Недобор налогов в россии

Опубликовано: 10.05.2024

Из чего складываются налоговые доходы государства

Налоговые доходы федерального бюджета включают в себя доли налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, акцизов, НДС (внутреннего и уплачиваемого при импорте), НДПИ, а также ввозных пошлин.

Если сравнить показатели I квартала текущего года и аналогичного периода года предыдущего, можно увидеть разницу объема поступлений в 248 млрд руб. по внутреннему производству и снижение показателей на 150 млрд руб. в рамках обложения импортных процессов.

Показатель (млрд. руб)

Связанные с внутренним производством

Налог на прибыль

Связанные с импортом

НДС на ввозимые товары

Акцизы на ввозимые товары

Причины для утечки

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отметил, что снижение финансовых вливаний в казну Российской Федеральной налоговой службы связано, в первую очередь, с коронавирусом и его негативным воздействием на мировую экономику в целом.
«Запрет на авиасообщение между странами, простаивание предприятий и режим самоизоляции привели к тому, что во всем мире резко снизилось потребление нефти, примерно на 35%. Соглашение стран ОПЕК+ лишь немного стабилизировало ситуацию с нефтью, но вернуть котировки выше 42,4 доллара за бочку оно не может. Именно при этой стоимости нефти формируется российский бюджет», – объясняет Павел Сигал.
По словам эксперта, второй удар по казне нанес экономический кризис. Сейчас в стране введены ограничения на работу предприятий, малый и средний бизнес не имеет финансовых средств на выплату зарплат и налогов, поэтому люди попали под сокращение, а сами предприятия находятся на грани банкротства. Вот почему бюджет недополучает деньги.

Татьяна Малявина налоговый обозреватель ДОЛГ.РФ, назвала три причины снижения объема поступлений.

Причина 1. Общее снижение активности в сфере производства

Производство является процессом формирования добавочной стоимости, из которой и формируется прибыль. Снижение деловой активности сказывается не только на прибыли самой компании, приостановившей деятельность, но и создает цепную реакцию, затрагивающую ее поставщиков и покупателей.

Так появляется первая естественная причина снижения поступлений налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость в связи с уменьшением доли налогооблагаемой базы.
Снижение деловой активности оказывает непосредственное влияние и на спрос топливно-энергетического сырья. Так как его производство связано с непрерывной добычей полезных ископаемых и представляет собой сложный технологический процесс, который связан с образованием налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых. Эта часть рынка очень чувствительна к подобным кризисным явлениям.

Причина 2. Введение дополнительных льгот в отношении средств, приобретших статус продуктов первой необходимости

Приоритезация антисептических, защитных и лекарственных средств в первую очередь требует отмены налоговых издержек, что сказывается на их общей доле в составе налоговых доходов в соответствующей части.

Причина 3. Перенос сроков уплаты

Частный бизнес – основа рыночной экономики. В условиях отсутствия выручки и необходимости сохранения заработной платы для сотрудников, нести налоговое бремя становится невыполнимой задачей. Многие предприятия находятся на грани фактического банкротства.

Для стабилизации экономического сектора Правительством РФ были реализованы меры поддержки наиболее пострадавших отраслей. Значительная часть мер связана с предоставлением отсрочки по уплате налоговых платежей, что также повлекло и повлечет перераспределение налоговых доходов государства во времени.

По ее мнению, уменьшение налоговых доходов государства связано в первую очередь с кризисной обстановкой в экономическом секторе, а не с реализацией антикризисных мер ФНС. В условиях снижения оборота и темпов производства неизбежно уменьшается и сумма налоговых всевозможных налоговых поступлений.

Властям пора подложить «соломку» для бизнеса

Павел Пенкин, член Комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, отметил, что налоги – обязательный аспект существования любого государства. Их, безусловно, нужно платить. Однако пандемия COVID-19 накладывает свой отпечаток не только на привычный нам образ жизни, но очевидно ставит под сомнение саму модель организации государственного строя.
«Нелепо предполагать, что остановка деятельности бизнеса никак не отразится на способности предпринимателей исполнять публичные обязательства. Следствием этого являются потери бюджета, немалую часть которого образуют так называемые косвенные налоги, то есть обязательные платежи, объём которых напрямую зависит от деловой активности, которая в настоящий момент стремится к нулю», – отметил эксперт.
По словам Павла Пенкина, сейчас наша страна проходит настоящее испытание. Вероятно, это тот самый повод, когда следует задуматься о принятии специальных антикризисных законов – той «соломки», на которую бизнесу можно рассчитывать при наступлении негативных обстоятельств.

Введут новые налоги или нет

Павел Сигал считает, что государство вряд ли будет усугублять ситуацию и водить новые налоги по той причине, что населению их не на что платить. Поэтому власти будут латать дыры в бюджете при помощи средств ФНБ и займов.

Владимир Постанюк, адвокат МКА «Постанюк и Партнёры» придерживается иного мнения. Он отметил, что недобор налогов способен привести страну к довольно плачевной ситуации общего снижения расходов на социальные нужды.
«В первую очередь, могут пострадать социальная сфера, образование, культура, которые всегда финансировались по остаточному принципу. Кроме того, стремясь покрыть налоговый дефицит, государство может ужесточить налоговую политику для тех категорий граждан, у которых «есть, что взять», например – для бизнесменов и самозанятых с приличными доходами», – предположил адвокат. Он напомнил, что первый звонок ужесточения налоговой политики уже был дан. Это ввод НДФЛ на доходы с процентов по вкладам свыше 1 млн рублей. Вслед за этим решением могут последовать и иные меры, например – повышение самого размера НДФЛ. С другой стороны, переход государства к внедрению прогрессивной шкалы налогообложения был бы абсурдным решением, поскольку в кризисной ситуации такой маневр способен лишь отпугнуть потенциальных инвесторов.

По словам Татьяны Малявиной, наиболее разумным решением сейчас большинство представителей реального экономического сектора по-прежнему находит отмену налоговых обязательств, выпавших на наиболее сложный период, а не их перенос.

Чем быстрее будет преодолён кризис, и чем меньше потерь понесет страна и ее население, тем быстрее экономика стабилизируется, а государственный бюджет вырастет. Перекладывание обязанностей с одних плеч на другие к положительным последствиям привести априори не может.

Обозреватель ДОЛГ.РФ предположила, что ФНС РФ может ужесточить работу в отношении показателей собираемости налогов, а также доначислений за выявленные нарушения: штрафов и пени. Будет проводится более широкий и углубленный предпроверочный анализ, за которым в случае обнаружения фактов нарушений последует выездная налоговая проверка за три последних года деятельности компании.

Задача заполнить кризисные пробоины в бюджете не из легких, а потому налоговая может использовать весь свой правовой инструментарий для выполнения плана.

Затыкать дыру в бюджете придется за счет средств ФНБ

По данным ФНС, налоговые поступления упали в апреле почти на треть. Общая сумма недополученных бюджетом средств только за один месяц составила 1,7 трлн рублей. А ведь, судя по развитию событий, этот месяц – не последний, который экономике предстоит пролежать на боку. Насколько серьезной оказалась брешь в бюджете, и смогут ли власти ее безболезненно заткнуть? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Затыкать дыру в бюджете придется за счет средств ФНБ

Фото: Наталия Губернаторова

Совокупные налоговые поступления упали в апреле на 31,4% - до 1,7 трлн рублей, это на 775 млрд рублей меньше, чем было в апреле 2019-го.

В частности, доходы от НДПИ сократились более чем на 50% (до 270 млрд), от налога на прибыль – на 41% (до 438 млрд), а от НДС – на 27% (до 220 млрд рублей). Налоги на доходы физических лиц снизились на 14,1%. Вдобавок, на розничном рынке не работает более 36% компаний, а выручка бизнеса просела на 25% - такие данные привел глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров.

Впрочем, по словам чиновника, есть и хорошие новости: пострадавшие от карантинных мер предприятия получили отсрочку по налогам и субсидии на выплату зарплат. Для них приостановлены проверки и процедуры банкротства, а для 1,5 млн малых и средних предприятий сроки выплаты налогов перенесены на конец 2020 года. Всего автоматически было предоставлено отсрочек для таких предпринимателей на 217 млрд рублей. По оценкам Егорова, за такой помощью обратятся еще минимум 50 тысяч компаний. Из них около 73% – авиаперевозчики, 18% относятся к сфере общественного питания, 7% – к сектору физкультуры и спорта.

Как оценить столь резкое падение налоговых поступлений в казну? «Если приведенные Егоровым налоговые показатели за апрель проецировать на федеральный бюджет, причем в годовом измерении, становится страшно, - говорит директор Института стратегического анализа ФБК, доктор экономических наук Игорь Николаев. – Мы имеем колоссальный недобор налогов, и эта тяжелая ситуация наверняка растянется на многие месяцы».

Ко всему прочему, отмечает эксперт, в мае нефтяная отрасль России обязана резко сократить добычу – согласно международному договору ОПЕК+, подписанному нашей страной в апреле. Учитывая также, что ранее цены на нефть обвалились, госказна может по итогам года недобрать нефтяных доходов на сумму около 6 трлн рублей. Без этих денег не выполнить бюджетные обязательства, и недостачу поступлений от «нефтянки» придется как-то компенсировать.

А если вспомнить про намеченные антикризисные мероприятия, то нужно будет найти еще парочку триллионов. Впрочем, напоминает собеседник «МК», у нас есть Фонд национального благосостояния, ликвидная часть которого составляет 11 трлн рублей. «Года на полтора этих средств хватит. Но до 2024-го точно не дотянем, хотя глава Минфина Силуанов убеждал в обратном», - считает Николаев.

Для паники нет оснований: в третьем квартале мы вправе рассчитывать на V-образное восстановление мировой экономики, а затем - и на рост цен на нефть, высказывает другую точку зрения руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.

Что касается низких налоговых поступлений, то компенсировать эти потери путем введения новых налогов правительство не станет. Об этом четко заявил накануне Силуанов. Недавний налог на банковские проценты – исключение из правила. Вместе с тем, власти могут усилить борьбу с серыми зарплатами и доходами от теневой аренды жилья. И, конечно, дефицит бюджета не будет финансироваться за счет кредитов ЦБ (читай: печатного станка).

В 90-е это была обычная практика, что в итоге привело к гиперинфляции. Тогда так поступали почти все постсоветские республики. Однако сегодня это запрещено законом. Поэтому, по словам Разуваева, за свои сбережения россиянам не стоит волноваться: банковские деньги не бросят на затыкание бюджетных дыр.


Налоговые поступления в 2020 году больше всего сократятся в Бурятии, Крыму, Севастополе, Псковской и Краснодарской областях, Чечне и Кабардино-Балкарии. Диапазон снижения составит от 6 до 8,3%. Об этом говорится в мониторинге экономической ситуации в России, подготовленном экспертами ИЭП им. Гайдара и РАНХиГС. Кризис коснется прежде всего субъектов, доходы бюджетов которых в значительной степени формировались за счет наиболее пострадавших сфер экономики: туризма, услуг и торговли. В среднем спад в этих и других отраслях в нынешнем году приведет к снижению фискальных доходов страны на 3,7%, или 375 млрд рублей.


Неизбежное падение

Стагнация отраслей экономики, пострадавших из-за кризиса, сократит налоговые доходы регионов в 2020 году в среднем на 375 млрд рублей, или на 3,7%, по сравнению с годом ранее, отмечается в мониторинге. Прежде всего кризис коснется курортных регионов и крупных агломераций, доходы бюджетов которых в значительной части формируются за счет пострадавших секторов. К таковым правительство отнесло предприятия в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, туристической и развлекательной индустрий, образовательных и оздоровительных услуг, а также розничной торговли непродовольственными товарами.

краснодарский край туристы


В региональной разбивке больше всего налоговые поступления снизятся в Бурятии (на 8,3%), Крыму (на 7,4%), Севастополе (на 6,9%), Псковской области и Краснодарском крае, Чечне и Кабардино-Балкарии — по 6%. В абсолютной величине наибольшие потери доходов ожидаются в крупных регионах, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Новосибирской и Свердловской областях, а также в Татарстане. Однако, так как экономика этих субъектов достаточно диверсифицирована, то потери доходов в результате кризиса составят от 3 до 5%, подчеркивают авторы отчета.

Главными предпосылками для сокращения налоговых доходов станет уменьшение налогооблагаемой прибыли из-за сжатия спроса, а также продолжительность некоторых ограничительных мер до июля этого года включительно, говорится в мониторинге. Избежать сокращения расходов субъектам позволят высокая доля финансовой помощи из федерального центра и затраты на инвестиции. Если объема трансфертов и заложенных на инфраструктуру денег будет больше, то выпадение доходов меньше отразится на расходах. В противном случае региональным властям придется сокращать социальные траты, считают авторы. В целом для компенсации потерь, по оценкам составителей мониторинга, каждому региону потребуется финансовая помощь в размере 55–60 млрд рублей, также придется затянуть пояса, отказавшись от менее приоритетных затрат.


В пресс-службах ФНС и администраций регионов оперативно не ответили на запросы «Известий» о сокращении налоговых поступлений.

Поддержать частный сектор

В 2020 году субъекты недополучат доходы как по причине снижения деловой активности, так и по предоставленным налоговым отсрочкам, продолжает Елена Анисимова. Сейчас сумма оцениваемых потерь больше анонсированных мер господдержки: 200 млрд рублей дополнительной помощи и 70 млрд бюджетных кредитов, которые не нужно возвращать в текущем году, резюмировала эксперт.

кафе аэропорт симферополя


Отсрочки по налогам наряду с обязательством по выплате зарплаты сотрудникам в нерабочие дни и неопределенностью даты возобновления деловой активности не решат финансовые проблемы бизнеса, считает партнер KPMG в России и СНГ Алиса Мелконян. Она отметила, что сейчас основная часть принимаемых государством мер направлена в помощь малому и среднему предпринимательству, но пострадавшие есть и в других сегментах. Необходимо увеличить объемы поддержки среднего, крупного бизнеса и физлиц, а также освободить от обязательств по выплате в «нерабочие дни» подоходного налога и социальных взносов, добавила Алиса Мелконян.

В совокупности налоговые потери региональных бюджетов по итогам этого года составят 1,5 трлн рублей, уверена руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Расчеты основаны на текущих оценках спада российской экономики в среднем порядка 3% ВВП. Дефицит федерального бюджета к концу года составит 4,5 трлн рублей, полагает эксперт.

Основная часть налогового недобора ляжет на плечи крупных городов и регионов, которые больше всего терпят убытки и где сосредоточены наиболее пострадавшие отрасли, считает Александра Суслина. По ее словам, правительству сейчас необходимо простимулировать спрос, и максимально поддержать частный сектор, не дав компаниям разориться.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: