Невыясненные платежи в налоговой что делать

Опубликовано: 15.05.2024

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Вопрос: Победитель электронного аукциона подтвердил внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставив вместе с подписанным контрактом платежное поручение. Однако счет, указанный в этом платежном поручении, — это расчетный счет заказчика, взятый из реквизитов контракта, а не тот счет, который был специально указан в аукционной документации для внесения на него обеспечения исполнения контракта. В результате деньги пришли на «невыясненные платежи». Как следует поступить заказчику в этом случае?
Посмотреть ответ

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Интернетом можно воспользоваться только в том случае, если у отправителя есть цифровая подпись, зарегистрированная в законном порядке.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Расчетные документы на перечисление налогов оформляют в соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Как известно, этот документ, а соответственно и порядок заполнения платежных поручений в последние полгода неоднократно меняли. Бухгалтеры не успевают приноравливаться к новшествам, и, как следствие, допускают ошибки, а ошибки в платежках ведут к тому, что платежи попадают в «невыясненные».

Из письма в редакцию

Выручайте! В платежках снова изменения, думала, что в июле все закончилось, но нет – наступил октябрь, и опять новшества. Из-за ошибки платеж попал в невыясненные, повисла недоимка, и пени капают. Помогите, наконец, разобраться с платежками и что теперь делать с зависшими деньгами!

Мнение эксперта

Компания вправе уточнить в ИФНС свои ошибочные платежи, но при одном условии: ошибка в оформлении платежки не должна повлечь неперечисления средств в бюджет.

Случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, всего два, но они ведут к неперечислению его суммы в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Это ошибочное указание:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Если ошибка не привела к неуплате налога, то компания вправе уточнить свой платеж и подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению приложите документы, подтверждающих уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика и др. Налоговики рассмотрят заявление и примут решение в течение 10 рабочих дней.

С 1 декабря 2017 года вступил в силу Приказ ФНС России от 25 июля 2017 года № ММВ-7-22/579@, которым утвержден новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами.

Если налоговики сами найдут ошибку, то направят информационное сообщение налогоплательщику. Из кода ошибки в сообщении можно понять, в чем вы ошиблись.

В форму платежного поручения добавлено поле 110, которое в платежных поручениях по налогам не заполняется. В этом поле проставляют 1 – при перечислениях бюджетникам (зарплата, стипендии). Если у получателя нет карты «Мир», платеж попадет в невыясненные и через 10 дней будет возвращен фирме, если не будет уточнения платежа.

Расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ оформляют в соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Для вашего удобства предлагаем вам таблицу, в которой мы собрали правила заполнения платежных поручений с учетом всех последних изменений и привели коды ошибок.

ПолеЧто писатьКод ошибки
Статус плательщика (101)01 – уплата страховых взносов и налогов;
02 – платежи налогового агента;
08 – взносы в ФСС РФ (травматизм);
09 – страховые взносы ИП (за себя или работников)
15
ИНН плательщика (60)Числовое значение из 10 знаковНеверный номер – 05; ИНН не соответствует названию организации – 06
КПП адресата платежа (102)КПП состоит из 9 цифр:
— первые две содержат данные субъекта РФ;
— 3-й и 4-й знаки указывают на шифр налоговой инспекции;
— следующие 2 отражают код постановки на учет;
— последние 3 информируют о порядковом номере записи.
07
Получатель, ИНН и КПП получателя (16, 61, 103)Получатель: УФК по региону, в скобках – наименование инспекции, которая администрирует платеж. В полях 61 и 103 – ИНН и КПП инспекцииСоответственно 13, 08, 09
Очередность платежа (21)В поручениях по налогам, взносам, пеням и штрафам всегда 5
Код (22)0 или УИН из требования об уплате налога
Назначение платежа (24)Вид налога или взноса и период, за который перечисляется платеж – не более 210 символов
КБК (104)Количество знаков – 20. При уплате налогов и страховых взносов в первых трех знаках кода должно быть 182. По уплате взносов в ФСС – 393.01
ОКТМО (105)Код муниципального образования по месту учета – 8 знаков.03
Основание платежа (106)«ТП» – текущие платежи;
«ЗД» – уплата недоимки;
«ТР» – уплата по требованию налоговой инспекции.
12
Налоговый период (107)Период, за который перечисляется налог. (Например, «МС.10.2017» по НДФЛ с зарплаты за октябрь 2017 г.).16
Номер документа (108)Для текущих платежей – 0. Платеж по требованию – номер требования (знак «№» не заполняется).
Дата документа (109)Дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ»: дата декларации, на основании которой перечисляется налог. При перечислении налога до сдачи отчетности – 0.
Компания отправила платежку не в ту ИФНС – 10
В инспекции нет открытой карточки «РСБ» плательщика – 14

Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено два случая, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, то есть сумма налога не поступила в бюджет. К ним относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Обратите внимание, что на сайте ФНС России можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов. А при постановке на учет в ИФНС можно получить сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства (п. 6 ст. 32 НК РФ).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно налоговые органы отчитываются об увеличении сбора налоговых поступлений и сокращении судебных споров с налогоплательщиками. Конечно, начисление налогов может быть связано с ошибками, допущенными налогоплательщиками: это и ошибки в расчетах налоговой базы, и неправильное заполнение налоговой декларации, и перевод налоговых платежей на неправильный КБК. Но справедливости ради отметим, что и налоговые органы часто допускают ошибки.

Какие ошибки - точно не ваши ошибки

Есть два типа ошибок, которые трактуются в пользу налогоплательщика:

Важно! Проверяемые организации или ИП вправе знакомиться с материалами проверки до вынесения решения по ней. Если налоговики отказывают, то это является прямым нарушением прав налогоплательщика.

Одним из условий проведения проверки является представление возможности проверяемому со стороны налоговых органов участвовать в рассмотрении материалов этой проверки. А НК РФ предусмотрена возможность отменить решение налоговой при обращении в суд или вышестоящие органы, в том случае, если должностные лица налоговой не соблюдали основные требования по проведению проверки.

Основанием для отмены решения по проверке служит нарушение существенных условий процедуры рассмотрения ее материалов. К таким условиям относят обеспечение возможности налогоплательщика:

  • участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя;
  • представить объяснения.

В каких случаях ошибки инспекторов суды признают недопустимыми и отменяют решения по проверке?

⚠ Ошибка N 1. Налоговый орган не допустил к рассмотрению материалов проверки представителя по "общей" доверенности.

Налогоплательщик направил в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки своего представителя. По доверенности тот был уполномочен представлять интересы налогоплательщика в органах ФНС. Также представитель вправе был совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.

По мнению ИФНС, в доверенности не были указаны полномочия участвовать в рассмотрении материалов проверки, поэтому инспекция к участию в нем представителя не допустила. Суд, отменяя решение инспекции, указал, что из норм НК РФ и ГК РФ следует: в доверенности может быть указано общее полномочие представлять интересы в отношениях с налоговыми органами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.06.2018 N Ф06-34137/2018 по делу N А49-9006/2017).

⚠ Ошибка N 2. Инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней.

Уведомление о дате и времени рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля было направлено компании за три рабочих дня до назначенной даты. В день рассмотрения заказное письмо с извещением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки еще не было ему вручено - в этот день почта только проставила отметку о невручении. Заказное письмо, направленное по почте, считается полученным на шестой день со дня его отправки. Поэтому суд пришел к выводу, что инспекция о времени и месте рассмотрения материалов проверки компанию не известила, возможность выдвинуть соответствующие возражения не предоставила (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2018 N Ф06-29834/2018 по делу N А12-13646/2017).

⚠ Ошибка N 3. Уведомление было направлено представителю, у которого закончился срок действия доверенности.

Все документы, связанные с выездной проверкой, инспекция вручала представителю общества. Ему было выдано несколько доверенностей с определенным сроком действия. После вручения акта проверки налогоплательщику и получения от него возражений инспекция назначила допмероприятия. Решение об их проведении и требование представить документы были направлены в адрес компании. Еще один экземпляр этих документов и уведомление о рассмотрении материалов проверки инспекция направила представителю. На тот момент сроки действия доверенностей уже истекли. Поскольку налоговому органу было достоверно известно об отсутствии у физлица каких-либо полномочий представлять интересы общества, суд решил, что нарушены существенные условия процедуры, и отменил решение (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2015 N Ф10-4996/2014 по делу N А54-2952/2013).

⚠ Ошибка N 4. Компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков.

Инспекторы не вручили обществу вместе с актом проверки копии документов на 898 листах, которые имели отношение к предмету проверки и сделкам с контрагентами. Указанные документы были представлены лишь в суде по ходатайству общества. Невручение документов привело к тому, что у общества не было возможности:

  • ознакомиться с ними в ходе проверки, оценить эти документы и обоснованность доводов акта проверки;
  • представить объяснения в отношении доказательств.

По мнению суда, это было существенным нарушением как прав налогоплательщика, так и процедуры оформления и рассмотрения результатов проверки. В результате инспекция приняла неправомерное решение без учета всей совокупности доказательств, полученных при проведении проверки (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 N 11АП-4250/2018 по делу N А49-9455/2017).

В другом случае инспекция, отказывая в возмещении НДС, ссылалась на данные информационных ресурсов и документы, полученные в ходе встречных проверок. Однако ни указанные документы, ни выписки из них в адрес компании направлены не были. Как и в предыдущей ситуации, документы были переданы только в ходе судебного разбирательства. Инспекция полагала, что сведения, содержащиеся в документах, имелись в акте проверки и решении. Однако суд посчитал, что в акте проверки не изложено полное содержание данных документов, а имеются лишь выводы инспекции, сделанные на их основании. При этом общество не обязано было само обращаться с заявлением о представлении ему документов (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 N 19АП-8097/2017 по делу N А35-17/2017).

⚠ Ошибка N 5. Ни инспекция, ни управление не дали компании возможности поучаствовать в рассмотрении материалов допмероприятий.

Налоговый орган не обеспечил право налогоплательщика на подачу возражений по материалам дополнительного налогового контроля и на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки после проведения допмероприятий. При рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика в УФНС данные права также не были обеспечены и восстановлены. С документами, полученными в ходе проведения допмероприятий, налогоплательщика ознакомили только в ходе судебного разбирательства. Управление рассмотрело апелляционную жалобу, в которой было заявлено о нарушении процедуры рассмотрения инспекцией, также без участия налогоплательщика.

Данные действия свидетельствуют о том, что налоговый орган существенно нарушил процедуру рассмотрения материалов проверки, и влекут безусловную отмену принятого по ее итогам решения (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 N 08АП-2461/2018, 08АП-2462/2018 по делу N А70-11922/2017).

Важно! Налоговые органы обязаны уведомить налогоплательщика должным образом, а также предоставить доказательства того, что уведомление получил полномочный представитель или сам руководитель организации (либо ИП).

На основании того, что налоговики использовали в деле такие сведения, которые на ознакомление проверяемому предоставлены не были, суд примет сторону проверяемого. Вывод судей должен быть таким: налоговики нарушили правила проверки, что, вероятно, привело к неверным выводам.

⚠ Ошибки в наименовании документов.

Неверное указание документов, которые явились основанием для начислений налогоплательщику, приводят к тому, что судебные органы принимают сторону проверяемого. Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судом принимается исходя из подтвержденных конкретными документами нарушений.

Такие документы указывают инспекторы. Согласно требованиям проверки, документы без указания их номера и даты не могут быть достоверным доказательством. Указываться должны конкретные операции по конкретным контрагентам с конкретными суммами. Иначе выводы инспекторы могли сделать ошибочно. Соответственно, доказательства налоговики предоставить в суд не смогут и решение судьями будет принято в пользу налогоплательщика. Помимо ошибок в номерах документов проверяемых организаций, налоговики могут ошибиться и в указании статей НК.

Важно! Проверить номер и пункт статьи НК РФ стоит самому проверяемому лицу. Такая ошибка является очень грубой, так как показывает, что примененная норма наказания противоречит законодательству.

⚠ Ошибка N 6. В решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствует сумме доначисленного налога, нет ссылки на первичные документы.

В тексте решения отсутствовал расчет налога по эпизодам взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. Сделав вывод об общей сумме неуплаченного налога на прибыль, налоговый орган не привел расчет суммы исключенных расходов по каждому из контрагентов с указанием суммы налога отдельно по налоговым периодам. В решении приведены лишь периоды, в которых осуществлялись взаимоотношения. Кроме того, в решении инспекция не привела ни одного документа, сославшись на акт проверки, в котором сведения о первичных документах и суммах исключенных расходов также отсутствовали.

Данное обстоятельство, как указал суд, не позволяет установить размер расходов, исключенных налоговым органом из расчета налога на прибыль. Отсутствие данной информации также не позволило суду проверить правильность расчета налога (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2018 N 12АП-2625/2018 по делу N А12-33423/2017).

Рассматривая другое дело, суд посчитал, что из решения инспекции невозможно установить, какие конкретно факты были расценены как налоговые правонарушения. Не были приведены ссылки на документы и иные сведения. Таким образом, невозможно было проверить правильность доначисления налога, а также пеней и штрафов по оспариваемому нарушению (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 по делу N А06-7063/2017).

Разбирая еще один спор, суд не смог установить основания доначислений по отношениям налогоплательщика и его контрагентов, обоснованность указанных сумм по праву и по размеру (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 N 13АП-17062/2017 по делу N А56-64382/2016).

⚠ Ошибка N 7. УФНС, отменяя решение инспекции, дополнительно начислило пени и штрафы.

В акте камеральной проверки была начислена только недоимка, а начисления пеней и штрафа отсутствовали. Инспекция не известила общество о дате и времени рассмотрения материалов проверки и вынесла решение. Налогоплательщик пожаловался в УФНС. Для устранения допущенных инспекцией процессуальных нарушений управление известило компанию о времени и месте рассмотрения акта и материалов проверки. После рассмотрения оно отменило решение инспекции и приняло новое решение, начислив обществу недоимку, пени и штраф, тем самым определив реальные налоговые обязательства.

Суд решил, что управление не вправе было самостоятельно определять и начислять пени и штраф. Не имела права на это и ФНС, когда оставляла в силе решение по жалобе. Поэтому суд отменил решение в полном объеме (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 N 09АП-9860/2018 по делу N А40-81548/17).

⚠ Ошибка N 8. Управление произвело переквалификацию договоров, лишив компанию возможности представить возражения.

Инспекция провела выездную проверку. Общество не согласилось с ее результатами и обжаловало решение в УФНС, которое осуществило юридическую переквалификацию инвестиционных договоров. При этом в ходе проверки у инспекции не было претензий к указанным договорам, заключенным с физлицами.

Как отметил суд, управление установило, что выводы инспекции имеют неправильную квалификацию, поэтому оно должно было отменить решение инспекции в данной части, а не отказывать в удовлетворении апелляционной жалобы общества. Вместо этого управление произвело переквалификацию сделок таким образом, чтобы обосновать правомерность доначислений инспекции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

Управление не оценивало никаких доказательств, подтверждающих правомерность переквалификации, не были они собраны и в ходе проверки. Сумма доначислений определена произвольно, не подтверждена расчетами или документами. Тот факт, что управление изменило юридическую квалификацию сделок на стадии рассмотрения апелляционной жалобы, лишил компанию возможности представить возражения относительно такой переквалификации. Суды посчитали это существенным нарушением процедуры проведения налоговой проверки и основанием для отмены решения (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-63075/2017, 09АП-63076/2017 по делу N А40-79866/17).

И еще ошибки

  • При проверке налоговики выявили предоплату, но они не учли, что в прошлом периоде у налогоплательщика была переплата. Данная переплата может полностью покрыть указанную налоговиками сумму. Решить такую ошибку налоговых органов просто, для этого нужно предъявить справку о состоянии расчетов с налоговыми органами.
  • Увеличены сроки проведения налоговой проверки. Выездную проверку инспектор налоговой службы имеет право продлить до полугода. Но сообщить об этом он обязан проверяемому лицу, либо его представителю. Причем сделать это следует заранее.
  • Исправления в акте выездной проверки. Никакие исправления в акте выездной проверки делать нельзя, ни корректором, ни ручкой. Если вдруг в акте есть такие исправления, то доказать, что подписан он уже с учетом изменений не получится.
  • По результатам выездной налоговой проверки доначисляется налог к уплате в бюджет и налогоплательщику предъявляется соответствующее требование. Однако, и в этом случае налоговыми органами допускаются ошибки, влекущие его отмену.

Когда требование об уплате налога (пеней) признают недействительным?

Требование об уплате налога (пеней) признают недействительным, если оно:

  • вынесено на основании решения инспекции, признанного недействительным (в том числе частично) судом или отмененного УФНС, даже когда это требование отозвано (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 N Ф06-17579/2017 по делу N А06-5426/2016);
  • содержит недостоверную информацию о наличии недоимки, подтвержденную только карточкой расчетов с бюджетом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-5276/2015 по делу N А64-823/2015);
  • вынесено в период действия обеспечительных мер, принятых судом (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2017 N Ф09-3374/17 по делу N А47-10350/2015).

Требование об уплате налога (пеней) не признают недействительным, даже если:

  • налоговые платежи, перечисленные до окончания налогового периода, не поступили в бюджет из-за проблем банка, о которых налогоплательщик должен был знать (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2017 N Ф05-7623/2017 по делу N А40-197196/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-236/2016 по делу N А09-7408/2015);
  • в нем в качестве основания взыскания ошибочно указано другое решение налогового органа (решение с неверными реквизитами) (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.07.2017 N Ф01-2626/2017 по делу N А11-6280/2016, Определением Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 301-КГ17-14696 отказано в передаче дела N А11-6280/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Методы борьбы с ошибками налоговиков

Юридически подкованный налогоплательщик предлагает следующие варианты:

Без вины – не виноватый

Главное - помнить простую правовую истину, что недоказанная законом вина не является основанием для обвинений. Законодательство закрепляет право налогоплательщика не приводить в исполнение противоправные акты и запросы налоговых служб, других уполномоченных органов или официальных лиц, когда они противоречат Налоговому Кодексу или общегосударственным законам. Если оснований для начисления налога нет, значит, и оплачивать его нет необходимости. А в случае возможных претензий со стороны налоговиков, пусть последние докажут законным путем обоснованность своих притязаний.

Пишем письма в налоговую

Вооружившись принципом, что наиболее эффективным методом защиты является нападение, пишем в налоговую жалобы. Звонить или осаждать налоговую ежедневными походами нецелесообразно. Неподтвержденные документально претензии чиновники не воспринимают серьезно.

Внесенные в сентябре 2010 года поправки в Федеральный закон дают право налогоплательщику не только потребовать справку с расчетами налогов (форма 39), но и настоять на совместной сверке расчетов. Дело в том, что форма 39 содержит минимум информации – наименование налога и сумму долга по нему.

А по результатам сверки налоговики обязаны выдать документальный акт с расчетами. Требуйте также информацию, на основании каких документов был предъявлен к оплате необоснованный налог. Если прохождение и этого уровня не принесло желаемого результата, двигайтесь дальше по иерархической чиновничьей лестнице. Пишите жалобу, но обязательно приложите все документальные подтверждения вплоть до входящих и исходящих номеров, зафиксированных в канцелярии налоговой.

Суд поставит точку

Суд – последняя инстанция на пути достижения справедливости. Заявление можно подать самому или дождаться, когда это сделает налоговая служба. Если документов, подтверждающих правильность начисления налога, окажется недостаточно, то суд признает незаконность взыскания. Мало того, проигравшая сторона оплатит все судебные издержки.

Восстановление справедливости станет маленькой победой, несущей моральное удовлетворение. Поэтому за это стоит бороться.

Прочитала в соцсетях, что налоговая присылает ИП письма, в которых требует пояснений по взносам. Сама я такого письма не получала, но теперь боюсь.

Кому могут прислать такое письмо и что нужно на него ответить? Говорят, там налоговая требует объяснить, почему налог уменьшен на взносы. Разве они сами этого не видят из декларации и своих данных? Я уже читала советы про это, но ничего не поняла. Я и так знаю, сколько взносов заплатила, у меня все сходится.

Мне правда нужно указывать в письме статьи налогового кодекса? Почему я должна что-то объяснять налоговикам и учить их проверять декларации?

Елена, если у вас со взносами и декларацией все в порядке и вы знаете, как правильно считать налоги, вам нечего бояться. Скорее всего, такого письма вы не получите. Но некоторым предпринимателям налоговая действительно присылает такие запросы, как и тысячи других по разным поводам.

За годы бухгалтерского стажа я получила и разобралась в сотнях писем от налоговой. Их не нужно бояться. Лучше получить письмо с запросом на пояснения, чем сразу требование по поводу недоимки, вызов на допрос или решение о выездной проверке.

Почему приходят письма из налоговой

В налоговой работают живые люди. Каждую вашу декларацию проверяет человек. Много процессов автоматизировано, но не все. Если у инспектора что-то не сходится, он должен разобраться. Сначала он использует для этого свои каналы. Например, запрашивает выписку из вашего банка, чтобы проверить доход. Вы об этом даже не узнаете.

Но по некоторым вопросам пояснения может дать только сам налогоплательщик. Представьте, что инспектор проверяет вашу декларацию и видит там доход 1 млн рублей за год. А в выписке из банка проходит сумма больше — 1,2 млн рублей. Инспектор запросит пояснения и узнает, что 200 тысяч вы получили, а потом вернули — это не доход. Клиент перечислил их вам по ошибке, или сделка не состоялась. Вы напишете все это в ответном письме, покажете документы, и претензий не будет.

Со страховыми взносами таких вопросов возникает много. Дело в том, что с 1 января 2017 года их администрирование передали налоговой. Раньше предприниматели платили взносы напрямую в фонды, там накопились какие-то остатки, невыясненные платежи, у кого-то была недоимка, пеня или штраф. Несколько раз менялись КБК , но не все предприниматели успевали за ними следить.

Потом пенсионный фонд просто взял и все эти невыясненные платежи, остатки и недоимки передал налоговой. Причем сделать это удалось не сразу. Хотя закон заработал с 1 января 2017 года, остатки налоговая получила позже. Из-за этого у кого-то возникла путаница.

В выписке по расчетам с бюджетом за 2017 год у предпринимателей может быть сразу три раздела по пенсионным взносам. При этом администратор взносов изменился, но многие ИП после 1 января продолжали платить в пенсионный фонд и даже по старым КБК . Кажется, что сумма сама как-то попадет куда нужно. Часто так и бывает, но не всегда. С этим всем надо как-то разбираться.

Письма из налоговой — это и есть шанс разобраться.

Почему письма по взносам стали приходить именно сейчас

Все просто: предприниматели начали сдавать декларации за 2017 год. И хотя срок до 30 апреля, многие уже сдали. Я, например, тоже.

Инспекторы начинают сверять данные в декларациях и выписках по расчетным счетам с суммами в лицевом счете. На камеральную проверку вашей декларации у инспектора есть три месяца. За это время надо не только найти нестыковки, но и выяснить, откуда они взялись. И может быть, получить от налогоплательщика уточненную декларацию.

Как разобраться со взносами

Не паникуйте. Нет никакого смысла писать в соцсетях и жаловаться на несправедливость налоговой. Письмо пришло конкретно вам, значит, и разбираться вам. Никто из соцсетей вам в этом не поможет. Если только на ваш клич не отзовется грамотный бухгалтер и вы будете готовы ему заплатить.

Не игнорируйте письмо. Если вам его прислали, значит, придется отреагировать. Можете промолчать и ничего не делать, но тогда не удивляйтесь, если следующим окажется требование об уплате недоимки. Тогда разобраться будет сложнее.

Вот что вам нужно сделать по шагам:

  1. Закажите выписку по операциям с бюджетом за 2017 год. Там будут все платежи, которые вы делали в налоговую. Они будут разделены по КБК и датам. Выписка выглядит не очень понятно, но в ней можно разобраться.
  2. Выписку удобнее всего заказывать через систему для отправки отчетности: она придет на следующий день. Но можно свериться с налоговой через личный кабинет ИП (это не то же, что личный кабинет физлица, хотя вход по одному логину). Если вы не очень дружны с этими системами, заказать сверку можно лично в налоговой.
  3. Возьмите выписку со своего расчетного счета за 2017 год. Если платили по квитанциям или с карты, найдите подтверждения.
  4. Проверьте платежи по взносам. То, что вы перечислили с расчетного счета, и суммы в выписке налоговой. Смотрите не только на цифры, но и на КБК .
  5. Если вы платите не год в год, а позже или с запасом, проверьте, какой остаток с 2016 года пенсионный фонд передал налоговой и все ли платежи за январь и февраль 2017 года учтены в выписке. Это был переходный период, и именно там может быть неточность. Для остатков в выписке налоговой есть свой раздел.
  6. Проверьте свою декларацию за 2017 год. Иногда предприниматели допускают ошибки случайно. Вы можете знать суммы взносов за год и правильно указать КБК , но не разобраться в нюансах. Даже если такое обнаружится, не страшно. Просто подайте уточненную декларацию, и в лицевом счете все автоматически исправится. Потом закажете новую выписку, чтобы в этом убедиться.
  7. Позвоните исполнителю. Его телефон указан в конце письма. Иногда одного звонка достаточно, чтобы разобраться. Инспектор всегда знает, что именно у него не сходится, когда и куда вы платили деньги и что не так заполнили. О нестыковках ему подсказывает система.

Какие ошибки допускают предприниматели из-за взносов

Учитывают начисленные, а не уплаченные взносы. За 2017 год вы должны заплатить на пенсионное страхование 27 990 рублей. Но налог с доходов можно уменьшить только на ту сумму, которую реально перечислили в налоговую.

Иногда ИП автоматически указывают в декларации 27 990 рублей за год, хотя взносы за декабрь платят в январе. Даже если в платежном поручении в январе написать, что это взносы за декабрь, учесть их в декларации за прошлый год нельзя. Зато можно учесть взносы, которые вы заплатили за 2016 год, но перечислили в 2017. И конечно, нужно учесть еще взносы на медицинское страхование — по такому же принципу.

Начисляют 1% с суммы превышения доходов и уменьшают на него налог без уплаты. Эти взносы за 2017 год можно платить до 2 июля 2018 года. Но налог с доходов на эту сумму можно уменьшить только после уплаты. Заплатили в 2018 году — в 2018 году и учитываете. В декларации за 2017 год эту сумму указать нельзя, и уменьшить на нее налог с доходов тоже нельзя.

Но многие предприниматели так делают. Налоговый инспектор смотрит на эти суммы и не понимает, откуда они взялись. В лицевом счете ведь их нет. А предприниматель возмущается: он же их начислил и даже, может быть, заплатил 10 января 2018 года. Вроде бы и бюджету ничего не должен, а в декларации ошибка.

Не учитывают в декларации суммы взносов за прошлый год. Например, в 2017 году вы заплатили часть взносов за 2016 год — тот же 1%. А в декларации за 2017 год не учли эту сумму. Но в лицевом счете она отражена, и инспектор не понимает, что с ней делать. Если честно, такое бывает нечасто. Если вы укажете меньше, у вас вряд ли попросят разъяснения. А вот если укажете больше и уменьшите налог раньше времени — тогда точно попросят.

Включают в сумму уплаченных взносов штрафы и пени. На них налог уменьшать нельзя. Даже если по банку у вас проходят платежи в налоговую, но это не взнос, его нельзя учесть в декларации. Поэтому так важно проверять КБК .

Кстати, при уплате пени можно указать КБК налога, а в назначении платежа — пеню. Если это на самом деле пеня и есть номер требования, налоговая может посчитать ее как пеню, а вы — как налог. Вот и получится расхождение.

Неправильно разносят взносы по кварталам. В декларации взносы нужно указывать поквартально. В каждой строке надо указать не начисленную, а уплаченную сумму. Если во втором квартале вы заплатили за первый квартал, то эту сумму нужно учесть в строке 141, а не 140.

Не учитывают нарастающий итог. Все суммы доходов, налогов и взносов указываются в декларации нарастающим итогом. Не за второй квартал, а за полугодие, не за четвертый квартал, а за весь год. Это может не повлиять на общую сумму налога, но повлияет на пени и точность декларации.

Предпринимателям кажется, что это все неважно и инспектор как-нибудь разберется: налоги-то уплачены. Сам что-то сложит, сверится с банком и все поймет. Он-то разберется, но не факт, что это будет в вашу пользу. Уж лучше получить письмо.

Это не все ошибки, но все они возникают даже у предпринимателей, которые точно уверены, что знают, как начислять и платить взносы. Свои нюансы есть при расчете взносов на ЕНВД и при наличии сотрудников. Еще вы можете пользоваться льготой и платить взносы по пониженным тарифам, а у инспектора нет подтверждения, или какое-то из условий нарушено.

Со взносами все и правда сложно, поэтому я советую не заниматься этим самим, а нанять бухгалтера. Или поручить бухучет банку. Обычно для предпринимателей на УСН банки это делают бесплатно или недорого. Так вы точно не ошибетесь. А если придет письмо, будет проще разобраться.

Как именно отвечать на письмо из налоговой

Отвечать можно в произвольной форме: по почте, письмом на бумаге или через систему отправки отчетности. Нет никаких бланков и стандартных формулировок. Главное — написать все понятно и приложить копии документов. Нет смысла цитировать статьи налогового кодекса и даже ссылаться на них. Поверьте, инспектор знает их наизусть, а если вы начнете «качать права», ему будет просто неприятно. По закону его плохое настроение не должно на вас никак отразиться, но все же люди.

Укажите в письме, что конкретно вы учли по каждой строке для взносов в своей декларации: откуда взялись эти суммы, когда они были перечислены. Скорее всего, пока будете составлять это письмо, сами найдете ошибку.

Всегда читайте, что конкретно от вас просит инспектор. Не используйте стандартных формулировок из интернета. Вы можете думать, что к вам вопрос по взносам, потому что в соцсетях так пишут, а на самом деле у вас клиент в платежке указал НДС или это вообще встречная проверка по вашему контрагенту.

Если вы нашли ошибки, обязательно подайте уточненную декларацию. Это сильно повлияет на санкции, если они будут.

А можно вообще не отвечать на такие письма?

Это зависит от формулировки. Если это требование, на него придется ответить в течение пяти дней. Если найдете ошибки, подайте уточненную декларацию — иначе штраф.

Иногда инспектор может вообще ничего не присылать, а позвонить. Тогда вы имеете право не взять трубку или не выслушать. Но я не советую вам так делать. Задача инспектора — как можно скорее закончить проверку вашей декларации, во всем разобраться и перейти к следующей. Чем быстрее вы это сделаете вместе, тем лучше.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Читайте также: