Неурегулированная задолженность по налогам это

Опубликовано: 11.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-535 О выдаче налоговым органом справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ

Вопрос: В настоящее время авиакомпания (ЗАО) является эксплуатантом воздушных судов российского производства, которые получила по договорам лизинга от российской лизинговой компании для предпринимательских целей.

В 2009 году ЗАО стало участником конкурса, проводимого Федеральным агентством воздушного транспорта, и на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по отбору российских авиакомпаний на право получения возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства было признано победителем.

11.01.2010 года между ЗАО, как победителем конкурса, и Федеральным агентством воздушного транспорта заключены действующие договоры на предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства.

ЗАО в соответствии с указанными договорами и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466 направило в Федеральное агентство воздушного транспорта полный пакет документов, необходимых для возмещения затрат авиакомпании на уплату лизинговых платежей. В данном пакете были предоставлены справки территориального органа ФНС РФ, подтверждающие отсутствие у ЗАО текущих задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, также в указанных справках отражено наличие отсроченной к взысканию задолженности, взыскание которой приостановлено соответствующими определениями суда. Таким образом, требование подпункта в) пункта 11 Правил возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, ЗАО соблюдено, и законные основания для отказа от выплаты субсидии отсутствуют.

Однако до настоящего момента субсидии ЗАО не предоставлены ввиду того, что представители Управления экономики и программ развития Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) считают, что документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, у ЗАО отсутствуют. Данная позиция противоречит фактическому положению вещей и прямо нарушает законные права нашей авиакомпании.

На основании вышеизложенного просим Вас дать мотивированное заключение по сложившейся ситуации.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 17.09.2010 N 20/1-2394 по вопросу о выдаче налоговым органом справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно Правилам возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, одним из обязательных условий получения субсидии по лизинговым платежам и кредитам является справка налогового органа об отсутствии у организации неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

При этом названными Правилами не конкретизируется, что понимается под неурегулированной задолженностью по обязательным платежам в бюджеты.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) используются термины "недоимка" (сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок) и задолженность по соответствующим пеням и штрафам. Термин "неурегулированная задолженность" в Кодексе не используется.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику (плательщику сбора или налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).

В справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утвержденной приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, и в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, утвержденной приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам. При этом суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам показываются без учета сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

В ранее действующем приказе МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-24/149 (утратил силу на основании приказа МНС России от 21.09.2004 N САЭ-3-24/502@) была предусмотрена справка об отсутствии неурегулированной задолженности по налогам и другим обязательным платежам и нарушений налогового законодательства. При этом в письме МНС России от 03.06.2003 N ШС-6-24/622 "О направлении приказа МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-24/149" указывалось, что под неурегулированной задолженностью понимается не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумма налога и (или) сбора, сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога и (или) сбора, сумма налоговых санкций, в отношении которых не изменялся срок уплаты в порядке, установленном главой 9 Кодекса, и не предоставлялось право на проведение реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изменение в установленном порядке сроков уплаты налогов, пеней и штрафов направлено на урегулирование задолженности налогоплательщика по соответствующим налогам, пеням и штрафам.

В связи с этим полагаем, что наличие у налогоплательщика отсрочки (рассрочки), реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам, приостановленных к взысканию платежей не является препятствием для реализации целей постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, но вместе с тем не означает, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате соответствующих недоимки, пеней и штрафов (статья 45 Кодекса).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-535

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

С 2002 г. российским авиакомпаниям за счет бюджетных средств возмещают часть затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемые ими от российских компаний. Речь также идет о части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002-2005 гг. на соответствующие цели.

Для получения субсидии, в частности, необходимо представить справку налогового органа об отсутствии неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды.

При этом в правилах предоставления данной субсидии не содержится определение "неурегулированной задолженности".

В НК РФ данный термин не используется.

Налоговые органы представляют плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам.

В ней отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Ранее под неурегулированной задолженностью понималась не уплаченная в установленный срок сумма налога (сбора), пеней, штрафов, налоговых санкций, в отношении которых не изменялся срок уплаты и не предоставлялось право реструктуризовать задолженность (приказ МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-24/149).

По мнению ФНС России, наличие у плательщика отсрочки (рассрочки), реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам, приостановленных к взысканию платежей не препятствует получению субсидии. Однако это не означает, что он уплатил соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Правила расчета пени

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Виды ответственности

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

В соответствии с действующим законодательством уплата установленных налогов является обязанностью каждого налогоплательщика. Индивидуальным предпринимателям, организациям, а также физическим лицам (гражданам) важно соблюдать установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплаты налогов. Тем не менее, далеко не все серьезно относятся к данному вопросу, и в результате этого возникают налоговые задолженности. Налоговым кодексом РФ установлено, что налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный необходимо заплатить не позднее 1 декабря года после отчетного. Индивидуальные предприниматели и организации должны осуществлять уплату фиксированных взносов в Федеральный фонд ОМС и Пенсионный фонд РФ при доходе не более 300 000 рублей — не позднее 31 декабря текущего года, а взносы в Пенсионный фонд РФ с суммы дохода свыше 300 000 рублей — не позднее 1 апреля следующего года. Сроки уплаты налогов также могут зависеть от применяемого налогового режима Индивидуальными предпринимателями и организациями.

Сроки уплаты налогов исчисляются в рабочих днях, либо в календарных днях, с учетом нерабочих (выходных) дней. В случае попадания последнего дня срока уплаты налога на нерабочий (выходной) день, то он переносится на ближайший за ним рабочий день. В соответствии с Налоговым кодексом за опоздание уплаты налога налогоплательщика могут оштрафовать. В зависимости от ситуации, также может потребоваться и перерасчет земельного или имущественного налога, которые были выставлены ИФНС в излишнем объеме или в связи с ошибкой.

В любом случае урегулирование налоговой задолженности становится необходимой мерой. Узнать образовавшуюся задолженность по уплате налогов для ее урегулирования можно позвонив по телефону горячей линии ИФНС: 8-800-222-2222, либо посредством личного кабинета на сайте https://www.nalog.ru/rn77/.

Важно! Урегулировать можно любую задолженность. Это может быть сделано различными способами, от добровольного погашения недоимки, до проведения процедуры банкротства. В случае излишне выставленного земельного, транспортного или имущественного налога, в связи с какой-либо ошибкой можно прибегнуть к перерасчету данного налога с предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога от ИФНС. Зачастую, провести эффективное урегулирование налоговой задолженности могут лишь специалисты, обратившись с правильно составленным обращением в налоговую инспекцию. ИНФС рассмотрит обращение и вынесет решение о пересчете, уведомив об этом налогоплательщика. При этом задолженность может быть пересчитана лишь при наличии достаточных оснований. Налогоплательщику также может быть предоставлена отсрочка для уплаты взноса. ИФНС требуется 30 дней для проведения данной процедуры.

Отдельно стоит отметить, что нередкими бывают случаи, когда выставленный налог на имущество индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц является завышенным. Это бывает связано напрямую с тем, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, и зачастую кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть завышенной и не соответствовать ее рыночной стоимости. В данном случае будет необходимым произвести процедуру оспаривания кадастровой стоимости. В данном случае только после снижения кадастровой стоимости и установления ее кадастровой стоимости равной рыночной необходимо будет произвести перерасчет налога. Ознакомиться подробнее с данной услугой Вы можете у нас на сайте в разделе «Изменение кадастровой стоимости».

ЮК «Нобель» также рекомендует вне зависимости от сроков и имеющейся задолженности воспользоваться еще одной крайне полезной для налогоплательщиков юридической услугой «пересчет налоговой базы». Данная услуга позволяет пересчитать сумму выплат за отчетный период, тем самым сэкономив денежные средства. Налоговый Кодекс позволяет проводить перерасчет без ограничения срока давности, но лишь в случае обнаружения ошибок. Однако заявление о выплате переплаченной суммы может быть подано лишь до истечения трех лет с момента переплаты.

* Также стоит отметить, что существует еще один законный способ урегулировать налоговую задолженность: можно осуществить списание долгов по налогам и страховым взносам воспользовавшись налоговой амнистией. В соответствии с поручением Президента РФ налоговая амнистия предусматривает списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

— Для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

— Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.

— Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
Таким образом, можно заключить, что имеется достаточное количество законных способов провести реструктуризацию налогов и оптимизировать бюджет с помощью получения отсрочек и пересчета сумм задолженности. В нынешней экономической ситуации это становится особенно актуальным, как для физических, так и для юридических лиц. Однако эта процедура имеет множество сложных юридических нюансов, что делает обращение к квалифицированным юристам вполне логичным шагом.

ЮК «Нобель» имея достаточный опыт в решении подобных вопросов с удовольствием поможет Вам на всех этапах урегулирования налоговой задолженности, обеспечит качественное юридическое сопровождение и поможет добиться максимального результата, при минимальных затратах времени.

image_pdf
image_print

На сайте налоговой службы опубликованы ответы на вопросы налогоплательщиков, в том числе по урегулированию задолженности. Расскажем, что налоговики ответили по поводу списания долгов ИП, а также по некоторым другим вопросам.

Списание задолженностей предпринимателям

28 декабря 2017 был подписан закон № 436-ФЗ, в соответствии с которым списываются налоговые задолженности физическим лицам, в том числе имеющим статус ИП. В связи с этим у предпринимателей возникает множество вопросов.

Какие суммы задолженностей будут списаны в соответствии с указанным законом?

Для действующих и бывших ИП подлежат списанию долги по налогам, связанным с предпринимательской деятельностью, которые возникли на начало 2015 года. Будут списаны сами налоговые недоимки, а также штрафы и соответствующие суммы пеней. При это не списываются задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых, по акцизам и по налогам, которые связаны с экспортом и импортом.

Когда именно будет списана указана задолженность? Будет ли налогоплательщик об этом уведомлен (по почте)?

Налоговые органы проводят работу по списанию указанной задолженности. В настоящий момент она продолжается. Что касается уведомления налогоплательщика, то по почте такая информация направлена не будет. Чтобы узнать о списании задолженности, можно воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика физического лица или индивидуального предпринимателя — в зависимости от того, какие налоги списываются.

Нужно ли что-то предпринимать налогоплательщику, чтобы его налоговая задолженность была списана?

Нет, никаких действий от налогоплательщика не требуется. Работа по списанию задолженности проводится ФНС самостоятельно.

Спишут ли предпринимателям страховые взносы за себя?

Взносы в фиксированном размере предпринимателям не спишут. Пересчитают лишь суммы взносов, которые были им начислены до 1 января 2017 года в максимальном размере.

Поясним эту ситуацию. Дело в том, что пока страховыми взносами управляли фонд, имела место такая практика. Если предприниматель не подавал налоговую декларацию, Пенсионный фонд не получал информации о его доходах. В этом случае предпринимателю страховые взносы начислялись по максимуму: исходя из 8-кратного размера МРОТ, тарифа страховых взносов и времени (месяцев и дней) осуществления деятельности в качестве ИП. Так, не отчитавшиеся по доходам за 2016 год предприниматели получили от ПФР требования к уплате взносов в сумме 158 648, 69 рублей.

Позже этот подход был пересмотрен. Есть письмо ФНС № БС-4-11/17461@ от 01.09.2017, из которого следует, что предпринимателям, пусть и с опозданием, но все-таки подавшим налоговые декларации, взносы следует пересчитать.

Поэтому если ИП были начислены взносы по максимальной ставке, то их должны пересчитать. Что же касается взносов, начисленных в базовом размере, то они списанию не подлежат. Предпринимателю нужно будет уплатить эти суммы, а также причитающиеся пени.

Прочие вопросы урегулирования задолженности

В отношении организации вынесено решение о приостановлении операций по расчетному счету. Можно ли в такой ситуации открыть новый расчетный счет?

Нет, это невозможно. В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса, если вынесено решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов или налогового агента, то новый счет банк такому клиенту не откроет.

В какие сроки решение о приостановке операции по счетам организации отменяется налоговым органом?

Решение о приостановке операций по банковским счетам организации отменяется после того, как будет погашена образовавшаяся задолженность, оплачены штрафы и пени. На следующий день после того, как налоговый орган получит документ о погашении всех задолженностей, он должен отменить решение о приостановке движения по счетам.

Решение о приостановке операции может быть принято налоговым органом не только из-за задолженности, но и в том случае, если организация не подала налоговую декларацию в течение 10 дней после истечения крайнего срока. Если декларация будет подана, то такое решение отменяется не позднее следующего дня. Если налоговый орган затребовал документы либо пояснения или же вызывал налогоплательщика, то решение будет отменено не позднее следующего дня после направления пояснения или документов либо явки представителя организации.

Положены ли налогоплательщику проценты и в каком размере?

Компания Обратилась в ИФНС с заявлением на возврат излишне уплаченной суммы налога. Однако в установленный срок возврат произведен не был. Полагаются ли проценты?

Справочная / Всё про налоги

Что делать с переплатой или задолженностью по налогу?

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Читайте также: