физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы и в соответствии с налоговым законодательством являются налогоплательщиками, которые обязаны самостоятельно в полном объеме и не позже срока, установленного в законе, исполнить свою обязанность по уплате конкретного налога. Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно, исключение имеет место в тех случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента. Важной обязанностью налогоплательщиков, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление налоговой декларации по тем налогам, которые они обязаны перечислить в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Налог на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ рассчитывается с суммы прибыли, полученной в отчетном периоде. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено исчисление:

1. Налога на прибыль за налоговый период;

2. Квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;

3. Ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде, называется текущим налогом на прибыль. Способ определения текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения и представляет собой универсальный косвенный налог на потребление. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база по НДС определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров или день оплаты (п.1 ст.167 НК РФ). Согласно п.3 ст. 169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ.

Государственная пошлина – это обязательный платеж, который организация и предприниматели перечисляют органам государственной власти. Установлены ставки пошлины за обращение в суды общей юрисдикции, Конституционный суд Российской Федерации, за нотариальные и другие юридические действия.

Налог на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ и вводится в действие региональным законом. Налогом на имущество облагается стоимость основных средств, которые учитываются на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями и не может превышать 2,2%. В течение года организации перечисляют авансовые платежи по налогу за каждый отчетный период. Окончательно организация рассчитывается с бюджетом по налогу на имущество по итогам года. Налог с имущества, которое числится на балансе отдельного подразделения, необходимо уплачивать по месту нахождения данного подразделения.

Транспортный налог. Ему посвящена глава 28 НК РФ. Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, имеющие транспортные средства. Транспорт должен быть зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ. Для расчета транспортного налога необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ставку налога. В соответствии со ст.359 НК РФ весь транспорт делится на 3 группы, в каждой из которых налоговая ставка и налоговая база определяется по – своему. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства.

Единый социальный налог. Работники организации подлежат обязательному социальному страхованию. В соответствии с главой 24 НК РФ единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Сумма ЕСН исчисляется как соответствующая тарифной ставке процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.[5]

Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

19 налог на добавленную стоимость

51 расчетные счета

52 валютные счета

55 специальные счета в банках

66 расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Экономическая сущность налогообложения и система налогов и сборов в РФ; нормативно-правовое регулирование. Учет расчетов организаций по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов, из выручки, за счет прибыли и доходов физических лиц.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2014
Размер файла 722,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежская государственная лесотехническая академия

Кафедра экономики и финансов

по дисциплине: Бухгалтерский учет

Учет расчетов по налогам и сборам

Выполнила: Рыкова О.

студентка ЭП2-102-ОС гр.

Руководитель: доцент, к.э.н.

1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организаций по налогам и сборам

1.1Экономическая сущность налогообложения и система налогов и сборов в России

1.2 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

2. Учет расчетов организаций по налогам и сборам

2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов организации

2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки

2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет прибыли

2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам ведется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Целью данной работы является анализ теоретической основы налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить нормативные документы, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам;

- ознакомиться с порядком отражения данных учета по налогам и сборам в отчетности предприятия.

Информационной базой при написании работы послужили законодательные и нормативные акты, теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

1.1 Экономическая сущность налогообложения и система налогов и сборов в России

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность

Сегодня в экономической науке существуют различные взгляды на место и роль государства в экономике.

Существует следующее "юридическое" определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как "сбор". Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [2].

К федеральным налогам и сборам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

3. налог на доходы физических лиц;

4. налог на прибыль организаций;

5. государственная пошлина и др.

Стоит отметить, что с 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) входящего в состав федеральных налогов вводятся прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19 [3].

Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1. налог на имущество организации;

2. транспортный налог;

3. налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц.

Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма реализации контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем [5].

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принципы налоговой системы РФ:

1) Принцип справедливости

2) Принцип простоты

3) Принцип установления налогов [4].

На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др.

Налогоплательщик (субъект налогообложения) это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [1] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации [1]. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов [1]. Министерство по налогам и сборам России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль [2]. Функции налоговых органов - центрального, региональных и местных - несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков:

- контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

- определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

- ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

- возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

- контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении и другие.

Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции:

- организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;

- аналитическая и статистическая работа;

- разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства;

- участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении,

- сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы имеют соответствующие права и наделены определенными обязанностями. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" и другими законодательными актами.

1.2 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

А также в письме ФНС России от 24.01.2007 №ЩТ-6-23/35 определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 №ВК-6-09/843 . Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (часть первая), утвержденного 31.07.98 №146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

В связи с этим проведена соответствующая работа с налогоплательщиками, уплачивающими налоги и другие обязательные платежи в валюте, с тем чтобы, начиная с 1 января 1999 года, налоговые платежи уплачивались только в рублях.

Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. №01-2-03/555 "О налогообложении транспортных услуг". Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам.

Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. №ФС-6-09/899 "О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте". В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Перечень нормативных актов, с помощью которых осуществляется регулирование расчетов предприятия по налогам и сборам представлен в таблице 1.

Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ

Нормативные документы, регулирующие расчеты с бюджетом по налогам и сборам.

Налоговая система Российской Федерации является важной составной частью государственной системы Российской Федерации в целом. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.[1]

Согласно ст. 8 Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных разрешений.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему Российской Федерации. Согласно законодательству о налогах и сборах, налоги и сборы в зависимости от уровня взимания и распоряжения классифицируются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и обязательны на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы, единый социальный налог (ЕСН), налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и др.

Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ. К нам относятся: налог на имущество, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории муниципального образования. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.[2]

Согласно ПБУ 18/ 02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организации» (Утверждено приказом Минфина РФ от 11.02.2008 №23н) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанный в порядке, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.[3]

Также к нормативным документам, регулирующим расчеты с бюджетом по налогам и сборам относится План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003№38н, 18.09.2006 №115н).[4]

Документальное оформление учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Юридические и физические лица обязаны уплачивать налоги и сборы и в соответствии с налоговым законодательством являются налогоплательщиками, которые обязаны самостоятельно в полном объеме и не позже срока, установленного в законе, исполнить свою обязанность по уплате конкретного налога. Сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, налогоплательщик должен исчислить самостоятельно, исключение имеет место в тех случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента. Важной обязанностью налогоплательщиков, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление налоговой декларации по тем налогам, которые они обязаны перечислить в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Налог на прибыль в соответствии со ст. 247 НК РФ рассчитывается с суммы прибыли, полученной в отчетном периоде. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено исчисление:

1. Налога на прибыль за налоговый период;

2. Квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль;

3. Ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет в отчетном периоде, называется текущим налогом на прибыль. Способ определения текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.

Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и распределения и представляет собой универсальный косвенный налог на потребление. Налоговый период устанавливается как календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база по НДС определяется как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки товаров или день оплаты (п.1 ст.167 НК РФ). Согласно п.3 ст. 169 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет – фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов – фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ.

Государственная пошлина – это обязательный платеж, который организация и предприниматели перечисляют органам государственной власти. Установлены ставки пошлины за обращение в суды общей юрисдикции, Конституционный суд Российской Федерации, за нотариальные и другие юридические действия.

Налог на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ и вводится в действие региональным законом. Налогом на имущество облагается стоимость основных средств, которые учитываются на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями и не может превышать 2,2%. В течение года организации перечисляют авансовые платежи по налогу за каждый отчетный период. Окончательно организация рассчитывается с бюджетом по налогу на имущество по итогам года. Налог с имущества, которое числится на балансе отдельного подразделения, необходимо уплачивать по месту нахождения данного подразделения.

Транспортный налог. Ему посвящена глава 28 НК РФ. Плательщиками налога являются как юридические, так и физические лица, имеющие транспортные средства. Транспорт должен быть зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ. Для расчета транспортного налога необходимо налоговую базу умножить на соответствующую ставку налога. В соответствии со ст.359 НК РФ весь транспорт делится на 3 группы, в каждой из которых налоговая ставка и налоговая база определяется по – своему. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Налог уплачивается по месту регистрации транспортного средства.

Единый социальный налог. Работники организации подлежат обязательному социальному страхованию. В соответствии с главой 24 НК РФ единый социальный налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Сумма ЕСН исчисляется как соответствующая тарифной ставке процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.[5]

Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Для организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

19 налог на добавленную стоимость

51 расчетные счета

52 валютные счета

55 специальные счета в банках

66 расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый аудит – один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Аудит налогообложения – это независимая проверка систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет:
Правильность формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, исчисления и уплаты налогов сборов за определенный период времени;
Состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
Соответствия систем бухгалтерского и налогового учета требованиями действующего законодательства.

Оглавление

Введение
3
1.
Нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
4
2.
Понимание деятельности аудируемого лица
5

2.1. Общие сведения об аудируемом лице
5

2.2. Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения
9

2.3. Планирование аудита
11
3.
Методика аудиторской проверки
17

3.1. Цели, задачи и источники информации для аудита
17

3.2. Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц
19

3.3. Аудит расчетов по единому сельскохозяйственному налогу
20
4.
Обобщение результатов проверки
22
Заключение
24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Понимание деятельности аудируемого лица

2.1. Общие сведения об аудируемом лице

2.2. Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения

2.3. Планирование аудита

Методика аудиторской проверки

3.1. Цели, задачи и источники информации для аудита

3.2. Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц

3.3. Аудит расчетов по единому сельскохозяйственному налогу

Обобщение результатов проверки

Налоговый аудит – один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Аудит налогообложения – это независимая проверка систем бухгалтерского и налогового учета организации на предмет:

  • Правильность формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, исчисления и уплаты налогов сборов за определенный период времени;
  • Состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • Соответствия систем бухгалтерского и налогового учета требованиями действующего законодательства.

В процессе аудита налогообложения изучаются налоговые базы по каждому из проверяемых видов налога, производится аудит налогового учета и налоговой отчетности, как комплексный, так и по отдельным налогам.

В ходе аудита налогообложения осуществляется сбор и анализ информации о возможностях налогоплательщика по оптимизации налогообложения. Аудит налогообложения позволяет объективно оценить финансовый учет в компании, правильность расчетов и уплаты налогов за отчетный период и состояния расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами.

Результат аудита налогообложения – оценка состояния учетной и расчетной работы предприятия в области налогообложения. По итогам аудита налогообложения аудируемое лицо получает профессиональные рекомендации по исправлению обнаруженных ошибок.

Проведем аудит расчетов по налогам и сборам на примере ФГУП «Учхоз» ТГСХА.

  1. Нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

При бухгалтерском учете расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Конституция Российской Федерации, ст. 57.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2.
  4. Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011г. № 402-ФЗ
  6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н (в ред. От 24.12.2010 №186н).
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждено приказом Минфина РФ от 31.10.2010г. № 94н.
  8. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями от 5.10.2011 № 124н)
  9. Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 12.11.2013 №107н.

  1. Понимание деятельности аудируемого лица.
    1. Общие сведения об аудируемом лице.

Учхоз учебно-опытное хозяйство ТГСХА, зарегистрированное постановлением Администрации Тюменского района Тюменской области от 15.03.1993г. №233 на базе учебно-опытного хозяйства Тюменского сельскохозяйственного института, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 5 сентября 1959г. И приказом по МСХ № 481 ОТ 12 сентября 1959г.

Место нахождения: Тюменская область, г. Тюмень, пос. Рощино, ул. Гагарина 2, 625017

В состав хозяйства входят 4 отделения: 1 – рощино-центральная усадьба; 2 – Утяшево; 4 – Воронино. Хозяйство имеет две молочные фермы на 1-ом отделении и на 2-ом отделении, а также три фермы по выращиванию молодняка крупного рогатого скота, свиноферму по выращиванию племенных свиней, конеферму, имеются вспомогательные и обслуживающие подразделения.

Учредителем Учхоза является Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Предприятие является коммерческой организацией. Директором предприятия является Клиндюк Анатолий Михайлович. В связи с документом о структуре управления директору хозяйства подчиняется заместитель директора, далее главные специалисты: главный агроном, зоотехник, бухгалтер, инженер, энергетик; заместитель директора по кормопроизводству и строительству и главный ветврач .

ФГУП Учхоз ТГСХА осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами, а также в соответствии с Уставом предприятия.

В организации используются типовые формы первичных документов, которые утверждены законодательно. Налоговый учет ведется в регистрах. Рабочий план счетов, положения об учётной и налоговой политике, график документооборота и обязанности бухгалтеров, формы первичных документов, которые не предусмотрены по ПБУ, регистры налогового учёта утверждаются директором Учхоза ТГСХА, на 2011 год это был приказ № 224. Планово-учётный отдел руководствуется в своей работе утверждённым Положением по учётной политике со всеми имеющимися к нему приложениями. Учетные документы хранятся на предприятии в печатной форме в течение пяти лет.

ФГУП Учхоз ТГСХА является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменного наименование, товарный знак.

Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. К таким структурным единицам относятся отделения, производственные участки, бригады, фермы, звенья, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и сушильно-зерноочистительное хозяйство, подсобные предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство.

Имущество Учхоза является федеральной собственностью, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Уставный фонд по состоянию на 01 января 2013 года Учхоза 132000 рублей. Уставный капитал определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Подробнее расписано в Уставе предприятия.

Добавочный капитал на 01 января 2013 года составляет 30774 рублей.

Имущество Учхоза является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. и между работниками Учхоза.

Учхоз владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения в соответствии с целевым назначением имущества и предметом деятельности Учхоза.

В ФГУП «Учхоз» ТГСХА имеются два цеха (растениеводства и животноводства). В цехе растениеводства имеются тракторно-полеводческие бригады и отдел семеноводства. В цехе животноводства имеются производственные бригады по обслуживанию дойного стада и животных на откорме. Также в хозяйстве имеются бухгалтерия, цех механизации, ветслужба, отдел теплоэнергоснабжения, стройцех.

В настоящее время Учхоз умело ведёт отрасли сельского хозяйства, стабильно, с миллионными прибылями заканчивает многие самые неблагоприятные годы, являясь высокорентабельным хозяйством. Учхоз развивает производство, покупает новую технику, строит жильё. Благоприятные условия для его деятельности, создает непосредственная близость к новому студенческому городку академии с учебными корпусами, научными подразделениями и с необходимыми объектами социального назначения.

По климатическим условиям территория учебно-опытного хозяйства относится к умеренно увлажненной зоне северной лесостепи. Природные условия определяют специализацию производственной деятельности хозяйства и специфику технологий, применяемых в хозяйстве.

Таблица 1. Размер хозяйства и его производство на примере ФГУП «Учхоз» ТГСХА

Читайте также: