Направления развития налогового администрирования

Опубликовано: 16.05.2024

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налоговое администрирование, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2007 по 2020 год).

Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф., Хазиахметов Р.А., Шеина А.Ю. Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 2. – url: https://creativeconomy.ru/lib/41570.

2. Строителева В.А.
Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. (№ 10 / 2019).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее сложных в теоретическом и практическом аспекте. Поэтому, этот налог довольно часто подвергается законодательным изменениям с целью полной реализации его функциональных обязательств. Актуальность исследуемой темы заключается в фискальном значении налога на добавленную стоимость для формирования доходов федерального бюджета РФ с четом особенностей его администрирования на практике. В исследовании использовался системный анализ структуры налоговых платежей за 2016-2018 гг. НДС как косвенный налог, можно считать ключевым инструментом государственного регулирования рыночного равновесия. С целью предотвращения незаконного возмещения налога в работе рассматриваются направления совершенствования его администрирования с помощью новых автоматизированных программных комплексов контроля за правильностью исчисления, взимания и возмещения НДС.

Строителева В.А. Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – с. 2095-2106. – doi: 10.18334/ce.13.10.41240.

3. Джаманкулов Б.С.
Первоочередные задачи экономической политики Кыргызстана // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2019).
Статья посвящена наиболее актуальным мерам экономической политики, не требующих существенных капитальных вложений, но требующих настойчивую политическую волю по их реализации. Речь идет о повышении эффективности государственного управления и уменьшении институциональных возможностей для коррупции, укреплении государственного бюджета за счет вывода из тени значительной части экономики, улучшении налогового администрирования, повышения собираемости таможенных платежей и платежей Социальному фонду, устранения необоснованных льгот, предоставляемых отдельным предприятиям, более рациональном использовании государственного бюджета за счет улучшения адресности социальных статей бюджета, повышении инвестиционной составляющей бюджета, направленной в первую очередь на поддержание и улучшение имеющейся народнохозяйственной инфраструктуры. Мы надеемся, что статья будет интересна и полезна не только должностным лицам и общественным деятелям, отвечающим за осуществление экономической политики в Кыргызской Республике, но также студентам

Джаманкулов Б.С. Первоочередные задачи экономической политики Кыргызстана // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 1. – с. 457-471. – doi: 10.18334/rp.20.1.39708.

4. Ефремова Т.А.
Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
В статье рассматриваются возможности налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Автором подробно исследуются угрозы экономической безопасности, сопряженные с соблюдением налогового законодательства, функционалом системы налогового администрирования, организацией процессов общения налоговых органов с налогоплательщиками. Дается оценка современной структуре налоговых органов РФ, эффективности организации и проведения камеральных и выездных налоговых проверок, видам выявляемых налоговых правонарушений, применению современных цифровых технологий в налоговом администрировании. Новизна исследования обусловлена поиском направлений развития фискальной и сервисной составляющих налогового администрирования. Доказывается целесообразность внедрения в практику налогового администрирования комплекса цифровых и информационных технологий: АСК «НДС–2», АСК «ККТ», АИС «Маркировка», ФГИС «ЕГР ЗАГС». Обосновывается необходимость разработки направлений, нацеленных на повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, в том числе и через расширение применения альтернативной формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2519-2530. – doi: 10.18334/rp.19.9.39346.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Шмакова А.В.
Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. (№ 8 / 2017).
В статье рассматриваются вопросы системного анализа в технологиях налоговых органов при определении объекта для проведения самой сложной формы контроля — выездной налоговой проверки.

Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 8. – с. 899-908. – doi: 10.18334/ce.11.8.38221.

Тематика статьи охватывает анализ современного состояния налоговой системы России и основные направления налоговой политики на трехлетнюю перспективу. В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки предпринимательства и комплекс антикризисных мер Правительства РФ.

Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Налоговая политика государства в условиях экономической нестабильности в РФ // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 15. – с. 2471-2482. – doi: 10.18334/rp.16.15.562.

7. Засько В.Н., Шакирова Д.Ю.
Налоговый разрыв: особенности определения и мировой опыт // Российское предпринимательство. (№ 18 / 2014).
Статья посвящена особенностям определения налогового разрыва. Определены факторы, влияющие на показатель налогового разрыва, рассмотрен зарубежный опыт.

Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Налоговый разрыв: особенности определения и мировой опыт // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 18. – с. 163-170. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8622.

8. Белев С.Г.
Целесообразность приватизации налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 22 / 2013).
С конца 1980-х гг. в повестке дня в налоговом администрировании появился вопрос о целесообразности его приватизации. В ряде развивающихся стран в 1990-х гг. была восстановлена система налоговых откупов, а в США с 2006 г. Служба внутренних расследований (аналог налоговой инспекции) начала передавать на аутсорсинг частным лицам функцию сбора начисленной недоимки. Автором обобщены представления о частном налоговом администрировании, проанализированы основные недостатки и преимущества частного и общественного налогового администрирования. Дано возможное объяснение возврату к практике налоговых откупов на основе гипотезы Вайта.

Белев С.Г. Целесообразность приватизации налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – с. 191-204. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7918.

9. Якупов З.С.
Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2013).
В статье рассмотрено налоговое администрирование и возможные пути его модернизации с точки зрения институциональной теории. Предлагается новый механизм налогового администрирования в виде частичной передачи функций по налоговому контролю на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Такая мера рассматривается как развитие идей «дружественного партнерства», как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – с. 53-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8083.

10. Белянская О.В., Тутаева Д.Р.
О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2013).
В статье анализируются меры по совершенствованию налогового администрирования в России, оцениваются полученные результаты и прогнозируется будущее состояние системы налогового администрирования в рамках Основных направлений налоговой политики.

Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – с. 12-18. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7974.

11. Савченко Н.Б.
Предоставление помещений для временного проживания: анализ системы финансовых отношений // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2010).
Ежедневно в России заключается множество сделок найма жилых помещений с привлечением посредников. Наймодателями по большинству таких сделок выступают физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В статье рассматривается схема финансовых отношений, возникающих на основе выполнения договоров гражданскоправового характера и связанных с услугами по временному размещению и проживанию.

Савченко Н.Б. Предоставление помещений для временного проживания: анализ системы финансовых отношений // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 1. – с. 135-141. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5958.

12. Демченко П.Г.
Власть налогового управления и ограничение предпринимательского права // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2007).
Дискуссия об уплате или неуплате налогов вообще, оправданности и обусловленности возникновения налоговых обязательств к настоящему времени себя исчерпала. Однако продолжаются споры о характере мотивации налогоплательщиков для исполнения ими налоговых требований, т.к. уяснение природы и содержания поведения предпринимателя-налогоплательщика, обязанного перед обществом и государством частью своего имущества, имеет большое значение для реформы налогового администрирования. Это вполне очевидно, так как всякие образования, функционирующее с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, а особенно налоговые отношения и налоговая система, сильно зависят от того, как они воспринимаются глазами своих субъектов. То есть речь должна идти об основах налогового управления, имеющих не только объективные, но и субъективные начала.

Демченко П.Г. Власть налогового управления и ограничение предпринимательского права // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 2. – с. 166-169. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2028.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налоговое администрирование»?


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 1709 раз

Библиографическое описание:

Прищепова, А. О. Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации / А. О. Прищепова, С. Н. Клочко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1586/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация об электронном декларировании НДС; указаны основные направления совершенствования налогового администрирования.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя.

Становление в России рыночной экономики предопределило формирование нового подхода к организации налогового процесса. Налоги стали основным источником доходов бюджетной системы. Это поставило на первое место вопросы управления налоговой системой. Государство осуществляет это управление через систему налогового администрирования, которое представляет собой деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере, направленную на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства. Место налогового администрирования в налоговой системе России отражено на рисунке 1.


Рис. 1. Место налогового администрирования в налоговой системе РФ

Совершенствование структуры и организации деятельности налоговых органов, совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности контрольной работы, реформирование механизмов исчисления и уплаты налогов – все эти важные аспекты относятся к сфере налогового администрирования. Высокий уровень развития налогового администрирования в стране способен обеспечить эффективность налоговой системы. В связи с этим для государства жизненно важно искать пути совершенствования налогового администрирования.

Цель проведенного исследования – анализ и разработка предложений по развитию системы налогового администрирования в Российской Федерации.

Налоговое администрирование регулирует налоговые отношения и направлено на решение проблем, возникающих при взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. В России наибольшее распространение получили такие методы налогового администрирования, как методы регулируемых альтернатив, которые подразумевают, что налогоплательщики имеют свободу выбора между разными вариантами юридической формы ведения деятельности (налогоплательщики сами выбирают порядок ведения учета и составления отчетности, способ исполнения обязательств по уплате налогов и т. д.).

Становление системы налогового администрирования в России продолжается, этот процесс осложняется различными трудностями. Новый этап в развитии налогового администрирования связан с введением в действие Налогового кодекса РФ (часть первая вступила в силу 1 января 1999 г.) и последующим совершенствованием статей кодекса.

Основная функция налогового администрирования  это функция налогового контроля.Самой эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки, позволяющие стабилизировать работу налоговой системы через регулирование действий налогоплательщиков.

Оценку эффективности налоговой системы начнем с анализа поступления в консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2015 г. (табл. 1). Таблица 1 базируется на данных Росстата [5].

Поступлениеналогов, сборовииныхобязательныхплатежей

вконсолидированный бюджетРФ

Вид налога

Абсолютные показатели,

млрд руб.

Темпы

роста в 2015 г., %

Удельный вес в

2015 г., %

2014 г.

2015 г.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, в том числе:

 налог на прибыль организаций

 налог на доходы физических лиц

 налоги на имущество

 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

ИТОГО

9298,2

10129,3

108,9

73,5

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, в том числе:

 налог на добавленную стоимость на

товары (работы, услуги)

 акцизы по подакцизным товарам

ИТОГО

3371,3

3658,5

108,5

26,5

ВСЕГО

12669,5

13787,8

108,8

100,0

На основе сведений, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы. В 2015 г. объем поступивших в консолидированный бюджет РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличился на 8,8%. Следует особо отметить, что одними из самых высоких темпов роста в указанном году обладает НДС – его темпы роста составили 112,6%. Отрицательные темпы роста отмечены только у акцизов по подакцизным товарам – в 2015 г. их поступление сократилось на 0,2%.

На основе данных таблицы 1 представим структуру поступивших в консолидированный бюджет налоговых платежей (рис. 2).


Рис. 2. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет РФ в 2015 г.

В 2015 г. наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (23,6%), которые практически полностью состоят из налога на добычу полезных ископаемых. Значительной долей поступления в бюджетную систему обладает налог на доходы физических лиц, его доля в рассматриваемом периоде составила 20,4%. Третье место по наибольшему удельному весу налоговых поступлений в бюджет разделили налог на прибыль организаций и НДС на товары (работы, услуги). Налоги на имущество составили всего 7,7%. Это отрицательно характеризует состояние экономической системы РФ. Но в 2015 г. налоги на имущество имели одни из самых высоких темпов роста (111,9%) – сохранение данной тенденции обеспечит оптимизацию работы экономики страны.

Перейдем к рассмотрению соотношения прямых и косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ. На уровне бюджетной системы России среди поступивших налогов преобладают прямые налоги, составляющие 73,5% налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны. Таким образом, по состоянию на 2015 г. налоговую систему России в целом в зависимости от доли косвенного налогообложения можно охарактеризовать как подоходную, поскольку доля косвенных налогов в общей сумме налогов в бюджетную систему меньше 35%.

Рассчитаем показатель, который позволяет оценить эффективность налоговой системы – налоговое бремя (табл. 2).

Расчет налогового бремени в 2015 г.

Показатель

Значение

Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млрд руб.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование, млрд руб.

ВВП номинальный, млрд руб.

В результате расчета налоговое бремя составило 24%, это значение ниже оптимального показателя, равного 30%, и может означать, что государство испытывает недостаток финансовых ресурсов для организации эффективной деятельности по выполнению стоящих перед ним задач.

Одним из самых эффективных методов совершенствования системы налогового администрирования стало введение электронной обработки счетов-фактур. С первого квартала 2015 г. введены расширенные декларации по НДС, в которые включаются сведения из книги покупок, книги продаж и журналов учета выставленных счетов-фактур. Все плательщики НДС обязаны сдавать расширенные декларации в электронной форме по телекоммуникационных каналам связи через оператора электронного документооборота. В качестве исключения, плательщики НДС, деятельность которых составляет государственную тайну, имеют право предоставлять расширенные декларации на бумажных носителях. Введение расширенного электронного декларирования призвано повысить эффективность администрирования НДС через автоматизацию камерального контроля.

Основные направления совершенствования системы налогового администрирования в России предполагают постановку комплексных задач в сфере государственного управления, таких как модернизация системы налогового контроля, унификация учета и регистрации физических и юридических лиц, формирование единого механизма по учету налоговых обязательств и взысканию долгов, централизация и унификация финансовых отношений населения с бюджетной системой государства, создание единого налогового ведомства и других. В настоящее время качество системы налогового администрирования в РФ не достигло высокого уровня развития. Государственные органы не могут в необходимой степени обеспечить доходы бюджета через налоговые поступления. В первую очередь, это определяется продолжающимся развитием теневой экономики в России. Снижению эффективности налоговой системы государства способствует массовая утечка капиталов за границу и отсутствие полномасштабных иностранных инвестиций в экономику.

Однако нельзя сказать, что в России отсутствуют положительные тенденции в становлении налогового администрирования. Система налогового администрирования ежегодно улучшается, например, введение электронной обработки счетов-фактур способствует упрощению и повышению эффективности налогового контроля. В целях совершенствования налогового процесса реализуется целевая программа развития налоговых органов, которая предусматривает следующие мероприятия [1]: упрощение процедур заполнения и подачи деклараций и других форм отчетности в налоговые органы; переход на систему самоначисления и бесконтактный способ подачи документов; перевод основной работы по обработке налоговой отчетности физических и юридических лиц в специализированные Центры обработки данных; усовершенствование системы досудебного разбирательства налоговых споров с целью уменьшения числа обращений налогоплательщиков в судебные органы; внедрение в практику работы налоговых органов прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками.

Таким образом, в России только приступают к формированию эффективной системы налогового администрирования. В этой области планируются полномасштабные реформы, которые призваны упростить работу государственных органов в налоговой сфере, а также обеспечить эффективность такой работы, которая, в свою очередь, позволит реализовать нормальное функционирование налоговой системы. Определенные шаги на пути усовершенствования налогового администрирования делаются и сейчас (к примеру, электронное декларирование НДС, исправление неточностей и искажений в отдельных нормативно-правовых актах), но только комплексный подход, охватывающий все ключевые элементы государственного управления в налоговой и смежных сферах, способен реально изменить (качественно преобразовать) состояние системы налогового администрирования в России.

  1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. - 544 с.
  2. Золотарева А. Б. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы. В 3-х томах. Том 1. Ин-т экономики переход. Периода. - М.: ИЭПП, 2008. - 328 с.
  3. Попова Н. И. НДС – 2015: книги покупок и продаж становятся частью налоговой декларации // Налоговая политика и практика. - 2014. - №11 (143). - С. 4-7.
  4. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 05.10.16)
  5. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru (lата обращения: 03.10.16)

Ключевые слова

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор.

российская налоговая система, прибыль организаций, эффективность налогообложения, налог, доход, консолидированная.

Совершенствование налогового администрирования как метод.

налоговое администрирование, налоговая система, налоговая реформа, налогоплательщик, налоговая отчетность, Россия, Российская Федерация, орган, электронный документооборот, Федеральная налоговая служба.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

налоговое администрирование, налоговая система, Россия, налог, налоговое бремя, налоговый контроль, бюджетная система, консолидированный бюджет РФ, Российская Федерация, государственное управление.

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой.

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет, Россия, федеральный бюджет, бюджетная система, налоговая система, уплата налогов.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговый потенциал, бюджетная система, поступление, налоговое планирование, налоговая система, Российская Федерация, налоговая нагрузка.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, консолидированные бюджеты РФ, налоговая

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность.

Налоговый контроль как элемент управления.

налоговый контроль, орган, налоговый кодекс, налоговый учет, Российская Федерация, система действий, налоговый орган, налоговая сфера, камеральная налоговая проверка, единая задача.

Проблемы и перспективы налогового администрирования.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

date image
2015-03-27 views image
2196

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговое администрирование представляет собой управленческую деятельность особо уполномоченных органов по реализации отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Определен состав функций и форм налогового администрирования. По нашему мнению, сущность его как формы управления проявляется через следующие функции: прогнозирование, учет, контроль, регулирование и принуждение.

Для повышения качества налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой службы.

В век бурного развития информационно-коммуникационных технологий реализовать любую сколько-нибудь значимую установку налоговой политики без опоры на эти технологии представляется нереальной задачей. Именно поэтому одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования и повышения эффективности работы налоговых органов является полномасштабная их модернизация, предполагающая широкое применение современных информационных технологий.

Для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков предложены решения по развитию автоматизированных процессов администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основной потенциал налоговых органов, как и любой другой государственной структуры, заключен в кадрах. Какие бы реформы ни проводились, какие бы новейшие технологии ни вводились и какие бы благоприятные внешние и внутренние условия ни существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности служебной деятельности добиться невозможно.

Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма и ответственности гражданских служащих налоговых органов, следует начинать с их качественного подбора, для чего необходимы современные методики определения уровня квалификационной подготовки, профессиональной пригодности претендентов. Важно также обеспечить рациональную расстановку кадров с использованием научно обоснованных нормативов труда.

Ведущим звеном налогового администрирования является налоговый контроль, который подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Однако в практике работы налоговых органов в настоящее время наиболее распространён последующий контроль. По нашему мнению, задача государственного контроля - не столько выявить правонарушение и наказать виновного, сколько предотвратить саму возможность правонарушений. Именно первые два (предварительный и текущий) реализуют превентивную функцию налогового контроля.

Направления повышения налогового контроля, в частности, в целях улучшения налогового администрирования предложено отказаться от действующего в нашей стране уведомительного порядка государственной регистрации юридических лиц и заменить его па разрешительный принцип. Необходимо предоставить ФНС право полной проверки учредительных документов на стадии постановки налогоплательщика на учет. Это позволит не только фиксировать, по и предотвращать ряд налоговых и других экономических правонарушений, а также сократить расходы на контрольную работу постфактум.

По итогам исследования применительно к физическим лицам общий вывод состоит в том, что без соответствующей системной перестройки налогообложения физических лиц в РФ невозможна реализация в этой сфере основополагающих принципов налогообложения:

- справедливости (в распределении налогового бремени), поскольку применение прогрессии при обложении доходов невозможно без эффективного контроля за совокупными доходами граждан;

- всеобщности налогообложения, поскольку при нынешней системе контролю подлежат только декларированные доходы, и избежав налогообложения можно, просто не заявляя о наличии дохода;




- эффективности работы налоговых органов, поскольку основные силы и средства тратятся на администрирование деятельности, доля доходов от которой заведомо невелика (выплаты малых зарплат и отчетность о добровольно декларируемых доходах).

В этих целях считаем целесообразным: а) перейти на системный подход в регулировании подоходного налогообложения физических лиц, расширить возможность применения «авансовых налогов» и восстановить всю совокупность налогов (включая налог на дарение и наследство, налог на крупные состояния и налоги «на вывоз капиталов»); б) ввести прогрессивную шкалу налоговых ставок общего («консолидирующего») подоходного налога; в) законодательно подтвердить принцип «всеобщности» налогообложения доходов граждан, прекратив предоставлять налоговые иммунитеты в отношении незаконных и «теневых» доходов.

В качестве более эффективных методов работы с налогоплательщиками предлагаем следующее: а) ввести в практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества; б) для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами»; в) ввести систему «единой карточки расчета с бюджетом» налогоплательщика с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.

В работе особое внимание уделено налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков, выявлены их особенности, предложены меры по их учету в практике налогового администрирования, что обеспечило целенаправленный системный подход к обоснованию рекомендаций по совершенствованию организации и методов их налогового администрирования.

Одной из проблем налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование его в налоговом законодательстве. Вся специфика администрирования этой категории налогоплательщиков регламентируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России. В Налоговом кодексе РФ отсутствует и определение «крупнейшего налогоплательщика», критерии их определения, порядок их установления, периодичность и основания их изменения. Считаем целесообразным закрепить в НК РФ четкий перечень критериев отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших, узаконить основания, периодичность, порядок их изменений и форму нормативно-правового акта, утверждающего эти изменения.

Улучшить правовое положение крупнейших налогоплательщиков могло бы создание системы территориальных представительств межрегиональных инспекций в регионах, что, в том числе, обеспечит сочетание отраслевого и территориального принципов организации налогового контроля.

Анализ администрирования организаций финансового сек гора экономики показывает, что правила их налогообложения в нашей стране не соответствуют реальной модели их функционирования. Чтобы изменить эту ситуацию, целесообразно: а) вернуть организации финансового сектора на общий режим налогообложения — по тем же нормам и ставкам, что и все остальные коммерческие предприятия; б) установить повышенное налогообложение сверхдоходов банкиров (пока еще не введена прогрессивная шкала ставок по НДФЛ); в) ввести личное профессиональное лицензирование и обязательное страхование личной ответственности банкиров и страховщиков.

При этом по пункту «а» начать следует с распространения па банки и страховые компании НДС, с учетом специфики их бизнеса - по упрощенной схеме, взяв за налоговую базу сумму фонда заработной платы и прибыли. По пункту «б» вначале следует определить, что в базу обложения доходов банкиров должны включаться абсолютно все суммы выплат и иных материальных и натуральных льгот, которыми они пользуются за счет банка (по «золотым парашютам» Министерство финансов РФ планирует инициировать такое решение), а затем установить, что для сумм годовых выплат, превышающих 100 тыс. долл. в год, применяется налоговая ставка в размере 30%).

Для оптимизации возникающих в налоговой сфере взаимосвязей государства с малым бизнесом в работе предлагаются определенные мероприятия.

В частности, являясь эффективным инструментом снижения налоговой нагрузки для одной части налогоплательщиков, нуждающихся в государственной поддержке, применение упрощенной системы налогообложения одновременно оставляет возможности для неоправданной налоговой минимизации для другой части налогоплательщиков, на которую данный налоговый режим изначально не рассчитан. Решение указанной проблемы представляется возможным через реализацию следующего комплекса мер.

Во-первых, совершенствование критериев, ограничивающих право хозяйствующих субъектов применять упрощенную систему налогообложения, и механизма налогового контроля за их соблюдением. Изменение критериев должно, прежде всего, быть направлено на устранение возможностей для маскировки более крупного бизнеса под малый, а также на придание упрощенной системе налогообложения более целевого, стимулирующего характера.

Во-вторых, проведение целенаправленной политики открытия информации о допустимых границах налоговой оптимизации при применении упрощенной системы налогообложения для мотивирования налогоплательщиков к добровольному отказу от незаконных схем минимизации налогообложения. Указанная политика основана на применении мер убеждения и позволяет налоговым органам формировать «правила игры» для бизнеса.

Рынок налогового консультирования как инструмент налогового администрирования в нашей стране фактически уже сложился, и теперь задача состоит в том, чтобы сделать его цивилизованным. Одним из важнейших условий развития этого рынка является его правовое регулирование и институциональное оформление. Необходимо принять соответствующий нормативный акт, так как отсутствие специального закона о налоговом консультировании является сдерживающим фактором перспективы развития этого вида услуг. Далее считаем необходимым разработку стандарта налогового консультирования. Работа должна быть так устроена, чтобы по всей России налогоплательщики па одни и те же вопросы могли бы получать одни и те же ответы. Особое внимание также следует уделить подготовке высококвалифицированных специалистов по налоговому консультированию.

Немаловажным считаем формирование налоговой культуры в качестве необходимого условия совершенствования налогового администрирования. В работе отмечены проблемы, решение которых, по нашему мнению, будет способствовать формированию налоговой грамотности и налоговой культуры в России.

В частности, главной проблемой мы считаем недостаточный уровень государственного участия в этом процессе. Далее важной и широкомасштабной считаем целенаправленную работу по правовому воспитанию будущих налогоплательщиков со школьной скамьи. Решение данной проблемы представляется в разработке и реализации целевой государственной программы повышения налоговой грамотности.

Еще одно направление формирования налоговой культуры - укрепление репутации и имиджа налоговых органов и их должностных лиц. В этой связи предстоит преодолеть коррупцию в налоговых органах, для чего необходимо обеспечить достойную заработную плату налоговых инспекторов (по образцу полиции).

По нашему мнению, налоговым органам необходимо в корне пересмотреть свое отношение к налогоплательщикам. Налогоплательщики должны знать и чувствовать, что налоговая служба работает вместе с ними, а не против них.

Для повышения уровня налоговой культуры необходимо формирование общественной нетерпимости к уклонению от уплаты налогов, с одной стороны, и активизация деятельности общественных организаций, направленной на защиту интересов налогоплательщиков, - с другой.

Читайте также: