Ревизия налога на прибыль

Опубликовано: 16.05.2024

Сдавая любую налоговую отчетность, нужно быть готовым к возможным претензиям контролеров. Как проверяют декларацию по налогу на прибыль?

Проверка согласованности показателей

Все данные проверяются на согласованность как внутри декларации, так и с другими отчета­ми (как бухгалтерскими, так и налоговыми) от­четного периода. Указанная проверка включает в себя анализ данных бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций на выполнение соот­ветствующих контрольных соотношений.

К примеру, при проверке декларации по на­логу на прибыль организаций сопоставляют выручку от реализации с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках. Как правило, разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) об­разуется в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и налоговом законода­тельстве. К примеру, возможными причинами отклонения могут быть: наличие производства с длительным циклом, операции с ценными бу­магами, безвозмездное получение товаров (ра­бот, услуг, имущественных прав), переоценка стоимости имущества.

Субъекты малого предпринимательства (за исключе­нием эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе использовать в бухгалтерском учете кассовый метод признания доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

При совмещении общего налогового ре­жима и ЕНВД сумма выручки в декларации по налогу на прибыль будет меньше выруч­ки, отраженной в отчете о прибылях убыт­ках. В письме Минфина России от 25 июня 2008 года № 07-05-09/3 отмечено, что в от­чете о прибылях и убытках сумму единого налога на вмененный доход показывают по отдельной строке (после показателя текуще­го налога на прибыль). Это срока «Прочее» с кодом 2460.

Заинтересует налоговиков и разница между прямыми расходами, показанными в деклара­ции по налогу на прибыль, и себестоимостью продаж из отчета о прибылях и убытках. В этом случае инспектор может попросить представить учетную политику организации, где определен перечень прямых расходов.

ФНС России в письме от 24 февраля 2011 года № КЕ-4-3/2952@ указала, что налогоплатель­щик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расхо­дам только при отсутствии реальной возмож­ности включить указанные затраты в прямые расходы, применив при этом экономически обо­снованные показатели.

Сумму расходов, связанных с производ­ством и реализацией, а также внереализаци­онные расходы сравнивают с аналогичными показателями, отраженными в отчете о при­былях и убытках (себестоимость продаж, ком­мерческие, управленческие, прочие расхо­ды и т. д.). В этом случае многие отклонения также объяснимы. Например: применение разных способов начисления амортизации, разные оценки товарно-материальных цен­ностей, применение различных правил отра­жения процентов по полученным кредитам и займам, нормирование расходов (в налого­вом учете), переоценка основных средств, фор­мирование резервов и т. д.

Отметим, что некоторые показатели бухгал­терской и налоговой отчетности соотнести нель­зя. Например, пункт 9 статьи 258 НК РФ раз­решает начислять амортизационную премию. В то же время в бухгалтерском учете такой порядок списания части стоимости основных средств не предусмотрен (ПБУ 6/01). Но если из бухгалтерской отчетности либо пояснений к ней не будет прослеживаться поступление основных средств, а в декларации амортизаци­онная премия заявлена (строки 042 и 043 при­ложения № 2 к листу 02), то вопросы у инспек­торов обязательно возникнут.

При применении организацией ПБУ 18/02 разницу между бухгалтерской прибылью (убыт­ком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода отражают в бухгалтерской отчетности. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства показы­вают в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосроч­ных обязательств (п. 23 ПБУ 18/02). Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на при­быль отражают в отчете о прибылях и убытках (п. 24 ПБУ 18/02).

Сумму налога на прибыль по декларации можно сравнить с аналогичным показателем отчета о прибылях и убытках. Расхождение воз­можно, если в текущем периоде было выявлено искажение суммы налога на прибыль за про­шедшие годы.

Темпы роста расходов и доходов

Не понравится налоговикам несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности темпам роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженным в бухгалтерской отчетности. В этом случае вы будете являться кандидатом на выездную проверку (п. 4 Обще­доступных критериев). Как правило, динами­ку данного показателя смотрят за несколько периодов.

Конечно, несоответствиям темпов роста мо­гут быть и разумные объяснения. Например: изношенность оборудования потребовала доро­гостоящего ремонта либо вовсе покупку нового, резкое подорожание ТМЦ и т. д.

Налоговый убыток

Если вы в декларации покажете убыток, то ждите вызова в налоговую инспекцию на ко­миссию по легализации объектов налогообло­жения.

Как правило, в обращении к налогопла­тельщику следует «просьба» перепроверить правильность формирования налоговой базы и сдать уточненную декларацию (прибыльную либо нулевую).

Чиновники утверждают, что такое предпри­ятие попадает в группу налогоплательщиков, показатели деятельности которых соответ­ствуют критериям отбора субъектов для прове­дения выездных налоговых проверок. В пунк­те 2 Общедоступных критериев речь идет об осуществлении организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в тече­ние двух и более календарных лет.

Претензии инспекторов вызывают недоуме­ние. Ведь даже Минфин России не отрицает того, что косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (на­логового) периода вне зависимости от наличия либо отсутствия доходов в этом периоде (письмо Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/269). ФНС России также согласна, что все расходы, отнесенные в учетной политике нало­гоплательщиком к косвенным, формируют убы­ток отчетного года (письмо от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6494).

В объяснительной записке следует отразить причину возникшего убытка (новое предпри­ятие, сезонность продаж, отсутствие лицензии, реорганизация производства и т. д.). Также за­частую налоговые инспекторы просят расшиф­ровать суммы расходов.

Не стоит соглашаться на искусственное «обнуление» декларации, ведь в прибыльные годы вы сможете снизить налоговую базу на сумму полученного ранее убытка. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме пере­носимого убытка в каждом налоговом периоде (п. 1 и п. 2 ст. 283 НК РФ).

В следующий раз вы узнаете о том, как проверяют декларацию по НДС. Следите за обновлениями на сайте Бухгалтерия.ру!

Дополнительные материалы:


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

    Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

    Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

    Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

    Когда может приехать налоговая

    Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

    Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

    Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

    В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

    Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

    Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

    Как могут привлечь к проверке


    Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

    Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

    Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

    Другие поводы для выездной проверки — это:

    1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
    2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
    3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

    Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

    1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
    2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

    Какие есть критерии риска

    Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

    В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

    Когда и кому грозит налоговая проверка

    Ситуация Что означает Кого касается
    Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
    Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
    Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
    Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
    Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
    Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
    Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
    Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
    Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
    Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
    Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
    «Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
    Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
    Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

    Как подготовиться к приезду налоговой

    Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

    Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

    Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

    Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

    Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

    Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

    Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

    Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

    Как подготовить документы

    К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

    1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
    2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
    3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
    4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
    5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

    Как проходит выездная проверка

    Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

    Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

    Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

    Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

    Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

    Как долго длится проверка

    Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

    Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

    Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

    1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
    2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
    3. Провести экспертизу.
    4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

    Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

    Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

    Чем заканчивается выездная проверка

    В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

    Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

    1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
    2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

    Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

    Аудиторская программа проверки доходов и расходов, налогов, финансовых результатов включает в себя аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.

    При проведении аудиторских процедур обращается внимание на следующие виды расходов (затрат): материальные затраты; затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие производственные, сбытовые, маркетинговые, управленческие расходы; авансовые отчеты; распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат, затрат вспомогательного производства; расходы обслуживающих производств и хозяйств; расходы по деятельности со специальными налоговыми режимами.

    Аудиторские процедуры проверки расходов по обычным видам деятельности: ознакомление с опросным листом по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; проведение опроса по оплате труда; ознакомление с опросным листом по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами; анализ договоров с поставщиками работ, услуг; анализ договоров подряда и трудовых договоров; проверка правильности, полноты, своевременности формирования расходов, соответствия операций ПБУ 10/99, Налоговому кодексу РФ, валютному законодательству; проверка на соответствие фактического учета операций положениям принятой учетной политики; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 2); формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки расходов от обычных видов деятельности; опросный лист по планированию проверки расчетов по оплате труда; опросный лист по планированию проверки учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами; рабочие документы аудитора по разделу аудита; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; анкета (контрольный лист) по проверке учета денежных средств и расчетов с подотчетными лицами — в части расчетов с подотчетными лицами.

    Аудиторские процедуры проверки прочих операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов: анализ прочих расходов; проверка операций на соответствие законодательству, своевременности и правомерности их отражения в бухгалтерском учете в составе прочих расходов (операционных, внереализационных, чрезвычайных), соответствие ПБУ; формирование выводов по результатам проверки.

    Аудиторские процедуры проверки формирования финансовых результатов для целей бухгалтерского и налогового учета: рассмотрение прибыли (убытков) от реализации продукции, товаров, работ, услуг; реализации основных средств; реализации ценных бумаг; деятельности со специальными налоговыми режимами; деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств.

    Рабочие документы аудитора: опросный лист по проверке правильности применения ПБУ 18/02; рабочие документы аудитора по доходам и расходам организации; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; анкета (контрольный лист) по проверке расходов от обычных видов деятельности; анкета (контрольный лист) по проверке расчетов по оплате труда; рабочие документы аудитора по разделам аудита.

    Аудиторские процедуры проверки доходов организации: проверка доходов по обычным видам деятельности, от продажи основных средств, от продажи ценных бумаг, от продажи прочего имущества; прочих операционных и внереализационных доходов; доходов обслуживающих производств и хозяйств; доходов от деятельности со специальными налоговыми режимами; ознакомление с опросным листом по планированию проверки доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; анализ договоров с покупателями; проверка правильности, полноты, своевременности формирования доходов, соответствия операций ПБУ 9/99, валютному законодательству; арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса (форма № 5); формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов; рабочие документы аудитора по разделам аудита; анкета (контрольный лист) по проверке доходов от обычных видов деятельности, прочих операционных и внереализационных доходов.

    Аудиторские процедуры проверки системы налогового учета по налогу на прибыль: анализ системы налогового учета на соответствие законодательству; проверка регистров налогового учета; проверка полноты формирования налогооблагаемой базы по прибыли; формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделам, областям аудита; анкета (контрольный лист) по проверке системы налогового учета организации — в части прибыли.

    Аудиторские процедуры проверки прибыли (убытка), рассчитанной по данным налогового учета (проверка отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств): ознакомление с опросным листом по проверке правильности применения ПБУ 18/02; проведение анализа разниц между бухгалтерской прибылью (убытком) и налоговой прибылью (убытком) отчетного периода; проверка правильности расчета и отражения в учете и отчетности постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства; формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу, области аудита.

    Аудиторские процедуры проверки текущих расходов по налогу на прибыль: проверка правильности расчета текущего налога на прибыль исходя из условного расхода по налогу на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов) и отложенных налогов, полученных по данным аудита, и сверка результата с данными налоговой декларации; проверка правильности заполнения налоговой декларации и расчета по налогу на прибыль; сверка сальдо по счету «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль» с информацией в отчетности; формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу, области аудита.

    Аудиторские процедуры проверки системы налогового учета по НДС: анализ системы налогового учета на соответствие законодательству; проверка журналов регистрации счетов-фактур выданных и полученных, проверка на соответствие данных книги продаж и книги покупок, Главной книги и декларации по НДС; формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке системы налогового учета организации — в части НДС.

    Аудиторские процедуры проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности — проверка формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 3 «Отчет о движении капитала», формы № 4 «Отчет о движении денежных средств», формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», пояснительной записки: проведение опроса; проверка на соответствие данных Главной книги и форм отчетности; проверка состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязка ее показателей; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; проверка правильности оценки статей отчетности; формулировка предложения о внесении (при необходимости) изменений в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита; формирование выводов по результатам проверки.

    Рабочие документы аудитора: опросный лист по планированию проверки наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; анкета (контрольный лист) по проверке наличия аффилированных лиц и раскрытия информации о них; анкета (контрольный лист) по проверке событий после отчетной даты; анкета (контрольный лист) по проверке условных фактов хозяйственной деятельности; сравнение фактических отклонений с уровнем существенности; существенные отклонения; таблица обнаруженных искажений бухгалтерской отчетности.

    Аудиторские процедуры проверки забалансовых счетов: проверка правомерности применения (неприменения) забалансовых счетов учета, правильности отражения операций на забалансовых счетах учета, раскрытия информации в отчетности организации. Рабочие документы аудитора составляются по каждому разделу аудита.

    Формирование выводов по результатам проверки предусматривает следующие аудиторские процедуры: формирование выводов для написания письменной информации (отчета) руководству о результатах проверки; подготовка проекта письма к руководству; подготовка проекта аудиторского заключения.

    Рабочие документы аудитора: рабочие документы аудитора по разделу аудита; перечень существенных проблем, возникших в ходе аудита; перечень отложенных дел, не решенных своевременно в ходе аудита; замечания и рекомендации для следующего этапа аудита; замечания и рекомендации для аудита следующего года; анкета внутренней проверки качества; проект письма к руководству; проект аудиторского заключения.

    Пример информации, включаемой в общий отчет аудитора по проверке расходов для целей налогообложения, приведен в Приложении 6.

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Светлана Валюнина

    Автор: Светлана Валюнина
    главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

    Специальные налоговые режимы дают послабления в части налогов и отчетности, но не освобождают от налоговых проверок. Организации на спецрежимах проверяют так же тщательно, как и организации на общей системе налогообложения.

    Если при проверке компании на общей системе налоговики уделяют пристальное внимание НДС и налогу на прибыль, то на спецрежимах (УСН, ЕНВД) инспекторов прежде всего интересует, правомерно ли компания применяет льготный режим и правильно ли считает единый налог по упрощенке, налог на «вмененке» и единый сельхозналог.

    Срок выездной проверки «спецрежимников» стандартный – 2 месяца, но его в некоторых случаях могут продлить.

    Подробнее о том, как проходят проверки организаций на спецрежимах, и о самых частых претензиях налоговиков читайте в нашей статье.

    Инспекторы ищут необоснованную налоговую выгоду

    Специальные налоговые режимы, а особенно «упрощенку», часто используют для того чтобы уйти от налогов. Для этого крупные фирмы применяют схему дробления бизнеса, когда компанию формально делят на несколько более мелких и переводят их на льготный режим. Также ИП на УСН 6% или на патенте используют для вывода денег. ФНС знает об этих схемах, поэтому проверяет «спецрежимников» с особым пристрастием, если есть повод подозревать незаконную налоговую экономию.

    Пример № 1. Компания, которая реализует моторное топливо, выкупила имущество в собственность через специально созданные фирмы на УСН, чтобы не платить налог на имущество. Кроме того, компания еще и снижала налог на прибыль, т.к. арендовала у этих фирм имущество по завышенной стоимости. Налоговики раскрыли схему, оштрафовали компанию и доначислили налоги на несколько миллионов рублей.

    Здесь пострадала основная компания, но в судебной практике есть случаи, когда наказывают и самого спецрежимника.

    Пример № 2. Выездную проверку провели в отношении даже не фирмы, а простого предпринимателя на патентной системе. Он якобы оказывал услуги ремонта и техобслуживания транспорта, а на самом деле сделки были нереальными, и через него просто выводили наличность, в сумме «набежало» больше 20 млн руб. Все эти деньги предпринимателю вменили как доход, не связанный с патентной деятельностью. Доначисленный НДФЛ, пени и штрафы в общей сложности составили 3,5 млн руб.

    Таких примеров можно привести очень много. Проверить могут кого угодно, и невозможно предсказать, какое звено цепочки пострадает, поэтому нужно осознанно подходить к созданию новых юрлиц и ИП в структуре вашего бизнеса.

    Кого проверят в первую очередь

    Справедливости ради нужно отметить, что есть фирмы на спецрежимах, которые налоговая не трогает годами. Это не значит, что ими вообще не интересуются. Просто при камеральных проверках деклараций УСН, ЕНВД, ЕСХН инспекторы не находят ничего подозрительного, и деятельность фирмы не вызывает вопросов.

    В план выездных проверок УСН и других спецрежимов в первую очередь попадут компании, которые приближаются к пороговым значениям показателей, дающих право применять льготный налоговый режим. Это прописано в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Еще очень важный критерий: если у налогового органа имеются сведения об участии «спецрежимника» в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) если результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

    В группу риска фирма попадает, если приблизилась к пороговым значениям меньше чем на 5%, например:

    • при лимите доходов для «упрощенцев» в 150 млн руб. доход фирмы составил 145 млн руб.

    • при ограничениях торговой площади на ЕНВД 150 квадратными метрами площадь магазина – 145 метров;
    • число сотрудников – 98 при ограничениях для спецрежимов в 100 человек;
    • доход от сельскохозяйственной деятельности на ЕСХН 69% при допустимом минимуме в 70% и т.д.

    В группе риска также компании, которые часто «мигрируют» между налоговыми инспекциями, т.е. встают на учет то в одной, то в другой.

    Налоговая проверка УСН

    Придя с проверкой к «упрощенцу», налоговики проверят, правомерно ли применяется УСН и соответствует ли организация критериям по доходам, стоимости основных средств, числу сотрудников, участию других юрлиц в уставном капитале.

    Проверка налогоплательщика на УСН «Доходы» пройдет проще, потому что в этом случае налоговики не будут проверять расходы, кроме расходов на страховые взносы. Но вот доходы проверят тщательно на предмет реальности сделок. Инспекторы будут выяснять, действительно ли ИП или ООО оказывали услуги и поставляли товары контрагентам, соблюден ли порядок признания доходов и правильно ли рассчитан налог.

    Для тех, кто на УСН «Доходы минус расходы», проверка будет сложнее, потому что будут проверять расходы: обоснованы ли они, соблюден ли порядок признания расходов, есть ли подтверждающие документы.
    Если у налоговой инспекции есть сведения об участии фирмы в незаконных налоговых схемах, проверять ее будут еще тщательнее.

    Например, с целью оптимизации НДС бизнес раздробили на два юрлица. Одно на общей системе – для контрагентов, которым нужен НДС, второе на УСН – для тех, кому не нужен. В таком случае налоговая объединит выручку по этим двум юрлицам, начислит налоги по общей системе налогообложения, а также пени и штрафы.

    Проблемы при проверке могут возникнуть и у организаций на «упрощенке», которые имеют обособленные подразделения. По правилам организации с филиалами не могут применять упрощенную систему налогообложения. Проанализировав деятельность компании и подразделений, налоговики могут признать обособленное подразделение филиалом, лишить фирму права на применение УСН и доначислить налоги. Как подстраховаться, чтобы этого не произошло, мы рассказали здесь.

    Мы имеем разносторонний опыт прохождения проверок с множеством клиентов, а обо всех изменениях и веяниях узнаем первыми. Столкнувшись с проблемой с одним клиентом, проводим «профилактику» у всех остальных.

    Налоговая проверка ЕНВД

    Здесь налоговая инспекция также в первую очередь проверит, правомерно ли налогоплательщик применяет ЕНВД, и соответствует ли ограничениям по виду деятельности, количеству сотрудников, участию юрлиц в уставном капитале, физическим показателям.

    Если организация указывает в декларации заниженный физический показатель, чем есть на самом деле (площадь торгового помещения, количество грузовиков, число сотрудников и т.д.), чтобы платить меньше налогов или вовсе не потерять право на спецрежим, проверяющие это выявляют, лишают права на ЕНВД и штрафуют.

    В зоне риска предприятия, которые, занимаясь розничной торговлей на ЕНВД, поставляют товары ИП и юрлицам. На ЕНВД можно торговать только в розницу. Если налоговики увидят оптовые сделки, то переквалифицируют их в сделки на общей системе или «упрощенке» и доначислят налог. Но из-за того, что грань между оптовой и розничной торговлей размыта, проверяющие и налогоплательщики часто видят ситуацию по-разному.

    ЕНВД часто совмещают с общей системой или УСН, поэтому налоговики также проверят, правильно ли ведется раздельный учет, как распределяются доходы и расходы.

    Налоговая проверка ЕСХН

    Инспекторы проверят, соответствует ли предприниматель или организация критериям применения ЕСХН и соблюдена ли минимальная доля сельхозвыручки.

    По закону доля должна быть не меньше 70%, причем сельхозпродукцией признается только та продукция, которая есть в Перечне из Постановления Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Кроме того, инспекторы проверят обоснованность расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу.

    Что еще проверяют на спецрежимах

    Независимо от того, какой режим налогообложения использует налогоплательщик, проверка затронет:

    • другие налоги, которые он платит: земельный, транспортный, водный и т.д.;
    • обоснованность применения налоговых льгот;
    • НДФЛ, страховые взносы и отчетность по ним и т.д.

    Нельзя с точностью предугадать, придут ли к вам налоговики и как глубоко они будут копать, но можно заранее сделать все, чтобы не вызывать повышенного интереса контролеров.

    Мы знаем, на что обращает внимание налоговая, и стараемся устранить самые малейшие «зацепки», обеспечивая нашим клиентам режим «невидимки».

    Читайте также: