Налоговый резидент украины это

Опубликовано: 02.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 марта 2013 г. N ОА-4-13/5221@

Федеральная налоговая служба для сведения и использования в работе направляет письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.02.2013 N 2094/5/12-1016 о порядке подтверждения статуса налогового резидента Украины в целях применения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения (с приложениями).

Данную информацию необходимо довести до сведения нижестоящих налоговых органов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИИ УКРАИНЫ

от 21 февраля 2013 г. N 2094/5/12-1016

О ПОДТВЕРЖДЕНИИ СТАТУСА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Государственная налоговая служба Украины в ответ на письмо для целей применения Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения сообщает следующее.

Порядок выдачи и форма справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12 апреля 2002 года N 173. Приказом установлено, что справку-подтверждение статуса налогового резидента Украины выдает на своем бланке государственная налоговая инспекция по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) за подписью начальника инспекции.

Утвержденная форма справки и ее перевод на русский язык прилагаются.

В случае подачи юридическим (физическим) лицом заявления об освобождении (уменьшении) от налогообложения доходов из источников в зарубежном государстве или заявления о возмещении уже уплаченных налогов на территории зарубежного государства по форме, утвержденной компетентным органом этого зарубежного государства для целей международных договоров об избежании двойного налогообложения, государственные налоговые инспекции Украины по месту нахождения юридического лица (месту жительства физического лица) обязаны подтверждать статус налогового резидента Украины в соответствующем разделе этого заявления за подписью начальника налоговой инспекции. Упомянутые заявления подаются с переводом на украинский язык, кроме заявлений, оформленных на русском языке.

В Украине нет утвержденных типовых форм заявлений на освобождение от налогообложения доходов из источников в Украине и на возврат налога, удержанного у источника выплаты в Украине, для целей международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с положениями п. 103.4 и п. 103.5 статьи 103 Налогового кодекса Украины основанием для освобождения (уменьшения) налогообложения доходов с источником их происхождения в Украине является предоставление нерезидентом лицу, выплачивающему ему доходы, справки (или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения. Упомянутая справка должна быть выдана компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны по форме, утвержденной в соответствии с законодательством этой страны.

Если нерезидент не подал справку, подтверждающую его статус налогового резидента иностранного государства, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения, доходы такого нерезидента с источником их происхождения в Украине подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Украины (п. 103.10 ст. 103 Налогового кодекса Украины).

Если нерезидент считает, что из его доходов была удержана сумма налога, которая превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с правилами международного договора, рассмотрение вопроса о возврате разницы осуществляется на основании подачи в орган государственной налоговой службы по месту нахождения (месту проживания) лица, выплатившего доходы нерезиденту и удержавшего с них налоги, заявления о возврате суммы налога на доходы с источником их происхождения в Украине (п. 103.11 ст. 103 Налогового кодекса Украины).

Резиденты и нерезиденты страны — кто это?

Сегодня я хотел бы рассмотреть очень важный вопрос: кто такие резиденты и нерезиденты страны. Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.

  1. Резиденты и нерезиденты: кто это?
  2. Резиденты и нерезиденты в России: валютное законодательство
  3. Резиденты и нерезиденты в России: налоговое законодательство
  4. Резиденты и нерезиденты в Украине

Резиденты и нерезиденты: кто это?

Начать хочу с того, что, скажем так, «средний обыватель», далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты — это граждане страны, а нерезиденты — это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент — это не обязательно гражданин страны, а нерезидент — это не обязательно иностранец. Далее — подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран. Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле — другие. Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Резиденты и нерезиденты в России: валютное законодательство

В области валютного контроля РФ понятия резидента и нерезидента определены Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003г. Согласно этому нормативному акту, статус резидента имеют:

  1. Граждане РФ, кроме постоянно проживающих на территории иностранных государств;
  2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

При этом все, кого нельзя отнести к этим двум пунктам, имеют статус нерезидента.

Для резидентов и нерезидентов в России действуют разные условия открытия и обслуживания банковских счетов, осуществления валютных операций, получения/отправки денежных переводов, многих других банковских операций и не только.

Резиденты и нерезиденты в России: налоговое законодательство

Налоговые резиденты и нерезиденты в России определяются иначе, чем в области валютного контроля. Их определения обозначены в ст. 207 Налогового кодекса РФ. Согласно этому документу, статус налогового резидента в России имеют:

  1. Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, фактически находящиеся в стране на протяжении не менее 183 дней из идущих подряд 12 месяцев (то есть, не менее полугода в течение года);
  2. Военнослужащие и государственные служащие, даже если они командированы на работу за пределами РФ.

Соответственно, статус налогового нерезидента имеют те граждане, которые не подходят под данные категории, то есть, пребывающие на территории России менее 6 месяцев в году, даже если они являются ее гражданами.

Таким образом получается, что в России иностранец или гражданин страны одновременно могут быть нерезидентом по нормам валютного контроля и резидентом по нормам налогового контроля или наоборот.

Налоговые нерезиденты платят существенно более высокие налоги, в частности, на текущий момент налог на доходы нерезидентов РФ составляет 30%, тогда как для резидентов — 13%.

Резиденты и нерезиденты в Украине

В Украине определение резидентов и нерезидентов дано в Налоговом кодексе, в ст. 14. в п. 14.1.213. Согласно этому документу, статус резидента в Украине имеют физические лица, постоянно проживающие на территории Украины, независимо от того, являются ли они гражданами Украины, иностранцами или лицами без гражданства. Соответственно, физические лица, постоянно проживающие за пределами Украины, являются нерезидентами, даже если они — граждане Украины.

Здесь также имеются существенные отличия в процедурах банковского обслуживания, в ограничениях по суммам получения/отправки денежных переводов, в разных процедурах оформления наследства, провоза денежных средств через границу, в уплате налогов и т.д.

Теперь вы имеете представления о том, кто такой резидент и нерезидент страны для физических лиц. Что касается юридических лиц — понятия резидентов и нерезидентов тоже определены в указанных законодательных актах, если необходимо — вы без проблем их там найдете. Надеюсь, что эта информация была вам полезна, и помните, что в законы могут вноситься изменения, поэтому всегда проверяйте актуальную информацию в первоисточнике.

До новых встреч на Финансовом гении! Успехов вам в повышении финансовой грамотности и ведении личных финансов!


Довольно проб­лемным и вследствие этого имеющим определенные риски на Украине остается вопрос определения резидентства физических лиц в налоговом законодательстве. На протяжении достаточно большого промежутка времени судами рассмотрено много административных споров налогоплательщиков с органами Министерства доходов и сборов Украины (налоговые органы) по этому вопросу, и решения судов в основном принимались в пользу налогоплательщиков. Но обобщать судебные решения уместно лишь в контексте восприятия и оценки судами доказательств, предоставляемых участниками процесса для подтверждения резидентского статуса.

В данной статье основной упор будет сделан именно на проблематику определения статуса налогового резидента Украины для физического лица — гражданина иностранного государства. Также внимание будет уделено рискам, которые могут возникнуть в будущем при осуществлении контрольных мероприятий налоговыми органами либо в процессе судебного обжалования налоговых уведомлений-решений в случае определения налогоплательщикам денежных обязательств по налогу на доходы физических лиц.

Статусное определение

Конечно, основная часть споров ушла в прошлое вместе с Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц» от 22 мая 2003 года № 889-IV, так как Налоговым кодексом (НК) Украины уравнены ставки налога на доходы физических лиц для резидентов и нерезидентов. Но Кодексом в некоторых случаях установлены специальные правила налогообложения доходов физических лиц, применение которых на практике имеет много рисков как для иностранцев, так и для их налоговых агентов. Наибольшими рисками процесса определения статуса налогового резидента в операциях физических лиц — нерезидентов с объектами недвижимости являются получение (выплата) доходов в виде процентов, дивидендов, роялти, подарков, правомерность и размер отнесения к расходам выплаченных сумм доходов физическим лицам налоговыми агентами, использование права специального налогового режима на Украине и тому подобное.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что налоговые органы в случае неподтверждения статуса резидента Украины иностранцем иногда не применяют ставки налога на доходы физических лиц, установленных НК Украины для нерезидентов, а предпочитают применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, в которых ставки налога обычно выше установленных НК Украины. В данном случае происходит нарушение принципа «недискриминации» налоговыми органами, но в существующих реалиях последние утверждают об отсутствии возможности применения относительно физического лица положений международного договора в связи с отсутствием подтверждения резиденства иностранного государства (если лицо считало себя резидентом), в порядке статьи 103 НК Украины. Ведь данная статья Кодекса предусматривает основания распространения норм международного договора на нерезидентов в случаях предоставления ими справки о резиденстве налоговым органам. НК Украины не содержит условий для применения именно налоговыми органами положений международного договора, а наоборот — устанавливает преференцию применения норм международного договора по отношению к национальному законодательству (статья 3 НК Украины). То есть в данном случае, по мнению должностных лиц налоговых органов, происходит переход обязанностей без перехода прав к нерезидентам, так как Кодекс предусматривает соответствующее процедурное основание для использования нерезидентами положений международных договоров — справку. Определяющие принципы налогообложения, содержащиеся в статье 4 НК Украины, остаются для налоговиков исключительно декларативными.

В любом случае свои права нерезидент сможет попробовать отстоять в суде, но суды также довольно редко и неохотно восстанавливают нарушенное право налогоплательщиков в связи с конкуренцией норм налогового законодательства.

В приказном порядке

Центральный налоговый орган неоднократно разъяснял информационными письмами положения международных договоров об избежании двойного налогообложения и приводил рекомендации по толкованию норм относительно определения статуса резидента в данных договорах. К сожалению, обобщающие налоговые консультации в настоящее время по этому вопросу не приняты. Однако полезной для плательщиков в таких письмах-разъяснениях законодательства была бы возможность получения официального понимания фискальным органом содержания международных договоров для уменьшения рисков в налоговом учете.

Определение термина «физическое лицо — резидент» содержится в подпункте 14.1.213 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины, а именно: резидентом является физическое лицо, имеющее место жительства на Украине.

Данной нормой установлены и другие условия по приобретению физическим лицом статуса резидента Украины. Такими основаниями являются: гражданство Украины; место постоянного жительства на Украине; более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) на Украине; срок пребывания на Украине составляет не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года; место постоянного проживания членов семьи находится на Украине или регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности такого физического лица; самостоятельное определение основного местожительства на территории Украины в порядке, установленном Кодексом, или регистрация в качестве занятого лица, или же статус определяется согласно нормам международного права.

В договорах об избежании двойного налогообложения в большинстве случаев физическое лицо считается резидентом договорного государства, если имеет постоянное жилье, более тесные личные и экономические связи, место жительства, гражданство или решение этого вопроса по взаимному согласию государств — участников такого договора.

Государственная налоговая служба Украины письмами от 30 марта 2012 года № 10961/Б/12-0016 и от 8 июня 2012 года № 14633/К/12-0016 разъяснила, что наличие у иностранца вида на постоянное жительство на Украине является лишь одним из оснований на получение статуса налогового резидента Украины в соответствии с законодательством Украины.

Следует отметить, что сегодня еще действует приказ Государственной налоговой администрации Украины от 5 октября 2004 года № 581 «Об утверждении примерных форм Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса и Уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса» (Приказ № 581), с помощью которого физическое лицо — иностранец может самостоятельно определить свой резидентский статус.

Приказ № 581 не является обязательным, поскольку не подлежит государственной регистрации, а Министерство юстиции Украины письмом от 31 декабря 2009 года № 2336-09-24 предлагало Государственной налоговой администрации Украины отменить данный приказ в связи с тем, что налоговый орган требовал выполнения данного нормативного акта налогоплательщиками.

Однако Верховный Суд Украины постановлением от 10 сентября 2013 года по делу № 2а-12736/11/2670, выводы которого поддержал Высший административный суд Украины в постановлении от 14 ноября 2013 года, признал обязательным основанием получение справки физическими лицами — иностранцами для определения статуса резидента Украины в порядке, установленном Приказом № 581, несмотря на наличие у такого физического лица официального разрешения на трудоустройство и пребывание более 183 дней на территории Украины.

Учитывая тот факт, что согласно части 1 статьи 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины решение Верховного Суда Украины в подобных правоотношениях является обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанные нормы права, то применение норм Приказа № 581 является обязательным. Выводы постановления от 10 сентября 2013 года могут использовать при проведении проверок налоговые органы для признания физического лица — иностранца нерезидентом Украины.

Подводя итог, следует отметить, что физические лица — нерезиденты и их налоговые агенты должны учитывать выводы Верховного Суда Украины относительно выполнения Приказа № 581 во избежание рисков доначисления налоговых обязательств.

БЕВЗА Владимир — заместитель руководителя практики, старший юрист, адвокат Международного правового центра EUCON, г. Киев

Мнение

Уведомить о статусе

Вита ФОРСЮК,
руководитель практики налогового права ЮК Jurimex

Верховный Суд Украины, правовые позиции которого являются обязательными для судов других инстанций, в своем постановлении от 10 сентября 2013 года по делу № 21-164а13 обратил внимание на то, что для приобретения иностранцем статуса налогового резидента Украины необходимо не только соблюдать формальные требования относительно пребывания на территории Украины не менее 183 дней на протяжении налогового года, но и ежегодно получать от налоговых органов справку-уведомление о своем налоговом статусе. Если иностранец не изъявил желания подтвердить свой резидентский статус и не получил справку, то, по мнению ВСУ, его заработная плата должна облагаться налогом по ставке, вдвое больше основной, а именно: по ставке 30 %.

Кроме того, пункт 103.11 статьи 103 Налогового кодекса Украины предусматривает право нерезидента в случае, если с его доходов была удержана сумма налога, которая превышает сумму, подлежащую уплате согласно правилам международного договора, обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне удержанного налога.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

На вопрос отвечает Н. К. Сенин, эксперт журнала «Бухгалтер Крыма»

Вопрос:

Мы приобретаем товары и услуги у физических лиц. Некоторые из них постоянно проживают на территории Крыма, другие – на Украине. Все они до 18.03.2014 согласно законодательству Украины приобрели статус предпринимателя, который сохраняют до настоящего времени. Наше предприятие перерегистрировалось в соответствии с законодательством РФ. Должны ли мы при выплате денежных средств за приобретенные товары и услуги удержать из доходов данных предпринимателей НДФЛ?

В силу ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. При этом объектом налого­обложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ, – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  2. от источников в РФ, – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (ст. 209 НК РФ).
На основании п. 9 Постановления Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14 «Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» независимо от времени фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18.03.2014, налоговыми резидентами РФ на указанную дату и до 01.01.2015 признаются все физические лица, имевшие постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым) и оставшиеся на постоянное жительство в РФ, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, которые до 18.03.2014 проходили военную службу в Автономной Республике Крым (Республике Крым), вне зависимости от их гражданства.

Аналогичное положение имеется в ст. 16 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2‑ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон № 2‑ЗС).

Исходя из ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. То есть данные лица становятся налоговыми агентами. Причем есть исключения, когда налоговый агент не исчисляет, не удерживает и не уплачивает налог с полученного дохода. Это случаи, когда исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ. В частности, такой порядок предусмотрен п. 1 ст. 227 НК РФ для физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть для ИП – по суммам доходов, полученных от осуществления обозначенной деятельности.

ФЛП является предпринимателем, но не с точки зрения российского законодательства, ведь в таком качестве он зарегистрирован другим государством – Украиной. Например, в Письме Минфина России от 03.09.2012 № 03‑04‑06/4-266 сказано, что если физическое лицо – гражданин Республики Беларусь не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ, оно не может рассматриваться в качестве индивидуального предпринимателя в целях применения НК РФ. Определяющим является даже не наличие гражданства, а факт отсутствия регистрации в качестве предпринимателя, произведенной по российскому законодательству. Следовательно, при выплате дохода ФЛП российская организация или предприниматель остаются налоговыми агентами.

Причем если выплата производится в адрес ФЛП, место проживания которого находится на территории Украины, то нужно учитывать нормы НК РФ об избежании двойного налогообложения. В силу ст. 232 НК РФ с физического лица – иностранца не взимается НДФЛ, если между РФ и другим государством имеется договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

Поэтому надо иметь в виду Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (далее – Соглашение). На основании ст. 14 названного документа доход, получаемый резидентом одного договаривающегося государства (в данном случае – Украины) от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве (РФ), только если выполняется одно из условий:

  • обозначенный резидент располагает в этом другом государстве (РФ) постоянной базой, используемой им для целей осуществления своей деятельности, и доход относится к постоянной базе;
  • доход выплачивается из источников в этом другом государстве (РФ).
В то же время в Письме ФНС России от 11.02.2009 №3‑5‑03/142@ указывается, что исходя из пп. «д» п. 1 ст. 3 Соглашения в каждом из договаривающихся государств индивидуальные предприниматели другого договаривающегося государства должны рассматриваться в качестве предприятия (см. также Письмо Минфина России от 06.12.2010 № 03‑08‑05).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только данное предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

Из пункта 1 ст. 5 Соглашения следует, что для целей его применения выражение «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве. Под ним могут пониматься место управления, филиал (отделение), контора, фабрика, мастерская, шахта (рудник, нефтяная или газовая скважина, карьер, установка, сооружение или любое другое место разведки или добычи природных ресурсов), склад или иное сооружение, используемое для продажи товаров.

Если имеются признаки постоянного представительства, то доход от деятельности, относящейся к этому представительству, облагается, в рассматриваемом случае – в РФ. В другом случае доход ФЛП будет полностью облагаться налоговыми органами Украины. Но на основании п. 2 ст. 232 НК РФ такой украинский предприниматель должен представить официальное подтверждение того, что он является резидентом Украины, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть предоставлено и до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента Украины приведен в Письме Государственной налоговой администрации Украины от 21.02.2013 № 2094/5/12-1016. Согласно ему порядок выдачи и форма справки, подтверждающей статус налогового резидента Украины, утверждены Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12.04.2002 № 173. Названным приказом установлено, что справку-подтверждение статуса налогового резидента Украины выдает на своем бланке государственная налоговая инспекция по месту жительства физического лица за подписью начальника инспекции.

Подтверждение статуса налогового резидента предоставляется налоговому агенту в оригинале либо в нотариально заверенной копии с проставлением на таком подтверждении апостиля (Письмо ФНС России от 09.09.2008 № 3‑5‑04/497). Если подтверждение составлено на украинском языке, то необходим нотариально заверенный перевод (Письмо Минфина России от 13.10.2009 № 03‑08‑05).

В любом случае, для того чтобы налоговый агент уже при выплате дохода ФЛП, осуществляющему деятельность без признаков создания постоянного представительства, имел право не удерживать НДФЛ, он в этот момент должен иметь представленное обозначенным ФЛП подтверждение резидентства Украины. В ином случае он должен удержать налог, а ФЛП – самостоятельно обратиться в налоговые органы РФ за возвратом налога. Нет единого мнения, кто должен представить в российские налоговые органы поименованное подтверждение и соответствующий комплект документов: сам ФЛП или налоговый агент, когда будет отчитываться по формам 2‑НДФЛ. Вероятно, во избежание риска лучше это сделать и ФЛП, и налоговому агенту (см. письма Минфина России от 29.08.2014 № 03‑04‑06/43394, от 23.05.2014 № 03‑04‑05/24803).

Действие выданного подтверждения не зависит от количества и регулярности выплат физическому лицу и вида доходов, полученных от источников в РФ, и распространяется на календарный год, в котором оно выдано (Письмо Минфина России от 30.11.2010 № 03‑04‑06/2-275).

Что касается ФЛП, проживающего в Крыму или Севастополе, которому выплачивают доход предприятие или ИП, уже зарегистрированные по российскому законодательству, надо иметь в виду следующее. Согласно п. 20 Постановления Государственного совета Республики Крым от 21.05.2014 № 2150-6/14 «Об утверждении Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период» с 18.03.2014 доходы юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, созданных согласно законодательству Украины, местом нахождения которых является территория Республики Крым, полученные от лиц, признаваемых в соответствии с законодательством РФ налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, не признаются соответственно доходами иностранных организаций и доходами физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Причем налогоплательщик должен предоставить налоговому агенту сведения о его постановке на учет в налоговых органах на территории Республики Крым. В этом случае налоговый агент не удерживает налог при выплате дохода.

Аналогичное положение имеется в п. 5.5 ст. 23 Закона № 2‑ЗС. Данная норма сохранит свое действие в течение переходного периода.

man_1424877_640.jpg

Знакомясь с налоговым законодательством Украины, очень часто встречаем понятия «резидент» и «нерезидент». Большинство лиц ошибочно считают, что под понятием «резидент» подразумевается гражданин Украины, а соответственно «нерезидент» – иностранец или лицо без гражданства. Такое утверждение является недостаточно верным.

Для большего удобства в определении ставок налогообложения и определенных особенностей взимания налогов и сборов законодатель делит плательщиков налогов на две категории: резиденты и нерезиденты. Стоит отметить, что такое разграничение используется не только в области налогового права, но и в других отраслях, например таможенном и банковском праве и тому подобное.

Субъекты, подпадающие под категорию резидентов

Несмотря на расхожее мнение, что резидент это обязательно физическое лицо, следует отметить, что разделению на резидентов и нерезидентов подлежат и юридические лица.

Так, Налоговый кодекс Украины определяет, что резидентами могут быть физические лица, юридические лица и дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Украины, которые находятся за границей, при наличии совокупности условий.

Юридическое лицо относится к категории резидентов, если оно создано и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины независимо от места расположения. То есть юридическое лицо может располагаться как на территории Украины, так и за ее пределами. Значит, даже юридические лица, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории другой страны, но по законам нашего государства для целей налогообложения будут считаться резидентами.

По такому же принципу определяем, к какой категории относится обособленное подразделение юридического лица, осуществляющего свою деятельность без создания отдельного юридического лица.

Все дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, которые осуществляют свою предусмотренную законом деятельность в других странах, законодатель относит к категории резидентов. Что касается официальных представительств Украины за рубежом, то их относим к резидентам только при условии, что они наделены дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В противном случае такие представительства будут пользоваться правилами налогообложения, предусмотренными для нерезидентов.

Физическое лицо считается резидентом независимо от гражданской принадлежности, то есть это может быть и гражданин Украины, и иностранец, и лицо без гражданства. Главным признаком, по которому физическое лицо относится к категории резидентов, является постоянное место жительства в Украине. Следовательно физическое лицо, постоянно проживающее в Украине, платит налоги по правилам, предусмотренным законодательством для резидентов.

Правила отнесения физического лица к категории резидентов

Обычно определить, является ли лицо резидентом или нерезидентом, очень просто, однако существуют неоднозначные ситуации, в которых такое определение вызывает определенные трудности. Для решения этого вопроса налоговое законодательство устанавливает ряд правил, по которым и определяем, является лицо резидентом или нет.

Так, если лицо проживает и в Украине, и в какой-то другой стране, то оно считается резидентом, если именно в Украине оно имеет постоянное место жительства. Например, лицо, скажем, гражданин Украины или лицо без гражданства, некоторое время проживает в Украине и некоторое время проживает в соседней Польше. Для целей налогообложения такое лицо будет считаться резидентом при условии, что именно в Украине оно имеет постоянное место жительства, то есть такое лицо осуществило регистрацию места проживания именно на территории Украины и в соответствии с нормами украинского законодательства.

Бывают ситуации, при которых человек имеет место постоянного проживания и в Украине, и в другом государстве, то есть, например, он имеет регистрацию места проживания в Украине в соответствии с законом Украины и регистрацию места жительства в другой стране в соответствии с ее законодательством. В таком случае лицо является резидентом, если среди этих двух государств именно с Украиной оно имеет более тесные экономические или личные связи, то есть именно в Украине находится центр жизненных интересов такого лица, а именно его семья, или лицо зарегистрировано как физическое лицо – предприниматель по законам Украины и др.

Если даже по таким правилам нельзя определить, резидент лицо или нерезидент, то считаем его резидентом, если он более полугода проживает на территории Украины. Итак, если человек в налоговом периоде, которым является календарный год, проживал 183 дня в Украине, то он считается резидентом. Следует отметить, что законодатель в этот срок включает день приезда и день отъезда лица.

Когда же ни за одной из этих условий невозможно определить статус лица, то если такое лицо является гражданином Украины, оно считается резидентом.

Кроме того, лицо может само определить свое постоянное место жительства в Украине путем подачи соответствующего заявления в органы Государственной миграционной службы Украины и пользоваться правилами налогообложения, предусмотренными для резидента.

При возникновении трудностей с определением лица резидентом или нерезидентом, или с расчетом и уплатой налогов и сборов, необходимо проконсультироваться с юристом.

Читайте также: