Фиксированный налог рк это

Опубликовано: 20.09.2024

В соответствии со статьёй 77 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по состоянию на 1 января 2005 года к плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и государственных учреждений. Также плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами с учетом корректировок. Совокупный годовой доход подлежит корректировке в соответствии с Налоговым Кодексом.

Из налогооблагаемого дохода налогоплательщика подлежат исключению в пределах двух процентов от налогооблагаемого дохода следующие расходы:

1) расходы, фактически понесенные налогоплательщиком на содержание объектов социальной сферы;

2) безвозмездно переданное имущество некоммерческим организациям;

3) адресная социальная помощь, предоставленная физическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

К доходам, облагаемым у источника выплаты, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом, относятся:

2) вознаграждение по депозитам;

3) выигрыши и т. д.

Сумма удержанного налога при выплате выигрыша, вознаграждения при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый период налогоплательщиком.

Совокупный годовой доход

Совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В совокупный годовой доход включаются следующие виды доходов налогоплательщика:

1) доход от реализации товаров (работ, услуг);

2) доход от прироста стоимости при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации;

3) доходы от списания обязательств;

4) доходы по сомнительным обязательствам;

5) доходы от сдачи в аренду имущества;

6) безвозмездно полученное имущество, выполненные работы, предоставленные услуги;

9) выигрыши и т. д.

Доход от реализации товаров (работ, услуг) – это стоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, за исключением налога на добавленную стоимость и акциза, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

Доход от прироста стоимости образуется при реализации зданий, сооружений, строений, а также активов, не подлежащих амортизации.

Прирост определяется как разница между стоимостью реализации названных активов и их балансовой стоимостью.

Балансовой стоимостью является стоимость активов, отраженная в бухгалтерском балансе на первое число месяца, в котором они были реализованы.

К доходам от списания обязательств относятся:

1) списание обязательств с налогоплательщика его кредитором;

2) списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности;

3) списание обязательств по решению суда.

Сумма дохода, полученного в результате списания обязательств, равна сумме списанной кредиторской задолженности.

Доходы по сомнительным обязательствам – это обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), а также по начисленным работникам доходам и другим выплатами не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения.

Любое имущество, а также работы и услуги, полученные налогоплательщиком безвозмездно, являются его доходом, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.

Корректировка совокупного годового дохода

Из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению:

1) дивиденды, полученные от юридического лица-резидента Республики Казахстан, ранее обложенные у источника выплаты в Республике Казахстан;

2) превышение стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью, полученное эмитентом при размещении, и прироста стоимости при реализации собственных акций эмитентом;

3) доходы от операций с государственными ценными бумагами и агентскими облигациями;

4) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и использованного по назначению и т. д.

Переход на иной метод оценки активов производится налогоплательщиком с начала налогового периода с извещением налогового органа.

Вычеты по подоходному налогу

Расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым Кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены.

В случае, если одни и те же затраты предусмотрены в нескольких статьях расходов, то при расчете налогооблагаемого дохода указанные затраты вычитаются только один раз.

Вычету подлежат присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, связанные с получением совокупного годового дохода, за исключением подлежащих внесению в государственный бюджет.

К компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету, относятся:

1) фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь;

2) фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь;

3) суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере не более двух месячных расчетных показателей в сутки в пределах Республики Казахстан;

4) суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан.

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества. Не относятся к представительским расходам и не подлежат вычету расходы на организацию банкетов, досуга, развлечений или отдыха.

Представительские расходы относятся на вычеты в пределах норм, установленных Правительством Республики Казахстан.

Вычетами по вознаграждению являются:

1) вознаграждение по полученным кредитам (займам);

2) вознаграждение по вкладам (депозитам) и т. д..

Сомнительные требования – требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям-резидентам Республики Казахстан, а также юридическим лицам-нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования; сомнительными также признаются требования, возникшие по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при соблюдении следующих условий:

1) при их отражении в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты;

2) при наличии счетов-фактур; письменного уведомления налогового органа по месту регистрации налогоплательщика об отнесении на вычеты данных расходов, оформленных в установленном порядке.

Так же вычету подлежат уплаченные в государственный бюджет налоги в пределах начисленных, кроме:

1) налогов, исключаемых до определения совокупного годового дохода;

2) корпоративного подоходного налога и налогов на доходы, уплаченных на территории Республики Казахстан и в других государствах;

3) налога на сверхприбыль.

Налоги, уплаченные в текущем налоговом периоде за предыдущий налоговый период, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором произошла их уплата.

Расходы, не подлежащие вычету:

1) расходы, не связанные с получением совокупного годового дохода;

2) расходы на строительство и приобретение фиксированных активов и другие расходы капитального характера;

3) штрафы и пени, подлежащие внесению (внесенные) в государственный бюджет;

4) расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, превышающие установленные Налоговым Кодексом нормы отнесения на вычеты;

5) сумма других обязательных платежей в бюджет, подлежащая уплате (уплаченная) сверх норм, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

6) расходы по строительству, эксплуатации и содержанию объектов, не используемых в предпринимательской деятельности;

7) стоимость переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг налогоплательщиком на безвозмездной основе.

Вычеты по фиксированным активам

Фиксированные активы – основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика и используемые для получения совокупного годового дохода.

Основные средства – материальные активы сроком службы более одного года, стоимость которых на момент приобретения составляет более пятидесяти месячных расчетных показателей на соответствующий финансовый год.

Нематериальные активы – нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода (более одного года) для получения совокупного годового дохода.

После выбытия всех фиксированных активов подгруппы стоимостный баланс данной подгруппы на конец налогового периода подлежит вычету.

Налогоплательщик вправе отнести на вычеты величину стоимостного баланса подгруппы при условии, если стоимостный баланс подгруппы на конец налогового периода составляет сумму меньшую, чем 300 месячных расчетных показателей.

Порядок исчисления и сроки уплаты

корпоративного подоходного налога

Корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 135 Налогового Кодекса, к налогооблагаемому доходу с учетом корректировок, уменьшенному на сумму убытков.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

Суммы авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, уплачиваемые в течение налогового периода, исчисляются налогоплательщиком, исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы авансовых платежей, подлежащие уплате налогоплательщиком, уплачиваются равными долями в течение налогового периода.

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате за период до сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, составляется и представляется налогоплательщиком по 20 января отчетного налогового периода в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика.

Расчет суммы авансовых платежей, подлежащей уплате после сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, представляется налогоплательщиком в течение двадцати рабочих дней со дня ее сдачи, но не позднее 20 апреля отчетного налогового периода.

Налогоплательщик вправе в течение налогового периода представить скорректированный расчет сумм авансовых платежей за предстоящие месяцы налогового периода с письменным обоснованием причин корректировки, за исключением сумм авансовых платежей, подлежащих уплате до сдачи декларации за предыдущий налоговый период.

Налогоплательщики осуществляют уплату корпоративного подоходного налога по месту своего нахождения.

Налогоплательщики обязаны вносить в бюджет авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу ежемесячно в течение установленного налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца в размере, определенном согласно Налогового Кодекса.

Налогоплательщик осуществляет окончательный расчет (уплату) по корпоративному подоходному налогу по итогам налогового периода не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации.

Ставки корпоративного подоходного налога

Налогооблагаемый доход налогоплательщика с учетом корректировок, уменьшенный на сумму убытков подлежит обложению налогом по ставке 30 процентов.

Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов.

В дополнение к корпоративному подоходному налогу чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, подлежит налогообложению по ставке 15 процентов.

Налоговый период и налоговая декларация

Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца календарного года.

При этом днем создания организации считается день ее государственной регистрации в уполномоченном органе.

Если организация была ликвидирована, реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала года до дня завершения ликвидации, реорганизации.

Плательщики корпоративного подоходного налога представляют налоговым органам декларацию по корпоративному подоходному налогу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим.

Декларация по корпоративному подоходному налогу состоит из декларации и приложений к ней по раскрытию информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением по корпоративному подоходному налогу.

Пример 1

Исчислить сумму корпоративного подоходного налога промышленного предприятия согласно п.1 ст. 135 Налогового Кодекса, если налогооблагаемый доход составляет 350,0 тысяч тенге.

х = (350 000*30)/100 = 105,0 тясыч тенге

Пример 2

Определить сумму корпоративного подоходного налога для налогоплательщика , для которого земля является основным средством производства, если сумма налогооблагаемого дохода = 125,0 тысяч тенге.

х = (125 000*10)/100 = 12,5 тясыч тенге

Налогооблагаемый доход предприятия составляет 150,0 тысяч тенге, но предприятие имело расходы на содержание социальной сферы, что позволяет снизить налогооблагаемый доход в пределах 2 % . Определить сумму, внесённую в виде налога.

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5
  • Добрый день, Интересует консультация на предмет налогообложения, возникающего в процессе наследования имущества граждан РК негражданами и нерезидентами РК, в частности, просьба прокомментировать мнение, что неграждане РК, имеющие ВНЖ РК, освобождены от налога в размере 15% и требования продать унаследованное имущество в течение одного года Cпасибо,


    Ответ: Здравствуйте, Данила!

    Здравствуйте. Планирую регистрироваться как ИП, поскольку доходы в год превышают 8 млн., при этом занимаюсь фрилансом и оказываю услуги клиентам из Европы и Америки. Множество моментов для меня сейчас остаются непонятными. В частности, непонятно, как лучше организовать свой бизнес при работе дистанционно и с меньшими для себя потерями из-за налогов. Основная проблема в том, что никто не будет до меня ехать и я не буду ехать с POS-терминалом, чтобы принимать оплату на расчетный счет. Все переводы от клиентов могут осуществляться исключительно на электронные кошельки. Идти в банк и перечислять по моим реквизитам мне как ИП тоже никто не будет, это потеря порядка 80% всех клиентов. И по неопытности своей я всё ещё до конца не понимаю, как лучше всё это дело "узаконить". После консультации в НПП мне предложили открывать использовать упрощенку и платить 2,5 года только соц. и пенс. отчисления, поскольку сейчас ИП освобождены от уплаты 3% налога. У меня N вопросов: 1) Я же вполне могу использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя доллары/евро по курсу центрального банка и вписывать сумму дохода, мне же ничего за это не будет? 2) Я же вполне могу не пользоваться расчетным счетом? Если же он обязателен и если я получил деньги "наличными" за услуги, обязательно ли я должен их класть на расчетный счет? 3) есть ли какие-нибудь электронные кошельки, с помощью которых можно выводить на расчетный счет с наименьшими потерями? 4) мне посоветовали установить себе зарплату в 42500 тенге, отсюда вопрос - если я с расчетного счета перевел на карточку или если мне на карточку приходит по несколько миллионов в месяц, могу ли я тратить эти деньги на что угодно? Например, на недвижимость? Не будут ли ко мне претензии от налоговой, что вот мол у тебя такая маленькая ЗП, а ты тратишь столько денег? Аля надо повысить себе зп и вообще платить 10% со всего дохода 5) Я рассматриваю наиболее "прибыльный вариант" принимать оплату на Kaspi Gold и в банке консультант ответил мне, что ничего страшного, если туда будет приходить по несколько миллионов в месяц с помощью "личных переводов" - какова вероятность, что счет закроют за "предпринимательскую деятельность"? И может ли банк в таком случае полностью лишить меня моих денег, "присвоив" их себе, а за одно "присвоив" все деньги с депозита, попутно добавив меня в какой-нибудь "черный лист", чтобы со мной никто из других банков в дальнейшем не работал? Буду рад любой информации. Заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Дина!

    Здравствуйте. Планирую регистрироваться как ИП, поскольку доходы в год превышают 8 млн., при этом занимаюсь фрилансом и оказываю услуги клиентам из Европы и Америки. Множество моментов для меня сейчас остаются непонятными. В частности, непонятно, как лучше организовать свой бизнес при работе дистанционно и с меньшими для себя потерями из-за налогов. Основная проблема в том, что никто не будет до меня ехать и я не буду ехать с POS-терминалом, чтобы принимать оплату на расчетный счет. Все переводы от клиентов могут осуществляться исключительно на электронные кошельки. Идти в банк и перечислять по моим реквизитам мне как ИП тоже никто не будет, это потеря порядка 80% всех клиентов. И по неопытности своей я всё ещё до конца не понимаю, как лучше всё это дело "узаконить". После консультации в НПП мне предложили открывать использовать упрощенку и платить 2,5 года только соц. и пенс. отчисления, поскольку сейчас ИП освобождены от уплаты 3% налога. У меня N вопросов: 1) Я же вполне могу использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя доллары/евро по курсу центрального банка и вписывать сумму дохода, мне же ничего за это не будет? 2) Я же вполне могу не пользоваться расчетным счетом? Если же он обязателен и если я получил деньги "наличными" за услуги, обязательно ли я должен их класть на расчетный счет? 3) есть ли какие-нибудь электронные кошельки, с помощью которых можно выводить на расчетный счет с наименьшими потерями? 4) мне посоветовали установить себе зарплату в 42500 тенге, отсюда вопрос - если я с расчетного счета перевел на карточку или если мне на карточку приходит по несколько миллионов в месяц, могу ли я тратить эти деньги на что угодно? Например, на недвижимость? Не будут ли ко мне претензии от налоговой, что вот мол у тебя такая маленькая ЗП, а ты тратишь столько денег? Аля надо повысить себе зп и вообще платить 10% со всего дохода 5) Я рассматриваю наиболее "прибыльный вариант" принимать оплату на Kaspi Gold и в банке консультант ответил мне, что ничего страшного, если туда будет приходить по несколько миллионов в месяц с помощью "личных переводов" - какова вероятность, что счет закроют за "предпринимательскую деятельность"? И может ли банк в таком случае полностью лишить меня моих денег, "присвоив" их себе, а за одно "присвоив" все деньги с депозита, попутно добавив меня в какой-нибудь "черный лист", чтобы со мной никто из других банков в дальнейшем не работал? Буду рад любой информации. Заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Дина!

    Здравствуйте! у меня такой вопрос, имеют ли право налоговые органы подать в суд о признании не действительным купли продажи ТОО? я получается продал тоо со всеми долгами не резиденту РК, и какие последствия могут быть и что можно сделать.заранее спасибо.


    Ответ: Здравствуйте, Бахтияр!
    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!

    Планирую стать юридическим консультантом. Насколько я понял, мне необходимо зарегистрировать ИП в упрощенном режиме и вступить в юридическую ассоциацию. Вопрос с чего начать и как лучше организовать свою деятельность с меньшими для себя потерями из-за налогов? Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!

    Здравствуйте! Очень нуждаюсь в Вашем профессиональном совете. В настоящее время планирую зарегистрировать ИП и заниматься предоставлением услуг по программированию для местных и иностранных компаний посредством заключения договоров ГПХ. Доходы могут превышать 10 миллионов в год. Оплату на расчетный счет (POS терминал) принимать не смогу ввиду того, что заказчики далеко и хотят отправлять деньги за мою работу на карту каспи голд или пр. электронные кошельки. Можно ли регистрировать ИП (упрощенный режим) если ожидается доход 5-15 миллионов тенге в год? Какие налоги я буду оплачивать если доходы будут поступать от иностранных заказчиков в валюте? Какие налоги я буду оплачивать если доходы будут поступать от местных заказчиков в валюте? Можно ли и стоит ли для произведения расчетов использовать переводы по карте каспи голд? Могу ли я использовать кассовый аппарат и после получения оплаты на электронный кошелек пробивать чек, переводя валюту по курсу нац банка и вписывать сумму дохода?

    Ответ: Здравствуйте, Ерлан!


    Ответ: Здравствуйте, Айгуль!

    Здравствуйте! Жилой дом с земельным участком приобретался в 2017 году и был продан в ноябре 2020 года, разница между ценой приобретения и ценой реализации имеется, скажите будет ли облагаться ИПН? Есть ли изменения в законе что с 2020 года вне зависимости от срока владения объектом ИПН облагается?


    Ответ: Здравствуйте, Мадина!

    Здравствуйте! У ТОО в декабре 2019 года была одна сделка с поставкой товаров в национальную компанию. В течении двух месяцев велись финансовые операции. Однако в начале 2020 года ТОО не продолжило свою деятельность. В результате камеральной проверки налоговым департаментом у нацкомпании к ТОО в начале ноября 2020 года было выписано уведомление о сокрытии доходов и невыплате налогов с них. Но в августе 2020 года данное ТОО было продано полностью, имеется договор закрепленный печатью и подписью нотариуса. Вопрос: Отвечает ли теперь бывший участник и директор ТОО в одном лице по уведомлению от налоговой?


    Ответ: Здравствуйте, Самат!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    image_pdf
    image_print

    Назаров

    Илья Назаров, управляющий партнер

    Нормативное регулирование

    09 ноября 2020 года принят Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2020 году вносятся следующие изменения:

    1. Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля

    Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ. Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

    Обращаю внимание, что данное изменение срока относится только к контролирующим лицам физическим лицам . Изменение срока унифицирует и тем самым упрощает администрирование ежегодных отчетных документов для физических лиц, которые помимо уведомления о КИК также должны ежегодно в случае получения ими доходов подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ (в срок до 30 апреля).

    Для контролирующих лиц — организаций (т.е. для российских компаний, владеющих долей в КИК) срок ежегодного представления уведомления о КИК остался без изменений -20 марта каждого года — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 28 марта). Напоминаю также, что в случае, если КИК-ом владеет российская организация, которой в свою очередь владеет физические лица налоговые резиденты России — Уведомления о участии и иностранной организации и ежегодные Уведомления о КИК подаются как от имени российской организации (прямое владение), так и от имени физического лица (косвенное владение).

    См. также Налоговый календарь 2021 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.

    2. Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность

    Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09.12.2020, т.е. до 30 апреля 2021 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2020 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.

    Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п.5 ст.25.15 НК РФ.

    Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб., в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом. Однако, в связи с участившейся во второй половине 2020 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.

    3. Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб.

    В соответствии с новой редакцией п.1 ст. 129.6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб.) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09.12.2020.

    Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2020 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы

    ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы. Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т.е. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2020. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы. Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т.е. день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.

    Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий — во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2020. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.

    4. Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК

    Штраф за НЕпредставление фин. отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц)

    Непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб . — п.1.1. ст 126 НК РФ

    При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.

    После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.

    Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа

    НК РФ дополнен новой статьей 25.14-1. Истребование у налогоплательщиков — контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний , в соответствии с которой:

    1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ)

    2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения

    Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т.е. срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании). Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т.е. приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».

    В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п.1.1-1. ст 126 НК РФ.

    Если после получения требования о предоставлении документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения, налогоплательщиком было представлено уточненное уведомление о КИК БЕЗ указанной льготы — налогоплательщик НЕ подлежит привлечению к ответственности по указанной выше п. 1.1-1 ст 126 НК РФ . Примечание автора: «На практике наших клиентов часто возникали случае подачи в налоговый орган уведомлений о КИК с заявленными льготами при одновременном факте НЕпревышения прибыли КИК порогового значения 10 млн руб. за прошедший финансовый год. Обращаю внимание, что в таком случае в соответствии с п.7 ст.25.15 НК РФ — контролирующее лицо вправе НЕ учитывать такую прибыль при определении своей базы по соответствующему налогу (НДФЛ или по налогу на прибыль), а следовательно заявление льготы не требуется.

    В соответствии с абз 2 п 1 ст.25.14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).

    Новые штрафы вступают в силу с 09.12.2020, т.е. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2020 год.

    5. Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб.

    В соответствии с инициативой президента РФ Путина В.В. в 2021 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб. БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227.2. НК РФ. Т.е. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).

    Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление. Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2020 налогового периода (т.е. в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.

    • выгодно, если прибыль КИК в 2019 финансовом периоде КИК (2020 налоговый период контролирующего лица) превысила 38.460.000 руб. (594.104 ДОЛЛ США, 530.467 ЕВРО, 465.459 Фунтов стерлингов), с учетом ставки НДФЛ 13%.
    • выгодно, если прибыль КИК в 2020 финансовом периоде КИК (2021 налоговый период контролирующего лица) превысит 34 .000.000 руб., с учетом ставки НДФЛ 15% с 01.01.2021 года

    Примечание автора: «Вменный размер прибыли 38.460.000 руб. и 34.000.000 руб. установлен законодателем для целей указания данных величин в ежегодных декларациях 3-НДФЛ с возможностью декларировать и уплачивать фиксированный налог «.

    • налогоплательщик вправе НЕ готовить и НЕ представлять в налоговый орган финансовую отчетность КИК и аудит к ней (в тч по запросам налогового органа)
    • указанный фиксированный налог в размере 5 млн руб. применяется в отношении ВСЕХ КИК, независимо от размера прибыли каждой их них

    • налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный режим
    • налогоплательщик обязан применять специальный режим в течение 3 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором представлено уведомление о переходе на данный, если такое уведомление представлено в 2020 или в 2021 налоговом периоде
    • налогоплательщик НЕ вправе применить льготы, освобождающие нераспределенную прибыль КИК от налогообложения, предусмотренные ст.25.13-1. НК РФ
    • налогоплательщик обязуется уплачивать НДФЛ в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов БЕЗ возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн руб. (т.е. БЕЗ применения положений п.66 ст. 217 НК РФ), а такжеБЕЗ возможности зачета с иностранным налогом. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли — абз 3 п.1 ст. 232 НК РФ.

    Если контролирующее лицо, применяющее уплату налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог), полностью утрачивает контроль над ВСЕМИ КИК (т.е. перестает являться «контролирующим лицом» по смыслу НК РФ) — оно освобождается от обязанности по уплате фиксированного налога, начиная с налогового периода, в котором контролирующее лицо утратило контроль над ВСЕМИ КИК.

    При повторном переходе на специальный налоговый режим лицом, которое ранее использовала такой режим, указанное лицо обязано уплачивать налог с фиксированной прибыли в течение будущих 5 налоговых периодов.

    Контролирующее лицо вправе отказаться от применения налога с фиксированной прибыли (фиксированный налог) путем подачи в налоговый орган соответствующего заявления, но не ранее чем по прошествии 5-ти (3-х) налоговых периодов с момента начала применения такого режима. Указанное заявления подается в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого физическое лицо намерено отказаться от уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК — абз 2 п.4 ст 227.2. НК РФ. Примечание автора: «Например, заявление о применении налога с фиксированной прибыли представлено в налоговый орган до 01 февраля 2021 года, в 2022 году контролирующее лицо приняло решение отказаться от применения данного налогового режима, в таком случае соответствующее уведомление об отказе от применения режима должно быть подано в срок до 31 декабря 2023 года (с учетом обязанности применения режима в течение 3-х налоговых периодов».

    Если в НК РФ вносятся изменения, приводящие к увеличению размера налога с фиксированной прибыли КИК (т.е. налог становится больше 5 млн руб.) — контролирующее лицо вправе подать заявление об отказе от применения данного режима ДО истечения 5-ти (3-х) налоговых периодов. Указанное уведомление подается в налоговый орган в срок до 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого в НК РФ внесены изменения, приводящие к увеличению размере налога с фиксированной прибыли КИК — абз 3 п.4 ст 227.2. НК РФ.

    Фиксированный налог в размере 5 млн руб. с прибыли КИК — вопрос в настоящее время спорный и целесообразный для применения исключительно владельцами крупного бизнеса, во всех остальных случаях целесообразность его применения необходимо однозначно рассчитывать индивидуально.

    6. Из перечня доходов/расходов, подлежащих корректировке в соответствии с п.3 ст.309.1. НК РФ при определении прибыли КИК, исключены доходы/расходы от реализации деривативов

    Напомню, что при определении прибыли КИК в соответствии с ее фин отчетностью НЕ учитываются доходы/расходы:
    — от переоценки и (или) обесценения долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов
    — в виде сумм прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов)
    — в виде сумм расходов/доходов на формирование/восстановление резервов

    В случае, если в течение финансового периода КИК была продажа (реализация) ценных бумаг — прибыль КИК для целей НК РФ необходимо корректировать в соответствии с п.3 и п.3.1. ст. 309.1. НК РФ. С 09 ноября 2020 года в соответствии с изменениями в НК РФ из состава таких корректируемых доходов/расходов при реализации исключены производные финансовые инструменты (деривативы) , т.е. доход /расход от их реализации учитывается «как есть» в финансовой отчетности. Указанное изменение вступило в силу с 09.11.2020, т.е. по новым правилам необходимо корректировать финансовую отчетность за 2019 год (прибыль которой учитывается в 2020 году, в котором внесены изменения).

    Таким образом, прибыль/убыток от переоценки деривативов продолжает НЕ учитываться при определении величины прибыли КИК, а прибыль/убыток от реализации деривативов с 09.11.2020 НЕ подлежит корректировке в соответствии с НК РФ.

    Ставки основных налогов и обязательных платежей

    Виды налогов и платежей

    Ставка

    Основание

    КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

    КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода

    20%

    Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый с облагаемого дохода:

    Пункт 1-1 статьи 313 Налогового кодекса

    Подпункты 4 и 5 статьи 223 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки

    10%

    Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый с доходов, облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан

    Пункт 3 статьи 313 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый с доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, определенных подпунктами 1) - 9), 11) - 34) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, не связанных с постоянным учреждением таких нерезидентов, а также с доходов, указанных в подпункте 10) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) - 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    20%

    Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

    Подпункты 1) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, по доходам в виде страховых премий по договорам страхования рисков, прироста стоимости, дивидендов, вознаграждений, роялти

    15%

    Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

    Подпункты 2), 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, в виде страховых премий по договорам перестрахования рисков и от оказания услуг по международной перевозке

    5%

    Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

    Подпункты 3), 4) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    КПН с чистого дохода юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение

    15%

    Пункт 5 статьи 313 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 652 Налогового кодекса

    КПН с доходов лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, определенные статьей 644 Налогового кодекса

    Пункт 4 статьи 313 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 646 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый у источника выплаты с доходов от прироста стоимости при реализации акций, выпущенных юридическими лицами, указанными в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, долей участия в юридических лицах, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса, а также дивидендов, полученные от юридических лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса

    5%

    Пункт 3 статьи 646 Налогового кодекса

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

    ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

    10%

    Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

    ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц в виде дивидендов, полученных из источников в РК, в том числе с доходов иностранцев или лиц без гражданства, являющихся резидентами Республики Казахстан

    5%

    Пункт 2 статьи 320 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 317 Налогового кодекса

    ИПН по доходам, подлежащим налогообложению физическим лицом-резидентом самостоятельно

    10%

    Статья 320 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 317 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса

    ИПН по доходам трудового иммигранта-резидента

    10%

    Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

    Пункт 4 статьи 360 Налогового кодекса

    ИПН по доходам лиц, занимающихся частной практикой

    10%

    Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 365 Налогового кодекса

    ИПН по доходам индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный режим налогообложения

    10%

    Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

    Статья 366 Налогового кодекса

    ИПН у источника выплаты с доходов физических лиц-нерезидентов, кроме доходов от прироста стоимости, дивидендов, вознаграждения, роялти

    20%

    Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

    Подпункт 1 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    ИПН с доходов физических лиц-нерезидентов от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти

    15%

    Пункт 1 статьи 655 Налогового кодекса

    Подпункт 5 пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса

    ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства, направленных в Республику Казахстан юридическим лицом-нерезидентом, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, включая доходы, определенные статьей 322 Налогового кодекса, полученные (подлежащие получению):

    10%

    Статья 320 Налогового кодекса

    Пункт 3 статьи 656 Налогового кодекса

    ИПН по доходам физического лица-нерезидента, полученным из источников в Республике Казахстан, подлежащим уплате самостоятельно

    по ставкам, установленным статьей 646 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 658 Налогового кодекса

    ИПН плательщика ЕСП от суммы единого совокупного платежа, составляющего:

    НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

    НДС к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта

    12%

    Пункт 1 статьи 422 Налогового кодекса

    НДС при оборотах по реализации:

    СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

    Социальный налог, исчисляемый юридическими лицами.

    Если объект налогообложения составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до 1 МРЗП**, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

    9,5%

    Пункт 1 статьи 485 Налогового кодекса

    Пункт 4 статьи 484 Налогового кодекса

    Социальный налог, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, за исключением:

    Пункт 2 статьи 485 Налогового кодекса

    2 МРП*

    1 МРП*

    СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

    На основе патента:

    ИПН, включаемый в стоимость патента

    1%

    Пункт 2 статьи 686 Налогового кодекса

    На основе упрощенной декларации:

    3%

    Пункт 1 статьи 687 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 688 Налогового кодекса

    СНР с использованием фиксированного вычета:

    КПН, за исключением КПН на чистый доход и КПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

    20%

    Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 313 Налогового кодекса

    КПН, удерживаемый с налогооблагаемого дохода юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке и реализации указанной продукции собственного производства, а также продуктов такой переработки, к объекту налогообложения, определенному пунктом 1 статьи 695 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 695 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 313 Налогового кодекса

    ИПН, за исключением ИПН, удерживаемого у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному пунктом 2 статьи 695 Налогового кодекса

    Пункт 2 статьи 695 Налогового кодекса

    Пункт 1 статьи 320 Налогового кодекса

    СНР розничного налога:

    КПН (ИПН), за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, к объекту налогообложения, определенному разделом 7 «КПН» или разделом 8 «ИПН» Налогового кодекса

    СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

    Единый земельный налог, исчисляемый к объекту налогообложения, определенному статьей 703 Налогового кодекса

    НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

    Налог на транспортные средства исчисляется в зависимости от объекта налогообложения

    По ставкам, установленным в МРП*

    Статья 492 Налогового кодекса

    ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

    Базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения:

    В расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.

    Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

    Статья 503 Налогового кодекса

    Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов

    Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

    Статья 505 Налогового кодекса

    Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности и земли, предоставленные для нужд обороны, за исключением земель, временно используемых другими землепользователями

    Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли, предоставленные для нужд обороны, временно не используемые для нужд обороны и предоставленные для сельскохозяйственных целей другим землепользователям

    Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

    Пункт 3 статьи 506 Налогового кодекса

    Статья 503 Налогового кодекса

    Базовые налоговые ставки на расположенные вне населенных пунктов земли предприятий железнодорожного транспорта, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог

    Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

    Пункт 4 статьи 506 Налогового кодекса

    Статья 503 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли промышленности (включая шахты, карьеры), за исключением земель промышленности, расположенных в черте населенного пункта, занятых аэродромами

    Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

    Пункты 1 и 2 статьи 507 Налогового кодекса

    Статья 505 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэродромами

    Устанавливаются в расчете на один гектар пропорционально баллам бонитета

    Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

    Статья 506 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли промышленности, расположенные в черте населенного пункта, занятые аэропортами, за исключением земель, занятых аэродромами

    Устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади

    Пункт 3 статьи 507 Налогового кодекса

    Статья 505 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, используемые в сельскохозяйственных целях

    Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

    Пункт 1 статьи 508 Налогового кодекса

    Статья 503 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли особо охраняемых природных территорий, лесного фонда и водного фонда, предоставленные физическим и юридическим лицам в пользование для иных целей, помимо сельскохозяйственных

    Устанавливаются пропорционально баллам бонитета

    Пункт 2 статьи 508 Налогового кодекса

    Статья 506 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли населенных пунктов, выделенные под автозаправочные станции, автостоянки (паркинги)

    Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

    Пункты 1 и 3 статьи 509 Налогового кодекса

    Графа 3 таблицы статьи 505 Налогового кодекса

    Налоговые ставки на земли населенных пунктов, занятые под казино

    Облагаются по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в 10 раз

    Пункт 2 статьи 509 Налогового кодекса

    Статья 505 Налогового кодекса

    НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

    Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами

    1,5%

    Пункт 1 статьи 521 Налогового кодекса

    Налог на имущество, исчисляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, применяющими СНР на основе упрощенной декларации

    0,5%

    Пункт 2 статьи 521 Налогового кодекса

    Налог на имущество, исчисляемый:

    1) некоммерческими организациями, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в пункте 4 статьи 289 Налогового кодекса;

    2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере;

    3) организациями, основным видом деятельности которых является выполнение работ (оказание услуг) в области библиотечного обслуживания;

    4) юридическими лицами по объектам водохранилищ, гидроузлов, находящимся в государственной собственности и финансируемым за счет средств бюджета;

    5) юридическими лицами по объектам гидромелиоративных сооружений, используемым для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских или фермерских хозяйств;

    6) юридическими лицами по объектам питьевого водоснабжения;

    7) юридическими лицами по взлетно-посадочным полосам на аэродромах и терминалах аэропортов, за исключением взлетно-посадочных полос на аэродромах и терминалах аэропортов городов Нур-Султана и Алматы;

    8) технологическими парками по объектам, используемым при осуществлении ими основного вида деятельности;

    11) организациями, осуществляющими деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан

    0,1%

    Пункт 3 статьи 521 Налогового кодекса

    Налог на имущество, исчисляемый по объектам налогообложения, переданным в пользование, доверительное управление или аренду юридическими лицами, указанными в пункте 3 статьи 521 Налогового кодекса

    2) организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ

    0%

    Пункт 5 статьи 521 Налогового кодекса

    Налог на имущество, исчисляемый юридическими лицами, определенными в перечне, утвержденном уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере жилищных отношений по согласованию с уполномоченным органом в области налоговой политики

    В зависимости от стоимости объектов налогообложения

    Пункт 6 статьи 521 Налогового кодекса

    Статья 531 Налогового кодекса

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

    Социальные отчисления за участников системы ОСС - от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 3,5% от 1 МРЗП** и не более 3,5% от 7-кратного МРЗП**

    Социальные отчисления для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР:

    Социальные отчисления для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП - от объекта исчисления социальных отчислений в размере:

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

    ОПВ от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления пенсионных взносов, но не превышающего 50-кратный размер МРЗП**. При этом максимальный совокупный годовой доход не должен превышать 12 размеров 50-кратного МРЗП**

    ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей

    ОПВ от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного МРЗП** для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих СНР, в пользу совершеннолетнего члена (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

    ОПВ от получаемого физическими лицами дохода по договорам ГПХ, но не выше 50-кратного МРЗП** (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 Закона)

    ОПВ в свою пользу от получаемого дохода, но не менее от 1 МРЗП** и не выше 50-кратного размера МРЗП** вправе граждане РК:

    3) работающие за пределами РК.

    ОПВ в свою пользу для физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

    ОППВ от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов

    ОТЧИСЛЕНИЯ И ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

    Отчисления работодателей от объекта исчисления отчислений, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

    Взносы работников, в т. ч. государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, от объекта исчисления взносов, подлежащих уплате в фонд социального медицинского страхования, не превышающего 10-кратный МРЗП**

    Взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, от объекта исчисления взносов в размере 1,4-кратного МРЗП**

    Взносы самостоятельных плательщиков, а также лиц, занимающихся частной практикой, приостановивших представление налоговой отчетности, и индивидуальных предпринимателей, приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими, от объекта исчисления взносов в размере 1-кратного МРЗП**

    Взносы государства, подлежащие уплате в фонд социального медицинского страхования от объекта исчисления взносов государства, не превышающего 10-кратный МРЗП**

    Взносы физических лиц, являющихся плательщиками ЕСП от:

    ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:

    * Месячный расчетный показатель на 1 апреля 2021 года = 2 917 тенге

    * Минимальная заработная плата на 1 января 2021 года = 42 500 тенге

    База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

    Налоговая система Казахстана

    Общие сведения

    Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

    Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

    Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

    Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

    Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
    Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

    В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
    В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

    • республиканский бюджет
    • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
    • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

    Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

    Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

    Подоходные налоги

    Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

    Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

    Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

    Налоги на собственность

    Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

    Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

    Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

    Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

    НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

    Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

    Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

    Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

    Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

    Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

    Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

    Специальные платежи и налоги за пользование недрами

    Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
    Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

    Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

    Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

    Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

    Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

    Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

    Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

    Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

    Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

    • государственная пошлина
    • консульский сбор
    • регистрационные сборы
    • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
    • сбор с аукциона
    • лицензионный сбор
    • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
    • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
    • сбор за использование радиочастотного спектра
    • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
    • сбор за пользование судоходными водными путями
    • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

    Специальные налоговые режимы

    • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
    • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
    • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

    Заключение

    Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

    Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

    Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

    Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

    Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

    © СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

    Читайте также: