Налоговый вычет при реорганизации

Опубликовано: 14.05.2024

В зависимости от формы реорганизации определяется правопреемник, на кого переводятся обязанности по уплате.

Налогообложение при различных формах реорганизации организации

Весь объем правил, применяемых относительно налоговых платежей, связанных со случаями реорганизаций хозяйствующих субъектов, отражен в ст. 50 НК РФ.

При проведении слияния, обязанность по выплате налоговых платежей переходит к компании, которая образовалась в результате проведения реорганизационных процедур.

В случае присоединения, весь спектр налоговых обязательств субъекта переходит к тому лицу, которое добавило его к себе.

В случае выполнения разделения, со стороны бухгалтерии составляется разделительный баланс, который и определяет доли отдельных участников. В практической деятельности существовали судебные решения, которым обязанность по выплате налогов возлагалась на новые юридические лица солидарно.

Необходимо отметить, что со стороны налогового органа абсолютно законным и обоснованным будет выступать требование о погашении начисленных обязательств как к отдельному субъекту, так и ко всем тем лицам, которые были созданы по завершению процесса реорганизации.

Для выделения нового предприятия установлен законодательный запрет, относящийся к погашению налоговых начислений, что свидетельствует об отсутствии правопреемников.

Все обязанности, которые возникли еще до момента реорганизации, закрепляются за тем субъектом, в отношении которого она была проведена. В данном случае, работа выделенного субъекта является полностью самостоятельной, что выражается в отдельной работе с налоговыми органами и отчетностью перед ними.

Процедура реорганизации, выражаемая в выделении, имеет особенность. В тех случаях, когда предприятие, в отношении которого проведены реорганизационные процедуры, не имеет возможности исполнять собственные обязательства по выплате налогов, относительно той его части, которая выделяется, действия по реорганизации могут признаваться направленными на уклонение от существующих налоговых обязанностей.

Как результат, суд имеет законодательную возможность вменить обязанность по погашению существующих обязательств солидарно, путем вынесения процессуального решения.

При преобразовании, весь объем обязательств возлагается на созданное лицо, что обосновано отсутствием смены собственника хозяйствующего субъекта.

Лица, ставшие правопреемниками предприятий, прошедших реорганизацию, являются носителями обязанностей по выплате налоговых платежей и сборов общеобязательного значения.

Не являются исключением и те случаи, в которых о наличии таковой задолженности им стало известно уже после фактического проведения всех юридических процедур.

На уровне законодательство определены особенности налогообложения при реорганизации организации. Такие особенности касаются каждого отдельного налога, среди них:

  • отсутствие обязанности по уплате НДС при передаче имущества реорганизованной компанией ее правопреемнику;
  • практически все общие налоговые ежемесячные вычеты, касающиеся НДФЛ, осуществляются текущим работодателем, с учетом тех начислений заработных плат, которые были выполнены с начала отчетного года. В данной ситуации к расчету должны быть приняты и те суммы, начисления которых осуществляли иными компаниями за текущий год;
  • при определении и уплате сумм налога на прибыль осуществляется конвертация долей, ранее принадлежавших компании, которая была реорганизована. Данные суммы начисляются новыми предприятиями пропорционально перешедшим к ним долям.

Вычеты сумм налога

Возможность возмещения сумм налогов, имеющихся у реорганизованного предприятия и подлежащие возврату ему, должны быть направлены правопреемнику на общих основаниях.

В тех случаях, когда правопреемник не является единоличным, общая сумма делиться между всей их совокупностью, в соответствии с тем процентным соотношением, который указан в разделительном балансе.

Для того чтобы претендовать на «входной» налог, предприятие-правопреемник, должно иметь ряд первичных документов, которые потребуются для предъявления налоговым органам.

К таковым относятся счета-фактуры, которые были предъявлены поставщиками, а также платежные документы, которые подтверждают фактическое проведение оплаты выставленных счетов. Данная документация должна быть направлена налоговикам в копиях.

Налоговые органы могут осуществить вычет НДС, который осуществляется в отношении аванса правопреемника, который был получен предприятием, прошедшим реорганизацию.

В тех ситуациях, когда выплата и получение аванса осуществлялись до фактического ее проведения, а факт выполнения договоренностей был зафиксирован со стороны правопреемника уже по завершению реорганизационных процедур, средства, направленные на уплату НДС могут быть использованы правопреемником в качества вычета.

Порядок осуществления вычета определяется в зависимости от способа, использованного для реорганизации.

Правопреемство по вычетам НДС недопустимо в случае проведения выделения нового предприятия.

Лишь в тех случаях, когда в отношении правопреемника осуществляется перевод долга, компания, созданная в результате выделения, имеет право принять к вычету тот объем налога, который был направлен для выплаты из суммы авансового платежа.

Право требования при реорганизации организации

К обязанностям юридических лиц, принявшим решение о собственной реорганизации, относится письменное уведомление органа государственной регистрации о проведении будущих юридически значимых мероприятий.

Такие действия должны быть выполнены на протяжении 3 трудовых дней, которые следуют за днем принятия вышеуказанного решения.

Вместе с этим, реорганизуемый субъект является носителем обязанности по помещению в СМИ официальной информации о предстоящей реорганизации. Такое информирование позволяет кредиторам юридических лиц предъявить требования, которые возникли в то время, когда предприятие выполняло весь объем функций.

Процесс реорганизации, как правило, влечет за собой и обязанность по досрочному исполнению тех обязательств, которые имеются у него перед кредитором.

В тех случаях, когда досрочное исполнение не может быть выполнено, кредитор имеет возможность осуществить действия по прекращению существующих обязательств, вместе со взысканием всего объема убытков, причиненного таким изменением организационной структуры.

Права по истребованию долга возникают существуют у кредиторов на протяжении 30 дней, отсчет которых осуществляется с даты опубликования завершительного официального уведомления, содержащего информацию о проведении реорганизационных процедур.

Наличие таких требований не может стать причиной для приостановления реорганизационных действий. Положения ГК обязывают субъекта хозяйствования, находящегося в стадии реорганизации, обеспечить исполнение ранее принятых обязательств в полном объеме.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Реорганизация


Аптечные организации в процессе своей деятельности могут быть реорганизованы (из унитарного предприятия в акционерное общество, например).

Рассмотрим вопросы правопреемства по исчислению и уплате «зарплатных» налогов — НДФЛ и страховых взносов — в случае реорганизации в форме преобразования.

Должен ли правопреемник отвечать по обязательствам реорганизованного лица в части уплаты недоимки по НДФЛ? Может ли новая организация продолжать предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ и произвести возврат излишне уплаченных сумм налога? Как начислять страховые взносы и подавать отчетность при реорганизации?

Налоговое правопреемство

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов при реорганизации юридического лица урегулирован в ст. 50 НК РФ. По общему правилу исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

При этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. На него же возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Отметим, что приведенные положения не содержат исключений в отношении реорганизации в виде преобразования (изменения организационно-правовой формы).

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Вопрос об обязанности правопреемника уплатить недоимку по НДФЛ (штраф и пени), начисленную в период деятельности реорганизованного лица, был предметом изучения в деле № А40-38687/2015.

Суть спора заключается в следующем. Аптечная сеть, действовавшая в форме ГУП, реорганизована в ОАО. В ходе выездной налоговой проверки общества вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение унитарным предприятием налогового правонарушения. Оспариваемое решение инспекции вынесено после завершения реорганизации ГУП.

Интересно, что суд первой инстанции признал данное решение (в оспариваемой части) недействительным, сделав вывод, что в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ на ОАО, являющееся правопреемником ГУП, неправомерно возложена обязанность по уплате штрафа и взыскания пени по НДФЛ.

Но уже апелляционная инстанция (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 № 09АП-37577/2015) поправила своих коллег: поскольку ОАО — правопреемник ГУП (что им не отрицается), вывод суда первой инстанции со ссылкой на п. 2 ст. 50 НК РФ об отсутствии у общества обязанности уплатить недоимку по пеням, начисленным в период деятельности реорганизованного лица в указанных суммах, является неверным. С приведенным выводом согласился и суд округа (Постановление АС МО от 13.01.2016). Таким образом, ОАО должно отвечать по налоговым обязательствам ГУП, другое дело, что в данном случае суды признали отсутствие оснований для начисления штрафа и пеней по НДФЛ и вынесли решение в пользу общества.

Предоставление стандартных вычетов после реорганизации

Как было сказано выше, согласно п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Новое юридическое лицо является самостоятельным налоговым агентом в отношении производимых им выплат.

Исходя из п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 и ст. 218 НК РФ налоговый агент вправе предоставлять стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на основании письменного заявления налогоплательщика (работника) и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

По мнению финансистов, представленному в Письме от 23.05.2018 № 03-04-06/34866, в целях получения стандартных налоговых вычетов физические лица вновь обязаны представить заявления и документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты. Поскольку в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, соответствующее заявление нужно представить на дату внесения сведений в ЕГРЮЛ. Тогда стандартные вычеты будут предоставлены работнику в максимальном объеме.

Возврат НДФЛ новым налоговым агентом

Представители Минфина в Письме от 03.09.2018 № 03-04-06/62847высказали мнение, что вновь возникшей организацией в качестве правопреемника реорганизуемой организации в форме преобразования производится перерасчет сумм НДФЛ, удержанных реорганизуемой организацией, а также в соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ на основании заявления налогоплательщика осуществляется возврат излишне удержанной суммы НДФЛ.

При этом положениями ст. 50 НК РФ предусмотрено правопреемство лишь в части уплаты налога, но не его возврата. ФНС в Письме от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@ разъясняла, что переплата сумм НДФЛ, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента — с учетом приоритета действия специальных норм над общими, — подлежит возврату в особом порядке (п. 1 ст. 231 НК РФ), в остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами, а именно ст. 78 и 79 НК РФ. Само по себе подобное регулирование, осуществленное законодателем в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере, направлено на восстановление имущественных прав налогоплательщиков в случаях излишней уплаты, излишнего взыскания и (или) излишнего удержания налога и не влечет нарушения конституционных прав заявителя. Данный вывод содержится в Определении КС РФ от 17.02.2015 № 262-О.

Если следовать приведенной логике, то новое юридическое лицо не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплаты доходов, произведенных еще реорганизованной организацией. Соответственно, у него нет правовых оснований для возврата излишне удержанного НДФЛ. При этом работник может вернуть данную сумму НДФЛ по месту своего учета, подав налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.

Страховые взносы после реорганизации

Позиция контролирующих органов

Статьей 45 НК РФ установлено, что плательщик страховых взносов вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно. В связи с этим реорганизованное юридическое лицо вправе уплатить страховые взносы ранее установленного срока, до момента государственной регистрации прекращения деятельности путем реорганизации в форме преобразования.

Налоговый кодекс не содержит норм, устанавливающих особые сроки уплаты страховых взносов и представления в налоговые органы расчетов по страховым взносам за последний расчетный период при реорганизации плательщика страховых взносов.

При этом реорганизация юридического лица в целом не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником данного юридического лица.

База по страховым взносам

В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для исчисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, оговоренной в п. 1 ст. 59 ГК РФ. Кроме того, Налоговым кодексом не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

При этом у вновь созданной организации в базу для исчисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации. Соответственно, при определении базы для исчисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.

Представление отчетности

Что касается порядка представления расчетов по страховым взносам при реорганизации юридического лица в форме преобразования, в соответствии с положениями п. 3.5 ст. 55 НК РФ при создании организации первым расчетным периодом для такой организации является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором создана организация.

Таким образом, организация, реорганизованная в форме преобразования в течение календарного года, должна подать расчет по страховым взносам за период с 1 января по день государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации. Специальных сроков для представления отчетности в данном случае НК РФ не установлено.

При этом вновь созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация подает за себя расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды со дня создания до конца календарного года, в котором она создана.

Альтернативный подход

Но есть и альтернативный подход к решению данного вопроса — он продемонстрирован в судебных актах. Приведем в качестве примера Определение ВС РФ от 23.08.2018 № 309-КГ18-12020: суды указали, что заявитель как правопреемник при реорганизации в форме преобразования, без увольнения продолживший трудовые отношения с работниками своего правопредшественника, правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица. Но названное решение вынесено на основании Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, пока судебная практика по нормам гл. 34 НК РФ не сформировалась. Соответственно, применение приведенного подхода несет налоговые риски.

Перерасчет НДФЛ и уплата взносов

Соответственно, вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты НДФЛ за те налоговые периоды, обязанность по уплате налога за которые не исполнена реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации.

Для получения стандартных вычетов по НДФЛ работники организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, обязаны вновь представить заявления и документы, подтверждающие право на указанные вычеты.

Согласно последним разъяснениям Минфина вновь возникшей организацией производится перерасчет сумм НДФЛ, удержанных реорганизуемой организацией, а также на основании заявления налогоплательщика осуществляется возврат излишне удержанной суммы НДФЛ реорганизуемой организации.

Страховые взносы при реорганизации в форме преобразования уплачиваются в установленные сроки, отдельных сроков НК РФ не установлено. Также нет специальных сроков для представления отчетности по страховым взносам.

Что касается базы по страховым взносам: исходя из позиции контролеров НК РФ не предусмотрено правопреемство в этой части в случае реорганизации плательщика взносов. Соответственно, у вновь созданной организации в базу для исчисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания данной организации.

Альтернативное мнение у ВС РФ: в облагаемой базе по страховым взносам учитываются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до реорганизации юридического лица. Но приведенное решение вынесено до вступления в силу гл. 34 НК РФ.

В Письме Минфина России от 25 августа 2011 г. № 03-04-05/7-599 рассматривается следующая ситуация.

До момента реорганизации работник обратился с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ. Затем организация была реорганизована в форме преобразования на условиях универсального (полного) правопреемства. С момента реорганизации с доходов работника в виде зарплаты НДФЛ удерживается в полном объеме, поскольку в уведомлении указано наименование организации до ее реорганизации.

Согласно НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета у одного налогового агента по своему выбору при подтверждении налоговым органом права на имущественный вычет. Налоговый орган подтверждает право налогоплательщика на имущественный вычет по НДФЛ, а налогоплательщик сам решает, какому налоговому агенту предоставить данное уведомление. В данном случае запрет касается лишь одновременного получения вычета у нескольких налоговых агентов и не может быть распространен на последовательное в течение года получение имущественного вычета у отдельных налоговых агентов, если в силу определенных причин налогоплательщик не смог воспользоваться правом на вычет в полном объеме у одного налогового агента.

Согласно Письму Минфина России от 13 ноября 2010 г. № 03-04-06/7-267 в случае если налогоплательщик не смог воспользоваться имущественным вычетом в полном объеме в налоговом периоде в связи с реорганизацией налогового агента, он вправе подать заявление в инспекцию о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на вычет у другого налогового агента. Однако судебная практика свидетельствует о возможности предоставления вычета одним налоговым агентом на основании уведомления, выданного налоговым органом на имя другого налогового агента (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2007 г. № А33-17346/06-Ф02-3684/07). При реорганизации трудовой договор не прекратился и условия труда работника не изменились, однако в связи с тем, что изменилась организационно-правовая форма и наименование организации, ей присваивается новый ИНН, что формально не соответствует данным ранее выданного уведомления.

Вправе ли реорганизованная организация продолжить предоставление имущественного налогового вычета по уведомлению, выданному ранее (до реорганизации), или же работнику необходимо обратиться в налоговый орган для получения нового уведомления?

Справка о доходах по форме не предусматривает возможности указания в ней информации о двух уведомлениях налогового органа. Как правильно должна быть оформлена указанная справка для целей предоставления в налоговый орган декларации по НДФЛ?

Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения права на имущественный налоговый вычет, выданного налоговым органом. Если налогоплательщик в налоговом периоде не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме у налогового агента в связи с его реорганизацией, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у другого налогового агента.

При этом для подтверждения права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета необходимо к указанному заявлению представить справку по форме выданную налоговым агентом до реорганизации юридического лица по доходам налогоплательщика с начала налогового периода до даты прекращения деятельности данного юридического лица.

Налоговый орган определяет остаток имущественного налогового вычета, на который может претендовать налогоплательщик, с учетом имущественного налогового вычета, предоставленного в последнем налоговом периоде налоговым агентом до его реорганизации, и выдает уведомление о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета у нового налогового агента.

Если налогоплательщик по окончании налогового периода не смог воспользоваться имущественным налоговым вычетом в полном объеме, то он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет. При этом налогоплательщик представляет в налоговый орган две справки по форме выданную предыдущим налоговым агентом до реорганизации юридического лица по доходам налогоплательщика с начала налогового периода до даты прекращения деятельности данного юридического лица и выданную новым налоговым агентом по доходам налогоплательщика с даты государственной регистрации вновь возникшего юридического лица до окончания налогового периода.

Марина Крицкая

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).


Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.

Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

  • При выделении — правопреемство не возникает.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Окончание. Начало – в № 23, 24 «А-Э».

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Учитывая, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, то реорганизованное юридическое лицо, применявшее УСН, при соблюдении всех условий, установленных главой 26.2 НК РФ, вправе продолжать применять данную систему налогообложения (письмо Минфина РФ от 16.06.2009 г. № 03-11-06/2/104).

Чтобы правопреемник продолжал применять УСН, нужно соблюсти предельный размер средней численности работников (не более 100 человек), предельный размер остаточной стоимости основных средств (не более 100 млн рублей).

Ст. 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

А в соответствии с п. 3 ст. 251 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Следовательно, остаточная стоимость основных средств, перешедших к налогоплательщику-правопреемнику на УСН в результате присоединения к нему другой организации, не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе при определении налоговой базы уменьшать полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ).

П. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

По мнению Минфина, в связи с тем, что основные средства перешли к налогоплательщику в результате реорганизации в форме присоединения (то есть фактической оплаты указанных основных средств произведено не было), то налогоплательщик, применяющий УСН, не вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на приобретение указанных основных средств (письмо Минфина РФ от 07.06.2010 г. № 03-11-06/2/90).

И еще один вопрос рассмотрело финансовое ведомство в указанном письме.

К налогоплательщику налога при УСН в результате реорганизации перешли обязательства присоединенной компании по погашению займов.

Минфин правомерно указал, что в связи с тем что при реорганизации, проводимой в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, то организация, применяющая УСН, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих полученные доходы, расходы, направленные на погашение займов, обязательства по которым перешли к ней после реорганизации (присоединения).

Правопреемник применяет общую систему налогообложения

В соответствии с п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения УСН, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

Указанные доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 28.02.2013 г. № 03-11-06/2/5850, организация, применяющая общий режим налогообложения с использованием метода начислений и присоединяющая к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в месяце перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений должна учитывать в составе доходов сумму дебиторской задолженности покупателей за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги, передачу имущественных прав) присоединяемой организации, переданную присоединяющей организации по передаточному акту.

Организация, применяющая общий режим налогообложения с использованием метода начисления и присоединяющая к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, расходы в виде стоимости сырья и материалов, переданные присоединяемой организацией по передаточному акту присоединяющей организации и использованные присоединяющей организацией на производство продукции, не учитывает в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

У организации, применяющей общий режим налогообложения с использованием метода начислений и присоединяющей к себе другую организацию, применяющую УСН с объектом налогообложения в виде доходов, основные средства присоединяемой организации амортизации не подлежат (письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-03-06/1/20).

В письме от 14.01.2013 г. № ЕД-4-3/104@ ФНС РФ разъяснила, что налоговые декларации присоединяемой организации за последний налоговый период должны быть представлены организацией—правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, если указанные декларации не были представлены присоединяемой организацией в налоговый орган до снятия ее с учета в установленном порядке.

В НК РФ не определены специальные сроки представления реорганизуемыми (ликвидируемыми) организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности реорганизуемой (ликвидируемой) организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям.

Учитывая положения п. 3 ст. 50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган, а налог уплачивается не позднее установленных в НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Так, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В декларации за последний налоговый период по присоединенной организации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника, а на титульном листе декларации указываются наименование организации, за которую она представляется.

Организация—правопреемник должна представить декларацию за налоговый период, учитывая налоговую базу, исчисленную исходя из показателей данной организации до реорганизации и показателей в целом по реорганизованной организации.

В соответствии с абз. 8 п. 7 ст. 346.18 НК РФ убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на УСН.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций возможно учесть только тот убыток, который сформирован по правилам главы 25 НК РФ.

Поэтому, подчеркивает Минфин РФ в письме от 25.09.2009 г. № 03-03-06/1/617, у налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не принимается убыток, полученный присоединяемой организацией, применявшей до присоединения УСН.

П. 4, 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

О том, как определяется база для начисления страховых взносов редакция писала в № 23 «А-Э» за 2016 г. в статье «Реорганизация в форме преобразования и страховые взносы. Суды против Минтруда».

При этом при реорганизации в форме присоединения позиция арбитражных судов аналогичная.

Согласно п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов — организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

В то же время п. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае реорганизации страхователя — юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в орган ФНС РФ документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов (форма 2-НДФЛ) ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае реорганизации налогового агента либо его ликвидации деятельность налогового агента прекращается до окончания налогового периода.

Сведения о доходах физических лиц должны быть представлены ликвидируемой (присоединенной) организацией за последний налоговый период, которым в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ является период времени от начала года до дня завершения реорганизации в форме ликвидации (письмо ФНС РФ от 27.11.2015 г. № БС-4-11/20731@).

Читайте также: