Низкие налоги низкий уровень жизни

Опубликовано: 14.05.2024

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему во многих странах СНГ такой низкий уровень жизни населения? В чем, собственно, кроются причины бедности и материального неблагополучия граждан? Ведь в мире можно найти немало примеров стран, которые куда более обделены ресурсами, но их граждане почему-то живут намного лучше. Неужели во всем виноваты одни лишь власти, государство, а изменить ничего нельзя? Давайте же постараемся разобраться в этой теме подробнее.

  1. Основные разновидности причин бедности
  2. Внешние факторы
  3. Внутренние факторы
  4. Практические рекомендации
  5. Бездумная трата денег
  6. Приверженность к активным способам получения дохода
  7. Предвзятое отношение к финансовым структурам
  8. Страх перед инвестированием
  9. Желание повышать доходы только одним способом
  10. Неверное отношение к накоплениям
  11. Поспешные траты
  12. Выводы

Основные разновидности причин бедности

Прежде всего, здесь следует выделить две основные категории причин бедности, каждая из которых имеет свои отличительные особенности.

Внешние факторы

Как правило, к данной категории относятся такие причины, на которые сам человек повлиять не может. Сюда можно отнесли следующее:

  • политика страны вашего проживания;
  • уровни цен на различные продукты и товары;
  • наличие и количество рабочих мест;
  • размеры заработной платы, пенсии, различных социальных выплат;
  • стоимость коммунальных услуг, жизненно необходимых вещей и др.

Внутренние факторы

К данной категории относятся уже те причины, которые зависят непосредственно от самих людей. Причем в данном случае устранить их способны сами граждане.

Конечно, можно сколь угодно анализировать внешние факторы, однако значительно повлиять на них будет крайне трудно. Куда разумнее будет сосредоточить внимание на внутренних факторах, которые находятся в зоне ответственности самих граждан.

Практические рекомендации

Если несколько обобщить все подвластные нам факторы, то главная причина бедности заключается в весьма низком уровне финансовой грамотности, то есть неумении и незнании того, как грамотно распоряжаться своими доходами для построения обеспеченного будущего. При этом ориентированность на иные жизненные принципы в совокупности с не слишком благоприятными внешними факторами как раз и приводят к довольно низкому уровню жизни.

Все это можно тезисно выразить в следующих причинах.

Бездумная трата денег

1
Многие люди зарабатывают мало, но при этом стараются тратить как можно больше, часто влезая в долги, которые не в состоянии вовремя выплачивать.

В это же время в более преуспевающих странах все обстоит несколько иначе – люди зарабатывают больше, но тратить стараются как можно меньше.

Бездумная трата денег

Приверженность к активным способам получения дохода

2
Финансово грамотные люди хорошо осведомлены о необходимости приобретения активов, создания источников пассивного дохода и занятием инвестициями в целом на протяжении всей жизни. К примеру, в западных странах активно работают страховые, пенсионные, накопительные, а также многие инвестиционные фонды, к которым местные граждане давно привыкли и хорошо в них разбираются, постоянно инвестируя свои средства.

При этом в странах СНГ подобные организации стали появляться лишь с недавнего времени. Причем многие люди относятся к ним с большим скепсисом и недоверием, предпочитая надеяться на давно знакомую систему государственной пенсии.

Предвзятое отношение к финансовым структурам

3
Многие люди традиционно считают банки и прочие финансовые учреждения злом, к которому следует прибегать лишь при крайней необходимости, что тоже способствует низкому уровню жизни населения. Но в более развитых странах банковские структуры являются практически первым финансовым советником каждой семьи, не говоря уже о том, что иностранные граждане стараются использовать все банковские возможности по максимуму и себе на благо.

Страх перед инвестированием

4
К сожалению, большинство жителей постсоветского пространства не только испытывает недоверие ко всему, что связано с вложением денег, но и даже панический страх. Обычно это аргументируется боязнью попасть на мошенников либо очередную финансовую пирамиду.

В действительности причина кроется снова в финансовой неграмотности и нежелании изучать тему личных финансов. Так, на западе многие семьи имеют свой инвестиционный портфель из нескольких активов. Чаще всего это акции компаний, накопительные фонды, недвижимость и др. А в США немало подростков учатся торговать на различных международных биржах уже с 14–16 лет, формировать пассивный доход от своих вложений, валютных спекуляций и операций с ценными бумагами.

Желание повышать доходы только одним способом

5
Поскольку многие граждане СНГ мало что знают о построении источников пассивного дохода, то видят только один вариант увеличения своего достатка – больше работать. Конечно, это помогает, и чем больше вы тратите своих сил и времени, тем более возрастают ваши заработки. Однако в развитых государствах граждане мыслят несколько иначе. Там люди тоже упорно и ответственно работают, но при этом делают основной акцент своих усилий не только на активном, но и на пассивном доходе.

Таким образом выходит, что к зрелым годам человек уже финансово независим и хорошо обеспечен средствами. В отечественных же реалиях намного чаще попадаются ситуации, когда человек к преклонному возрасту все дни напролет пропадает на работе, чтобы достаточно зарабатывать, надеясь в будущем на повышенную пенсию от государства.

Неверное отношение к накоплениям

6
Если же кто-либо из наших сограждан старается формировать накопительный капитал, а таких не более 34% от всего населения, то чаще всего он хранится дома. Причем обычно не в иностранной валюте либо в драгоценных металлах, а в государственных деньгах. Лишь отдельные люди доверяют свои накопления банкам. При этом инвестициями в другие более доходные активы занимаются лишь очень немногие даже на уровне любителей. Естественно, такое отношение к деньгам не способствует их приумножению, а низкий уровень жизни населения не повышается.

Поспешные траты

7
К сожалению, очень часто многие наши соотечественники в первый же день зарплаты тратят большую ее часть. В противопоставление этому в более развитых странах граждане в первую очередь откладывают часть от заработанного, что при учете своих расходов, доходов и грамотном отношении к деньгам сделать не так уж и сложно. Здесь же стоит упомянуть, что планирование семейного бюджета, вдумчивая экономия, как и сам учет трат, должны стать обязательной привычкой для каждой семьи, иначе достигнуть финансовой независимости будет крайне трудно.

Выводы

В качестве заключения стоит отметить, что все эти обстоятельства наряду со многими внешними факторами как раз и формируют довольно низкий уровень жизни населения стран СНГ. Как видите, во многом все это зависит от самих граждан, а не только от правительства государства. Вряд ли в ближайшем будущем стоит рассчитывать на то, что в отечественных школах и ВУЗах будут уделять должное внимание финансовой грамотности граждан, поэтому следует брать дело в свои руки и начинать заниматься самообразованием – особенно в денежной сфере, ведь с окончанием института обучение по жизни отнюдь не оканчивается. Успехов!

Общий объем выборки: 1500 респондентов.

Время проведения опроса: 16 - 17 ноября 2005 г.

Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Считаете ли Вы, что если все в стране будут платить все налоги, то жизнь в России станет лучше?

Мнения респондентов разделились следующим образом:

Приведем наиболее распространенные мнения респондентов:

Да, изменится сразу:

"Если налоги не будут красть чиновники, строить свои дачи и дачи своим отпрыскам."
(Оператор ПК. 31 год, г.Тверь);

"В том случае, если налоги в основном будут оставаться в регионах."
(Директор, 36 лет, г.Уфа);

"Давно пора навести порядок. Неплательщиков налогов строго наказывать. Почему налоговые органы не привлекают к ответственности работодателей, которые показывают в отчетных формах з/плату ниже прожиточного уровня?";

"Я думаю,что нужно понизить налоги для начинающих бизнесменов(производителей), тогда всё пойдёт лучше. ".

Да, изменится в будущем:

"Изменения к лучшему возможны , но только в необозримом будущем, т.к. надо воспитать поколение законопослушных и честных граждан, которые будут не только платить налоги, но и если это от них зависит, использовать полученный от этого доход по назначению."
(Технолог, 41 год, г. Московская область);

"Сначала налоги должны стать разумными и скромными. Но для начала государство должно наработать кредит доверия (лет так через 100 неизменной политики)";

"Оплата налогов подразумевает белую заработную плату, наполнение бюджета, следовательно, как мне кажется, возрастёт средний уровень заработной платы и пенсий, у народа появится покупательная способность, что даст толчёк в развитии промышленного производства и прочих отраслей, ну а потом маховик закрутится и приведёт нас в лучшее будущее."
(Начальник отдела, 54 года, г. Москва);

"Несомненно, изменения произойдут, но не сразу. Для того, чтобы наша экономика перешла на новую систему налогообложения и чтобы все граждане стали ответственными налогоплательщиками, требуется время. В странах, где налоги не являются чем-то крамольным, высоко развита экономика, уровень жизни намного выше, чем в России.";

"Очень надеюсь, что уровень гражданской ответственности в нашем обществе повысится, и все осознают, что неуплаченный или сокрытый налог - пенсия наших бабушек и дедушек, зарплата учителей и милиционеров. Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе!"
(Экономист, 21 год, г. Хабаровск).

Нет, ничего не изменится:

"В стране , которой управляют по понятиям , честность и законопослушность отдельного человека не окажут положительного влияния на общую ситуацию в стране.
Его порядочность растворится на фоне всеобщего цинизма и оголтелого воровства.";

"Пока не изменится мировоззрение руководства страны, ничего не изменится. Все налоги по-прежнему будут утекать в личные карманы тех, кто имеет доступ к этим деньгам. Закон должен быть одинаковым для всех, а не только для "низов".";

"Во-первых, достичь этого на практике, на мой взгляд, невозможно в принципе, особенно у нас в стране при нашем ОЧЕНЬ несовершенном налоговом законодательстве. А во-вторых, чтобы что-то изменилось нужно не только собрать налоги, но и грамотно их распределить - с этим есть и будут большие проблемы. А в-третьих, бюджет - это только часть финансовой системы России, да и любой другой страны тоже.";

"Стали платить "автогражданку" - ни легче, ни лучше, ни проще владельцам транспортных средств не стало, а деньги, причём не малые, уходят."
(Снабжение, 44 года, г.Пермь);

"Наполняемость бюджета налогами не влияет (или почти не влияет) на жизнь простых людей - власти почему-то предпочитают вкладывать деньги в американские казначейские обязательства и поддерживать доллар (хвалясь при этом, что золотовалютный запас как никогда высок-больше, чем в СССР), а не вкладывать имеющиеся средства в повышение уровня жизни людей, в том числе и через повышение зарплаты бюджетникам, стимулируя тем самым покупательский спрос и рост производства, вкладывать в производство через инвестиции.
(Юрист, 35 лет, г.Чебоксары).

Нет, станет только хуже:

"Увеличится и без того огромнейшая пропасть между богатыми и бедными. Богатые станут богаче, разворовывая ещё большие деньги, уплачиваемые "бедными" налогоплательщиками. Мало кто верит, и не без основания, что эти деньги будут вкладываться в нужные людям дела. Эти деньги будут вкладываться в карманы чиновников, их родственников и "товарищей".";

"Если платить ВСЕ налоги, то бизнес просто умрет. Т.к. сумма налогов превышает размер прибыли. ";

"При системе налогообложения, которая действует сегодня, если платить реальные налоги, то останутся в "живых" только гос. органы.";

"Этими ненужными налогами уже задушили народ, не дают нормально развиваться, только откроешь какое-нибудь дело - тут же задушат налогами + ещё всякий сброд присасывается, чтобы им как бы за крышу и територию платили. Стоит ли вообще начинать что-то делать или идти воровать как правительство миллионами, чтобы откупиться было чем?";

"Вначале надо объяснить кто, за что и почему должен платить налоги, а не собирать дань. Когда люди поймут что это во благо, только тогда начнут платить налоги, а так государство обкрадывает народ, а народ государство.".

Низкие налоги - хорошо это или плохо?

Общение с экс-министром финансов РФ А.Кудриным, даже виртуальное, становится все более, как бы это выразиться. «экзотико-содержащим». Например, этот «ведущий эксперт» и «тяжеловес в области экономического анализа» (как не вспомнить «гиганта мысли» и «отца русской демократии»?) в своем микроблоге в Twitterе написал:

«Как только снижаем налоги, мы стимулируем слабую эффективность в этой отрасли и работу капитала как вложения с меньшей доходностью за счет того, что это компенсируется низкими налогами».

По мнению «ведущего эксперта», растущий средний класс в России «требует не налоговых льгот, а развитых институтов. В первую очередь, речь идет об институтах защиты собственности».

Но и это не все. 27 января Вести ФМ с трепетом перед авторитетом А.Кудрина передали, что он. предлагает повысить налоги на газ и на недвижимость. Отвечая на вопрос об увеличении налогов, он сказал, что необходимо также «провести трансформацию налога на недвижимость». Естественно, в сторону увеличения.

Когда на одной ленте новостей видишь такие сообщения - как то не по себе становится. Человек столько лет был министром финансов РФ, а говорит прямо противоположные вещи, не смущаясь никакими противоречиями в логике. То ли забывает вчера сказанное, то ли так резко меняет свое мнение.

Оставив заговаривающегося отставника в стороне, задумаемся над самой сутью вопроса, который он так неловко обсуждает: НИЗКИЕ НАЛОГИ - ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?

Несмотря на все экзотические обороты своей причудливой манеры мышления, Кудрин в общем и целом (если судить по контексту) - лается в отношении высоких налогов. Его соратники по экономическим взглядам думают, что поймали Бога за бороду: хочешь, мол, экономического роста - снижай налоги, да и все! Вот ведь открытие, достойное Нобелевской премии! Сколько тысячелетий человечество мучилось с поисками модели устойчивого развития (даже сами понятия «устойчивый» и «развитие» - противоречивы по смыслу), а кудринцы одним махом разрешили все сомнения: знай, налоги снижай, тут то и жизнь хорошая начнется.

На самом деле экономика - ЕСЛИ ОНА НАУКА, А НЕ ШАРЛАТАНСТВО - не может ответить на вопрос, хороши или плохи низкие налоги. Точно так же нельзя ответить на вопрос, хорош или плох жаркий огонь, полноводье, сильный ветер, острый нож и т.п. Об инструментах не говорят - хороши они или плохи. Никто, кроме оставшихся в детском наивном состоянии фетишизма, не думает о том, хороша или плоха сама по себе дальнобойная винтовка или динамитная шашка.

Любой инструмент используют, и его качества зависят от того, кто, как, с какой целью использует его. Панацей в налоговых режимах (о которых грезят наследники печного Емели - российские либералы), золотой пропорции, которая была бы во всех случаях и состояниях верна - не существует.

Может ли мне налогообложение в 50% быть выгоднее, чем налогообложение в 10%? Может, и даже очень сильно. Тут нужно только знать математику за 3-5 классы средней школы. Проценты вычисляются от суммы, и реальная величина процента зависит от исходной суммы.

Если я зарабатывают тысячу рублей, и с меня берут 10% налогов, то на руках у меня остается 900 рублей.

Если я зарабатываю 100 000 рублей, и с меня берут 50% налогов, то у меня на руках остается 50 000 рублей.

Как вы думаете, что веселее: жить с 10% налогов и 900 рублями «на кармане» или с 50% налогов при 50 тыс. рублей в кошельке?!

Естественно, мне выгоднее жить в стране, где мне дадут 100 тыс., пусть и отобрав ПОТОМ половину, чем в стране, где мне не в состоянии дать больше тысячи, даже если в этой последней (во всех смыслах) стране ВООБЩЕ НЕТ НАЛОГОВ!

Опять же, если подумать, первобытность, каменный век, пещерные жители НАЛОГОВ ВООБЩЕ НЕ ЗНАЛИ, и, таким образом, являются примером образцовой для либералов рыночной экономики ВНЕ ВСЯКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА. Государства вообще не было, какие же могли быть административные барьеры бизнес-инициативе питекантропа? Оффшор, да и только!

Предприниматель, которому государство эффективно помогает в сбыте продукции и организации производства, готов на любое повышение налогов, потому что платит растущие налоги с растущей же прибыли. Предприниматель же, которого государство послало в пенаты ненормативной лексики, который живет среди нищих потребителей и матерых грабителей - не рад снижению налогов. Будь они хоть ниже низкого - ему-то от этого какой гешефт? Какую долю от ноля не отнимай, какую не прибавляй - ноль остается нолем.

Но чтобы эффективно помочь бизнесу в поисках источников сырья и рынков сбыта, чтобы обеспечить бизнес образованными кадрами, чтобы защитить бизнес от любого криминала - государство должно быть мощным. Как слабое государство может помочь и чем оно защитит?

Но - чтобы государству быть мощным - нужны высокие налоги. Хорошая школа обойдется дорого. Хорошая полиция - тоже дорого, а честный суд - ещё дороже. Чтобы делать у бизнеса большие госзакупки - нужно иметь средства для них.

Получается - высокие налоги есть благо? Нет, конечно. Важно ведь, куда они пошли. Если на развитие, то да (скандинавский социализм). А если не перекрыты каналы банального разворовывания бюджета и вывоза капитала - делай налоги хоть 90% от прибыли предпринимателя, не получишь ни хорошей школы, ни хорошей полиции, ни состоятельных покупателей-пенсионеров, ни госзакупок для поддержания бизнес-штанов.

Важна вовсе не величина налогового бремени, а направленность расходов государства. И тут нет универсальных рецептов - в каждом случае необходима точная настройка под ситуацию, точная калибровка под климат и географию, историю и демографию страны. Поскольку Кудрин никогда этим искусством не владел, то ему только и остается, что искать панацеи всеобщего блага то в росте налогов, то в их снижении. И то, и другое - вне контекста экономической ситуации - полная ерунда.
Николай ВЫХИН, для НСН «Венед»

E. H. ЖАРОВА, Г. В. МОРОЗОВА

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЖАРОВА Елена Николаевна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

МОРОЗОВА Галина Владимировна, доцент кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, налог, налоговая система, налоговая политика, налог на доходы населения, налоговые вычеты

Key words: life quality, living standards, tax, taxation system, taxation policy, individual income tax, tax deductions

В статье рассматриваются основные направления воздействия системы налогообложения на уровень жизни населения, предложены способы совершенствования системы налогообложения для улучшения качества жизни населения.

Main aspects in the taxation system influence on the population life quality are considered in the article. Ways for taxation system modernisation for the population life quality improvement are offered.

В России, как и в любом государстве, налоговая система является неотъемлемой частью его функционирования. Устройство налоговой системы, ее структура зависят от политического, экономического и социального строя государства, отражающего этапы его исторического развития. В отечественной науке наблюдается многообразие теоретических и практических исследований в области налогообложения. Достаточно глубоко исследованы экономическая сущность налогов, их функции и принципы налогообложения. Однако недостаточно изучен механизм воздействия системы налогообложения на уровень жизни населения. Отсутствуют четкие направления решения вопросов в этой области.

Налог представляет собой обязательный, безвозмездный платеж в государственный бюджет для обеспечения выполнения обязательств государства перед населением. Следовательно, налог является определенной платой за предоставляемые государством услуги в области здравоохранения, образования, культуры, безопасности и др. Государство обязано, согласно Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, на базе сложившейся бюджетной системы, основой которой являются налоги, обеспечивать надлежащий объем и качество государственных услуг. Для этого налогоплательщик и рядовой гражданин должны хорошо представлять результат своих платежей, объем и качество получаемых услуг на основе установленных стандартов. В этом направлении сейчас достаточно активно ведется определенная работа, особенно в области образования, здравоохранения. Можно предположить, что понятия «минимальный размер оплаты труда», «прожиточный минимум на душу населения», «система расчета пенсионного обеспечения», «размер минимальной потребительской корзины» — это тоже определенные стандарты. Однако их размер не может обеспечить не только достойный уровень проживания социально незащищенных групп населения, но и саму жизнь, тогда как налоговая нагрузка на юридических и физических лиц в России довольно высока.

Подобные «стандарты» не являются темой для обсуждения в данной статье, однако обращают внимание на важность системы налогообложения и формирования стандартов обеспечения услугами как единой системы обеспечения высокого уровня жизни населения в стране.

Достижение высокого качества жизни граждан страны является основной целью деятельности государства. А. Н. Ткачев и Е. В. Луценко считают, что «государственное регулирование качества жизни — это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные,

социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни граждан» 1 . Мы согласны с этим утверждением. Но, на наш взгляд, органы государственной власти не в полной мере используют имеющиеся у них возможности и механизмы в области налогообложения для стимулирования развития бизнеса, роста инвестиционной привлекательности регионов и повышения уровня жизни населения.

Одним из основных направлений налоговой политики государства является выбор оптимального соотношения между фискальной и регулирующей функциями налогообложения. В широком смысле система налогообложения выступает в качестве инструмента финансового обеспечения решения государственных задач. При этом цели налоговой политики — обеспечение экономического роста и повышение уровня жизни населения. Таким образом, необходимо четко определить эффективность действующей налоговой политики и разработать направления повышения уровня жизни общества.

А. Н. Ткачев и Е. В. Луценко утверждают, что «инвестиционная и налоговая политика являются системно-образующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни. Инвестиции и дотации могут в какой-то степени компенсировать отрицательное действие налоговой системы и эквивалентно местному смягчению налогового бремени» 2 . Мы согласны и с этим утверждением, однако, на наш взгляд, не только финансовые вливания могут смягчить «остроту» современной налоговой системы, но и система льгот и преференций, стимулирующих развитие хозяйствующих субъектов крупного и малого бизнеса.

Система налогообложения для всех групп налогоплательщиков одинакова, а доходность бюджетной сферы и уровень развития экономики далеко не одинаковы, поэтому, например, по итогам 2012 г. в Мордовии средняя заработная плата составляла 13 601 руб., а размер прожиточного минимума — 6 056 руб. Проблемы распределения доходов населения в России решаются с применением инструментов налоговой политики. На федеральном уровне основным налогом, позволяющим государству влиять на доходы населения, является налог на доходы физических лиц.

Один из важных инструментов регулирования распределения доходов населения — ставка НДФЛ. Введение «плоской шкалы» привело к тому, что 10 % населения, имеющего сверхдоходы, платят ровно такой же налог, как и 90 % мало- и среднеобеспеченных, хотя доход первых во много раз выше. Это напрямую расходится с положениями Конституции Российской Федерации 3 . Использование плоской шкалы налогообложения в России сопровождается увеличением разрыва в уровне доходов различных социальных групп при общем низком качестве жизни большинства населения.

Другим инструментом реализации социальной направленности являются налоговые вычеты. Существуют два основных недостатка вычетов по НДФЛ. Во-первых, суммы вычетов настолько незначительны, что они не обеспечивают даже базовых потребностей малообеспеченного населения, не решают проблем социальной защиты семей с детьми, а также не могут стимулировать налогоплательщика к улучшению жилищных условий или повышению уровня образования. Во-вторых, суммы вычетов не индексируются в соответствии с инфляционными процессами, поэтому вычеты еще больше обесцениваются, а стоимость имущества, образовательных и медицинских услуг с каждым годом растет.

В соответствии с политикой в области доходов населения необходимо снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического развития, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты. Реализация этих мероприятий предполагает активизацию соответствующих инструментов. Однако при совершенствовании механизма налогообложения следует учитывать значимость стабильности налогового законодательства как одного из факторов устойчивого развития. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, сохранив общий порядок и основные категории действующего механизма, внести изменения в состав наиболее значимых инструментов налогового регулирования: налоговой базы (при корректировке параметров доходов), налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок.

Возможны два пути регулирования доходов населения сочетанием ставки НДФЛ и иных инструментов распределения налоговой нагрузки: плоская шкала НДФЛ в сочетании с множественными вычетами для малообеспеченных слоев населения; прогрессивная ставка налога и минимальное количество дополнительных преференций.

Для снижения неравенства в доходах населения, масштабов бедности, улучшения качества жизни, обеспечения социальной справедливости целесообразно использовать опыт прогрессивного налогообложения доходов, накопленный в других странах. Система фиксированных ставок налога в России должна быть заменена прогрессивной шкалой налогообложения.

Существует несколько вариантов учета семейного положения налогоплательщика, наличия детей и иждивенцев: индивидуальное налогообложение с использованием стандартных вычетов на детей; семейное налогообложение на основе применения особой системы коэффициентов и т. д. Предлагается дифференцировать налогоплательщиков с учетом использования механизма семейного налогообложения на основе применения системы коэффициентов, учитывающих семейное положение налогоплательщика и число детей в семье.

При внедрении системы налогообложения семейного дохода в российскую практику целесообразно на начальном этапе оставить на усмотрение налогоплательщиков самостоятельный выбор между использованием семейного или индивидуального налогообложения. В связи с этим при применении системы индивидуального обложения необходимо установить стандартный налоговый вычет на ребенка, равный официальному прожиточному минимуму на детей, в общей сумме на обоих родителей. При этом следует предусмотреть за налогоплательщиками право на использование такого вычета одним из родителей по их выбору. По нашему мнению, семейное налогообложение в условиях установления дифференцированной ставки НДФЛ будет соответствовать критерию справедливости, так как общая сумма дохода семьи распределяется между ее членами пропорционально.

Следует отметить, что социальные и имущественные вычеты из налоговой базы могут применяться при индивидуальном и семейном налогообложении. Основной проблемой существующей системы вычетов из налоговой базы по НДФЛ является их недостаточный размер в стоимостном выражении, а также отсутствие корректировки на инфляцию.

Для решения этой проблемы необходимо увеличить сумму вычетов в абсолютном выражении (для имущественного вычета — в размере средней рыночной стоимости нормы жилья на одного человека с учетом специфики региональной дифференциации, для социальных вычетов на лечение и обучение — средней стоимости указанных услуг). Необходимо законодательно закрепить возможность переноса оставшейся неиспользованной суммы социального вычета на следующий налоговый период, чтобы уравнять в стоимостном выражении используемой суммы вычета более обеспеченных и малообеспеченных граждан, не способных в полной мере воспользоваться предлагаемым вычетом из-за низкой заработной платы.

Кроме того, требуется расширить систему социальных налоговых вычетов за счет особых и вынужденных расходов. Так, к затратам налогоплательщика, уменьшающим его налогооблагаемую базу по НДФЛ, следует отнести: расходы на оплату содержания ребенка в детском саду, услуги по обучению ребенка в коррекционных школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями, поддержку нуждающихся в уходе лиц (инвалидов), погребение родных (по установленным нормативам), страхование гражданской ответственности на транспортное средство. По нашему мнению, применение нового механизма и расширение системы налоговых вычетов позволят повысить эффективность социальной политики государства.

В настоящее время в России вопрос о введении налога на роскошь является одним из наиболее дискутируемых в связи с тем, что в этом случае богатые слои населения будут выставлять на всеобщее обозрение не только свои финансовые ресурсы, но и демонстрировать свое стремление к взаимопониманию с менее обеспеченными категориями населения. Одни считают, что налог на роскошь не станет источником пополнения бюджета государства в той степени, в которой необходимо. Другие полагают, что акцент должен быть сделан не на фискальной функции налоговой системы, а на распределительной, т. е. на направлениях, по которым будут распределяться поступления от уплаты данного налога. Логическим завершением дискуссии является введение прогрессивного подоходного налога. Механизм его введения до конца не проработан. Однако, на наш взгляд, такая мера положительно повлияла бы на общую обстановку в стране, поскольку ее основой является в какой-то степени реализация принципа справедливости.

Таким образом, налоговая система в России еще требует совершенствования. Проведена значительная работа по формированию законодательной базы в области налогообложения, но в связи с постоянно меняющимися условиями налоговая система требует корректировки и доработок. Необходимо усилить социальную ориентированность налоговой системы, поскольку от ее акцентов будет зависеть благосостояние населения. Только на государственном уровне формируется политика, направленная на достижение высокого уровня жизни общества.

1 Ткачев А.Н., Луценко Е.В. Качество жизни населения как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14 (дата обращения: 19.04.2013).

3 См.: Жверанцева М.С. Повышение социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности как вектор развития российской налоговой системы // Вестн. ПАГС. 2011. № 3. С. 161—166.

1 Tkachev A.N., Lucenko E.V. Kachestvo zhizni naselenija kak integral'nyj kriterij ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti regional'noj administracii. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/02/14 (data obrashhenija: 19.04.2013).

3 Sm.: Zhveranceva M.S. Povyshenie social'noj napravlennosti nalogooblozhenija dohodov ot trudovoj dejatel'nosti kak vektor razvitija rossijskoj nalogovoj sistemy // Vestn. PAGS. 2011. № 3. S. 161—166.

E. N. Zharova, G. V. Morozova. Taxation System Influence on Population Life Quality

The article is devoted to the research of main ways in the taxation system influence on the population life quality. Main problems in this sphere have been highlighted and offers for the improvement of the Russian Federation population life quality have been made. The essence of the tax as a certain fee for services offered by the state in the spheres of healthcare, education, safety is determined. But by the present moment quality standards of services rendered by the state have not been determined and that is one of the most important problems in the taxation system. High-class life quality of the country population is the main objective of the state. Presently this objective is achievable especially for low-income people. So it is necessary to determine efficiency of the present taxation policy and develop the ways for the improvement of the society life quality.

Issues of personal income taxation are touched upon. It is offered to introduce non-assessable minimum corresponded to the amount to satisfy the necessary needs of the person. Introduction of progressive income tax satisfying the principle of justice and aimed at the decrease in the differentiation by income can be one of the ways for taxation policy efficiency increase.

ZHAROVA Elena N., assistant professor of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University, candidate of economic sciences.

MOROZOVA Galina V., assistant professor of Chair of Finance and Credit of Mordovia National Research State University, candidate of economic sciences.

В чем заключается экономическая стабильность страны? Конечно, в качестве жизни ее граждан. Почему низкий уровень жизни в России, по мнению специалистов, абсолютно закономерен? Действительно ли в России не всем живётся хорошо? Следует разобраться в этом вопросе.

О чем говорит показатель уровня жизни населения?

почему низкий уровень жизни в россии

Для отслеживания этого показателя, графика взлетов и падений специалистами разработано много разных методик, инструментов и технологий, с помощью которых профессионалы делают соответствующие выводы, а также прогнозируют перспективы в отдельно взятых регионах нашей страны.

Исследовательские центры и научная деятельность

Проблема низкого уровня жизни в России нашла своё отражение в деятельности научно-исследовательских и социологических сообществ. Работа по оценке качества проживания народа проводится Всероссийским центром уровня жизни, созданным в 1990 году на государственной основе. Именно это учреждение способно ответить на вопрос, почему в России низкий уровень жизни населения. Основные акции упомянутой организации – государственные. Сферами деятельности ВЦУЖ можно назвать:

  1. Издательскую сферу – центр самостоятельно выпустил научный журнал под названием «Уровень жизни населения страны», который в каждом выпуске предоставляет подробную и доходчивую информацию для граждан, включающую новые сведения об уровне жизни в регионах, популярные социальные опросы, показатели жизнеобеспечения в отдельно взятых областях, научно обоснованные прогнозы, а также прогрессивные разработки по улучшению экономической стабильности в стране.
  2. Образовательную деятельность.
  3. Проведение научно-исследовательских работ.

Значение мнения граждан РФ по поводу низкого уровня жизни

низкий уровень жизни населения россии

Работа для обеспечения базовых потребностей

В частности, результаты одного из последних социологических тестирований продемонстрировали ошеломительную картину, позволяющую прочувствовать всю сложность ситуации. Предметом исследования стала покупательная способность граждан.

Судя по высказываниям и отзывам большинства людей, участвовавших в эксперименте, каждый пятый россиянин встречается с трудностями, когда появляется необходимость даже частичной смены гардероба. Купить новую одежду не могут себе позволить около 20 % населения, поскольку практически полностью их доходы покрывают только затраты на продовольствие. Кроме того, 5 % жителей страны неспособны обеспечить себе здоровое полноценное питание, не говоря об оплате коммунальных услуг, образовании, досуге и т. д.

По каким показателям оценивается уровень жизни в нашей стране?

Только комплексный адекватный подход к проблеме поможет проанализировать факторы, вызвавшие низкий уровень жизни в России. Причины этого явления представляют собой целую систему моментов, присутствующих в той или иной мере в каждом отдельном субъекте государства. Важно, чтобы показатели были максимально достоверными. В учет берутся только официальные сведения, поступающие из государственных учреждений. Например, таких организаций, как Росстат, Минфин, Минюст, Минздрав, органов власти по территориальным округам.

проблема низкого уровня жизни в россии

Оценивается уровень жизни нашего населения на территории страны по следующим показателям:

  • доходам на душу населения;
  • показателям безопасности здоровья граждан;
  • условиям проживания;
  • демографическим показателям;
  • развитию структур, занимающихся мелким предпринимательством;
  • экономическому состоянию граждан.

Невысокие доходы и мизерные зарплаты

Определить низкий уровень жизни населения России - значит изучить его неудовлетворенность и степень разного рода недостающих потребностей: духовных, материальных, человеческих. Показатели уровня жизни будут более объективными, если брать во внимание количество населения, проживающего в конкретном регионе, соотношение доходов и расходов, черту бедности с учетом прожиточного минимума на душу населения, размер зарплаты и соизмеримость ее с ценами на продукты первой, второй необходимости.

Сразу определить причины и понять, почему в России такой низкий уровень жизни, непросто. К сожалению, нельзя назвать этот показатель в нашей стране даже средним в некоторых регионах, несмотря на множество успешно развивающихся крупных компаний, обеспечивающих рабочими местами и зарплатой тысячи граждан. Процент бедности в среднем по стране составляет 20 % и не индексируется.

низкий уровень жизни в россии

Причем 50 % от общего числа составляют трудоспособные граждане. Причина – низкий уровень зарплат. Даже при регулярно оплачиваемой работе в нашей стране живут с малым достатком 30 % граждан.

Эмиграция – негативный фактор, влияющий на качество жизни граждан

Одним из факторов, определяющих, почему в России низкий уровень жизни, является активный миграционный процесс. Многие граждане вынуждены покидать страну, эмигрируя в другие, более благополучные в финансовом плане государства, а значит, что трудовой и интеллектуальный потенциал России сокращается. Согласно многочисленным исследованиям, в плане стабильности и надежности лидирует Норвегия, а кроме нее, в пятерке лидеров Швеция, Новая Зеландия, Канада, Швейцария.

Печально, но число эмигрантов ежегодно растет, несмотря на разработку многочисленных программ в нашей стране, созданных с целью поддержки граждан. Властями было сделано многое для стабилизации благополучия народа, повышения уровня жизни, улучшения показателей по условиям проживания, социального обеспечения, уравновешивания числа приезжающих в страну на ПМЖ и тех, кто уезжает.

Положительные изменения в социальном секторе

Другие социальные показатели, такие как смертность, качество здравоохранения, продолжительность жизни находятся в еще худшем состоянии и в комплексе формируют низкий уровень жизни в России. При этом государство упорно пытается изменить сценарий сложившейся ситуации, выделяя немало бюджетных средств на поддержание и развитие следующих отраслей:

  • здравоохранения – отремонтировано множество больниц, поликлиник;
  • фармацевтики – налажено производство отечественных лекарств по доступным ценам;
  • современных технологий – открыто множество центров с новейшим высокотехнологичным оборудованием.

Низкий уровень жизни населения России предопределяет проблемы в демографической сфере. Но, как показывают многие исследования, за последнее десятилетие уровень смертности существенно снизился, что не могло не отразиться на состоянии демографической обстановки в государстве.

низкий уровень жизни в россии причины

Демографический подъём в России

Рост рождаемости в нашей стране начался с 2004 года, и успехов в этом плане достичь всё-таки удалось. С 2004 по 2009 год прирост родившегося населения увеличился на 2 % на фоне сокращения смертности. В период с 2000 по 2005 год страна переживала мощный подъем в экономике, что позитивно отразилось на качестве и продолжительности жизни многих граждан. В 2010 году были построены новые перинатальные центры в большинстве регионов страны.

Как обстоят дела за рубежом?

Но и другие развитые страны продвинулись вперед в этой сфере. За последние годы по социальным и экономическим показателям многие государства обогнали Россию в несколько раз.

Экономисты, изучающие обстановку в динамике, в состоянии ответить, почему низкий уровень жизни в России. Развитие хозяйства в государстве, по их мнению, движется довольно слабо, неэффективно и бесперспективно. Кроме того, уровень доходов в нашей стране во много раз ниже, чем в странах Евросоюза и в таких государствах, как, например, Япония.

Наиболее комфортные города для проживания в России

Санкт-Петербург и Москва – самые крупные и современные мегаполисы российского государства. Несмотря на сравнительно высокий уровень жизни местного населения, проблемы здесь всё равно присутствуют. На качестве жизни граждан негативно сказывается экология: воздух загрязнен, на экологический фон влияют промышленные предприятия, которых и в Москве, и в бывшем Ленинграде предостаточно.

почему в россии низкий уровень жизни населения

Стоит ли говорить о многочисленном транспорте, снующем по дорогам городов круглосуточно, выделяя в атмосферу выхлопные газы. Это проблема, конечно, не только городов России, но и множества других крупных населенных пунктов в мире. Урегулировать транспортную сеть, улучшить экологическую обстановку в густонаселенных городах правительство, конечно, пытается. Но данный вопрос по сей день остается актуальным, обстановка неидеальна, особенно в столице РФ – Москве. Сказанное выше даёт чёткое объяснение тому факту, почему низкий уровень жизни в России можно наблюдать даже в мегаполисах.

Города в РФ, которые имеют низкие показатели уровня жизни

Нелегко приходится крымчанам. В Севастополе и Симферополе средней зарплаты едва хватает на два прожиточных минимума. Конечно, во многом это можно объяснить и невысокими украинскими доходами, ведь до недавнего времени полуостров являлся территорией Украины. Но к началу 2016 года, уже в составе России, ситуация в корне не изменилась.

Не лучше обстоят дела в Смоленске и Иваново. В данных областных центрах за период существования российского государства промышленное производство сократилось в 1,5 раза, что нашло своё отражение в показателях уровня жизни. Значительная безработица, культурное безличие граждан, множество асоциальных элементов – явления, которые становятся все более частыми.

почему в россии низкий уровень жизни отзывы

Рассматривая положение дел в отдельных городах, пальму первенства за худший уровень жизни населения следует вручить городу Верхоянску. Учитывая суровые климатические условия, там проживают не более тысячи человек. Дополняют список небогатых населенных пунктов и другие города России с низким уровнем жизни: кстати, всё в той же небогатой Смоленской области – Рудня и Демидов, пензенский Сурск и Ворсма Нижегородского региона. Доходы местного населения на этих территориях не превышают 1,7 прожиточного минимума. Кроме того, небольшие местечки в европейской части государства, немногим превышающие количество населения в 10 тыс. человек также можно смело называть бедными. Заработные платы там с трудом достигают отметки в 2-2,5 прожиточного минимума.

Наличие позитивных сдвигов

Но в некоторых регионах за последние годы показатели уровня доходов значительно выросли. В Мордовии, например, увеличились показатели сразу на 11 пунктов. В Ивановской области – на 8 позиций. В Ульяновской области – на 7. Например, в Мордовии была урегулирована экономическая обстановка, стабилизировалась и окрепла сфера малого бизнеса. В Ивановской области местные власти усилили меры безопасности, заметно сократилась смертность. Улучшилась экономическая составляющая в Ульяновской области, увеличилась и стала более развитой социальная инфраструктура.

Государство делает все возможное по снижению уровня бедности, поддержанию темпов роста в экономике, обеспечению макроэкономической стабильности в стране.

Читайте также: