Политика основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении госрасходов

Опубликовано: 01.05.2024

1. Примером встроенного стабилизатора при автоматической фискальной политике служить не может …

а) изменение госрасходов

б) система участия в прибылях

в) прогрессивная шкала налогообложения

г) система государственных трансфертов

2. Политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении госрасходов, именуется _____ фискальной политикой.

3. Политика правительства, в краткосрочной перспективе нацеленная на преодоление циклического спада в экономике, именуется _____ фискальной политикой.

4. Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать ряду общественных целей, к которым не относится …

а) сглаживание колебаний экономического цикла

б) повышение темпов экономического роста

в) достижение умеренных темпов инфляции

г) достижение полной конкурентоспособности рубля

5. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики не выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

6. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

а) увеличение государственных расходов

б) уменьшение государственных расходов

в) увеличение налогов

г) уменьшение налоговых ставок

7. Дискреционная стимулирующая политика предполагает …

а) рост налоговых ставок и снижение государственных расходов

б) снижение государственных расходов и переход от прогрессивной системы налогообложения к регрессивной

в) рост государственных расходов и снижение налоговых ставок

г) переход от прогрессивной системы налогообложения к пропорциональной, а также рост государственных расходов

8. К автоматическим стабилизаторам можно отнести …

а) расходы на выплату пособий по безработице

б) акцизные марки

г) учетную ставку

9. Мультипликативный эффект от снижения налогов …

а) больше, чем от увеличения государственных расходов

б) меньше, чем от увеличения государственных расходов

в) не связан с мультипликативным эффектом от изменения государственных расходов

г) равен мультипликативному эффекту от снижения государственных расходов

10. По мнению кейнсианцев сущность фискальной политики состоит в управлении совокупным спросом через изменение …

а) налогов, трансфертов, государственных закупок

б) реальных доходов населения

в) количества денег в обращении

г) курса национальной валюты

11. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной политики фискальной политики, должно в первую очередь учитывать …

а) временные лаги

б) состояние платежного баланса

в) состояние экономической конъюнктуры

г) величину иностранных инвестиций

12. Ограничение циклического подъема экономики посредством снижения государственных расходов, увеличения налогов или комбинированием этих мер называется …

а) фискальной экспансией

б) бюджетно-налоговой политикой

в) мультипликатором государственных расходов

г) фискальной рестрикцией

13. Продолжите фразу. «Автоматические стабилизаторы» …

а) обостряют проблему временных лагов

б) корректируют налоговые поступления для сбалансированности бюджета

в) корректируют налоговые ставки для сбалансированности бюджета при полной занятости

г) снижают амплитуду колебаний национального дохода

14. Не существует _____ фискальной политики.

15. К числу основных целей фискальной политики государства относится …

а) создание условий для успешного ведения бизнеса

б) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения

в) повышение благосостояния граждан

г) антициклическое регулирование экономики

16. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

17. К характеристикам дискреционной сдерживающей фискальной политики относят … (выберите несколько вариантов ответа)

а) рост ставок налогообложения

б) снижение государственных расходов

в) снижение ставок налогообложения

г) рост государственных расходов

18. Основой проведения дискреционного типа бюджетно-налоговой политики не является…

а) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер

б) активная фискальная политика

в) изменение трансфертных платежей

г) использование встроенных стабилизаторов

19. Меры правительства по изменению госрасходов, налогообложения, объема трансфертов составляют основу _____ политики

20. К методам сдерживающей фискальной политики относятся … (выберите несколько вариантов ответа)

а) повышение нормы обязательных резервов

б) уменьшение субсидий и дотаций

в) увеличение налога на прибыль

г) снижение налога на добавленную стоимость

21. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика … (выберите несколько вариантов ответа)

а) политика встроенных стабилизаторов

б) связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте

в) автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода

г) целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

22. Преодоление циклического спада экономики посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов или комбинированием этих мер называется …

1. Примером встроенного стабилизатора при автоматической фискальной политике служить не может …

а) изменение госрасходов

б) система участия в прибылях

в) прогрессивная шкала налогообложения

г) система государственных трансфертов

2. Политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении госрасходов, именуется _____ фискальной политикой.

б) дискреционной

3. Политика правительства, в краткосрочной перспективе нацеленная на преодоление циклического спада в экономике, именуется _____ фискальной политикой.

г) стимулирующей

4. Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать ряду общественных целей, к которым не относится …

а) сглаживание колебаний экономического цикла

б) повышение темпов экономического роста

в) достижение умеренных темпов инфляции

г) достижение полной конкурентоспособности рубля

5. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики не выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

6. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

а) увеличение государственных расходов

б) уменьшение государственных расходов

в) увеличение налогов

г) уменьшение налоговых ставок

7. Дискреционная стимулирующая политика предполагает …

а) рост налоговых ставок и снижение государственных расходов

б) снижение государственных расходов и переход от прогрессивной системы налогообложения к регрессивной

в) рост государственных расходов и снижение налоговых ставок

г) переход от прогрессивной системы налогообложения к пропорциональной, а также рост государственных расходов

8. К автоматическим стабилизаторам можно отнести …

а) расходы на выплату пособий по безработице

б) акцизные марки

г) учетную ставку

9. Мультипликативный эффект от снижения налогов …

а) больше, чем от увеличения государственных расходов

б) меньше, чем от увеличения государственных расходов

в) не связан с мультипликативным эффектом от изменения государственных расходов

г) равен мультипликативному эффекту от снижения государственных расходов

10. По мнению кейнсианцев сущность фискальной политики состоит в управлении совокупным спросом через изменение …

а) налогов, трансфертов, государственных закупок

б) реальных доходов населения

в) количества денег в обращении

г) курса национальной валюты

11. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной политики фискальной политики, должно в первую очередь учитывать …

а) временные лаги

б) состояние платежного баланса

в) состояние экономической конъюнктуры

г) величину иностранных инвестиций

12. Ограничение циклического подъема экономики посредством снижения государственных расходов, увеличения налогов или комбинированием этих мер называется …

а) фискальной экспансией

б) бюджетно-налоговой политикой

в) мультипликатором государственных расходов

г) фискальной рестрикцией

13. Продолжите фразу. «Автоматические стабилизаторы» …

а) обостряют проблему временных лагов

б) корректируют налоговые поступления для сбалансированности бюджета

в) корректируют налоговые ставки для сбалансированности бюджета при полной занятости

г) снижают амплитуду колебаний национального дохода

14. Не существует _____ фискальной политики.

15. К числу основных целей фискальной политики государства относится …

а) создание условий для успешного ведения бизнеса

б) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения

в) повышение благосостояния граждан

г) антициклическое регулирование экономики

16. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

17. К характеристикам дискреционной сдерживающей фискальной политики относят … (выберите несколько вариантов ответа)

а) рост ставок налогообложения

б) снижение государственных расходов

в) снижение ставок налогообложения

г) рост государственных расходов

18. Основой проведения дискреционного типа бюджетно-налоговой политики не является …

а) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер

б) активная фискальная политика

в) изменение трансфертных платежей

г) использование встроенных стабилизаторов

19. Меры правительства по изменению госрасходов, налогообложения, объема трансфертов составляют основу _____ политики

г) бюджетно-налоговой

20. К методам сдерживающей фискальной политики относятся … (выберите несколько вариантов ответа)

а) повышение нормы обязательных резервов

б) уменьшение субсидий и дотаций

в) увеличение налога на прибыль

г) снижение налога на добавленную стоимость

21. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика … (выберите несколько вариантов ответа)

а) политика встроенных стабилизаторов

б) связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте

в) автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода

г) целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

22. Преодоление циклического спада экономики посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов или комбинированием этих мер называется …

1. Примером встроенного стабилизатора при автоматической фискальной политике служить не может …

а) изменение госрасходов

б) система участия в прибылях

в) прогрессивная шкала налогообложения

г) система государственных трансфертов

2. Политика, основанная на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении госрасходов, именуется _____ фискальной политикой.

3. Политика правительства, в краткосрочной перспективе нацеленная на преодоление циклического спада в экономике, именуется _____ фискальной политикой.

4. Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать ряду общественных целей, к которым не относится …

а) сглаживание колебаний экономического цикла

б) повышение темпов экономического роста

в) достижение умеренных темпов инфляции

г) достижение полной конкурентоспособности рубля

5. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики не выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

6. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

а) увеличение государственных расходов

б) уменьшение государственных расходов

в) увеличение налогов

г) уменьшение налоговых ставок

7. Дискреционная стимулирующая политика предполагает …

а) рост налоговых ставок и снижение государственных расходов

б) снижение государственных расходов и переход от прогрессивной системы налогообложения к регрессивной

в) рост государственных расходов и снижение налоговых ставок

г) переход от прогрессивной системы налогообложения к пропорциональной, а также рост государственных расходов

8. К автоматическим стабилизаторам можно отнести …

а) расходы на выплату пособий по безработице

б) акцизные марки

г) учетную ставку

9. Мультипликативный эффект от снижения налогов …

а) больше, чем от увеличения государственных расходов

б) меньше, чем от увеличения государственных расходов

в) не связан с мультипликативным эффектом от изменения государственных расходов

г) равен мультипликативному эффекту от снижения государственных расходов

10. По мнению кейнсианцев сущность фискальной политики состоит в управлении совокупным спросом через изменение …

а) налогов, трансфертов, государственных закупок

б) реальных доходов населения

в) количества денег в обращении

г) курса национальной валюты

11. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной политики фискальной политики, должно в первую очередь учитывать …

а) временные лаги

б) состояние платежного баланса

в) состояние экономической конъюнктуры

г) величину иностранных инвестиций

12. Ограничение циклического подъема экономики посредством снижения государственных расходов, увеличения налогов или комбинированием этих мер называется …

а) фискальной экспансией

б) бюджетно-налоговой политикой

в) мультипликатором государственных расходов

г) фискальной рестрикцией

13. Продолжите фразу. «Автоматические стабилизаторы» …

а) обостряют проблему временных лагов

б) корректируют налоговые поступления для сбалансированности бюджета

в) корректируют налоговые ставки для сбалансированности бюджета при полной занятости

г) снижают амплитуду колебаний национального дохода

14. Не существует _____ фискальной политики.

15. К числу основных целей фискальной политики государства относится …

а) создание условий для успешного ведения бизнеса

б) перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения

в) повышение благосостояния граждан

г) антициклическое регулирование экономики

16. В качестве встроенного стабилизатора недискреционной фискальной политики выступают … (выберите несколько вариантов ответа)

а) система государственного страхования по безработице

б) прогрессивная система налогообложения

в) денежная система

г) банковская система

17. К характеристикам дискреционной сдерживающей фискальной политики относят … (выберите несколько вариантов ответа)

а) рост ставок налогообложения

б) снижение государственных расходов

в) снижение ставок налогообложения

г) рост государственных расходов

18. Основой проведения дискреционного типа бюджетно-налоговой политики не является…

а) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер

б) активная фискальная политика

в) изменение трансфертных платежей

г) использование встроенных стабилизаторов

19. Меры правительства по изменению госрасходов, налогообложения, объема трансфертов составляют основу _____ политики

20. К методам сдерживающей фискальной политики относятся … (выберите несколько вариантов ответа)

а) повышение нормы обязательных резервов

б) уменьшение субсидий и дотаций

в) увеличение налога на прибыль

г) снижение налога на добавленную стоимость

21. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика … (выберите несколько вариантов ответа)

а) политика встроенных стабилизаторов

б) связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте

в) автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода

г) целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

22. Преодоление циклического спада экономики посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов или комбинированием этих мер называется …


  • Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?
  • Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?
  • Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика
  • Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?
  • Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?
  • Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий административно-правового и экономического характера. О нюансах данного вида госполитики узнайте из нашего материала.

Какая государственная политика называется дискреционной бюджетно-налоговой?

Дискреционная бюджетно-налоговая политика — это политика:

  • представляющая собой преднамеренные действия государства, ориентированные в большей степени на изменения экономической ситуации, чем на законодательные решения;
  • осуществляемая посредством сознательного госманипулирования налогами и госрасходами;
  • имеющая целью воздействие на реальный объем национального производства, занятость населения, инфляционные процессы и экономический рост;
  • направленная на сглаживание циклических колебаний экономики и достижение макроэкономического равновесия;
  • регулирующая сбалансированность госбюджета (финансирование его дефицита или ликвидирование бюджетных излишков);
  • являющаяся элементом экономической политики (наряду с кредитно-денежной и внешнеэкономической политикой) и разновидностью фискальной (бюджетно-налоговой) госполитики (наряду с недискреционной).

Основная задача дискреционной бюджетно-налоговой политики заключается в сознательном целенаправленном создании дефицита госбюджета или его профицита посредством:

  • увеличения или снижения госрасходов (увеличение госрасходов влечет рост потребления и инвестиций, а также приводит к увеличению выпуска продукции и занятости трудоспособного населения);
  • манипулирования налогами (снижение налогов ведет к повышению покупательских расходов, уровня занятости населения и выпуска продукции).

Особенности госрегулирования налоговой сферы изучайте с материалом «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, государство применяет один из двух видов дискреционной бюджетно-налоговой политики:

  • стимулирующую или
  • сдерживающую.

Об особенностях данных видов расскажем в следующем разделе.

Какие действия предполагает сдерживающая дискреционная бюджетно-налоговая политика?

Сдерживающая (рестриктивная) дискреционная бюджетно-налоговая политика необходима в период «перегрева» экономики и интенсивных инфляционных процессов.

Для ситуации «перегрева» экономики характерны:

  • высокий темп роста экономики, товарных и фондовых рынков и низкая цена заемных денег;
  • дефицит госбюджета;
  • чрезмерный рост объема бумажных денег, вызывающий их обесценение (инфляция);
  • исчерпание предприятиями своих ресурсов (трудовых, имущественных и др.);
  • переинвестирование в экономические фонды (в связи с низкой ценой заемных денег, высоким потребительским спросом и иными причинами).

Знакомьтесь с алгоритмами расчета финансовых коэффициентов, связанных с процессом привлечения заемных денег, с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Последствия «перегретой» экономики носят негативный характер, поскольку:

  • наступает экономический спад;
  • возникает безработица;
  • уровень жизни населения снижается.

Одним из инструментов, способствующих предотвращению таких негативных последствий, является своевременное проведение государством мероприятий в рамках сдерживающей дискреционной бюджетно-налоговой политики. Среди таких мероприятий можно назвать:

  • увеличение налогов;
  • сокращение госрасходов.

В результате осуществления указанных мероприятий достигается состояние бюджетного излишка, направляемого на погашение госдолга или изымаемого из обращения.

Стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика

Стимулирующая фискальная политика может проводиться, если страна:

  • переживает депрессию;
  • находится в стадии экономического кризиса.

Признаки кризисных явлений в экономике:

  • значительное и резкое падение производства;
  • уменьшение реального валового национального продукта;
  • массовые банкротства, гиперинфляция и прочие «кризисные» признаки.

Как международные нормы предписывают оформлять финансовую отчетность в ситуации гиперинфляции — узнайте из материала «МСФО № 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В таких условиях необходимо стимулировать:

  • совокупный спрос (объем товаров и услуг, которые потребители, предприятия и правительство готовы купить);
  • совокупное предложение (стоимостное выражение общего количества произведенных в экономике товаров и услуг);
  • оба вышеуказанных параметра одновременно.

Для достижения этих целей проводится стимулирующая дискреционная бюджетно-налоговая политика, предусматривающая:

  • рост госзакупок;
  • снижение налогов;
  • повышение трансфертов.

Результатом проведения такой политики является увеличение объемов производства и рост благосостояния населения страны.

Дискреционная и недискреционная политика государства — в чем отличия?

Основное отличие дискреционной и недискреционной бюджетно-налоговой политики (БНП) состоит в механизме реализации БНП, заключающейся:

  • в целенаправленном маневрировании налогами и госрасходами — при дискреционной БНП;
  • саморегуляции экономических процессов (автоматических поступлениях в бюджет в условиях роста экономики и их сокращениях при спаде) — при недискреционной БНП.

Автоматическое действие недискреционной БНП позволяет правительству не предпринимать каких-либо специальных мер и основано на действии встроенных стабилизаторов, предназначенных для:

  • стимуляции спроса и производства во время экономического спада;
  • сдерживания роста «перегретой» экономики.

Можно назвать несколько групп встроенных стабилизаторов недискреционной БНП, например:

  • налоговые стабилизаторы — НДФЛ, налог на прибыль, зависящие от продаж косвенные налоги;
  • социальные стабилизаторы — пособие по безработице;
  • нормативные стабилизаторы — бюджетные правила, посредством которых ограничивается рост расходов путем перенаправления избыточных налоговых поступлений в резервные фонды или на погашение госдолга (а в ситуации экономического спада — на компенсацию недостатка доходов из резервов).

Нюансы исчисления «доходных» налогов узнайте при помощи размещенных на нашем сайте материалов:

Какой лаг имеет дискреционная налогово-бюджетная политика?

БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги). Лаг — это термин, означающий отставание или запаздывание.

Принятая в экономике классификация предусматривает 2 группы лагов:

  • внешние — представляют собой отрезки времени между проявлением проблемы в экономике и принятием мер экономической политики (необходимые для согласовательных и регламентных парламентских и президентских процедур);
  • внутренние — отражают время между принятием мер экономической политики и получением соответствующих результатов от их введения.

Для дискреционной БНП характерен длительный внутренний лаг.

Существуют и иные классификации лагов — относительно дискреционной БНП можно обозначить следующие их виды:

  • лаг распознавания — отрезок времени между появлением макроэкономической проблемы и осознанием ее на правительственном уровне;
  • административный лаг — временной промежуток между осознанием необходимости бюджетно-финансового регулирования экономической проблемы и фактическим принятием мер правительством;
  • функциональный лаг — промежуток времени между началом мероприятий по урегулированию проблемы и их воздействием на ВВП, уровень цен, занятость и иные показатели.

Длительность каждого из указанных лагов дискреционной БНП зависит от множества факторов: масштабов макроэкономических проблем, степени эффективности принятых решений по их урегулированию и др.

Итоги

Дискреционная бюджетно-налоговая политика способствует преодолению макроэкономических проблем посредством целенаправленных действий государства. В зависимости от фазы, в которой находится экономика, применяются те или иные комплексы мероприятий в рамках дискреционной бюджетно-финансовой политики — стимулирующие экономические процессы или сдерживающие их.

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономичес­кий рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спадацеленаправленносоздаетсядефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительнымивнутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Т.е. при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникаютавтоматически, в результате действиявстроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий.

В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса (рост покупательной способности населения), предотвращая дополнительные предпосылки к возникновению инфляции.

Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате рост совокупного спроса сдерживается.

В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение)чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Таким образом, автоматические стабилизаторысглаживают резкие колебания совокупных доходов и расходов и предотвращают резкие и плохо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y2>Y0, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 5.).

В фазе циклического спада Y1

Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

В принципе, предполагается, что бюджет должен быть сбалансирован (доходы и расходы должны быть равны), но так бывает не всегда. Возможны два варианта:

− дефицит бюджета– превышение расходов бюджета над его доходами.

− профицит бюджета– превышение доходов бюджета над его расходами.

Является ли дефицит государственного бюджета (что случается довольно часто) проблемой для экономики страны, есть ли необходимость в постоянном балансировании бюджета? Нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от текущей экономической ситуации, в частности от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика.

В случае кризиса скорее всего будет наблюдаться дефицит бюджета. С таким дефицитом нет смысла бороться; наоборот, государство часто намеренно входит в такой дефицит увеличивая государственные расходы: так как надо снижать социальную напряженность, поддерживать промышленность (вероятно снижение налогов и выделение субсидий).

В более благоприятное время, когда экономика находится на подъеме, государство может начать проведение ограничительной фискальной политики и снизить дефицит государственного бюджета, за счет увеличения налогов.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

1) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случаемонетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в формеотсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпускагосударственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Вытеснение, выталкивание с рынкапроисходит следующим образом:

Государство проводит экспансивную фискальную политику и ради этого испытывает дефицит бюджета. Чтобы покрыть дефицит, государство делает заимствования и чтобы привлечь к себе финансовые ресурсы, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам и остаются без инвестиций. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.

Проблемаувеличения налоговых поступлений в государственный бюджет разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплекснойналоговой реформы,нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Бюджетной системойназывается совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды– это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства, в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений)употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в меж бюджетных отношениях.

Функции бюджета.

Бюджетная система выполняет три основные функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6–7 % доходов государственного бюджета);

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают:

1) экспансивную (расширительную, стимулирующую) бюджетно-налоговую политику (фискальную экспансию), которая в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление экономического кризиса (циклического спада экономики), ускорение экономического роста и предполагает:

1) увеличение госрасходов G;

2) снижение налогов T;

3) комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

2)рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) бюджетно-налоговую политику (фискальную рестрикцию), которая имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики (т.е. ослабление инфляции и нормализацию хозяйственной конъюнктуры) и предполагает:

1) снижение госрасходов G;

2) увеличение налогов T;

3) комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на ряд теоретических концепций.

На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:

а) она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;

г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а увеличение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.

Читайте также: