Налоговый учет деятельности связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
Опубликовано: 12.05.2024
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу ведения налогового учета федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ) как в рамках выполнения государственного задания, так и при оказании услуг на платной основе, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, являющихся таковыми на основании статьи 275.1 Налогового кодекса, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно по каждому объекту ОПХ.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому, в частности, относится имущество в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - Бюджетный кодекс) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Таким образом, в целях статьи 275.1 и подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса с учетом статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, статьи 78.1 Бюджетного кодекса следует организовать раздельный налоговый учет в отношении:
- основной деятельности бюджетного образовательного учреждения, связанной с исполнением государственного (муниципального) задания по обеспечению учебного процесса и использованием при ее осуществлении объектов имущества ОПХ (например, при использовании бассейна для проведения занятий в рамках учебного плана);
- деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде субсидий бюджетов, предназначенных на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию таких объектов;
- деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде платы за услуги.
Налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ в целях предоставления платных услуг вне учебного процесса, как своим работникам, так и сторонним лицам, в части доходов в виде платы за услуги определяется в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса. При этом, по нашему мнению, при формировании налоговой базы по такой деятельности расходы, связанные с предоставлением платных услуг, также принимаются в размере, пропорциональном доле доходов от оказания платных услуг в общей сумме доходов, включая субсидии бюджетов, относящихся к такой деятельности.
Абзацами пятым-восьмым статьи 275.1 Налогового кодекса устанавливается ряд условий, при соблюдении которых в случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в данной статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения.
По нашему мнению, предоставление услуг на безвозмездной основе или с установлением предельной, отличной от рыночной, их стоимости, а также получение субсидий бюджета на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ не отвечает условиям, предусмотренным абзацами пятым-восьмым статьи 275.1 Налогового кодекса.
Полагаем, что в таких случаях налогоплательщик вправе перенести убыток, полученный от деятельности с использованием объектов ОПХ, на будущие налоговые периоды и погашать его за счет прибыли, полученной при осуществлении указанных видов деятельности.
Порядок налогообложения прибыли при наличии ОПХ
Для налогоплательщиков, имеющих на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), установлен особый порядок налогообложения прибыли. А именно, налоговая база по деятельности, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно от общей налоговой базы (ст. 275.1 НК РФ).
Объекты обслуживающих производств и хозяйств
Для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся:
- подсобные хозяйства;
- объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилой фонд, гостиницы (кроме туристических), дома и общежития для приезжих, бассейны, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта соответствующих объектов);
- объекты социально-культурной сферы (объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты и лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта, объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны);
- учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы.
При этом обязательным условием отнесения объектов к ОПХ является реализация ими товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Иными словами, деятельность по обслуживанию объектов ОПХ не должна быть основной деятельностью организации, равно как и не должна быть направлена на обслуживание только своих работников. Об этом сказано в абзаце первом статьи 275.1 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письмах Минфина России, в частности, в письме от 05.07.2011 № 03-03-06/1/393.
Нюансы финансового обеспечения бюджетных учреждений
Бюджетное образовательное учреждение обратилось в Минфин России с запросом о порядке налогообложения деятельности, связанной с использованием бассейна, находящегося на его балансе и относящегося к объекту ОПХ.
Основной деятельностью учреждения является оказание бесплатных образовательных услуг, гарантированных государством. Кроме прочего, учреждение оказывает платные образовательные услуги. Бассейн учреждения используется:
- для обеспечения учебного процесса;
- для предоставления платных услуг сторонним лицам;
- для предоставления бесплатных услуг своим работникам.
Источниками финансового обеспечения деятельности учреждения являются:
- субсидии из бюджета на обеспечение нормативных затрат на одного учащегося в рамках выполнения государственного задания по обеспечению учебного процесса (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- субсидии из бюджета на иные цели, в том числе и на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- плата за услуги, предоставляемые сторонним лицам.
Бассейн учреждения используется как в деятельности, облагаемой налогом на прибыль, так и в деятельности, не подлежащей обложению. Поэтому однозначно определить сумму расходов на содержание бассейна в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ не представляется возможным.
Раздельный налоговый учет
В своем письме специалисты финансового министерства разъясняют, что требования налогового законодательства обязывают учреждение организовать раздельный налоговый учет своих доходов и расходов не только в целях статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, субсидии из бюджета относятся к целевому финансированию и не подлежат обложению налогом на прибыль. При отсутствии раздельного учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Учитывая требования Налогового кодекса РФ, Минфин России рекомендует организовать раздельный учет доходов учреждения по следующим направлениям:
- основная деятельность учреждения, связанная с выполнением государственного задания, которая обеспечивается субсидиями из бюджета;
- деятельность, связанная с использованием объектов ОПХ для предоставления услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, которая обеспечивается:
- субсидиями на частичное покрытие расходов по содержанию и использованию объектов ОПХ;
- платой за услуги, оказанные вне учебного процесса.
Расходы, связанные с предоставлением платных услуг бассейна, рекомендуется принять в размере, пропорциональном доле доходов от платных услуг в общей сумме доходов (включая субсидии на содержание и использование объектов ОПХ).
Признание убытков
Финансовые результаты по вспомогательной деятельности, связанной с ОПХ, в расчет общей налоговой базы не включаются. Иными словами, полученный убыток налогоплательщик сможет погасить только за счет прибыли, полученной от объекта ОПХ в последующие 10 лет. Однако такой убыток можно признать для целей налогообложения в общей налоговой базе, но для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- стоимость товаров (работ, услуг) в ОПХ соответствует стоимости аналогичных услуг специализированных организаций;
- расходы на содержание ОПХ не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями;
- условия оказания услуг ОПХ существенно не отличаются от условий, предлагаемых специализированными организациями.
По мнению Минфина России в образовательном учреждении данные условия не соблюдаются. Это значит, что налогоплательщик может перенести убыток от деятельности ОПХ на будущие налоговые периоды и погашать его только за счет прибыли от соответствующей деятельности.
Четверг20 мая 2021 г.
МРОТ: Учетная ставка ЦБ: | 12792 руб. 4,5% |
Типовые бланки
- Бухгалтерские
- Кадровые
- Юридические
- Статистические
- Экономические
- Должностные инструкции
Полезности
Бухгалтерский учет
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Товарно-материальные ценности
- Затраты на производтво
- Денежные средства
- Расчеты с персоналом
- Расчеты с бюджетом
- Готовая продукция
- Финансовые результаты
- Капитал и резервы
- Учетная политика
- Учет и оплата труда
Налоговый учет
- НДС
- ЕСХН
- УСНО
- ЕНВД
- НДФЛ
- Страховые взносы
- Взносы в ФСС
- Налог на имущество
- Водный налог
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Налог на игорный бизнес
- Акцизы
- Налог на пользование полезными ископаемыми
- Патентная система налогообложения
Управленческий учет
- Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
- Сущность и назначение управленческого учета
- Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
- Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
- Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
- Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
- Планирование и бюджетирование
Классификаторы
- ОКСМ
- ОКВЭД [1.1]
- ОКВЭД [2]
- ОКВ
- ОКДП
- ОКЕИ
- ОКФС
- ОКОПФ
- ОКУН
- ОКОФ
- ИНКОТЕРМС
- ОКИН
- ОКЭР
- КСД
- ОКСО
Разработка сайта:
Главный редактор:
Учет затрат на обслуживающих производств и хозяйств |
В состав производственной организации могут входить объекты непроизводственной сферы, не связанные с производством продукции (работ, услуг). К таким объектам относят обслуживающие производства и хозяйства организации, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (далее — обслуживающие производства и хозяйства). Бухгалтерский учет затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (далее — продукции) обслуживающими производствами и хозяйствами организации, осуществляется в том же порядке, что и для продукции основного производства. Для учета затрат, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации, используется активный счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На данном счете могут быть отражены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), явившихся целью создания данной организации:
Все затраты, включаемые в себестоимость продукции обслуживающих производств и хозяйств, аналогично порядку, принятому для продукции основного производства, целесообразно подразделять на прямые и косвенные расходы. По дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств для нужд обслуживающих производств и хозяйств. Прямые расходы учитываются по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств в порядке распределения списываются на счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Распределение затрат вспомогательных производств может осуществляться пропорционально прямой заработной плате производственного персонала, занятого в данном виде деятельности, пропорционально сумме прямых затрат по данному виду деятельности в общей сумме прямых затрат и др. выбранный метод распределения указанных расходов должен быть отражен в учетной политике организации. По кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счетов:
Остаток по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям затрат этих производств и хозяйств. В большинстве случаев деятельность обслуживающих производств и хозяйств убыточна. В бухгалтерском учете все суммы убытков, полученных по объектам обслуживающих производств и хозяйств организации, объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, учитываются в общем порядке и отражаются в конечном итоге по дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Последовательность рассмотренных операций может быть отражена в бухгалтерском учете следующими проводками: Содержание хозяйственных операций Начислена амортизация по объекту ОС, используемому производствах Списаны материалы обслуживающих производств Отнесена продукции (работ, услуг.) обслуживающих производств стоимость выполненных работ (услуг), осуществленных сторонними организациями Отражена оплата труда работников обслуживающих производств Часть расходов вспомогательных производств распределения отнесена продукции (работ, услуг) обслуживающих производств Отражена продажная стоимость продукции (работ, услуг) обслуживающих производств Отражена сумма НДС, предъявленная покупателям продукции (работ, услуг) Списана фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) Определен финансовый результат (убыток) связанных продукции (работ, услуг) Получена плата продукцию (работы, услуги) Налоговые аспекты. Особенности определения налоговой базы организациями, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275 НК РФ. Организации, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Для целей налогового учета к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию продукции (работ, услуг) как своим работникам, так и сторонним лицам. В случае прибыльности деятельности обслуживающих производств и хозяйств доходы от этой деятельности учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. В случае убыточности деятельности обслуживающих производств и хозяйств убыток от этой деятельности учитывается для целей налогообложения прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:
Если организация получает убыток от деятельности обслуживающих производств и хозяйств и при этом соблюдает все указанные выше условия, то этот убыток признается для целей налогообложения прибыли в отчетном (налоговом) периоде. При этом прибыль или убыток по объектам обслуживающих Производств за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем объектам, а не по каждому объекту отдельно. Для организаций, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, ст. 275 НК РФ установлен особый порядок учета расходов на содержание указанных выше объектов. Эти организации вправе принять для целей налогообложения прибыли фактические осуществленные расходы на содержание указанных выше объектов в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организаций. Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта. К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны). В случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий: если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов; если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной; если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной. Налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Часть восьмая утратила силу с 1 января 2011 г. Часть девятая утратила силу с 1 января 2011 г. Комментарий к Ст. 275.1 НК РФПорядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлен ст. 275.1 НК РФ. Согласно ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. При этом для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта. При этом предусмотренные ст. 275.1 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль применяются организациями, имеющими на балансе указанные выше объекты. Таким образом, сначала надо определить, отвечает ли структурное подразделение налогоплательщика критериям отнесения подразделений организации к объектам ОПХ в целях ст. 275.1 НК РФ, а именно: а) наличие у налогоплательщика подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств, хозяйств и служб, причем вне зависимости от того, является ли деятельность такого подразделения целью создания организации или нет (изложенное закреплено в ч. 1 ст. 275.1 НК РФ), то есть вид деятельности, связанный с эксплуатацией объекта, не единственный; б) осуществление в целях налогообложения прибыли реализации товаров, работ, услуг таким подразделением налогоплательщика за плату (данный вывод следует из п. 1 ст. 39 НК в) реализация товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Если структурное подразделение налогоплательщика отвечает указанным критериям, то налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, определяется с учетом норм ст. 275.1 НК РФ. В том случае, если эти критерии не соблюдены, налоговая база по таким подразделениям определяется в общеустановленном порядке (Письмо УФНС России по г. Москве от 28 августа 2012 г. N 16-15/080199@, Письмо ФНС России от 10 января 2012 г. N АС-4-3/9). Согласно ч. 7 ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Расчет процентного отношения работников организации к численности работающего населения определенного населенного пункта производится исходя из общего количества работников организации с учетом всех филиалов и иных обособленных подразделений и численности работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающих производств и хозяйств. Что касается показателя «численность работающего населения», то, по мнению Минфина России, он соответствует показателю «численность занятого населения», представляющему собой составную часть экономически активного населения. По данным Росстата (Письмо от 12 апреля 2013 г. N МД-08-2/1168-ДР), информация о численности занятого населения по всем населенным пунктам собирается при проведении Всероссийских переписей населения один раз в 10 лет. Следовательно, по мнению Минфина России, в целях применения ч. 7 ст. 275.1 НК РФ используется информация о численности работающего населения (численности занятого населения) соответствующего населенного пункта из официальных данных Росстата и его территориальных органов, сформированных по данным последней Всероссийской переписи населения (Письмо Минфина России от 14 февраля 2014 г. N 03-03-06/1/6142). Выделение обслуживающих производств в отдельный сегмент бухгалтерии обусловлено необходимостью соблюдения особого порядка учета убытка от результатов их деятельности при расчете суммы налога на прибыль. Норма распространяется на этот тип производств и хозяйств и в ситуациях, когда их активы сдаются в аренду. Как списать расходы обслуживающего производства (хозяйства)? Что относится к группе обслуживающих производств и хозяйствНалоговый кодекс в ст. 275.1 дает определение обслуживающим производствам и приводит классификацию подразделений, входящих в такую группу хозяйств. Под этим видом производственной деятельности понимаются технологии и операции, которые не имеют прямого отношения к основному направлению работы компании. Все действия в рамках этих производств направлены на создание оптимальных условий для выполнения отдельных задач ключевыми промышленными цехами. Как учесть доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств при расчете налога на прибыль? К числу обслуживающих хозяйств можно причислить:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обслуживающие хозяйства не могут быть ключевым сегментом работы предприятия, они призваны дополнять основные производственные мощности. Объекты, числящиеся в категории обслуживающих производств, могут передаваться третьим лицам путем заключения с ними договора аренды. Разрешается пользование в таких хозяйствах активами, не принадлежащими организации на праве собственности. Продукты деятельности обслуживающих производств могут как использоваться самим предприятием-изготовителем, так и продаваться наравне с товарами основной ассортиментной линии. ЗАПОМНИТЕ! Главная задача, которую должны выполнять обслуживающие производства, заключается в обеспечении непрерывности функционирования основных мощностей учреждения, оптимизации работы всех систем предприятия и удовлетворении потребностей промышленных отделов. В случаях поломки оборудования в цехах обслуживающие производства могут на временной основе взять на себя выполнение части заказов. Результатами работы обслуживающих хозяйств становятся изготовленные ими полуфабрикаты, заготовки, материалы и услуги. На практике могут возникать ситуации, когда на продукцию обслуживающих производств под влиянием внешних факторов создается ажиотажный спрос. В этих ситуациях предприятия инициируют переориентацию производства и делают выпуск такого вида товаров основной деятельностью. При смене курса развития и вида деятельности расходы по этим объектам будут учитываться как по основному производству. Как рассчитывают и уплачивают налог на прибыль организации при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств? Типовая структура обслуживающих производств содержит такие подразделения:
Учет расходовРасходные операции обслуживающих хозяйств находят свое отражение на бухгалтерском счете 29. Учет таких видов затрат должен вестись обособленно, аналитика показывается в разрезе каждого производственного сектора обслуживающего назначения и отдельно по видам трат. Норма установлена Приказом Минфина от 31 октября 2000 № 94н. Для этой цели используются субсчета:
Счет 29 является активным, сальдо по нему формируется дебетовое. СПРАВОЧНО! Все накопленные остатки по 29 счету свидетельствуют о наличии незавершенного производства в цехах обслуживающих хозяйств. В бухгалтерском балансе эти суммы показываются в строке 1210 в составе запасов (Приказ Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н). Обороты по счету отражают информацию:
Списание кредитовых оборотов по 29 счету происходит в корреспонденциях с участием дебета счетов:
Бухгалтерские проводкиТиповые проводки с кредитованием 29 счета возможны при следующих видах операций:
Дебетование счета 29 происходит в случаях списания расходов на подотчетных лиц путем кредитования 71 счета. Обязательно должно быть обоснование в форме авансового отчета. Если в фактическую себестоимость переносятся суммы потерь от брака, произведенного обслуживающими отделениями, то в учете эта операция находит отражение в проводке Д29 – К28. Основанием для формирования такой корреспонденции может быть оформленный и подписанный акт списания забракованной продукции. Когда обслуживающие хозяйства нуждаются в пополнении численности молодняка, стоимость его списания реализуется записью Д29 – К11.
Проблемы в отнесении объектов к ОПХОсновной проблемой, имеющей значение для методологии учета затрат по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ), является решение вопроса о том, можно ли вообще считать объект ОПХ. Здесь есть 2 проблемные ситуации:
В первом случае причислять объект к ОПХ нет оснований (письмо Минфина России от 30.01.2017 № 03-03-06/1/4483). А по второй ситуации точка зрения Минфина меняется в зависимости от вида деятельности ОПХ и не всегда сходится с позицией судебных органов. Рассмотрим, каковы эти точки зрения в отношении наиболее часто возникающих ОПХ — объектов общественного питания и медпунктов. Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили пошаговую инструкцию по налоговому учету доходов и затрат ОПХ: Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно. Затраты на содержание объектов питанияЧиновники Минфина и налоговые органы считают, что если объекты общественного питания не реализуют свои товары (работы, услуги) никому кроме работников организации, то их не следует относить к ОПХ, а затраты на их содержание должны быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 19.12.2013 № 03-03-10/56009 [доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 14.01.2014 № ГД-4-3/271], УФНС России по Москве от 15.01.2008 8-11/002010@). Такого же мнения придерживаются и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4102-11, ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22). В то же время в постановлениях ФАС Уральского округа от 18.05.2011 № Ф09-2707/11-С3, от 22.10.2008 № Ф09-7611/08-С3 содержится противоположный вывод. См. также: Расходы по содержанию медпунктовА вот к затратам на содержание медпунктов у Минфина России несколько другой подход. По мнению финансистов, если трудовое законодательство (ст. 212, 213 ТК РФ) в обязательном порядке требует проводить обязательные медицинские осмотры некоторых категорий работников (например, предрейсовые медицинские осмотры водителей в организациях, эксплуатирующих транспортные средства согласно абз. 7 п. 1 ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ), то затраты на содержание медицинских объектов можно учесть на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. В противном случае медпункты должны быть отнесены к ОПХ. Однако стоит отметить, что согласно абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ (также п. 2 ст. 25 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ) организация должна обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, что также является требованием трудового законодательства. Поэтому можно предположить, что если услуги оказываются только работникам организации, то расходы на содержание медпунктов можно учитывать по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Суды по данному вопросу поддерживают сторону налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 09.11.2006 № А08-11753/05-25, ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 № КА-А40/7292-06). Но следует помнить, что претензий со стороны налоговиков, скорее всего, избежать не удастся. ИтогиДоходы и расходы на ОПХ считаются отдельно от основной деятельности. Прибыль по ОПХ включается в общую прибыль предприятия. А убыток можно списать за счет общей прибыли предприятия в текущем периоде, только если соблюдены определенные условия, названные в абз. 5 ст. 275.1 НК РФ. Если эти условия не соблюдаются, убыток списывается за счет прибыли ОПХ следующих лет. Читайте также:
|