Несоответствие в налоговой декларации

Опубликовано: 20.09.2024

153-основа.jpg


Налогоплательщикам часто сложно определить, какие ошибки в декларации являются существенными, а какие нет, когда необходимо подать уточненную декларацию или пояснения в налоговый орган, а в каком случае исправления вносить не обязательно.

Существенные ошибки в декларации по НДС

1. Налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу

Занижение налогооблагаемой базы может быть связано с целым рядом ошибок, например, со счетной ошибкой, а также с отражением в декларации сумм налога, заявленных к вычету, которые не подтверждены документально. Такая ситуация может возникнуть, если контрагент несвоевременно прислал документы или они потерялись при пересылке.

2. Налогоплательщик подал налоговую декларацию на бумажном носителе

С 1 января 2015 года нарушение правила о представлении декларации по НДС в электронной форме квалифицируется как непредставление декларации (абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ).

Таким образом, если в 2014 году возможно было переслать налоговую декларацию по почте и заплатить минимальный штраф в размере 200 рублей, то с прошлого года декларация просто считается неподанной, более того, налоговый орган может приостановить операции по счетам налогоплательщика.

3. Неправильно отраженный ИНН в декларации

Неправильно указанный ИНН может привести к тому, что декларация не будет считаться поданной. Так, ИНН должен иметь длину 10 или 12 символов. Если при вводе упустить один символ, то данные не пройдут форматный контроль, а значит, в случае включения их в декларацию она не будет принята налоговым органом.

4. Налогоплательщик включил в декларацию по НДС суммы за пределами трехлетнего срока

Налогоплательщик может принять НДС к возмещению только в пределах трехлетнего срока, если по каким-то причинам налогоплательщик включает в налоговую базу суммы НДС по приобретению товаров, оборудования, услуг за пределами трехлетнего срока, то в этом случае налоговый орган откажет в возмещении. Аналогичную позицию занимают и суды. Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Статьей 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.

Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.

Так, судьи не согласились с налогоплательщиком, который учитывал НДС с момента ввода в эксплуатацию основных средств, а не с момента их приобретения (Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2015 № 309-КГ15-11146 по делу № А76-24834/2014).

5. Налогоплательщик неправильно рассчитал сумму НДС к возмещению

Если налогоплательщик не может подтвердить свои расчеты в декларации первичными документами, а также информация различается в книге покупок-продаж, то этот факт налоговый орган признает существенным нарушением.

В этой связи перед подачей декларации необходимо провести проверку счетов-фактур и сверить, чтобы информация по счетам-фактурам не «задваивалась» в книге покупок и продаж. Особенно необходимо обратить внимание на данные разд. 10 и 11, поскольку данные из указанных разделов существенны для проверки декларации, так как показатели журнала учета создают взаимосвязь между книгой продаж поставщика и книгой покупок клиента. Например, если посредник неправильно заполнит журнал учета счетов-фактур, то покупателю понадобится составлять пояснения для инспекторов в отношении заполнения декларации по НДС.

Несущественные ошибки в декларации по НДС

К несущественным ошибкам можно назвать те ошибки, которые не привели к занижению суммы налога, уплачиваемого в бюджет, которые не повлияли на налогооблагаемую базу и в отношении которых налогоплательщику не придется доказывать свою правоту. Однако даже при наличии несущественных ошибок целесообразно при предоставлении налоговым органом соответствующего требования представить соответствующие пояснения.

1. Ошибки не привели к занижению суммы налога к уплате

Если же ошибки не привели к занижению суммы налога, то представлять дополнения или изменения вы можете по своему желанию, так как это ваше право, а не обязанность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 05.07.2010 № 16-12/070210).

2. Переплата налога в бюджет

Переплата налога в бюджет может возникнуть ввиду целого ряда причин, например, ввиду отражения реализации, которая не состоялась или же в случае возврата покупателем некачественного товара, который был отражен уже в учете с начислением налога.

В этом случае подавать уточненную декларацию не обязательно. Сумма излишне уплаченного налога подлежит в том числе зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату организации в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Зачет сумм излишне уплаченных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Следовательно, поскольку НДС является федеральным налогом (п. 1 ст. 13 НК РФ), переплату по нему возможно зачесть в счет предстоящих платежей только по федеральным налогам (в том числе, как в данной ситуации, в счет налога на прибыль).

3. Несоответствия в разделах декларации

Несоответствия часто возникают в данных о сумме налога, указанного в разделе 1 декларации, и налогом, исчисленным исходя из отраженной в разделе 3 налоговой базы. Такая ошибка может быть обусловлена техническими проблемами или ошибками в расчетах. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 № 09АП-57918/2015 по делу № А40-137588/15 суд встал на сторону налогоплательщика, указав, что допущенная Обществом ошибка имела очевидный характер и никак не свидетельствовала о наличии оснований для выводов о занижении им суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и тем более о наличии оснований для привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

4. Технические ошибки в заполнении реквизитов

Технические ошибки в заполнении реквизитов также не влияют на факт уплаты и начисления налога. Например, к таким ошибкам можно отнести неправильный номер корректировки или неправильный код налогового периода, ОКВЭД или номер налогового органа, в который подается декларация. Действительно, подобные ошибки являются больше техническими и никак не отражаются на тех суммах, которые налогоплательщик уплачивает в бюджет. Одновременно нельзя сказать, что декларация не является поданной, поскольку ошибка не влияет на факт подачи самой декларации.

В подобной ситуации суды также встают на сторону налогоплательщика, так, по мнению судей, неправильное указание в декларации налогового периода не является существенным недостатком, не позволяющим налоговому органу провести проверку в полном объеме (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190).

5. Технические ошибки в подтверждающих документах

Технические ошибки в подтверждающих документах также не повлияют на возможность принятия НДС к вычету. Налоговый орган не может отказать в возмещении НДС, отраженному в налоговой декларации, если счета-фактуры оформлены с несущественными ошибками. В ст. 169 НК РФ введена норма: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименования товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС. К таким несущественным ошибкам заполнения счетов-фактур можно отнести следующие: путаницу с нумерацией, неточности при указании грузоотправителя и грузополучателя (при условии, что покупатель и продавец названы правильно), ошибки в единицах измерения (код и условное обозначение), пренебрежение точностью при отражении страны происхождения товара и номера таможенной декларации.

6. Ошибки, связанные с округлением

Если ошибка связана с округлением суммы налога, фактически не приводит к неуплате налога, то такая ошибка также является несущественной. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ налог должен исчисляться в полных рублях. Если при расчете налога получено значение с копейками, то сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). А вот в счетах-фактурах необходимо указывать данные с копейками.

Но по большому счету, подобное округление не должно негативно отражаться на возможности применения НДС к вычету.

Конечно, при подаче любой декларации лучше руководствоваться принципом «семь раз отмерь и один отрежь», вместе с тем, ошибки в декларации по НДС встречаются достаточно часто. Поэтому важно понять, какую ошибку вы допустили, и к чему она может привести. Среди негативных последствий существенных ошибок в декларации по НДС можно назвать блокировку счетов, проверку складов, запросы о предоставлении дополнительных документов и даже выездную проверку. Поэтому очень важно выявить и предотвратить существенные ошибки заранее.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН


Организации, применяющие УСНО, уже сдали декларацию по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2016 год: срок истек 31.03.2017. Не позднее обозначенной даты надо было представить в налоговый орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так и поступило: выполнило все требования налогового законодательства.

Но вдруг в апреле 2017 года одна из таких организаций получила из налогового органа требование пояснить причину расхождения сумм доходов, указанных в декларации при УСНО и в бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Что делать в этом случае? Может ли быть такое расхождение обоснованным? Как составить ответ налоговикам?

Право налогового органа на истребование пояснений

В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган при получении декларации по «упрощенному» налогу проводит ее камеральную проверку. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа, и получены им в ходе налогового контроля, то налоговый орган вправе истребовать пояснения относительно данного факта. В рассматриваемом случае расхождение выявлено между декларацией по «упрощенному» налогу и бухгалтерской отчетностью организации, что является основанием для истребования пояснений у налогоплательщика.

Об обнаружении ошибки или несоответствия налоговый орган сообщает налогоплательщику и требует представить необходимые пояснения или внести исправления в налоговую декларацию.

Срок для выполнения данного требования – пять рабочих дней со дня получения требования.

Может ли налогоплательщик вместе с пояснениями дополнительно представить другие документы, подтверждающие его позицию? Да, он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Представитель налогового органа обязан рассмотреть все представленные налогоплательщиком документы. И если после этого рассмотрения или в случае, когда налогоплательщик не представит пояснений, налоговый инспектор установит факт совершения правонарушения, он составит акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что действующим налоговым законодательством налоговым органам предоставлено право истребовать у «упрощенца» пояснения в отношении представленной декларации при УСНО, если будут выявлены ошибки или несоответствия между данными декларации и другими имеющимися у налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью).

Рекомендуем представить пояснения в установленный срок (пять рабочих дней), иначе будет составлен акт о правонарушении на основании тех данных, которые есть у налогового органа. Да и этим дело может не закончиться: если расхождения масштабные, то налоговики могут инициировать и выездную налоговую проверку.

Кроме истребования пояснений, налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, если сочтет, что требуется непосредственная явка налогоплательщика в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого налогоплательщику будет направлено уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Сравнение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО

Декларация при УСНО

Независимо от применяемого объекта налогообложения в налоговой декларации указываются доходы, учитываемые при УСНО:

  • если объект налогообложения «доходы» – по кодам строк 110 – 113 разд. 2.1.1 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов (налоговая база для исчисления налога (авансового платежа по налогу)) нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период;
  • если объект налогообложения «доходы минус расходы» – по кодам строк 210 – 213 разд. 2.2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов также нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период.
Порядок определения доходов организации не зависит от применяемого объекта налогообложения и установлен ст. 346.15 и 346.17 НК РФ:

  • учитываются доходы в порядке, приведенном в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ;
  • не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, и доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы учитываются кассовым методом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

А если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

В рассматриваемой ситуации налоговиков могут заинтересовать следующие показатели бухгалтерской отчетности.

Начнем с баланса. В данном случае важными являются показатели актива баланса, а именно «Финансовые и другие оборотные активы», в котором указываются (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»):

  1. по коду 1230 – дебиторская задолженность;
  2. по коду 1240 – финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  3. по коду 1260 – прочие оборотные активы.
При этом, поскольку деталировку выбирает сама организация, данные могут быть приведены в балансе как развернуто, так и одним показателем, имеющим наибольший вес. Например, по показателю «Дебиторская задолженность» (код 1230) указываются в том числе сальдо по следующим статьям бухгалтерского учета:

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • задолженность дочерних и зависимых обществ;
  • задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы;
  • займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • прочие финансовые вложения.
В отчете о финансовых результатах налоговиков в первую очередь заинтересует показатель «Выручка», в котором указывается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей (код 2110), учтенная по кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет 1 «Выручка»), а также показатель «Прочие доходы» (код 2340), в котором содержится информация о прочих доходах организации, учтенных по кредиту счета 91 «Прочие доходы».

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы в бухгалтерском учете признаются по методу начисления; организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут вести учет кассовым методом по мере поступления денежных средств. Подавляющее большинство организаций ведет бухгалтерский учет по методу начислений.

Сравнение данных декларации при УСНО и годовой бухгалтерской отчетности

Если рассматриваемые доходы, включая прочие доходы, по бухгалтерской отчетности меньше, чем налогооблагаемые доходы, то вопросов у налоговиков не возникнет. Такое может быть, например, если организация работает «по предоплате», то есть у нее много поступлений денежных средств в виде авансовых платежей от покупателей, которые в налоговом учете увеличивают облагаемые доходы (кассовый метод), а в бухгалтерском учете – увеличивают кредиторскую задолженность.

Если же налогооблагаемые доходы значительно меньше, чем доходы, включая прочие доходы, отраженные в бухгалтерской отчетности, то вероятность возникновения вопросов у налоговых органов высока, поскольку это может означать занижение облагаемой базы по налогу, уплачиваемому при УСНО. Рассмотрим приведенный вариант подробнее.

Наиболее очевидным сравнением является, как уже сказано выше, сопоставление показателей дохода в налоговой и бухгалтерской отчетности (см. формулу).

Показатель «Выручка» (код 2110) отчета о финансовых результатах

Показатель «Прочие доходы» (код 2340) отчета о финансовых результатах

image_pdf
image_print

Информационная система АСК НДС, внедренная налоговой службой для проверки деклараций по НДС, функционирует в полную силу с лета 2015 года. С тех пор требования о представлении пояснений стали поступать налогоплательщикам еще чаще. Программа работает в автоматическом режиме и выявляет несоответствия без участия инспекторов, отбирая по определенным критериям ошибочные формы отчетности для дальнейшей проверки. Какие же декларации рискуют попасть в поле зрения автоматизированной системы ФНС в первую очередь?

Итак, расхождения в декларации по НДС могут быть двух типов:

  • внутренние, то есть несоответствия контрольных соотношений определенных разделов;
  • расхождения с контрагентами.

Внимание системы ФНС привлекают и те и другие. Правда, некоторые из них программа посчитает значительными и потребует представить пояснения, а иными, не столь важными, попросту пренебрежет.

Внутренние расхождения в декларации по НДС

Они могут возникать и при безошибочном заполнении декларации — за счет округления сумм налога (вычета), содержащих копейки.

При проверке контрольные значения указанных сумм в разделах 8 и 9 должны соответствовать суммам в разделах 2–6. Но итоги по книгам покупок и продаж (разделы 8–9) заполняются в рублях и копейках, а суммы налога и вычета (разделы 2–6) — лишь в рублях. Отсюда и могут возникать внутренние несоответствия контрольных соотношений в декларации, даже если она не содержит ошибок.

В ФНС пояснили, что в настройках информационной системы установлен предел допустимого расхождения в размере 10 рублей. При этом программа обратит внимание на декларацию лишь в том случае, если сумма налога в разделе 2–6 будет меньше соответствующего итога по книге продаж, указанного в разделе 9. Для данных книги покупок все наоборот: если сумма вычета в разделах 3–6 будет превышать итоговый вычет по разделу 8 более чем на 10 рублей, то декларация также попадет в поле зрения программы. Таким образом, «занижение» налога, равно как и «завышение» вычета более, чем на 10 рублей, повлечет автоматическое отправление налогоплательщику требования о пояснениях, пусть даже это расхождение возникло из-за округления (отбрасывания) копеек.

Несоответствие данных контрагентов

Проводя перекрестную сверку деклараций, налоговая служба выдвигает достаточно жесткие требования к разделам 8 и 9.

Тут у контрагентов должно быть полное соответствие — данные счетов-фактур, которые продавец указал в разделе 9, должны быть идентичными тем, которые содержатся в разделе 8 покупателя.

Тем не менее некоторые расхождения не повлекут автоматического выставления требований о пояснениях. В плане несоответствия сумм тут действует тот же принцип, что и при внутренних расхождениях — занижение налога (завышение вычета) в обязательном порядке вызовет вопросы ФНС, даже если оно составляет 1 рубль.

Например, если покупатель ошибочно указал в декларации сумму вычета меньшую, чем сумма налога продавца, то никаких последствий не будет. Если же вычет в разделе 8 декларации покупателя превысит сумму НДС в разделе 9 поставщика, то первому из них не избежать объяснений с ФНС.

Что касается расхождений в прочих данных разделов 8 и 9, то, как пояснили в налоговой службе, наиболее важным из них является ИНН. При его неверном указании покупателем информационная система попросту не найдет вторую сторону сделки и «парный» счет-фактуру. В результате возникнет «разрыв» цепочки НДС, который, безусловно, потребует пояснений. При этом, по словам специалистов инспекции, если продавец ошибочно укажет ИНН покупателя, то никаких вопросов не последует.

Но все же надежнее обезопасить себя от возможных санкций либо утомительных объяснений с налоговой службой, проверив соответствие данных со своими контрагентами еще до отправки декларации в ФНС. Сделать это можно посредством специальных сервисов, например, Контур.НДС+.

Особенно если они странные

Если вы ИП или руководитель ООО, налоговая инспекция иногда присылает вам требования.

Они бывают двух видов. Во-первых , налоговики могут потребовать что-то заплатить, это требование об уплате налога. Во-вторых — ответить: пояснить или представить документы. Требования что-то пояснить часто бывают непонятными: например, нужно объяснить расхождение в 4 млн рублей при сумме декларации 3 млн. А иногда требуют просто принять к сведению какую-то информацию.

Я 16 лет работаю бухгалтером — сначала по найму, а теперь как ИП. Консультирую предпринимателей и веду учет. В статье расскажу, как отвечать на требования налоговой что-то пояснить или представить документы и почему делать это обязательно.

Зачем налоговая требует пояснения или документы

ИФНС может прислать требование, если у нее возникли к вам вопросы в следующих ситуациях.

Во время налоговой проверки. Она может быть выездной, то есть на территории налогоплательщика, или камеральной — когда ИП или ООО сдает декларацию, а налоговики проверяют ее у себя. Если ИФНС что-то непонятно, придется объясняться. Например, если в отчетности написано одно, а в документах, которые находятся в налоговой, — другое.

Когда проверяют какую-то компанию или ИП и, чтобы подтвердить информацию, опрашивают контрагентов. Например, предприниматель в своем магазине продает печенье, которое покупает на кондитерской фабрике. У этой фабрики идет выездная налоговая проверка за 2017—2019 годы , поэтому ИП присылают требование представить в налоговую все накладные на печенье за этот период.

Когда проверяют конкретную сделку вне налоговых проверок. Например, фирма купила нежилое помещение. Налоговая инспекция считает, что продавец не уплатил положенные налоги, и проверяет именно эту сделку, запрашивая документы у продавца и покупателя.

Когда надо ответить на требование

Как присылают требования. Требование из ИФНС может прийти по почте или электронно. А иногда его даже вручают лично: например, когда предпринимателя вызывают в налоговую и уже там отдают требование. У требований во время камеральной проверки есть свои особенности — о них расскажу ниже.

Если организация или ИП сдает отчетность через интернет, то требование придет электронно. Обычно, если предприниматель или компания ведет электронный документооборот, операторы ЭДО сами сообщают о требовании по смс или электронной почте, чтобы оно не потерялось.

Когда налогоплательщик отправит квитанцию, начинает течь срок исполнения требования. Для представления документов это 5 или 10 рабочих дней, для пояснений — 5 рабочих дней. Этот срок указан в требовании. Все сроки считаются в рабочих днях.

Если требование пришло обычной почтой, оно считается полученным на шестой день после отправки. Возможные задержки на почте — проблема налогоплательщика.

Если налоговики вручают требование лично, то делают это под подпись — надо расписаться в экземпляре ИФНС, подтвердив, что вы требование получили. С этого момента начинает течь срок представления документов.

Как продлить срок для ответа. Можно письменно попросить ИФНС об отсрочке. Сделать это надо не позже чем на следующий рабочий день после дня, когда получите требование.

Основанием для отсрочки может быть командировка или болезнь руководителя. Или то, что налогоплательщику надо копировать много документов.

Предоставить отсрочку — право налоговой инспекции, а не обязанность. Поэтому отсрочку могут и не дать.

Что будет, если не ответить

Если проигнорировать требование о представлении документов, грозит штраф — 200 Р за каждый непредставленный документ о своей деятельности.

Если не представить документы или пояснения по встречной проверке, штраф составит 10 000 Р , а при запросе документов о конкретной сделке — 5000 Р .

Если не дать пояснения в любых других случаях, оштрафуют на 5000 Р . А если в течение года повторно проигнорировать такое требование ИФНС, штраф вырастет в четыре раза — до 20 000 Р .

Если налоговики попросили пояснить или уточнить налоговую декларацию и вы ее уточнили — этого достаточно, дополнительные письма можно не писать. Но если не уточнить декларацию или не объяснить письменно, что в ней все верно, — грозит штраф. Игнорировать требования налоговой — дорогое удовольствие, поэтому отвечать на них надо обязательно.

Как правильно отвечать

На требование что-то пояснить необходимо ответить письменно. Еще нужно зафиксировать, что ответ передан в налоговую, — квитанцией оператора электронного документооборота или подписью и штампом инспектора. К пояснениям можно приложить подтверждающие документы, но это необязательно.

Если требование поступило во время камеральной проверки декларации по НДС, то пояснения надо передать электронно по утвержденному ФНС формату. Во всех остальных случаях пояснения можно составить в свободной форме и передать в инспекцию лично, по почте или электронно. Это относится и к требованию налоговой представить документы.

На требование представить документы. Когда ИФНС просит документы, надо представить их копии, заверенные налогоплательщиком. Не надо заверять копии нотариально или отдавать оригиналы: налоговики не будут копировать их за свой счет. Они вправе ознакомиться с оригиналами, но не более того.

На каждой копии должно быть написано «копия верна», дата, должность, подпись и расшифровка подписи того, у кого есть право заверять документы. Документы ИП может заверять сам предприниматель, ООО — руководитель фирмы. Они могут передавать свое право подписи по доверенности.

Многостраничные документы нужно прошить и заверить одной надписью в месте прошивания. Есть и другие правила, как заверять бумажные документы, — им посвящено приложение 18 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Документы надо передавать по описи, чтобы было документальное доказательство того, что вы свою обязанность выполнили. Если передаете документы в ИФНС лично, в описи должен расписаться сотрудник инспекции. Если отправляете почтой, опись подписывает оператор почтовой связи. Если электронно, то оператор ЭДО формирует электронную квитанцию.

Так процесс должен выглядеть в идеале. Но иногда налоговая хитрит или пишет в требовании то, что трудно понять и на что еще труднее ответить. Вот какие могут быть сложности с требованиями от налоговой и как на них реагировать.

Есть еще несколько поводов для требований от налоговой по закону. Например:

  1. Уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате.
  2. Декларация, в которой заявлен убыток.
  3. Декларация по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению.

Ограничения по срокам есть не только у налогоплательщика, но и у ИФНС. Она вправе направлять требования в рамках камеральной проверки в течение 3 месяцев со дня, когда компания или ИП представит декларацию или расчет. Исключение — когда требование направили в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Провести дополнительные мероприятия вправе руководитель налоговой инспекции в ходе проверки. Это возможно, например, если нужны еще какие-то доказательства нарушения налогового законодательства. Тогда могут запросить дополнительные документы за пределами трехмесячного срока.

Декларацию по НДС налоговики проверяют в течение 2 месяцев, но этот срок могут продлить до 3 месяцев — также по решению руководителя инспекции.

Если ИФНС пропустила срок, выставлять требование она не вправе.

Как бывает. Иногда налоговая инспекция пропускает трехмесячный срок камералки, а потом спохватывается и хочет задать какой-нибудь вопрос о прошедшем периоде.

Например, у одного ООО произошла такая история. Организация не вела деятельность, в штате числился единственный учредитель — генеральный директор. Зарплата не начислялась, ведь деятельности не было и директор находился в отпуске за свой счет.

За 2019 год компания сдала нулевую форму расчета страховых взносов, РСВ, так как начислений взносов с зарплаты директора не было. Организация была на общей системе налогообложения, поэтому за этот же год сдала декларацию по налогу на прибыль. В ней был внереализационный доход — это списание старой задолженности с истекшим сроком, не востребованной кредитором. ООО обязано ее списать и исчислить с нее налог на прибыль, что компания и сделала.

Налоговой инспекции это показалось подозрительным: доход есть, а зарплату не начисляли. Задать этот вопрос вовремя можно было в течение 3 месяцев со дня сдачи РСВ или декларации по налогу на прибыль за 2019 год. Но налоговики срок пропустили. Поэтому они пошли на маленькую хитрость.

После первого квартала 2020 года организация, как положено, сдала очередные расчеты и декларации, в том числе РСВ с нулевыми показателями. В срок для камеральной проверки РСВ за первый квартал 2020 года инспекция прислала требование, в заголовке которого запрашивала пояснения по РСВ за этот квартал. А в тексте требования речь шла о 2019 годе, который ее интересовал на самом деле.

Как отвечать на требование. Не надо поддаваться на провокацию. Спрашивали про первый квартал 2020 года — отвечать можно только про него. Главное — ответить.

Естественно, в этот период у компании никаких расхождений уже не было, поэтому она так и написала.

В требованиях по результатам камералки есть еще одна тонкость. Если подать уточненную декларацию или расчет, камеральная проверка первоначальной декларации прекращается, начинается камералка новой. Срок при этом начинает течь заново — со дня сдачи уточненной декларации. То есть сдали уточненную декларацию — продлили срок камеральной проверки.

Еще во время камералки налоговые инспекторы могут требовать пояснения, но не вправе требовать документы. Если только это прямо не предусмотрено налоговым кодексом: например, могут требовать счета-фактуры при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Поэтому документы к пояснениям, как правило, прикладывать не нужно — достаточно письменно ответить на вопрос.

Как должно быть. Налоговая инспекция должна запрашивать пояснения, только если обнаружит какие-то ошибки и несоответствия. Какие именно ошибки и несоответствия — должно быть указано в самом требовании.

Как бывает. Чаще всего из текста требования хорошо понятно, что именно случилось и почему запрашивают пояснения. Но бывает и иначе.

Так, предприниматель на упрощенке сдал налоговую декларацию с суммой дохода 4 357 735 Р . Все доходы он получил на расчетный счет в банке. Через некоторое время ему пришло требование пояснить расхождение в размере 4 172 508,53 Р между декларацией и поступлениями на расчетный счет.

Расхождение — это разница между декларацией и суммой, которую ИП получил через банк. В какую сторону — инспекция не написала. Тут возможны два варианта:

  1. расхождение в меньшую сторону. То есть, по мнению ИФНС, предприниматель получил на расчетный счет 4 357 735 Р − 4 172 508,53 Р = 185 226,47 Р ;
  2. расхождение в большую сторону. То есть налоговая считает, что предприниматель получил 4 357 735 Р + 4 172 508,53 Р = 8 530 243,53 Р .

Во втором случае разница огромная.

Как отвечать на требование. В первую очередь надо проверить свою декларацию и документы, из которых вы брали суммы для нее. На УСН это книга учета доходов и расходов и банковская выписка — та, что выдал банк, а не автоматически загруженная в программу учета.

В итоге предприниматель выяснил, что в поступлениях на расчетный счет была одна сумма, которая не являлась доходом и не облагалась налогом. Это возврат денег из бюджета, примерно 200 Р . А еще облагаемый доход был завышен на 2 тысячи. Последнее произошло из-за того , что приход денег задублировался в учетной программе при автоматической выгрузке, а данные учета не сверили с выпиской из банка.

Предпринимателю повезло, что он завысил доход в декларации по сравнению с реальным, а не занизил его. Иначе пришлось бы заплатить штраф — обычно 20% от неуплаченной суммы — и пени. Сдавать уточненную декларацию в этом случае было бы обязательно.

В итоге предприниматель ответил налоговой, что расхождения совсем небольшие — 2 тысячи. Выяснять, почему в требовании спрашивают про 4 млн, необязательно. Главное — ответить по существу.

Как должно быть. Требование могут прислать в рамках проверки контрагента — это так называемая встречная налоговая проверка, встречка. По встречке просят документы, которые подтверждают сделки с каким-то одним контрагентом. Если с ним было мало взаимоотношений, то ответить просто. Если встречка прилетела по ключевому поставщику или покупателю — придется много копировать.

Срок представления документов по встречной проверке — 5 рабочих дней. К требованию о представлении документов во время встречки прикладывается копия поручения той налоговой, что проверяет контрагента. Запросить могут договоры, счета, акты выполненных работ, акты сверок, оборотно-сальдовые ведомости и другие документы.

Как бывает. Я ИП уже много лет — и однажды получила в рамках встречной проверки требование представить счет, договор, акты приемки-сдачи услуг, акты сверки и платежные поручения по контрагенту-организации.

Казалось бы , ничего особенного, если не знать, о какой сделке идет речь. У контрагента, которого проверяла налоговая, я заказывала надгробный памятник на могилу своей бабушки. Никакого отношения к предпринимательской деятельности эта сделка не имела. Но поскольку у меня есть статус ИП — налоговики увидели это по ИНН, — мне направили требование как предпринимателю.

Памятник я заказывала в интернет-магазине, оплачивала личной картой — никаких документов по сделке, кроме квитанции об оплате, у меня не было.

Как отвечать на требование. Налоговая инспекция вправе запрашивать информацию, необходимую для проверки, не только у налогоплательщиков, но и у любых других лиц. Однако если сделка личная, то обычный гражданин не обязан составлять и хранить документы по ней.

Даже если вы ИП, требовать у вас могут только те документы, что служат основанием или подтверждением начисления или уплаты налогов и сборов, а также основанием для подтверждения расходов.

Поэтому на требование я ответила, что заказ у организации делала в личных целях, к предпринимательской деятельности он отношения не имеет. Акт приемки-сдачи работ не подписывала.

Как должно быть. Налоговая инспекция может писать письма: рассылать информационные сообщения, напоминать о сроках уплаты налогов, пояснять свое мнение. Это справочная информация для налогоплательщика. На такие письма отвечать не надо.

Как бывает. Почему-то иногда вместо писем налоговая предпочитает присылать требования.

Например, один предприниматель нанимал работников, платил им зарплату и сдавал все положенные отчеты, включая расчет по страховым взносам. Потом работники уволились, а предприниматель продолжил сдавать отчеты, но уже с нулевыми показателями на всякий случай, чтобы не получить штраф за несдачу расчета.

Его налоговая решила разъяснить предпринимателю, что сдавать нулевой РСВ ему не надо. А сообщить это решила требованием.

Предприниматель ответил так: «Нулевой расчет по страховым взносам обязуюсь не сдавать».

В рамках управления рисками при оценке деклараций плательщиков НДС, Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-73/558@ с 01.01.2015 в налоговой декларации по НДС введены разделы для отражения в декларации данных книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), сумм налога к вычету.

Со 2-го полугодия 2015 г. ФНС России внедрен программный комплекс управления рисками при оценке плательщиков налога на добавленную стоимость «АСК НДС-2». Система «АСК НДС-2» сопоставляет операции купли-продажи, отражаемые в декларациях контрагентами, а также вычет у покупателя с налогом, исчисленным продавцом с налоговой базы, в автоматизированном режиме, используя принцип зеркального отображения сведений о записях по счетам-фактурам в налоговых декларациях контрагентов, а также принцип соответствия заявленного вычета уплаченной сумме.

Использование «АСК НДС-2» в камеральном контроле деклараций по НДС позволяет в автоматизированном режиме выявлять налогоплательщиков, заявивших налоговые вычеты при одновременном отсутствии сведений о налоговой базе у контрагентов (расхождения по счетам-фактурам), в отношении которых проводится комплекс контрольных мероприятий.

В настоящее время данный комплекс используется при проведении всех камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС как с суммами, заявленными к возмещению, так и к уплате.

По-прежнему устанавливается значительное количество ошибок, связанных с включением налогоплательщиком в книгу покупок, в том числе и преднамеренно, сведений о сделках с контрагентами, которые не отражают у себя реализацию в 9 разделе налоговой декларации, либо представляют «нулевую» налоговую отчетность, или не представляют ее вообще.

Но налогоплательщиками формируются и технические ошибки, такие как: неверное отражение номера и (или) даты счета-фактуры, повторное отражение одних и тех же счетов-фактур, реквизитов таможенных деклараций, неотражение корректировочных счетов-фактур, неверное определение кода вида операции.

Особо необходимо обратить внимание на очень распространенную ситуацию с расхождениями, формирующимися у покупателя по авансовым счетам-фактурам.

Позвольте вам напомнить, что согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету покупателем с сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных им в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению. При этом восстановление производится в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

При этом в «АСК НДС-2» кроме первичного сопоставления (запись с кодом видов операций (далее – КВО) 02 в разделе 8 декларации покупателя сопоставляется с записью с КВО 02 в разделе 9 декларации продавца) существует вторичное сопоставление:

1. в рамках книг налогоплательщиков: запись с КВО 22 в разделе 8 с записью с КВО 02 в разделе 9 декларации продавца и запись с КВО 02 в разделе 8 с записью с КВО 21 в разделе 9 декларации покупателя;

2. между контрагентами: запись с КВО 22 в разделе 8 декларации продавца с записью с КВО 21 в разделе 9 декларации покупателя. В последнем случае формируется расхождение вида «Разрыв», если запись с КВО 21 отсутствует и расхождение вида «Проверка НДС» – если сумма НДС в записи с КВО 21 меньше, чем в записи с КВО 22.

Согласно Приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур» КВО 21 являются операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 НК РФ, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.

Необходимо отметить, что по данной ситуации существует судебная практика, в том числе правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 08.11.2018 № 2796-О (по жалобе ООО «Газпромнефть-Ямал» (далее – общество, налогоплательщик), на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ), в отношении сформированных расхождений по налогу на добавленную стоимость по авансовым счетам-фактурам.

На основании данного судебного акта в пункте 3 Письма ФНС России от 29.12.2018 № СА-4-7/26060 «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2018 года по вопросам налогообложения» указано, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом не предполагается возможность изменения срока восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, с переходом на налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором соответствующие гражданско-правовые обязательства были фактически исполнены.

По итогам проведенных камеральных налоговых проверок, представленных обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2015 года, инспекция отказала налогоплательщику в возмещении налога исходя из того, что им не были восстановлены суммы налога с предоплаты, внесенной во исполнение договора, заключенного с контрагентом.

Уменьшая сумму налога, заявленную обществом к возмещению, налоговый орган пришел к выводу, что восстановлению подлежат суммы налога, определенные исходя из сумм, которые по итогам налогового периода перестают являться оплатой (частичной оплатой) в счет предстоящих поставок. При этом обязанность покупателя восстанавливать налог на добавленную стоимость подлежит исполнению в том налоговом периоде, в котором продавец отгрузил покупателю товары (работы, услуги) и у последнего возникло право на налоговый вычет в размере, указанном продавцом в счете-фактуре при такой отгрузке.

В рамках арбитражного дела налогоплательщик полагал, что обязанность восстановить налог с предоплаты возникает только в том периоде, в котором суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету по приобретенным работам, в момент получения счетов-фактур и первичных документов от контрагентов, в его конкретном случае – в последующих налоговых периодах.

Подавая жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации, общество указывало, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой подпункту 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ, данные положения не позволяют отнести восстановление сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного с авансовых платежей, на налоговый период, в котором у налогоплательщика-покупателя возникла возможность документального подтверждения права на получение налогового вычета, а именно поступили от продавца необходимые первичные документы, в том числе счета-фактуры.

Конституционный Суд Российской Федерации отказал обществу в принятии жалобы к рассмотрению. При этом он указал, что пункт 1.1 статьи 172 НК РФ позволяет покупателю при получении счета-фактуры от продавца после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного статьей 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период (не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет. При этом не исключается выставление счета-фактуры в электронной форме (пункт 1 статьи 169 НК РФ). Организационные же дефекты в экономической деятельности налогоплательщика не могут служить поводом для неисполнения налоговой обязанности.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не препятствуют налогоплательщику в рамках избранного во взаимоотношениях с контрагентами порядка оплаты исполнения обязательств обеспечить планирование и организацию экономической деятельности на условиях, позволяющих в установленном порядке воспользоваться правом на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость при восстановлении сумм данного налога, исчисленного с авансовых платежей.

Таким образом, обращаем ваше внимание на то, что формирование вышеуказанных расхождений по авансовым счетам-фактурам может свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и стать основанием для составления актов камеральных налоговых проверок с доначислением сумм налога.

Также следует отметить, что в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-6/135@, все декларации по НДС проходят форматнологический контроль (ФЛК).

В результате проведения ФЛК при выявлении налоговым органом противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщику будет направлено требование о представлении пояснений.

При этом к Требованию прилагается перечень операций, отраженных плательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации по НДС, по которым установлены Расхождения. Для определения причин возникновения Расхождений, по каждой записи, отраженной в приложении к Требованию, справочно указывается код возможной ошибки.

Так, код ошибки «1» указывается в случае, если запись об операции отсутствует в налоговой декларации контрагента, либо контрагент не представил налоговую декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

- код ошибки «2» указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);

- код ошибки «3» – данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);

- код ошибки «4» – возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках;

- код ошибки «5» – в разделах 8 – 12 налоговой декларации по НДС не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена налоговая декларация по НДС;

- код ошибки «6» – в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;

- код ошибки «7» – в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложении 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») налоговой декларации заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации;

- код ошибки «8» – в разделах 8 – 12 налоговой декларации по НДС некорректно указан код вида операции, предусмотренный приказом ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур»;

- код ошибки «9» означает, что допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложении 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») налоговой декларации, а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счетуфактуре, подлежащая аннулированию.

В случае выявления ошибок в заполнении налоговой декларации при расчете контрольных соотношений и сопоставлении записей по счетам-фактурам в налоговых декларациях налогоплательщика и его контрагентов в «АСК НДС-2» в автоматическом режиме (технический процесс без участия инспектора) формируется и отправляется налогоплательщику сообщение с требованием представить пояснения («автотребование»).

В ответ на полученное «автотребование», согласно положениям п. 3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщик обязан представить пояснения по установленной форме либо уточненную налоговую декларацию.

Обращаем ваше внимание, что после получения требования от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота необходимо:

1. Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;

2. В отношении записей, указанных в требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратив внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;

3. Представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной налоговой декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;

4. Если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, следует представить пояснения с указанием корректных данных. Также рекомендуется представить уточненную налоговую декларацию.

При этом следует помнить, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 88 НК РФ пояснения к налоговой декларации по НДС представляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному приказом ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». При этом, при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

5. Если после проверки корректности заполнения налоговой декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

При этом обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения Требования.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 88 НК РФ дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме Требования налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, установленного пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ может быть принято решение о приостановлении операций по вашему банковскому счету.

Кроме того, в случае неисполнения установленной пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение 10 дней может быть принято решение о приостановлении операций по вашему банковскому счету в соответствии с пунктом 1.1 статьи 76 НК РФ.

Также необходимо отметить, что с 01.01.2017 непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений (в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации) влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Повторное аналогичное нарушение в течение календарного года влечет взыскание штрафа в размере уже 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Учитывая вышеизложенное, в целях исключения формирования показателей налоговых деклараций по НДС с ошибками, налогоплательщикам необходимо соблюдать Порядок заполнения налоговых деклараций по НДС, установленный приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, и Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и отражать только реально осуществленные операции, учитывая, что одновременно с внедрением «АСК НДС-2» начато формирование налоговой истории каждого налогоплательщика. В настоящее время организация, даже однократно проведя сомнительную операцию, оставляет за собой след в указанной системе, что будет влиять на последующий расчет уровня риска, а также возможное извещение контрагентов о наличии рисков при оформлении сделок с указанной категорией лиц.

ИРИНА ЗАВОЙКИНА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 12 (206) дата выхода от 20.12.2019.

Читайте также: