Аудит расчетов по земельному налогу

Опубликовано: 25.04.2024

"Аудиторские ведомости", 2008, N 11

Анализируется порядок аудиторской проверки исчисления и отражения в бухгалтерском учете и налоговой декларации земельного налога. Приводятся аудиторские процедуры, выполняемые на отдельных этапах проверки.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Форма платы за использование земли в случае права собственности - земельный налог.

Целью аудита земельного налога является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

В задачи аудита входит проверка:

систем синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;

формирования налоговой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

определения сумм, не подлежащих обложению налогом;

отражения налогового обязательства перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы;

полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.

При проверке аудитор руководствуется нормами гл. 31 НК РФ. Кроме того, он использует предоставляемые аудируемым лицом документы: бухгалтерский баланс (форма N 1), главную книгу или оборотно-сальдовую ведомость, регистры бухгалтерского учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", налоговые декларации, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.

Работы при проведении аудита земельного налога можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

Аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

оценка систем налогового учета;

оценка аудиторских рисков;

расчет уровня существенности;

определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

анализ правовых актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога;

проверка организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налога.

Выполнение указанных процедур позволит установить объекты налогообложения, убедиться в соответствии применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

На ознакомительном этапе аудитору необходимо проанализировать изменения методологии ведения бухгалтерского учета и расчета налогов, произошедшие в течение проверяемого периода.

Кроме того, следует иметь в виду, что на основании ст. 387 НК РФ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами субъектов федерации. Представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, указанных в гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Также могут вводиться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Аудитор должен установить, является ли организация плательщиком земельного налога, а именно обладает ли организация земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанные права подлежат регистрации в Едином государственном реестре (п. 1 ст. 131 ГК РФ). По общему правилу права на земельный участок возникают с момента их государственной регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Порядок проведения государственной регистрации установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Отметим, что на основании ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Что касается земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями, сданными в аренду, то земельный налог за эти участки уплачивается собственником этих объектов недвижимого имущества. В случае продажи отдельных помещений в здании отчуждения доли земельных участков пропорционально доле площади этих помещений в зданиях не происходит. Поэтому плательщиком земельного налога продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее выданным правоудостоверяющим документам, в том числе по решениям органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, была произведена передача всего земельного участка (в данном случае занятого зданием) в собственность или пользование (см. Письмо ФНС России от 06.04.2006 N 21-4-04/153@).

Не признаются объектом налогообложения:

земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен п. 4 ст. 27 ЗК РФ, которым, в частности, установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами организаций федеральной службы безопасности);

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

земельные участки из состава земель лесного фонда;

земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Основной этап

На этом этапе производится углубленная проверка тех участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. Данный этап включает:

оценку правильности определения налоговой базы по земельному налогу;

проверку налоговой отчетности, представленной по установленным формам;

расчет налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;

разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов.

Содержание разделов (подразделов) проверки и соответствующие пояснения приведены ниже.

Проверка правильности формирования налоговой базы. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков необходимо провести государственную кадастровую оценку земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка). Однако если произошло изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., то изменение кадастровой стоимости допускается обратным числом на указанную дату.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). Налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Если налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, то налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности.

Проверка правильности применения налоговых льгот. НК РФ определен перечень организаций, которые освобождаются от уплаты земельного налога, приведены критерии по использованию земельных участков указанных организаций. К таким организациям относятся:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России;

организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Проверка правильности применения налоговых ставок. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать следующих значений для отдельных категорий земельных участков.

  1. 0,3% - для земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

  1. 1,5% - для прочих земельных участков.

Проверка правильности исчисления, соблюдения порядка и сроков уплаты налога. Организация отчитывается по земельному налогу раз в квартал в течение календарного года. Представительные органы муниципального образования или законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не устанавливать отчетный период.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

После того как была определена сумма земельного налога за отчетный период, аудитор должен проверить правильность отражения налога в регистрах бухгалтерского учета. По нашему мнению, земельный налог может быть включен в состав расходов по обычным видам деятельности на основании п. п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и отражен по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 68. При этом рекомендуется отразить способ начисления налогов в учетной политике организации для целей налогообложения.

Для целей налогообложения прибыли начисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации налоги, в том числе земельный налог, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По окончании проверки расчета земельного налога аудитор должен убедиться в правильности заполнения налоговой декларации.

Основными видами нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита земельного налога, являются следующие:

неправильное формирование налоговой базы;

отсутствие комплекта документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, или нарушения в порядке регистрации прав собственности;

нарушение порядка применения налоговых ставок;

отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля за правильностью исчисления земельного налога;

Заключительный этап

На заключительном этапе оформляются результаты налогового аудита земельного налога, в которые включаются анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.

По окончании работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Учет расчетов по местным налогам (расчеты по земельному налогу)

Расчеты по земельному налогу должны производиться в соответствии с гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения — Москве и Санкт- Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

Для организаций г. Москвы ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога и т. д. установлены Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (с учетом последующих изменений и дополнений).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по Договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, и которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объ­ектами археологического наследия;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если покупателями здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налогоплательщики — организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом признается календарный год.

С 2008 г. отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставни устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного 1 строительства,
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% от кадастровой стоимости прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и/или разрешенного использования земельного участка.

В НК РФ предусмотрены налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков земельного налога, в частности освобождаются от налогообложения:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%,— в отношении земельных участков, используемых ими для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья, иных полезных ископаемых и др.), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,— в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

- организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов и др.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по, земельному налогу.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики-организации должны самостоятельно исчислять сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу.

Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных щ образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). а например, в г. Москве земельный налог, подлежащий уплате по истечении года, уплачивается не позднее 1 февраля следующего года, а авансовые платежи по нему не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом,

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленного за календарный год, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

Для целей бухгалтерского учета земельный налог и авансовые платежи по нему включаются в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. В случае когда земельный участок используется в производственных целях, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу (счета 20, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и- сборам» (например, субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу»).

В случае когда земельный участок не используется в производственных целях, суммы платежей по земельному налогу относятся к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие расходы») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу»).

Перечисление земельного налога в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу») в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Пример 3. Допустим, что организация имеет участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования и использует его для производственных целей. Налоговая ставка, установленная нормативным правовым актом местных властей, составляет 1,5%. Кадастровая стоимость участка земли по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 400 тыс. руб.

При использовании данных примера 3 годовая сумма земельного налога по итогам налогового периода составит: 400 000 руб. х 1,5% = 6000 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 1 квартала составит: х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 2 квартала составит: % х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 3 квартала составит: % х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

За 9 месяцев (три квартала) отчетного года сумма авансовых платежей составит: 1500 руб. + 1500 руб. + 1500 руб. = 4500 руб.

Следовательно, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 1500 руб. (6000 руб.— 4500 руб.).

Для целей налогового учета земельный налог и авансовые платежи по нему относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включаются в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представ- пять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Организации-налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу должны представляться налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговые декларации по земельному налогу должны представляться в налоговый орган не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

- на праве собственности,

- на праве постоянного (бессрочного) пользования,

- на праве пожизненного наследуемого дарения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

В Красноярске отчетные периоды установлены.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной» доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

В Красноярске ставка земельного налога:

1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

- отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

- занятых гаражами и автостоянками;

2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

В Красноярске освобождаются от налогообложения:

- органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

- учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

- учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

Расчет авансовых платежей и налога

Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

ЗН = НБ х СН х К

Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев ( N ), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (К i ) на фактический срок владения участком:

А i = ¼ х НБ х СН х К i

Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев ( N кв ), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

Сумма налога (ЗНуп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.

Обязанность по уплате фискальных платежей возлагается на всех собственников недвижимого имущества, к которому относится и земля. Расскажем в статье, как рассчитать земельный налог в 2020 году и какие особенности следует учитывать.

Расчет земельного налога

Обязанность по уплате земельного налога возлагается на всех граждан, которые имеют в собственности участок, или пользуются наделом на правах постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Платеж не является обязательным для лиц, кому надел передан во временное владение – по договору аренды или по праву безвозмездного срочного пользования.

Расчет земельного налога происходит по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Ст x Кв, где:

  • Кст – кадастровая стоимость надела;
  • Д – доля в общем праве на надел (если собственник один, то в формулу проставляется коэффициент «1»; когда земля поделена между двумя владельцами поровну, то коэффициент «1/2» и т.д.);
  • Ст – процентная ставка, установленная региональным законодательством;
  • Кв – коэффициент длительности владения (учитывается, если участок находится у землевладельца менее полного отчетного периода, то есть календарного года).

Процентные ставки утверждаются на местном уровне, однако они не могут выходить за рамки, установленные федеральным законодательством. Так, тариф не может быть выше следующих показателей:

  • 0,3 % для земель сельскохозяйственного назначения, ЛПХ, садоводства, огородничества;
  • 1,5 % для участков, принадлежащих к другим категориям.

Кадастровая стоимость не фиксирована. Она пересматривается в зависимости от региона один раз в 2-3 года. Текущую цену можно уточнить в Росреестре, МФЦ или воспользоваться онлайн-картой, размещенной на официальном сайте Росреестра.

При дистанционном уточнении кадастровой стоимости следует учитывать, что на публичной карте нанесены не все сведения. Если вашего участка там нет, то можно сделать электронный запрос в ведомство. Ответ по заявке направляется в течение пяти рабочих дней. Данные высылаются также в электронном формате или на бумажном носителе посредством почтового отправления.

Может случиться так, что участок не стоит на кадастровом учете. В этом случае потребуется обратиться в территориальное отделение БТИ. С собой нужно взять общегражданский паспорт и документ, подтверждающий наличие прав на землю. В учреждении подается заявление, где прописывается необходимость выезда специалиста для проведения осмотра участка и его оценки.

По итогам проведения оценочных работ заявитель получает на руки кадастровый и технический планы. Эти документы потребуются не только для осуществления расчета налога. Они необходимы также для осуществления любых действий правового характера – оформления купли-продажи, дарственной, передаче надела по наследству и т.д.

Особенности расчета земельного налога в зависимости от категории земель

Принадлежность к категории земель – одна из важнейших характеристик участка. Это разделение введено для возможности сохранения полезных свойств земельного фонда государства. Всего категорий семь, но мы рассмотрим наиболее распространенные категории, к которым относятся земли, принадлежащие физическим лицам.

Налог на землю сельхозназначения

Законом установлена возможность использования пониженной ставки, если надел относится к сельскохозяйственной категории. Местные власти утверждают понижение, если соблюдается два основных условия:

  1. Участок принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Участок используется в соответствии с целевым назначением.

Ставка не может быть выше 0,3 %. Однако она применяется только при единовременном соблюдении перечисленных условий. Если участок приобретался для последующей продажи или используется не для сельскохозяйственных нужд, пониженная ставка действовать не будет.

Определение, используется надел в соответствии с целевым назначением или нет, происходит в соответствии с указаниями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ № 369 от 23 апреля 2012 года. При выявлении нецелевого использования для расчета земельного налога будет применена стандартная ставка, установленная муниципалитетом.

Налог на землю ИЖС

Процентная ставка по земельному налогу для участков под ИЖС варьируется от 0,087 до 0,3 % от кадастровой стоимости. Точную ставку можно узнать на официальных ресурсах ФНС и муниципалитета своего региона, а также при личном обращении.

Размер налогового платежа по землям ИЖС зависит от размера надела, его кадастровой стоимости и специфики региона. Также учитывается срок владения участком.

Налог на землю в СНТ

Достаточно часто возникает путаница между земельным налогом на участки общего пользования в СНТ и фискальным платежом на надел члена СНТ. Важно понимать, что последний облагается налогом по общепринятой ставке.

Что же касается земель общего пользования, принадлежащих СНТ, то они также облагаются налогом. Итоговая сумма делится между всеми членами Товарищества пропорционально.

Вопрос налогообложения участков СНТ регулируется не только Налоговым кодексом, но также ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» от 15.04.1998 года. В соответствии со ст. 19, члены СНТ обязаны своевременно оплачивать членские и иные взносы, предусмотренные законодательством или уставом организации.

Земельный налог на участки в СНТ, предназначенные для общего пользования, выплачивается Товариществом как юридическим лицом. Сумма распределяется между членами внутри объединения.

Можно ли уменьшить земельный налог?

Снизить обязательный фискальный платеж можно только при принадлежности к льготным категориям граждан. Есть два типа льгот – федеральные и региональные.

На федеральном уровне на льготу могут рассчитывать:

  • Ветераны ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды детства;
  • Герои СССР и РФ;
  • пострадавшие в результате ликвидации ядерных аварий (в том числе, на ЧАЭС).

Региональным законодательством могут быть установлены льготы и для иных социальных категорий граждан. К примеру, для пенсионеров или для многодетных семей. Уточнить, предусмотрена для вас льгота или нет, можно в муниципалитете или в региональном отделении ФНС.

Как оплатить земельный налог?

Расчет размера налога на землю для физических лиц производит территориальное отделение ФНС. Самостоятельно ничего вычислять не нужно.

Когда все расчеты произведены, сотрудники учреждения отправляют налогоплательщикам специальные уведомления. В этой бумаге указывается сумма платежа и срок перечисления денежных средств.

Однако уведомительное письмо приходит к владельцам наделов не всегда. Не стоит думать, что при отсутствии уведомления из ФНС платить ничего не нужно. Согласно нормам законодательства, граждане обязаны самостоятельно оповещать органы о наличии у них имущества, облагаемого налогом.

К оповещению необходимо приложить правоустанавливающую документацию. Это нужно сделать до 31 декабря года, следующего за годом приобретения недвижимости.

Сумма для уплаты налога может быть перечислена на расчетный счет налоговой инспекции несколькими способами:

  • через терминал оплаты;
  • Яндекс Деньги;
  • WebMoney;
  • Qiwi-кошелек;
  • личный кабинет в интернет-банкинге;
  • через кассу любого банка.

Следует учитывать сроки поступления средств на счет ФНС. В зависимости от способа оплаты срок может варьироваться от суток до пяти рабочих дней.

Теперь вы знаете, как рассчитать земельный налог в 2020 году. Помните, что при приобретении участка необходимо уведомить об этом налоговую службу. В противном случае нарушитель будет привлечен к административной ответственности.

Читайте также: