Налоговый рейтинг регионов россии

Опубликовано: 02.05.2024

Рейтинг регионов России по налоговым отчислениям

Кто платит, а кто тратит: кормящие страну автономные округа, триллионы от Москвы и забирающий свое Татарстан
Фото: rkc56.ru

«Реальное время» анализирует налоговые отчисления регионов России в бюджет. Традиционно, некоторые регионы получают из федерального центра денег гораздо меньше, чем отчисляют. Другие же, напротив, получают в свой консолидированный бюджет больше, чем заработали. Однако многие стереотипы оказываются неоправданными. Например, Татарстан в сравнении с ХМАО платит налогов в четыре раза меньше, а обратно получает почти столько же, как и нефте-газовый «коллега». Москва перечисляет налогов больше всех (это к слову о том, что все деньги текут в Москву), но и процент возвращенных денег от нее выше, чем в среднем по России. Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула сидят на дотациях.

Больше всего отдают Москва, Санкт-Петербург и «углеводородные» регионы, включая Татарстан

Суммарно российские регионы, по данным аналитической службы «Реального времени», на 1 января 2017 года, перечислили в бюджеты разных уровней сумму в 12,77 трлн рублей. Эта цифра касается федеральных налогов и сборов, часть из которых попадает и в консолидированные бюджеты субъектов (включая доходы местных бюджетов). Отметим, что, по информации официального сайта Федеральной налоговой службы, к федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, а также акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых и водный налог.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица — Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.


По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Фото strana.ru

Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург — 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Следом за этими тремя регионами находятся Ямало-Ненецкий автономный округ с 753,8 млрд рублей отчисленных федеральных налогов, Московская область с 620 млрд рублей и Татарстан с 396,7 млрд рублей. Татарстан, таким образом, оказался регионом, отчислившим самое большое количество налогов, помимо двух столиц, двух главных «углеводородных» регионов России, а также Московской области.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии — 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии — 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).


Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).


Магаданская область перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Фото webturizm.ru

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область. Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ. Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей. Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов — около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% — меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы — 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.


Всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. Фото delovoy-kirov.ru

Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области — 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана — 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области — 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов — 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области — 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их — от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока. В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области — 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями — Удмуртии и Оренбургской области. В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.


Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы. Фото evo-rus.com

Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей. К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей. Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это — упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области. Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа — 128 млрд рублей. В других федеральных округах эти показатели и того меньше — в Приволжском федеральном округе — лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном — 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее — Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана — 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.


Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам — их объем составил 490 млрд рублей. Фото nalog.ru

Местные налоги: Подмосковье впереди Москвы

220 млрд рублей, кроме того, регионы перечислили в счет местных налогов. К ним, согласно данным Федеральной налоговой службы, относятся всего три вида налогов — это земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор.

Тут в списке лидеров среди федеральных округов — уже без неожиданностей. Первое место — 97 млрд рублей — у Центрального федерального округа. Однако при этом лидером по регионам внезапно стала не Москва, а Московская область с 34,4 млрд рублей. Столицей в счет местных налогов были перечислены лишь 33,7 млрд рублей.

Второе место и 34 млрд рублей у Приволжского федерального округа, в лидерах — Татарстан с 8,8 млрд рублей и Самарская область с 5,4 млрд рублей. Третье место у Южного федерального округа с 22 млрд рублей, здесь лидер — Краснодарский край с 8,7 млрд рублей, а также Ростовская область с 7,7 млрд рублей.

Ниже расскажем о регионах-лидерах по эффективности налоговой политики.

1. Москва

В ходе исследования выяснилось, что в 2 регионах практически нет налогоплательщиков, применяющих ЕНВД: в Москве режим не применяется с 2014 года, в Республике Ингушетия всего 1% налогоплательщиков применяют ЕНВД.

2. Новосибирская область


Отмечается, что регионы из первой пятерки перешли к расчету налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов, а также установили стоимость патента соразмерной размеру средней заработной платы мигрантов в регионе.

3 из 5 регионов (Новосибирская область, Республика Коми, ХМАО) не установили льгот по налогу на имущество организаций для движимого имущества, в результате чего такое имущество облагалось по ставке 1,1%, предусмотренной Налоговым кодексом.

3. Санкт-Петербург

Кроме того, 3 из 5 регионов (Москва, Санкт-Петербург и ХМАО) получили практически максимальные баллы по показателю «Предоставление налоговых льгот», так как они предоставляют льготы за счет собственных средств – т.е. практически не имеют дотаций (менее 2% от налоговых и неналоговых доходов региона) и имеют низкий уровень госдолга (менее 10% от налоговых и неналоговых доходов региона).

4. Республика Коми


В ходе исследования было выявлено, что к 2018 году расчет налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов по торговой недвижимости не ввели 16 регионов, по офисной недвижимости – 24 региона; расчет налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости не ввели 15 регионов.

При этом 7 регионов (Волгоградская область, Севастополь и Республика Крым, Иркутская область, Красноярский край, Смоленская область, Чукотский АО) не ввели расчет от кадастровой стоимости ни по налогу на имущество организаций, ни по налогу на имущество физических лиц

5. ХМАО


Как выяснилось в ходе исследования, для регионов наибольшую сложность вызывает работа с задолженностью по транспортному налогу, в первую очередь - физических лиц.

В среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу физических лиц составляет около 30% от объёма годовых начислений по налогу, причём в ряде регионов данный показатель превышает 60%.

Такой высокий уровень задолженности свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к налогообложению транспорта, в том числе с учётом социо-культурных особенностей отдельных макрорегионов.

6. Московская область

Данный подход позволяет учесть текущую работу регионов, а не только работу, проведенную в прошлые периоды.

7. Камчатский край


Увеличение поступлений по специальным режимам отражают систематическую работу региона с малым и средним бизнесом.

Наиболее высокие показатели продемонстрировали города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург и Севастополь), а также Республика Крым и Мурманская область.

Среднегодовой прирост поступлений в этих регионах составляет более 20%. Худшие показатели у Чукотского АО и Еврейской автономной области – здесь среднегодовой прирост не превышает 2%.

8. Самарская область


В рамках президентской амнистии, предусмотренной Федеральным законом No436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», налоговые органы осуществляли списание задолженности физических лиц по имущественным налогам, образовавшейся до 2015 года.

9. Челябинская область


Регионы, получающие серьезные дотации из федерального бюджета, по всей видимости, не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой, собственными налогоплательщиками.

Таким регионам не удается найти правильный баланс между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию.

10. Сахалинская область

Экономическая активность регионов России в значительной степени отражается на их бюджетных доходах. Рассмотрим в каких регионах самые высокие бюджетные доходы в абсолютном выражении и на душу населения.

Централизованная модель управления страной формирует бюджетные перекосы и особенности. Яркий пример: доходы от добычи нефти (налог на добычу) не остаются в нефтяных регионах, а поступают в федеральный бюджет. Централизация сказалась и на расположении головных офисов крупнейших компаний России в Москве, где они платят налог на прибыль и НДФЛ с высоких зарплат в бюджет города.

Доходы региональных бюджетов делятся на собственные доходы (налоговые и неналоговые) и трансферты от федерального центра. Крупнейший бюджет у Москвы — 2,6 трлн рублей (2019 г.) или 19,5% от общих региональных доходов при 8,5% доле в численности населения.

Второе и третье место по доходам бюджета занимают Московская область и Санкт-Петербург, которые отстают от Москвы в 4 раза. Регионы с крупнейшими бюджетами традиционно формируются за счет собственных налогов, а доля трансфертов не превышает 10%.

Размеры региональных бюджетов в абсолютном выражении не всегда отражают их реальную бюджетную обеспеченность. Это связано как с разной численностью населения, так и уровнем цен: 1 рубль на Чукотке это не 1 рубль на Кавказе, а в одном районе Москвы живет больше людей, чем в нескольких регионах России. Для иллюстрации реальной обеспеченности региональные бюджеты необходимо отразить на душу населения (на 1 человека) и привести к единому уровню цен (через индекс бюджетных расходов).

Доходы региональных бюджетов на душу населения (на 1 человека) в 2019 году составили 92 тыс. рублей. В номинальном выражении самые высокие душевые доходы бюджета на Чукотке — 1,1 млн рублей, что в 5 раз больше уровня Москвы.

Но это не имеет ничего общего с реальной бюджетной обеспеченностью из-за колоссальной разницы в ценах на Чукотке и в остальной России. Для корректного сопоставления бюджетные доходы приведены в единому уровню цен.

Традиционные лидеры — ресурсные и малочисленные северные регионы из-за высокой стоимости жизни уступили первое место Москве. После приведения к единому уровню цен доходы столичного бюджета оказались в 2,5 раза выше среднего по стране — 222 тыс рублей на 1 человека (номинально — 209 тыс рублей) в 2019 г.

Большое влияние на бюджет города оказывает рынок труда, перечисляющий в столичный бюджет налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) с высоких официальных зарплат. Это единственный российский регион, где в таком количестве расположены головные офисы крупнейших компаний и органов власти. Доля НДФЛ в московском бюджете — 39,5% (выше только в Санкт-Петербурге — 42,6%), в других регионах — только 29%.

Нефтяные регионы

Высокие душевые доходы бюджетов характерны для нефтяных регионов: Сахалинской области, Ненецкого АО, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО, Тюменской области. Нефтяные регионы практически не получают федеральную помощь и финансируют расходы за счёт собственных средств.

Также относительно большие душевые доходы в промышленно развитых регионах: Татарстане, Белгородской и Калужской областях и т.п., а также входящих в столичные агломерации — Московской и Ленинградской областях.

Северная столица

Второй по численности населения город России — Санкт-Петербург сильно отстаёт от Москвы. Удельные доходы его бюджета с учётом разницы в стоимости жизни на 34% ниже московского. Бюджет северной столицы финансируется за счёт собственных налогов и сборов (трансферты на 1 человека на уровне Москвы), хотя в ней нет такой концентрации богатых граждан и бизнеса, как в Москве. В среднем душевые доходы бюджета Санкт-Петербурга в 1,6 раза выше других регионов России.

Особое финансирование

В Крыму и Севастополе действует программа социально-экономического развития до 2022 года, в рамках которой в 2019 году было выделено 88 млрд руб. субсидий. В эту сумму не входят дотации и субвенции. А по сумме общей федеральной помощи Крым вышел на первое место (130 млрд руб.), обогнав Дагестан. В Калининградской области функционирует особая экономическая зона, в 2019 год федеральный бюджет выделил на нее 56,7 млрд руб. трансфертов.

Такой уровень федеральной помощи пока не нашел отражение в сопоставимом росте доходов населения и налоговый базы региональных бюджетов. Трансферты преимущественно расходуются на инфраструктуру: дорожное строительство в Крыму и Севастополе, а также поддержку бизнеса в особой экономической зоне Калининградской области. Зарплаты в этих регионах остаются ниже среднего уровня по стране.

Содержание

  • Резюме
  • Федеральная поддержка смягчила падение
  • Регионам придется занимать

Татьяна Тирских

Гульназ Галиева

Павел Митрофанов

Резюме

Треть регионов страны продемонстрировали сокращение доходов бюджетов за первые четыре месяца 2020 года, а падение налоговых и неналоговых доходов коснулось более 2/3 регионов и составило свыше 200 млрд рублей. План спасения субъектов РФ базируется на поддержке ликвидности со стороны федерального правительства. Введенные антикризисные меры затормозили падение доходов и рост дефицитов бюджетов, но от федеральных властей может потребоваться дополнительная поддержка как минимум в сопоставимых объемах при реализации сценария «второй волны» и повторении нерабочих недель в конце года. По нашей оценке, совокупный дефицит региональных бюджетов по итогам года составит около 200 млрд рублей, или 2,5 % от ННД региональных доходов. Низкие ставки дают шанс регионам профинансировать этот дефицит длинными облигациями, уменьшающими давление на ликвидность бюджетов.

Федеральная поддержка смягчила падение

Регионы опубликовали результаты исполнения бюджета за четыре месяца 2020 года, из которых апрель они провели в режиме самоизоляции. В то время как 2020-й начался довольно успешно и субъекты продемонстрировали рост доходной базы в I квартале на 10,9 % год к году, нерабочий для всей страны апрель, введенный для сдерживания пандемии, внес существенные коррективы в бюджеты. На фоне развития коронавирусной пандемии и кризисных явлений, вызванных понижением цен на сырьевые товары, региональные бюджеты субъектов РФ в совокупности за четыре месяца 2020 года получили на 36,5 млрд рублей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, что преимущественно обусловлено резким сокращением доходов в апреле (-20,2 %). Снижение доходов отмечено более чем в 1/3 регионов страны. Лидерами по сокращению доходной базы являются Кемеровская область (-27,4 %) и Республика Татарстан (-24,1 %).

Таблица 1. Топ-10 регионов по падению доходов их бюджета за январь – апрель 2020 года

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Таблица 2. Топ-10 регионов, наиболее устойчивых к падению в январе – апреле 2020 года

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Разрыв мог быть существенно больше, если бы не дополнительная финансовая поддержка из федерального бюджета, направленная на компенсацию выпадающих доходов и обеспечение устойчивости бюджетов в условиях пандемии. Правительство приняло несколько поддерживающих мероприятий для повышения сбалансированности бюджетов субъектов в условиях ухудшения экономической обстановки, в частности, отменило либо продлило ряд законодательных ограничений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. Также правительство распорядилось выделить дополнительные трансферты в совокупном размере около 270 млрд рублей, в том числе на оснащение коечного фонда в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.

В январе – апреле 2020 года регионы получили на 30,2 % больше трансфертов из федерального бюджета, чем за аналогичный период 2019-го. Увеличение трансфертов наблюдается в подавляющем большинстве регионов, за исключением Забайкальского края, Астраханской, Калининградской, Архангельской областей. Федеральная помощь оказалась хорошим опорным костылем, позволившим придержать нарастающий бюджетный дисбаланс, тем не менее результаты исполнения бюджетов говорят о недостаточности этих мер.

На фоне роста безвозмездных поступлений из федерального бюджета в структуре доходов в течение четырех месяцев 2020 года значительное снижение претерпели налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) регионов (-6,5 %), в совокупности субъекты недополучили 214,8 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Падение ННД было нивелировано высокими показателями в I квартале (ННД выросли за январь – март на 8,1 %). Снижение ННД коснулось более 2/3 регионов. Больше всех пострадали Республика Хакасия (-37,8 %) и Кемеровская область (-32,3 %). Шоковые события в экономике сопровождаются неблагоприятной внешней конъюнктурой, что в том числе усугубляется низкими ценами на сырье и спадом производственных циклов. Это приводит к замедлению налоговых поступлений, в частности, их сокращению по основным бюджетообразующим налогам: налогу на прибыль организаций (-11,2 %), налогу на имущество организаций (-12,2 %) и налогам на совокупный доход (-17,8 %). В то же время выросли поступления по НДФЛ на 2,8 %, но в апреле просели почти на 20 % к уровню апреля 2019 года. Также подросли поступления по акцизам на 7,9 % в 71 регионе.

Таблица 3. Топ-10 регионов с наибольшим снижением ННД за январь – апрель 2020 года

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Таблица 4. Топ-10 регионов с наибольшим ростом ННД за январь – апрель 2020 года

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Расходы региональных бюджетов по итогам четырех месяцев 2020-го выросли на 20,8 % к аналогичному периоду 2019 года. Увеличение расходов было зафиксировано практически во всех регионах, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской, Калининградской и Липецкой областей. В немалой степени такой рост обусловлен увеличением расходов в апреле 2020-го на 30,1 % по сравнению с апрелем 2019 года в связи с реализацией ряда мер по обеспечению устойчивого развития экономики при ухудшении ситуации, поддержки безработных граждан и семей с детьми. В структуре расходов регионов сохранилась социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе – апреле 2020 года было направлено 2,4 трлн рублей, что выше аналогичного уровня 2019-го на 21,7 %, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах бюджетов вырос на 0,5 п. п. Также в структуре расходов произошли некоторые изменения. Так, в связи со значительным ростом расходов на здравоохранение (+67,7 %), связанным с созданием дополнительных койко-мест, выплатами медицинскому персоналу, закупкой специальных средств защиты и медицинского оборудования, произошло увеличение его удельного веса в общем объеме расходов на 3,6 п. п.

По итогам января – апреля 2020 года агрегированный профицит бюджетов регионов сократился в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, до 211,3 млрд рублей, но по результатам апреля дефицит составил 93 млрд рублей. Бюджеты более трети субъектов РФ были исполнены с дефицитом, тогда как по итогам аналогичного периода 2019 года дефицитные бюджеты сложились только у четырех субъектов РФ. Наибольший бюджетный дисбаланс наблюдается в Москве (44,7 млрд рублей), Московской области (14,9 млрд рублей), Республиках Татарстан (12,9 млрд рублей) и Башкортостан (12,2 млрд рублей). Тем не менее профиль финансовой устойчивости у этих регионов оценивается довольно высоко, поэтому они могут себе позволить дополнительные заимствования для покрытия образовавшихся разрывов и финансирования собственных расходов без существенного ущерба для своей кредитоспособности.

Регионам придется занимать

Общий государственный долг субъектов РФ с 2017 года демонстрировал снижение в результате улучшения собираемости налогов и роста бюджетной устойчивости. Но сформировавшийся бюджетный дисбаланс по итогам четырех месяцев 2020-го способствовал росту государственного долга на 2,1 % к прошлому году и составил 2 086,8 млрд рублей по состоянию на 01.05.2020, за апрель долг вырос на 31,6 млрд рублей. Рост долга зафиксирован в 30 субъектах.

Передовиками по наращиванию долга стали Санкт-Петербург (в 1,8 раза) и Иркутская область (в 1,7 раза). Структура долга претерпела некоторые изменения: увеличилась доля рыночного долга (+2,7 п. п.), доля банковского долга сократилась (-2,1 п. п.), и все также наибольшую долю в долговом портфеле занимают бюджетные кредиты (48,4 %).

Таблица 5. Топ-10 регионов, сокративших долг за четыре месяца

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Таблица 6. Топ-10 регионов, нарастивших долг за четыре месяца

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА», по данным Минфина России

Долговая нагрузка за январь – апрель 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го выросла на 1,0 п. п. и составила 22,8 % ННД бюджета регионов. Рост зафиксирован в 39 субъектах РФ, преимущественно в Республике Хакасии (+43,7 п. п.) и Томской области (+16,7 п. п.) в результате совокупного влияния снижения налоговых и неналоговых доходов и увеличения долговых обязательств. Снижение долговой нагрузки продемонстрировали 43 субъекта РФ, особо отличились Чукотский автономный округ (-19,1 п. п.) и Республика Ингушетия (-16,7 п. п.). В Москве долговая нагрузка осталась на уровне 1 мая 2019 года, в Севастополе и Сахалинской области долг отсутствует. Кроме того, количество регионов, у которых объем долга не превысил 10 % ННД, сохранилось почти то же (15), за исключением Иркутской области, где долговая нагрузка выросла с 8,2 до 14,4 % ННД.

При продолжении рецессии экономики до конца года региональные бюджеты могут продемонстрировать снижение собственных доходов и во многом будут зависеть от поддержки со стороны федерального центра. При этом мы оцениваем возможность сокращения расходов как крайне ограниченную, поскольку перед регионами стоят обязательства по реализации национальных проектов, а также финансирование последствий пандемии. Это приведет к увеличению дефицитов бюджетов, и, по оценке агентства, агрегированный дефицит может составить около 200 млрд рублей, или 2,5 % от ННД. Долг регионов продолжит свой рост и к концу года достигнет уровня 2015–2017 годов в размере 2,3 трлн рублей. На фоне увеличения долга и снижения доходов долговая нагрузка тоже покажет свой рост к уровню 2018 года и составит, по нашей оценке, около 27 % ННД региональных бюджетов.

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Налоговые льготы для ИТ-компаний

Сегодня в России действует целый ряд налоговых льгот для компаний, работающих на рынке информационных технологий. На федеральном уровне действуют послабления в уплате налога на добавленную стоимость: НДС не облагается передача исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также передача прав на их использование по лицензионному договору. Кроме того для российских ИТ-компаний размер страховых взносов составляет лишь 14% (остальные платят 30%). Однако, для получения такой льготы необходимо выполнить ряд условий: организация должна быть зарегистрирована в Минкомсвязи, иметь не менее семи сотрудников, и доля ее доходов от реализации ИТ-продуктов должна составлять не менее 90% в общей сумме всех доходов.

В 2014 г. Минкомсвязи предложило реализовать пилотный проект по внедрению льготного налогового режима для ИТ-компаний нескольким субъектам РФ. Идея состояла в снижении ставки налога на прибыль. Проект поддержали четыре региона: Челябинская, Пензенская, Ульяновская и Новосибирская области. На данный момент льготы для ИТ-компаний в части налога на прибыль действуют в ряде регионов РФ, а также в пяти особых экономических зонах (ОЭЗ). CNews совместно с юридической компанией P&P Unity собрал информацию о льготном налогообложении ИТ-компаний в ОЭЗ и регионах России.

Инновационный центр «Сколково», занявший первое место в списке, формально не является регионом или ОЭЗ, он не носит региональный характер, в сравнении, например, с ОЭЗ и СЭЗ, которые создаются именно для развития региона. В экономических зонах регион своими актами устанавливает льготы (в России очень мало особых экономических зон, для которых льготы установлены Налоговым кодексом). В свою очередь инновационный центр «Сколково» – скорее инфраструктура для развития ИТ-отрасли в России в целом, то есть проект государственный, а не региональный. Вследствие этого льготы по налогам установлены напрямую федеральным актом – Налоговым кодексом. Для резидентов «Сколково» действуют льготные ставки по уплате НДС. От уплаты налога освобождаются (за исключением «ввозного» НДС) организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"». Льгота действует в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта.

В РФ базовая ставка налога на прибыль составляет 20%, причем 2% (3% с 2017 по 2020 гг.) из них отчисляются в федеральный бюджет, а остальные 18% (17%) в – региональный. Регионы вправе снижать свою долю налога, но не более, чем до 13,5%. Именно таким образом образуется льготная ставка. В таблице приведена только региональная доля налога на прибыль; фактически компания заплатит на 3% (на 2% после 2020 г.) больше.

Регионы в таблице отсортированы в порядке возрастания льготной ставки на прибыль (региональной доли). В случае одинаковых значений более высокое место занимает регион с более гибкими или более выгодными условиями предоставления льгот. Так, например, при одинаковой ставке в 13,5% Ульяновская область оказалась выше остальных с равным показателем, так как при прочих равных условиях, для ИТ-компаний допускается лишь 70% доли от реализации ИТ-услуг или ИТ-продуктов в доходе в течение соответствующего отчетного периода. Тогда как остальные регионы с таким же значением льготной ставки допускают долю дохода от профильной деятельности не ниже 90%.

CNews Analytics: Рейтинг регионов по налоговым условиям для ИТ-компаний

Регион Налог на прибыль организаций Крупнейшие ИТ-компании региона
Ставка без льготы Льготная ставка Основание получения льготы
1 Сколково 18% 0% (в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»» (участник проекта).
Организация может утратить право на получение льготы в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 246,1 НК РФ.
Резидентами ИТ-кластера «Сколково» на ноябрь 2018 г. являются 690 компаний, в том числе «Сбербанк-технологии», Comindware, «Тинькофф Центр Разработки», «Кнопка», Visionlabs, iTrend, Vocord
2 Республика Татарстан 18% (17% 2017–2020 гг.) 0% (1–5 год с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению)
5 % (6–10 год получения прибыли)
Наличие статуса резидента ОЭЗ ТВТ «Иннополис». Резидентами «Иннополиса» на ноябрь 2018 г. являются 76 российских компаний. В основном это дочерние структуры российских ИТ-корпораций, таких как «Ай-теко», ICL, Acronis, Infowatch, Cognitive Technologies, «СКБ Контур» и др.
3 Калининградская область 18% (17% 2017–2020 гг.) 0% первые 6 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта. В течение следующих 6 налоговых периодов применяется ставка по умолчанию, уменьшенная на 50%. Наличие статуса резидента ОЭЗ в Калининградской области. GS Group, БФТ, «К-системс», «Смарт Блокчейн Солюшнс», Kode
4 Республика Крым и город федерального значения Севастополь 18% (17% 2017–2020 гг.) 2% – первые 3 года с момента внесения в единый реестр участников СЭЗ; 6% – 4–8 годы; 13,5% – с 9 года. Наличие статуса участника СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. ГУП «Крымтехнологии», технопарк «ИТ Крым»
5 Ульяновская область 18% (17% 2017–2020 гг.) 13,5% Одновременное соблюдение условий:
а) осуществление деятельности в области информационных технологий;
б) в доходе от реализации товаров (работ, услуг) в течение соответствующего отчетного (налогового) периода доля дохода от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления указанной деятельности, составила не менее 70%;
в) наличие документа об аккредитации в Минкомсвязи.
«Проф-ИТ», SimbirSoft, Simtech, «АИС Город», IТech.group, Fun-Box, Mediasoft

Источник: CNews Analytics, P&P Unity, 2018

В региональных законодательных актах, устанавливающих налоговые льготы, под деятельностью в области информационных технологий понимается реализация экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передача имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, оказание услуг (выполнение работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных. Предпринимательская деятельность в области ИТ включает: торговлю оптовую программным обеспечением, разработку компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, деятельность по обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети интернет, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.


Льготы по другим налогам

В ряде регионов ИТ-компании получают дополнительные льготы, например, сниженные ставки на транспортный или земельный налог.

От уплаты транспортного налога освобождаются резиденты ОЭЗ «Иннополис» (на 10 лет с момента регистрации транспортного средства) и ОЭЗ «Санкт-Петербург» (на 5 лет с момента регистрации т/с). В этих же экономических зонах, а также в Крыму действует льгота на земельный налог – в Иннополисе и Санкт-Петербурге участники экономической зоны не платят налог в течение пяти лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, а в Крыму эта льгота действует бессрочно.

Определенный интерес для ИТ-компаний составляет и льготная ставка по упрощенной системе налогообложения (УСН), которая применяется в ряде регионов. Можно выделить 7 регионов, в которых такая льгота предоставляется прицельно ИТ-компаниям. В таблице они ранжированы по размеру льготы и строгости условий для ее получения. В республике Крым и Севастополе льготная ставка (0%) по УСН действует для всех без исключения резидентов ОЭЗ, а значит и для ИТ-компаний.

CNews Analytics: Льготные ставки по УСН для ИТ-компаний в регионах России

Регион Налоговая ставка по УСН
Ставка без льготы Льготная ставка Основание получения льготы
1. 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 0% (Льгота предоставляется в течение двух налоговых периодов, действует до 1.01.2021 г.) Одновременное соблюдение условий:
а) индивидуальный предприниматель, впервые зарегистрированный после 1 июля 2015 г. и осуществляющий деятельность в области информационных технологий;
применение упрощенной системы налогообложения и выбор объекта налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
2. Челябинская область 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 0% (Льгота предоставляется в течение двух налоговых периодов, действует до 1.01.2021 г.) Одновременное соблюдение условий:
а) налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после 29.01.2015 г. и осуществляющие предпринимательскую деятельность в научной сфере, в том числе разработка компьютерного программного обеспечения, а также деятельность консультативная и работа в области компьютерных технологий;
б) применение упрощенной системы налогообложения;
в) По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении указанной деятельности, в отношении которых применялась льготная ставка, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%;
г) вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
3. Пензенская область 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 0% (Льгота предоставляется в течение двух налоговых периодов, действует до 1.01.2021 г.) Одновременное соблюдение условий:
а) Индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные с 01 января 2010 г. и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные группировками 62, 63 ОКВЭД (К указанным видам деятельности относятся: разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационных технологий);
б) применение упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения являются доходы;
в) по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении указанной деятельности, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%;
налогоплательщик вправе применять льготную ставку со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно в течение 2 налоговых периодов
4. Ульяновская область 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 1% Одновременное соблюдение условий:
а) налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, а также деятельность в области информационных технологий как они определены в группировках 62, 63);
б) применение упрощенной системы налогообложения;
в) в доходе таких налогоплательщиков от реализации товаров (работ, услуг) в течение соответствующего отчетного (налогового) периода доля дохода от реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления указанной деятельности, составила не менее 70%;
наличие документа об аккредитации в Минкомсвязи.
5. Тюменская область 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 1% ( Данная ставка установлена до 31 декабря 2019 г.) Одновременное соблюдение условий:
а) налогоплательщики-организации, выбравшие объектом налогообложения доходы и осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере информационных технологий (В настоящем случае к предпринимательской деятельности в сфере информационных технологий относятся: разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги)
б) По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении указанной деятельности должна составлять не менее 70%;
наличие документа об аккредитации в Минкомсвязи.
6. Калининградская область 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 3% Одновременное соблюдение условий:
а) налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную группировками 62, 63,1 ОКВЭД, за исключением подгруппы 63.11.9 и 63.12 (разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, а также деятельность в области информационных технологий как они определены в группировках 62, 63 ОКВЭД);
б) применение упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения являются доходы;
в) суммарный доход от указанной деятельности за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
г) отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе во внебюджетные фонды; в случае привлечения наемных работников в налоговом периоде, в котором применена льготная ставка, налогоплательщик обеспечивает уровень среднемесячного выплачиваемого дохода в расчете на одного работника в размере не менее 2,5 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на начало налогового периода.
7. Республика Саха (Якутия) 6% (доходы), 15% (доходы минус расходы) 3% (ставка применяется по 31 декабря 2019 г. включительно) Одновременное соблюдение условий:
а) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;
б) применение упрощенной системы налогообложения (в случае, если объектом налогообложения являются доходы);
осуществление деятельности на территории определенных муниципальных образований.

Источник: CNews Analytics, P&P Unity, 2018

Как видим, спектр налоговых льгот для ИТ-компаний в России достаточно широк. Используя эти возможности, компании, занимающиеся информационными технологиями, могут заметно оптимизировать свои налоговые отчисления.

Читайте также: