Налоговым кодексом рф установлено что налоги уплачиваются в определенных и в заранее указанные сроки

Опубликовано: 16.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 58 НК РФ

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.2 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.3 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.4 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ в пункт 6 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 7 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 9 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

1. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Комментируемая статья рассматривает такой обязательный элемент налогообложения, как срок уплаты налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Стоит обратить внимание, что указанные сроки должны быть определены календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

ВС РФ в Определении от 13.07.2005 N 33-Г05-8 признал правомерной норму регионального закона об осуществлении платежа транспортного налога не позднее 30 дней после получения налогового уведомления.

По мнению Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, указание на наличие в налоговом уведомлении указания на 30-дневный срок, в течение которого должна быть произведена уплата налога, приводит данную часть Закона в соответствие с требованием пункта 6 статьи 3 НК РФ об однозначности истолкования периода времени, в течение которого должна быть исполнена обязанность по уплате транспортного налога физическими лицами.

Заслуживает внимания позиция, изложенная в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 N 17АП-6119/2010-АК.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.

Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по налогу на имущество у него не возникает обязанности по уплате этого налога.

Таким образом, физические лица - налогоплательщики налогов на имущество физических лиц должны привлекаться к уплате налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно. При этом обязанность по уплате налога возникает только после получения уведомления налогового органа.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

По мнению прокурора, указанная норма противоречит статьям 52, 54, 55, 57 и главе 28 Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По мнению инспекции, указанная деятельность не подлежит переводу на патентную систему налогообложения. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 57, 75, 122, 249, 346.15, 346.17, 346.27, 346.43, 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 421, 431, 702, 703, 704, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации руководствуясь статьями 23, 45, 57, 58, 75, 80, 285, 286, 287, 289, 311 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


В налоговых правоотношениях сроки часто играют если не главную, то немаловажную роль. Не вызывают вопросов сроки, которые определены достаточно четко – названа крайняя дата для выполнения налогоплательщиком каких-либо обязанностей или действий (например, по уплате налога, подаче налоговой отчетности).

Ситуация осложняется, если срок определен истечением некоего периода времени, то есть когда он зависит от действий участников налоговых правоотношений или событий, связанных с их участием. При установлении таких сроков законодателем, как правило, используются отсылочные формулировки, например, «не позднее N дней, считая со дня…», «не позднее N дней со дня возникновения…».

Впрочем, вызывают вопросы и более простые формулировки. Например, каким будет крайний срок, определенный фразой «в срок не позднее…» или «в срок до…»?

Общие принципы исчисления сроков

Практически в каждом разделе Налогового кодекса определены различные сроки, в частности:

  • для уплаты налогов и сборов;
  • для взыскания налогов и сборов, штрафов и пени;
  • для представления налоговой отчетности;
  • для представления заявлений и уведомлений;
  • для проведения налоговых проверок и мероприятий налогового контроля;
  • на представление возражений по актам контрольных мероприятий;
  • на обжалование решений по результатам проверок и контрольных мероприятий.

Общие принципы исчисления сроков в налоговых правоотношениях закреплены в ст. 6.1 НК РФ. В ней определены три вида сроков (п. 1). Приведем несколько примеров (см. таблицу).

Как определяется срок

Примеры

Исчисление срока

Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.11.2018 № 422‑ФЗ (о налоге на самозанятых) настоящий закон вступает в силу с 1 января 2019 года , но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования. Другой пример: по общему правилу «упрощенцам» нужно подать декларацию по УСНО не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п. 1 ст. 346.23 НК РФ ).

Это указания на конкретные календарные даты

По общему правилу течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало ( п. 2 ст. 6.1 НК РФ )*

Указание на событие или действие

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192‑ФЗ (поправки в сфере применения ККТ) настоящий закон (за исключением ряда положений) вступает в силу со дня его официального опубликования . Другой пример: если дополнение к акту налоговой проверки направляется проверяемому лицу по почте заказным письмом, то в силу п. 6.1 ст. 101 НК РФ оно считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Это указания на событие , которое должно неизбежно наступить

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 23.04.2018 № 87‑ФЗ (внесшего поправки в отдельные законодательные акты) настоящий закон вступает в силу по истечении сорока пяти дней после дня его официального опубликования (за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу). Другой пример: требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования , если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании ( абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ ).

Это указания на периоды времени

Срок, определенный периодом времени, исчисляется днями, месяцами, кварталами или годами ( п. 3 – 6 ст. 6.1 НК РФ )**

* Иногда отсчет должен вестись в обратном порядке. К примеру, в п. 3 ст. 187.1 НК РФ говорится об обязанности плательщика акцизов подать в налоговый орган уведомление о максимальных розничных ценах не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут нанесены указанные в уведомлении максимальные розничные цены.

* Срок, исчисляемый годами (период, состоящий из 12 следующих подряд месяцев), истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока, кварталами – в последний день последнего месяца срока, месяцами – в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Самими сложными для исчисления являются, пожалуй, сроки, определенные периодом времени, поскольку в этом случае налогоплательщику необходимо определить две даты – дату начала периода и дату его окончания.
Первая дата в общем случае определяется по правилу из п. 2 ст. 6.1 НК РФ.

При определении последнего дня и часа срока нужно учесть следующее. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24.00 последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24.00 последнего дня срока, то срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Поясним: под организацией связи следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя (являются операторами связи), оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи»). Услуга связи, в свою очередь, – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке в том числе почтовых отправлений (п. 12, 32 ст. 2 Закона № 126‑ФЗ). Данная деятельность является лицензируемой (ст. 29 Закона № 126‑ФЗ). Значит, если документы либо денежные средства были сданы юридическому лицу или ИП, оказывающим услуги на основании соответствующей лицензии до 24.00 последнего дня срока, то срок не будет считаться пропущенным.

И, конечно, не нужно забывать о правиле переноса последнего дня срока (если тот приходится на выходной или праздничный день), установленном п. 7 ст. 6.1 НК РФ.
Далее от общих правил перейдем к анализу конкретных ситуаций, связанных с исчислением сроков.

Сроки, установленные как «не позднее» или «до» определенной даты

Пунктом 7 ст. 346.21 НК РФ (к примеру) установлено, что авансовые платежи по «упрощенному» налогу вносятся не позднее 25‑го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В данном случае 25‑е (или другой последующий день – если эта дата выпадает на выходной или праздничный день) является крайним днем для выполнения «упрощенцем» обозначенной обязанности. Аналогичное словосочетание («не позднее») содержится и в ст. 346.23 НК РФ, определяющей сроки представления декларации по УСНО в различных случаях.

Исчислить (установить) крайний срок в таких ситуациях предельно просто. Сложностей здесь возникать не должно.

Несколько сложнее, если срок установлен как «до» определенной даты. К примеру, п. 2 ст. 346.14 НК РФ обязывает «упрощенца» уведомить налоговый орган о смене объекта налогообложения в 2019 году до 31 декабря 2018 года.

Буквальное толкование этой нормы предполагает, что уведомление о смене объекта налогообложения должно быть подано до указанной даты, соответственно подача уведомления именно 31‑го числа свидетельствует о пропуске «упрощенцем» установленного срока.

Однако и чиновники, и суды в подобных случаях, как правило, делают послабления для налогоплательщиков, считая, что срок «до» – значит «включая».

К примеру, ФНС в Письме от 21.11.2018 № БС-4-21/22573@ в отношении п. 7 ст. 407 НК РФ (где сказано об обязанности физического лица подать в срок до 1 ноября уведомление о выбранных объектах, в отношении которых он воспользуется льготой по налогу на имущество физических лиц) указала, что последним днем подачи такого уведомления является именно 1 ноября. В обоснование данного вывода авторы письма сослались на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые противоречия должны толковаться в пользу налогоплательщика.

В Определении ВС РФ от 16.10.2018 № 304‑КГ18-7786 по делу № А45-14844/2017 рассматривался спор о крайнем сроке для уплаты земельного налога.

Напомним: порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются нормативными актами муниципальных образований. Причем эти сроки не могут быть установлены ранее срока, определенного для представления декларации по налогу, – 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

В связи с этим в 2016 году нормативным актом города Новосибирска были установлены сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему с формулировкой «до», например, за первый квартал – до 30 апреля налогового периода.
По факту первый авансовый платеж по сроку до 30 апреля 2016 года был осуществлен двумя платежами – 4 мая (поскольку 30 апреля и 1 – 3 мая являлись выходными днями) и 1 августа. Налоговики сочли, что компания допустила просрочку платежа, и начислили ей пени с 30 апреля. Однако компания, считая, что последним днем уплаты является именно 30 апреля, обратилась в суд.

Окружной и апелляционный суд пришли к выводу, что при формулировке срока «до определенной даты» действие, для совершения которого установлен этот срок, к названной дате должно быть уже совершено. Поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит.

Между тем Судебная коллегия ВС РФ, согласившись с решением первой инстанции, указала, что формулировка срока «до 30 апреля» не позволяет достоверно и без неустранимых сомнений определить, является ли предельным сроком для исполнения данной обязанности 29 либо 30 апреля.

С учетом п. 7 ст. 3 НК РФ более поздняя уплата налога для налогоплательщика обычно предпочтительнее. Поэтому предельным сроком исполнения обязанности по внесению авансового платежа за первый квартал надо считать именно 30 апреля.
Высшие арбитры также подчеркнули, что указанный подход подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении КС РФ от 04.07.2002 № 185‑О, согласно которому формулировки «ежемесячно до 15‑го числа за прошедший месяц» и «ежемесячно не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным месяцем» (применительно к сроку уплаты налога пользователями автомобильных дорог) равнозначны.

Со своей стороны, считаем, что позицией, изложенной в Определении ВС РФ № 304‑КГ18-7786, можно руководствоваться не только при определении крайних сроков для уплаты фискальных платежей, но и в иных ситуациях, требующих выполнения налогоплательщиком каких‑либо действий в срок, определенный с использованием предлога «до».

Но вот применим ли подобный подход к определению последнего дня, если речь идет о «срочных» обязанностях налоговых органов? Полагаем, что нет, поскольку действие нормы п. 7 ст. 3 НК РФ (по сути, основного аргумента в деле № А45-14844/2017) распространено исключительно на налогоплательщиков.

Срок определяется совокупностью событий

Иногда конкретные сроки приходится исчислять, исходя из совокупности отдельных налоговых норм или событий, их определяющих.

Один из таких случаев – приостановление операций организации по ее счетам в банке (п. 7 ст. 76 НК РФ). Согласно данному пункту период приостановления исчисляется с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении банковских операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления этих операций.

Другой пример – период выставления счета-фактуры (этот момент актуален в том числе для некоторых «упрощенцев»).

Пунктом 3 ст. 168 НК РФ определено, что счет-фактура должен быть выставлен покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Как видим, в этой норме в качестве основной отправной точки для исчисления обозначенного пятидневного срока поименован день отгрузки. Причем в Письме Минфина России от 18.10.2018 № 03‑07‑14/74899 подчеркнуто, что день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) подлежит включению в указанный пятидневный срок. Между тем какие‑либо квалифицирующие признаки для идентификации такого дня ни в п. 3 ст. 168 НК РФ, ни в этом письме не названы.

Но такие разъяснения были даны контролерами ранее. В частности, в письмах Минфина России от 09.11.2011 № 03‑07‑09/40, от 28.07.2011 № 03‑07‑09/23, ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21217@ сказано, что под датой отгрузки товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав следует понимать дату первого по времени составления первичного документа (например, товарной накладной), оформленного на покупателя, заказчика или перевозчика.

К примеру, продавец 11 декабря 2018 года отгрузил товары и оформил товарную накладную. С учетом Письма Минфина России № 03‑07‑14/74899 течение срока выставления счета-фактуры начинается с указанной даты. Значит, последний день для выставления счета-фактуры покупателю – 15 декабря. Это суббота, получается, срок нужно перенести на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), то есть на 17 декабря.

Но ведь по факту составление первичного документа по разным причинам может не совпадать по времени с днем фактической отгрузки товара покупателю. И буквально в п. 3 ст. 168 НК РФ говорится именно о дате отгрузке, а не о дате оформления первичного документа.

Пример срока, определяемого совокупностью налоговых норм, – срок для подачи апелляционной жалобы на решение по налоговой проверке. В частности, такая жалоба может быть подана в течение месяца со дня вручения решения по проверке (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Отсчет указанного периода начинается со следующего после даты вручения решения дня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ), а заканчивается соответствующим дате вручения днем следующего месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 15 ноября 2018 года, то срок для подачи апелляционной жалобы истекает в 24.00 17 декабря 2018 года (так как 16‑е число – воскресенье) (п. 7, 8 ст. 6.1 НК РФ).

Почему именно месяц? Все просто. Итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю) (п. 9 ст. 101 НК РФ). Соответственно, если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение по проверке, сроки вступления его в законную силу будут иными (ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи жалобы.

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 30. Права и обязанности налогоплательщика

Перечень вопросов рассмотренных на уроке

  1. Налоги.
  2. Виды налогов.
  3. Права и обязанности налогоплательщиков.
  4. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств.

Налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Прямой налог – налог, который изымается непосредственно из дохода налогоплательщика.

Косвенный налог – налог, который включается в цену товаров и услуг.

Налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговая льгота – преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками.

Налоговая санкция – разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных Налоговым Кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц.

Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.

Ключевые слова

Налог; налогоплательщик; прямой налог; косвенный налог; права налогоплательщика; налоговая санкция; налоговый кодекс РФ; налоговые льготы; налоговая служба; акциз.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Открытые электронные ресурсы:

Теоритический материал для самостоятельного изучения

Одним из непременных требований к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется его благами, является обязательная уплата законно установленных налогов и сборов. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность страны и безопасность граждан. Налоговый кодекс РФ – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов, налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях – уголовную ответственность. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в органах Федеральной налоговой службы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, вести в установленном порядке учет своих доходов. Они не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении им своих служебных обязанностей. Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Самая главная обязанность налогоплательщиков - это своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщики имеют право получать: получать бесплатную информацию о действующих налогах. Они могут пользоваться льготами по уплате налогов, в установленном законодательством порядке. Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов. Так же налогоплательщики имеют право: обжаловать в установленном порядке решение налоговых органов; требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов.

Налоговая служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Мерой ответственности за налоговые правонарушения является налоговая санкция. Налоговая санкция – разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пений.

Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки.

Выделяют следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счет частичного перераспределения средств, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. Налоги так же классифицируются по территориальному принципу.

Выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными являются следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

К местным относятся следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц. Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.

Основные принципы налогообложения

  • справедливость
  • четкая определенность и точность
  • удобство взимания
  • эффективность
  • обязательность

Разбор типового контрольного задания.

  1. Какой налог из перечисленных изымается непосредственно из дохода налогоплательщика?

Правильный ответ: 4) прямой

  1. Вставьте слова в предложение:

Одним из ___________ (А) требований к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется его благами, является обязательная ______ (Б) законно установленных налогов и сборов.

Варианты ответа:

  1. строгих;
  2. непременных;
  3. зарплата;
  4. уплата.

Правильный вариант/варианты: А – 2 (непременных); Б - 4 (уплата).

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

Читайте также: