Деятельность налогоплательщика считается сезонной для целей налогообложения если

Опубликовано: 27.04.2024

Для сезонных производств характерны периоды активной деятельности (когда организация получает основные доходы) и так называемые периоды межсезонья. При этом расходы осуществляются круглый год. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности в признании затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

Существуют организации, которые ведут деятельность, носящую сезонный характер. Сезонный характер производственного процесса определяется, как правило, климатическими и иными природными условиями. Производствам такого рода присущи периоды активной деятельности (когда экономический субъект получает доходы (выручку) от основного вида деятельности) и так называемые периоды межсезонья (затишье продаж). При этом расходы организации-«сезонники» несут круглый год, в том числе во время подготовки к рабочему периоду. Предусмотрены ли для подобных организаций особенности относительно признания расходов, учитываемых при налогообложении прибыли? Давайте разбираться.

Что считается сезонным производством?

В статье 11 НК РФ дано следующее определение понятия «сезонное производство». Это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Такое понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не ведется в силу природных и климатических условий.

Применяемый для целей налогообложения Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (далее – Перечень 1).

Но, как это нередко бывает, наряду с документами, выпущенными относительно недавно, существуют и более «древние» документы, носящие статус действующих. Одним из таких является Перечень сезонных работ, утвержденный Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 № 85 (далее – Перечень 2).

Можно ли руководствоваться данным документом при отнесении конкретного вида деятельности или производства к сезонным в целях исчисления налога на прибыль? Полагаем, да. Никакого запрета на сей счет в гл. 25 НК РФ не содержится. Нет в ней ссылки и на обязательное применение при определении сезонности производства лишь Перечня 1.

Кроме того, есть ряд отраслевых (межотраслевых) соглашений, которыми также определены сезонные виды работ (см. таблицу).

Виды сезонных работ

Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу РФ на 2015 – 2017 годы

Лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмо­ла и еловой серки); лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда)

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 – 2016 годы

Производство, передача и реализация тепловой энергии

Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2014 – 2016 годы

Перечень сезонных работ разрабатывается и утверждается сторонами соглашения

Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 – 2016 годы

Перевозка пассажиров в курортной местности в летне-осенний период; перевозка пассажиров в зоны отдыха, в дачные поселки, к садоводческим товариществам с мая по октябрь

Особенности учета косвенных расходов

Особенностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль, связанных с сезонным производством, как таковых нормами гл. 25 НК РФ не установлено. Однако в налоговом учете возникает немало нюансов, и как следствие, вопросов о порядке учета косвенных расходов, которые организация несет в период межсезонья. Поясним, почему именно косвенных расходов.

Общеизвестно, что расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, делятся на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В пункте 1 названной статьи приведен примерный перечень прямых расходов, среди которых поименованы:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также взносы на социальное страхование и пенсионное обеспечение;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных.

Порядок признания расходов в налоговом учете представлен на схеме.


Как уменьшить размер убытка в межсезонье?

Итак, организации с сезонным характером деятельности при определении базы по налогу на прибыль могут учесть прямые расходы лишь в том периоде, в котором будет реализована готовая продукция (выполнены работы, оказаны услуги 1 ). Признание косвенных расходов при отсутствии выручки приводит к появлению убытков в периоды межсезонья.

Получение организацией убытка может стать основанием для ее вызова в налоговую инспекцию для дачи пояснений. Напомним: согласно последнему абзацу п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.

Избежать убытков вовсе в такой ситуации не получится, поскольку у любого действующего предприятия есть расходы, которые оно несет круглогодично, невзирая на периоды активности или межсезонья. К ним относятся арендные платежи, расходы на содержание помещений и оборудования, охрану, уборку, выплату заработной платы и страховых взносов с нее и т. д. Но может ли организация, осуществляющая сезонную деятельность, хотя бы уменьшить размер убытков?

Расходы можно перераспределить

Налогоплательщик, выпускающий сезонную продукцию (санки, снегокаты и др.), обратился в Минфин за одобрением такого варианта учета косвенных затрат: в текущем отчетном периоде эти затраты учитываются не в полном объеме, а в доле, приходящейся на отгруженную в данном периоде продукцию.

Судя по тексту Письма от 10.06.2011 № 03-03-07/21, подобная идея не вызвала воодушевления у финансистов. Напротив, они подчеркнули, что НК РФ не допускает распределения косвенных расходов. Они в полном объеме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.

Со своей стороны, Минфин подсказал, как снизить размер убытков, полученных в межсезонье: пересмотреть распределение затрат на прямые и косвенные с целью максимального увеличения доли прямых расходов.

Надо признать, что предложенный финансистами способ снижения размера убытков не противоречит налоговым нормам. Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик наделен правом самостоятельного определения перечня прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Поскольку предлагаемый в названной статье перечень прямых расходов не является обязательным, при формировании учетной политики организация может определить иной перечень таких расходов. Причем никаких жестких рекомендаций (и, что самое главное, каких-либо ограничений) относительно того, какие именно расходы должны быть включены в состав прямых, а какие нет, в НК РФ не дано.

Между тем сказанное вовсе не означает полного отсутствия правил, которые налогоплательщик должен соблюсти при распределении расходов на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов должен быть экономически обоснован, что неизменно подчеркивают официальные органы в многочисленных разъяснениях (см., например, Письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03-03-РЗ/23603).

Вот что по этому поводу сказано в Письме ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@. Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако из норм ст. 252, 318 и 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным. Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

Кстати, последний тезис поддержан арбитрами (см. постановления АС ПО от 28.01.2015 № Ф06-18543/2013, Ф06-19895/2013, Ф06-19104/2013 по делу № А55-4387/2014, ФАС МО от 29.01.2014 № Ф05-16475/2013 по делу № А40-150130/12-140-1084).

Из сказанного можно сделать вывод: те или иные расходы налогоплательщика, которые не могут быть однозначно отнесены к конкретному виду производимой продукции, выполненным работам, оказанным услугам, следует признавать косвенными, за исключением внереализационных расходов, состав которых поименован в ст. 265 НК РФ.

При распределении расходов нужно также учесть письма Минфина России от 14.05.2012 № 03-03-06/1/247, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/637, в которых авторы допускают использование при формировании состава прямых расходов в налоговом учете перечня прямых расходов, применяемого для целей бухгалтерского учета.

Важная деталь. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогового учета. Если этого не сделать, при проверке налоговики, руководствуясь перечнем (подчеркнем: примерным) из ст. 318 НК РФ, могут пересчитать размер налоговых обязательств.

Равномерный учет косвенных расходов

Несмотря на нестандартность указанного варианта учета косвенных расходов (напомним: именно его анализировал Минфин в Письме № 03-03-07/21), он поддержан судьями.

Суть рассмотренной в Постановлении ФАС СЗО от 21.07.2011 по делу № А56-48512/2009 спорной ситуации такова. Затраты, связанные с подготовкой нового производства (состоящие из управленческих и производственных расходов), общество в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета аккумулировало в течение 2003 – 2004 годов на счете 97 «Расходы будущих периодов». После запуска производства указанные расходы были равномерно списаны на себестоимость в течение 2005 года, то есть были соотнесены с периодом возникновения дохода, на получение которого они были направлены.

Налоговый учет обозначенных расходов общество организовало с применением регистров бухгалтерского учета, соответственно, в целях налогообложения они признавались в аналогичном порядке. Поскольку связь между расходами и доходами от реализации продукции не может быть определена четко, общество воспользовалось предоставленным ему ст. 272 НК РФ правом равномерного признания таких расходов в течение трех отчетных периодов 2005 года.

Изложенный подход к признанию косвенных расходов, по мнению автора, является рискованным. Из статьи 252 НК РФ (определяющей базовые принципы признания расходов) не следует, что расходы включаются в облагаемую базу по мере получения дохода, главное – чтобы они были произведены с целью получения дохода. Поэтому косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме должны быть отнесены к расходам текущего периода даже в случае отсутствия в данном периоде доходов от реализации. Однако продуманный и грамотно определенный состав прямых расходов позволит организации с сезонным характером деятельности уменьшить размер убытка, полученного в период межсезонья.

Амортизация в сезонном производстве

В каком порядке учитываются расходы в виде амортизационных отчислений по объектам ОС, которые используются в основном производстве организации, но в связи с сезонным характером работ эксплуатируются в ограниченный несколькими месяцами период времени? Ответ на этот вопрос зависит от того, переведены основные средства в межсезонье на консервацию или нет.

Сразу оговоримся: обязанность по консервации объектов ОС НК РФ не установлена. Подобное решение каждая организация принимает самостоятельно. Целесообразность данного шага должна определяться исходя из таких обстоятельств.

Консервация объекта ОС означает исключение его из состава амортизируемого имущества на срок, превышающий три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения основного средства из состава амортизируемого имущества (п. 6 ст. 259.1, п. 8 ст. 259.2 НК РФ), и возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда эти объекты вновь введены в эксплуатацию (п. 7 ст. 259.1, п. 9 ст. 259.2 НК РФ). После расконсервации объекта ОС амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период консервации (абз. 6 п. 3 ст. 256 НК РФ).

Расходы на консервацию и расконсервацию, на содержание законсервированного объекта в период простоя могут быть учтены в составе внереализационных расходов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Если объекты основных средств в межсезонье не консервируются, амортизация по ним в силу п. 1 и 3 ст. 256 НК РФ начисляется в обычном порядке (письма Минфина России от 25.03.2013 № 03-03-06/2/9224, от 28.02.2013 № 03-03-10/5834).

То есть организация вправе продолжать амортизировать простаивающие основные средства и, соответственно, включать амортизационные отчисления в производственные расходы:

  • если они являются косвенными – в месяце их начисления (п. 3 ст. 272, абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ);
  • если они являются прямыми – по мере реализации продукции (работ, услуг), для производства которых они были осуществлены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Есть еще вариант: суммы начисленной в межсезонье амортизации, относимой к прямым расходам, включать в состав внереализационных расходов на основании пп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки от простоя. Этот вариант обусловлен рекомендациями Минфина из Письма от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206. Ведь простой основных средств по внутрипроизводственным причинам (именно о них рассуждали финансисты) и в период межсезонья схожи по своей экономической природе. Однако при применении такого подхода не исключены споры с проверяющими.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации по основным средствам, используемым в сезонном производстве, начисляется за сезон (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» 2 ). За его пределами начисление амортизации не осуществляется. В связи с тем, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется по разным правилам, в бухгалтерском учете у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» 3 ).

Компания с сезонным видом деятельности эксплуатирует основное средство 6 месяцев в году (с апреля по сентябрь включительно). Первоначальная стоимость основного средства – 540 000 руб. Срок полезного использования – 6 лет (72 месяца). В бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется линейным методом. В период межсезонья (с октября по март) объект ОС не консервируется.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизации составляет 90 000 руб. (540 000 руб. / 6 лет), ежемесячная сумма – 15 000 руб. (90 000 руб. / 6 мес.).

В налоговом учете ежемесячная норма амортизации соответствует 1,389% (1 / 72 мес. х 100%), ежемесячная сумма амортизации – 7 500 руб. (540 000 руб. x 1,389%).

Поскольку с января по март амортизация в бухгалтерском учете не начисляется, возникают временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п. 12, 15 ПБУ 18/02).

С апреля по июнь сумма бухгалтерской амортизации превышает сумму налоговой амортизации, значит ОНО, возникшие в период с января по март, ежемесячно уменьшаются вплоть до их полного погашения (п. 18 ПБУ 18/02).

С июля по сентябрь по той же причине (из-за превышения суммы бухгалтерской амортизации над суммой налоговой) образуются вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА), которые погашаются в октябре – декабре (п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02).

В учете компании будут сделаны следующие записи:

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно ст. 11 НК РФ в целях налогообложения под сезонным производством понимается производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) ее производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий.

Особенностей формирования базы по налогу на прибыль организаций, связанных с сезонностью производства, НК РФ не предусматривает (Письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-03-06/1/32209).

Вместе с тем гл. 25 НК РФ содержит значительное количество положений, позволяющих при налогообложении прибыли нивелировать последствия, которые вызваны сезонностью производства, проблемой неплатежей и т.д. (Письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/4/70).

Поэтому, руководствуясь существующими общими нормами, рассмотрим, каким образом сезонникам отражать в налоговом учете доходы и расходы.

Признание расходов, понесенных для деятельности, направленной на получение дохода

Cогласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами считаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Из данных формулировок следует, что расходы рассматриваются в рамках осуществляемой организацией деятельности и с учетом их направленности на получение дохода, то есть расход, не приводящий к получению дохода, но необходимый для деятельности, результатом которой будет полученный доход, принимается для целей налогообложения.

В отношении осуществления деятельности с сезонным характером выполнения работ (оказания услуг) налоговое ведомство отметило, что гл. 25 НК РФ не основывается на принципе соответствия доходов и расходов. Следовательно, организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов (см. Письмо от 27.09.2004 № 02-5-11/162@).

Признание прямых и косвенных расходов

Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, делятся на прямые и косвенные. Сумма косвенных расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

У организаций-сезонников в определенные периоды времени могут отсутствовать доходы. Тем не менее при методе начисления расходы, возникающие у организации между очередными производственными сезонами, признаются ежемесячно в порядке, предусмотренном ст. 272, 318 и 319 НК РФ. При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены, в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но нереализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.

Таким образом, организации с сезонным характером деятельности прямые расходы при определении базы по налогу на прибыль могут учесть лишь в том периоде, в котором будет реализована готовая продукция.

Начисление амортизации

При сезонном производстве несколько месяцев в году основные средства могут простаивать, то есть временно не использоваться в деятельности, связанной с извлечением дохода. Подлежат ли такие ОС исключению из состава амортизируемого имущества?

Налоговое ведомство считает, что нет. В Письме от 27.09.2004 № 02-5-11/162@ оно отметило, что установленный п. 3 ст. 256 НК РФ перечень ОС, исключаемых из состава амортизируемого имущества, расширению не подлежит.

Таким образом, при осуществлении деятельности с сезонным характером выполнения работ организация вправе включать в состав расходов для целей налогообложения сумму амортизации, начисленной по амортизируемому имуществу как в периоде оказания услуг, так и в периоде, в котором прекращение оказания услуг вызвано сезонным фактором.

К сведению! Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства:

  • переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

  • переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

  • находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Аналогичное мнение высказал Минфин: расходы в виде амортизации неэксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющемся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают базу по налогу на прибыль. К таким простоям можно отнести простой, возникший у организации в силу сезонного характера ее деятельности (см. письма от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236, от 21.04.2006 № 03-03-04/1/367).

В арбитражной практике тот же подход: амортизация относится на расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в силу прямого указания пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ без каких-либо изъятий и ограничений. Списание в расходы суммы амортизации в межсезонье правомерно, поскольку неиспользование имущества в течение непродолжительного периода времени не означает, что впоследствии оно не будет участвовать в производственной деятельности.

Тонкости расчета налога на прибыль при наличии обособленного подразделения

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ для уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) по месту нахождения каждого обособленного подразделения российская организация рассчитывает сумму налога (авансовых платежей) исходя из доли прибыли, приходящейся на данные подразделения. Чтобы определить эту долю прибыли, в частности, необходимо рассчитать удельный вес среднесписочной численности работников (или соответствующих расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в целом по налогоплательщику. Налогоплательщик самостоятельно определяет, какой из показателей он будет применять – среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Обратите внимание: вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом рассчитывается удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Авансовые платежи и представление налоговой декларации

Налогоплательщики, деятельность которых носит сезонный характер, определяют и уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 18.06.2007 № 03-03-06/1/385).

Этот порядок отражен в ст. 286, 287 НК РФ и предусматриваеттри возможных способа внесения авансовых платежей.

Отдельные категории налогоплательщиков, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ, уплачивают авансовые платежи только раз в квартал по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев. Этим способом уплаты могут воспользоваться также организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал.

Если организация не отвечает этим условиям, она может выбрать один из двух способов:

1. По итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

2. По итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли.

Второй способ оптимален для налогоплательщика, чья деятельность носит сезонный характер (правда, при этом придется рассчитывать фактическую прибыль и заполнять налоговую декларацию ежемесячно).

Это подчеркивает и Минфин в Письме от 15.06.2011 № 03-03-06/4/70, где отмечено, что гл. 25 НК РФ не предусматривает для сезонников специальных норм, вместе с тем она содержит значительное количество положений, позволяющих при налогообложении нивелировать последствия, которые вызваны сезонностью производства. Так, плательщики налога на прибыль имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налога

В Налоговом кодексе для налогоплательщиков закреплена возможность в ряде случаев получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов, которая согласно п. 2 ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ.

Изменением установленного срока уплаты налога и сбора признается перенос его на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (п. 1, 4 ст. 61 НК РФ).

Отсрочка (рассрочка) предоставляется:

по общему правилу – на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;

в отношении федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов – на срок более одного года, но не превышающий трех лет по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из оснований, поименованных в п. 2 ст. 64 НК РФ. Одним из таких оснований является сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг заинтересованного лица (пп. 5).

Обратите внимание: в соответствии с п. 2.1 ст. 64 НК РФ если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованной организацией носят сезонный характер, то отсрочка или рассрочка по уплате налога ей может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (далее – Перечень).

Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (далее – Порядок) утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

В уполномоченный орган заинтересованное лицо подает, во-первых, заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, во-вторых, документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ:

справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах этого лица в банках;

перечень контрагентов – дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ. В данном случае это документ, подтверждающий, что в общем доходе организации от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в Перечень, составляет не менее 50%.

При этом ни в НК РФ, ни в Порядке не указано, какой документ должен подтвердить осуществление сезонной деятельности. Минфин в Письме от 02.03.2010 № 03-02-07/1-87 отмечает, что сезонный характер деятельности может быть подтвержден налогоплательщиком самостоятельно, без обращения в иные государственные органы, на основании документов, подтверждающих осуществление соответствующей деятельности.

В Письме от 14.01.2019 № 03-02-07/1/941 на обращение налогоплательщика, осуществляющего деятельность, связанную с речными и морскими перевозками, финансовое ведомство ответило так.

В Перечне к разделу «Речной и морской транспорт» относятся перевозки пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации.

Навигационный период – промежуток времени, в течение которого данный порт или водный путь доступен для движения судов (свободен ото льда, имеет достаточную глубину и т. д.). Это период, во время которого по местным климатическим условиям возможно судоходство на морях (реках) или данный порт (водный путь) доступен для плавания.

Обществу для подтверждения наличия основания предоставления рассрочки по уплате налога следует представить уполномоченному органу документы, подтверждающие выполнение речных и (или) морских перевозок пассажиров и грузов, погрузочно-разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации, а также документы, подтверждающие долю дохода от деятельности указанного общества, носящей сезонный характер работ, в размере не менее 50% от общего дохода организации от реализации товаров (работ, услуг).

Обратите внимание: при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на основании пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ (то есть если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованной организацией носит сезонный характер) на сумму задолженности начисляются проценты. Они рассчитываются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности (п. 5.2 ст. 64 НК РФ).

Согласно п. 16 Порядка принимает решения об изменении сроков уплаты ФНС в отношении:

федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий трех лет;

федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, в форме отсрочки и рассрочки на срок, не превышающий 1 год, а также в форме инвестиционного налогового кредита (за исключением налога на прибыль по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ).

Если в соответствии с бюджетным законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений ФНС; в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, – по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований.

  • НИУ
  • ГУ (Екатеринбург)
  • МФПА
  • ИММиФ
  • ГЭИТИ
  • СПбГТИ ФЭМ

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Сдаешь тесты самостоятельно?

Вы здесь: Home
База вопросов
ГУ (Екатеринбург)
Налоговое право ГУ Тесты с ответами
Налоговое право СОТ 1 Тесты с ответами

Налоговое право СОТ 1 Тесты с ответами

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

К местным налогам относятся налоги

на пользование недрами

+на имущество физических лиц

Налоговый кодекс РФ состоит из

+двух частей (общая часть и часть, посвященная конкретным налогам и сборам)

одной части, включающей в себя совокупность различных видов налогов и сборов

из трех частей (первая - общая часть, вторая - часть, посвященная налогам и сборам, третья - специальным налоговым режимам)

из пяти частей (первая - общая часть, вторая - часть, посвященная федеральным налогам, третья - региональным
налогам, четвертая - местным налогам, пятая - специальным налоговым режимам)

К налоговой льготе НЕ относится.

снижение ставки налога

+уклонение от уплаты налога

Прямыми личными налогами являются:

+налог на имущество физических лиц

+налог на доходы физических лиц

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Местные налоги обязательны к уплате на территории.

соответствующих субъектов РФ

единого экономического пространства

+соответствующих муниципальных образований

включенной в состав Российской Федерации

Специальный налоговый режим — это система налогообложения:

+в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

при выполнении договоров, не урегулированных Гражданским кодексом РФ

установленная законами субъектов РФ

Методу налогового права характерно:

преобладание диспозитивных норм

диспозитивный характер налогового регулирования

+преобладание запрещающих норм

+сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования

+императивный характер налогово-правового регулирования

Разграничивая сферы применения налогового и таможенного законодательства, Налоговый кодекс РФ устанавливает особые правила в отношении.

госпошлины при ввозе и вывозе товаров

+налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров

акцизов при экспорте товаров

налога на добавленную стоимость при импорте товаров

Налоговая система — это

совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей

совокупность установленных государством условий налогообложения

+совокупность налогов и сборов, взимаемых государством. совокупность принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства

Налог — это

обязательный, индивидуальный безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц. уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений

обязательный индивидуальный возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве
компенсации за услуги государства

обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц

+обязательный индивидуальный безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц в целях
финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Для установления налога или сбора достаточно:

перечислить налоги и сборы в федеральных законах

+придать ему соответствующее название

+определить в законе существенные элементы налоговых обязательств

Для налога характерны признаки:

дифференцированной ставки в зависимости от социального положения

Налоговые правоотношения.

существуют в любой форме по усмотрению государства

+могут существовать лишь в правовой форме

устанавливаются соглашением сторон

являются элементом ограниченной дееспособности

Основными группами субъектов являются..

налогоплательщик, плательщик сборов и субъекты РФ

+налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы

физическое лицо, плательщик сборов и налоговые органы

налогоплательщик, государство и налоговые органы

Налоговые агенты могут:

+исчислять у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет

только перечислять налоги в соответствующий бюджет

делать перерасчет ранее уплаченных сумы налогов

+удерживать у налогоплательщика налоги в бюджет

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются.

+Налоговым и Таможенным кодексами РФ

Налоговым, Таможенным и Административным кодексами РФ

Налоговым кодексом РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ

Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, законодательными актами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах

Налоговые агенты обязаны:

+сообщать в течение одного месяца в налоговый орган о невозможности удержать налог

поручить налогоплательщику заплатить налог самостоятельно

вести учет неполученных налогоплательщиками доходов

+вести учет по каждому налогоплательщику в отдельности

Срок налоговой отчетности не считается пропущенным при условии сдачи документов на почту.

до 18 часов дня срока сдачи отчетности

до 24 часов последнего дня срока отчетности, падающего на нерабочий день

+до 24 часов последнего дня срока отчетности

до 9 часов утра понедельника

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются.

рыночные цены, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ

+цены или тарифы, регулируемые государством

Налоговые органы НЕ вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

при использовании в расчетах условных единиц

между взаимозависимыми лицами

+по товарообменным операциям

при отклонении менее чем на 20% от уровня цен. применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам

Налогами облагается объект, имеющий стоимостную характеристику.

+количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога

относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав

относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав

относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав

Налог может быть исчислен:

только налоговым органом

Участники налогово-правовых отношений.

при достижении соглашения вправе дополнять предписания налогово-правовых норм

могут по своему усмотрению толковать предписания налогово-правовых норм

вправе не соблюдать предписания налогово-правовых норм

+не могут самостоятельно изменять предписания налогово-правовых норм

Деятельность налогоплательщика для целей налогообложения считается сезонной, если.

организация не осуществляет деятельность в силу временного запрета органами власти данного вида деятельности

индивидуальный предприниматель или организация систематически не осуществляют деятельность в конкретном квартале или полугодии на протяжении нескольких лет подряд

индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельность в силу временного отсутствия спроса на
производимые товары (услуги)

+производство непосредственно связано с природными климатическими условиями

Изменение срока уплаты налога может осуществляться в форме:

Акты, вносящие изменение в законодательство о налогах и сборах, начинают свое действие по срокам не ранее:

+чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

+1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия

Санкции налогово-правовых норм

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отраслевой учет


Особенности учета: мнение ФНС, Минфина и судей.

Деятельность отдельных унитарных предприятий носит сезонный характер, вследствие которого поступление выручки от реализации в течение года происходит неравномерно.

Согласно ст. 11 НК РФ в целях налогообложения сезонным считается производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) ее производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий.

Есть ли какие-то особые правила учета доходов и расходов для таких налогоплательщиков?

Является ли отсутствие облагаемой базы в отдельном налоговом периоде причиной для отказа к вычету «входного» НДС?

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам «входного» НДС подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав (далее — товаров) на территории РФ либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172, и при наличии соответствующих первичных документов.

При исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в НК РФ предусмотрено уменьшение итоговой суммы НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на сумму налоговых вычетов.

Несколько лет назад контролирующие органы высказывали мнение, что только сумма НДС, исчисленная на основании ст. 166 НК РФ и подлежащая уплате в бюджет, может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Применение налоговых вычетов при отсутствии в соответствующем налоговом периоде налоговой базы, то есть суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет, законодательством не предусмотрено. В связи с этим налоговые вычеты можно произвести не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по НДС и исчисляется сумма налога.

Позднее Минфин сменил точку зрения, руководствуясь позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 № 14996/05 (см. Письмо от 19.11.2012 № 030715/148, направлено Письмом ФНС России от 07.12.2012 №ЕД-4-3/20687@ в налоговые инспекции на местах).

В указанном постановлении констатируется обстоятельство, согласно которому нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары, и реализация товаров по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.

С целью исключения налоговых споров по данному вопросу Минфин считает целесообразным руководствоваться указанным постановлением, на основании которого отсутствие налоговой базы по НДС в соответствующем налоговом периоде не должно являться причиной для отказа в принятии НДС к вычету.

Однако на практике до сих пор не утихают споры о возможности заявления вычета НДС при отсутствии налоговой базы в отдельном периоде. Суды, как правило, встают на сторону налогоплательщиков (при условии, что те ведут реальную деятельность, уплачивают соответствующие налоги).

Например, в Постановлении АС УО от 12.07.2017 №Ф09-4083/17 по делу №А60-38681/2016 рассматривалась следующая ситуация. По мнению ИФНС, налогоплательщик был не вправе применять вычеты по НДС в отношении услуг доступа в Интернет, почтовых услуг, уборки производственных и служебных помещений, абонентского обслуживания информационных систем, аренды помещения по причине отсутствия в проверяемом периоде операций, признаваемых объектом обложения НДС.

Суд признал позицию ИФНС неправомерной, поскольку определяющим моментом в данном случае служит назначение приобретенных товаров и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности. Отсутствие в проверяемом периоде выручки от реализации либо заключенных договоров поставки продукции не влечет отказ в применении заявленных вычетов.

Налог на прибыль

Предусмотрены ли гл. 25 НК РФ особенности исчисления налога на прибыль в сезонных отраслях?

Особенностей формирования базы по налогу на прибыль, связанных с сезонностью производства, НК РФ не предусматривает (Письмо Минфина России от 30.04.2019 № 03-03-06/1/32209).

Вместе с тем, как отмечает финансовое ведомство, гл. 25 НК РФ содержит значительное количество общих положений, позволяющих при налогообложении прибыли нивелировать последствия, которые вызваны сезонностью производства. Так, плательщики налога на прибыль имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению (Письмо от 15.06.2011 № 03-03-06/4/70).

Предприятиям, деятельность которых носит сезонных характер, будет целесообразно использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, поскольку большая часть отпускных расходов приходится на межсезонье.

Какой способ внесения авансовых платежей оптимален для «сезонников»?

Налогоплательщики, деятельность которых носит сезонный характер, определяют и вносят авансовые платежи (АП) по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 18.06.2007 № 03-03-06/1/385).

Этот порядок в силу ст. 286, 287 НК РФ предусматривает три возможных способа внесения авансовых платежей.

Способ 1. Внесение АП только раз в квартал по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев. Этот способ самый простой и наиболее выгодный для налогоплательщиков. Однако воспользоваться им могут не все предприятия, а только те, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал.

Если выручка предприятия превышает этот размер, оно будет платить авансовые платежи любым из двух оставшихся способов.

Способ 2. Авансовые платежи вносятся по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи (ЕАП) внутри каждого квартала.

Механизм здесь таков. Предприятие в течение текущего квартала вносит в бюджет ЕАП, ориентируясь на фактические показатели предыдущего квартала, затем по окончании отчетного периода уплачивает АП, исходя из фактически полученной прибыли за отчетный период и с учетом ранее произведенных платежей.

При этом согласно абз. 2 — 5 п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ЕАП равняется:

  • в I квартале — сумме ЕАП, подлежащей уплате в IV квартале предыдущего налогового периода;
  • во II квартале — 1/3 суммы АП по итогам I квартала;
  • в III квартале — 1/3 х (АП по итогам полугодия — АП по итогам I квартала);
  • в IV квартале — 1/3 х (АП по итогам девяти месяцев — АП по итогам полугодия).

Отметим, что способ 2 невыгоден «сезонникам», у которых пик деловой активности приходится на третий квартал (то есть выручка в первом квартале значительно меньше, чем в третьем). Ведь несмотря на минимальную выручку первого квартала, надо вносить АП, которые были сформированы в декларации за девять месяцев прошлого налогового периода (то есть исходя из фактической выручки за третий квартал предыдущего года). Такие налогоплательщики могут выбрать следующий способ.

Способ 3. АП вносятся ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли. Правда, при этом придется рассчитывать фактическую прибыль и заполнять налоговую декларацию ежемесячно.

Имейте в виду, что способ 2 используется «по умолчанию», а выбор способа 3 предполагает, что налогоплательщик о своем выборе должен уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему АП в соответствии с абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ.

Признаются ли расходы для целей налогообложения при отсутствии дохода?

Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами считаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть расход, не приводящий к получению дохода, но необходимый для деятельности, результатом которой будет полученный доход, принимается для целей налогообложения.

Следовательно, предприятие, деятельность которого носит «сезонный» характер, учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором доходы не получает, — если осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов (см. Письмо Минфина России от 27.09.2004 № 02-5-11/162@).

Какой показатель применяется для расчета доли прибыли, приходящейся на ОП, если деятельность УП носит сезонный характер?

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ для уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) по месту нахождения каждого обособленного подразделения российская организация рассчитывает сумму налога (авансовых платежей), исходя из доли прибыли, приходящейся на данные ОП. Чтобы определить эту долю прибыли, в частности, необходимо рассчитать удельный вес среднесписочной численности работников (или соответствующих расходов на оплату труда) ОП в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в целом по налогоплательщику. Налогоплательщик самостоятельно определяет, какой из показателей он будет применять — среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемх в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом рассчитывается удельный вес расходов на оплату труда каждого ОП в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.

Подлежат ли ОС исключению из состава амортизируемого имущества, если в отдельные месяцы они простаивают по причине сезонного использования?

При сезонном производстве несколько месяцев в году основные средства могут простаивать, то есть временно не использоваться в деятельности, связанной с извлечением дохода. Однако такие ОС не подлежат исключению из состава амортизируемого имущества.

В Письме ФНС России от 27.09.2004 № 02-5-11/162@ отмечено, что установленный п. 3 ст. 256 НК РФ перечень ОС, исключаемых из состава амортизируемого имущества, расширению не подлежит.

К сведению

Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли исключаются основные средства:

  • переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
  • переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;
  • находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Таким образом, при осуществлении деятельности с сезонным характером предприятие вправе включать в состав расходов для целей налогообложения сумму амортизации, начисленной по амортизируемому имуществу как в периоде выполнения работ, так и в периоде, в котором прекращение выполнения работ вызвано сезонным фактором.

Аналогичное мнение высказал Минфин: расходы в виде амортизации неэксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющемся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают базу по налогу на прибыль.

В арбитражной практике тот же подход:

  • расходы в виде амортизации неэксплуатируемого ОС, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющемся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают базу по налогу на прибыль. К таким простоям можно отнести, например, простой, вызванный ремонтом ОС, либо простой, возникший у организации в силу сезонного характера ее деятельности. Следовательно, организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде их отсутствия (при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на извлечение доходов) (Постановление ФАС МО от 23.07.2012 по делу №А40-65991/11-129-282);
  • амортизация относится на расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в силу прямого указания пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ без каких-либо изъятий и ограничений. Списание в расходы суммы амортизации в межсезонье правомерно, поскольку неиспользование имущества в течение непродолжительного периода времени не означает, что впоследствии оно не будет участвовать в производственной деятельности (см. постановления ФАС ЗСО от 13.04.2009 по делу №Ф04-1948/2009(4045А75-49), Ф04-1948/2009(4043А75-49), ФАС СЗО от 03.04.2009 по делу №А56-16802/2008).

Как в бухгалтерском учете начисляется амортизация по ОС, используемым сезонно?

В бухучете годовая сумма амортизации по основным средствам, используемым в сезонном производстве, начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Аналогичная норма (с примером) прописана и в п. 56 Методических указаний по учету ОС.

В связи с тем, что в бухгалтерском и налоговом учете амортизация начисляется по разным правилам, в бухучете у организации возникнут временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

Пример

Унитарное предприятие, деятельность которого носит сезонный характер, использует основное средство 7 месяцев в году. Годовая норма амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете составляет 84000руб.

В бухгалтерском учете сумма амортизации начисляется равномерно исходя из годовой суммы амортизации в течение 7 месяцев работы ОС в отчетном году в размере 12000руб. (84000руб. / 7 мес.).

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизции составит 7000руб. (84000руб. / 12 мес.).

Представим расчеты в виде таблицы, где НУ — налоговый учет, БУ — бухгалтерский учет.

1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать

2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется

3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим

7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный

8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется

9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства

10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика

12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока

14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные

15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран

16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют

17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе

19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми

20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает

22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%

23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет

25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными

26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия

27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет

28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ

29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой

30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит

31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения

32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1

35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права

38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом

43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит

44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии

46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии

48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность

52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными

54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»

57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран

58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений

59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют

61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными

62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет

63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов

65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный

68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет

73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом

74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%

75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда

77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да

78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников

79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными

80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки

81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми

84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений

85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС

86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству

88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения

89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога

91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность

93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог

94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения

95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым

96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства

98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный

Читайте также: