Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным

Опубликовано: 12.05.2024

8.4. Государственная политика перераспределения доходов

Порождаемое рыночной системой распределение доходов несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку доход, обеспечивающий ему достойную жизнь независимо от итогов экономической деятельности, а потому оно неприемлемо. Возникает необходимость вмешательства государства в перераспределение доходов. Принимая на себя ответственность за соблюдение права человека на достойную жизнь, оно организует соответствующее перераспределение доходов.
Государственная политика перераспределения доходов направлена на решение двух главных задач: оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценения доходов и сбережений населения.
Данная политика заключается в перераспределении доходов через госбюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям населения с низкими доходами.
Ныне все развитые страны создали системы социальной поддержки малоимущих. Особая роль в системе социальной поддержки бедных отводится трансфертам. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в экономической деятельности, а также поддержания внутреннего спроса.
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоёв населения, создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов измеряется объёмом расходов на социальные цели за счёт бюджетов различных уровней, а также ставкой налогообложения доходов.
Возможности государства в перераспределении доходов ограничены бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к росту бюджетного дефицита и инфляции. Чрезмерные социальные расходы госбюджета требуют повышения ставок налогов, способных подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у высокодоходных слоёв населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путём изменения цен (фермерам) и введением минимальной ставки заработной платы.
Государство вмешивается и в первичное распределение денежных доходов, устанавливая верхний предел увеличения заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является определение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Именно исходя из МРОТ ведутся переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективных договоров, где оговариваются премии, доплаты и т.д.
Немаловажное значение имеет защита денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, позволяющая частично возместить удорожание потребительских товаров и услуг. Однако индексация доходов отрицательно сказывается на стремлении к более напряжённому труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
Государство, требуя от предпринимателей выплачивать рабочим определённый минимум заработной платы, выдавая пособия по безработице, выделяя из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляя бедным продовольственные талоны, услуги образования и здравоохранения, становится полноправным участником воспроизводства рабочей силы. Созданная им система переквалификации облегчает трудящимся поиск рабочих мест, сокращает время безработицы, а следовательно, способствует лучшему распределению ресурсов между секторами экономики. Получается, что государство во многом берёт на себя формирование предложения рабочей силы, старается сделать так, чтобы оно отвечало спросу, предъявляемому предпринимателями. Если налаживается воспроизводство рабочей силы, то становится более пропорциональным и весь процесс общественного воспроизводства.
Вторгаясь в сферу распределения доходов, и, соответственно, ослабляя степень социально-экономического неравенства, государство ни в коем случае не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие эффективного функционирования рынка. Только оно способно создать по- настоящему действенные мотивы к труду и инвестированию.

Смысл прогрессивной шкалы НДФЛ — в выравнивании доходов, но политика перераспределения не помогает бороться с неравенством, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов и рекомендует книгу по теме — «Этика перераспределения» Бертрана де Жувенеля.


Считается, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц может уменьшить экономическое неравенство (богатые будут платить больше налогов, а бедные -меньше), но политика перераспределения приводит лишь к перераспределению власти, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов. Чтобы понять, как это работает, он рекомендует прочитать книгу французского экономиста Бертрана де Жувенеля «Этика перераспределения» и приводит основные тезисы автора.


Юлий Юсупов

Директор Центра экономического развития Узбекистана, независимый эксперт-экономист

Прогрессивная или плоская шкала налогообложения?

Сейчас активно обсуждается вопрос, каким быть налогу на доходы физических лиц: прогрессивным (то есть чем больше доход, тем выше ставка налога), либо пропорциональным (ставка не зависит от размера дохода). Смысл прогрессивного налогообложения — в выравнивании доходов: государство забирает «излишки» денег у богатых и тратит их на бедных.

Мне лично больше нравятся иные методы борьбы с неравенством:

  • устранение дискриминации (гендерной, национальной, социальной и пр.) при доступе к ресурсам, работе, общественным благам;
  • создание общественных благ, способствующих улучшению качество человеческого капитала и расширяющих возможности бедных в улучшении своего материального положения и социального статуса (услуги образования, здравоохранения, поддержка начинающего бизнеса и прочее);
  • устранение разного рода монополий и преференций, позволяющих обогащаться за счет неравных условий ведения бизнеса;
  • борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности и эффективности использования государственных средств.

Политика перераспределения доходов через налоги, в моем представлении, не находится в числе приоритетных инструментов в борьбе с неравенством. Больше напоминает лечение симптома, а не болезни.

И тут вспомнилась классическая работа экономиста Бертрана де Жувенеля (1903−1987). По его мнению, перераспределительная политика государства — это форма наступления на экономическую свободу.

В книге «Этика перераспределения» (1952) он выдвигает аргументы против усиления правительственного вмешательства в распределение доходов.

К чему приводит перераспределительная политика на самом деле

Перераспределительная политика в целом оказывает дестимулирующее воздействие на производство: прогрессивная шкала налогообложения и рост налогов уменьшают стимулы к предпринимательской и трудовой деятельности, ограничивают возможности частных лиц осуществлять инвестиции.

Вопреки распространенному мнению, на практике перераспределение носит скорее не вертикальный (от бедных к богатым), а горизонтальный характер. Иллюзия, что благосостояние бедных можно «подтянуть» до социально приемлемого (для данного общества) уровня, отняв сверхдоходы, превышающие некий «потолок», на самом деле не подтверждается статистикой доходов.

Дело в том, что сверхдоходы получает лишь небольшая социальная группа и поэтому их явно недостаточно для достижения поставленной цели. Кроме того, необходимо помнить, что значительную часть своих доходов богатые люди направляют на инвестиции.

Поэтому, если общество не желает уменьшения капиталовложений, оно не станет перераспределять эту часть. Следовательно, решение социальных задач, которые ставят перед государством сторонники активного перераспределения доходов, возможно лишь за счет налогообложения средних и даже низших слоев населения. В результате подавляющая часть перераспределяемых средств черпается из тех же слоев, которым впоследствии и возвращается!

Жювенель выражает сомнения в справедливости тезиса о росте общественного благосостояния при перераспределении доходов от богатых к бедным. Предполагается, что перераспределенный доллар имеет для бедного большую предельную полезность, чем для богатого.

Во-первых, пишет Жювенель, бедных гораздо больше, чем богатых. Поэтому, чтобы каждый бедный мог получить по доллару, богатый должен отказаться не от одного, а, например, от 500 долларов.

Во-вторых, увеличение доходов бедного позволит ему удовлетворять нужды, которых до этого, может быть, и не было. Зато падение уровня доходов богатого заставит его отказаться от удовлетворения уже сформировавшихся потребностей. Если же падение дохода настолько велико, что приходится менять образ жизни, то это связано с колоссальным неудовольствием.

Перераспределение доходов ущемляет права меньшинства, потребности и вкусы которого не совпадают с потребностями и вкусами большинства членов общества. Удовлетворение нетипичных нужд требует дополнительных расходов, так как товары и услуги немассового производства относительно дороги.

Поэтому в результате изъятия «излишков», во-первых, сокращаются усилия людей, направленные на получение более высоких доходов (а значит, и на возрастание национального дохода) для удовлетворения своих оригинальных потребностей.

Во-вторых, теряется разнообразие укладов жизни. В-третьих, необходимо помнить, что многие широкораспространенные сегодня товары были когда-то предметами роскоши, доступными избранным, и что их массовое производство стало возможным лишь благодаря расходам меньшинства.

Изъятие «излишков» у состоятельных граждан лишает последних возможности осуществлять ряд социально полезных функций: инвестировать деньги в производство, финансировать культуру и искусство, осуществлять расходы на образование, оказывать прочие «непрофессиональные» услуги обществу.

Эти социальные функции должно теперь взять на себя государство. Но разве не противоречит здравому смыслу стремление уменьшить отрицательные последствия перераспределения за счет еще большего перераспределения? Не говорит ли это о том, что на самом деле «оптимум благосостояния» не достигнут?

Передача функций, выполняемых ранее частными лицами, государству означает, с одной стороны, всевластие государства, с другой — лишение граждан фундаментальной ответственности перед обществом и семьей. Под удар попадает прежде всего частная жизнь людей, так как государство забирает значительную часть функций по воспитанию и обучению детей и обеспечению жизненного уровня.

В тяжелых условиях оказываются представители свободных профессий (поддержание профессиональной деятельности которых требует дополнительных расходов, а значит и доходов). Напротив, коллективные институты (прежде всего корпорации) имеют возможность не платить налоги со своих расходов (в отличие от частных лиц).

«Но разве расходы практикующего врача на восстановление сил или отца семейства на обучение своего ребенка менее социально полезны, чем расходы корпораций, являющиеся вычетом из прибыли и поэтому не облагаемые налогом?» — спрашивает Жювенель.

Автор приходит к следующему выводу: на практике активная перераспределительная политика означает не перераспределение доходов от богатых к бедным, а перераспределение власти от индивидуумов к государству и корпорациям. Происходит смена элиты. Новый правящий класс — это государственные чиновники и менеджеры корпораций.

Есть над чем подумать.

Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot писала о преимуществах плоской шкалы налогообложения.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

государственное регулирование доходов посредством фискальной политики.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Перераспределение доходов - изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи между ее членами.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

политика, связанная с изменением структуры личного распределения дохода в экономике. Эта политика преследует в основном социальные, а не экономические цели. Основной задачей такой политики является как достижение более равномерного распределения дохода между различными слоями общества, так и обеспечение каждому индивиду по крайней мере минимально приемлемого уровня жизни. Перераспределение дохода между различными слоями населения достигается преимущественно посредством системы прогрессивного налогообложения и разнообразных социальных выплат (субсидий на жилищное строительство, пенсий по старости и т.д.).

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

(income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов: например, регулирование квартирной платы первоначально предназначалось для предотвращения дефицита жилья из-за перехода доходов от квартиросъемщиков к домовладельцам, сдающим квартиры, а законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Правительство является исполнителем пяти основных функций, к-рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной деятельности, обеспечение общества товарами и услугами, П.д. и стабилизацию экономики. П.д. посредством налоговой политики и политики регулирования расходов основывается на справедливом утверждении о том, что чем больше соответствия между богатством и доходами, тем лучше для общества. Правительство перераспределяет доходы как посредством выдачи пособий натурой, так и прямой выплатой наличными. Выплата наличными производится лицам при помощи социальных программ страхования и социального обеспечения. Эти выплаты производятся как на основе чьих-либо взносов по данным программам, так и с учетом общественных потребностей. Напр., система социального страхования, на к-рую приходится более 20% расходов федерального правительства США, и выплаты пособий по безработице тесно увязаны с предварительными отчислениями, производимыми в фонд социальных программ получателями пособий. Др. программы, производящие наличные выплаты, такие, как оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении, дополнительные доходы, предоставление кредитов для уплаты налогов с трудовых доходов, также используют отчисления от заработанных средств в качестве критерия выплат

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Тест по обществознанию

Тема: «Налоги»

1. Фискальная функция налогов состоит в том, что

1) налоги отражают признание особых заслуг граждан

2) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта

3) налоги формируют доходы госбюджета

4) налоги позволяют контролировать деятельность фирм

2. Что из перечисленного ниже составляет наибольшую часть доходов госбюджета?

1) поступления от приватизации

2) налоговые поступления

3) доходы от внешней торговли

4) доходы от продажи государственного имущества

3. Объектом налогообложения является

1) физическое лицо

2) юридическое лицо

4. В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога?

1) имущество работника

2) фирма, в которой трудится работник

3) жильё, в котором проживает семья работника

4) заработная плата работника

5. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. При прогрессивной системе налогообложения неравномерность распределения доходов населения снижается.

Б. При прогрессивной системе налогообложения тяжесть налогообложения растет с ростом дохода.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?

А. Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.

Б. Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налог на прибыль фирм является косвенным налогом.

Б. К прямым налогам относится налог на добавленную стоимость.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид налоговой системы
(прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)

Вид налоговой системы


10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)таможенные пошлины 2) налоги 3)акцизы

4) прогрессивная шкала 5) декларация

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.

Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

12. Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

A) определите сумму налога для первого субъекта налога;

Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах);

B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.

Валовой доход, руб.

Чистый доход, руб.

1. Контрольная функция налогов состоит в том, что

1) налоги сглаживают неравенство доходов граждан

2) налоги формируют доходы госбюджета

3) налоги могут ограничить развитие экономического субъекта

4) налоги позволяют судить о доходах экономических субъектов

2. С увеличением дохода ставка налога возрастает. Это

1) прогрессивный налог

2) косвенный налог

3) акцизный налог

4) пропорциональный налог

3. Гражданин С. уплатил налог за принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является(-ются)

1) доход гражданина С.

3) водительские права

4) легковой автомобиль

4. . В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога?

1) имущество работника

2) фирма, в которой трудится работник

3) жильё, в котором проживает семья работника

4) заработная плата работника

5. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налог на доходы с физических лиц рассчитывается в РФ в соответствии с прогрессивной шкалой.

Б. Налог на фонд заработной платы относится к прямым налогам, уплачиваемым предприятиями.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налог на имущество относится к косвенным налогам.

Б. Таможенные пошлины относятся к прямым налогам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Налог, взимаемый с владельца товара при пересечении границы (экспорте или импорте товара)

Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров, устанавливаемый обычно в процентах от цены этого товара

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

2) имущество

3) собственность

4) объект налогообложения

5) ценные бумаги

6) земельный участок

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Самой большой рыночной властью обладает ________(А). Это рынок, на котором присутствует единственный ________(Б) уникального продукта. Такой рынок не выгоден ________(В) с точки зрения качества продукции, разнообразия ________(Г), уровня цен. Чтобы не допустить образования новых рынков такого типа,________(Д)проводит ________(Е) политику ».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

12. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

1. Основным источником пополнения государственного бюджета являются

1) налоги с граждан и предприятий

2) прибыль от приватизации

3) доходы от деятельности государственных предприятий

4) штрафы с физических и юридических лиц

2. Какова одна из целей налоговой политики государства?

1) принуждение предпринимателей к повышению зарплаты работников

2) защита экономических интересов предприятий

3) обеспечение постоянного роста производства в стране

4) перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения

3. В стране Z процент налога на доходы физических лиц изменялся в зависимости от величины самого дохода физического лица. Какой способ начисления налога использовался в этом случае?

3) твёрдые ставки

4. . В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога?

1) имущество работника

2) фирма, в которой трудится работник

3) жильё, в котором проживает семья работника

4) заработная плата работника

5. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о прямых налогах?

А. Прямые налоги взимаются в казну с доходов граждан и фирм.

Б. Прямые налоги поступают только в федеральный бюджет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательность уплаты

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

9. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Косвенный налог на продажу определённого вида

товаров массового потребления.

Налог, взимаемый с владельца товара при пересечении

границы (экспорте или импорте товара).

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) таможенные пошлины

4) прогрессивная шкала

5) декларация

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.

Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

Читайте также: