Недостатки законодательства о налогах и сборах

Опубликовано: 14.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.04.2017 2017-04-08

Статья просмотрена: 8636 раз

Библиографическое описание:

Багардынова, Е. А. Недостатки современной налоговой системы / Е. А. Багардынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41720/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассмотрены недостатки современной налоговой системы и пути ее совершенствования.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются обязательными платежами граждан и организаций, так как налоговые поступления являются источником дохода пополнения бюджета государства и (или) муниципальных образований. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. Основным регулятором экономических отношений является налоговая система. Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а также определяет преимущества экономического развития. [6].

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. К федеральным налогам и сборам относятся: водный налог, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, акцизы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. К местным налогам: налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше трудностей при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику. [6]

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.

Приведем ряд недостатков налоговой системы России:

− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе. Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;

− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий. Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли;

− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы;

− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;

− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;

− неравномерное распределение налоговой нагрузки по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам;

− слабый контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от уплаты налогов, а следовательно — к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики. Исходя из вышеприведенных недостатков налоговой системы, можно составить направления совершенствования налоговой системы:

− упрощение налоговой системы способом изъятия из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;

− ослабление налоговой нагрузки посредством снижения налоговых ставок, т. е. поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг;

− стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;

− оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;

− усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;

− приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

− максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;

− совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;

− развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов [7]

В перспективе налоговая система нашей страны должна способствовать установлению баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Источники налогового права выстраиваются вокруг НК, который является основой правового регулирования налоговых отношений.

Понятие несоответствия нормативных правовых актов о налогах и сборах Кодексу

Соответствие Налоговому кодексу – обязательное и главное требование, которое предъявляется к регуляторным актам, регулирующим законодательство о налогах и сборах на всех трех уровнях (федеральных законов, законодательства субъектов РФ, НПА о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления). Такое же требование применяется к подзаконным актам, которые выступают как источники налогового права.

Вышеуказанные требования касаются нормативно-правовых актов, которые принимает правительство РФ, МФ России, Федеральная таможенная служба, а также различные финансовые органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Это означает что НПА, регулирующие налоговые отношения, должны приниматься исключительно компетентными органами исполнительной власти, при обязательном выполнении для принятых актов требований, установленных Налоговым кодексом.

Такое понятие, как несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу, в первую очередь, основывается на правилах, которые устанавливает статья 4 Налогового кодекса. Это касается принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок разрешения всех связанных с налогообложением вопросов. Главным является требование о принятии любых нормативно-правовых актов только уполномоченными органами, обладающими соответствующей компетенцией, в тех рамках, которые устанавливает налоговое законодательство. При этом установлено требование о недопустимости изменять или дополнять законы о налогах и сборах действиями принятых актов.

Условия признания несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах Кодексу

Положениями пункта 1 статьи 6 установлен полный перечень правовых оснований, которые позволяют установить несоответствие НПА о налогах и сборах требованиям Налогового кодекса. Принятые документы могут признаваться несоответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из предусмотренных ст. 6 НК РФ оснований для этого.

Это означает, что регулирующие налоговые отношения нормативно-правовые акты, которые отменяют либо ограничивают закрепленные законом права налогоплательщиков, а также плательщиков сборов, в том числе налоговых агентов, их законных представителей или полномочия налоговых и других государственных органов при осуществлении ими деятельности в сфере налоговых отношений, установленных НК РФ, могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу.

То есть любые нормативные акты, разрешающие или запрещающие разрешённые НК РФ действия, либо изменяющие содержание установленных Налоговым кодексом понятий, а также терминов и т. д., считаются не соответствующими ему.

Это же касается и введения нормативно-правовыми актами новых обязанностей, либо изменения понятия и содержания старых обременений, которых закон возлагает на участников налоговых отношений. Установленный изначально положениями статьей 1 НК РФ приоритет отражен и в последующих нормах Налогового кодекса.

Необходимо знать, что перечень изложенных статьей 6 НК РФ оснований далеко не исчерпывающий, и предполагает правовую возможность оспаривать издание нормативно-правовых актов в сфере налогового законодательства по другим причинам и основаниям, кроме указанных в этой статье.

Также правоприменительная и судебная практика отраженная в Определении ВС РФ от 20.08.2008 N 59-ГО8-10, от 13.12.2006 N 1-Г06-32 указывает на то, что наличие одного из факторов и оснований, указанных в п. 1 статьи 6 НК России, дает правовую возможность признавать не соответствующими кодексу нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

При этом процедура разрешения вопроса о признании НПА не соответствующим положениям НК РФ, включает в себя:

  • проверку пределов компетенции органов власти, которые соответствующий акт издают;
  • определение не ограничивает ли изданный НПА права налогоплательщика своими положениями;
  • проверку на предмет, не возлагает ли новые не предусмотренные Налоговым кодексом обязательства на налогоплательщиков;
  • а также допускает и разрешает ли он действия, которые прямо запрещает НК РФ.

Если положения нормативного правового акта не были признаны в установленном законом порядке не соответствующими НК РФ, они подлежат обязательному применению, даже если налогоплательщик считает их неправомерными.

Единственно допустимым, является судебный порядок признания НПА не соответствующим Налоговому кодексу, если другое не предусматривает Налоговый кодекс (см. письмо Минфина России от 15.04.2010 N 03-05-05-02/25).

Условия признания соответствия нормативного правового акта о налогах и сборах Кодексу

В Постановлении ФАС Московского округа от 20.08.2007, 27.08.2007 N КА-А40/7513-07, было указано, что положения нормативного правового акта, не признанные не соответствующими НК РФ в порядке, который определен законодательством, могут применяться, даже в случае, когда налогоплательщик считает их противоречащими Налоговому кодексу (неправомерными).

Соответствующими требованиям Налогового кодекса признаются нормативно-правовые акты, положения которых не содержат норм, предполагающих возможность несанкционированного вмешательства в налоговое законодательство.

Также к ним предъявляется требование о недопустимости вмешательства в охраняемые законами права и интересы налогоплательщиков, при осуществлении правового регулирования НПА налоговых отношений. Прежде всего, такие акты не могут нарушать основные конституционные положения о правах и свободах человека.

Учитывая вышеизложенное установление налогов и сборов должно проходить определенную законами процедуру. В итоговом документе, который принят уполномоченным органом, должны быть зафиксированы все существенные и необходимые элементы налоговых обязательств, если эти обязательства устанавливаются в принятом законе. Основным соответствием НПА Налоговому кодексу является его соответствие положениям статьи 57 Конституции России.

Принцип осуществления признания несоответствия акта о налогах и сборах Кодексу

Правовое положение налогоплательщиков и в целом субъектов налоговых отношений основано на соблюдении принципов, установленных положениями Конституции (ст. 57, ст. 18) и положениями налогового законодательства России.

Нарушение принятыми нормативно-правовыми актами, устанавливающими положения о налогах и сборах НК РФ, а также в случаях, когда они затрагивают права и законные интересы в сфере предпринимательства или другой экономической деятельности, предоставляет правовую возможность субъекту налоговых отношений признавать такие акты незаконными (не соответствующими) положениям НК РФ и налоговому законодательство.

Закрепляется такое право п. 2 ст. 34 АПК РФ, в соответствии с которым в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании соответствующих НПА рассматривает ВАС РФ.

Осуществление прав на судебную защиту содержится и в подпункте 2 п. 1 ст. 27 ГПК РФ, где судебную защиту в делах об оспаривании НПА, в случае если они затрагивают свободы и законные интересы граждан и организаций, осуществляет ВС РФ.

Нижестоящий суд лишён права рассматривать вопросы соответствия НК РФ нормативно-правовых актов.

Ни один нормативно-правовой акт о налогах и сборах не должен менять или дополнять акты, регулирующие налоговое законодательство. Несоблюдение вышеуказанных требований, а также выявление обстоятельств, перечисленных в ст. 6 НК РФ определяет правовую возможность субъектам налоговых отношений осуществлять судебную защиту твоих прав, оспаривая соответствующий нормативно-правовой акт.

Лица, имеющие право на изменение или отмену актов о налогах и сборах

В случаях, когда принятый нормативно-правовой акт нарушает требования Налогового кодекса и (или) положения налогового законодательства России, необходимо, в первую очередь, различать правовые действия субъектов налоговых отношений по отмене такого нормативно-правового акта или его изменению и признанию его действительным (не соответствующим налоговому законодательству).

Органы суда не обладают полномочиями отмены или изменения нормативно-правовых актов Решение компетентного суда обладает юридической силой только относительно признания нормативно- правового акта недействительным (не соответствующим законодательству). После вступления в силу такого решения недействительный нормативный акт утрачивает юридическую силу с момента его принятия.

В случае с отменой нормативно-правовых актов его действие будет прекращена только с даты, которая установлена соответствующим законом либо органом его отменившим.

Отменить либо изменить нормативный акт уполномоченный орган может с даты, когда он был принят, то есть это означает, что он может быть отменён задним числом.

Компетенция отмены НПА, а также внесения в него необходимых изменений принадлежит органу, который его принимал (Правительству РФ или другому органу исполнительной власти и т. д.), либо вышестоящему органы. Отмена может происходить в судебном порядке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

На официальном сайте ФНС (nalog.ru) представлен перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах, совершаемых налогоплательщиками. Мы отобрали те из них, которые непосредственно затрагивают интересы «упрощенцев», – нарушения положений гл. 26.2 НК РФ, а также норм законодательства, связанных с уплатой налогов при применении УСНО. Для тех, кто совмещает УСНО и ЕНВД, мы приводим основные нарушения положений гл. 26.3 НК РФ, а поскольку все мы являемся плательщиками НДФЛ, то представлены и основные нарушения гл. 23 НК РФ.

Развитие системы контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов идет по пути усиления аналитической составляющей при подготовке таких мероприятий, как выездная налоговая проверка. И налоговый контроль налогоплательщиков, которые применяют специальные налоговые режимы, например УСНО, не является исключением. При этом налоговые органы призывают налогоплательщиков анализировать свои налоговые риски. На сайте ФНС представлены материалы, которые помогут налогоплательщикам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность с точки зрения рисков нарушения положений НК РФ.

Для «упрощенцев» основными нарушениями являются несоответствие требованиям гл. 26.2 НК РФ: наличие филиалов и представительств, превышение ограничения по доле участия других организаций, а также превышение ограничения численности работников.

Независимо от выбранного объекта налогообложения «упрощенцы», по мнению налоговиков, учитывают не все доходы, которые надо включать в налоговую базу.

Для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы», основным нарушением является уменьшение суммы налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и др., уплаченных в этот же период, более чем на 50%. И нередко уменьшается сумма налога при УСНО на сумму страховых взносов, которые фактически не уплачены.

А для тех «упрощенцев», которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», главным нарушением является занижение налоговой базы на сумму расходов, которые не учитываются при УСНО: сумм уплаченных кредитов, стоимости приобретенных строительными организациями земельных участков, сумм штрафов, оплаты периодических изданий, ритуальных услуг и иных расходов. Кроме этого, налоговики высказывают претензии к документальному оформлению расходов. Также по итогам налогового периода данные «упрощенцы» не всегда исчисляют минимальный налог в установленных гл. 26.2 НК РФ случаях.

Особое внимание хотелось бы обратить на присутствие в данной таблице такого нарушения, как необоснованное применение специальных налоговых режимов (УСНО) путем применения схем дробления бизнеса. Это же касается и спецрежима ЕНВД.

Эта информация является поводом для размышления и анализа деятельности «упрощенцев» с точки зрения минимизации налоговых рисков.

Характерные нарушения законодательства о налогах и сборах

Пункт 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13

Неправомерное применение УСНО в виду несоответствия показателям, предоставляющим право применять данную систему налогообложения, в частности:

– организациями, имеющими филиалы и (или) представительства;

– организациями, применяющими специальный налоговый режим (ЕСХН);

– организациями с долей участия других организаций более 25%;

– организациями с численностью более 100 человек

Пункт 1 ст. 346.15

Занижение доходов в результате невключения в сумму доходов поступлений от реализации товаров (работ, услуг)

Пункт 1 ст. 346.16

Необоснованное уменьшение доходов на сумму расходов, не поименованных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в частности: сумм уплаченных кредитов, стоимости приобретенных строительными организациями земельных участков, сумм штрафов, оплаты периодических изданий, ритуальных услуг и иных расходов

Статьи 346.16, 346.17

Необоснованное включение в расходы при исчислении базы по УСНО расходов без соответствующего документального подтверждения или составление документов с нарушением требований законодательства

Пункт 6 ст. 346.18

Неисчисление минимального налога налогоплательщиками, которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», по итогам налогового периода

Пункт 3 ст. 346.21

Уменьшение суммы налога на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Необоснованное применение специальных налоговых режимов (УСНО) путем применения схем дробления бизнеса

Пункт 3 ст. 346.21

Уменьшение суммы налога (сумм авансовых платежей), исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и др., уплаченных в этот же период, более чем на 50%

Неправомерное применение системы налогообложения в виде ЕНВД по услугам и работам, подпадающим под общую систему налогообложения

Пункт 7 ст. 346.26

Отсутствие раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется иной режим налогообложения, что повлекло занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций (при применении общего режима налогообложения) или налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО

Занижение сумм налога путем неправомерного уменьшения на сумму начисленных, но фактически не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Статьи 346.27, 346.29

Неуплата ЕНВД в результате занижения физических показателей (количество работников, площадь торгового зала, площадь информационного поля и др.), корректирующих коэффициентов базовой доходности К1 и К2, используемых при определении базовой доходности

Необоснованное применение специальных налоговых режимов (ЕНВД) путем применения схем дробления бизнеса и минимизации налоговых платежей

Пункт 2 ст. 346.32

Неправомерное уменьшение суммы налога (более чем на 50%) на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением) объектов налогообложения (транспортных средств)

Занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы

Неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (согласно паспорту транспортного средства)

Пункт 2, 3 ст. 362

Нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов)

Занижение налоговой базы в связи с неправильным определением кадастровой стоимости земельных участков

Занижение суммы земельного налога в результате неправомерного применения более низкой налоговой ставки

Неверный расчет коэффициента, применяемого при исчислении налога в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю)

Занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в результате отражения в годовой декларации авансовых платежей в завышенном размере

Неудержание и (или) неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанных сумм НДФЛ с фактически выплаченных физическим лицам доходов

Невключение в совокупный доход работников сумм выплаты, произведенной за счет средств работодателя, за учебу, по кредитному договору сотрудника, невключение в совокупный доход работников выплаты по договорам подряда, а также за аренду имущества и др.

Подпункт 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 2 ст. 211, п. 1 ст. 226

Невключение в совокупный доход физического лица сумм, выданных в подотчет на хозяйственные нужды и невозвращенных (или по которым отсутствую авансовые отчеты), а также доходов, полученных в натуральной форме

Невключение в налогооблагаемый доход физического лица доходов в виде материальной выгоды, в частности от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок

Неверное определение налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при продаже инвестиционных паев, в частности отсутствие документов (договоров, брокерских отчетов, платежных поручений, квитанций и пр.), подтверждающих приобретение соответствующих ценных бумаг и их оплату

Заявление стандартных налоговых вычетов без подтверждающих документов, а также без учета доходов, полученных с начала налогового периода по предыдущему месту работы

Пункт 1 ст. 219, п. 1 ст. 220

Завышение суммы социальных и имущественных налоговых вычетов

Занижение налоговой базы в результате включения в состав профессиональных налоговых вычетов документально не подтвержденных расходов, непосредственно не связанных с извлечением доходов

Несвоевременное и (или) не в полном размере перечисление налоговыми агентами сумм удержанного НДФЛ

Подпункт 2 п. 1 ст. 228

Неисчисление налога с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности (недвижимое имущество, автотранспортные средства) менее трех лет

Пункт 1 ст. 221, ст. 252

Неправомерное отнесение к налоговым вычетам расходов вследствие представления налогоплательщиком недостоверных учетных документов по взаимоотношениям с «подставными» организациями




1. Российское законодательство о налогах и сборах включает в себя:
федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);
региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представи­тельными) органами субъектов РФ);
местные акты о налогах и сборах, принятые представительны­ми органами местного самоуправления.

2. Федеральное законодательство о налогах и сборах (в НК РФ оно именуется "законодательство Российской Федерации о на­логах и сборах") состоит из:
Постановление Конституционного Суда "По делу о проверке конституцион­ности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставро­польского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное место жительства в на­званные регионы" от 04.04.96 № 9-П. СЗ РФ, 1996, № 16. Ст. 1909.
НК РФ;
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

3. Налоговый кодекс РФ1 состоит из двух частей -Общей и Осо­бенной.
В соответствии с положениями Федерального закона от
31.07.98 № 147-ФЗ часть первая НК РФ была введена в дейст­вие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 1 января 2001 года.
Первоначально часть вторая НК РФ включала лишь четыре главы, устанавливающие налог на добавленную стоимость, ак­цизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до принятия Федерального закона от 31.12.2001 № 198­ФЗ он именовался "единый социальный налог (взнос)").
В дальнейшем законодатель неоднократно дополнял часть вто­рую НК РФ новыми главами, каждая из которых посвящена правовым основам взимания конкретного налога или сбора, а также вносил изменения и дополнения в уже принятые главы части второй НК РФ. Так, например, с 01.01.2004 утратила си­лу глава 27 "Налог с продаж" (на основании Федерального за­кона от 27.11.2001 № 148-ФЗ).
В части первой НК РФ устанавливается система налогов и сбо­ров, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принци­пы налогообложения в РФ, в т. ч.:
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основания возникновения (изменения, прекращения) и поря­док исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодатель­ством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений;

В настоящем издании учитывается редакция Налогового кодекса, действую­щая с 1 января 2004 года.
порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) их должностных лиц. Действие НК РФ распространяется на отношения по установ­ лению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом кодексе.
Часть вторая НК РФ посвящена определению порядка введе­ния и взимания конкретных налогов и сборов. В настоящее время, в частности, введены в действие следую­щие главы части второй НК РФ:
глава 21 "Налог на добавленную стоимость";
глава 22 "Акцизы";
глава 23 "Налог на доходы физических лиц";

• глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный на­лог)" <введена с 2002 года Законом от 29.12.2001 187-ФЗ);
• глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" <введена с 1 января 2003 года Законом от 24.07.2002 104-ФЗ (в ред. от, 07.07,2003));
глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" <введена с 1 января 2003 года Законом от 24.07.2002 104-ФЗ (в ред. от 07.07.2003));
глава 26.4. "Система налогообложения при выполнении согла­шений о разделе продукции" <введена в действие Законом от 06.06.2003 65-ФЗ);

глава 27 "Налог с продаж" (утратила силу с 01.01.2004 согласно Закону от 2711.2001 148-ФЗ);
глава 28 "Транспортный налог" <введена Законом от 24.07.2002 110-ФЗ);
глава 29 "Налог на игорный бизнес" <введена Законом от 27.12.2002 182-ФЗ).
К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим вместе с НК РФ феде­ральное законодательство о налогах и сборах, относятся:
федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ (Закон РФ "О налоговых органах в Рос­сийской Федерации" от 21.03.91 №943-1 (в ред. от 22.05.2003), Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции" от 27.12.91 № 2118-1 (в ред. от 07.07.2003)1, и др.;
федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответ­ствии с НК РФ.

Региональное законодательство о налогах и сборах - это зако­нодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сбо­рах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов уста­новленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представи­тельных органов местного самоуправления (местных парламен­тов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных об­разований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.

Литвинова Юлия Алексеевна, студентка 4 курса факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В любой отрасли права принципы играют если не главную, то значительную роль. И налоговое право не является исключением. Здесь принципы являются неким компасом в построении всей налоговой системы государства. Будь то принятие нового законопроекта или же вынесение судебного решения. Все будет основываться на тех основополагающих началах, которые именуются принципами. Однако, стоит различать, принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ), принципы налогового права как отрасли, которые сформулированы научной и судебной доктриной, и принципы, сформулированные наукой без особой привязки к норме, нормам-принципам. От того, как данные принципы будут реализовываться на практике, зависит весь политический курс в данной сфере.

Несмотря на то, что основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах уже сформулированы в ст.3 НК РФ, в юридическом сообществе не утихают спор о «недостаточности» данного перечисления. Все дело в том, что НК РФ был подписан президентом Б.Н. Ельциным еще в июле 1998 года, и с того времени вышеупомянутая статья никак не изменялась. Соответственно, за двадцать два года судебная практика, как арбитражных судов, так и Конституционного суда РФ, сформулировала множество новых принципов. Однако не один из них не был удостоен упоминания в Федеральном законе № 146-ФЗ[1]. Таким образом, ст.3 НК РФ уже не отвечает потребностям современной налоговой системы, которая за двадцать с лишним лет претерпела достаточно серьезные изменения.

Зачем закреплять?

1) Нормативное закрепление принципов свидетельствует о смене их статуса: с определенных начал, идей правосознания они поднимаются до статуса норм-принципов. Таким образом, они уже могут непосредственно регулировать общественные отношения, а не просто существовать в сознании людей или же в актах Конституционного суда РФ.

2) Согласно Постановлению КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, «общие принципы налогообложения и сборов – это основные гарантии, установление которых именно федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ». [2] То есть, закрепив основные начала налогового законодательства в НК РФ, законодатель закрепит основные гарантии.

3) В результате отсутствия нормативного закрепления принципов страдает правоприменение, так как их неоднозначное толкование может вызывать споры.

4) Налоговое право есть отрасль публичного права, что предполагает нормативное закрепление, которое в свою очередь выступает в качестве гарантии законности. Отнесение отрасли к публичной уже автоматически предполагает «формальную определенность правовых норм, легальное закрепление их в соответствующих нормативных актах государства». [3]

5) Закрепление принципов «сейчас» поможет законодателю «потом», так как будет своеобразным компасом, подсказывающим правильное направление в законотворческих процессах.

6) Согласно ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Проведя аналогию, можно сделать вывод, что само «установление» принципов предполагает не просто их хаотичное перечисление, а определение элементов.

Что закреплять?

Отрасль налогового права, как и любая другая, не стоит на месте и развивается. Соответственно, развивается и вся система налогообложения в России. Те принципы, которые были зафиксированы в НК РФ более 20 лет назад, по сути, были сформулированы Конституционным судом еще до их нормативного закрепления в федеральном законе при толковании базовых норм самой Конституции РФ. Однако за такой долгий промежуток времени как теория, так и практика уже сформировали новые базисы, которые активно используются на практике и применяются судами. В настоящее время отдельно формируются принципы «налогообложения» и «построения налоговой системы». На данный счет вполне обоснованно высказалась Е.А.Лопатникова, указав, что они воплощаются в принципах всего «налогового права», а их нормативное закрепление способствует четкому определению границ и целей функционирования налогово-правовых норм. [4]

Итак, на данный момент представители юридического сообщества предлагают включить в НК РФ следующие принципы. Например, на Конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации», которая состоялась 19-20 апреля в 2013 году в г. Москве, профессор А.В. Демин впервые в рамках своего выступления выразил озабоченность по вопросу нормативного закрепления новых принципов и предложил обозначить в НК РФ следующие:

1) Всеобщность налогообложения

2) Принцип верховенства права

3) Принцип равенства налогообложения

4) Принцип соразмерности налогообложения и фактической платежеспособности налогоплательщика

5) Принцип федерализма и единого экономического пространства Российской Федерации

6) Принцип экономического основания налога и однократности налогообложения

7) Принцип определенности налогообложения

8) Запрет на злоупотребление правом в сфере налогов и сборов.[5]

Развивая данную мысль уже в 2017 году В.М.Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», в своем блоге на сайте zakon.ru[6]вновь обратился к вопросу выделения, поименования и раскрытия принципов налогового права в НК РФ. Он также внес свои предложения по включению следующих принципов:

1) Законное установление

2) Наличие экономического основания

3) Эффективность взимания

4) Исключительность целевого назначения

5) Сохранение единого экономического пространства

6) Недопустимость препятствий реализации конституционных прав

7) Учет платежеспособности

8) Равенство обложения

9) Нормативная определенность

10)Разумная достаточность налогового контроля.

Получается, что современные «налоговые» реалии диктуют новые правила. Налоговая система уже не может существовать, руководствуясь только теми старыми общими началами, которых, возможно, и было достаточно более двадцати лет назад, но явно не хватает сейчас.

Как закреплять?

Что же касается формы, то здесь возникает следующая проблема. В юридическом сообществе вызывает множество вопросов сама техника нормативного закрепления основополагающих начал. Во-первых, принципам была выделена всего лишь одна статья НК РФ. Во-вторых, самое изложение носит достаточно хаотичный характер. Безусловно, такой подход законодателя в целом к нормативному закреплению принципов налогового права (не говоря уже о том, что нужно закреплять и другие принципы) представляется неудачным. В российской правовой системе вполне успешно существуют другие формы закрепления. Наиболее удачными представляются техники закрепления в Уголовном Кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Бюджетном кодексе РФ. Например, в Уголовном кодексе РФ есть отдельные статьи, каждая из которых посвящена определенному принципу, Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит отдельную главу, которая также представляет собой совокупность статей, отдельно расписывающих каждый принцип. В Бюджетном кодексе РФ сначала ст. 28 перечисляет принципы, на которых основана бюджетная система, а затем уже идет их постатейное разъяснение.

Показательными примерами удачного нормативного закрепления принципов также могут служить налоговые кодексы Казахстана, Беларуси и Кыргызстана. Так, например, статья 4 НК Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет содержит перечисление принципов, а последующие статьи уже более детально разъясняют каждый принцип. Схожее нормативное закрепление представлено в НК Кирзизской республики. Статья 5 данного кодекса также перечисляет все принципа налогового законодательства, а далее идет постатейное разъяснение каждого. Несколько иное закрепление принципов представлено в ст.2 НК Республики Беларусь. Здесь мы можем видеть, что каждый подпункт статьи – это некий «домик» для отдельного принципа, причем идет не просто перечисление: после обозначения принципа содержится подробная информация о том, что означает каждый из них.

Актуальность обращения к принципам проиллюстрирована Определением Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 817-О. Итак, Якимов Ф.Ф. оспаривал положения ст. 3 и абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ, так как считал, что они противоречат ст. 15, 19, 34, 35, 45, 46, 47,57 Конституции РФ. По мнению заявителя, правоприменительная практика придала оспариваемым нормам НК РФ смысл, допускающий возможность обложения одного объекта налогообложения как налогом на доходы физических лиц, так и налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, оспариваемые законоположения допускают возможность двойного налогообложения. Из этого следует, что правовая позиция заявителя в целом основывалась как раз на принципе недопустимости налогообложения, что в очередной раз подчеркивает возможность принципов выступать в роли инструмента разрешения юридических споров и прикладного средства правового регулирования, которым могут руководствоваться субъекты налогового права.[7]Однако Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, определив данные положения как не нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Также стоит отметить Определение КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 3531-О. В данном случае ООО "ЗИС" тоже оспаривало ст. 3 НК РФ, а если быть точнее, то пункты 1, 3, 4 и 7 ст. 3 НК РФ. По мнению Общества, оспариваемые законоположения не соответствуют «1. Все равны перед законом и судом. »

Если до сих пор сам Конституционный суд РФ отводит такую значимую роль принципам, ныне закрепленным в ст. 3 НК РФ, как создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов, неужели данные принципы не имеют право на достойное установление, а не на обычное хаотичное перечисление? Более того, подразумевая надлежащая нормативная основа уже давно зиждится далеко не только на том, что установлено ст. 3 НК РФ.

Таким образом, принципы – это фундамент для построения всей системы. Однако система налогообложения развивается, что порождает необходимость в более крепком фундаменте. Говоря простым языком, фундаменты у девятиэтажного и сорокаэтажного домов явно будут отличаться. Более того, «состав этого фундамента» (а состоит он из принципов) требует особых «условий» (формы закрепления) для своего существования: уже недостаточно просто через запятую перечислить весь массив принципов в одной статье без подробных разъяснений.

[1]Федеральныйзаконот 31.07.1998 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" // СПС КонсультантПлюс

[2]Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"// СПС КонсультантПлюс

[3]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 - 56. Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. Л.А. Воскобитова. М., 2015 // СПС "КонсультантПлюс".

[4]Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / под ред.д.ю.н., И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2012. С.3.

[5]Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу – отдельная статья / Конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации» 19–20 апреля 2013 г. в Москве // Налоговед. 2013. № 1.

[7]Демин А. В. Принцип определенности налогообложения: Монография/ДеминА.В., БакаеваО.Ю. - Москва : Статут, 2015. С. 119-125.

Читайте также: