Недостатки подоходного налогообложения характеризуются

Опубликовано: 26.04.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    1. Объектом обложения налога с доходов физических лиц является:

    а) + доход, полученный из различных источников, как на территории Украины, так и за ее пределами;

    б) сумма полученных алиментов;

    в) компенсационные выплаты в денежной и натуральной форме;

    г) выигрыш по облигациям государственных займов.

    2. В совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются:

    а) доходы, полученные по месту основной работы;

    б) доходы по совместительству;

    в) доходы от предпринимательской деятельности;

    г) + доходы граждан от продажи продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве.

    3. Особенности налогообложения доходов, полученных не по основному месту работы:

    а) доход уменьшается на сумму необлагаемого налогом минимума;

    б) не возникает обязанности ведения учета доходов и расходов, связанных с получением этих доходов;

    в) + не представляются льготы, предусмотренные действующим законодательством по подоходному налогу;

    г) не возникает обязанность подачи декларации о сумме совокупного дохода, полученного как по основному, так и не основному месту работы.

    4. Особенностями налогообложения доходов граждан-субъектов предпринимательской деятельности являются:

    а) + необходимость учета доходов и расходов;

    б) отсутствие подачи налоговой декларации;

    в) отсутствие применения налоговых льгот, если этот доход является основным источником доходов;

    г) ставка налога по шкале, если занятие предпринимательской деятельностью не является основным местом работы.

    Тесты Налогообложение прибыли предприятий с ответами

    1.К прямым налогам относятся:

    а) + налог на землю;

    б) акцизный сбор;

    г) налог на добавленную стоимость.

    2.При помощи налога на прибыль можно регулировать:

    а) трудовые ресурсы по видам деятельности;

    б) + темпы экономического роста на макроуровне;

    в) распределение и перераспределение валового дохода;

    г) уровень заработной платы.

    3.Преимущество подоходного налогообложения:

    а) + зависимость размера налогов от размера полученной прибыли (дохода);

    б) простота начисления;

    в) увеличение средств на потребление;

    г) антистимулятор экономической активности;

    4.Недостатки подоходного налогообложения характеризуются:

    а) невозможность влияния на принятие решений на микроуровне;

    б) социально-экономические недостатки;

    в) + сложность исчисления;

    г) политические недостатки.

    5.Для расчета прибыли валовой доход включает:

    а) суммы акцизного сбора, НДС;

    б) стоимость имущества, полученная налогоплательщиком в качестве компенсации за принудительное отчуждение государством иного имущества налогоплательщика;

    в) суммы денежных доходов, полученные налогоплательщиком по решению суда;

    г) + доходы от совместной деятельности.

    6.Прямые валовые расходы состоят из:

    а) затрат налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой;

    б) любые затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийная замена товаров;

    в) затраты налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий;

    г) + суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда.

    7.При помощи налога на прибыль можно регулировать:

    а) трудовые ресурсы по видам деятельности;

    б) + темпы экономического роста на макроуровне;

    в) распределение и перераспределение валового дохода;

    г) уровень заработной платы.

    8.Преимущество подоходного налогообложения:

    а) + зависимость размера налогов от размера полученной прибыли (дохода);

    б) простота начисления;

    в) увеличение средств на потребление;

    г) антистимулятор экономической активности;

    9.Недостатки подоходного налогообложения характеризуются:

    а) невозможность влияния на принятие решений на микроуровне;

    б) социально-экономические недостатки;

    в) + сложность исчисления;

    г) политические недостатки.

    10.Для расчета прибыли валовой доход включает:

    а) суммы акцизного сбора, НДС;

    б) стоимость имущества, полученная налогоплательщиком в качестве компенсации за принудительное отчуждение государством иного имущества налогоплательщика;

    в) суммы денежных доходов, полученные налогоплательщиком по решению суда;

    г) + доходы от совместной деятельности.

    11.Прямые валовые расходы состоят из:

    а) затрат налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой;

    б) любые затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийная замена товаров;

    в) затраты налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий;

    г) + суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда.

    Тесты Правовое регулирование налоговой системы государства с ответами

    1. Источником налогов выступает:

    а) + национальный доход;

    б) материальные затраты;

    в) постоянные затраты;

    г) переменные затраты.

    2. По своей природе финансовая категория налогов носит:

    а) субъективный характер;

    б) + объективный характер;

    в) производственные отношения;

    г) абстрактный характер.

    3. Систему взимания налогов в зависимости от размера дохода налогоплательщика можно классифицировать как:

    а) + систему пропорционального налогообложения;

    б) систему товарного и денежного рынков;

    в) систему накопления и потребления;

    г) систему производительных сил и производственных отношений.

    4. Регулирующая функция налогов проявляется через:

    а) прибыль и доходы;

    б) самофинансирование предприятий;

    в) + установление и изменение системы налогообложения;

    г) эффективность налогово-финасовых отношений.

    5. Посредством фискальной функции реализуется:

    а) формирование финансовой системы;

    б) формирование структуры валового внутреннего продукта;

    в) создание системы самоуправления и самофинансирования;

    г) + аккумулирование финансовых ресурсов государства.

    6. Способы взимания налогов могут быть:

    7. Налоговые ставки по методу их формирования подразделяются на:

    8. Способами разграничения прямых и косвенных налогов являются:

    а) субъект налога;

    б) объект налога;

    в) + участие в образовании цены;

    г) налоговая ставка.

    Тесты Ресурсные платежи с ответами

    1. Ставка налога на землю варьирует в зависимости от:

    а) площади сельскохозяйственных угодий;

    б) площади, находящейся под строениями;

    в) + качества и местоположения земельного участка;

    г) источника средств для финансирования мероприятий по использованию земли.

    2. Средства от платы за землю используются:

    а) для развития заповедников;

    б) на создание ботанических садов;

    в) на создание садово-парковой культуры;

    г) + ведение государственного земельного кадастра

    § 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

    Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

    Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

    • прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

    • частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

    • определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

    Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

    К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

    Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

    Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

    Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

    В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

    По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

    • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

    • выполнение процедуры расторжения брака;

    • подтверждение права на получение наследства;

    • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

    • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

    На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


    Рис. 1. Налоговая система в России.

    Примеры федеральных налогов:

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

    • налог на прибыль организаций;

    • налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

    • налог с владельцев транспортных средств;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

    • налог на игорный бизнес;

    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • налог на добавленную стоимость (НДС);

    Примеры региональных налогов:

    • налог на имущество предприятий;

    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

    • единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

    Примеры местных налогов:

    • налог на имущество физических лиц;

    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    • сбор за право торговли;

    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

    • налог на рекламу;

    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    • сбор с владельцев собак;

    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

    • сбор за выдачу ордера на квартиру;

    • сбор за парковку автотранспорта;

    • сбор за право использования местной символики;

    • сбор за участие в бегах на ипподромах;

    • сбор за выигрыш на бегах;

    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

    • сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

    • сбор за уборку территорий населённых пунктов;

    • сбор за открытие игорного бизнеса.

    Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

    Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

    В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

    В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

    Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

    В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

    Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

    Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

    Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

    Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

    Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

    В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

    Наука указывает три главных способа для устранения этого недостатка: 1.

    Первым средством является установление для доходов фундированных большего сравнительно с нефундированными процента налога (применяется в итальянском подоходном налоге, в саксонском подоходном налоге по закону 1848 г. и пр.). 2.

    Вторым способом является соединение подходного налога как дополнительного с существующими реальными налогами. Если в стране существуют специальные налоги на землю, на дома, на промысловый и денежный капитал, а подоходный налог в умеренных размерах служит дополнением к этим последним, то лица с фундированным доходом будут обложены каждое соответствующим специальным налогом и, кроме того, подоходным, тогда как лица с нефундированным доходом будут подлежать только подоходному налогу, и, следовательно, равномерность обложения будет до некоторой степени достигнута. 3.

    Последний, с нашей точки зрения наиболее заслуживающий внимания способ устранения неравномерности подоходного налога, - это установление рядом с ним налога поимущественного. Этой мерой достигаются единовременно две выгоды: а) уничтожается всякая возможность уклонения от налога таких иму- ществ, которые употребляются непроизводительно, и вместе с тем уничтожается неравномерность в обложении фундированных и нефундированных доходов, и б) облегчается до известной степени определение самого дохода плательщика: имущество всегда легче определить, нежели доход, а раз размеры имущества определены, то в них мы получаем новое мерило, новое побочное средство и для определения дохода.

    Эта последняя мера превращения подоходного налога в подоходно-поимущественный предлагается некоторыми германскими финансистами и особенно Гензелем.

    Возьмем, напр., говорит Гензель, пять контрибуэнтов, из которых каждый получает 2000 тал.

    Доход Имущество Подох. налог Имущ. налог Сумма

    А 2000 50 000 40 50 90

    В 2000 30 000 40 30 70

    С 2000 20 000 40 20 60

    D 2000 10 000 40 10 50

    Таким образом, совершенно просто и удобно происходит более высокое обложение фундированных доходов, и в результате получается соответствие налога не только с доходами, но и с имущественным положением плательщика.

    Итак, вот те главные теоретические требования, которые могут быть поставлены для рациональной организации подоходного налога. К сожалению, в такой наиболее совершенной форме, удовлетворяющей всем этим требованиям, подоходный налог еще нигде не осуществлен, а существующие виды его носят на себе печать неполноты, недоделанности, чем и возбуждают против себя справедливые нарекания.

    § 58. За этими общими теоретическими соображениями перейдем к описанию существующих форм подоходного налога в важнейших странах Европы, причем начнем с Пруссии и Англии - государств, где подоходное обложение приняло наиболее типичные формы.

    История и Мы уже ознакомились со старым устройством прусского классного совре- налога. Он распространялся на доходы менее 1000 тал.; доходы же выше менная этой суммы подлежали уже так называемому классифицированному организа- подоходному налогу.

    обращалось внимание лишь по внешним признакам и главным образом по роду занятий, с этого времени распределение по классам (число которых осталось то же - 12) совершается не на основании лишь внешних признаков, а на основании величины заработка или дохода лица, приводимой в известность особой податной комиссией, которая собирает необходимые для этого сведения всеми зависящими от нее путями, не вторгаясь, однако, в частную жизнь плательщика. Важное изменение, внесенное в 1873 г. в устройство классного налога, заключалось также в том, что был установлен известный минимум дохода - в 140 тал.

    (420 мар.), не подлежащего налогу, и вся сумма налога была континген- тирована в размере 11 милл. тал. Затем в 1883 г. Existenz-minimum был повышен до 900 мар.

    Подоходное обложение в Пруссии до 1892/3 г., когда вступил в силу закон 24 мая 1891 г., установивший подоходный налог на новых основаниях, заключалось в общих чертах в следующем. Подоходное обложение распадалось на классное и классифицированное. Первому подлежали доходы от 900 до 3000 мар. по 10 классам, и обложение колебалось в пределах 0,69 % для низшего класса и 1,89 % для высшего, следовательно размер налога был прогрессивным. Классифицированному налогу подлежали все доходы свыше 3000 мар., подразделенные на 40 классов.

    Для каждого класса был назначен особый оклад, а свыше 40-го класса, в который помещались доходы от 720 000 до 780 000 мар., на каждые излишние 60 000 мар. к окладу 40-го класса прибавлялось по 1800 мар. налога. Обратно, с классным налогом классифицированный отличается большей случайностью и неправильностью определений своих окладов: в нем нет уже точной прогрессивности, даже и пропорциональности далеко не достигается; так, средний оклад для 5-го класса - 2,85 %, для 6-го - 2,73, для 18-го - 2,87, для 19-го - 2,78 % и т.д.

    С 24 июня 1891 г.

    Прусский подоходный налог 1891 г. - налог всеобщий, падающий на все виды дохода плательщика - денежные капиталы, поземельную собственность и т.д. (не исключая и доходов от тор-

    Доходы плательщиков определялись особыми оценочными комиссиями, оценки которых мало вызывали жалоб, так как в большинстве случаев они ниже действительных на 25 %, по мнению известного статистика Ад. Зетбера (за период 1872-78 гг.).

    Новый прусский подоходный налог гово-промышленной деятельности, хотя эти последние доходы и подлежат еще специальному подоходному налогу, установленному промысловым обложением того же 1891 г.).

    Субъектами обложения подоходный налог 1891 г. признает всех прусских подданных (за исключением лиц, живущих более двух лет за границей, кроме чиновников), иностранцев, живущих более года в Пруссии, занимающихся торговлей или промыслами или получающих свой доход от государственной кассы, и, наконец, юридические лица (банки, акционерные предприятия).

    Подоходный налог по величине обложения делится на 94 ступени (вместо классов), каждой из которых соответствует известная доля обложения; таким образом, получается следующий налоговый тариф:

    Годовой доход Годовой налог

    теперь прежде от 900 до 1050 6 9 » 1050 » 1200 9 12 » 1200 » 1350 12 18 » 1350 » 1500 16 24 и т.д. до 10 500 мар. дохода, а свыше налог поднимается следующим образом:

    от 10 500 до 30 500 1000 по 30

    » 30 500 » 32 000 1500 » 60

    » 32 000 » 78 000 2000 » 80

    » 78 000 » 100 000 2500 » 100

    Процент обложения по среднему окладу постепенно поднимается от 0,62 % при доходе 975 мар. до 3 % при 10 000 мар. дохода и затем поднимается медленно до 4 % при 10 000 мар. дохода, а далее обложение уже только пропорциональное.

    Надо отметить как хорошую черту нового прусского подоходного налога облегчение мелких доходов до 9000 мар. сравни тельно с прежней системой обложения и, наоборот, увеличение податной тягости для доходов свыше 9000 мар.; таким путем для 70 % всех плательщиков с доходом менее 9000 мар. податная тягость уменьшилась более чем на 61/2 милл. мар.

    Кроме того, на каждого ребенка до 14 лет из дохода вычитается 50 мар., а при трех и более малолетних обложение понижается, по крайней мере, на одну ступень, но эти облегчения допускаются лишь при доходах не более 3000 мар., и сбавки составят в общем еще 272 милл. мар. Особые стеснительные хозяйственные условия, как-то: воспитание детей, обязанность содержать родственников, продолжительная болезнь, несчастья и т.д., - дают при обложении лицам с доходом не более 9500 мар. право на понижение их доходов на целых три ступени.

    В законе точно перечислены все вычеты из валового дохода, чтобы определить чистый доход (процент по долгам и обязательствам, премия по страхованию жизни, но не свыше 600 мар. в год, для рабочих взносы по страхованию от несчастий, от старости).

    Обложение производится особыми комиссиями, составленными частью из правительственных лиц, частью из местных жителей. При доходах выше 3000 мар. обязательна декларация плательщика о получаемых им доходах, а при доходах ниже 3000 мар. председатель комиссии лишь может потребовать декларации, если сочтет это нужным.

    Сумма налога определена в 80 000 000 мар. на 1892/3 г., а так как имеется в виду перенести поземельный и подомовый налоги из государственных в число местных налогов, то и решено все излишки свыше 4 % сверх 80 милл. мар. употреблять на проведение этой реформы.

    Сущность реформы и достоинство нового обложения перед старым заключается в следующем: 1.

    Уничтожено разделение на классный и классифицированный налоги. 2.

    Введена большая прогрессивность и равномерность в обложении. 3.

    Распространено обложение на торгово-промышленные товарищества, акционерные компании и вообще юридические лица, что дало государству в первый же год по введении налога лишних 10 милл. мар. 4.

    Облегчено обложение мелких и средних доходов до 9500 мар. 5.

    Введена система декларации при обложении.

    Финансовые результаты этой реформы оказались блестящими, доходы государства увеличились на 45 милл. мар. в год.

    Любопытны данные, добытые финансовой статистикой, освещающие экономические условия страны: из 29 милл. 895 тыс. жителей Пруссии у 20 милл. 945 тыс. доходы не достигают 900 мар., и они не подлежат подоходному налогу; таким образом, налогу подлежат всего около 9 милл., - но здесь включены дети и женщины, не зарабатывающие самостоятельно, а между тем налог платят лишь главы семейства и те из его членов, которые самостоятельно зарабатывают или получают доход от капитала, земли и т.д. более 900 мар. в год; таких плательщиков всего 2 милл. 435 тыс., из них более 2 милл., т.е. более 85 %, получают в год до 3000 мар.; а 316 000, т.е. 13 % всех плательщиков, получают более 3000 мар., но эти 13 % пользуются половиной всех доходов, подлежащих обложению; из них 23 плательщика владеют доходом до V2 милл. р. в год, а двое - от 5 до 7 милл. каждый.

    История и современная организация английского подоходного налога

    § 59. Несколько иной организацией отличается подоходный налог в Англии, введенный здесь в конце XVIII в. в министерство знаменитого Питта, затем возобновленный в 1842 г. Р. Пилем и с тех пор в том же виде, за незначительными изменениями, сделавшийся постоянной, весьма важной частью английской финансовой системы.

    В конце XVIII в. финансовое положение Англии было до крайности затруднительно: с одной стороны, финансы страны были ослаблены борьбой с отделившимися Северо-Американскими колониями, с другой - продолжительной тяжкой войной с Францией. Это затруднительное положение вынудило тогдашнего премьера Вильяма Питта, несмотря на все то отвращение, которое английское общество всегда питало к прямым налогам, особенно основывающимся на кадастре, после введения целого ряда новых мелких налогов на предметы роскоши решиться на введение в Англии общего налога на собственность. Однако делая уступку общественному мнению, Питт в первой своей попытке постарался избегнуть ненавистного названия и просто предложил в 1797 г. парламенту ввиду необходимости покрытия военных нужд страны сделать прибавку к существовавшим налогам на роскошь таким образом, чтобы величина этих налогов была пропорциональна доходам плательщиков; словом, он хотел придать подоходный характер налогам на роскошь. По его проекту эта прибавка к налогам на роскошь не должна была превышать для лиц с доходом от 60 до 65 ф. ст. - 1/120 части из дохода, от 65-70 ф. ст. - %5 и т.д., в возрастающей прогрессии вместе с увеличением дохода; максимумом должна была явиться 1/10 часть всего дохода, взимаемая с доходов в 200 ф. ст. и выше. В этой замаскированной форме проект Вильяма Питта прошел в парламенте, но далеко не достиг своей цели - высшего обложения богатых классов: он доставил только 1 885 996 ф. ст. Ввиду этого незначительного приращения государственных доходов Питт приступил на следующий год к радикальному преобразованию и прямо предложил парламенту установить подоходный налог, который под именем property- and income-tax должен был взиматься в размере от 5/6 % до 10 % с объявленного по совести дохода. Налог этот просуществовал очень недолго, а через два года был уничтожен, но в 1802 г. был снова восстановлен почти в прежнем своем виде и просуществовал уже до 1816 г. Благодаря своей чрезвычайной высоте налог падал тяжелым бременем на народ и возбуждал в нем глубокое недовольство, которое с прекращением войны с Францией превратилось в ожесточенную агитацию против property-tax. Во главе агитации стояло лондонское купечество, которое на собрании в декабре 1814 г. составило петицию, требовавшую отмены подоходного налога; этому примеру последовали другие города и в феврале 1815 г. представили парламенту петицию, покрытую бесчисленным множеством подписей. Вследствие этой агитации уже в начале 1815 г. министерство имело намерение отменить property-tax; но возвращение Наполеона с Эльбы потребовало новых денежных средств, и намерение было оставлено. Но зато когда на следующий год министерство снова предложило удержать подоходный налог в бюджет, хотя бы в половинном размере, то последовала такая буря оппозиции, в парламент поступила такая масса петиций и адресов, в обществе шла такая агитация против этого налога, что пришлось отменить ненавистную форму обложения. Чтобы похоронить самую память об этом налоге и по возможности в будущем затруднить его возобновление, парламент, по предложению лорда Брума, постановил уничтожить посредством сожжения все документы, имевшие отношение к нему.

    С тех пор вплоть до министерства Роберта Пиля не делалось новых Income- попыток введения подоходного налога. Но в 40-х гг. финансы страны tax 1842 г. вследствие неурожаев, вызванных несколькими сряду дождливыми летами, и промышленных кризисов опять очутились в весьма неудовлетворительном состоянии, так что снова пришлось изобретать источники государственных доходов. Так как существовала уже целая масса косвенных налогов, акцизов и таможенных пошлин, и воспользоваться этими формами обложения в виде увеличения дохода казны было невозможно (попытка увеличить доход от акцизов посредством их повышения потерпела неудачу), а наоборот, для поднятия и развития промышленности необходимо было по возможности уменьшить тягость этих видов обложения, то пришлось снова обратиться к подоходному налогу, и Роберт Пиль поднял в 1842 г. вопрос об его восстановлении. При этом он произнес в парламенте блестящую речь, в которой доказывал невозможность покрыть дефицит ни новыми косвенными налогами, ни понижением, ни повышением старых и, проектируя целый ряд реформ в области косвенных налогов с целью упрочить благосостояние страны как в промышленном, так и во всех других отношениях, убеждал состоятельные классы по мере сил содействовать проведению этих реформ. Орудием

    реформ должен был служить подоходный налог, но Пиль предлагал ввести его только на пять лет, причем высказывал даже уверенность, что намеченные реформы настолько увеличат государственный доход, что новый временный налог окажется ненужным через три года. В результате подоходный налог был в третий раз восстановлен и при этом оказался таким благотворным финансовым орудием, что с тех пор постоянно продолжался с году на год новым голосованием парламента и сделался постоянной частью английской податной системы. Значительным изменениям с формальной стороны он подвергся в 1853, 1863, 1873 и 1877 гг.; не прослеживая их здесь, так как они касаются только подробностей организации - окладов, доходов, освобождаемых от обложения и т.п., обратимся к краткому описанию современного вида английского подоходного налога.

    Современная организация подоходного налога в Англии

    Определение дохода в английской income-tax основывается главным образом на декларации плательщиков; функция же оценочных комиссий заключается лишь в поверке справедливости показаний плательщиков. Налог определяется ежегодно в размере нескольких пенсов с 1 ф. ст. дохода; имея, таким образом, долевой характер, налог этот отличается большой гибкостью, эластичностью, что весьма удобно для государственной казны; каждый пенс налога приносит в настоящее время приблизительно 2 милл. ф. ст. дохода; зная это, очень легко, увеличивая или уменьшая оклад налога, приноравливать его доходность к потребностям государства в денежных средствах. Обыкновенно оклад налога составлял 5-7 пенсов; во время Крымской войны он доходил до 16 пенсов; затем, благодаря цветущему положению финансов в министерстве Гладстона, упал в 1875-6 г. до 2 пенсов и с тех пор, постоянно поднимаясь, возрос к 1886 г. до 8 пенсов; в 1893 г. он равнялся 6 пенсам с 1 ф. ст. и, наконец, в 1894 г. равнялся 7 пенсам на 1 ф. ст.

    Подоходный налог в Англии падает на всякого рода доходы, причем способы обложения различны, смотря по источникам, от которых доход получается, вследствие чего income-tax является как бы соединением нескольких отдельных налогов. Все доходы делятся по своим источникам на пять отделов, или шедул, которые обозначаются буквами А, В, С, D и Е. Первая шедула (А) обнимает доходы от недвижимой собственности всякого рода; доходы этой шедулы (земле- и домовладельцев) составляют в последнее время (за 1893 г.) крупную сумму в 202 милл. ф. ст. Вторая шедула (В) заключает в себе доход от арендования недвижимой собственности, доход фермеров; при взимании налога, этот доход принимается в размере V2 в Англии и 73 в Шотлан дии ренты, платимой фермером собственнику; общий доход фермеров, определенный таким путем, равняется 57 милл. ф. ст. Третья шедула (С) обнимает собой доходы от капиталов: пожизненные ренты, дивиденды, проценты по государственным долгам и т.п., в общей сумме 39 милл. ф. ст. Четвертая шедула (D) - доходы свободных профессий, промышленников и торговцев и вообще все доходы, не входящие в остальные шедулы; общая сумма этих доходов - 314 милл. ф. ст. Наконец, к пятой шедуле (Е) относятся доходы от всякого рода жалований, пенсий и пособий по государственной службе; общая сумма их - 38 милл. ф. ст.

    Изъятию из подоходного налога подлежат: 1) доходы менее 150 ф. ст.; 2) доходы, предназначенные для благотворительных целей; 3) госпитали, богадельни, учебные заведения со всем их имуществом; 4) общества взаимного вспомоществования; 5) сберегательные товарищества и отчасти кооперации; 6) общественные здания. Вычету из подлежащего налогу дохода подвергаются: 1)

    160 ф. ст. из доходов менее 400 ф. ст.; в доходах же от 400500 ф.ст. вычитается 100 ф.ст., и 2) премии страхования жизни в размере не более V6 дохода, получаемого лицом.

    Доход (государственный) от подоходного налога в 1894 г. равнялся 15 милл. ф. ст., а всего народного дохода, обложенного по всем пяти шедулам, было (за 1892-93 г.) 712 милл. ф. ст., из коих 115 милл. ф. ст. подлежат вычетам, и следовательно, истинным объектом обложения английского income-tax являются собственно 597 милл. ф. ст.

    1.2 Принципы налогообложения

    В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

    бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

    «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

    Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

    Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

    Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

    Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

    Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

    Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

    Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

    • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
    • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

    • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
    • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.

    Принципы налогового администрирования:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налогов;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.

    Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

    Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

    Первое направление — экономические принципы.

    Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

    и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

    Вертикальный аспект предполагает, что:

    • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
    • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

    Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

    В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

    Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

    Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

    Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

    Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

    Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

    Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

    Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

    Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

    Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

    Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

    Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

    Третье направление — юридические принципы налогообложения.

    Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

    Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

    В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

    Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

    Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

    Читайте также: