Вводился налог для дворян на содержание органов местного самоуправления в губерниях

Опубликовано: 13.05.2024

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.


Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:


принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.

Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:


доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;


большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам .
Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.

Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.

Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ

Наиболее важными актами, подтвердившими особое положение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дворянству 1785г. Эти документы закрепили следующие привилегии дворянства: положение о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпоративные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворянских судов.

В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и т. д.

К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; исключительное право на покупку деревни и владения землей и крестьянами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.

Сословное самоуправление дворянства выглядело следующим образом. Дворяне создавали общество — Дворянское собрание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избирались кандидаты в губернские предводители дворянства. К выборам не допускались дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и сословных привилегий происходило в случаях совершения некоторых уголовно наказуемых деяний.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все городское население делилось на шесть разрядов по их имущественному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремесленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского самоуправления входило: обеспечение правопорядка, благоустройства города, развитие торговли и т. д.

Крестьянское население подразделялось на государственных крестьян; свободных крестьян; крепостных крестьян.

Крепостная зависимость носила вечный характер. Основную массу крепостных крестьян составляли следующие категории:

- владельческие и посессионные крестьяне;

- полные и кабальные холопы;

- зависимые люди, проживавшие на земле владельца и уплачивавшие подушную подать.

Государственные и свободные крестьяне имели право на защиту в суде, право владения предоставленными землями, право собственности на движимое имущество.

Крепостные крестьяне были лишены большинства имущественных прав: им запрещалось приобретать недвижимость в городах, вступать в подряды, обязываться векселями и т. д.

Введение дворянского самоуправления в 1775 г.

Для осуществления реформирования системы органов государственной власти на местах в первую очередь необходимо было провести реформу территориального устройства Империи.

В 1775 г. на основании императорского акта, который носил название Учреждение для управления губерний, началась губернская реформа Екатерины II, которая является одной из ключевых в истории становления местного самоуправления в России.

Екатерина II упразднила провинции, а вместе с ними и должности воевод. Количество губерний как самых крупных административно-территориальных единиц России было увеличено в несколько раз (с 23 в начале — до 50 в конце реформы). Территории губерний стали значительно меньше, а сами губернии делились на уезды, значение которых вплоть до революции 1917 г. для управленческих целей государства оставалось неизменным.

Во главе губернии был поставлен назначаемый императором губернатор, которому принадлежала вся полнота власти в губернии. В состав губернского правления также входили губернский прокурор и два советника. Отраслевыми органами губернского правления были казенная палата (ведала всеми доходами и расходами губернии) и приказ общественного призрения (ведал школами и больницами).

Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Важно отметить, что эти органы были выборными и избирались дворянством уезда, т.е. носили классовый характер.

Кроме того, дворяне получили право образовывать на выборной основе уездные дворянские собрания, возглавляемые уездным дворянским предводителем. Этот выборный орган не имел реальной власти, но играл существенную роль в процессе управления уездом, так как имел статус совещательного органа при земской администрации, но позволял серьезно отстаивать интересы уездного дворянства.

Дальнейшее развитие земская реформа получила в 1785 г. Согласно Жалованной грамоте дворянству учреждались губернские дворянские собрания во главе с губернским дворянским предводителем, который избирался из числа уездных дворянских предводителей, после чего утверждался генерал-губернатором, возглавлявшим управление несколькими губерниями.

На заседаниях дворянство также избирало представителей в губернские и уездные учреждения, где некоторые должности замешались по выбору от дворянства.

«Органы дворянского сословного самоуправления действовали на местах наряду с органами государственного управления. Однако, несмотря на предоставленные широкие права, их деятельность подвергалась тщательному контролю со стороны местных должностных лиц — генерал-губернаторов, губернаторов, наместников. Причем ни в законодательстве, ни в практике не было четкого разграничения полномочий государственных органов на местах и структур самоуправления».

Еще одним важнейшим императорским актом в области местного управления XVIII в. является Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи от 1785 г.

Все городское население было разделено на 6 разрядов в зависимости от имущественного положения, социальной роли в городском обществе, рода занятий и т.д. Таким образом, городское население состояло из городовых обывателей, купцов гильдейских, цеховых ремесленников, иностранных и иногородних гостей, именитых граждан и людей посадских.

В соответствии с Жалованной грамотой городам к магистратам (органам судебной власти) были добавлены городской голова — для председательствования при выборе депутатов, и дума. Городская дума состояла из двух частей: общей думы (представительное собрание, состоявшее из выборных лиц от каждого из разрядов горожан, которое созывалось в случае необходимости) и шестигласной думы (постоянно действующее представительное собрание, члены которого избирались членами общей думы).

В ведении думы, согласно Городовому положению 1785 г., были:

  • прокормление и содержание городских жителей;
  • предотвращение ссор и тяжб города с окрестными городами и селениями;
  • сохранение в городе мира, тишины и согласия;
  • наблюдение порядка и благочиния;
  • обеспечение города привозом необходимых припасов;
  • охрана городских зданий, заведение нужных городу площадей, пристаней, амбаров, магазинов;
  • приращение городских доходов;
  • разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гильдиям.

На практике компетенция этого выборного органа городского управления была скромнее, так как часть указанных дел исполнялась органами государственного управления.

Общее руководство городами в губернии находилось в ведении городничих, которые наделялись полномочиями непосредственно государем.

Можно сделать вывод о том, что реформа городского управления 1785 г. внесла системность и упорядоченность в городское управление, предоставила городскому сообществу широкие права по самоуправлению, заложила основы для создания в будущем городского самоуправления, близкого к современному.

Таким образом, система земского и городского управления была в значительной мере модифицирована реформами Екатерины Великой, что позволяло повысить эффективность государственного управления на местах. Основным недостатком реформ этого периода можно считать их ярко сословный характер, возвысивший дворянство и их роль в управлении на долгие годы.

При этом, как отмечает М.Ф. Владимирский-Буданов, «сельское население, не попавшее в крепостное состояние, по всей вероятности, сохранило древнерусскую волостную организацию, которую закон, однако, игнорировал. Лишь при императоре Павле она укреплена законом: волости казенных крестьян (каждая по 3000 душ) управляется выборным головой, при котором состоит волостной писарь; в отдельных поселениях управляют старшины» 1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. С. 269. .

За некоторыми изъятиями, явившимися следствием реакционной политики императора Павла I, система местного управления, созданная при Екатерине II, просуществовала вплоть до середины XIX в.

Он важен, красит волоса. Он чином от ума избален.

А.С. Пушкин

Жалованная грамота дворянству от 21 апреля 2785 года была принята Екатериной 2. Полное название – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Это был документ, логически продолжавший манифест о вольности дворянства, после чего дворянство действительно утвердилось в России в качестве привилегированного сословия, без каких-либо ограничений.

Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785 года

Положения Грамоты

Основные положения Жалованной грамоты дворянству, кратко можно свести к следующим привилегиям, которые появились у представителей дворянства:

  • Запрещено лишать жизни, чести и имущества. В том числе запрет телесных наказаний.
  • Запрещено лишать дворянского титула.
  • Освобождение от обязательной службы в армии.
  • Применение суда равных.
  • Расширение полномочий для местного управления.
  • Закреплено право на землю и на крепостных.
  • Подчеркнут их главенствующий статус в русском обществе

Обращаю ваше внимание на первые 2-а пункта. Это было именно то, ради чего Грамота создавалась, и что делало из представителей дворянского сословия элиту в Российской Империи. Если раньше без особых проблем можно было лишить дворянина титула и имения, то теперь это можно было сделать только через суд. Но куда важнее, что каждому дворянину гарантировали физическую защиту: теперь их нельзя было избить, всыпать плетей, унизить и так далее. Ведь раньше это мог сделать даже чиновник средней категории.

Суд над дворянами

К концу 18 века в России сформировалось 3-и типа судов. Причем, что характерно, их названия отличались в зависимости от сословий, и эти названия очень четко характеризуют суть процессов:

  1. Над дворянами - суд.
  2. Над горожанами - магистрат.
  3. Над крестьянами - расправа.

То есть для дворян создавался суд равных. С одной стороны это относится к тем кто судит (решение принимал исключительно Сенат или конфирмация императора), и кто подает в суд. Была сформирована система подсудности своего же сословия. Крестьяне и горожане не могли подавать в суд на дворянина, поскольку это было запрещено Жалованной грамотой.

Суд в Российской Империи - Андрей Волков

Отдельно хочу подчеркнуть, что начиная с 1785 года дворянина, даже привлеченного к уголовной ответственности, не лишали титула и поместий. Они переходили жене и детям.

Дворянские общества и управление на местах

Жалованная грамота 1785 года позволяла создавать уездные и губернские депутатские собрания (эти органы по разрешению Екатерины 2 имели право собираться 1 раз в 3 года). Эти органы избирали для уездов уездного предводителя дворянства и дворянские опеки, а для губернии - губернского предводителя дворянства. На дворянских собраниях правом голоса наделялись лишь те, кто обладал офицерским чином и имел годовой оклад больше 100 рублей. Уездные органы получали права обращаться к губернским, а губернские, через губернских предводителей дворянства, получали возможность доклада лично царю.

Представители дворянского собрания назначались заседателями местных судов, а также возможность выбирать уездного судью и местного исправника. В результате это значительно расширяло полномочия дворянства для власти на местах. Именно поэтому можно говорить, что Жалованная грамота дворянству окончательно завершила этап, после которого дворянин стал реальным и практически полноправным хозяином в регионах.

Собрание дворян по Жалованной грамоте

За что могли лишить дворянства

В Грамоте перечислен целый ряд положений, при которых дворянина могли лишить его титула: измена, лживые поступки, нарушение клятвы, воровство, разбой, иные нарушения, за которые законом полагается лишение чести. Но хочу напомнить - судить дворян теперь могли только равные! Да и сами формулировки в тексте весьма туманные и в реалии тех дней очень тяжело было уличить человека в лжи, нарушении клятвы, измене и так далее…Грамота создавала нормы поведения для дворянина, но реально эти нормы никто не выполнял, поскольку этот же документ гарантировал элите практически полную неприкосновенность.

Роль дворянства до 1785 года

Если открыть любой учебник по истории России, то там говорится одно и то - дворянство было привилегированным сословием - элитой. Но в полном смысле этого слова элитой дворяне стали только в конце 18 века, после принятия Жалованной грамоты дворянству Екатериной 2. До этого это было сословие, которое с большой натяжкой можно было назвать элитой. Дело в том, что с легкой руки Петра 1 дворян можно было выпороть, судить наравне со всеми, лишить имущества и жизни. Такое положение дел никак не подходит под определение элиты. Мы уже говорили, что есть 3 пункта, к которым элита всегда стремится, и после достижения которых она может себя таковой называть:

  1. Гарантии безопасности. Дала Грамота 1785 года.
  2. Гарантии положения. Дала Грамота 1785 года.
  3. Гарантии для потомков. Петр 1 разрешил дворянам передавать все свое имущество женам и детям. То есть этот пункт был реализован в России, с начала 18 века.

То есть - до 21 апреля 1785 года в России не было элиты. Вернее она была номинальной - в любой момент любого могли лишить всего. Причем это мог сделать не император, а даже рядовой чиновник.

Можно утверждать, что Жалованная грамота 1785 года закрепила формирование дворянства как элиты, а также расширила их полномочия в плане самоуправления.


Он важен, красит волоса. Он чином от ума избален.

Жалованная грамота городам были принята Екатериной Второй 21 апреля 1785 года. Полное название исторического документа — Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Этот документ создавал привилегированное положение для городского купечества, которое на момент конца 18 века составляло 4% населения. Важным для понимания является факт, что 21 апреля 1785 года была принята не только Грамота городам, но и Грамота дворянству. Следовательно Екатерина 2 четко обозначила те сословия, на которые она планировала опираться сама, и из которых делала элиту России: дворянство (1,5% населения страны) и купечество (4% населения страны).

Жалованная грамота дворянству

Такие грамоты выдавались во времена Екатерины ІІ, освобождавшие получивших ее дворян, обязательной службы. Жалованная грамота дворянству – это документ, выданный дворянству и принятый в 1785 году.

Основные положения Грамоты

В Грамоте городам важно понимать, что, несмотря на свое название, она давала привилегии не городам в целом, а конкретно купечеству. Суть Жалованной грамоты городам сводится к созданию 3-х условий для городского купечества:

  • Официальное признание всех прав купечества, которые действовали до 1785 года.
  • Создание системы городского самоуправления, где ключевую роль играли богатые.
  • Разделение городского населения на 6 разрядов. По отношению к каждому разряду устанавливались права и обязанности.

Суть жалованной грамоты дворянству

Этот указ был выдан Екатериной для того чтобы освободить дворян Российской империи от обязательной воинской службы империи. Он говорил, что уже нет той резкой необходимости в военной силе дворянства.

Начал эту традицию еще Петр ІІІ в 1762 году, давший дворянам первые свободы, Екатерина же продолжила эту традицию изданием указа в 1785 году. Таким образом, императрица хотела добиться от дворянства еще большей верности и преданности государству. Еще одной причиной была казацкая верхушка – ее нужно было переманить на сторону империи, и Екатерина давала им дворянский титул.

Дворянство стало теперь называться «благородным» классом общества, они считались элитой и были лучом просвещения всего государства.

Дворянству была подарена уникальная возможность продолжать служить государству тогда, когда они этого захотят. Теперь никакой закон не может их принудить к этому. Кроме этого им дали и другие свободы, например срок увольнения, существенно увеличивался. Одной из самых важных привилегий была та, позволявшая дворянам теперь покидать страну и выезжать на службу в другие государства, например, Европы. Однако жалованная грамота обязывала дворян вернуться по приказу императора или императрицы.

Этот документ дворянство восприняло очень положительно. Дворянам давались личные, имущественные и процессуальные права, что ставило их на уровень выше.

Суть личных заключалась в предоставлении им права на защиту своей чести, достоинства, жизни. Дворяне освобождались от телесных наказаний и уже упоминаемой государственной службы.

Имущественные давали неограниченное право собственности, а также наследование различного имущества и земли. Дворяне имели право владеть крестьянами, и если хозяин умирал, то право владения крестьянами переходило к его сыну. Еще дворяне могли заниматься собственным бизнесом.

Разряды городского населения

Жалованная грамота городам утвердила 6 разрядов среди городского населения:

  • Купцы: 1-й гильдии (капитал от 10 до 50 тыс рублей), 2-й гильдии (капитал от 5 до 10 тыс рублей), 3-й гильдии (капитал от 1 до 5 тыс рублей).
  • Именитые горожане. К этой категории относились купцы с капиталом более 50 тыс рублей, банкиры с капиталом более 100 тыс рублей, архитекторы, художники, ученые с дипломом университета.
  • Городские обыватели. Это люди, у которых была реальная собственность в городах: недвижимость или земля.
  • Посадские люди. Это люди, которые занимались ручной работой, промыслом и так далее.
  • Ремесленники.
  • Иностранцы. Сюда относили иностранных граждан, а также иногородних россиян.

Разделение на классы имело важные исторические последствия. Жалованная грамота городам разделила город. Если раньше все его жители назывались горожанами и пользовались примерно равными правами, то после 1785 года все изменилось. Была сформирована городская элита. Это был ход Екатерины 2, которая за счет актов 1785 года пыталась удержать власть, ведь большой популярностью в стране она не пользовалась. Поэтому в городах она отдавала часть власти богатым купцам, а в уездах и губерниях дворянам. В результате купцы и дворяне укрепились в статусе элиты российского общества.

Значение Грамоты

Жалованная грамота дворянству завершила правовую консолидацию этого сословия, начатую Петром I (Указ о единонаследии).

Грамота, вслед за Манифестом Петра III, предоставила дворянам возможности развития их творческих и управленческих способностей, позволила ощутить себя реальной движущей силой общества. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода. Закрепленные за дворянами права определялись как вечные и неизменные. Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти: регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуру выборных дворянских предводителей, дворянские органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений.

Привилегии купечества

Богатое купечество освобождалось от службы в армии и от подушной подати. Вместо них вводился налог в 1% от капитала, а от службы в армии (рекрутской повинности) знать откупалась за 360 рублей.

Очень важное условие Грамоты городам от 1785 года — освобождение городской элиты от телесных наказаний. Эту привилегию получили именитые горожане, а также купцы 1-ой и 2-ой гильдий.

Отдельный пункт Грамоты касался именитых (знатных) горожан. Если человек был именитым горожанином на протяжении 3-х поколений, то он мог подавать прошение о присвоении ему дворянского титула.

Борьба с дворянскими привилегиями при Павле I

Павел I с самого начала своего правления уничтожал или подвергал значительному изменению всё, созданное Екатериной Великой. Борясь с «дворянской вольницей», Павел отменил ряд положений Грамоты. Так, были ликвидированы губернские дворянские собрания. В 1797 году Павел запретил дворянам лично обращаться с просьбами к императору. В том же году были восстановлены телесные наказания для лиц благородного происхождения.

Городское самоуправление

Жалованная грамота городам позволяла создавать органы местного самоуправления. Здесь исполнительная власть сосредотачивалась в руках:

  • Городской голова. Решал большинство местных вопросов и был председателем на заседаниях Шестигласной думы. Избирался на 3 года.
  • Городской магистрат. Напомню, что суд над горожанами в конце 18 века назывался магистратом, а над крестьянами — расправой.
  • Шестигласная дума. Решала вопросы финансов, налоговой повинности, благоустройства и так далее.

Купцы 1-ой и 2-ой гильдии формировали Общегородское собрание. Оно в свою очередь выбирало Городского голову, а также состав Городского магистрата.

Шестигласная дума это был выборный орган, в котором были представители всех 6-ти разрядов. Изначально каждый разряд выбирал своих представителей для общей городской думы, затем по 1 представителю от каждого разряда горожан общей думы избирались в Шестигласную думу. Таким образом в работе этого органа принимало участие 7 человек (по одному представителю каждого разряда + Городской голова). Обращаю внимание, что выборы по 1 представителю от каждого разряда для работы Шестигласной думы осуществляло общегородское собрание, то есть фактически богатые купцы.

Реальная власть в местном самоуправлении в городах оказалась в руках богатых купцов. Остальные разряды (сословия) фактически никакой власти и никаких привилегий не получили.

Читайте также: