Направление материалов в налоговый орган

Опубликовано: 14.05.2024


Способы направления требования

Требование налогового органа о представлении документов

Налоговому органу предоставлена возможность передачи документов по его усмотрению следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):

  • вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
  • направление по почте заказным письмом. Считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Датой получения считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168);
  • передача через личный кабинет налогоплательщика (действует с 01.01.2015, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Нюансы направления требования по ТКС.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. Напоминаем, что датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка).

Если не представить квитанцию в срок, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока вправе приостановить операции по счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Способы предоставления документов

Документы от налогоплательщика в налоговый орган

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган следующими способами (п. 2 ст. 93 и абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • лично или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом;
  • по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном ФНС России.

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках НК РФ (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315).

НК РФ установлены следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • в электронной форме по установленным ФНС России форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенная копия документа — это копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013). При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003):

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.

А вот заверять надпись на копии печатью необязательно, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@). Также не требуется нотариально удостоверять копии документов (п. 2 ст. 93 НК).

Согласно позиции Минфина и ФНС при представлении в налоговый орган многостраничного документа необходимо отдельно заверять каждую страницу такого документа либо прошить все страницы, пронумеровать их и заверить всю подшивку. При этом объем подшивки не должен превышать 150 листов (Письма Минфина от 29.10. 2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@). При этом прошивать вместе разные документы и заверять всю пачку не следует (Письма Минфина от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, ФНС 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459).

Подготовленные для налогового органа документы необходимо сопроводить письмом в двух экземплярах с описью представляемых документов. На своем экземпляре сопроводительного письма (описи) необходимо поставить отметку налогового органа о принятии документов для получения письменного доказательства предоставления документов инспекции.

Особенности представление документов в электронной форме

Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Представление документов в электронной форме допускается только тогда, когда они составлены по форматам, установленным ФНС России.

Обращаем внимание, что в настоящее время ФНС России установлены форматы следующих документов:

  • счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительные листы к ним (приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@;
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • опись документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ утверждены новые форматы:

  • счета-фактуры и документа об отгрузке и об изменении стоимости товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни;
  • корректировочного счета-фактуры и документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

С 02.06.2016 года исключена возможность выбора налогоплательщиком способа представления документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Представление таких документов осуществляется только по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Представление документов в виде сканированных копий

В настоящее время возможность представления документов в виде сканированных копий установлена не для всех документов. В виде скан-образов допускается представлять только:

  • договоры (соглашения, контракт), в том числе дополнений (изменений);
  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);
  • акта приемки-сдачи работ (услуг);
  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;
  • товарно-транспортной накладной;
  • товарной накладной (ТОРГ-12);
  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним;
  • отчет о выполненных НИОКР.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, непоименованные документы можно представить в налоговый орган только в виде бумажных копий (письма ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Обращаем внимание, что при представлении истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В заключение

В настоящее время наблюдается ужесточение налогового контроля. Данный факт подтверждает и официальная отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн. руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Хочется обратить особое внимание на то, что именно с истребования документов (информации) начинается налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика и очень важно с самого начала выстроить верную тактику поведения. Поэтому, как показывает практика, чем раньше организация обращается к профессионалам для сопровождения налоговой проверки, тем успешнее получается отстоять законные права и интересы компании.

В заключение хотелось бы отметить, что нюансов по истребованию документов (информации) в рамках налогового контроля очень много, данной статье охвачена только небольшая их часть. В следующих наших статьях рассмотрим не менее важные моменты, связанные с требованиями налогового органа (повторное представление документов, ответственность и возможность ее смягчения и пр.).

В последнее время начинает усиливаться роль уголовно-правового механизма в борьбе с неуплатой налогов, в системе мер, направленных на погашение налоговой задолженности. В связи с этим всё большую актуальность начинают приобретать вопросы, касающиеся самых различных аспектов предполагаемого или реального взаимодействия налогоплательщиков, руководителей организаций с правоохранительными органами. Отправной точкой такого взаимодействия в целом ряде случаев становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ с последующими мероприятиями, предусмотренными уже УПК РФ.

Между тем, у налогоплательщика при судебном обжаловании решения налогового органа по итогам налоговой проверки есть традиционное дополнительное средство защиты своих интересов – судебное обеспечение в виде приостановления действия указанного решения. Но как давно уже показывает практика, столкновение между собой таких обеспечительных мер с реализацией п. 3 ст. 32 НК РФ неизбежно порождает дополнительные споры о законности/правомерности передачи налоговыми органами материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер. При этом говорить о единообразии практики по таким спорам еще рано.

Типичная ситуация: в период действия судебных обеспечительных мер (в виде приостановления действия решения налогового органа по итогам проверки) истекает 2-месячный срок исполнения требования об уплате налога и налоговый орган на основании п. 3 ст. 32 НК РФ направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел для решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последняя практика ВАС РФ, например, была не в пользу налогоплательщика: «принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта не исключает обязанности налогового органа исполнять другие возложенные на него обязанности. Действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы Российской Федерации материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ» (определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. N ВАС-6048/14).

Зато после ликвидации ВАС обновленный Верховный Суд в одном из своих первых отказных определений поддержал позицию нижестоящего суда о том, что «до окончания действия обеспечительных мер налоговый орган не может заявлять о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, и как следствие о наличии оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Иное толкование норм права порождает коллизию, при которой налогоплательщик имеет право не уплачивать недоимку по требованию налогового органа, а налоговый орган, руководствуясь исключительно положениями Налогового кодекса Российской Федерации, констатирует факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы» (постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу N А80-303/2013, оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 N 303-ЭС14-42).

Кроме того, на момент направления инспекцией материалов проверки размер задолженности налогоплательщика еще не подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по оспариванию решения налогового органа по итогам проверки, тогда как признаком составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 - 199.2 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к указанным нормам (постановление ФАС ЦО от 28.07.2014 г. по делу N А08-3986/2013).

Принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия ненормативного правового акта исключает возможность совершения налоговым органом любых действий, направленных на взыскание налогов, пени и штрафов, а также означает запрет совершения любых иных действий, основанных на оспариваемом акте (постановление ФАС ВВО от 11.03.2014 г. по делу N А79-2576/2013). А возможное (т.е. предполагаемое в будущем) установление судом незаконности вынесения инспекцией оспариваемого решения влечет, соответственно, неправомерность выставления требования, неисполнение которого послужило основанием для направления материалов проверки в следственные органы (постановление ФАС УО от 04.04.2014 по делу N А34-4187/2013).

Вместе с тем, продолжают встречаться судебные акты, в которых передача материалов в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер признается правомерной. Отмечается, например, что ни решение инспекции по итогам проверки, ни определение суда о приостановлении действия данного решения не содержат выводов, касающихся направления материалов проверки в следственные органы. Данная обязанность налогового органа в силу положений Налогового кодекса сама по себе не относится к действиям по исполнению решения, не направлена на бесспорное взыскание доначисленных сумм, не порождает обязанности следственных органов безусловно возбудить уголовное дело по факту неуплаты налогов (Постановление АС УО от 08.04.2015 по делу N А76-11351/2014).

А самое интересное это то, что в одном из случаев налоговый орган направил материалы в следственные органы сразу же после того как проиграл дело в первой инстанции по оспариванию доначислений, но суд кассационной инстанции и здесь признал такое направление законным, хотя нижестоящие суды поддержали налогоплательщика (Постановление АС УО от 10.02.2015 по делу № А76-10451/2014)

Доказывание нарушения прав и законных интересов налогоплательщика как необходимое условие признания незаконным передачи материалов в следственные органы

Некоторые суды даже если и признают неправомерным направление материалов проверки в период действия судебных обеспечительных мер, то все равно отказывают в признании незаконным такого направления из-за отсутствия второго необходимого условия для признания такого решения недействительным – нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Судами отмечается, что для признания в судебном порядке ненормативного акта инспекции недействительным (действий, бездействия - незаконными) необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных (а не предполагаемых) прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Осуществление следственными органами действий в рамках предварительной проверки, предоставление следственным органам материалов (документов) оценено судом как не свидетельствующие о нарушении прав предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности и не создающие препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности (постановление ФАС МО от 06.06.2014 г. по делу N А40-86018/13).

Есть и более негативные примеры. При рассмотрении одного из дел в обоснование своей позиции о нарушении действиями налогового органа прав и законных интересов организации налогоплательщик ссылался на то, что в ходе доследственной проверки, проведенной в порядке ст. 144 УПК РФ, к следователю систематически вызывались директор и работники для дачи объяснений с отрывом от производственной деятельности, что привело к нарушению нормального режима деятельности Общества. Кроме того, на предприятии проводились обыски, осуществлялась выемка документов, изъятие компьютеров у директора и начальника отдела сбыта, непосредственного руководящего процессом реализации готовой продукции, в силу чего деятельность заявителя по отгрузке готовой продукции была парализована.

По мнению суда, осуществление следственными органами действий, предусмотренных УПК РФ в рамках возбужденного уголовного дела (изъятие документов, проведение обысков (выемок), допросов), не свидетельствует о том, что права Общества как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены либо возникли препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Общество вправе в случае несогласия с постановлением о возбуждении уголовного дела обжаловать указанное постановление. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что причинно-следственная связь между нарушенными правами заявителя и действиями налогового органа заключается в том, что если бы налоговый орган не направил материалы выездной налоговой проверки в правоохранительные органы, то следователь не имел бы оснований для проведения доследственной проверки и возбуждения уголовного дела (Постановление АС СЗО от 12.02.2015 г. по делу N А21-1884/2014). На данный момент, судя по картотеке арбитражных дел, на это постановление подана жалоба в Верховый Суд.

Кроме того, суды приводят и еще один довод в пользу того, что передача материалов проверки в следственные органы не нарушает права и законные интересы налогоплательщика Такое направление не предрешает выводы органов внутренних дел относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством (Постановление ФАС МО от 20.05.2014 по делу N А40-147134/13) .

По другим делам, суды наоборот соглашаются с тем, что сам факт возбуждения уголовного дела негативно сказывается на репутации налогоплательщика и его руководителя, препятствует нормальному осуществлению хозяйственной деятельности.

В постановлении по одному из дел отмечается, что сам факт рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела в связи с наличием обстоятельств возможного совершения преступления негативно влияет на деловую репутацию юридического лица, которая напрямую связана с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности. Следственные мероприятия и выемка документов привели к нарушению нормального режима деятельности общества (Постановление ФАС УО от 04.04.2014 по делу N А34-4187/2013)

По другому делу отмечено, что направление инспекцией в нарушение требований п. 3 ст. 32 НК РФ материалов выездной проверки общества в правоохранительные органы с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела повлекли для общества негативные последствия в хозяйственной сфере в виде расторжения заключенного им договора подряда (Постановление ФАС ЦО от 28.07.2014 г. по делу N А08-3986/2013).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЭДО


Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448 с 30 августа 2020 года утвердил новый порядок электронного документооборота с налоговой. Разбираем его основные положения и что изменилось в ЭДО с ИФНС, УФНС и ФНС.

Что регулирует

Приказ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448 утвердил порядок:

  • направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и используемых налоговыми органами;
  • представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Одновременно признаны утратившими силу:

  • приказ ФНС от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781 с Порядком передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по ТКС;
  • приказ ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168 с Порядком направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления их по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС;
  • приказ ФНС от 07.11.2011 № ММВ-7-6/735 с Порядком представления заявлений, уведомлений и запросов в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физлиц;
  • приказ ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149 с Порядком направления документов, используемых налоговыми органами;
  • ряд норм федеральных законов и подзаконных актов.

Если быть точнее, то новый приказ по сути объединил в один документ положения перечисленных актов.

Общие правила

Для обмена документами в налоговой по ТКС нужно применять усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП):

В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении документов также фигурируют следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки;
  • квитанция о приеме;
  • уведомление об отказе в приеме;
  • извещение о получении (формируется на каждый документ и технологический электронный документ);
  • информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях (в случае подписания представителем плательщика).

Участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать хранение:

  • всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (кроме извещения о получении электронного документа) с УКЭП;
  • квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Не реже 1 раза в сутки нужно проверять поступление документов.

Дата направления документа в электронной форме по ТКС — это дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении квитанции о приеме электронного документа дата его получения — дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

Направление документа по ТКС

Включает в общем случае следующие этапы:

Отправитель формирует документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по ТКС оператору ЭДО. При этом отправитель фиксирует дату отправки.

Оператор ЭДО в течение 1 часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня — подтверждение даты отправки.

Отправитель, получив подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем документа направляет получателю документ и подтверждение даты отправки, подписанное УКЭП оператора.

Получатель, получив документ и подтверждение даты отправки, в течение 1 часа направляет оператору 2 соответствующих извещения о получении электронного документа.

При получении документа и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме, подписывает ее УКЭП и направляет оператору.

Квитанцию о приеме получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем.

Оператор ЭДО, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет получателю извещение о получении электронного документа.

Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня после передачи ему квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме направляет квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме отправителю.

Отправитель, получив квитанцию о приеме или уведомление об отказе, в течение 1 часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

При наличии оснований для отказа в приеме документа получатель формирует уведомление об этом, подписывает его УКЭП и передает оператору для направления отправителю.

Основаниями для отказа могут быть (исчерпывающий перечень):

  • ошибочное направление получателю;
  • отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя;
  • направление документа не по утвержденному ФНС России формату.

При получении уведомления об отказе в приеме отправитель устраняет указанные в нём ошибки и повторяет процедуру направления документа.

Если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме, он направляет получателю документ на бумажном носителе. Но есть исключение. Это когда налоговый орган не получил от плательщика, обязанного сдать электронно налоговую декларацию (расчет), электронную квитанцию о приеме:

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • и/или уведомления о вызове в налоговый орган.

Перечисленные документы ИФНС не направляет на бумаге.

от 28 января 2014 года N СА-4-14/1215

[О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации]

(с изменениями на 11 января 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения единой практики деятельности территориальных налоговых органов Федеральная налоговая служба направляет Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для учета в работе (приложение N 1).

В практической работе налоговым органам необходимо учитывать, что заявления с изложением обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, направляются при их обнаружении как при исполнении функций налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.

По итогам проведенного анализа данной деятельности налоговых органов по информации, представленной управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, установлено, что за 9 месяцев 2013 года налоговыми органами в органы МВД России направлено 1340 материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом сведений о результатах рассмотрения 585 материалов, направленных налоговыми органами, в том числе о вынесении по ним процессуального решения, не имеется. Сведения о возбужденных уголовных делах имеются в отношении 25 рассмотренных следственными органами материалов.

При этом необходимо отметить, что наиболее активную работу по направлению материалов в правоохранительные органы осуществили Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (направлено 49 материалов, возбуждено 5 уголовных дел), Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (направлено 26 материалов, возбуждено 3 уголовных дела), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (направлен 151 материал, возбуждено 2 уголовных дела).

На основании материалов, направленных в правоохранительные органы Управлениями Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (направлено 3 материала), Астраханской области (11 материалов), Ульяновской области (1 материал), Алтайскому краю (2 материала) и Иркутской области (22 материала), возбуждено по одному уголовному делу.

При этом отмечается, что Управлениями Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарскому краю, Кемеровской области, Приморскому краю в правоохранительные органы направлено 30 и более материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако ни по одному из них не представлено сведений о возбуждении уголовных дел, что свидетельствует о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.

В иных управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации работа по направлению заявлений (материалов) в следственные органы об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не проводится либо направлено незначительное количество материалов. Сведений о возбуждении уголовных дел также не имеется. Данные обстоятельства также свидетельствуют о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.

В связи с этим ФНС России обращает внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами. В случае направления заявлений (материалов) в следственные органы необходимо обеспечивать оперативное получение информации о результатах рассмотрения направленных налоговыми органами материалов. При выявлении фактов незаконных действий (бездействия) либо решений участников уголовного судопроизводства, указанных в части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым органом должно быть реализовано право на обжалование соответствующих действий и решений в порядке, предусмотренном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В рамках деятельности трёхсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.

ФНС России также направляет для использования в работе материалы практики возбуждения уголовных дел по материалам налоговых органов, в том числе приговор по части 1 статьи 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения при исполнении налоговыми органами функций по государственной регистрации юридических лиц обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответствующие заявления направляются в органы, к подследственности которых относится предварительное расследование в соответствии со статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с приложением материалов, содержащих информацию, указывающую на признаки соответствующего преступления. Указанные заявления (материалы) направляются также в случае, если обстоятельства, указывающие на подделку, использование заведомо подложных документов, злоупотреблений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, выявлены при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.

Заявления (материалы), указанные в настоящем письме, подлежат согласованию со структурными подразделениями, выполняющими функции по правовому обеспечению деятельности налогового органа.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе в целях повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами.

При наличии предложений по внесению изменений в статьи 170.1, 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации представить их в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России в срок до 7 февраля 2014 года.

Информация по итогам 2013 года представляется в срок до 10 февраля 2014 года по форме, предусмотренной письмом ФНС России от 30 июля 2013 года N 6-6-04/0685@, которое в дальнейшем применению не подлежит.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов

Приложение N 1
к письму ФНС России
от 28 января 2014 года N СА-4-14/1215

Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

Настоящие Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), определяют порядок оформления и сроки направления налоговыми органами материалов в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 и статьями 173.1, 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

1. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, в отношении которого в налоговый орган представлены документы, содержащие заведомо ложные данные, в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество; данные об учредителе (участнике) юридического лица, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о которых в налоговый орган представлены недостоверные сведения в целях отражения в ЕГРЮЛ (полное и (при наличии) сокращенное наименование, ОГРН и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица); сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства);

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в налоговый орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

2. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:

копии документов, представленных в налоговый орган в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;

копия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, принятого по результатам рассмотрения вышеуказанных документов;

копии документов, на основании которых можно сделать вывод о представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество;

копии поступившего в налоговый орган обращения о фальсификации ЕГРЮЛ и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение;

копии полученных налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а также осуществления производства по делу об административном правонарушении объяснений физических лиц (руководителя, учредителя (участника), иных лиц) по фактам представления в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений;

иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ.

3. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) юридического лица;

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

4. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:

копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;

копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;

иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ.

5. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) при предоставлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности либо приобретении документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, предоставившего документ, удостоверяющий личность, или выдавшего доверенность, или приобретшего документ, удостоверяющий личность, или использовавшего персональные данные, полученные незаконным путем, для образования (создания, реорганизации) юридического лица; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) вышеупомянутого юридического лица;

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

6. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:

копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;

копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;

иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ.

7. Указанные в пунктах 1, 3, 5 настоящих Методических рекомендаций заявления подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

8. Указанные в пунктах 2, 4, 6 настоящих Методических рекомендаций копии документов заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью налогового органа.

9. Материалы, указанные в пунктах 1-6, настоящих Методических рекомендаций, направляются в правоохранительные органы не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.

10. Налоговый орган представляет дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменного запроса правоохранительного органа.

11. Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приложение N 2
к письму ФНС России
от 28 января 2014 года N СА-4-14/1215

Заполняется за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, год, нарастающим итогом с начала календарного года, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: