Налоговый учет в бюджетном учреждении 2020

Опубликовано: 26.04.2024

Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: весна-лето 2020
filmfoto / Depositphotos.com

Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)

В Сведениях (ф. 0503168) информация представляется раздельно по имуществу, составляющему казну публично-правового образования, и по иному имуществу. По указанному принципу раскрывается информация в Сведениях (ф. 0503168) в части движения материальных ценностей на забалансовых счетах – обособленно в отчете отражается имущество казны, учтенное на забалансовых счетах, и иное имущество, учтенное на забалансовых счетах. Органом, уполномоченным на ведение учета имущества казны, подлежит раскрытию в бюджетной отчетности информация об объектах казны, в том числе при формировании показателей раздела 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны" и раздела 3.1 "Движение материальных ценностей имущества казны на забалансовых счетах" Сведений (ф. 0503168) (Письмо Минфина России от 30 июля 2020 г. № 02-06-10/67173).

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769)

В Сведениях (ф. 0503769) показатели расчетов по счету 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" отражаются обособленно по самостоятельным объектам учета – обособленно дебиторская и кредиторская задолженность в разрезе видов поступлений, а не обобщенно по контрагенту(Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. № 02-07-05/22161).

В Сведениях (ф. 0503169) в подразделе "Доходы" первого и второго раздела подлежат отражению дебетовые/ кредитовые остатки в разрезе контрагентов и оснований возникновения задолженности (постановлений, договоров и т.п.) на начало/ конец отчетного периода по аналитическим субсчетам счета 1 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам", а также обороты по этому счету (Письмо Минфина России от 24 артеля 2020 г. № 02-06-10/34727).

Согласно положениям Инструкции № 191н в группе граф 5-8 "изменение задолженности" Сведений (ф. 0503169) отражаются обороты расчетов по счетам аналитического учета счета 0 303 00 000 по соответствующим подстатьям ст. 730 и ст. 830 КОСГУ. При этом в графе 5 отражается общая сумма увеличения дебиторской/ кредиторской задолженности, а в графе 7 соответственно – сумма уменьшения дебиторской/ кредиторской задолженности (Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. № 02-06-05/32380).

В целях формирования Сведений (ф. 0503169) к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев. К долгосрочной задолженности не относится задолженность, срок действия которой менее 12 месяцев, но даты начала и окончания исполнения обязательств которой приходятся на разные финансовые годы (Письмо Минфина России от 3 июля 2020 г. № 02-06-10/57446).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

В составе форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Инструкцией № 33н, Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) не предусмотрена. Бюджетное учреждение не является субъектом, осуществляющим составление и представление бюджетной отчетности, поэтому формирование Справки (ф. 0503125) между бюджетным учреждением и органом по управлению и распоряжению имуществом, в настоящее время не предусмотрено (Письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. № 02-07-10/32687).

Бюджетное учреждение, наделенное полномочиями ГРБС и предоставляющее бюджетные средства в форме субсидий, отражает эти операции:

  • в бюджетном учете учреждения как участника бюджетного процесса;
  • и в бухгалтерском учете – как бюджетное учреждение.

Передача показателей сформированных расчетов перед бюджетом учреждения как ГРБС отражается с применением счета 1 401 20 241 и формированием Справки (ф. 0503125) (Письмо Минфина России от 27 апреля 2020 г. № 02-07-10/34266, Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. № 02-07-10/36008).

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117, ф. 0503127)

Главным администратором доходов бюджета в графе 4 раздела "Доходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) отражаются суммы плановых/ прогнозных показателей по закрепленным за ним доходам бюджета с учетом всех изменений на отчетную дату на основании данных счетов 1 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения". Здесь подлежит раскрытию информация о прогнозных/ плановых показателях по доходам с учетом всех изменений, включая изменения по суммам предоставляемых МБТ с целью обеспечения раскрытия полной и достоверной информации, содержащейся в бухгалтерской/ финансовой отчетности как в части бюджетных назначений по расходам и исполнения принятых бюджетных обязательств, так и в части прогнозных/ плановых показателей по доходам и кассовых поступлений, в том числе МБТ (Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. № 02-06-10/38166).

В графе 6 Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) отражаются суммы неисполненных назначений. При этом по строкам, не содержащим данных в графе 4 "Утвержденные бюджетные назначения", и/ или при исполнении сверхплановых показателей (показатель графы 5 "Исполнено") графа 6 "Неисполненные назначения" Отчета (ф. 0503117) не заполняется (Письмо Минфина России от 7 июля 2020 г. № 02-06-05/58928).

Порядок составления годовой бюджетной отчетности обосновано предусматривает формирование Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) как документа, содержащего сведения, необходимые для анализа исполнения закона о бюджете. Минфин России обращает внимание на положения Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности", предусматривающие обеспечение сопоставления финансовым органом бюджетных назначений, утвержденных законом / решением о бюджете, с данными об исполнении бюджета публично-правового образования в Отчете об исполнении бюджета.

Заполнение стр. 710 и стр. 720 графы 4 "Утвержденные бюджетные назначения" Отчета (ф. 0503117) и Отчета (ф. 0503317) является нецелесообразным (Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. № 02-06-10/64595).

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Отражение бухгалтерских записей по признанию в бюджетном учете принятых казенным учреждением в соответствии с заключенным государственным контрактом бюджетных обязательств осуществляется на счете 0 502 11 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год" и является обязательным. Согласно положениям Инструкции № 191н данные по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 502 11 000 в сумме кредитовых оборотов по счету подлежат отражению в графе 7 Раздела 1 "Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам" Отчета (ф. 0503128). Положениями Инструкции № 191н не предусмотрено соответствие форм Отчета (ф. 0503128) и Справки об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств (ф. 0506602), формируемой Казначейством (Письмо Минфина России от 28 апреля 2020 г. № 02-07-05/34840).

Пояснительная записка (ф. 0503160, ф. 0503760)

Таблица 4 "Сведения об особенностях ведения бюджетного учета", являющаяся составной частью раздела 5 Пояснительной записки (ф. 0503160), характеризует использованные в отчетном периоде особенности отражения в бюджетном учете операций с активами и обязательствами учреждения в части установленного нормативными правовыми актами права самостоятельного определения таких особенностей и отраслевых особенностей бюджетного учета. При этом вполне допустимо отражение информации о положениях учетной политики субъекта учета в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно к информации, представленной в Таблице № 4 (Письмо Минфина России от 30 июля 2020 г. № 02-06-10/67173).

Полагаем, что данная позиция Минфина России применима и в отношении Пояснительной записки (ф. 0503760), формируемой бюджетными и автономными учреждениями, и входящей в ее состав Таблицы 4 "Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета".

Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190, ф. 0503790)

При заключении на 2021 год Соглашений о предоставлении иных МБТ на осуществление капвложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества к таким соглашениям оформляются приложения, в которых во всех случаях должны быть указаны наименования и коды объектов капитального строительства/ объектов недвижимого имущества. Эта данные позволят корректно заполнить графу 4 "Код объекта" Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества (ф. 0503190, ф. 0503790) (Письмо Минфина России от 10 июля 2020 г. № 09-10-07/60495).

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)

В разделе 1 Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) отражаются показатели в том числе на основании данных по соответствующим номерам счетов 0 40110 000 "Доходы текущего финансового года" и 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года". В ходе камеральной проверки Справки (ф. 0503110) анализируется также корректность указания в 1-17 разрядах номера счета 0 401 10 000 соответствующих составных частей кода классификации доходов бюджетов,.действующих на отчетную дату. В случае внесения изменений в порядок формирования и применения КБК контрольные соотношения, применяемые при камеральной проверке бюджетной отчетности, уточняются (Письмо Минфина России от 20 июля 2020 г. № 02-05-10/63295).

Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779)
Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773)

При прекращении деятельности МУП/ГУП, реорганизованного в бюджетное учреждение, остатки денежных средств МУП/ГУП на расчетных счетах в коммерческих банках переводятся на лицевые счета образованного БУ в финансовом органе. Отражение в бухгалтерской отчетности созданного БУ суммы денежных средств, находящейся на расчетных счетах в коммерческом банке на отчетную дату, в графе "Средства в пути" раздела 1 "Счета в кредитных организациях" Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), допустимо при условии:

  • наличия первичного учетного документа, подтверждающего распоряжение о переводе денежных средств с расчетного счета в коммерческом банке на лицевой счет в финоргане;
  • и квалификации факта хозяйственной жизни как события после отчетной даты.

В целях раскрытия информации об исправлении учреждением учета ошибок прошлых лет в части пересчетов показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бухгалтерской отчетности за финансовые годы, предшествующие текущему финансовому году, составляются и представляются Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (Письмо Минфина России от 26 июня 2020 г. № 02-06-10/58115).

Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296)

В Сведениях (ф. 0503296) отражается вся совокупность подлежащих взысканию требований по денежным обязательствам вне зависимости от КВР, по которым учтены указанные денежные обязательства. В Справочной таблице по неисполненным решениям судов Сведений (ф. 0503296) раскрываются сведения о неисполненных на отчетную дату денежных обязательствах по судебным решениям судов, отраженных в графе 8 Сведений (ф. 0503296) с указанием КОСГУ, общего количества неисполненных учреждением документов и общей суммы по неисполненным документам. В случае принятия на основании одного судебного решения/ исполнительного документа денежных обязательств по разным кодам КОСГУ, в Справочной таблице информация раскрывается по каждому коду КОСГУ обособленно. При этом итоговый показатель графы 2 Справочной таблицы не будет соответствовать общему количеству судебных решений, не исполненных учреждением на отчетную дату (Письмо Минфина России от 29 июня 2020 г. № 02-06-10/66864).

Общие вопросы по составлению и представлению отчетности

Формирующие сводную отчетность органы-учредители, централизованные бухгалтерии, финорганы обязаны производить камеральную проверку бюджетной отчетности путем выверки показателей представленной отчетности по контрольным соотношениям, установленным Минфином России, финорганом, органом-учредителем. При получении Уведомления о несоответствии бюджетной отчетности требованиям по составлению, учреждение обязано в течение установленного срока предпринять необходимые меры для приведения бюджетной отчетности в соответствие с установленными требованиями (Письмо Минфина России от 11 марта 2020 г. № 02-06-05/18099).

Смотрите также дайджесты разъяснений Минфина за период весны-лета 2020 года по другим темам:

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

Изменения в Инструкцию № 157н с 2020 года: последние новости. И другие нововведения для бухгалтера госсектора

  • В статье найдете обзор поправок в Инструкцию № 157н, которые нужно учесть уже в 2020 году, а также все изменения учета с 2021 года.
  • Расскажем о новых выплатах для медиков, штрафах за неправильное хранение документов, как изменилось госзадание и за что учреждениям положено допфинансирование.
  • Бонус — новая таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год.

Скорректировали правила учета и добавили новые счета в Инструкцию № 157н

Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н

  • Вступил в силу с 17 октября 2020 года, часть изменений применяется с 2021 года

Главная новость октября для бюджетной сферы — правки и дополнения в Инструкцию № 157н. Большинство из них применяются с 2021 года. Но в части аналитического учета к счетам учреждения должны учесть корректировки уже при формировании отчетности на 1 января. А если закрепят эти изменения в своей учетной политике, то уже в течение 2020 года. Теперь подробнее.

Что меняется с отчетности за 2020 год

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91 – 106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

Что меняется с учета 2021 года

  1. По счетам 102 00, 104 00, 106 00, 111 00 и 114 00 утвердили единые аналитические буквенные коды счетов:
    • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
    • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
    • I — программное обеспечение и базы данных;
    • D — иные объекты интеллектуальной собственности.
  2. Операции с нематериальными активами перевели на баланс на счета:
    • забалансовый счет 01 больше для этого использовать не нужно.
  3. Добавили новые балансовые счета по резервам и исправлению ошибок прошлых лет:
    • 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
    • 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров»;
    • 304 66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 304 76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
  4. Исключили счета 304 84 и 304 94 для ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам.
  5. Для ЕКС (единого казначейского счета) добавили новые балансовые счета:
    • 24 00, 225 00, 324 00 и 421 00, а также забалансовый счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС».

Минфин опубликовал новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год

Информация Минфина России от 22.10.2020 (б/н)

С 2021 года финансисты скорректировали Порядок № 85н и Порядок № 209н. Поэтому Минфин России также подготовил сопоставительную таблицу видов расходов и КОСГУ на следующий год. В ней учли все изменения, а также новые коды:

  • например, новому КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» соответствует только КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

А вот КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» в таблице нет, так как их не применяют для кассовых поступлений и выбытий.

Скачайте новую таблицу увязки КВР и КОСГУ на 2021 год и используйте в работе.

В конце статьи есть шпаргалка

Правительство утвердило новые соцвыплаты сотрудникам медучреждений, которые контактируют с больными COVID-19

Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762

Законодатели добавили еще одну меру социальной поддержки для работников здравоохранения, которые контактируют с больными коронавирусной инфекцией и оказывают им помощь. Новую соцвыплату назначают с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Деньги работникам будет выплачивать ФСС по информации от работодателей. Для этого учреждения должны ежемесячно направлять в территориальный орган ФСС электронный реестр работников для выплат:

  • за ноябрь — до 14 декабря;
  • декабрь — до 25 декабря.

В течение 7 рабочих дней ФСС перечислит деньги на банковскую карту или счет сотрудника. Размеры новых выплат за одну нормативную смену варьируются следующим образом.

Направление Врачи и медработники Средний медперсонал Младший медперсонал
Скорая медицинская помощь 2430 руб. 1215 руб. 950 руб.
Специализированная медпомощь в стационарных условиях 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Работники, которые не оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактируют с зараженными 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Патологоанатомические бюро и отделения, которые проводят патологоанатомические исследования по COVID-19 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.

Водители машин скорой медпомощи, члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации получают за смену по 1215 руб., а фельдшеры (медсестры) по вызовам скорой помощи — 600 руб. за смену.

Изменения в КоАП: новый штраф за нарушение правил использования архивных документов

Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ

За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов могут вынести предупреждение или наложить административный штраф:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на учреждение — от 5 000 до 10 000 руб.

Поправки в бюджетный кодекс и другие нормативные акты из-за ситуации с COVID-19

Федеральный закон от 15.10.2020 № 327-ФЗ

  1. Государственное или муниципальное задание на 2020 год будет считаться выполненным, даже если учреждение не смогло достичь его показателей или превысило допустимые отклонения, но только если учреждение полностью или частично приостанавливало свою деятельность в текущем году из-за COVID-19.
  2. В 2021 году бюджетное или автономное учреждение сможет получить субсидию из бюджета субъекта РФ, даже если не является подведомственным данному субъекту или муниципальному образованию. Такие субсидии направлены на обеспечение мероприятий по улучшению экономической ситуации, профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции.
  3. На 2021 год продлили основания, по которым регионы могут вносить изменения в бюджетную роспись без изменений в Закон о бюджете, перераспределять межбюджетные трансферты муниципалитетам. Также законодатели продлили действие оснований для изменений в сводную бюджетную роспись, когда нужно вносить правки в федеральный закон о бюджете.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ


Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором
“слуги бухгалтера
-->
Бюджетный учет 2020

Вернуться назад на Бюджетный учет 2020
Не забываем поделиться:

Бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль в части приносящей в 220 году доход деятельности, поэтому они обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и не облагаемых налогом, и иных облагаемых "коммерческих" поступлений (п. 1 ст. 321.1. НК РФ).

В составе необлагаемых доходов и расходов бюджетных учреждений учитываются доходы в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет данных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (Письмо Минфина России N 03-03-06/4/35).

В составе облагаемых налоговых доходов учитываются поступления от коммерческой деятельности бюджетного учреждения: доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы, к числу которых отнесены доходы от сдачи имущества в аренду (Постановление КС РФ N 10-П). В состав налоговых расходов включается сумма фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В отличие от доходов, в установленных случаях принятие расходов бюджетных учреждений, уменьшающих доходы, полученные от приносящей доход деятельности, производится на основании предусмотренного п. 3 ст. 321.1. НК РФ принципа их пропорционального распределения. Пропорция строится исходя из объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к положениям п. 3 ст. 321.1. НК РФ, в котором поименованы расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств.

Перечисленные затраты нужно пропорционально распределять между доходами, полученными от предпринимательской деятельности, и средствами целевого финансирования в двух случаях (Письмо Минфина России N 03-03-06/4/107):

• если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1. НК РФ расходов за счет двух источников;
• если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1. НК РФ расходов, но при этом эксплуатация основных средств связана с ведением предпринимательской деятельности.

В последнем случае в целях налогообложения учет расходов также производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Определяющим критерием для отнесения данных расходов на уменьшение налогооблагаемой базы является объем средств, полученных от предпринимательской деятельности, а не источник финансирования расходов. Такой вывод сделан судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2120/2009-АК.

К сведению. Транспортные расходы по обслуживанию управленческого персонала не могут полностью учитываться при определении налога на прибыль. Они в любом случае подлежат распределению.

Очевидно, что пропорционально распределять нужно не все расходы, а лишь те, которые нельзя однозначно отнести к бюджетному или коммерческому направлению деятельности (как правило, это общехозяйственные расходы).

Существует мнение, что из всех общехозяйственных расходов, которые нельзя однозначно признать связанными напрямую с осуществлением приносящей доход деятельности, уменьшать налогооблагаемую прибыль могут лишь расходы на коммунальные услуги, услуги связи, транспортное обеспечение административно-управленческого персонала, расходы на ремонт основных средств (в определенной пропорции). Все остальные общехозяйственные и общепроизводственные расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем к указанным отношениям неприменимы общие положения гл. 25 НК РФ (Постановление ФАС ДВО N Ф03-3670). С точки зрения автора, это мнение ошибочно в силу следующих причин.

Налоговый кодекс не содержит нормы, регулирующей порядок определения расходов, учитываемых бюджетными учреждениями при исчислении налога на прибыль, если такие затраты не названы в п. 3 ст. 321.1. НК РФ, но осуществляются в рамках как бюджетной, так и коммерческой деятельности (Постановление ФАС СЗО по делу N А13-5793). В таком случае следует руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (Письмо Минфина России N 03-03-05/151). Такое распределение соответствует приведенной норме п. 1 ст. 321.1. НК РФ и не противоречит норме п. 3 данной статьи.

Также в Постановлении ФАС СЗО по делу N А13-579 суд посчитал правомерным распределение расходов в отношении начислений на фонд оплаты труда работников (страховые взносы), командировочных расходов, материальных затрат, амортизационных начислений. Они связаны как с бюджетной, так и с коммерческой деятельностью бюджетной организации, поэтому признаются пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС ЦО по делу N А54-2254/2007-С22. Норма п. 3 ст. 321.1. НК РФ не содержит запрета на пропорциональное распределение иных расходов, понесенных бюджетным учреждением, помимо прямо поименованных в нем коммунальных, транспортных, ремонтных общехозяйственных расходов. Поэтому иные общие расходы, финансируемые за счет двух источников, могут признаваться для целей налогообложения пропорционально соответствующим доходам бюджетного учреждения.

Поясним порядок заполнения регистра. Из фактических расходов выделяем те, которые относятся к бюджетной деятельности (графа 3), и те, которые относятся к приносящей доход деятельности (в разрезе каждого вида расходов) (графа 4).

Остается рассчитать по требованию ст. 321.1. НК РФ долю расходов, подлежащую учету при исчислении налога на прибыль, пропорционально выбранному коэффициенту распределения (графа 6). Затем путем сравнения показателей граф 4 и 6 выбираем наименьшее значение, которое и принимается в расчет налога на прибыль (графа 7).

Итак, мы рассмотрели распределение фактических расходов, которые для целей налогообложения признаются практически по таким же правилам, что и в бухгалтерском учете (за исключением распределения). Но гл. 25 НК РФ содержит специфичные положения, которые отличаются от аналогичных норм бухучета.

Например, имеют место существенные различия в начислении амортизации, в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, отдельные виды расходов нормируются, плюс к этому гл. 25 НК РФ предусмотрен свой алгоритм определения налоговой базы (абз. 8 ст. 313 НК РФ). Покажем на схеме основные элементы налогового учета.

Нетрудно заметить, что наиболее важным элементом налогового учета являются налоговые регистры как связующее звено между "первичкой" и расчетом базы. Налоговые регистры есть не что иное, как сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, поэтому учреждение должно разрабатывать их самостоятельно и указывать в учетной политике для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ). В отличие от регистров бухгалтерского учета, налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Для налоговых регистров абз. 10 ст. 313 НК РФ установлены обязательные реквизиты.

Налоговый кодекс предоставляет организации право выбора из нескольких вариантов формирования регистров налогового учета (абз. 3 ст. 313 НК РФ):

• принять в качестве налоговых регистры бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами;

• сформировать самостоятельные регистры налогового учета.

Конечно, проще первый вариант, им можно воспользоваться, если порядок отражения и группировки операций для целей налогообложения соответствует бухгалтерскому учету. В этом случае налоговую базу можно рассчитать по бухгалтерским регистрам, указав в них при необходимости дополнительные сведения. Однако представим другую ситуацию, когда дополнительной налоговой информации в таком универсальном регистре не меньше, чем "первичной", взятой из бухучета.

Тогда имеет смысл обратиться ко второму варианту и сформировать самостоятельные регистры налогового учета, чтобы не перегружать регистры излишними сведениями бухгалтерского учета. Безусловно, у бюджетных учреждений регистров не так много, но они есть, один из них - регистр по налоговой амортизации.

По амортизируемому имуществу стоит вести не один регистр (он может быть достаточно громоздким), а группу. Информацию в них можно разбить на несколько блоков, удобных и наглядных для практической работы. Для заполнения регистров по амортизируемому имуществу воспользуемся следующей информацией.

темы

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Как можно наполнить половину бочки водой, не пользуясь никаким измерительным прибором?

посмотреть ответ

посмотреть ответ
важное
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Читайте также: