Налоговый прессинг что это

Опубликовано: 11.05.2024

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС

2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей. Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.

Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров. По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года. Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Зачем это нужно и почему бизнес выступает против?

Зачем кодифицировать неналоговые платежи

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества. За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70. Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

В чем позиции бизнеса и властей расходятся

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения. В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным. В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога. Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес. Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки. Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков. Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора). Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

Ожидаемые последствия

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов. А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов. Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов. Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков. Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами. Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне. После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.

Даниил Егоров

Сообщения о недовольстве бизнеса работой налоговых органов в рамках действующей с 2017 года ст. 54.1 Налогового кодекса преувеличены, считает глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Об этом он заявил журналистам после расширенной коллегии ведомства, передал корреспондент РБК.

«На сегодняшний день есть около 180 споров с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК в судах. Я сомневаюсь, что эти цифры можно назвать очень большими для всей Российской Федерации», — ответил Егоров на просьбу журналистов прокомментировать возмущение бизнеса по поводу ст. 54.1 НК.

Налоговая выигрывает в судах более 85% споров, сообщил глава ФНС на коллегии ведомства.

Почему возмущается бизнес

Число актов налоговых проверок по ст. 54.1 НК значительно превышает число судебных споров, а многие предприятия просто не доживают до судов, объяснила РБК партнер ФБК Legal Галина Акчурина. «Проблема огромная, и ее нельзя недооценивать», — считает Акчурина.

Фото:Екатерина Штукина / ТАСС

Недовольство бизнеса практикой применения ст. 54.1 НК вызвано тем, что налоговые органы не рассчитывают, сколько предприятие должно было заплатить, не нарушая правил.

В результате уклонистам доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки, и доначисления значительно превышают суммы, которые бизнес вообще заработал. При этом штрафы составляют 40%, рассказала Акчурина.

Устранить «карательные меры» ранее предлагал правительству бизнес-омбудсмен Борис Титов, отмечавший, что существующая практика «носит штрафной характер», и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса. Однако ФНС и Минфин отрицают необходимость «налоговой реконструкции».

«Суммы доначислений и штрафов оказываются абсолютно непосильны для большинства фирм: они столько не заработали, сколько им доначислили. В итоге из-за блокировок счетов предприятия не доживают до судов», — сказала Акчурина.

Также налоговые органы часто распространяют нарушения в отношении нескольких операций на все остальные, из-за большого объема фактуры реальным изучением фактических обстоятельств и документов по каждой операции никто не занимается, а в результате компании получают необоснованные претензии, рассказала Акчурина.

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Кроме того, положения ст. 54.1 НК требуют от бизнеса тяжелой, во многом рутинной работы и дополнительных издержек. Например, закон определяет признаком ухода от налогов исполнение работ не тем лицом, с кем заключен договор (или его субподрядчиком), и требует от предприятий иметь доказательства наличия непрерывной цепочки договоров до конкретного исполнителя-физлица и не сотрудничать с теми, кто не может по всей цепочке субподрядчиков раскрыть принадлежность персонала конкретному лицу.

Однако у предпринимателей не всегда есть возможности тщательно проверить контрагентов и отслеживать их деятельность. Особенно уязвимы к рискам сферы строительства, перевозок и клининга, в целом сфера услуг. «Например, практически невозможно узнать, все ли работники подрядчика официально трудоустроены», — объяснила Акчурина. У ФНС гораздо больше данных и инструментов — «АСК НДС-2», «АИС Налог-3» и т.д. Бизнес же несет дополнительные издержки на проверку контрагентов, и все равно этого оказывается недостаточно для гарантированной защиты от налоговых претензий за нарушения со стороны контрагентов.

Тем не менее на расширенной коллегии ФНС глава службы поручил правовому блоку «стабилизировать работу по нормам в рамках ст. 54.1 НК» и «обеспечить определенность».

«Триада позиций Минфина, налоговой и судов должна работать максимально эффективно, чтобы все искажения быстро корректировались и налогоплательщики получали понятное, доступное, объективное правовое поле и работали в системе живого права, понимали и доверяли нашим позициям, чтобы было абсолютно очевидно, что наши подходы справедливы», — указал Егоров.

Позиция Федеральной налоговой службы

Положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают налоговые органы оценивать в ходе проверок только взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами первого звена, то есть те отношения, на которые налогоплательщик может оказывать влияние.

Норма, являясь ужесточением требований к налогоплательщикам по соблюдению ими налогового законодательства, допускающим полный отказ в возможности реализации своих прав на заявление налоговых вычетов и учет расходов, с одной стороны, гарантирует отсутствие налоговых претензий со стороны налоговых органов в отношении исполняющих добросовестно свои налоговые обязательства налогоплательщиков и накладывает на налоговые органы требования к доказыванию умысла — с другой.

Также в результате снизилась административная нагрузка на бизнес, уменьшилось количество судебных споров. Если до издания федерального закона налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок схемы с участием «фирм-однодневок» выявлялись более чем в 7 тыс. проверок ежегодно, то за весь период после введения новой нормы количество выездных налоговых проверок, в рамках которых налоговыми органами были применены положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составило не более 2100 проверок.

За 2,5 года в суде налогоплательщиками обжаловано только менее 180 дел. Указанные показатели применения налоговыми органами положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствуют об эффективности действия этой нормы для сокращения налогоплательщиков, использующих «агрессивный» механизм налоговой оптимизации, и о снижении давления со стороны налоговых органов на бизнес.

Статья 54.1 НК РФ представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиками своими правами и направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации и исключает возможность налоговой реконструкции.

здравствуйте! У меня небольшая НДСная компания. Через год после ее регистрации пришло извещение о ее налоговой проверке. По бумагам все налоги оплачены,но налоговику не понравилась одна фактура по закупке материалов видеонаблюдения годичной давности. Деньги были передены при оплате на имя фирмы у которой брался товар Мы уплатили с него налог и знаем , что налог был также оплачен и со стороны фирмы продавшей нам товар. Дело в том что по каким-то причинам руководителя этой фирмы осудили 3 месяца назад И сейчас налоговик пытается доказать , что мы просто купили документы, чтобы уйти от налогов. Меня как директора вызывают телефонным звонком в налоговую для дачи показаний Имею ли я право отказаться от этого? У них есть все копии документов для проверки Они оказывают психологическое давление и пытаются доказать , что я сделал что-то вне закона. И как правильно вести по процедурам в таком случае? Как я пониамю если они меня в чем-то хотят обвинить -я не обязан им помогать в этом.

Уважаемый Андрей! Здравствуйте! Не поддавайтесь никакому давлению и угрозам. Вы можете предоставить просто письменные объяснения по тому или иному поводу, даже не посещая налоговый орган.

Налоговым кодексом РФ четко приписываются те или иные мероприятия, в т.ч. и в рамках налогового контроля.

Так, к примеру, согласно п.1 ст.91 НК РФ

Налоговая инспекция не вправе вызывать вас в налоговую инспекцию по телефонным звонкам, только на основании письменного уведомления

Статья 31. Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
4)вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Отказаться вы не вправе в случае если получите письменное уведомление. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае если вас вызовут письменным уведомлением говорите им только правду, предъявите все необходимые документы свидетельствующие вашу оплату налога. Можно обратиться в прокуратуру, полицию с заявлением о превышении должностных полномочий работниками налоговой. Соответствующую жалобу можно написать в в ФНС области.

Лучше появиться в налоговую.

Статья 19.4 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
www.consultant.ru/popular/koap/13_20.html© КонсультантПлюс, 1992-2015

Прийти в налоговую и дать пояснения по задаваемым вопросам.

Андрей, безусловно, по звонку Вас не вправе вызывать. Однако чего Вы добьетесь тем, что будете отказываться от дачи объяснений и непосещении инспектора?

Это не изверги, их вполне можно посетить. Однако надо учесть, что вести себя в налоговой следует соответствующим образом.

Ваша задача — узнать как можно больше и сказать как можно меньше. Вы не можете знать и помнить все, о чем Вас спрашивают. Поэтому единственный Ваш разумный ответ на все вопросы — «предлагаю изложить все Ваши вопросы в письменной форме, а я подготовлю надлежащий ответ в установленные законом сроки».

Не вижу по какой причине таким образом не следует посещать налоговую.

Ну вот тут я бы конечно поспорил.

Если это камеральная проверка, то в ее функции входит выявление расхождений и ошибок в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога согласно положениям ст.ст. 82, 87 Налогового кодекса РФ.

Что там сотруднику не понравилось — не известно. По сути, посредством ТКС (телекоммуникационных систем) у Вас могут запрашивать уточнения.

Андрей, доказать это можно только в судебном порядке. Либо в ходе следствия по уголовному делу. Поэтому в налоговом органе никто ничего доказывать не может. Вы можете стоять на своём — документы были получены в результате правоотношений с контрагентом; а налоговый орган должен сам выявить основания для привлечения Вас к ответственности. И Вы ему помогать в этом не обязаны.

Я полагаю, что Вам имеет смысл сходить в налоговый орган для дачи пояснений. В результате проведения камеральной проверки (которая должна быть проведена в течение 3 месяцев с даты представления декларации) будет составлен Ак налоговой проверки.

Вы вправе подать на этот акт свои возражения.

Налоговый орган будет их рассматривать и давать Вам ответ.

В общем, не стоит бояться сотрудников налоговой — чтобы привлечь Вас к ответственности, им понадобятся ну очень серьёзные основания.

А уж отбиться от налоговых притязаний тоже можно.


В последние годы налоговая полюбила приглашать налогоплательщиков на комиссии по легализации налоговой базы. Для инспекции такая комиссия — способ быстро собрать НДС и налог на прибыль. Сейчас приглашения сыпятся как из рога изобилия, потому что из-за коронакризиса снизились поступления в бюджет, а государство хочет денег.

За первые десять месяцев 2020 года поступление налогов в бюджет России снизилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 16,9 трлн. руб.

Что такое комиссия по легализации налоговой базы? Что там происходит?

К чему готовиться? Что будет, если просто не прийти?

И главное, означает ли вызов на комиссию, что бизнесу «светит» выездная налоговая проверка?

Что такое комиссия по легализации налоговой базы, для чего она нужна инспекторам и как проводится

Что такое комиссия по легализации налоговой базы? Это способ понудить компанию самостоятельно доплатить налоги.

Как это работает? Инспекция с помощью собственных информационных ресурсов (прежде всего, АСК НДС-2) проверяет цепочки контрагентов компании. Цель проверки: найти разрывы в платежах по НДС. Налоговики ссылаются на ст. 54.1 Налогового кодекса.

Инспекция нашла разрыв в уплате НДС. Что дальше? Далее налоговая вызывает директора компании и настоятельно рекомендует доплатить.

Что именно происходит на комиссии? Формат работы комиссии — беседа. Председатель — заместитель начальника ИФНС или начальник контрольно-аналитического отдела, также в протокол вписываются и другие сотрудники инспекции, которые в силу занятости не присутствуют.

Инспекторы скажут, что ваш контрагент или несколько контрагентов, вероятно, недобросовестные, потому что АСК НДС-2 показывает разрыв в цепочке уплаты НДС. Покажут монитор компьютера с открытой программой, чтобы вы своими глазами увидели тревожные красные кружочки и почувствовали, что все действительно серьёзно.

Однако в последнее время на комиссиях всё чаще приводятся «формальные» недостатки контрагентов (массовый адрес, незначительная сумма налогов к уплате, минимальная штатная численность, отсутствие основных средств, склада и техники, транзитные платежи и т.д.). Также выясняются вопросы оплаты в адрес недобросовестных контрагентов (для тех кто покупал бумажный НДС сообщаем — банковские выписки у инспекторов имеются).

Так что без весомых аргументов о том, что ваши контрагенты реальны и добросовестны, а вы расплатились с контрагентом разговор будет не из приятных. Итоги «задушевной беседы» зафиксируют в протоколе.

На практике беседа в налоговой представляет собой монолог инспектора с наглядным подтверждением нарушений контрагентов компании. После этого директору скажут: доплатите налог по проблемному контрагенту (контрагентам). И будем считать вопрос закрытым. Не хотите? Вам же хуже, ваша несговорчивость может привести к выездной.

Что директор может делать и каковы последствия различных действий

Инспекция, как правило, не назначает предпроверочный анализ, пока не пообщается с директором компании. Поэтому её цель — заполучить руководителя для разговора на комиссии. Значит ли это, что приходить ни в коем случае не надо? Вариант «не приходить» существует, но не все так однозначно.

Не приходить. Весомые основания:

  • у одного из сотрудников компании обнаружен КОВИД, поэтому директор теперь тоже в зоне риска;
  • руководитель контактировал с КОВИДным больным, поэтому самоизолировался;
  • у директора есть признаки КОВИДа: нет обоняния, поэтому ему лучше прекратить все контакты и самоизолироваться.

Какие могут быть последствия? Или вас будут вызывать и дальше, но потом отстанут, или передадут материалы по вам на предпроверочный анализ, а там и до включения в план выездных проверок недалеко.

Пойти. Идти одному нет смысла, надо идти с адвокатом. Почему нет смысла идти одному? Потому, что адвокат:

  • оценит серьёзность аргументов инспекции;
  • выяснит, кто инициатор вызова директора на комиссию: территориальная инспекция (ИФНС) или управление (УФНС);
  • спрогнозирует, что будет дальше;
  • предложит варианты действий.

Лучше, если инициатор вызова директора — ИФНС, потому что если не прийти по её вызову, то есть некоторая вероятность, что про вас просто забудут. А если территориальная налоговая получила указание вызвать вас на комиссию от Управления, то «забить» у ИФНС не получится, ведь нужно будет отчитаться перед Управлением.

Ситуация требует оценки. Самое страшное, что может произойти — назначение ВНП. Её последствия вполне предсказуемы — разорение бизнеса, привлечение директора к уголовной и субсидарной ответственности.

После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

А может, чтобы не платить, можно купить бумажный НДС?

Лучше не надо, потому что в соответствии с недавними требованиями, руководство требует от районных инспекций продолжать проверку, если в налоговой декларации будет произведена замена контрагента (при сохранении «схемных» операций) без доплаты, либо с минимальными суммами доплаты в бюджет.

А может, можно перейти из одной инспекции в другую?

Это временное решение проблемы. И очень неоднозначное. Не исключено, что новый инспектор получит сведения о компании уже при переходе. В любом случае через какое-то время информация о «вновь прибывшем» дойдет но новой налоговой. И прессинг только увеличится.

Миграцию можно попробовать, чтобы оттянуть время. Если налогоплательщик не пользуется ею с завидным постоянством.

Выводы

Бюджет хочет денег. Поэтому инспекция рассылает директорам компания приглашения на комиссии по легализации налоговой базы. Цель таких комиссий — понудить директоров доплатить НДС по контрагентам, которых инспекция сочла сомнительными.

Покупать «бумажный» НДС никакого смысла нет. Мигрировать в другую инспекцию — тоже, потому что в лучшем случае это временное решение проблемы.

Если проигнорировать комиссию и не пойти, то про вас могут забыть, а могут включить в план выездных проверок. Зависит от того, насколько серьёзные нарушения у ваших контрагентов нашла инспекция и сколько налогов она планирует вам доначислить.

Если идти, то имеет смысл идти с адвокатом по налогам. Такой специалист оценит серьёзность аргументов инспекции и даст «расклад», что может быть дальше и каков риск выездной. Вы получите рекомендации, что делать: доплатить по наиболее сомнительным контрагентам, а по другим не доплачивать; доказывать реальность контрагентов и работы с ними или применять некую другую тактику

Налоговая нагрузка на бизнес в России возрастает, хотя власти декларируют свои намерения облегчить участь предпринимателей

По данным Федеральной налоговой службы, общая сумма сборов по отношению к товарообороту компаний в 2017 году выросла с 9,6, до 10,8%. При этом наибольшие потери понесет потребитель, на которого переложат рост налогов в других секторах.

Относительно 2016 года фискальная нагрузка повысилась для компаний добывающего сектора (с 32,3% до 36,7%), в том числе в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (с 35,6% до 45,4%) и других ископаемых (с 11,9% до 18,8%).

Таким образом нагрузка на главного поставщика бюджетных доходов, обеспечивающего около 25% налоговых поступлений, - нефтяной сектор - увеличилась почти на 10%, что не удивляет аналитиков: на фоне повышения котировок нефти на мировом рынке растет и НДПИ.

"Столь существенный рост налоговой нагрузки в сфере добычи и экспорта полезных ископаемых изначально заложен в налоговой системе, - указал в беседе с "Царьградом" аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев. - При этом нефтяники и газовики особого дискомфорта не испытывают – увеличение денежного потока за счет роста цен на энергоносители во многом нивелирует рост налогооблагаемой базы".

Существенно увеличились налоговые сборы для предприятий пищевого сектора, производителей напитков и табачных изделий. Если в 2016 году объем выплат составлял 19,7% от оборота предприятий, то в прошлом году уже 28,2%. Как отмечает РБК, это максимум для отрасли с 2006 года. При этом одним лишь увеличением акцизов на алкоголь и табак столь существенный рост объяснить невозможно, указали эксперты. По мнению аналитиков, увеличение налоговой нагрузки на сектор можно назвать "парадоксальным".

По словам господина Коренева, увеличение налогового бремени в этой отрасли будет ощущаться сильнее. "Впрочем, скорей всего, существенная доля этой нагрузки будет перераспределена на конечного потребителя", - прогнозирует эксперт.

Бизнес

Среди "лидеров" по самой облагаемой налогами деятельности в России также: операции с недвижимым имуществом (21,3%), административная деятельность (15,4%), производство компьютеров и оптики (12,5%), строительство (10,%).

"Налог на Google", который был введен в России с 1 января 2017 года, принес бюджету 9,4 млрд рублей и, соответственно, увеличил нагрузку на сектор информации и связи с 12,6% до 16,4%. Напомним, что согласно закону, иностранные компании обязаны регистрироваться в России как налоговые резиденты и платить НДС в размере 18% с продажи цифровых услуг. Как заявил глава ФНС Михаил Мишустин, на данный момент закон добровольно выполняют 143 крупнейшие иностранные IT-компании. В их числе Facebook, Apple, Google, Microsoft, Netflix, Samsung, Amazon, eBay, Alibaba и др.

Дилемма налицо

Экспертов, между тем, удивляет тот факт, что фискальная нагрузка в 2017 году выросла на фоне снижения рентабельности продаж с 8,1% до 7,5%.

Отметим и тот факт, что рост налоговой нагрузки практически не коррелирует с темпом увеличения ВВП России. Если рост экономики в 2010 году составил 4,5%, то доля налогов в общем товарообороте – 9,4%. В 2014 году ВВП вырос на 0,7%, а на налоги пришлось 9,8% прибыли, в 2015 году ВВП рухнул на 2,5%, а налоги снизились до 9,7%. Чуть легче стало компаниям в 2016 году: 9,6% при снижении ВВП на 0,2%. В 2017 году экономика росла темпом 1,5% в год, фискальная нагрузка увеличилась сразу на 1,2%.

"С точки зрения влияния роста налоговой нагрузки на возможные темпы роста предприятий, где это увеличение оказалось наиболее существенным, то, безусловно, рост отчислений тормозит развитие производства", - говорит А. Коренев.

При этом в "майском" указе президента основными приоритетами развития страны на ближайшие годы указаны ускоренные темпы развития именно в сегментах, касающихся роста доходов населения и усиления социального блока, а для этого государству нужны дополнительные налоговые поступления, рассуждает аналитик.

"Да, дилемма налицо – или мы в какой-то мере тормозим развитие бизнеса, но "налегаем" на социалку, или мы ослабляем налоговое бремя, но получаем дефицитный бюджет, что неизбежно ударит по социальной сфере. Был выбран первый вариант", - заключил господин Коренев.

Замкнутый круг

При этом увеличение налогового бремени происходит на фоне обещаний властей обеспечить стабильность и прогнозируемость фискальной системы. Как неоднократно заявляли в Минфине, в ближайшей перспективе налоговая нагрузка расти не будет, поскольку доходы бюджета будут пополняться за счет роста собираемости налогов.

В целом сочетание роста ВВП и роста фискальной нагрузки приводит к дополнительным поступлениям в бюджет, уменьшая его дефицит, - отметил ведущий аналитик TeleTrade Марк Гойхман "Эксперту". - Но поскольку рост экономики - не единственная причина усиления налоговой нагрузки, есть и негативные последствия от него".

Постепенное реальное наращивание налогов во многом препятствует развитию, инвестициям, стимулированию деятельности, сказал он. По словам Гойхмана, в экономике существует такое понятие как "кривая Лаффера", отражающая зависимость поступлений в бюджет от налоговых ставок. Доходы бюджета повышаются лишь при ограниченном увеличении ставок, а при существенном - сумма поступлений, напротив, а падает. Бизнес все чаще уходит в тень, указал эксперт.

Налоговая

Проблему наличия теневого сектора признают и власти. В Минфине, например, подсчитали, что "серые зарплаты" в стране составляют от четверти до трети от общего объема выплат.

В финансовом ведомстве борются с теневой экономикой "улучшением администрирования с помощью цифровых технологий". Например, посредством внедрения с 1 июля системы прослеживания товаров и онлайн-кассах. По подсчетам уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, "теневой" бизнес занимает от 35% до почти 50% ВВП.

По его словам, "гаражную" экономику нужно не уничтожать, а выводить в легальное поле, создавать условия, чтобы предпринимателям было выгодно работать "в белую". По мнению бизнес-омбудсмена, прежде всего, необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес, и это окупится "с лихвой".

"Предприниматель, загнанный в угол возрастающими налогами, зачастую поставленный на грань рентабельности, сделает все возможное, чтобы уйти от них любыми законными, а то и незаконными методами, - указывает, в свою очередь, А.Коренев. - Если он хочет развивать свой бизнес, ему придется изыскивать пути минимизации налогооблагаемой базы и всяческого занижения или сокрытия реальных объемов производства, выручки и прибыли".

По его словам, увеличить собираемость налогов исключительно ужесточением фискальных мер вряд ли получится. Кто-то, безусловно, при этом выйдет из тени, а кто-то, наоборот – еще глубже "запрячет" реальные цифры по фактическим доходам.

Выход есть всегда

Минфин пытается найти выход из сложившейся ситуации, и пытается… переложить налоговую нагрузки из одного сектора в другой. Как сообщается, финансовое ведомство не только видит значительный объем ресурсов в "обелении зарплат", но и рассчитывает получить дополнительно порядка 1% ВВП за счет "более справедливого распределения налоговой нагрузки" без ее увеличения.

"Вероятно, речь идет о том, что будет предпринят некий налоговый маневр, еще более увеличивающий нагрузку на энергодобывающие отрасли, - рассуждает А. Коренев. - Хотя пока не озвучены конкретные меры, об этом можно только гадать".

Магазин

По его словам, не исключено, что увеличится нагрузка и на компании, работающие в сфере телекоммуникаций. "Скорее всего можно ждать очередного увеличения акцизов на ряд продуктов, не относящихся к товарам первой необходимости, – тот же алкоголь, табак, а также товары длительного пользования и пищевые продукты высокого ценового диапазона", - указывает эксперт.

По его словам, вполне можно ожидать введения новых или пересмотра уже существующих налогов и сборов на импортные автомобили, утилизационные сборы, роста акцизов на бензин и т.д. "Но это пока предположения", - заключает аналитик.

Таким образом, более "справедливое распределение" налоговой нагрузки затронет интересы главного адресата президентской программы – потребителя и гражданина, уровень жизни которого должен существенно вырасти в ближайшую "шестилетку".

Читайте также: