Номенклатура дел налоговой службы

Опубликовано: 25.04.2024

Каждая организация в процессе своей работы накапливает огромное количество разнообразных документов. Для того, чтобы их систематизировать, «разложить по полочкам» существует специальный документ под названием «Номенклатура дел».

На сегодняшний день его ведение не является строго обязательным, тем не менее, он имеет определенное распространение. Обычно номенклатура дел используется на крупных предприятиях, имеющих разветвленную структуру, множество подразделений и, как следствие, большой документооборот, небольшие фирмы использует её в зависимости от потребности.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Роль документа

Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура дел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.

Таким образом, документ «Номенклатура дел» позволяет достичь сразу нескольких целей:

  • он учитывает все дела, которые ведутся на предприятии,
  • группирует их в зависимости от типа или принадлежности,
  • обеспечивает их сохранность и быстрый поиск при необходимости,
  • определяет правила формирования дел, в зависимости от их сути или хронологии.

Номенклатура дел часто помогает в тех случаях, когда необходимо провести «фильтрацию» документов на предмет выявления тех, которым пора в архив или на уничтожении в связи с закончившимся периодом хранения.

Какие дела включать в номенклатуру

В номенклатуре регистрируются все дела, имеющие отношение к деятельности фирмы, невзирая на то, к головному офису они относятся или ее филиалам и представительствам (учредительные бумаги, приказы, должностные инструкции, исходящие и входящие документы и т.п.), сюда же вносятся секретные бумаги, содержащие конфиденциальную информацию или коммерческую тайну. Дела ликвидированных компаний, правопреемником которых является предприятие, также необходимо включать в номенклатурный перечень.

Исключение составляют печатные издания, к которым в числе прочего относятся книги и журналы учета, а также различного рода заявления сотрудников, внутренняя переписка между отделами и т.п. Дела, заведенные в профсоюзе, при условии, что он зарегистрирован как отдельное юридическое лицо, в номенклатуру дел организации включать тоже не нужно.

Как правило, номенклатура содержит несколько разделов, включающих основной, в который входит полный спектр учредительной документации и сопутствующих регистрации фирмы бумаг, а также другие части, включающие список дел, относящихся к различным структурным подразделениям.

Когда формируется документ

Документ является периодическим, и составляется один раз в год в конце отчетного периода (декабрь). Это позволяет точно подсчитать количество документов, с которыми компания входит в новый год.

Кто ведет номенклатуру дел

Ведение документа может находиться в компетенции делопроизводителя, секретаря, сотрудника/руководителя отдела канцелярии или архива, кадровика – все зависит от распределения должностных обязанностей в организации. Но в любом случае, после составления номенклатура передается на подпись руководителю компании.

Правила составления

Несмотря на несколько «громоздкое» название, данный документ имеет довольно простую и понятную структуру. На сегодняшний день нет его унифицированного образца, поэтому предприятия могут писать его в произвольной форме, добавляя необходимые разделы и пункты. При этом существуют некоторые сведения, которые должны быть в нем обязательно:

  • наименование организации,
  • номер и дата составления,
  • перечень документов,
  • подписи ответственных лиц.

В документе также следует отметить количество томов, которое имеет то или иное дело, а также в электронном или бумажном виде оно ведется. Если дело ведется в электронном виде, нумерацию страниц нужно вести по файлам и это же значение отмечать в номенклатуре.

Надо отметить, что некоторые организации те дела, которые ведутся в электронном виде, заносят в отдельный раздел документа или же формируют под них отдельную номенклатуру.

Правила оформления

Строгих правил по оформлению документа нет, это значит, что он может вестись как вручную, так и в печатном виде. Второй вариант более удобный, поскольку документ зачастую имеет довольно внушительный объем, да и составлять его и вносить правки так гораздо удобнее. Документ можно оформлять на стандартных чистых листах формата А4 или на фирменном бланке организации.

Если бланк содержит несколько листов, их следует скрепить между собой, пронумеровать и надлежащим образом проштамповать в конце, проставив дату составления, отметив количество страниц и заверив все подписью ответственного лица.

Документ составляется в единственном экземпляре, который после утраты актуальности передается на хранение в архив предприятия.

Образец составления номенклатуры дел

  1. Вначале вносится стандартная информация:
    • полное наименование компании,
    • дата составления документа,
    • предстоящий год, на который он пишется,
    • населенный пункт, в котором зарегистрирована организация.

Тут же отводится несколько строк под утверждение руководителем (сюда вписывается его должность, фамилия-имя-отчество, дата подписи).

Образец номенклатуры дел, часть 1

  • Далее идет основная часть, оформленная в виде таблицы. В неё заносятся данные:
    • индекс или номер дела,
    • заголовок или название,
    • количество содержащихся в нем частей или томов,
    • срок хранения дела (который может соответствовать требованиям закона или внутренним правилам организации),
    • отдельные примечания (например о том, в какой форме дело ведется, где хранятся его оригиналы или заверенные копии и т.п. информация).
  • В завершение напротив указанной должности, бланк подписывает сотрудник, составивший документ и только после этого он передается на заверение руководителю фирмы.
  • 12.1. Составление номенклатуры дел

    12.1. Составление номенклатуры дел

    12.1.1. Номенклатура дел - систематизированный перечень наименований дел, формируемых в Управлении (Межрегиональной инспекции), с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке (Приложение N 10).

    Номенклатура дел предназначена для организации группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, определения сроков их хранения и является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

    12.1.2. Номенклатура дел составляется на основе положения об Управлении (Межрегиональной инспекции), его (ее) структуры, штатного расписания, "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", "Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения", "Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" (только раздел 9 "Контроль производства и оборота алкогольной и табачной продукции) (далее - Перечень), а также анализа видов, состава и содержания документации Управления (Межрегиональной инспекции).

    12.1.3. Номенклатура дел отдела Управления (Межрегиональной инспекции) (Приложение N 11) составляется работником, ответственным за ведение делопроизводства данного подразделения, согласуется с подразделением ДОУ, архивом Управления (Межрегиональной инспекции) или с лицом, ответственным за ведение архива, и подписывается начальником отдела.

    Номенклатуры дел отделов на следующий год разрабатываются до 15 ноября текущего года.

    Вновь созданный отдел Управления (Межрегиональной инспекции) обязан в месячный срок разработать номенклатуру дел своего подразделения и представить ее в подразделение ДОУ.

    12.1.4. На основе номенклатур дел отделов подразделение ДОУ составляет сводную номенклатуру дел Управления (Межрегиональной инспекции).

    Сводная номенклатура дел Управления (Межрегиональной инспекции) подписывается начальником подразделения ДОУ, согласуется с экспертной комиссией (далее - ЭК) Управления (Межрегиональной инспекции), с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела (при наличии договора об отношениях и сотрудничестве) и утверждается Руководителем. Первый утвержденный экземпляр сводной номенклатуры дел является документом постоянного хранения и включается в номенклатуру дел в раздел подразделения ДОУ.

    В исключительных случаях, если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела отказывается от сотрудничества с федеральным органом исполнительной власти (отсутствует договор об отношениях и сотрудничестве), допускается утверждение руководителем Управления (Межрегиональной инспекции) номенклатуры дел, описей дел постоянного хранения и согласование описей дел по личному составу, после согласования их с ЦЭК Управления (Межрегиональной инспекции).

    Сводная номенклатура дел согласуется с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела не реже одного раза в 5 лет, если не было структурных изменений в Управлении (Межрегиональной инспекции).

    12.1.5. После утверждения сводной номенклатуры дел отделы получают от подразделения ДОУ выписки из соответствующих ее разделов для использования в работе.

    12.1.6. Сводная номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

    12.1.7. Сводная номенклатура дел составляется и согласуется заново в случае значительных изменений структуры Управления (Межрегиональной инспекции) и функций его (ее) отделов.

    12.1.8. Названиями разделов сводной номенклатуры дел Управления (Межрегиональной инспекции) являются названия отделов, содержащие цифровое обозначение.

    Разделы сводной номенклатуры дел должны содержать все отделы утвержденной структуры Управления (Межрегиональной инспекции). Цифровые обозначения отделов присваиваются непосредственно в территориальном налоговом органе и могут не совпадать с порядковыми номерами, указанными в утвержденной структуре Управления (Межрегиональной инспекции).

    В отделах, осуществляющих несколько функциональных обязанностей, разделы номенклатуры дел (отделы) допускается разделять на подразделы в соответствии с функциональными обязанностями, и индексацию дел производить в пределах подразделов.

    Допускается создавать разделы сводной номенклатуры дел для постоянно действующих комиссий (подкомиссий), рабочих групп и т.д.

    12.1.9. В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые (независимо от вида носителя информации) участки работы и вопросы деятельности Управления (Межрегиональной инспекции).

    12.1.10. В номенклатуру дел включаются заголовки дел для группировки документов с пометкой "Для служебного пользования".

    В номенклатуру дел не включаются периодические издания.

    12.1.11. Графы номенклатуры дел Управления (Межрегиональной инспекции) и отделов заполняются следующим образом:

    В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в Управлении (Межрегиональной инспекции) цифрового обозначения отдела и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах этого отдела Индексы дел обозначаются арабскими цифрами.

    В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).

    Заголовок дела должен четко, в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

    Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок ("разные материалы", "общая переписка" и т.д.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

    Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:

    - название вида дела (переписка, документы к заседаниям и т.д.) или разновидности документов (протоколы, приказы и т.д.);

    - название Управления (Межрегиональной инспекции) и его отделов;

    - название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);

    - краткое содержание документа дела;

    - название территории, с которой связано содержание документов дела;

    - дата (период), к которым относятся документы дела;

    - указание на наличие копий документов в деле.

    В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть сгруппированы в деле (планы, списки, доклады и т.д.).

    "Документы о проведении тематических проверок (планы, отчеты, акты, протоколы, справки и др.)".

    В заголовках дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется.

    В заголовках дел, содержащих переписку с однородными корреспондентами, последние не указываются, а указывается их общее видовое название.

    "Переписка с ИФНС России по Республике Карелия по вопросам налогообложения".

    В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период (квартал, год), за который составлены планы (отчеты).

    "Годовые отчеты УФНС России о работе автотранспорта".

    Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем, при необходимости, составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.

    Заголовки томов, уточняющие содержание заголовка дела, включаются в сводную номенклатуру дел после общего заголовка и нумеруются через дробь.

    16-01 - Налоговые паспорта организаций - общий заголовок дела;

    16-01/01 - Налоговый паспорт "Авиационные линии Кубани";

    16-01/02 - Налоговый паспорт "ОАО Краснодаргазстрой";

    16-01/03 - Налоговый паспорт "ОАО Краснодаррегионгаз". и т.д.,

    16 - индекс отдела;

    01 - порядковый номер заголовка дела по номенклатуре в пределах отдела;

    /01, /02, /03 - номер уточненного заголовка тома (части).

    Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы, переписку и т.д.

    Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел. При этом все уточнения и изменения должны быть доведены до сведения подразделения ДОУ.

    При составлении заголовков дел используются формулировки статей ведомственного или типового перечня документов.

    Графа 3 номенклатуры дел заполняется по окончании календарного года.

    В графе 4 указывается срок хранения дела, номера статей по перечню типовых документов или по перечню документов, образующихся в деятельности налоговых органов.

    В графе 5 "Примечание" указываются названия перечней документов, использованных при определении сроков хранения дел, проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах (например, переходящее с 2008 г.), о выделении дел к уничтожению, о лицах, ответственных за формирование дел, о передаче дел в другую организацию для продолжения и другие.

    12.1.12. Если в течение года возникают новые документированные участки работы, непредусмотренные дела, они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для вновь заводимых дел в каждом разделе номенклатуры оставляются резервные номера.

    12.1.13. По окончании календарного года работником, ответственным за ведение делопроизводства отдела, производится подсчет заведенных дел с отметкой в графе 3 номенклатуры и составляется итоговая запись о количестве заведенных дел, отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи, в обязательном порядке сообщаются в подразделение ДОУ, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего итоговую запись, его подпись и расшифровка подписи.

    12.1.1. Номенклатура дел - систематизированный перечень наименований дел, формируемых в Управлении (Межрегиональной инспекции), с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке (Приложение N 10).

    Номенклатура дел предназначена для организации группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, определения сроков их хранения и является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

    12.1.2. Номенклатура дел составляется на основе положения об Управлении (Межрегиональной инспекции), его (ее) структуры, штатного расписания, "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", "Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения", "Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" (только раздел 9 "Контроль производства и оборота алкогольной и табачной продукции) (далее - Перечень), а также анализа видов, состава и содержания документации Управления (Межрегиональной инспекции).

    12.1.3. Номенклатура дел отдела Управления (Межрегиональной инспекции) (Приложение N 11) составляется работником, ответственным за ведение делопроизводства данного подразделения, согласуется с подразделением ДОУ, архивом Управления (Межрегиональной инспекции) или с лицом, ответственным за ведение архива, и подписывается начальником отдела.

    Номенклатуры дел отделов на следующий год разрабатываются до 15 ноября текущего года.

    Вновь созданный отдел Управления (Межрегиональной инспекции) обязан в месячный срок разработать номенклатуру дел своего подразделения и представить ее в подразделение ДОУ.

    12.1.4. На основе номенклатур дел отделов подразделение ДОУ составляет сводную номенклатуру дел Управления (Межрегиональной инспекции).

    Сводная номенклатура дел Управления (Межрегиональной инспекции) подписывается начальником подразделения ДОУ, согласуется с экспертной комиссией (далее - ЭК) Управления (Межрегиональной инспекции), с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела (при наличии договора об отношениях и сотрудничестве) и утверждается Руководителем. Первый утвержденный экземпляр сводной номенклатуры дел является документом постоянного хранения и включается в номенклатуру дел в раздел подразделения ДОУ.

    В исключительных случаях, если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела отказывается от сотрудничества с федеральным органом исполнительной власти (отсутствует договор об отношениях и сотрудничестве), допускается утверждение руководителем Управления (Межрегиональной инспекции) номенклатуры дел, описей дел постоянного хранения и согласование описей дел по личному составу, после согласования их с ЦЭК Управления (Межрегиональной инспекции).

    Сводная номенклатура дел согласуется с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела не реже одного раза в 5 лет, если не было структурных изменений в Управлении (Межрегиональной инспекции).

    12.1.5. После утверждения сводной номенклатуры дел отделы получают от подразделения ДОУ выписки из соответствующих ее разделов для использования в работе.

    12.1.6. Сводная номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

    12.1.7. Сводная номенклатура дел составляется и согласуется заново в случае значительных изменений структуры Управления (Межрегиональной инспекции) и функций его (ее) отделов.

    12.1.8. Названиями разделов сводной номенклатуры дел Управления (Межрегиональной инспекции) являются названия отделов, содержащие цифровое обозначение.

    Разделы сводной номенклатуры дел должны содержать все отделы утвержденной структуры Управления (Межрегиональной инспекции). Цифровые обозначения отделов присваиваются непосредственно в территориальном налоговом органе и могут не совпадать с порядковыми номерами, указанными в утвержденной структуре Управления (Межрегиональной инспекции).

    В отделах, осуществляющих несколько функциональных обязанностей, разделы номенклатуры дел (отделы) допускается разделять на подразделы в соответствии с функциональными обязанностями, и индексацию дел производить в пределах подразделов.

    Допускается создавать разделы сводной номенклатуры дел для постоянно действующих комиссий (подкомиссий), рабочих групп и т.д.

    12.1.9. В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые (независимо от вида носителя информации) участки работы и вопросы деятельности Управления (Межрегиональной инспекции).

    12.1.10. В номенклатуру дел включаются заголовки дел для группировки документов с пометкой "Для служебного пользования".

    В номенклатуру дел не включаются периодические издания.

    12.1.11. Графы номенклатуры дел Управления (Межрегиональной инспекции) и отделов заполняются следующим образом:

    В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в Управлении (Межрегиональной инспекции) цифрового обозначения отдела и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах этого отдела Индексы дел обозначаются арабскими цифрами.

    В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).

    Заголовок дела должен четко, в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

    Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок ("разные материалы", "общая переписка" и т.д.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

    Заголовок дела состоит из элементов, располагаемых в следующей последовательности:

    - название вида дела (переписка, документы к заседаниям и т.д.) или разновидности документов (протоколы, приказы и т.д.);

    - название Управления (Межрегиональной инспекции) и его отделов;

    - название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);

    - краткое содержание документа дела;

    - название территории, с которой связано содержание документов дела;

    - дата (период), к которым относятся документы дела;

    - указание на наличие копий документов в деле.

    В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в качестве вида дела употребляется термин "документы", а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть сгруппированы в деле (планы, списки, доклады и т.д.).

    "Документы о проведении тематических проверок (планы, отчеты, акты, протоколы, справки и др.)".

    В заголовках дел, содержащих переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется.

    В заголовках дел, содержащих переписку с однородными корреспондентами, последние не указываются, а указывается их общее видовое название.

    "Переписка с ИФНС России по Республике Карелия по вопросам налогообложения".

    В заголовках дел, содержащих плановую или отчетную документацию, указывается период (квартал, год), за который составлены планы (отчеты).

    "Годовые отчеты УФНС России о работе автотранспорта".

    Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем, при необходимости, составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.

    Заголовки томов, уточняющие содержание заголовка дела, включаются в сводную номенклатуру дел после общего заголовка и нумеруются через дробь.

    16-01 - Налоговые паспорта организаций - общий заголовок дела;

    16-01/01 - Налоговый паспорт "Авиационные линии Кубани";

    16-01/02 - Налоговый паспорт "ОАО Краснодаргазстрой";

    16-01/03 - Налоговый паспорт "ОАО Краснодаррегионгаз". и т.д.,

    16 - индекс отдела;

    01 - порядковый номер заголовка дела по номенклатуре в пределах отдела;

    /01, /02, /03 - номер уточненного заголовка тома (части).

    Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Вначале располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы, переписку и т.д.

    Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел. При этом все уточнения и изменения должны быть доведены до сведения подразделения ДОУ.

    При составлении заголовков дел используются формулировки статей ведомственного или типового перечня документов.

    Графа 3 номенклатуры дел заполняется по окончании календарного года.

    В графе 4 указывается срок хранения дела, номера статей по перечню типовых документов или по перечню документов, образующихся в деятельности налоговых органов.

    В графе 5 "Примечание" указываются названия перечней документов, использованных при определении сроков хранения дел, проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах (например, переходящее с 2008 г.), о выделении дел к уничтожению, о лицах, ответственных за формирование дел, о передаче дел в другую организацию для продолжения и другие.

    12.1.12. Если в течение года возникают новые документированные участки работы, непредусмотренные дела, они дополнительно вносятся в номенклатуру. Для вновь заводимых дел в каждом разделе номенклатуры оставляются резервные номера.

    12.1.13. По окончании календарного года работником, ответственным за ведение делопроизводства отдела, производится подсчет заведенных дел с отметкой в графе 3 номенклатуры и составляется итоговая запись о количестве заведенных дел, отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи, в обязательном порядке сообщаются в подразделение ДОУ, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего итоговую запись, его подпись и расшифровка подписи.

    В работе контрольно-кассовой техники грядут изменения – наименование товара в чеке с 2021 года станет обязательным для всех категорий бизнеса. Это серьезная и злободневная тема для предпринимателей. Многие считают требование ненужным и бесполезным, некоторые его просто опасаются.

    На самом деле, в требованиях 54-ФЗ с самого начала было указано, что при отбитии кассового чека обязательным реквизитом является наименование товара. Поэтому распоряжение не ново.

    Обязательное наименование товара в кассовом чеке с 1 февраля 2021 года

    На данный момент наименование продукции в чеке обязательно указывают ИП и ООО на ОСН, а также продавцы подакцизных товаров и маркированных товаров. Для индивидуальных предпринимателей на специальных налоговых режимах действует освобождение от обязательного наименования товара в чеке онлайн кассы, что отражено в № 290-ФЗ от 03.07.2016 пункт 17 статья 7.

    С 1 февраля 2021 года данное освобождение перестанет действовать и чеки без наименования товара уйдут в прошлое.

    Требования к номенклатуре в кассовом чеке

    Современные кассовые аппараты уже давно умеют выводить все реквизиты кассового чека. На плечи предпринимателей ляжет только обязательство вести номенклатурный учет, т.е. вносить номенклатуру для отбития на кассовом аппарате.

    Если раньше можно было выбить чек с безликой позицией "Товар" или "Продукты" и указать общую сумму покупки, то теперь в чеке обязательно должны прописываться:

    цена за единицу товара с учетом скидок, наценок и НДС,

    общая сумма по этой позиции.

    К номенклатуре предъявляются следующие требования:

    Название товара должно быть максимально понятным покупателю, хотя четких требований пока нет. Лучше писать название производителя. В ближайшем будущем налоговая собирается создать единый справочник товаров, где у каждого товара будет свой код номенклатуры.

    Длина наименования товара ограничена – надо уложиться в 128 символов без пробелов. Поэтому в некоторых случаях потребуется сокращение и желательно хорошо продуманное, ведь название товара или услуги передается в федеральную налоговую службу.

    Если в момент оплаты наименование товара пока неизвестно, нужно вбить в кассовый чек способ расчета «аванс». Когда товар и количество товара станут известны, пробивается второй чек со способом расчета «полный расчет». Все эти функции есть почти во всех кассовых программах.

    Что еще обязательно указывать в реквизитах кассового чека:

    ИНН и наименование организации (продавца);

    признак, сумма и форма расчета;

    номер фискального накопителя;

    фискальный признак документа;

    код маркировки (для товаров с обязательной маркировкой);

    регистрационный номер онлайн-кассы и другие.


    Также для некоторых видов деятельности предусмотрены дополнительные реквизиты. Например, признак расхода и возврат расхода в чеке должны указывать организации, которые принимают товар и отдают за него деньги (ломбарды, пункты приема лома).

    При продаже маркированного товара, должен отражаться признак маркировки в виде буквы М, при продаже табака код маркировки – тег 1162. Для тех кто работает по агентскому договору в чеке должен стоять признак агента.

    По разным причинам покупатель может сделать возврат товара. Тогда следует пробить чек с признаком возврат прихода.

    По требованию покупателя, чек может быть предоставлен ему в электронном виде.

    Если в кассовом чеке нет наименования товара, по новым условиям такой документ будет считаться недействительным. В случае невозможности использования онлайн кассы, чек ККТ заменяет бланк строгой отчетности (БСО) или товарный чек. В этих фискальных документах также требуется указывать наименование товара.

    Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке с 2021 года

    На данный момент санкции за нарушения при применении ККТ – это предупреждения и небольшие штрафы, прописанные в статье 14.5 КоАП РФ. За отсутствие номенклатуры в чеке с 1 февраля 2021 года предупреждением не отделаться – их больше не будет. Прежде всего повысятся размеры штрафов.

    Каждый выявленный случай потребует следующих сумм:

    должностное лицо – до 3 000 рублей,

    организации – до 10 000 рублей.

    Еще сейчас есть законопроект, который должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Согласно ему 54-ФЗ как таковой перестанет существовать, и все требования 54-ФЗ и статьи 14.5 КоАП РФ будут перенесены в Налоговый кодекс.

    После этого за неправильное применение ККТ будут применяться новые виды наказаний, например, блокировка сайта, банковских счетов, автоматических счетов для расчетов и другие.

    Также налоговая инспекция сможет осуществлять оперативные проверки и мониторить нарушения до 3-х лет, т. е. если вы отбили чек без указания номенклатуры 5 февраля 2021 года, его могут выявить в феврале 2024 года и попросить разъяснений.

    Обязательное наименование товара в чеке. Что делать? С чего начать?

    Нравится это или нет, закон есть, и его надо выполнять. Остается понять – как.

    Бытует мнение, что для ведения номенклатуры товара необходима товароучетная (ТУ) программа. На самом деле это не так. По закону использовать ТУ сервис необязательно. Достаточно просто завести каталог товаров в кассе. Такие кассовые решения особенно актуальны для небольшого бизнеса. Ведь по-старинке некоторые предприниматели продолжают вести учет в тетрадях и в таблицах Excel, несмотря на то, что сервисы для автоматического подсчета остатков давно перестали быть роскошью и вполне доступны по цене.

    Но об этом мы поговорим позже. Давайте сначала разберемся, как же завести базу товаров в кассе, если ее там никогда не было.

    Как создать базу товаров в кассе

    Итак, чтобы завести базу товаров в кассе есть следующие варианты ввода номенклатуры:

    Загрузка из файла Excel или CSV через личный кабинет кассы.

    Вы создаете по определенному шаблону таблицу с товарами в файле, заходите в личный кабинет кассы через ваш ПК и загружаете этот файл по инструкции. На саппорте вашей кассы наверняка есть инструкция как это сделать.

    Ввод в онлайн-кассу каждой позиции вручную, поштучно.

    Открываете в кассе каталог (или справочник) товаров. Создаете карточки на каждый товар и заполняете вручную все предусмотренные там поля. Этот способ, конечно, не такой быстрый, как первый. Но вполне годится, если в каталог нужно докинуть буквально несколько позиций.

    В МТС Кассе, кстати, встроен собственный глобальный справочник товаров (ГСТ). Поэтому здесь даже поштучное заполнение каталога проходит весьма быстро. Достаточно просто отсканировать штрих-код нового товара, касса “подцепит” его из ГСТ и заполнит за вас все поля. Кассиру останется только указать ставку НДС, количество товара и его цену.

    Загрузка из товароучетной системы.

    Этот способ для тех, кто решил сразу взять быка за рога и вместе с номенклатурой наладить учет товаров. Способ очень похож на первый, только товары вы заводите не в личном кабинете кассы, а сразу в товароучетном сервисе. Товароучетную программу нужно выбрать предварительно и со специалистом подключить ее к кассе. Товары из ТУ в кассу перебрасываются автоматически.

    Что касается МТС Кассы, то товароучетный сервис отдельно подключать не нужно. Он уже встроен и доступен в личном кабинете. Поэтому, если вы решите перейти на учет остатков немного позже, он уже в вашем распоряжении.

    Загрузка товара из электронных накладных.

    Это стоит читать, если у вас в продаже маркированные товары или алкоголь. Современные кассовые сервисы интегрированы с ЭДО и ЕГАИС. При приемке электронных накладных, сервис распознает новую позицию, автоматически заводит на нее карточку и ставит на баланс.

    Какие именно способы создания базы товаров поддерживает ваша касса зависит от ее кассовой программы.

    Как и кто должен заносить наименование товара в чек?

    База товаров в кассе уже создана, давайте учится вносить наименование в чек при продаже.

    При регистрации онлайн-кассы практически все необходимые реквизиты кассового чека занесены в ККТ, поэтому останется вводить только несколько реквизитов: наименование товара, его количество, цену. Указывает номенклатуру в чеке конечно же кассир при формировании этого фискального документа.

    Есть несколько способов занесения товаров в чек:

    Сканирование штрих кода.
    Для этого понадобится сканер. Товар в базе должен быть занесен со штрихкодом.

    Поиск по наименованию товара.
    Возможен при наличии в кассе умного поиска. Достаточно ввести несколько первых букв и касса найдет нужное наименование.

    Использование специальной панели для избранных товаров на экране онлайн-кассы.
    На нее выносятся самые популярные товары, например, хлеб, молоко, водка в конце-концов. Надо просто нажать на соответствующую позицию и касса внесет ее в чек.

    Голосовой поиск товара.
    Работает только при использовании кассового приложения на мобильных устройствах.

    После внесения наименования товара в чек кассиру останется только указать количество товара и цену. Сумму чека касса подсчитывает сама после формирования фискального документа.





    Перечисленные способы занесения наименований товаров в чек доступны не во всех кассах – все зависит от вида кассы и кассовой программы.

    Что делать, если в моей кассе все сложно

    Да, такое вполне может быть, если у вас автономная касса или фискальный регистратор с очень простой кассовой программой.

    В автономной кассе, например, чтобы создать базу товаров скорее всего понадобится специалист и подключение к ПК, да и со способами выбор невелик. Чтобы внести наименование в чек, придется сначала в карточке каждому товару присвоить свой уникальный номер. А при формировании чека набрать его на клавиатуре. Другой вариант – сканировать штрих-коды, но они, как вы понимаете, есть не на всех товарах.

    Запомнить коды на все товары невозможно, поэтому работать без сканера на автономной кассе с количеством наименований товаров свыше 30 нереально. Но и тут не все гладко, ведь память на автономных кассах сильно ограничена, поэтому уместиться в базу могут не все позиции.

    В фискальном регистраторе зачастую с созданием базы проще, но есть только два способа внесения наименования в чек: сканирование и умный поиск.

    В смарт-терминалах, как правило, есть все перечисленные способы, за исключением пары нюансов. О них мы расскажем дальше, а пока вернемся к вопросу: Так что же делать, если все сложно с кассой?

    Тут варианта два: либо менять кассу на новую, например, на смарт-терминал, либо модернизировать имеющуюся. Новая касса – это недешево. Придется покупать новый ФН и полностью перерегистрировать. Как вариант, кассу можно взять напрокат.

    Если у вас автономные кассы, например, Меркурий или Атол, вы можете подключить их к кассовому сервису МТС. В этом случае дело обойдется без замены и перерегистрации кассы. Мы присоединим ее к ПК или ноутбуку с кассовой программой МТС. Так, вы будете работать с любой номенклатурой и даже с маркированными товарами, а если захотите, то и вести товарный учет.

    В кассе с фискальным накопителем все намного проще. Там можно просто подобрать другую, более умную кассовую программу. Кстати, в МТС есть кассовое ПО и для ПК, и для ноутбука, и для планшета на любой операционной системе: Windows или Android.

    Дополнительные советы по выбору касс для работы с номенклатурой

    Если вы внимательно прочитали предыдущие разделы, скорее всего сделали вывод о том, с каким видом кассы лучше всего связать свою судьбу. Здесь мы поговорим не просто о смарт-терминалах, а о нюансах, по которым они друг от друга отличаются с точки зрения работы с номенклатурой.

    Ввод номенклатуры и в самой кассе, и в личном кабинете. Увы, в некоторых кассах вы встретите либо первый, либо второй вариант. На самом деле удобно, когда есть оба. Ведь иногда кассиру несподручно останавливать торговлю и нужно, чтобы новые позиции внес другой сотрудник, например, товаровед. Ведь зайти в ЛК кассы можно с любого устройства. Даже с телефона.

    Обращайте внимание на возможность редактировать карточки товаров в самой кассе, а не только в личном кабинете. Тогда провести небольшую корректировку сможет кассир. Так гораздо быстрее.
    Опять же эта опция есть только на некоторых ККТ, в том числе на смарт-терминалах МТС Кассы.

    Большим плюсом будет наличие в кассе дополнительного справочника товаров. Если при сканировании штрих-кода касса не нашла товар в каталоге (забыли завести позицию), она “подцепит” его из своего справочника и создаст карточку для нового товара.
    МТС Касса работает с собственным глобальным справочником товаров (ГСТ).

    В современных смарт-терминалах, но далеко не во всех, есть специальная панель с избранными товарами. Если она есть – это дополнительный плюс к удобному поиску. Штрих-коды есть не на всех ходовых позициях. А с этой панели вы быстро занесете такой товар в чек.
    Особенность касс МТС в том, что такая панель здесь с картинками, поэтому скорость нахождения товара гарантированно космическая.

    Даже если платный товароучетный сервис вам сейчас не нужен, онлайн касса с ним лучше, чем без него. Это задел на перспективу – если вдруг ваш бизнес вырастет, у вас будет возможность подключить ТУ сервис. Поверьте, пользы в нем немало, а по цене очень даже доступно.
    Товароучетная система в кассы МТС уже встроена, подключайте ее в любой момент.

    Когда товары в каталоге создаются с нуля, удобнее переносить их из таблиц Excel массово, а не по одному. Загрузить товары из таблиц Excel можно только через Личный кабинет кассы, поэтому должна быть возможность работать с файлами Excel.

    Если вы реализуете товары с обязательной маркировкой, обратите внимание на интеграцию кассы с ЭДО.

    Самыми удобными для работы с номенклатурой будут смарт-терминалы и фискальные регистраторы (при условии хорошей кассовой программы). В них можно без проблем самостоятельно вносить необходимые данные. С автономными кассами все сложнее – зачастую для ввода номенклатуры не обойтись без приглашения специалиста и остановки продаж. А это потеря выручки и дополнительные затраты на оплату услуг.

    Почему предприниматели выбирают кассы МТС?

    МТС Касса – это готовое решение для любого бизнеса, соответствующее всем требованиям 54-ФЗ. О преимуществах смарт-терминалов МТС мы уже неоднократно упоминали по ходу статьи. Осталось сказать немногое:

    оффлайн-режим работы – касса выбьет чек даже без сети интернет, а при появлении связи сама отправит данные в ОФД;

    автоматическое и бесплатное обновление в соответствии с 54-ФЗ;

    поддержка приема быстрых платежей, то есть вы сможете принимать безналичную оплату без подключения терминала эквайринга и платить за комиссию всего 0,4-0,7%;

    функционала здесь гораздо больше, чем требует закон. Он доступен даже в базовом тарифе;

    много разных фишек для удобной работы с номенклатурой;

    есть специальное приложение для руководителя, с которым он контролирует торговлю со смартфона.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Делопроизводство

    В деятельности любой организации образуется огромное количество документов – внутренние (локальные нормативные акты, приказы, распоряжения и пр.) и поступающие из других организации и учреждений (письма, распоряжения вышестоящих учреждений или министерства и пр.). Чтобы оперативно можно было найти тот или иной документ, проследить его исполнение, то есть для эффективной работы с документами их необходимо систематизировать и правильно хранить. В этом нам поможет номенклатура дел. Как ее составить – расскажем в данной статье.

    Необходимость номенклатуры дел

    Зачем нужна номенклатура дел? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать законодательство в области архивного хранения документов. Давайте разберемся.

    Любая организация должна обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными перечнями (ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Два перечня утвердило Минкультуры:

    1. Приказом от25.08.2010 №558 – Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения;
    2. Приказомот 31.07.2007 №1182 – Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
    Дополнительно применяется Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988.

    Именно номенклатура дел помогает правильно организовать хранение документов во время делопроизводства, а также при подготовке их к архивному хранению.

    Более того, согласно Правилам номенклатура дел используется при проведении экспертизы ценности документов, а также для определения сроков хранения дел, содержащих документы временного хранения (п. 2.3.3).

    А в силу п. 3.4.3 Правил номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и основным учетным документом в делопроизводстве, а в архиве организации используется для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. При этом закрепленная в номенклатуре схема систематизации дел может быть использована при разработке схемы картотеки на исполненные документы.

    С чего начать составление номенклатуры?

    • типовая (устанавливает состав дел, заводимых в однотипных организациях, и является нормативным документом);
    • примерная (устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер);
    • индивидуальная (определяет состав дел для конкретной компании).
    При этом и типовые, и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел.

    Номенклатура дел может разрабатываться самим учреждением. Можно ее составление поручить и сторонней организации. Конечно, предпочтительней первый вариант, так как никто лучше вас не знает специфику деятельности и соответственно образующихся документов, принятого порядка работы с ними. Но у такого способа есть и свои минусы – большая трудоемкость, а при отсутствии достаточного опыта в номенклатуру дел могут быть заложены ошибки. Тем не менее, правила разработки понять нетрудно, основная сложность состоит в аналитической работе по составлению, систематизации названий заголовков дел и определению сроков хранения по перечню документов. Поэтому лучше все же разрабатывать номенклатуру самостоятельно.

    Обратите внимание

    Архив в целях качественного комплектования документами архивного фонда контролирует и оказывает необходимую методическую и практическую помощь службе документационного обеспечения управления в составлении номенклатуры дел. Ответственность за ее составление возлагается на службу документационного обеспечения управления организации (секретариат, канцелярию и пр.).

    Чтобы правильно составить номенклатуру, первым делом необходимо изучить состав и содержание документов, образующихся в деятельности организации. Для этого изучают устав или положение об организации, ее структуру, положения о структурных подразделениях, другие имеющиеся документы, определяющие деятельность организации (положения, регламенты, правила и т. д.), плановые и отчетные документы, полезно просмотреть номенклатуру дел за предыдущий год.

    Кроме этого, можно использовать типовые и примерные номенклатуры дел. Назовем некоторые номенклатуры, которые разработаны на ведомственных уровнях и на которые стоит ориентироваться при составлении номенклатуры дел конкретной организации:

    • примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденная Приказом Минюста РФ от 19.12.2013 №229;
    • примерная номенклатура дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей, утвержденная Судебным департаментом при ВС РФ 09.06.2011;
    • примерная номенклатура дел таможни, утвержденная Приказом ГТК РФ от 01.11.2002 №1160;
    • номенклатура дел федерального агентства по образованию, утвержденная Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2009 №2371;
    • примерная номенклатура дел избирательной комиссии субъекта РФ, утвержденная Постановлением ЦИК РФ от 30.11.2001 №144/1321-3;
    примерная номенклатура дел районного (городского) отдела занятости населения, утвержденная Приказом Минтруда РФ от 30.05.2000 №141.

    Отметим, что дополнительно различают номенклатуры дел структурных подразделений (отдела кадров, бухгалтерии и т. д.) и сводную номенклатуру дел (всей организации). Последняя оформляется на общем бланке организации по форме приложения 7 к Правилам на основании номенклатур дел структурных подразделений, разработанных по аналогичной форме (приложение 8 к Правилам). Однако, как показывает практика, сотрудники отделов просто не способны разработать требуемый документ (отсутствие квалификации, времени). Поэтому основная работа ложится на специалиста, ответственного за составление сводного документа. Будет лучше для всех, если структурные подразделения просто представят в службу делопроизводства список названий всех заводимых дел.

    Составляем и оформляем номенклатуру

    1. Приказ Роспатента от 17.12.2012 № 159 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе по интеллектуальной собственности»;
    2. Приказ Минздрава РФ от 27.06.2012 № 19 «Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в Министерстве здравоохранения Российской Федерации»;
    3. Приказ Рослесхоза от 06.03.2012 № 86 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральном агентстве лесного хозяйства»;
    4. Приказ Росстата от 05.03.2012 № 55 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной статистики».
    Основой для определения структуры номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации. Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел являются названия подразделений (например, канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров).

    Оформление сводной номенклатуры дел производится на общем бланке организации, где основная часть представлена в табличной форме с регламентируемыми названиями граф.

    Графы номенклатуры дел организации, ее структурных подразделений заполняются следующим образом.

    Номенклатура составляется по утвержденной форме приложения 8 к Правилам.

    В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами, например 02-03, где 02 – индекс структурного подразделения, 03 – порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел.

    Рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных подразделений (направлений деятельности). Например: «Приказы по основной деятельности» (02-03, 03-03, 04-03 и т. д.).

    В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей). Порядок их расположения внутри разделов и подразделов номенклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Обычно первыми располагаются заголовки дел, содержащих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, располагаются перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные документы.

    К сведению

    Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела. Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок («разные материалы», «общая переписка» и т. п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов. При этом заголовки дел могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.

    В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью делопроизводства, в качестве вида дела употребляется термин «документы», а в конце заголовка в скобках указываются основные разновидности документов, которые должны быть в деле. Например, «Документы о проведении научных конференций и симпозиумов (планы, списки, доклады)».

    Термин «документы» применяется также в заголовках дел, содержащих документы – приложения к какому-либо документу, например, «Документы к протоколам заседания коллегии министерства».

    Заголовки дел по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящими» и вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.

    Если дело будет состоять из нескольких томов или частей, то составляется общий заголовок дела, а затем при необходимости составляются заголовки каждого тома (части), уточняющие содержание заголовка дела.

    В графе 3 номенклатуры дел указывается количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного года.

    В графе 4 указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии – по типовой или примерной номенклатуре дел.

    При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнями документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.

    В графе 5 «Примечание» в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для продолжения и др.

    Утверждаем и вводим в действие

    После утверждения номенклатуры дел организации структурные подразделения получают выписки соответствующих ее разделов для использования в работе. По правилам должно быть три или четыре экземпляра номенклатуры дел организации, которые хранятся:

    • в службе делопроизводства – документ постоянного хранения;
    • в государственном архиве (экземпляр отсутствует, если нет согласования с ЭПК соответствующего архивного учреждения);
    • в архиве организации;
    • рабочий экземпляр (удобнее пользоваться в электронном виде и разместить в свободном доступе для всех сотрудников организации).
    Обратите внимание

    Номенклатура дел организации на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года. Согласованная с архивным учреждением номенклатура дел в конце каждого года уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года. При этом номенклатура согласовывается с архивным учреждением не реже одного раза в пять лет. В случае коренного изменения функций и структуры организации разрабатывается новая номенклатура дел (п. 3.4.6 Правил).

    По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержащиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи (п. 3.4.10 Правил).

    Приведем пример оформления номенклатуры дел.

    Читайте также: